Как Церковь относится к вегетарианству? Великие святые о вегетарианстве «не верой единой».

Грехом является две вещи:

1. восприятие мясной пищи как скверны (нечистая, вредная для полноты человеческой личности) - Тот, кто считает мясо скверной отлучается от церкви.

2. отношение к животным, как братьям меньшим (то есть, мясоед=каннибализм), то есть исповедание, что между животным и человеком нет качественной разницы.

Относительную проблему создает заблуждение в космической роли человека. Некоторые вегетарианцы отказываются от мяса, чтобы уберечь животных от страданий. Библия же видит причину страданий всей вещественной твари в грехе человека. Поэтому уберечь мир от страданий - это явить Нового человека (Рим гл 8).

Христианство почитает пост. Мясная пища очень сильно стимулирует тело. Вплоть до возбуждения. То есть мясо стоит в одной категории с вином. Оно полезно для тела, и при этом сильно укрепляет тело. Тело становится сильным. Но тело легко становится орудием страстей, поэтому в сильном теле страсть получает дополнительную силу. Поэтому пост - это первая по важности добродетель в борьбе со страстями. Монахи мяса не едят. Миряне мясо не едят 200 дней в году.

Поэтому Церковь отлучает тех, кто считает мясо скверной, но почитает тех, кто воздерживается от мяса ради подвига.

К здоровому образу жизни, с воздержанием от мяса по каким-то гигиеническим причинам (отрасль гигиены - нутрициология - наука о здоровом питании) Церковь относится как к "чем бы дитя не тешилось" и "младенцам - куклы".
Жизнь, которая вращается вокруг здоровья тела - это очень извилистый путь, полный бесовскими ловушками.
Запрета на такое нет. Даже можно услышать от клириков рекомендации по этому поводу. Я, например, очень люблю нутрициологию, и очень расположен к периодическом вегетарианству, но, к сожалению, это очень скользкий путь, который не совместим с подлинным духовным преуспеянием.

Об отношении к "куклам":
в Новом завете есть удивительная книга 1 посл. к Солунянам.
Ап. Павел пишет свои послания к Семи Церквам (как Иоанн - Апокалипсис). Среди этих Семи Церквей - церковь Фесалоникская - самая лучшая. Так пишет Павел. Она получает от него самое большое количество комплиментов. 60% книги - непрерывная похвала. Но содержание книги показывает, что суеверия, невежество, духовная наивность и некоторые проблемы с нравственностью в ней зашкаливали.
Вегетарианство в научном плане - научное суеверие. Сила вегетарианства - в этике. И эта этика не христианская.
Совместить с христианством его можно. Но если вегетарианство соединится с гордостью, то она губит человека сильнее, чем скрытая гордость.

добавлено: 30 дек 2015

Нужно ли мне исповедоваться в том, что я не ем мяса (зная, что не каждый батюшка с пониманием отнесется к этому), стоит ли мне из любви к православию начинать насильно заталкивать в себя мясо (к которому за годы уже сформировалось чисто физическое отвращение)?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Нет, это не грех. Иногда священники назначают пожизненную или многолетнюю епитимью - воздержание от мяса. За убийство, аборт, прелюбодеяние, блуд, рукоблудие.

добавлено: 30 дек 2015
Можно, если Вы избежите двух главных этических проблем вегетарианства, и критически отнесетесь к теоретической проблемы амартологии и сотериологии (о грехе-страдании и "что теперь делать?")
добавлено: 30 дек 2015
Можно не есть рыбу. Можно не есть скоромную пищу даже на Пасху и Рождество. Наше праздничное ликование не от еды (авва Дорофей).
Я например, никогда не исполняю устав, что при утешении и утешении велием (это по Типикону время трапезы праздничной) я должен пить вино. Я вино и водку не пью, потому что они мне не нравятся. (в Типиконе, правда, нет директивности в этом смысле).
О том, что алкоголь и мясо стоят в Типиконе в одной категории - я уже упомянул.

В монастыре на стол ставят все, что разрешено уставом: вино, масло, рыбу, яйца. Но каждый монах ест то, что хочет. Некоторые только воду с хлебом.
На столе то, что по уставу. А в тарелке то, что из уставной пищи тебе нравится.

