Наполеон назначен командующим французской армией. Наполеон Бонапарт – император Французской республики Наполеон возглавляя французскую

Наполеон Бонапарт является первым французским императором и одним из самых талантливых полководцев за всю . Он обладал высоким интеллектом, фантастической памятью и отличался поразительной работоспособностью.

Наполеон собственноручно разрабатывал стратегии ведения боя, которые позволяли ему выходить победителем в большинстве сражений, как на земле, так и на море.

В результате, спустя 2 года военных действий, русская армия с триумфом вошла в Париж, а Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба, что в .


Московский пожар

Однако менее чем через год он совершает побег и возвращается обратно в Париж.

К тому времени французы были обеспокоены тем, что монархическая династия Бурбонов снова может взять власть. Именно поэтому они восторженно встретили возвращение императора Наполеона.

В конечном счете, Наполеон был свергнут и взят в плен англичанами. На этот раз его отправили в ссылку на остров Святой Елены, в которой он пробыл около 6 лет.

Личная жизнь

С самой юности Наполеон имел повышенный интерес к девушкам. Принято полагать, что он был маленького роста (168 см), однако по тем временам такой рост считался вполне нормальным.

Помимо этого, у него была хорошая осанка и волевые черты лица. Благодаря этому он имел большую популярность среди женщин.

Первой любовью Наполеона была 16-летняя Дезире-Евгения-Клара. Однако их отношения не оказались крепкими. Оказавшись в столице, будущий император заводил множество романов с парижанками, которые зачастую были старше его.

Наполеон и Жозефина

Через 7 лет после Французской революции, Наполеон впервые встретился с Жозефиной Богарне. Между ними завязался бурный роман, и с 1796 г. они начали жить в гражданском браке.

Интересно, что на тот момент времени у Жозефины уже было двое детей от предыдущего брака. Кроме этого, она даже какое-то время пробыла в тюрьме.

У пары было много общего. Они оба росли в провинции, сталкивались с трудностями в жизни, а также имели тюремный опыт.


Наполеон и Жозефина

Когда Наполеон участвовал в разных военных компаниях, его возлюбленная оставалась в Париже. Жозефина наслаждалась жизнью, а он изнывал от тоски и ревности к ней.

Знаменитого полководца было сложно назвать однолюбом, и даже скорее наоборот. Его биографы предполагают, что он имел около 40 фавориток. От некоторых из них у него рождались дети.

Прожив вместе с Жозефиной около 14 лет, Наполеон решает развестись с ней. Одной из главных причин развода являлось то, что девушка не могла иметь детей.

Интересен факт, что первоначально Бонапарт предлагал руку и сердце Анне Павловне Романовой. Он сделал ей предложение через ее брата .

Однако русский император дал понять французу, что не желает с ним родниться. Некоторые историки считают, что этот эпизод из биографии Наполеона повлиял на дальнейшие отношения между Россией и Францией.

Вскоре полководец вступил в брак с дочерью австрийского императора Марией Луизой. В 1811 г. она родила ему долгожданного наследника.

Стоит обратить внимание еще на один интересный факт. Судьба сложилась таким образом, что именно внук Жозефины, а не Бонапарта, в будущем стал императором. Его потомки до сих пор успешно царствуют в нескольких европейских странах.

А вот родословная Наполеона вскоре прекратила свое существование. Сын Бонапарта скончался в молодом возрасте, так и не оставив потомства.


После отречения во дворце Фонтенбло

Однако супруга, жившая на тот момент с отцом, даже не вспоминала о муже. Она не то что не выразила желания увидеться с ним, но даже не написала ему ни одного ответного письма.

Смерть

После поражения в битве под Ватерлоо, Наполеон доживал последние годы на острове св. Елены. Он находился в состоянии глубокой депрессии, и мучился от болей в правом боку.

Сам он думал, что болен раком, от которого скончался его отец.

Об истинной причине его смерти до сих пор ведутся споры. Некоторые считают, что он скончался от онкологии, а другие убеждены, что имело место отравление мышьяком.

