Исполнительная власть принадлежит правительству а законодательная парламенту. Законодательная власть: парламент

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Президент подписывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием Парламента. Существует значительное своеобразие и в отношениях высших органов государства. Система, существующая во Франции, получила название «рационализированный парламентаризм».

Структура Парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских территорий) и Сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обязанность государства обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они получают высокое денежное довольствие (более 40 тыс. франков в месяц), состоящее из двух частей: основного жалованья и дополнительного (около трети основного), которое должно выплачиваться в зависимости от участия членов Парламента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удержания из этой части жалованья не производятся). С 1995 г. члены Парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае совершения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. В других случаях для лишения иммунитета требуется разрешение бюро палаты. Ограничение свободы или уголовное преследование члена Парламента может быть приостановлено на период сессии, если этого требует палата.

Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: председатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе Парламента при утверждении поправок к Конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции Президента республики в случае вакантности поста. С председателями палат должен консультироваться Президент в случае введения чрезвычайного положения. Председатель палаты принимает решение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рассматриваться Парламентом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Председатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.

Как и в других парламентах, в палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии (комитеты), во Франции их только шесть. Они предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию (иностранных дел, производства и обмена, финансовую и др.).

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта закона. В них входят члены нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и сенаторы, избираемые верхней палатой. Эти комиссии - большая редкость, чаще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает временные специальные комиссии по расследованию и контролю, особые комиссии для определенных случаев, например для снятия депутатской неприкосновенности с члена Парламента. Для изучения научных и технических проектов создано объединенное бюро палат (8 депутатов и 8 сенаторов).

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председателей (бюро палаты и председатели фракций).

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней - не менее 14. Эти объединения (фракции) должны публиковать декларации (заявления) о своих целях. На основе пропорционального представительства фракций формируются бюро палаты и постоянные комиссии. Председатели фракций определяют политическую линию последних и даже голосуют за отсутствующих депутатов, имея ключи от их электронных табло, хотя такое голосование регламентом запрещено.

Внутренняя структура Сената аналогична структуре Национального собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).

Сессия Парламента во Франции - одна в год (с 1995 г.), длится девять месяцев. В это время должно быть проведено 120 пленарных заседаний (возможны дополнительные заседания, но они созываются только правительством).

Полномочия Парламента. Как и другие парламенты, французский Парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.

Осуществляя законодательную деятельность, Парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие Конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский Парламент по Конституции 1958 г. - это Парламент с ограниченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).

В Конституции содержится перечень вопросов, по которым Парламент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в Конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) Парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в Конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти - ордонансами и иными актами правительства. Право Парламента издавать законы ограничивается также полномочиями Президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя Парламент.

Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в бюро любой палаты, законодательное предложение депутата и сенатора - только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. Полномочия комиссий ограниченны: они могут поддержать или отклонить законопроект w предложение, но не могут заменить их своими. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокированного голосования» - с учетом только поправок правительства. До первого чтения возможен «предварительный вопрос»: обсуждение целесообразности законопроекта, но оно имеет ограниченный характер. Выступает лишь автор текста и один противник, после чего производится голосование.

Принятый в одной палате, проект передается в другую, и если будет принят в том же тексте, - идет на подпись к Президенту. Если другая палата его не примет, возможно длительное его хождение из палаты в палату - «челнок». Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от Парламента создать смешанную паритетную комиссию (по семь человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами Парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный «челнок»; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Из сказанного видно, что роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.

Более того, правительство может поставить Парламент в такую ситуацию, когда закон считается принятым им без голосования. Для этого правительство ставит вопрос о доверии в связи с требованием принять конкретный закон. Он считается принятым, если оппозиция не сумеет в течение 24 ч внести резолюцию порицания правительству и в течение 48 ч обеспечить ее принятие, что, как говорилось, практически крайне затруднительно.

По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами. По другим законопроектам, если они приняты смешанной паритетной комиссией, нижняя палата может преодолеть вето верхней только большинством списочного состава (т.е. все воздержавшиеся и не участвующие в голосовании автоматически зачисляются в число голосовавших против).

Закон после принятия передается Президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необходимыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифицированным) большинством голосов и потому практически почти не используется (в 1946-1996 гг. оно использовалось в среднем один раз в три с половиной года, но Президент Ф. Миттеран, например, применял его за 14 лет лишь два раза).

Законы до их подписания Президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона Президентом могут также депутаты и сенаторы (минимум 60 членов любой палаты). Такое обращение приостанавливает подписание закона, оно возможно только при положительном решении Конституционного совета.

Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в Парламент на утверждение.

Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции Парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). В контроле участвует посредник Парламента, назначаемый, однако, правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом Парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам (по вопросам прав граждан). В департаментах. (административно-территориальных единицах) есть представители посредника - делегаты.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к Парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в. отставку, оно не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у Президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями парламентского большинства, хотя по конституции это не обязательно. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.

Судебные полномочия Парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Института импичмента во Франции нет. Внешнеполитические полномочия Парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров.

Парламент проводит одну ежегодную сессию, которая длится с начала октября по конец июня. Переход во Франции к одной девятимесячной сессии с 1995 г. объясняют сокращением законодательной деятельности (уже существует развитое законодательство) и усилением контрольной функции Парламента. За период сессии каждая палата должна провести не более 120 заседаний. Впрочем, при определенных условиях возможны дополнительные заседания. Постоянные комиссии могут работать и вне сессии. Палаты заседают раздельно, совместные заседания возможны только в форме конгресса для утверждения поправок к конституции. Послания Президента Парламенту заслушиваются на раздельных заседаниях палат.

Законодательная власть - это одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которую можно рассматривать как совокупность полномочий по изданию законов, а также как систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть в большинстве стран осуществляется парламентом. В некоторых странах законодательную власть осуществляют органы непарламентского типа - советы. Законодательная власть может реализовываться не только специальными законодательными органами, но и непосредственно избирателями путем референдума, а также органами исполнительной власти путем делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Парламент - это общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Считается, что первым парламентом был британский парламент, созданный в 1265 г., т.е. в XIII в. Правда, схожий орган существовал в Римской империи. Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США и продолжалось до Первой мировой войны. Однако парламенты XIX в. имели особенность: в них могли избираться только представители буржуазии. В 20-60-е годы XX в. роль парламентов резко снизилась. С конца 60-х гг. XX в. начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день.

Процесс возрождения парламентов обусловили получение избирательного права (как активного, так и пассивного) не только мужчинами, но и женщинами; ликвидация многочисленных цензов (имущественный, грамотности и т.д.); совершенствование избирательных систем, структуры парламентов и порядка их работы.

Способы формирования современных парламентов:

  • избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом (самый распространенный способ);
  • нижняя палата избирается народом, а верхняя - представительными органами регионов (Германия);
  • нижняя палата избирается народом, верхняя на 2 / 3 формируется по наследственному принципу, а на Уз назначается монархом (Великобритания);
  • нижняя палата избирается народом и затем из его состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
  • некоторая часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за заслуги перед государством (Италия);
  • нижняя палата избирается, верхняя - назначается (Канада);
  • весь парламент назначается главой государства (Катар);
  • весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (ВСНП в КНР) .

Парламенты делятся на две большие группы: однопалатные (мо- нокамеральные) парламенты, которые существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах (Швеция, Эстония, Латвия, Венгрия и т.д.) и двухпалатные (бикамералъные) парламенты, которые существуют, как правило, в крупных федеративных государствах (США, Германия и т.д.) .

Достоинства монокамеральных парламентов: просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; все решения принимаются быстрее; проще законодательный процесс и т.д. Недостатки: плохо представлены территориальные единицы; есть опасность радикализации парламента и т.д.

Достоинства бикамеральных парламентов: более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней - фильтрует ее решения; обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата продолжает работать. Недостатки: появляется дополнительный слой депутатов в лице верхней палаты, следовательно, больше затрат из бюджета на их содержание; усложняется законодательный процесс и т.д.

Взаимоотношения между палатами парламентов: равный правовой статус палат или неодинаковый правовой статус (слабая верхняя палата, сильная верхняя палата) .

В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах. Деятельность парламента становится более организованной и профессиональной.

По структуре парламенты представляют сложное образование, включающее различные элементы. Руководящие органы (прежде всего председатели (спикеры) парламентов или палат); бюро палат и т.д.), обеспечивающие режим административной автономии парламента и которым подчиняются парламентские служащие. Комитеты, комиссии (законоподготовительные, следственные, согласительные), задача которых состоит в том, чтобы готовить проекты решений, принимаемых парламентом. Важным элементом являются партийные фракции (важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы). Фракция может иметь право законодательной инициативы. Внешние вспомогательные органы, в функции которых входит контроль за государственной администрацией. Вспомогательная часть - специальные консультативные службы, персонал архивов и библиотек, парламентская полиция (гвардия). Основу парламента составляют парламентарии (лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента). Правовой статус парламентария представляет собой совокупность норм, определяющих его права, обязанности, отношения с избирателями, ответственность. Права парламентариев: получение специального вознаграждения; льготный проезд на транспорте; определенная сумма для содержания помощников; бесплатная пересылка почтовых отправлений; частичное освобождение заработной платы от налогов (в некоторых странах); выступление в прениях; внесение законопроектов и поправок к ним и т.д. Обязанности парламентариев: участие в заседаниях парламента; предъявление финансовых отчетов, определяющих финансовые расходы на его предвыборную кампанию; представление сведений о размерах личного состояния. Характер отношений между парламентарием и избирателями может определяться свободным или императивным мандатом. В демократических государствах депутаты обладают свободным мандатом, согласно которому депутат представляет весь народ, не связан волей избравших его избирателей (не обязан выполнять наказы избирателей) и не может быть отозван ими. Тем не менее свободный мандат не предполагает абсолютной свободы депутата, поскольку депутат должен считаться с мнением своих избирателей (судьба депутатского мандата зависит от выбора избирателей) и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине. Императивный мандат предполагает, что депутат подчинен избирателям округа, непосредственно его избравшим, в своей деятельности связан волей избирателей (обязан периодически отчитываться перед ними о своей деятельности) и может быть отозван ими. Императивный мандат сохраняет свое действие в социалистических странах.