Отказ от мяса в христианстве как «учение для посвященных»
В сознании современных людей идея вегетарианства, как обязательного компонента духовной практики, связана в большей степени с восточными (ведическими, буддистскими) традициями и мировоззрением. Однако причина такого представления вовсе не в том, что практика и учение Христианства не содержит идеи отказа от мяса. Она в другом: с начала возникновения Христианства на Руси его подходом была определенная «политика компромисса» с потребностями простого народа, не желающим «углубляться» в духовную практику, и с прихотями власть имущих. Показательным примером является «Сказание о выборе веры князем Владимиром», содержащимся в «Повести временных лет» за 986 год. О причине неприятия ислама Владимиром сказание говорит так: «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Не можем без того быть, ибо веселие на Руси есть питие». Нередко эту фразу толкуют как начало широкого распространения и пропаганды пьянства среди русского народа. Сталкиваясь с подобным мышлением политиков, церковь не проповедовала широко о необходимости отказа от мяса и вина для основной массы верующих. Не способствовал этому также климат и сложившиеся кулинарные традиции Руси. Итогом стало следующее положение вещей. Для восточных духовных школ требование отказа от мяса является экзотерическим наставлением: знанием, которое раскрывается публично и является обязательным требованием для каждого. В христианстве же идея воздержания от мяса является эзотерической, т.е. тайной, передающейся внутри традиции среди тех, кто желает серьезно практиковать аскетизм и обуздание плоти, прежде всего, в монашеской среде.
Посты в христианстве
Единственный случай воздержания от мяса, хорошо известный и монахам и мирянам — это Великий Пост. Этот пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также его называют Святой Четыредесятницей, в память о 40 днях поста Иисуса Христа, пребывающего в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная неделя - воспоминание страданий (страстей) Христовых, которые добровольно принял на себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная неделя заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением. Во все дни поста запрещается употреблять «скоромную» пищу: мясо и молочные продукты. Строго запрещено также курить и пить алкогольные напитки. Церковный устав разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста испивать на трапезе не более чем три красовули (сосуд размером со сжатый кулак) вина. Рыба разрешается в пищу только немощным, в виде исключения. В наши дни во время поста многие кафе предлагают специальное меню, а в магазинах появляются выпечка, майонез и другие широко распространенные продукты без яиц. В действительности, количество предписанных постов в Христианстве гораздо больше. Православный интернет-ресурс «Просто Пост» сообщает: «Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот». Постными днями, в частности, считаются среда и пятница каждой недели.
Воздержание от мяса в Ветхом завете
Согласно Книге Бытия, первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (1.29). Ни человек, ни какое-либо из животных изначально не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая «вегетарианская» эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным Потопом. В Библии противопоставляются друг другу два образа: питание овощами, фруктами и злаками - чистая жизнь и преданность Богу, жизнь Адама и Евы до грехопадения и питание мясом - жизнь в блуде и чревоугодии, идолопоклонничество и развращение людей. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу - это лишь уступка упрямому желанию человека. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение духа началом материальным, вопрос «кто накормит нас мясом?» (Числ. 11, 4) расценивается Библией как «прихоть» - ложное устремление человеческой души. В Книге Чисел рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел птиц, были поражены моровой язвой: «33. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34. И нарекли имя месту сему: Киброт - Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33-34). Вкушение мяса жертвенного животного имело, прежде всего, символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). Древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала, фактически, лишь ритуальное употребление мяса.
Воздержание от мяса в Новом Завете и апостольская традиция
«Новый Завет» содержит ряд описаний, внешне не согласующихся с идеей вегетарианства. Например, знаменитое чудо, когда Иисус накормил множество людей двумя рыбами и пятью хлебами (Мф.15:36). Однако следует помнить не только о буквальном, но и о символическом значении данного эпизода. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» - рыба. В действительности он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theоu Uios Soter» - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Отдельного разбора заслуживает история переводов Евангелий на различные языки мира. Например, еще в английской Библии времен короля Георга ряд мест Евангелий, в которых употребляются греческие слова «trophe» (питание) и «broma» (пища), переводились как «мясо». К счастью, в православном синодальном переводе на русский язык большинство таких неточностей исправлены. Однако в фрагменте об Иоанне Крестителе говорится: он питался «акридами», что нередко трактуется как «род саранчи» (Матф. 3,4). В действительности же, греческое слово «locusts» относится к плодам псевдоакации или рожкового дерева, что и было хлебом Св. Иоанна. В апостольской традиции мы встречаем упоминания о пользе воздержания от мяса для духовной жизни. У апостола Павла находим: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Коринф. 8:13). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской и Никифор - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона - иудейского философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. <…> Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».
Отказ от мяса в христианском монашестве
В подвижническом христианском монашестве пост понимался как одна из важнейших практик обуздания страстей, путь к «бытию ангельскому на земле», и стяжанию полноты богопознания. Сохранился знаменитый «Устав отшельнической жизни» Св. Антония Великого (251-356 гг.), одного из основателей института монашества. В главе «О пище» Св. Антоний пишет: (37) «Мяса совсем не ешь», (38) «к месту, где точат вино, не подходи». Насколько эти изречения отличаются от широко пропагандируемых образов полных, не вполне трезвых монахов с чашей вина в одной руке, и сочным окороком в другой! Упоминания об отказе от мяса, наряду с прочими практиками духовного делания, содержатся в биографиях многих выдающихся подвижников. «Житие Сергия Радонежского, чудотворца» сообщает: «С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи». Строгим вегетарианцем был и столь почитаемый в народе Св. Серафим Саровский. «Житие» свидетельствует: «Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келии». Сохранились также воспоминания о том, как Св. Серафим кормил хлебом, который ему приносили из монастыря, огромного медведя. Достаточно ознакомиться с биографиями христианских подвижников и святых, чтобы заметить, сколь часто практиковалось ими воздержание от мяса. Например, блаженная Матрона Анемнясевская (XIX в.) с детства была слепой. Особенно строго соблюдала она посты. С семнадцати лет не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Св. мученик Евгений, митрополит Нижегородский (нач. XX в.) с 1927 по 1929 годы находился в ссылке в Зырянском крае (Коми А.О.). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Последнее из воплощений образа христианского старца на телеэкране - это гениальный, признанный церковью фильм Павла Лунгина «Остров». В одном из эпизодов главный герой, отец Анатолий, говорит: - Все продать подчистую. - Все? - Все подчистую. Слышь? Продашь, не пожалеешь. За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».
Станислав Зюзько

