Игры на развитие коммуникативных умений цель. Игры для развития коммуникативных способностей и социализации дошкольников

Ульянова Александра Анатольевна
Игры на социально-коммуникативное развитие.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

1. Игра «Пиктограммы» .

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог : «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так : «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» . Ребенок ловит мячик и говорит : «Я радуюсь, когда….» , затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит : «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

3. Упражнение «Способы повышения настроения» .

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4. Игра «Лото настроений» . Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор : рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор : белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

5. Игра «Испорченный телефон» . Все участники игры , кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры .

После этого ведущий опрашивает всех участников игры , начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игры на развитие коммуникативных способностей

1. Игра Слепец и поводырь

Цель : развить умение доверять , помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары : “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

2. Игра Вежливые слова

Цель : развитие уважения в общении , привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

3. Игра Коврик примирения

Цель : Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения» , чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

4. Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало» , которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

5. Игра «Веселая сороконожка»

Цель : развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

6. Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

7. Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра» , «кто любит сладкое» итак далее.

8. Игра «Ау!»

Цель : развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих : 5-6 человек.

Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ИГРЫ НА СПЛОЧЁННОСТЬ , СОТРУДНИЧЕСТВО

1. Игра «Клубочек»

Материалы : клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.

Когда песенка заканчивается - все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

2. Игра «Паровозик»

Ход игры . Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик» , преодолевая различные препятствия : едет по мостику, через кочки.

3 Игра «Здравствуй друг»

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами : «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

4 Игра «Добрые волшебники»

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : "В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль "заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

5 Игра «Аплодисменты по кругу»

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

1 Игра Игра : «Знакомство»

Цель : Обучение вежливому приветствию.

Вступление : Как мы говорим : «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека) .

Ход игры : разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

2 Игра Игра : «Разговор по телефону»

Цель : формирование культуры ведения диалога.

Ход игры : разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

1 Игра СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры : В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель : дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель : а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

2 Игра КОВРИК МИРА

Цель : научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры : для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель : ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира» , а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре) . Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани : «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т. к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения :

1. почему так важен для нас «коврик мира» ?

2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

3. почему недопустимо применение в споре насилия?

4. что вы понимаете под справедливостью?

3 Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита» ). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

4 Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» .

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее.» , - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игры по формированию доброжелательных отношений

"Жизнь в лесу"

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию :"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. ". Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно , следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы"

Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.

Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.

"Ожившие игрушки"

Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель :"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать , кто какую игрушку изображал"

Игры и упражнения

на развитие

коммуникативных

навыков у дошкольников.

Подготовила воспитатель:

Введение

Из обязательного минимального содержания обра­зовательной программы, реализуемой дошкольным об­разовательным учреждением (ДОУ), коммуникатив­ная компетентность дошкольника включает распо­знавание эмоциональных переживаний и состояний ок­ружающих, умение выражать собственные эмоции вер­бальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребе­нок уже

должен овладеть коммуникативными навыка­ми. Эту группу

навыков составляют общеизвестные умения".

Сотрудничать;

Слушать и слышать;

воспринимать и понимать (перерабатывать) ин­формацию;

Описание игры.

Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит:

Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:

Б: банан, какого цвета? И т. д.

Интервью

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –«журналисты»

Педагог говорит:

Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: Город, в котором я живу»

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей,наиболее удачно сыграла свои роли.

Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения , артистизм.

Пум –пум - пум.

Описание игры.

Педагог говорит:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

- Для чего «Пум – пум –пум» нужен?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

Скажи по –другому.

Оснащение: фишки.

Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.

Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.

Примеры предложений:

- Девочка торопиться в школу:

- Мама смотрит в окно:

- Вчера Толя был грустным;

Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.

Слушай и повторяй.

Описание упражнения.

С помощью считалки выбирается водящий. Педагог произносит какую – нибудь фразу, после чего водящему нужно передать услышанное остальным участникам, но другими словами.

Например, педагог говорит:

- Я прочитаю вам замечательный рассказ про муравьишку –путешественника.


Водящий может перефразировать это предложение так:

Воспитатель(имя –отчество)прочитает нам интересный рассказ о путешествиях муравья.

v упражнение можно усложнить,используя в качестве речевого материала

небольшие стихи, рассказы, сказки.

https://pandia.ru/text/79/079/images/image011_4.jpg" width="192" height="214">

https://pandia.ru/text/79/079/images/image013_4.jpg" width="357" height="331 src=">

Тайный смысл.

