История новые государства европы 20 таблица. Создание новых государств в европе после первой мировой войны

Название государства

Форма правления.

Политический режим

Способ установления власти

Чехословакия

Президентская республика. Демократия

Югославия

Монархия

Президентская республика. Демократия

Республика. Демократия

Германия

Республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Парламентская республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Финляндия

Республика. Демократия

Революционный

3. Версальская конференция ее решения. Особо выделяем вопрос об унижении германской нации, о возможном появлении в стране идеологии реваншизма. Даем определение реваншизма (1, с. 326).

4. Приводим основные решения Вашингтонской конференции.

5. Следует отметить, что на Версальской конференции была создана Лига Наций, указываются цели ее создания.

6. Рассматривается вопрос о противоречивости и нестабильности созданной в результате войны Версальско-Вашингтонской системы. Это была первая попытка построить международные отношения на основе принципов коллективной безопасности и самоопределения народов и заложить основы мира, который базировался бы не на равновесии сил, а на силе морали, на равенстве всех субъектов международных отношений, на открытости дипломатии (28, с. 57).

Но в начале отмечаем, что она несла в себе определенные конструктивные начала:

а) Лига наций была призванна содействовать мирному решению споров, пресечению агрессивных действий, разоружению;

б) были предприняты первые конструктивные шаги в области ограничения гонки военно-морских вооружений, установлены как количественные, так и качественные ограничения на основные классы кораблей;

в) страны-победительницы исходили из принципа ответственности Центральных держав, особенно Германии, за агрессию, это имело большое значение для развития норм международного права.

После этого выделяем основные обстоятельства, которые характеризуют противоречивость и нестабильность этой системы:

а) обострение национального и религиозного вопроса в результате территориальных изменений в Европе (за пределами Германии оказались миллионы немцев, а за пределами Венгрии – сотни тысяч венгров);

б) стремление побежденных государств к возвращению утраченных территорий, формирование реваншистских настроений и появление политических сил, которые проповедуют тоталитарные идеи;

в) недовольство держав-победительниц условиями договоров, усилением их бывших союзников;

г) фактическое пренебрежение интересами колониальных и зависимых стран (не были предоставлены права на самоопределение народов этих стран);

д) недооценка экономических проблем послевоенного устройства мира, желание ограбить побежденных, а не способствовать восстановлению их экономики (непомерные репарационные платежи);

е) недостаточные возможности Лиги наций для выполнения возложенных на нее функций (вне Лиги наций оказались США, Германия, СССР).

Для лучшего осознания этой проблемы можно предложить в сильном классе следующий вариант изучения этого вопроса (43, с. 31).

Работа проводится по группам «Исторические шляпы». Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа - шляпа оптимиста.

Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой поли­тики, которые были решены на конференциях после окончания первой ми­ровой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

Черная шляпа - шляпа пессимиста.

Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедли­вость решений конференций.

Белая шляпа - шляпа объективного наблюдателя

Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

Красная шляпа - шляпа эмоционального участника

Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто - нет.

Синяя шляпа - шляпа философа.

Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы, пер­вой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоен­ных международных конференций?

После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением. Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резю­мирует его.

В завершение урока можно поставить перед учащимися проблему: «Мы видим, с одной стороны, в Германии зреют реваншистские силы, для усиления которых имеются достаточно серьезных условий, а с другой стороны, создается международная организация, целью которой является недопущение пересмотра итогов первой мировой войны с помощью силы. Какая линия одержала победу? На этот вопрос вы можете ответить даже сейчас».

Большое внимание учитель на этом уроке уделяет работе с картой (1, с.58) и атласами.

В качестве домашнего задания – вопросы по учебнику (1, с. 65, вопросы № 1, 4, 5, а № 8 требует более широкого анализа).

Для ответа на 4 вопрос учащихся следует либо отослать к источникам, где имеются эти документы, либо раздать учащимся копии этих документов. В учебнике Л.Н. Алексашкиной приводится изложение «14 пунктов В. Вильсона» (1, с. 60).