Последняя версия объясняется тем, что после смерти императора в его волосах обнаружили мышьяк.

В своем завещании Бонапарт просил захоронить его останки во Франции, что и было сделано в 1840 г. Его могила находится в парижском Доме инвалидов на территории собора.

Фото Наполеона

В конце предлагаем посмотреть наиболее известные фото Наполеона. Конечно, все портреты Бонапарта выполнены художниками, так как фотоаппаратов в то время попросту еще не существовало.


Бонапарт — первый консул
Император Наполеон в своём кабинете в Тюильри
Капитуляция Мадрида 4 декабря 1808 года
Наполеон коронован королём Италии 26 мая 1805 в Милане
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту

Наполеон и Жозефина

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Если вам понравилась биография Наполеона – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Десять лет народ Франции воевал, руководствуясь знаменитой формулой «Liberté, Égalité, Fraternité». Кровавые перевороты, масса людей, отправленных на гильотину, казнь короля Людовика XVI и главного революционера Максимилиана Робеспьера, войны с соседними государствами – все это и многое другое уместилось в крохотный по историческим меркам срок с 1789 по 1799 годы
С чего все началось?

В конце 80-х годов 18-го столетия Францию поразил экономический кризис. Собственное производство оказалось не в состоянии конкурировать с товарами из Англии, а из-за природных катаклизмов погибли посевы и виноградники. Денег на восстановление не было, поскольку королевский двор сильно потратился на войны, оказавшиеся провальными и поддержку заокеанской революции.

Правительство видело один выход из катастрофы – лишить всех налоговых привилегий первое и второе сословия. Но дворянские парламенты встали на дыбы и не позволили хоть в чем-то ущемить себя.

Пришлось в экстренном порядке созвать Генеральные штаты, куда вошли представители всех трех сословий. Но любое собрание напоминало сюжет басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Бедное дворянство требовало финансовой помощи и надеялось на ограничение королевской власти. Крестьяне просили землю в собственность, а заодно лишь привилегий элиту. А горожане высказывались за равенство перед законами, вне зависимости от сословия.

От слов к делу

5 мая 1789 года в Версале началось заседание Генеральных штатов, которое и стало катализатором всех последующих событий. Три сословия никак не могли между собой договориться. А правительство вообще вынесло на рассмотрение лишь проекты возможного финансового преобразования.

В середине июня к активным действиям перешли представители третьего сословия. Они объявили себя представителями всей французской нации, став депутатами Национального собрания и пообещали разработать новую конституцию. Правда, вскоре они переименовались в Учредительное собрание и объявили, что ратуют за смену государственного строя.

Кто-то пустил слух, что король решил разогнать Учредительное собрание и отдал приказ войскам идти на Версаль. Горожане возмутились. Началось восстание.

Официальной начальной точкой Великой французской революции считается 14 июля – день взятии Бастилии. Никакого особого толка от этого не было, народ просто хотел разжиться оружием. Но на Людовика это произвело сильное впечатление. Король, стараясь избежать кровопролития, проявил слабость, отдав власть в руки Учредительного собрания. Итог очевиден: крестьяне получили свободу, а два сословия потеряли привилегии.

В конце августа Учредительное собрание утвердило Декларацию прав человека и гражданина, но требовалось, чтобы ее одобрил непосредственно монарх. К Версалю отправилась толпа, чтобы заставить Людовика перебраться в Париж. Король согласился, убив таким образом абсолютную монархию. Этот факт Учредительное собрание вскоре внесло в конституцию.

Теперь законы в стране одобряло специальное Законодательное собрание. Король стал обычным чиновником, которым «рулил» народ. А эти самые чиновники и священники теперь избирались. Более того, все имущество церкви быстренько национализировали и распродали. По Декларации прав человека все «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Заодно была закреплена свобода слова, печати и вероисповедания.

Интересно вот что еще: формула «Liberté, Égalité, Fraternité», принадлежащая Максимилиану Робеспьеру, была заготовлена для важной речи. Но революционер ее так и не произнес. А «Свобода, равенство, братство» ушло в народ 5 декабря 1790 года.