Оснащение: магнитная доска, магниты.

Иллюстрации к пословицам:

« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

« яйца курицу не учат»;

«каждый кулик свое болото хвалит»;

« за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;

«трус своей тени боится»;

Описание упражнения.

Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики» . Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.

«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Идет следствие.

Оснащение : магнитная доска, магниты;

Сюжетные картинки: «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».

Описание игры .

С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»

Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так:

- Я вижу улыбки на лицах.

- Я слышу смех и топот ног.

- Все держаться за руки.

- Я слышу веселую музыку.

- Я вижу подарки.

- Я чувствую запах елки.

Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.

Затем водящие меняются, игра возобновляется.

https://pandia.ru/text/79/079/images/image017_4.gif" width="625" height="312 src=">DIV_ADBLOCK217">


Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем , так, что дух захватило)

Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)

Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).

DIV_ADBLOCK218">

§ одеваются, прощаются, уходят;

§ купаются, загорают, ходят босиком;

§ лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;

Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку.

Угадай и нарисуй

Оснащение : простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)

Описание упражнения: Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем, не называя отгадок, нарисовать их.

Примеры загадок:

Под сосною у дорожки На спине иголки

Что стоит среди травы? Длинные да колкие

Ножка есть, но нет сапожек, А свернется он в клубок -

Шляпка есть –нет головы. Нет ни головы ни ног.

(Гриб) (ежик)

По окончании рисования начинается обсуждение.

Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.

Загаданное действие.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные участники обсуждают и загадывают, какое действие он должен будет выполнить. Например: почистить зубы, подмести пол, посмотреться в зеркало и т. д.

После обсуждения вызывают водящего и предлагают ему подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается понять и изобразить загаданное действие.

Что на что похоже.

Описание игры.

Воспитатель договаривается с детьми о том, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или существа только сравнения (предмет может сравниваться со сходным по внешнему виду, действиям и т. п.)

С помощью считалки выбирается водящий, который будет отгадывать загадки. Он выходит из комнаты и не возвращается до тех пор, пока остальные участники не договорятся о слове. Водящий должен отгадать, какое слово задумали дети.

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Я бросаю тебе мяч.

Оснащение : мяч.

Описание игры.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т. д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

Почему? А потому!

Оснащение: фишки.

Описание игры.

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

Почему кошка часто умывается?

Может слон жить без хобота? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Задом наперед.

Оснащение : магнитная доска, магниты;

пары картинок:

«Человек с раскрытым зонтом» и «Человек с закрытым зонтом».

Описание упражнения.

Воспитатель прикрепляет к доске пару картинок (например: девочка с воздушным шариком – девочка без воздушного шарика) и рассказывает историю:

- Девочке подарили воздушный шарик. Выбежала она на улицу. Но тут подул ветер и вырвал из рук девочки шарик. Отправился шарик в путешествие, а девочка помахала ему рукой: «До свидания, шарик. Когда устанешь летать, возвращайся!»


Детям предлагается рассказать другую историю по этим же картинкам, но «задом –наперед», т. е начиная с последней картинки.

Бывает – не бывает.

Оснащение : любые предметные картинки, например:крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.

Описание игры

С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит, доказывая, что такое может случиться.

Варианты диалогов детей:

- Крокодил летает.

- Крокодил не летает, у него не крыльев.

- Нет летает, его везут в самолете.

- Тучка упала на землю.

- Тучка плывет по небу, она не может упасть.

- Нет, тучка упала дождем.

Не бывает….

Оснащение : фишки

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий. Он приводит какое –либо утверждение, с его точки зрения неправдоподобное. Например:

Дети учат взрослых.

Отменили «тихий час». И т. п.

Остальные участники должны придумать условия, при которых это утверждение станет возможным. За верный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.

Но зато я…..

Оснащение : мяч.

Описание игры.

Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.

Ребенок,бросивший мяч, говорит какую –либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …».

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…».

Например:

Я не забываю чистить зубы по вечерам.

Но зато я мою руки перед едой.

Что было бы, если бы я …

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали, но только если вы объясните свой выбор.

Варианты ответов детей:

Артистом, то сыграл бы роль…

Художником, то нарисовал бы…

если бы я был воспитателем, то…

цветком, то радовал бы….

Доказательство.

Оснащение : различные предметы (счетные палочки, пуговицы, кубики, геометрические фигуры и др.); фишки.