В связи с этими вопросами следует отметить, что война кардинально изменила положение США в мире, усилилась ее экономическая и военная мощь. Все это подталкивало американских политиков и, прежде всего, президента страны В.Вильсона к борьбе за изменение статуса США на международной арене. Ее отражением стали «14 пунктов» Вильсона, в которых США недвусмысленно выразили свои претензии на роль арбитра в международных отношениях и гаранта послевоенного устройства мира.

Все задания, которые даются на уроке проверяются на следующем уроке с применением самых разнообразных методов.

Выводы :

1) первая мировая война – это важнейшая веха в истории ХХ в.;

2) Версальско-Вашингтонская система договоров заложила основу послевоенного мирового порядка и во многом эта система явилась причиной второй мировой войны;

3) претензии США на роль арбитра в международных отношениях были отвергнуты европейскими странами и США возвращаются к традиционному изоляционизму;

4) произошло колоссальное унижение германской нации;

5) созданная Лига Наций – это первая попытка создать международную организацию для предотвращения возникновения войны.

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.

В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде... Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».


Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «...мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы...»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Одной из первых стран, которую затронул процесс распада, была Австро-Венгрия. После войны среди народов Авст-ро-Венгрии резко усилился рост сепаратистских на-строений. В октябре 1918 г. в Чехии началась всеоб-щая политическая стачка, переросшая в революцию. Новые власти Чехии объявили о выходе из состава Австро-Венгрии. К концу октября империя оконча-тельно развалилась. Её покинула и Словакия. 28 ок-тября в Праге было провозглашено создание двуна-циональной Чехословацкой Республики во главе с философом и журналистом Томашем Масариком . 31 октября 1918 г. демократические революции в Ав-стрии и Венгрии довершили распад империи, провозгласив образо-вание Австрийской и Венгерской республик. Новые республикан-ские лидеры подписали мир на условиях Антанты.

В Австрийской Республике было сформировано коалиционное правительство в составе либералов, консерваторов и социал-демо-кратов. Новые власти отменили дворянские привилегии, ввели 8-часовой рабочий день, разрешили деятельность рабочих комите-тов на предприятиях. Конституция, принятая в 1920 г., гарантиро-вала населению целый ряд прав и свобод и превратила Австрию в одно из самых прогрессивных в области социального законода-тельства государств Европы.


Т. Масарик

Антиавстрийские выступления в Истрии и Далмации осенью 1918 г. завершились созданием Народного веча (совета) словенцев, хорватов и сербов. Новый орган власти, собравшись в Загребе, отменил законы, связывавшие югославян-ские земли с Австрией и Венгрией, и провозгласил создание Госу-дарства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Вскоре к ГСХС при-соединилось Королевство Сербия. 1 декабря 1918 г. на карте Евро-пы появилось Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Через некоторое время к нему присоединилась Черногория. Позднее новое государство стало именоваться Югославией.


В ноябре 1918 г. жители Польши сумели восстановить свою неза-висимость, утерянную в конце XVIII в. 11 ноября социалист Юзеф Пилсудский сформировал широкое коалиционное правительство, в котором, кроме его партии, были министры от крестьянской пар-тии и ряда других партий и групп. В декабре 1918 г. правительству удалось взять под контроль часть польских земель, до того принад-лежавших Германии. В 1921 г. после окончания советско-польской войны (спровоцированной Антантой, чтобы свергнуть советскую власть на Украине, а затем использованной большевистским руко-водством, чтобы продвинуть «красный штык» вглубь Европы) под властью Польши оказались западноукраинские и западнобелорус-ские земли. Конституция страны была принята в марте 1919 г. Гла-вой государства стал Пилсудский, проводивший жёсткую внутрен-нюю и внешнюю политику.