Казнь короля и свержение конституционной монархии

Французская аристократия, массово эмигрировавшая из страны, не сидела сложа руки. Под ее давлением король Пруссии Фридрих Вильгельм II и император Священной Римской империи Леопольд II пообещали помочь (даже войсками) королю Франции. Этим воспользовались сторонники республики – жирондисты. Они сумели убедить Законодательное собрание в целесообразности военных действий против Австрии.

Началась война. Вот только протекала она не по сценарию французов. Когда чаща терпения дала течь, жирондисты во всех неудачах обвинили короля. Людовика посчитали предателем национальных интересов. Его арестовали, а Законодательное собрание распустили (как орган, который не справился с возложенными на него обязанностями).

Чтобы принять новую конституцию, жирондисты «сколотили» Национальный конвент. Он-то и провозгласил, то Франция отныне – республика. А несчастного короля вскоре казнили.

Эти события оттеняет появление марша Клода Жозефа Руже де Лиля. 25 апреля 1792 года он написал Марсельезу, которая спустя 3 года стала национальным гимном Франции.

«Смутные времена»

Но, вопреки ожиданием, казнь короля никак не повлияла на ситуацию как в стране, так и на поле боя. И там, и там Франция продолжала терпеть неудачи. Кризис лишь усугублялся. От осознания собственной беспомощности Конвент пошел на радикальные меры – создал Революционный трибунал. Новый орган отвечал за судебные процессы над «предателями, заговорщиками и контрреволюционерами». Вслед за ним появился Комитет общественного спасения. Этот государственный аппарат вел внешнюю и внутреннюю политику страны.
Но внутри самого Комитета царила раздробленность. Многие были недовольны политикой жирондистов. Особенно их главные оппоненты – монтаньяры. Воспользовавшись моментом, они настроили против сторонников республики нищих горожан.

План сработал на все «сто». 31 мая 1793 года народная толпа признала жирондистов предателями «светлых идей». Спустя несколько дней почти все они оказались под арестом. А 31 октября многих отправили на гильотину по решению Революционного трибунала.

Но из-за этого обстановка только ухудшилась. Франция оказалась в буре гражданской войны. Монтаньяры, почувствовав растущую силу, под шумок принялись избавляться от соперников, приговаривая их к казни. И хоть в конце 1793 года ситуация в стране начала успокаиваться, монтаньяры не сбавляли обороты террора. Так, например, они приняли «Закон о подозрительных». Он предписывал арестовывать всех людей, которые не обвинялись ни в каком преступлении, но теоретически могли его совершить.

27 июля 1794 года (9 термидора II года по революционному календарю) Максимилиан Робеспьер и большинство его сторонников были арестованы. На следующий день их казнили.

Внезапный переворот пошел Франции на пользу. Термидорианцы (участники переворота) быстро объявили амнистию и отказались от политики террора.

В августе 1795 года произошло знаковое событие – Конвент все-таки принял новую конституцию. Отныне законодательная власть переходила в руки 2-палатному Законодательному корпусу. А исполнительную доверили Директории.

Но слабые успехи в стабилизации экономической и политической обстановки привели к новой волне бунтов. Главный из которых возглавил генерал Наполеон Бонапарт. Благодаря военным успехам в Италии он стал очень популярным у народа, поэтому ему никто не мешал реализовывать свои амбициозные планы.

4 сентября 1797 года он совместно с Директорией объявил в столице военное положение и отменил результаты выборов в Законодательный корпус практически по всем регионам страны. Но у Наполеона оставались сильные враги – роялисты. И их требовалось устранить.

18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года) Бонапарт и два директора провернули очередной государственный переворот. Его итог: Директория потеряла власть. На ее месте появилось Консульство, состоящее из 3 человек (Наполеон и два его помощника).

Это событие считается финальной точкой в истории Великой французской революции. Десять лет борьбы за «свободу, равенство и братство» завершились приходом к власти даже не короля, а будущего императора.

Французский государственный деятель и полководец, император Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика. Происходил из семьи незнатного корсиканского дворянина.

В 1784 году окончил Бриеннское военное училище, в 1785 году - Парижскую военную школу. Профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии в королевской армии.

С первых дней Великой французской революции 1789-1799 годов Бонапарт включился в политическую борьбу на острове Корсика, примкнул к наиболее радикальному крылу республиканцев. В 1792 году в Валансе вступил в Якобинский клуб.

В 1793 году сторонники Франции на Корсике, где в это время находился Бонапарт, потерпели поражение. Конфликт с корсиканскими сепаратистами вынудил его бежать с острова во Францию. Бонапарт стал командиром артиллерийской батареи в Ницце. Отличился в сражении против англичан при Тулоне, был произведен в бригадные генералы и назначен начальником артиллерии Альпийской армии. После контрреволюционного переворота в июне 1794 года за связи с якобинцами Бонапарт был отстранен от должности и арестован, но вскоре освобожден. Числился в резерве военного министерства, в сентябре 1795 года, после отказа от предложенной должности командира пехотной бригады, был уволен из армии.

В октябре 1795 года член Директории (французское правительство в 1795-1799 годов) Поль Баррас, возглавивший борьбу с монархическим заговором, взял Наполеона в помощники. Бонапарт проявил себя при подавлении мятежа роялистов в октябре 1795 года, за что был назначен командующим войсками Парижского гарнизона. В феврале 1796 года был назначен командующим Итальянской армией, во главе которой осуществил победоносную итальянскую кампанию (1796-1797).

В 1798-1801 годах возглавлял Египетскую экспедицию, которая, несмотря на взятие Александрии и Каира и разгром мамелюков в битве у пирамид, потерпела поражение.

В октябре 1799 года Бонапарт прибыл в Париж, где царила обстановка острого политического кризиса. Опираясь на влиятельные круги буржуазии, 9-10 ноября 1799 года произвел государственный переворот. Правительство Директории было низложено, а Французскую республику возглавили три консула, первым из которых стал Наполеон.

Заключенный в 1801 году конкордат (договор) с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви.

В августе 1802 года он добился своего назначения пожизненным консулом.

В июне 1804 года Бонапарт был провозглашен императором Наполеоном I.

2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы римского, Наполеон короновал себя императором французов.

В марте 1805 года короновался и в Милане, после того как Италия признала его своим королем.

Внешняя политика Наполеона I была направлена на достижение политической и экономической гегемонии в Европе. С приходом его к власти Франция вступила в период почти непрерывных войн . Благодаря военным успехам, Наполеон значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Наполеон был не только императором Франции, протянувшейся до левого берега Рейна, но также королем Италии, посредником Швейцарской конфедерации и протектором Рейнской конфедерации. Королями стали его братья: Жозеф в Неаполе, Луи в Голландии, Жером в Вестфалии.

Эта империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого или Священной Римской империей Карла V.

В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и ставший началом крушения империи. Вступление в марте 1814 года в Париж войск антифранцузской коалиции вынудило Наполеона I отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба в Средиземном море.

В 1815 году Наполеон, воспользовавшись недовольством народа политикой сменивших его во Франции Бурбонов и возникшими на Венском конгрессе разногласиями между державами-победительницами, попытался вернуть себе трон. В марте 1815 года во главе небольшого отряда он неожиданно высадился на юге Франции и через три недели без единого выстрела вступил в Париж. Вторичное правление Наполеона I, вошедшее в историю под названием "Сто дней", продолжалось недолго. Император не оправдал возлагавшихся на него французским народом надежд. Все это, а также поражение Наполеона I в битве при Ватерлоо и привели его ко второму отречению и ссылке на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов

Наполеон Бонапарт – первый консул, а затем император Франции, один из лучших полководцев в истории, властитель дум всего XIX века, баловень судьбы и гений, какого мир не знал со времён античности. Его жизнь – пример фантастического взлёта и трагического падения.