Описание игры

Педагог раскладывает перед участниками предметы и предлагает им подумать и сказать, какую фигуру можно из предложенных предметов

Когда кто –то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина», то в качестве доказательства он должен выложить придуманную им фигуру.

Ребенок,который правильно выполнил задание, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Игры и упражнения

на развитие умения конструировать.

«текст для другого»

(умение говорить самому)

§ Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

§ Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;

§ Научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.

Художник слова.

Описание упражнения

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.


Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого –либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

v учитывая уровень развития вербального воображения детей,

можно предложить им упражнение на ассоциациативное восприятие, используя вопросы, например:

на какое животное похож?

на какое растение? и т. д.

Магазин.

Оснащение : различные предметы, игрушки, продукты.

Описание игры .

С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети – «покупатели».

На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т. д.

«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Опиши друга.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Библиотека.

Оснащение : книги, хорошо известные детям.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети _»читатели».

Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»

Снежная короле в а

Описание упражнения

Участники садятся на пол или на стульчики, обра­зуя круг.

Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».

Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все

доброе и прекрасное превра­щалось в плохое и безобразное. Сколько

бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит:

У этой сказки есть продолжение: когда Каи и Гер-да выросли, они

сделали волшебные очки, через кото­рые, в отличие от зеркала,

можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям предлагается представить, что волшебные оч­ки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец опи­сания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, ка­кие трудности они испытали,

что чувствовали, нахо­дясь в роли рассматривающих.

Знакомство.

Оснащение : картинки с изображением сказочных персонажей.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»

Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Угадай, кто это.

Описание игры.

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий - «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого –либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.


Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

Станьте,дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком» , игра возобновляется.

Анна Калачева
Коммуникативные игры для развития навыков общения детей дошкольного возраста

«Пожелания»

Цель : воспитывать интерес партнера по общению .

Материал : «палочка пожеланий»

Ход : Ребята, посмотрите, что это у меня в руках! Это не простая палочка. Это палочка пожеланий. Когда мы с вами говорим друг другу пожелания? А давайте мы сейчас что-нибудь друг другу пожелаем! Маша, возьми палочку, скажи какое-нибудь пожелание. Что ты хочешь пожелать? Молодец! Сейчас передай палочку другому (передают палочку по кругу) . Ребята, сложно вам было говорить пожелания друг другу? Молодцы, все вы справились, и я вам желаю, чтобы вы всегда были веселые, красивые, улыбчивые. Давайте друг другу подарим лучезарные улыбки!

«Рисуем на спине»

Цель : развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Ход : Ребята, скажите, пожалуйста, на чем можно делать рисунки? А как вы думаете на спине можно рисовать? Чем рисовать? Давайте проверим! Разделимся на пары. Один ребенок встает первым, другой за ним. Тот, кто стоит сзади рисует указательным пальцем на спине партнера. Партнер должен догадаться, что у него нарисовали на спине (дети в парах пробуют рисовать друг у друга на спине) . Вася, что тебе Саша нарисовал на спине? Саша, Вася отгадал? Хорошо, молодец! Теперь меняйтесь местами. Ребята, сложно вам было? Что сложнее рисовать или отгадывать? А теперь давайте друг другу пожмем руки.

«Здороваемся без слов»

Цель : развивать умение использовать жест, позу в общении .

Ход : Ребята, когда вы сегодня пришли в группу, что вы первым делом сделали? Правильно, поздоровались. Как вы поздоровались? Все вы сказали какое-либо слово. А давай представим, что наш ротик заклеился и не открывается, а вам надо поздороваться. Как это можно сделать? Давайте разделимся на пары, каждая пара придумывает свой способ как поздороваться, затем все покажут свой способ приветствия. Какая пара хочет первой поздороваться с нами? Маша и Петя показывают первыми свое приветствие (каждая пара по очереди показывает свое приветствие) . Ребята, сложно вам было? Что именно показалось сложным? Давайте теперь по цепочке поздороваемся друг с другом тем способом, который больше всех понравился!

«Удержи предмет»

Цель : развивать способность к согласованности действий с партнером.

Материал : листы бумаги, аудиозапись веселой музыки.

Ход : Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (показываю листы бумаги) Как вы думаете, что с ними можно сделать? Давайте сейчас устроим соревнование! Разделимся на пары. Каждой паре по листку бумаги. Вам надо зажать листок между лбами и ходить по группе под музыку. Победит та пара, кто дольше всех удержит предмет (дети делятся на пары, каждой паре раздается по листку бумаги) . Руками себе не помогаем! (включается веселая музыка) Молодцы, ребята! Всех дольше продержала свой листок пара Аня и Саша. Давайте, похлопаем этой паре. Молодцы!