В декабре 1917 г. Советская Россия признала созданное в Финляндии демократиче-ское правительство. Но практически сразу в стране вспыхнула гра-жданская война. Сторонники социалистической революции, полу-чившие негласную поддержку со стороны Советской России, созда-ли Красную гвардию, а их противникам, объединившимся в Белую армию под командованием бывшего царского генерала Карла Густа-ва Маннергейма, помогали немецкие войска. Немцы захватили го-рода Тампере и Хельсинки, в апреле 1918 г. финская Красная гвар-дия сдала Выборг. Финско-советская граница прошла поблизости от Петрограда.


К июлю 1919 г. власти сумели подавить революционное движе-ние, а правительство было сформировано в виде коалиции из соци-ал-демократов и либерально-консервативных партий. В 1921 г. Фин-ляндия также получила от Швеции Аландские острова, но была обя-зана демилитаризовать архипелаг. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В 1918-1919 гг. в Латвии, Литве и Эстонии возникли советские республики, которые вскоре были разгромлены. Власть перешла к буржуазно-демократическим партиям, провозгласившим незави-симость бывших прибалтийских губерний Российской империи.

Ещё во время Первой мировой войны британские войска заняли ряд арабских провинций Османской империи, од-нако не сумели сохранить контроль над этой территорией на дол-гое время. В 1920-1922 гг. массовое восстание привело к образова-нию Иракского королевства , ещё через десять лет оно оконча-тельно стало независимым. Дольше пробыла под британским контролем Трансиордания, являвшаяся с 1921 г. полуавтономной территорией в составе подмандатной Палестины . В 1920 г. было сформировано Сирийское королевство , территория которого вскоре оказалась захвачена французами и управлялась ими соглас-но мандату Лиги Наций (так же, как и Ливан). Монгольская На-родная Республика в 1921 г. получила независимость от могуще-ственного китайского соседа. В 1922 г. британцы признали незави-симость Египта . На развалинах Османской империи возникла Турецкая Республика .

iv>

Источник: doklad-referat.ru

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.


Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

>

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.


В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде… Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».



Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «…мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита).


вый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.).


них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. Франция, стремившаяся создать вокруг Германии несколько крупных государств, поддержала включение в состав нового государства территорий, населенных не только чехами и словаками, но и немцами в Судетской области, венграми и украинцами в Закарпатье. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы.

В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство лишилось всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых промышленно развитых стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

Венгрия

31 октября 1918 года император Австро-Венгрии и одновременно король Венгрии Карл IV поручил венгерскому графу М. Каройи сформировать правительство из демократических партий. Это правительство ориентировалось на Антанту и пыталось сохранить Венгрию в довоенных границах. 16 ноября 1918 года Венгрия была провозглашена республикой. Но укрепиться демократии в Венгрии не удалось. Венгерские коммунисты (а это были в основном военнопленные, принявшие участие в революции в России, вступившие там в РКП(б) и после Брестского мира вернувшиеся домой) призвали к революции и начали создавать по всей стране Советы по российскому образцу.

Прийти к власти им «помогла» Антанта. В ультимативной форме ее представитель потребовал освободить территории, которые должны были быть переданы соседям Венгрии. Речь шла о Словакии, Хорватии, ставшей частью Королевства сербов, хорватов и словенцев, а также Трансильвании, передаваемой Румынии. Ультиматум был воспринят в стране как национальная катастрофа. Антанта превращала Венгрию в небольшое государство, не имеющее выхода к морю. Правительство и сам Каройи ушли в отставку. Казалось, что выход из этого кризиса один — попытаться опереться на помощь Советской России в попытке отстоять территориальную целостность страны. Этот шаг нельзя было осуществить без коммунистов.

21 марта 1919 года они и социал-демократы объединились и бескровно провозгласили Венгерскую Советскую республику. Были национализированы банки, промышленность, транспорт, крупные земельные владения. Лидер коммунистов Бела Кун стал наркомом иностранных дел и предложил «вооруженный союз» с Россией. Этот призыв был поддержан в Москве. Две Красные Армии пытались пробиться друг к другу, при этом венгерская оттеснила чехословацкие войска и вошла в Закарпатскую Украину. Но соединение так и не произошло. 24 июля началось наступление чехословацкой и румынской армий. 1 августа Советское правительство в Венгрии ушло в отставку. Вскоре в Будапешт вошли румынские войска. Власть в Венгрии перешла к антикоммунистическим группировкам, выступившим за восстановление монархии. В этих условиях в 1920 году были проведены выборы в парламент.

До окончательного решения вопроса о монархии регентом Венгрии был избран бывший вице-адмирал Миклош Хорти . Став регентом, Хорти сосредоточил в своих руках значительную власть, но в стране были сохранены парламент и многопартийность. Была запрещена только деятельность коммунистов, руководящие деятели Советской республики были привлечены к суду.

Летом 1920 года новое правительство подписало мирный договор. По нему Венгрия теряла 2/3 территории, 1/3 населения и выход к морю. 3 миллиона венгров оказались в соседних государствах, а сама Венгрия приняла 400 тысяч беженцев.

Австрия

После подписания Австро-Венгрией перемирия это государство распалось, все ненемецкие области страны отделились. В самой Австрии 30 октября 1918 года власть на себя взяли Временное национальное собрание и Государственный совет — коалиционное правительство во главе с социал-демократом Карлом Реннером. Временное национальное собрание упразднило монархию. Большинство политиков считало, что маленькая Австрия не сможет выжить. Было принято решение добиваться вхождения Австрии в состав Германии. Но великие державы в Париже запретили это делать, не желая усиления Германии. Воля австрийцев была проигнорирована. Условия мирного договора, который была вынуждена подписать Австрия, были для нее необыкновенно тяжелыми. Она превратилась в государство-«обрубок». Столетиями складывавшиеся экономические связи Австрии с Венгрией и славянскими землями были искусственно разорваны, страна потеряла выход к морю. Вена, бывшая центром громадной империи и соперничавшая по величию и великолепию с Лондоном, Парижем и Санкт-Петербургом, стала столицей небольшого государства. Австрии было запрещено объединение (аншлюсе) с Германией.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев. Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы — католики, македонцы, черногорцы и сами сербы — православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же — неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности в новом государстве. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами — двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Король Александр в январе 1929 года пошел на роспуск парламента и запрет политических партий. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать «национальное единство» населения. В ответ хорватские националисты, усташи, убили в 1934 году короля. Только в 1939 году правящий режим решил пойти на уступки в национальном вопросе: было объявлено о создании автономной хорватской области.

Польша

Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своей государственности. В годы первой мировой войны страны Антанты поддержали требования поляков. В 1918 году Польша обрела независимость. Ее возглавил Юзеф Пилсудский .

Одной из самых острых проблем новой Польши были ее границы. Западные границы Польши были определены на Парижской мирной конференции. Восточные же Пилсудский пытался воссоздать в том виде, в каком они были в 1772 году, когда в состав государства, помимо собственно польских земель, входила вся Белоруссия, Литва, часть Латвии и Правобережная Украина. Такие планы не могли не встретить противодействия со стороны народов, населявших эти территории. Они противоречили и принципу самоопределения народов, положенному в основу послевоенного переустройства.

В декабре 1919 года Высший совет Антанты установил в качестве временной границы Польши на востоке «линию Керзона», названную так по имени британского министра иностранных дел. Эта линия проходила по приблизительной границе проживания поляков, с одной стороны, украинцев, белорусов и литовцев, с другой. Однако, опираясь на поддержку Франции, видевшей в сильной Польше надежный противовес Германии на востоке, Пилсудский мог игнорировать данное решение. Этому способствовала и слабость государств, только что провозгласивших свою независимость (Литва, Украина, Белоруссия) после распада Российской империи.

Польские войска последовательно установили контроль над Галицией (эта часть Украины была до первой мировой войны в составе Австро-Венгрии), Виленским краем Литвы, а в мае 1920 года заняли Киев. Здесь польская армия вступила в военные действия с Красной Армией. Та начала контрнаступление, отбросила поляков и в конце июля 1920 года приблизилась к «линии Керзона». Большевики посчитали возможным продолжить наступление с тем, чтобы подтолкнуть революцию в Польше и в остальной Европе. Красная Армия пересекла «линию Керзона», на территории Польши было создано революционное правительство. Для поляков это означало, что Польша может потерять только что обретенную независимость. Новый национальный подъем и экстренная французская военная помощь позволили Пилсудскому подготовить и осуществить успешное контрнаступление на Висле. Красная Армия была вынуждена отступать.

В марте 1921 года стороны подписали в Риге мирный договор. Советско-польская граница прошла восточнее «линии Керзона», в составе Польши оказалась западная часть Украины и Белоруссии. Вскоре поляки опять захватили у Литвы Виленский край. Так сложились границы Польши, в которой треть населения составили неполяки. Советско-польская война была первой войной, которую вело новое польское государство: она на долгие годы определила враждебность в отношениях между Польшей и СССР.

В 1921 году была принята конституция, провозгласившая в стране парламентскую республику. На ее основе были проведены выборы в польский парламент — сейм. Во внешней политике Польша, находясь с 1921 года в союзе с Францией, проводила антигерманскую и антисоветскую политику.

Помимо Польши, после распада Российской империи возникло еще несколько государств. Революция дала толчок национальным движениям, которые стали выдвигать требования о предоставлении независимости. Принятая в начале ноября 1917 года Советом народных комиссаров Декларация прав народов России признала право на самоопределение народов вплоть до отделения от России. Большевики при этом предполагали, что на национальных окраинах революция приведет к установлению Советской власти и между самоопределившимися окраинами и Россией сохранятся тесные связи. Однако не везде события стали развиваться по этой схеме.

Финляндия

31 декабря 1917 года была предоставлена независимость Финляндии. В январе 1918 года левые социал-демократы и финская Красная Гвардия с помощью большевиков попытались установить Советскую власть. Они захватили столицу Финляндии Хельсинки, промышленные центры на юге страны, создали революционное правительство, которое заключило договор о дружбе с Советской Россией. К тому же после провозглашения независимости на территории Финляндии оставались части русской армии, поддержавшие восставших. Финское правительство переехало в город Васе, находящийся на побережье Ботнического залива, и приступило к формированию национальной армии, поручив это бывшему российскому генералу К.Г.Э. Маннергейму .

Присутствие российских войск дало повод Маннергейму просить помощи у Германии. В начале апреля 1918 года около 10 тысяч немецких солдат высадились в Финляндии. Восставшие были разгромлены. Но страна оказалась в зависимости от Германии, обсуждались планы провозглашения Финляндии королевством и приглашения на престол германского принца.

После поражения Германии в первой мировой войне в Финляндии была провозглашена республика, немецкие войска покинули страну. До формирования выборных органов власти новое государство возглавил Маннергейм. Советско-финские отношения долго оставались напряженными.

Литва

Территория будущей независимой Литвы в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Германия признала независимость Литвы, заставив Советскую Россию признать ее по Брестскому миру.

Однако после Компьенского перемирия в Литву вторглась Красная Армия. В стране была провозглашена Советская Власть. Но вскоре Красная Армия была вытеснена при помощи добровольческих отрядов, состоявших из остатков германской армии. В апреле 1919 года Литовская Тариба приняла временную конституцию и избрала президентом А. Сметону.

Однако власть Сметоны на первых порах была чисто номинальной. Часть территории страны была оккупирована польской армией, север Литвы контролировали немецкие отряды, отношения с Советской Россией оставались неурегулированными. Страны Антанты с подозрением относились к представителям новой власти, видя в них германских ставленников. Только что сформированную литовскую армию решено было бросить на очистку территории от немецких отрядов, затем на почве антипольских интересов удалось урегулировать отношения с Советской Россией. С ней был подписан договор, по которому Виленский край признавался литовским.

В советско-польской войне Литва придерживалась нейтралитета, но Советская Россия передала ей Виленский край, из которого были выбиты польские войска. Однако после отступления Красной Армии поляки вновь захватили эту территорию, между польской и литовской армиями шли непрерывные столкновения. Лишь в ноябре 1920 года при посредничестве стран Антанты было заключено перемирие. В 1923 году Лига Наций признала факт присоединения Виленского края к Польше. Столицей Литвы стал Каунас. В виде компенсации Лига Наций согласилась с захватом Литвой Мемеля (Клайпеды) на побережье Балтийского моря — германской территории, перешедшей после мировой войны под управление Франции. В 1922 году Учредительный сейм принял конституцию Литвы. Она стала парламентской республикой. Была проведена аграрная реформа, в ходе которой ликвидировалось крупное землевладение, по преимуществу, польское. В результате этой реформы около 70 тысяч крестьян получили землю.

Латвия и Эстония

Территории Латвии и Эстонии, входившие в состав Российской империи, к февралю 1918 года были захвачены германской армией. По Брестскому миру Советская Россия признала отделение Латвии и Эстонии.

Германия планировала создать здесь Балтийское герцогство во главе с одним из представителей прусской династии Гогенцоллернов. Но после Компьенского перемирия Германия передала власть в Латвии в руки правительства К. Ульманиса, а в Эстонии — правительства К. Пятса, провозгласивших независимость своих государств. И то, и другое правительство состояли из представителей демократических партий.

Почти одновременно была предпринята попытка установить здесь Советскую власть. В Эстонию и Латвию вошли части Красной Армии. В борьбе против советских войск правительства Ульманиса и Пятса были вынуждены опираться на помощь германской армии, а после ее эвакуации — на добровольческие отряды, состоявшие из прибалтийских немцев и солдат германской армии. С декабря 1918 года помощь этим правительствам стала поступать от англичан, их эскадра пришла в Таллинн.

В 1919 году советские войска были вытеснены. Переориентировавшись на Антанту и создав национальные армии, правительства Ульманиса и Пятса изгнали немецкие отряды. В 1920 году РСФСР признала новые республики. В них были проведены выборы в Учредительные собрания и приняты конституции. Важную роль в стабилизации внутренней жизни этих государств сыграли, как и в Литве, аграрные реформы. Крупные земельные владения, принадлежавшие по преимуществу немецким баронам, были ликвидированы. Десятки тысяч крестьян получили на льготных условиях землю. Во внешней политике Латвия и Эстония ориентировались на Англию и Францию.

Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия

Кроме Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии, независимость в эти годы на время провозгласили также Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. Советская Россия поначалу признала независимость этих государств, но затем местные большевики с помощью Красной Армии установили советскую власть, провозгласили независимые советские республики, которые в 1922 году вошли в состав СССР.

Последствия образования новых государств

Образование новых государств в Восточной Европе было важным событием в жизни ее народов. Но, провозгласив принципы самоопределения народов как основу для национально-государственного размежевания, великие державы при определении границ новых государств многократно нарушали их сами или закрывали глаза, когда их нарушали другие. В итоге такого передела границ возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств (немцев, литовцев, украинцев и белорусов в Польше, немцев, венгров и украинцев в Чехословакии, венгров и украинцев в Румынии). Чувствовали свое неравноправие народы Югославии и словаки в Чехословакии. Это сделало новые государства очагом этнических конфликтов.

Кроме того, согласившись с образованием в Центральной Европе на месте трех империй нескольких сравнительно небольших государств, имеющих взаимные претензии друг к другу, великие державы получили регион постоянной политической нестабильности. Произошла как бы «балканизация» всей Восточной Европы. Это роковым образом сказалось на судьбах Версальско-Вашингтонской системы и самих новых государств.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997