Будда Гаутама (563-483 г.г. до н.э.):

«Во имя идеалов добра и чистоты, Бодхисаттве надлежит воздерживаться
от употребления в пищу умерщвленной плоти, рожденной от семени, крови
и тому подобного. Во избежание устрашения животных и внушения им ужаса,
Бодхисаттва, добивающийся обретения сострадания, да не вкушает
плоти живых существ.

Неверно то, что мясо годится в пищу, коль скоро животное не было убито
вами самостоятельно, по вашему приказу либо намеренно не предназначалось вам.

Запомните, в будущем могут прийти те, кто под влиянием своей привязанности к мясу будут выстраивать
разнообразные хитроумные аргументы в оправдание мясоедения. Как бы то ни было, употребление
мяса в любом виде, любым способом, в любом месте однозначно и навсегда запрещено. Мясо же
употреблять я никому не дозволял, не дозволяю и не буду дозволять впредь».

(Ланкаватара-Сутра)

«Цель практик Дхьяны и попыток достижения Самадхи состоит в том, чтобы избежать страданий жизни,
но, ища избавления от страданий для себя, как можем мы продолжать причинять его другим? До тех пор,
пока вы не научитесь контролировать свой ум до такой степени, что сама мысль о жестокости или
убийстве будет вам противна, не избежать вам оков бытия. После моей Паринирваны, в последнюю
Кальпу, всевозможные демоны будут являться повсюду, обманывая людей и внушая им, что они могут
продолжать питаться плотью и достигнуть при этом Просветления. Как может Бхикшу, желающий стать
освободителем всех прочих, сам жить за счет крови и плоти других живых существ?»

(Сурангама-Сутра)

«Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел
мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в
будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде;
это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».

(Дхаммапада)

«Употребление мяса в пищу уничтожает зерно великого сострадания».

(Махапаринирвана-Сутра)

Иисус Христос

«И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой.
Ибо говорю Я вам истинно: тот, кто убивает, - убивает себя, поедающий плоть
убиенную - вкушает от тела смерти».

(Евангелие мира от Есеев)

«Питайтесь всем тем, что находится на Божьем столе: плодами деревьев,
зерном и полезными травами, молоком животных и пчелиным медом.
Вся остальная пища - дело рук Сатаны, ведет к греху, болезни и смерти.
Тогда как богатая пища, которую вы находите на столе у Бога, даст вашему
телу силу и молодость, и болезнь не коснется вас».

(Евангелие мира)

"Закалающий вола- то же, что убивающий человека" [Ис. 66.3].

В Книге пророка Исайи Господь говорит: "Я пресыщен всесожжениями овнов
и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (...)
И когда вы умножаете моления ваши,
Я не слышу: ваши руки обагрены кровью" (Исайя, 1.11, 1.15.)

Библия

В Ветхом Завете говорится: "Не убий" (Исход, 20.13). Широко распространено
ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека.
Но в оригинале на древнееврейском стоят слова lo tirtzach, точный перевод которых
"не убий", а доктор Рубен Алкалай в "Полном древнееврейско-английском словаре"
указывает, что слово tirtzach, особенно в классическом древнееврейском языке,
относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека.

"И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,
и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
(Книга Бытия 1:29)

"Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в
которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя" (Быт. 9.4, 5)

Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем
упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это
является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение
оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (tpophe,
broma и др.), переводимых обычно как "мясо", на самом деле обозначает
пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55),
например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и "велел
дать ей мяса". Но греческое слово phago, переведенное здесь как "мясо",
на самом деле означает "есть".

По-гречески "мясо" будет kreas (плоть), и ни в одном месте Нового Завета
это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом
Завете не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным
пророчеством Исайи о явлении Иисуса Христа: "Се, Дева во чреве примет и
родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Он будет питаться молоком
и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе".

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать
апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что
первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений
чистоты и милосердия. Например:

Иоанн Златоуст
св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.) , один из выдающихся
апологетов христианства своего времени, писал:
«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной
пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение
противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский
Климент Александрийский (160—240 н. э.) , один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

Серафим Саровский
Преподобный Серафи́м Саро́вский (в миру — Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II.

Серафим Саровский говорил: "Утончайте ткань памяти. Употребляя мясо, рыбу, яйца,
употребляя разные алкогольные напитки, мы огрубляем
ткань памяти и о Божественном не можем уже думать.."

Сергий Радонежский
Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная)
— 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого
монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь
монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в
лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником
земли Русской.
Так же не употреблял животную пищу
, то есть был "вегетарианцем"
по современным понятиям.

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия.

О ранних христианах: «Не проливали они потоков крови. Не было изысканной кухни. Оттуда не доносится ужасное зловоние и невыносимый дым не клубиться в кухнях их.»
Св. Христосомос, 347-404 гг.

Говорят, что император Константин в качестве наказания за велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Но не смотря на это первые христиане питались вегетарианской пищей.

Апостол Матфей «жил растительной пищей и не прикасался к мясу»
Клеменс Александрийский (150-215)
в книге книге «Paedagogus» (II, 1)

Раннее христианство и вегетарианство

Климент Александрийский (160-240 н. э.), один из основателей церкви писал: «Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяс а».

«Так же Христос есть Альфа и Омега, мессия, поставивший всё на свои места. Более не дозволено разводиться или есть мясо. Итак, если ты желаешь быть совершенным, то не следует пить вино и есть мясо » - Св. Иероним (340-420 гг.), давший миру Вульгату, латинскую , которой пользуются по сей день.

«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

св. Иоанн Златоуст(345- 407 н. э.),
выдающийся апологет христианства своего времени

Фома в соответствии с ранне-христианскими документами «носил лишь одно платье в любую погоду; что имел, то отдавал другим, а также воздерживался от поедания плоти и пития вина .» (Джеймс Вернон Бартлет, магистр искусств. Апокрифические Евангелия. Из истории христианства в свете современных знаний.)

Отец церкви Евсевиус, цитируя Эгесиппуаса (около 160 г. н.э.) говорит: «Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных ». Он поучал воздержанию и труду, а ради поддержания вечной жизни - наслаждаться произнося молитвы, не принимая мясной пищи, но лишь хлеб.

Интересное мнение современника

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345- 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский (160-240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов».

Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи.
К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264-349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси.
Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Средневековые христиане получили от Фомы Аквинского (1225-1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют.
Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.

Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа: А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).
Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе - nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии.
Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа - совсем не та, что есть у человеческих существ.