«Вопрос-ответ»

Цель : развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.

Материал : мяч

Ход : Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в новую игру, она называется «Вопрос-ответ» . Для этой игры нам понадобиться мячик. Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и задаю вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос) .Маша, какое у тебя сегодня настроение? Теперь Маша бросает мяч другому и задает свой вопрос (дети по очереди бросают друг другу мяч и задают свой вопрос, если ребенок затрудняется с вопросом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте друг другу подарим яркую, теплую и ласковую улыбку!

«Змейка»

Цель : развивать навыки группового взаимодействия.

Ход : Ребята, отгадайте, кто издает такие звуки : ш-ш-ш? Правильно, это змея. А давайте, все вместе сделаем змейку : встаем друг за другом и крепко друг за дружку держимся. «Голова» змейки издает звук «ш-ш-ш» и пытается поймать свой «хвост» , а «хвост» от нее уворачивается, если «хвост» поймали то тот ребенок встает в серединку. Давайте, попробуем. «Голова» ловит «хвост» ! А теперь «хвост» ловит «голову» ! «Голову» поймали - Сережа встаешь в середину (повторяем несколько раз) . Понравилась, ребята, вам игра? Поиграем в нее в следующий раз? А теперь давайте все вместе обнимемся!

«Скажи комплимент»

Цель : развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Материал : мяч.

Ход : Ребята, сегодня такой прекрасный день! Посмотрите, на улице солнышко светит ярко-ярко! Давайте улыбнемся друг другу тоже ярко-ярко! Сейчас давайте встанем в кружок и скажем друг другу какой-нибудь комплимент. Посмотрите, у меня в руках мячик, его я передаю Маше и делаю комплимент : Маша, какая у тебя сегодня превосходная косичка заплетена! Возьми мячик, и теперь уже ты говоришь, кому захочешь комплимент и передашь мячик (дети друг за другом передают мяч и говорят комплимент, если ребенок затрудняется с комплиментом помогаю с его формулировкой). Молодцы, ребята! Давайте еще раз подарим друг другу улыбки!

Публикации по теме:

Из опыта работы. «Коммуникативные игры для старшего дошкольного возраста». Работая в течение многих лет с детьми дошкольного возраста,.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков Кинолента (автор - М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих:.

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста Клубочек (для детей с 4х лет) Игра полезна в компании мало знакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек,.

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Название игры: Ковер мира Цель игры: учить детей стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Побуждать.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.

Магнит (для детей с 3 лет)

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля - магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.

Мои руки хороши, а у соседа лучше (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Испорченный телефон (для детей с 4 лет)

Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, умения точно передавать и воспринимать информацию.

Дети встают в ряд. Первый ребенок говорит тихо на ухо какое-либо слово или фразу рядом стоя-щему, тот передает следующему и т.д. У последнего спрашивают, какое слово (фразу) он услышал. Если слово (фраза) правильное, то телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает у всех по очереди (начиная с последнего), какое они слышали слово. Так узнают, кто напутал - испортил телефон.

Иголочка и ниточка

Цель: развитие межличностного доверия, ответственности за других.

Выбирается водящий - он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами - «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет». «Ниточка» - за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2-3 раза, Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

Где мы были, мы не скажем! (для детей с 4 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, находчивости, выразительности движений.

Дети делятся на две группы. Одна группа сначала договариваются, какую деятельность они будут изображать. А затем, со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!», показывают ее движениями. Вторая группа отгадывает. Затем группы меняются ролями.

Мои друзья (для детей с 4 лет)

Цель: сплочение группы, повышение уверенности в себе и чувства защищенности

Дети встают в круг и, поочередно ударяя мячом об пол, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Оля - раз, Ваня — два» и т.д., а затем передают мяч другому участнику. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей.

Я хочу с тобой дружить (для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми

Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.

Карандаш (для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности.

Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.

Гляделки (для детей с 5 лет)

Цель: создание дружеских связей, сплочение группы, развитие умения понимать другого человека без слов

Для того, чтобы понять другого человека, необязательно использовать слова, например, можно понять его по взгляду. Для этого нужно встретиться взглядом (посмотреть друг другу в глаза). Сейчас вы будете встречаться с кем-нибудь из ребят взглядами, внимательно смотреть друг на друга, а затем меняться местами

По окончании упражнения детей спрашивают, трудно ли было встречаться взглядами и почему.