Депутаты зарубежных парламентов обладают рядом привилегий. Прежде всего это парламентский иммунитет и индемнитет. Парламентский иммунитет - гарантии неприкосновенности и льготный режим ответственности парламентария. Парламентский индемнитет - группа прав парламентария, обеспечивающих материальную сторону деятельности, а также неответственность за высказывания и голосования в парламенте.

Основными формами депутатской деятельности являются:

  • работа в округах, включающая встречи с избирателями, выявление их проблем и проблем округа, их решение;
  • участие в работе сессий парламента;
  • направление вопросов правительству (интерпелляция);
  • работа в комитетах и комиссиях;
  • участие в деятельности партийной фракции.

Компетенция парламента - это его функции с необходимыми

полномочиями. Выделяют три вида компетенции парламента: неограниченная, при которой не существует никаких конституционных огра- ничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония); относительно ограниченная, при которой имеется совместная законодательная компетенция центральной власти (федерация) и территориальных единиц (субъекты) (США), абсолютно ограниченная, при которой установлен тот круг вопросов, по которым парламент не может принимать законов (французский парламент). Законодательные полномочия парламента обеспечивают выполнение главной функции парламента по принятию законов. Несмотря на то что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участвовать и другие органы государственной власти (глава государства, правительство и др.), основным содержанием компетенции парламента является принятие законов. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочия принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов. Финансовые полномочия - это прежде всего полномочия по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.) принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Парламент может иметь полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно решает эти вопросы; в других - дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или утверждает их. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти и других высших государственных органов. Такие полномочия значительно шире в парламентарных республиках и монархиях, нежели в президентских республиках и дуалистических монархиях. Ратификация и денонсация международных договоров означает, что именно парламент дает окончательное согласие на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение. Правом назначения референдума обладает во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства. Судебные (нетипичные) полномочия парламента в ряде стран выражены в возможности, например, осуществлять процедуру импичмента (США) .

Законодательный процесс - это порядок деятельности по созданию закона. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: осуществление права законодательной инициативы; обсуждение законопроекта (как правило, по каждому внесенному законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идет детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идет голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки; принятие закона; одобрение второй палатой (если таковая существует); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.

Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива должна иметь вид законопроекта, иногда подкрепляется пояснительной запиской, а в некоторых случаях - финансовым обоснованием расходов. Круг субъектов законодательной инициативы: члены парламентов; глава государства (президент, монарх); правительство; избиратели; высшие судебные органы. В странах западной демократии парламентскому законодательному процессу присущи гласность, публичность, учет общественного мнения.

Виды актов, принимаемых парламентом: конституционные законы (в том числе конституция), органические законы, обычные законы, парламентские уставы или регламенты.

В мировой практике имеется институт делегированного законодательства, когда парламент передает главе государства или правительству часть своих полномочий. Делегированное законодательство оправдано, поскольку некоторые вопросы (например, экономические) нуждаются, с одной стороны, в срочном решении, а с другой - законодательном оформлении.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «парламент».
  • 2. Какое государство считается родиной парламента?
  • 3. Где обычно существуют однопалатные (монокамеральные) парламенты?
  • 4. Где существует однопалатный парламент?
  • 5. Где, как правило, существуют двухпалатные парламенты?
  • 7. Из чего состоит парламент Японии?
  • 8. Из чего состоит парламент Германии?
  • 9. Из чего состоит парламент Великобритании?
  • 10. Каким образом формируется парламент во Франции, Голландии?
  • 11. Каким образом формируется парламент в Канаде?
  • 12. Где существует парламент с абсолютно ограниченными полномочиями?
  • 13. Где существует парламент с абсолютно неограниченными полномочиями?
  • 14. Что относят к полномочиям современных парламентов?
  • 15. Что означает «делегированное законодательство»?

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические () и буржуазные (). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: , и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Примером теократической монархии является .

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония,