Какова гарантия на дорогу из щебенки? Нормативные сроки службы и износ дорожных конструкций Где найти нормативный срок службы покрытий тротуаров.

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») и Открытым акционерным обществом «Асфальтобетонный завод № 1», г. Санкт-Петербург (ОАО «АБЗ-1», г. Санкт-Петербург)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2011 г. № 297-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 13108-6:2006 «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 6. Литой асфальт» (EN 13108-6:2006 «Bituminous mixtures - Material specifications - Part 6: Mastic Asphalt», NEQ)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ГОСТ Р 54401-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

АСФАЛЬТОБЕТОН ДОРОЖНЫЙ ЛИТОЙ ГОРЯЧИЙ

Технические требования

Automobile roads of general use. Hot road mastic asphalt. Technical requirements

Дата введения - 2012-05-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее - смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Назначение

Тип

Максимальный размер

зерен минеральной

части, мм

30-51

От 40 до 50

Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт

15-30

От 30 до 45

Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт, тротуары

0-15

От 20 до 35

Тротуары, велосипедные дорожки

5 Технические требования

5.1 Смеси литые должны приготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.

5.2 Зерновые составы минеральной части смесей литых и асфальтобетонов на их основе, при использовании круглых сит, должны соответствовать значениям, указанным в таблице

Таблица 2

Размер зерен, мм, мельче*

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

95-100

80-100

67-87

49-70

42-59

36-52

30-48

26-2

22-34

19-30

98-100

87-100

70-85

54-71

44-62

36-54

31-45

26-37

20-32

98-100

85-100

62-88

48-79

39-70

31-59

26-8

20-40

* Полные проходы минерального материала, в процентах по массе.

Зерновые составы минеральной части смесей литых и асфальтобетонов на их основе, при использовании квадратных сит, приведены в приложении .

Графики разрешенных гранулометрических составов минеральной части смеси литой приведены в приложении .

Физико-механические свойства смесей литых и асфальтобетонов на их основе определяют в соответствии с ГОСТ Р 54400 .

Таблица 3

Нормы для типов смесей

1 Пористость минерального остова, % по объему, не более

Не нормируется

2 Остаточная пористость, % по объему, не более

Не нормируется

3 Водонасыщение, % по объему, не более

4 Температура смеси при производстве, транспортировании, хранении и укладке, °С, не выше

5 Прочность на растяжение при расколе при температуре 0 °С, МПа (факультативно):

Не нормируется

не менее

не более

* Значения соответствуют максимальной температуре смеси из условия использования полимерно-битумных вяжущих.

** Значения соответствуют максимальной температуре смеси из условия использования битумов нефтяных дорожных вязких.

5.5 Максимальная температура, указанная в таблице , действительна для любого места в смесительном механизме и емкости для хранения и транспортирования.

5.6 Значения показателя глубины вдавливания штампа в зависимости от назначения и места применения смесей литых и асфальтобетонов на их основе указаны в таблице .

Таблица 4

Вид работ

Диапазон показателя вдавливания штампа для типов смесей, мм

1 Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью движения ≥ 3000 авт/сут;

мостовые сооружения, тоннели.

Устройство

верхнего слоя

покрытия

От 1,0 до 3,5

Увеличение через 30 мин

Не более 0,4 мм

Не применяется

Устройство

нижнего

слоя покрытия

От 1,0 до 4,5

Увеличение через 30 мин

Не более 0,6 мм

2 Дороги автомобильные общего пользования с интенсивностью < 3000 авт/сут

Устройство верхнего слоя покрытия

От 1,0 до 4,0

Увеличение через 30 мин

Не более 0,5 мм

Не применяется

Устройство нижнего слоя покрытия

От 1,0 до 5,0

Увеличение через 30 мин

Не более 0,6 мм

3 Пешеходные и велосипедные дорожки, переходы и тротуары

Устройство верхнего и нижнего слоев покрытия

Не применяется

от 2,0 до 8,0 *

от 2,0 до 8,0 *

4 Все типы дорог, а также мостовые сооружения и тоннели

Ямочный ремонт верхнего

слоя покрытия; устройство

выравнивающего слоя

От 1,0 до 6,0

Увеличение через 30 мин

Не более 0,8 мм

Не применяется

* Увеличение показателя вдавливания штампа в течение последующих 30 мин не нормируется.

Показатель глубины вдавливания штампа при температуре 40 °С в течение первых 30 мин испытания и (при необходимости) увеличения показателя глубины вдавливания штампа в течение последующих 30 мин испытания определяют в соответствии с ГОСТ Р.

5.7 Смеси литые должны быть однородными. Однородность смесей литых оценивают в соответствии с ГОСТ Р 54400 по коэффициенту вариации значений показателя глубины вдавливания штампа при температуре 40 °С в течение первых 30 мин испытания. Коэффициент вариации для смесей литых типов I и II должен быть не более 0,20. Данный показатель для смеси литой типа III не нормируется. Показатель однородности смеси литой определяется с периодичностью не реже, чем ежемесячно. Показатель однородности смеси литой рекомендуется определять для каждого выпускаемого состава.

5.8 Требования к материалам

5.8.1 Для приготовления смесей литых применяют щебень, получаемый дроблением плотных горных пород. Щебень из плотных горных пород, входящий в состав смесей литых, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 .

Для приготовления смесей литых применяют щебень фракций от 5 до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм, а также смеси этих фракций. В щебне не должно быть посторонних засоряющих примесей.

Физико-механические показатели щебня должны соответствовать требованиям, указанным в таблице .

Таблица 5

Значения показателей

Метод испытаний

1 Марка по дробимости, не менее

1000

2 Марка по истираемости, не менее

3 Марка по морозостойкости, не ниже

4 Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня, % по массе, не более

7 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, A эфф , Бк/кг:

До 740

До 1350

5.8.2 Для приготовления смесей литых применяют песок из отсевов дробления, природный песок, а также их смесь. Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736 . При производстве смесей литых для верхних слоев покрытий дорог и мостовых сооружений следует использовать песок из отсевов дробления или его смесь с природным песком, содержащую не более 50 % природного песка. Зерновой состав природного песка по крупности должен соответствовать песку не ниже мелкой группы.

Физико-механические показатели песка должны соответствовать требованиям, указанным в таблице .

Таблица 6

Значения показателей

Метод испытаний

1 Марка прочности песка из отсевов дробления (исходная порода), не ниже

1000

4 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, А эфф, Бк/кг:

Для дорожного строительства в пределах населенных пунктов;

До 740

Для дорожного строительства вне населенных пунктов

До 1350

5.8.3 Для приготовления смесей литых применяют минеральный порошок неактивированный и активированный, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52129 .

Допустимое содержание порошка из осадочных (карбонатных) горных пород от общей массы минерального порошка должно составлять не менее 60 %.

Допускается применение технической пыли уноса основных и средних горных пород из системы пылеулавливания смесительных установок в количестве до 40 % общей массы минерального порошка. Использование пыли уноса кислых горных пород допускается при условии ее содержания в общей массе минерального порошка в количестве не более 20 %. Значения показателей пыли уноса должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129 для порошка марки МП-2.

5.8.4 Для приготовления смесей литых в качестве вяжущего применяют битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 40/60, БНД 60/90 по ГОСТ 22245 , а также модифицированные и другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами по нормативной и технической документации, согласованной и утвержденной заказчиком в установленном порядке, при условии обеспечения показателей качества асфальтобетона литого из этих смесей на уровне не ниже, чем установленные настоящим стандартом.

5.8.5 При применении асфальтобетонов литых на мостовых сооружениях, в верхних и нижних слоях покрытий дорог с высокими показателями интенсивности движения и расчетных нагрузок на ось следует применять модифицированные полимерами битумы. В этих случаях предпочтение следует отдавать полимерно-битумным вяжущим на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол марок ПБВ 40 и ПБВ 60 по ГОСТ Р 52056 .

5.8.6 При проектировании составов смесей литых вид вяжущего должен назначаться с учетом климатических особенностей района строительства, назначения и места применения конструктивного слоя, требуемых (запроектированных) деформативных свойств смесей литых и асфальтобетонов на их основе. Пригодность вяжущего для достижения требуемых функциональных характеристик смесей литых и асфальтобетонов на их основе подтверждают в процессе обязательных и факультативных испытаний, указанных в ГОСТ Р 54400 .

5.8.7 При производстве смесей литых допустимо применение вяжущих, модифицированных путем введения в их состав дефлегматоров, позволяющих снижать температуры производства, хранения и укладки смесей литых на величину от 10 °С до 30 °С без ухудшения ихудобоукладываемости. Введение дефлегматоров производят в битум (полимерно-битумное вяжущее) или в смесь литую в процессе ее производства на асфальтосмесительной установке.

5.8.8 Заданный состав смеси литой должен обеспечиваться в процессе ее производства на асфальтосмесительной установке. Запрещено изменять состав смеси литой после завершения процесса ее производства путем введения в мобильный кохер вяжущего, нефтепродуктов, пластификаторов, смол, минеральных материалов и прочих веществ с целью изменения вязкости смеси литой и физико-механических характеристик литых асфальтобетонов.

5.8.9 Допускается использование переработанного асфальтобетона (асфальтогранулята) в качестве заполнителя в смеси литой. При этом его содержание не должно превышать 10 % массовой доли состава смеси литой для устройства нижнего или верхнего слоев дорожного покрытия и ямочного ремонта и 20 % массовой доли состава смеси литой для устройства выравнивающего слоя. По требованию потребителя допустимый процент содержания асфальтогранулята в смеси литой может быть уменьшен. Максимальный размер зерен щебня, содержащегося в асфальтогрануляте, не должен превышать максимальный размер зерен щебня в смеси литой. При проектировании составов смесей литых с применением асфальтогранулята следует учитывать массовую долю содержания и свойства вяжущего в составе данного заполнителя.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 При приготовлении и укладке смесей литых должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004 .

6.2 Материалы для приготовления смесей литых (щебень, песок, минеральный порошок и битум) должны соответствовать классу опасности не выше IV по ГОСТ 12.1.007 , относясь по характеру вредности и степени воздействия на организм человека к малоопасным веществам.

6.3 Нормы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в процессе производства работ не должны превышать значений, установленных ГОСТ 17.2.3.02 .

6.4 Воздух в рабочей зоне при приготовлении и укладке смесей литых должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.005 .

6.5 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смесях литых и литом асфальтобетоне не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108 .

7 Правила приемки

7.1 Приемку смесей литых производят партиями.

7.2 Партией считают любое количество смеси литой одного типа и состава, произведенной на предприятии на одной смесительной установке в течение одной смены, с использованием сырья одной поставки.

7.3 Для оценки соответствия смесей литых требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточный и операционный контроль качества.

7.4 Приемо-сдаточный контроль смеси литой осуществляют по каждой партии. При приемо-сдаточных испытаниях определяют водонасыщение, глубину вдавливания штампа и состав смеси литой. Показатели пористости минерального остова и остаточной пористости и показатель удельной эффективной активности естественных радионуклидов определяют при подборе составов смеси литой, а также при изменении состава и свойств исходных материалов.

7.5 При операционном контроле качества смесей литых на производстве определяют температуру смеси литой в каждом отгружаемом автомобиле, которая должна быть не ниже 190 °С.

7.6 На каждую партию отгружаемой смеси литой потребителю выдают документ о качестве, содержащий следующую информацию о продукции:

Наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

Номер и дату выдачи документа;

Наименование и адрес потребителя;

Номер заказа (партии) и количество (массу) смеси литой;

Вид смеси литой (номер состава по номенклатуре производителя);

Температура смеси литой при отгрузке;

Марка используемого вяжущего и обозначение стандарта, по которому оно было произведено;

Обозначение настоящего стандарта;

Информация о введенных добавках и асфальтогрануляте.

По требованию потребителя предприятие-изготовитель обязано предоставить потребителю полную информацию о выпущенной партии продукции, включающую в себя данные приемо-сдаточных испытаний и испытаний, произведенных при подборе состава, по следующим показателям:

Водонасыщение;

Глубина вдавливания штампа (в том числе увеличение показателя через 30 мин);

Пористость минеральной части;

Остаточная пористость;

Однородность смеси литой (по результатам испытаний предшествующего периода);

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов;

Гранулометрический состав минеральной части.

7.7 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия поставляемой смеси литой требованиям настоящего стандарта, соблюдая методы отбора проб, приготовления образцов и испытаний, указанных в ГОСТ Р 54400 .

8 Методы испытаний

8.1 Пористость минерального остова, остаточную пористость, водонасыщение, глубину вдавливания штампа, состав смеси литой, прочность на растяжение при расколе литых асфальтобетонов определяют по ГОСТ Р 54400 .

В случае использования при подборе зерновых составов квадратных сит для определения зернового состава смеси литой необходимо применять набор сит в соответствии с приложением .

8.2 Подготовку образцов из смесей литых и асфальтобетонов на их основе для испытаний производят по ГОСТ Р 54400 .

8.3 Температуру смеси литой определяют термометром с пределом измерения 300 °С и погрешностью ± 1 °С.

8.4 Удельную эффективную активность естественных радионуклидов принимают по ее максимальной величине в применяемых минеральных материалах. Эти данные указывает в документе о качестве предприятие-поставщик.

В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов, предприятие - изготовитель смеси литой осуществляет входной контроль материалов в соответствии с ГОСТ 30108 .

9 Транспортирование и хранение

9.1 Приготовленные смеси литые должны транспортироваться к месту укладки в кохерах. Не допускается транспортирование смеси литой в автомобилях-самосвалах или иных транспортных средствах при отсутствии установленных на них и функционирующих систем ее перемешивания и поддержания температуры.

9.2 Максимальная температура смеси литой в процессе хранения должна соответствовать значениям, указанным в таблице , или требованиям технологических регламентов на данный вид работ.

9.3 Обязательные условия транспортирования смесей литых к месту укладки:

Принудительное перемешивание;

Исключение сегрегации (расслоения) смеси литой;

Предохранение от охлаждения, атмосферных осадков.

9.4 В случае длительного транспортирования или хранения смеси литой в стационарных кохерах на асфальтосмесительных установках ее температуру следует снижать на период предполагаемого времени хранения. При хранении смеси литой от 5 до 12 ч их температуру следует понижать до 200 °С (при использовании полимерно-битумных вяжущих) или до 215 °С (при использовании вязких нефтяных битумов). После окончания периода хранения, непосредственно перед производством работ по укладке, температуру смеси литой увеличивают до допустимых значений, указанных в таблице или в технологическом регламенте на данный вид работ.

9.5 Время, прошедшее от производства смеси литой на асфальтосмесительной установке до полной выгрузки ее из мобильного кохера при укладке в покрытие, не должно превышать 12 ч.

9.6 Литая смесь подлежит утилизации в качестве строительных отходов при выполнении следующих условий:

Превышение максимально допустимых сроков хранения литой смеси;

Неудовлетворительная удобоукладываемость смеси, потеря способности быть литьевой смесью и способности растекаться по основанию, рассыпчатость (несвязность), наличие коричневого дыма, исходящего от литой смеси.

9.7 Контрольно-измерительные приборы, отслеживающие температуру литой смеси на асфальтосмесительной установке и в кохере (стационарном и мобильном), должны подлежать калибровке (поверке) с периодичностью не реже одного раза в три месяца.

10 Указания по применению

10.1 Устройство покрытий из смеси литой осуществляют в соответствии с технологическим регламентом, утвержденным в установленном порядке.

10.2 Смесь литая должна укладываться в покрытие исключительно в жидком или вязко-текучем состоянии, не требующем уплотнения.

10.3 Укладку смесей литых следует производить при температуре окружающего воздуха и нижележащего конструктивного слоя не ниже 5 °С. Допускается применение смесей литых при температуре окружающего воздуха до минус 10 °С для производства работ по снятию аварийной ситуации на проезжей части автомобильных дорог с асфальтобетонными покрытиями. В этих случаях следует предусмотреть меры по обеспечению достаточного качества сцепления асфальтобетона литого с нижележащим конструктивным слоем.

10.4 Смеси литые для устройства дорожных покрытий, тротуаров и ямочного ремонта должны выгружаться непосредственно на поверхность нижележащего конструктивного слоя или слоя гидроизоляции. Поверхность нижележащего слоя должна быть сухой, чистой, обеспыленной и должна удовлетворять требованиям к асфальтобетонным и монолитным цементобетонным основаниям и покрытиям.

При укладке смеси литой на бетонное основание или асфальтобетонное покрытие, подготовленное методом холодного фрезерования, следует производить предварительную обработку таких поверхностей битумной эмульсией по ГОСТ Р 52128 с расходом 0,2 - 0,4 л/м 2 в целях обеспечения надлежащего сцепления слоев. Скопление эмульсии в пониженных местах поверхности основания не допускается. Обязательным является требование полного распада эмульсии и испарения образовавшейся при этом влаги до начала укладки смеси литой. Использование для обработки поверхностей битума вместо битумной эмульсии не допускается.

Обработку эмульсией нижележащего слоя из литого асфальтобетона не производят, когда нижний и верхний слои покрытия устраиваются из литого асфальтобетона.

Обработку эмульсией нижележащего слоя из литого асфальтобетона допускают не производить при устройстве верхнего слоя из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси по ГОСТ 31015 при интервале времени между устройством слоев не более 10 сут, а также при отсутствии движения транспорта в данный период по нижележащему слою.

10.5 Значение максимальных допустимых продольных и поперечных уклонов дорожной конструкции, при использовании литой смеси, составляет от 4 % до 6 %, в зависимости от особенностей заданного состава литой смеси и ее вязкости.

10.6 Смеси литые всех типов допускается укладывать как механизированным способом с применением специального устройства для разравнивания смеси литой (финишер), так и вручную. Требуемая удобоукладываемость смесей литых достигается производителем путем корректировки заданного состава и подбором битумного вяжущего, введением дефлегматоров в процессе производства смеси литой при условии сохранения асфальтобетоном литым прочностных характеристик, указанных в . Регулирование удобоукладываемости могут производить путем изменения температурного режима смеси литой в процессе ее укладки, с учетом выполнения требований к минимальной и максимальной допустимым температурам смеси литой. Смесь, предназначенная для механизированной укладки, может обладать повышенной вязкостью и меньшей скоростью растекания по поверхности при выгрузке.

10.7 Завершающей стадией устройства дорожного покрытия с верхним слоем из литого асфальтобетона является устройство шероховатой поверхности, осуществляемое методом втапливания «по горячему» в соответствии с технологическим регламентом, утвержденным в установленном порядке.

10.8 Физико-механические показатели щебня, применяемого для устройства шероховатой поверхности верхнего слоя покрытия из асфальтобетона литого методом втапливания «по горячему», должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении .

Для устройства шероховатой поверхности верхних слоев покрытия из асфальтобетона дорожного литого горячего методом втапливания «по горячему» применяют фракционированный щебень изверженных горных пород фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 15 мм и смеси фракций от 5 до 20 мм по ГОСТ 8267 с расходом 10 - 15 кг/м 2 .

При устройстве нижних слоев покрытий из смесей литых, в целях дополнительного обеспечения сцепления с верхними слоями покрытий из всех видов уплотняемых асфальтобетонов, производится распределение щебня изверженных горных пород фракций от 5 до 10 мм «по горячему» с расходом 2 - 4 кг/м 2 . Допускается не производить посыпку нижнего слоя щебнем при устройстве двухслойных покрытий из асфальтобетонов литых при условии отсутствия движения по нижнему слою покрытия.

Для обеспечения надлежащего сцепления щебня поверхностной обработки с асфальтобетоном литым рекомендуется применять щебень, обработанный битумом (черненый щебень). Содержание битума должно быть подобрано так, чтобы исключить его стекание, слипание щебенок или неравномерное покрытие битумом поверхности щебня.

Физико-механические показатели щебня, применяемого для устройства шероховатой поверхности верхних слоев покрытия из асфальтобетона литого методом втапливания должны соответствовать требованиям, представленным в таблице .

Таблица А.1

Значения показателя

Метод испытаний

Марка по дробимости горной породы, не ниже

1200

Марка по истираемости горной породы, не ниже

Марка по морозостойкости, не ниже

F100

Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня, % по массе, не более

Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, А эфф, Бк/кг:

Для дорожного строительства в пределах населенных пунктов;

Не более 740

Для дорожного строительства вне населенных пунктов

Не более 1350

Рекомендуемый диапазон температуры смеси литой в начале процесса распределения по ее поверхности зерновых минеральных материалов составляют от 140 °С до 180 °С и должен быть уточнен в процессе производства работ.

Для устройства шероховатой поверхности пешеходных дорожек, тротуаров и велосипедных дорожек применяют природный фракционированный песок с расходом 2 - 3 кг/м 2 .

Таблица А.2

Размер контрольных сит, мм

0,63

0,315

0,16(0,14)

0,05

Полные остатки, % по массе

0-30

30-60

60-90

0,25

0,125

0,063

(0,075)

95-100

78-100

62-83

54-72

49-62

42-59

37-54

29-48

25-40

21-34

19-30

95-100

83-100

72-89

Рисунок В.3 - Зерновой состав смеси типа II (круглые сита)

Рисунок В.4 - Зерновой состав смеси типа II (квадратные сита)

Рисунок В.5 - Зерновой состав смеси типа III (круглые сита)

Рисунок В.6 - Зерновой состав смеси типа III (квадратные сита)

Библиография

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

Ключевые слова: смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие, асфальтобетон дорожный литой горячий, покрытия автомобильных дорог

РИАМО - 1 дек. Асфальтовое покрытие на дорогах в центре Москвы служит минимум три года, сообщил руководитель государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Автомобильные дороги» Александр Орешкин.

«Гарантийный срок для асфальта на центральных московских улицах составляет три года. Но это не значит, что мы обязательно обновляем асфальт, когда заканчивается гарантия. Включение дороги в план по ремонту зависит от ее состояния. А на это влияют погода и загруженность улицы», - сказал Орешкин в интервью, опубликованном в пятницу на официальном портале мэра столицы.

Он добавил, что каждой весной специалисты проводят мониторинг улично-дорожной сети и если приходят к выводу, что асфальт может пролежать еще год, никто его не меняет. Гарантийный срок на менее загруженных трассах может достигать четырех и даже пяти лет.

«К примеру, какой смысл чаще менять дорожное покрытие в небольшом переулке, где проезжает одна машина в десять минут? Там он может спокойно пролежать и шесть лет без ремонта или замены», - пояснил Орешкин.

По его словам, ГБУ «Автомобильные дороги» в сфере внедрения новых технологий в основном сотрудничает с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим институтом (МАДИ). Разработки в дальнейшем используются не только в Москве, но и в других городах России. В МАДИ у учреждения есть своя лаборатория проверки качества свежеуложенного асфальта.

«Весь асфальт, который мы укладываем в Москве, производится на местных предприятиях. Сегодня в столице работает 10 асфальтобетонных заводов и один цементно-бетонный. Их построили за последние четыре года. Они лучшие в мире с точки зрения экологической безопасности. Все новейшие асфальтовые составы разработаны российскими учеными. В ремонте дорог нам у Запада, уверяю, уже нечему учиться», - подчеркнул Орешкин.

Он также добавил, что в столице более четырех лет назад начали применять полимерно-битумные вяжущие смеси при укладке верхнего слоя асфальта. Они были разработаны специально для климата Центральной России. Их используют на центральных улицах, кольцевых и вылетных магистралях.

«Основа таких смесей — габбро-диабазовый щебень. Это вулканическая горная порода, по минеральному составу близкая к граниту, ее добывают в Карелии. Материал не боится морозов и обладает высокой прочностью (1,4 тысячи килограмм/квадратный сантиметр). Использование смеси на основе габбро-диабазового щебня при укладке асфальта повышает износостойкость дорожного полота, сводит к минимуму провалы и просадки. Полимерный компонент скрепляет щебень и делает покрытие еще прочнее», - заключил Орешкин.


    Асфальт является достаточно прочным и надежным дорожным покрытием, но он может прослужить гораздо дольше, чем вы думаете, если выполнять несложные действия. Они позволят сохранить асфальт в целостности, не допустить трещин и провалов, сократить расходы на восстановление и будущий ремонт дороги.
    Сразу после того, как ремонт дороги во дворе был произведен, рекомендуется воздержаться несколько дней от езды по нему на велосипеде и тем более других транспортных средствах. Автолюбители, которые привыкли оставлять свои машины около подъездов на территориях ТСЖ, должны понимать, что от их бдительности зависит, как скоро придется собирать средства на проведение нового ремонта, ведь именно от нагрузки от автомобилей происходит сильное ослабление и разрушение асфальта. Специалисты советуют хотя бы три дня не кататься по двору на велосипеде и мотоцикле после укладки асфальта и неделю не заезжать на автомобиле. Такой период "отдыха" для асфальта очень полезен. Он сможет максимально затвердеть только спустя полгода после укладки. Но поскольку на такой срок ограничить движение автотранспорта по дворовой территории не удастся, то хотя бы первые три дня нужно дать асфальту постоять без нагрузки. Это позволит продлить срок его "жизни".
    Если перемещение тяжелого транспорта исключить невозможно, например, ежедневный проезд мусороуборочной машины, то на асфальт можно проложить толстые фанерные листы.
    Чтобы максимально увеличить срок эксплуатации нового асфальтного покрытия, можно следить за его состоянием, оберегая от воздействий погоды. Например, при сильных ливнях и отсутствии правильно оборудованных стоков можно заняться устранением луж при помощи обычных веников. Жильцы ТСЖ из каждого подъезда могли бы заняться такими работами около каждого подъезда, в результате чего двор будет приведен в порядок быстро, а асфальт не будет повреждаться под воздействием воды. Зимой, конечно же, необходимой и полезной мерой, позволяющей продлить асфальту "жизнь", является уборка снега.
    Снегоуборочные машины сегодня не пользуются большим спросом для расчистки дворов. Да и новое законодательство запрещает вывоз снега за черту города в связи с вредом, наносимым таким образом экологии. Поэтому в моду вошли новые приспособления, позволяющие быстро и эффективно бороться с сугробами на поверхности асфальта: снегоплавители. Это мобильные и очень удобные установки, работу которых обеспечивает нагревательный элемент внутри и емкость для сбора снега. Устройство перемещается при помощи шасси, а работать может от электрической сети, на дизельном топливе либо на горячей воде. Такие снегоплавильные конструкции необычайно удобны для использования в небольших дворах, переулках, где крупная техника не может быть использована. ТСЖ может провести общее собрание, на котором собственники могут принять решение о приобретении такой установки. Это решение должно быть принято только при присутствии всех собственников ТСЖ. Таким образом, долговечность асфальта можно значительно продлить и защитить его от разрушений, которые образуются в результате таяния снега весной и зимой при сильных перепадах температур.
    Еще один совет адресован автомобилистам: не стоит размещать во дворе, который несколько дней назад заасфальтирован, автомобили в одном и том же месте. Нужно воспользоваться либо специально оборудованной парковкой недалеко от дома, либо, если нет такой возможности, ставить машину в разные места, а не на одно и то же.
    Желательно внимательно следить за появлением на дорогах малейших трещин и ям. В них может попадать отработанное топливо, бензин, масло с автомобилей. Это агрессивные составы, которые способны увеличить яму в размерах. Поэтому маленькие ямы лучше сразу заделать подручными материалами или асфальтной крошкой. Это не дорого и позволит продлить асфальту срок эксплуатации.
    Сегодня многие дорожно-строительные компании используют специальные герметизирующие составы. С их помощью обрабатываются поверхности с асфальтовым покрытием, которые становятся невосприимчивыми к воздействиям влаги. Такие составы герметиков наносят не сразу после укладки нового асфальта или его ремонта. Необходимо подождать один-два зимних сезона, а затем применить герметизирующее средство. Только спустя один год асфальт предельно уплотняется и никакие средства внутрь его слоем попасть уже не смогут, в том числе и герметик, который должен оставаться именно на поверхности асфальта, а не проникать в него и разрушать.
    Таким образом, собственники жилья имеют возможность сделать свой асфальт долговечным и поддержать его в отличном состоянии, приложив всего лишь немного усилий.

Асфальтирование сегодня - это самый простой, быстрый и экономичный способ строительства автомобильных дорог и проведения ремонтных работ. Для производства нового асфальта используется асфальтовая крошка, образовавшаяся при демонтаже.

Требования к асфальтированию дорог

Асфальтирование дорог обязательно должно осуществляться в строгом соответствии со всеми техническими требованиями, предъявляемыми проектной документацией. Все действия, совершаемые рабочими, должны отвечать документации, в противном случае возникает риск нарушения технологии и получения некачественного результата.

Асфальт должен укладываться при температуре воздуха не менее +5 градусов осенью и +10 градусов в весеннее время. Асфальтирование нельзя производить при дожде, снеге и других осадках. Необходимо осуществлять тщательный демонтаж старого асфальтового покрытия, прежде чем уложить новое. Только при соблюдении всех требований можно гарантировать качественный результат. Специалисты компании «БиК» всегда соблюдают все технические требования, что позволяет обеспечить высокое качество выполнения дорожных работ.

От чего зависит срок годности

Срок службы асфальтового покрытия зависит в первую очередь от соблюдения технологий при его укладке и использования качественных материалов. Гарантированный срок эксплуатации асфальта составляет около десяти лет. Однако в процессе эксплуатации под воздействием природных и техногенных факторов этот срок может уменьшаться. При плохих погодных условиях и интенсивной эксплуатации дорожного покрытия сроки службы асфальта могут сократиться до пяти лет даже при тщательном соблюдении всех технических требований к его укладке.

Как продлить срок службы

Продлить срок эксплуатации дорожного покрытия может своевременный ремонт, устранение ям, неровностей и трещин по мере их появления. Ремонтные работы не требуют больших финансовых и временных затрат, в отличие от прокладки нового асфальта.

Качественное асфальтирование дорог от компании «БиК»

Сотрудники нашей компании имеют большой опыт дорожных работ. У нас всегда имеется в наличии широкий выбор всей необходимой спецтехники, которая позволяет выполнить любые работы на высоком уровне качества. Поэтому мы предлагаем нашим Заказчикам большой выбор дорожных работ.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ
НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
И ПОКРЫТИЙ
(ВСН 41-88)

Согласованы Госстроем РСФСР

Утверждены

Минавтодором РСФСР

Москва 1999

Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий (ВСН 41-88)/ Министерство автомобильных дорог РСФСР. - М.: ГУП ЦПП. 1999. Нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд разработаны в соответствии с направлением 02 Программы по решению научно-технической проблемы 0.55. II -Р " ... Разработать, усовершенствовать и внедрить прогрессивные технические решения и технологии ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на 1986-1900 гг.". Документ предназначен для специалистов дорожных организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией автомобильных дорог. В разработке норм приняли участие Гипродорнии Минавтодора РСФСР, Ленинградский филиал Союздорнии, МАДИ, Ростовский, Свердловский, Саратовский и Хабаровский филиалы Гипродорнии, СибАДИ, ВЦ Минавтодора РСФСР, Аздорпроект и НИЛ Минстройавтодора АзССР, НПО "Дорстройтехника" Миндорстроя БССР, Грузгосоргдорнии, Казахский филиал Союздорнии, КиргизавтодорКТИ, Вильнюсский ИСИ и трест Оргтехдорстрой Минавтошосдора Литовской ССР, трест Оргдорстрой Минавтодора Молдавской ССР, Среднеазиатский филиал Союздорнии, КАДИ, Госдорнии и ХАДИ. Список участников приведен в приложении 2. При подготовке документа учтены замечания и предложения от дорожных министерств союзных республик. 1. Настоящие нормы предназначены для разработки норм перспективного планирования объемов финансирования на ремонт автомобильных дорог общего пользования, уточнения норм расхода материалов и денежных затрат на ремонт дорог, а также для использования при расчете прочности проектируемых дорожных одежд и слоев усиления конструкций, находящихся в эксплуатации. 2. Срок службы дорожной одежды - это период времени, в пределах которого происходит снижение несущей способности дорожной конструкции до уровня, предельно допускаемого по условиям движения. Ремонт дорожной одежды осуществляют при достижении в процессе эксплуатации расчетного уровня надежности дорожной одежды и соответствующего ему предельного состояния покрытия по ровности. Под надежностью дорожной одежды понимают (в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-88 Минтрансстроя СССР) вероятность безотказной работы конструкции в течение всего периода, эксплуатации до ремонта. Количественно уровень надежности представляет отношение протяженности прочных (неповрежденных) участков к общей протяженности дорожной одежды с соответствующим значением коэффициента прочности. 3. Нормативные межремонтные сроки службы дорожной одежды и соответствующие им нормы уровней надежности принимают по табл. 1 .

Таблица 1

Нормы межремонтных (расчетных) сроков службы (Т 0) и нормы уровней надежности (К н) нежестких дорожных одежд

Интенсивность движение транспортного потока, авт./сут.

Тип дорожной одежды

Дорожно-климатическая зона

Т 0 , годы

Т 0 , годы

Т 0 , годы

капитальный

капитальный

капитальный

облегченный

капитальный

облегченный

переходный

облегченный

переходный

Примечания. 1. Промежуточные значения принимаются по интерполяции (для К н и Т 0). 2. При расчете слоев усиления капитальных и облегченных дорожных одежд допускается уменьшение на 15 % нормы срока службы от минимальных значений при сохранении нормы уровня надежности. 3. При проектировании автомобильных дорог для расчета дорожных одежд рекомендуется использовать нормы наибольших сроков службы из указанного диапазона для каждого типа дорожной одежды. 3.1. Для существующих дорог: III категории с переходными одеждами межремонтные сроки службы и уровни надежности принимают такими же, как и для дорог IV категории; V категории с одеждами капитального типа норму межремонтного срока службы следует увеличить на 20 %, а норму уровня надежности понизить на 30 % по сравнению с нормами, установленными для дорог III категории с аналогичным покрытием; IV категории с одеждами облегченного типа при интенсивности движения 100-500 авт./сут. нормируемые показатели принимают такими же, как и для дорог V категории. Если же фактическая интенсивность движения транспортного потока на дороге превышает расчетную, установленную для рассматриваемой категории дорог, норму межремонтного срока службы дорожной одежды уменьшают на 20 % при сохранении нормы уровня надежности. При интенсивности движения меньше нормативной понижают норму уровня надежности до 15 % при сохранении нормы срока службы. 3.2. При планировании и производства ремонтных работ методом термопрофилирования норму уровня надежности дорожной одежды понижают на 10 %. 3.3. В региональных условиях РСФСР допускается понижать норму уровня надежности дорожных одежд против значений, приведенных в табл. 1. на: 2 % - в Уральском (Пермская, Свердловская области), Восточно-Сибирском (Амурская, Иркутская, Читинская обл., Бурятская АССР, Якутская АССР) и Западно-Сибирском районах (Томская и Тюменская обл., Красноярский край, север Омской обл.); 5 % - в Дальневосточном районе (Приморский, Хабаровский края, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области). 3.4. При решении практических задач, связанных с оценкой фактических сроков службы нежестких дорожных одежд и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, руководствуются предельно допускаемыми эксплуатационными состояниями покрытия по ровности " δ i " в зависимости от уровня надежности дорожной одежды.
К н
δ i , см/км
Приведенные данные получены по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле УАЗ-452. При использовании других марок автомобилей требуется предварительная тарировка прибора. 4. Срок службы дорожного покрытия - это период времени, в пределах которого снижаются сцепные качества покрытий (капитальные и облегченные дорожные одежды) или увеличивается износ поверхности покрытий (переходные и низшие дорожные одежды) до величин предельно допускаемых по условиям движения. 5. Нормы межремонтных сроков службы дорожных покрытий (Т п) на дорогах с капитальными и облегченными дорожными одеждами принимают в зависимости от интенсивности движения транспортного потока в первый год после строительства или работ по устройству шероховатых поверхностей при ремонте дорог (табл. 2).

Таблица 2

Интенсивность движения по наиболее загруженной полосе, авт./сут.

Дорожно-климатические зоны

Нормы межремонтных сроков службы дорожных покрытий (Т п)

от 200 до 2500

от 200 до 2000

от 200 до 1500

от 2500 до 4500

от 2000 до 4000

от 1500 до 3000

от 4500 до 6500

от 4000 до 6000

от 3000 до 5000

свыше 6500

5.1. Норму срока службы покрытия допускается понижать на: 20 % - при использовании в качестве вяжущего для поверхностных обработок дегтей и смол; 30 % - при использовании известнякового щебня. 5.2. В случаях, когда межремонтные сроки службы дорожной одежды и покрытия отличаются но более чем на 30 %, межремонтные сроки службы покрытий принимают равными 50 % от нормы срока службы дорожной одежды. 6. Возмещение износа покрытий переходных дорожных одежд предусматривают с периодичностью не позже, чем через 3 года. 7. Дорожно-климатические зоны (ДКЗ) устанавливают по карте дорожно-климатического районирования СССР (см. ВСН 46-83).

Приложение 1

(не утверждаемое)

Особенности применения норм в союзных республиках

1. Дорожно-климатические зоны в пределах республик

1. Азербайджанская ССР V 2. Армянская ССР V 3. Белорусская ССР II , III 4. Грузинская ССР V 5. Казахская ССР IV , V 6. Киргизская ССР III , IV , V 7. Латвийская ССР II 8. Литовская ССР II 9. Молдавская ССР III , IV 10. Таджикская ССР V 11. Туркменская ССР V 12. Узбекская ССР V 13. Украинская ССР II , III , IV 14. Эстонская ССР II 2. Для дорог, находящихся в горных условиях V дорожно-климатической зоны, следует учитывать вертикальную зональность. При расположении дороги над уровнем моря на высоте от 1000 до 1500 м норму срока службы дорожной одежды и норму уровня надежности следует снизить на 7 % и 3 % соответственно, от 1500 до 2000 м - на 10 % и 4,5 %, от 2000 до 2500 на 14 % и 6 % и свыше 2500 м - на 20 % и 10 % соответственно. Допускаются понижение межремонтных сроков службы до 30 % в условиях, где наблюдаются деформации, связанные с потерей устойчивости земляного полотна. 3. В региональных условиях Белорусской ССР норма срока службы поверхностных обработок (дорожных покрытий) на автомобильных дорогах IV - V категорий не должна превышать 3-4 года. 4. В региональных условиях Узбекской ССР допускается увеличение срока службы дорожных покрытий до 7-9 лет для дорожных одежд капитального типа. 5. В региональных условиях Украинской ССР и Молдавской ССР минимальные сроки службы дорожных покрытий одежд капитального и облегченного типов принимают равными не менее трех лет. 6. В региональных условиях Эстонской ССР в отличие от норм, рекомендуемых табл. 2, наибольший срок службы дорожных покрытий одежд облегченного и капитального типов - пять лет. При интенсивности движения на полосу от 1500 до 2500 и 2500 до 6500 авт./сут. сроки службы равны четырем и трем годам соответственно.

Приложение 2

Список участников разработки норм

Апестин В.К. при участии Большаковой И.В., Дудакова А.И., Ермакова М.Ж., Куликова С.С., Степановой Т.Н., Стрижевского А.М., Тулуповой Е.В. (Гипродорнии Минавтодора РСФСР - ответственный за выполнение НИР) Корсунский М.Б. (Ленинградский филиал Союздорнии); Васильев А.П. при участии Тулаевой И.А. (МАДИ); Углов В.А., Фридрих Н.Г., Раснянский Ю.И., Иванов С.П. (Ростовский-на-Дону филиал Гипродорнии); Ройзин В.Я., Набока Н.И., Юдина В.М. (Саратовский филиал Гипродорнии); Пермин Г.И. при участии Нечаевой З.И. (Свердловский филиал Гипродорнии); Малышев Алексей А., Малышев Александр А., Христолюбов И.Н. (СибАДИ); Закурдаев И.Е., Воронин А.А., Кудимова Л.И. (Хабаровский филиал Гипродорнии); Буренков Ю.Н. Пономарева Н.И. (ВЦ Минавтодора РСФСР); Мусаев М.М. (Аздорпроект): Ахмедов К.М., Караисаев Н.М., Абрамов Я.Х. (НИЛ Минстройавтодора АзССР); Карапетян А.А. (Техническое управление Минавтодора Армянской ССР); Пастернацкий В.А. (НПО Дорстройтехника); Шилакадзе Т.А., Гегелия Д.И., Данеладзе Р.М., Суренян Е.А. при участии Бабарадзе М.А., Бернашвили Г.К., Датунашвили Т.С., Евтюхиной В.Е., Кикнадзе Ц.В., Корашвили М.У., Левит А.А., Нозадзе А.И., Чигогидзе Г.Е., Церетели З.М., Циклаури Л.М., Нацалишвили Н.Н. (Грузгосоргдорнии); Котвицкий А.Ф., Красиков О.А. (Казахский филиал Союздорнии); Сматов Т.Ш., Тюлегенов К.А., Тургунбаев А.Т., Абеков Т.У. (КиргизавтодКТИ); Палшайтис Э.Л. (Вильнюсский ИСИ); Дранайтис Э.А., Каждайлис П. (Траст Оргтехдорстрой Минатвтогосдора Литовской ССР); Кожушко И.Г (Траст Оргдорстрой Минавтодора Молдавской ССР); Бутлицкий Ю.В., Пасынский Л.Н. (Среднеазиатский филиал Союздорнии); Синденко В.М., Алемич И.Д., Иваница Е.В., Титаренко А.М. при участии Булах А.И. (КАДИ); Колинчанко Н.Н., Казный А.С., Носова Н.В. (Госдорнии); Михович С.И., Кудрявцев Н.М., Стораженко М.С., Коломмец В.А. (ХАДИ).