Тропинка к другу (для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, развитие эмоциональной сферы.

Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.

Найди друга (для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи детей и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я - Ваня». После того, как водящему завязали глаза, дети могут поменяться местами.

Вариант с родителями. Упражнение выполняется между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего ребенка (или родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем игроки меняются ролями.

Рукавички (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Сочиним историю (для детей с 5 лет)

Цель: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков,.

Ведущий берет какую - нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»

Дракон (для детей с 5 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игру рекомендуется проводить в конце занятия.

Тень (для детей с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого.

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. Игру можно проводить в парах: один ребенок - человек, другой - его тень.

Зеркало (для детей с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы.

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Ручеек (для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

Вариант: игру можно проводить в парах. Тогда один из пары стоит на одном береге, а второй ребенок - на другом. Дети упираются друг в друга ладошками.

Пять островов (для детей с 5 лет)

Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.

На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове. Игру можно проводить как в начале, так и в конце занятий.

Обмен (для детей с 5 лет)

Цель: учить договариваться, преодоление барьеров в общении, коррекция жадности.

Каждый ребенок получает набор из нескольких предметов (4 ребенка, по 4 предмета у каждого - по количеству играющих). Набор предметов у всех одинаковый (шишка, орех, камушек, мячик)

«Каждый из вас должен обменяться с другими детьми и собрать в свою коробочку только одинаковые предметы, например, только 4 орешка или 4 камушка. Но говорить о том, что вы хотите собрать - нельзя. Во время обмена не забывайте говорить «Спасибо». Игра закончится, когда первый из вас соберет все одинаковые предметы».

Групповой массаж (для детей с 5 лет)

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.

Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове. Упражнение лучше применять в конце занятия.

Сиамские близнецы (для детей с 6 лет)

Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Слепой и Поводырь (для детей с 6 лет)

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой - «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря - провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Неваляшка (для детей с 6 лет)

Количество участников трое: родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 - 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Соломинка на ветру (для детей с 6 лет)

Цель: коррекция страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других

Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 - 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Выключенный звук (для детей с 6 лет)

Цель: развитие невербальной коммуникации, выразительности движений

Для игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся на стульчик «в телевизор». Затем ребенка просят рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут взрослый дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Рассказчик может жестикулировать, изображать действия и т.п. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз. Затем можно сменить рассказчика.

Групповой коллаж (групповое задание)

Необходимые материалы: ватман; различные изобразительные материалы, фольга, обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; ножницы; коробочки из-под чая, мыла, конфет.

Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом в соответствии с его целями, но более интересной для детей будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно.

Ватман помещается в центр комнаты. Участники рассаживаются вокруг него.«Сейчас из предложенных материалов вы создадите групповую композицию на тему... Участвовать в этой работе должен каждый». Время на работу — 30-35 минут. С самого начала работы включается фоновая музыка.

Обсуждение. В течение 5-7 минут необходимо придумать к композиции историю, сказку. После этого необходимо обсудить групповую работу, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт.

Ожерелье пожеланий (для детей с 6 лет)

Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.

На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10 см разного цвета. «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого». В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Покажи пальцем (для детей с 6 лет)

Цель: реализация обратной связи в группе.

Участники садятся в круг. Взрослый просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.

Правила дружбы Беседа

С детьми обсуждаются правила бесконфликтного общения. Например:

  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать - научи и его. Если друг попал в беду - помоги, чем сможешь или позови на помощь взрослых.
  • Делись всем с другом и он поделится с тобой
  • Останови друга, если он делает что-то плохое
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Уступи, и он уступит тебе. Если ты поступил плохо, не бойся признать это и попросить прощения.
  • Соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не обижайся, если проиграл. обидно проигрывать, но не стоит падать духом.
  • Не радуйся проигрышу друга, не смейся над ним.

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Нос к носу

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Содержание . Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитате ль. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель . Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Закорючка
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»

Сбрось усталость

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Бабушка Маланья

Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На неё глядели и делали вот так...(повторяют за «Маланьей» любое смешное движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Маленькое привидение

Цель: игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем взрослый хлопает в ладоши.

Замри

Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Зеркало

Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

Хор животных

Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

Радио

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

Цифры

Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Передай сигнал

Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.