Сын революции
Наполеоне Буонапарте родился 15 августа 1769 г. на Корсике в семье мелкопоместного дворянина, участника гражданской войны за независимость острова от Франции. Кроме него в семье было семеро детей, жили бедно, и только благодаря связям отца, Наполеон, в девять лет читавший Плутарха, Руссо и Вольтера, получил образование. В 1788 г. он с отличием закончил Военную школу в Бриенне, где терпел насмешки богатых юнцов за жуткий акцент и бедную одежду, и в звании младшего лейтенанта отправился служить в провинциальный гарнизон. Пределом стремлений амбициозного юноши был чин капитана. Он даже хотел записаться наёмником на службу к русскому императору Павлу I, но его не взяли. Французскую революцию 1789 г. Наполеон встретил восторженно: «После столетий феодального варварства и политического рабства Франция возрождается!» Он приветствовал свержение Бурбонов и вступил в клуб друзей Конституции, мечтая о подвигах во имя Республики.

Первый поцелуй славы
В 1793 г. Бонапарт получил назначение в армию генерала Карто, осаждавшую Тулон – неприступную крепость на берегу Средиземного моря, захваченную контрреволюционерами и англичанами. Там он проявил себя как талантливый полководец и бесстрашный воин. Позже Наполеон назовёт Тулон «первым поцелуем славы». Накрыв город шквальным артиллерийским огнём, Бонапарт лично возглавил штурм. Он не уклонялся от летящих снарядов, веря в свою судьбу: «Не отлито ещё то ядро, которое в меня попадёт». Лошадь под ним была убита, сам он ранен в ногу, но одним из первых Наполеон ворвался в город и лично взял в плен английского генерала О’Хара. После победного штурма Конвент произвёл 24-летнего капитана в бригадные генералы.
Такой фантастический взлёт в карьере возможен только во времена революций. Но любая революция, подобно богу Сатурну, пожирает собственных детей: через полгода самих революционеров поведут на гильотину. После переворота 27 июля 1794 г. маятник террора качнулся в обратную сторону – начались аресты и казни всех, кто поддерживал революционеров. В их числе оказался и Наполеон. Он был заключён в Бастилию, правда, всего на 15 дней. Полководец явно родился под счастливой звездой. Пришедшее к власти правительство Директории понимало, что им ещё понадобится герой Тулона, и не ошиблось – роялистский бунт в октябре 1794 г. был подавлен Бонапартом всего за четыре часа, а сам он приобрёл репутацию спасителя Республики.

Жозефина
Карьерному взлёту Бонапарта способствовала и женитьба на Жозефине Богарне. Эта очаровательная женщина, 32-летняя вдова казнённого генерала и мать двоих детей сразу покорила сердце молодого Бонапарта. Выигравший 50 сражений бесстрашный полководец не смог устоять перед чарами хозяйки модного салона. Она помогла Наполеону получить чин командующего армией и обеспечила ему связи в высших кругах. Его не смущало то, что она была на шесть лет старше. В 1796 г. Наполеон и Жозефина сочетались браком, он усыновил её детей и подарил медальон с надписью: «Это судьба». За их ссорами и примирениями следила вся Франция, но Жозефина и её дети до конца остались преданными Бонапарту, даже после того, как в 1809 г. он объявил ей о разводе: Жозефина не могла иметь детей, а ставшему императором Наполеону был нужен наследник. После развода он женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, которая вскоре подарила ему сына. Но история сыграла с Бонапартом злую шутку – Наполеон II, сын Марии-Луизы, умер бездетным, а дети Жозефины стали основателями пяти королевских династий в Европе.

«Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с вершин этих пирамид»
Получив в наследие слабую, недееспособную армию, Бонапарт за короткий срок сделал её лучшей в Европе. Подобно Цезарю, он обратился к своим солдатам: «Я поведу вас в плодородные долины и процветающие города, неужели у вас не будет мужества взять их?» Первой военной операцией был поход в Италию, куда французская армия принесла идеи революции и установила республику. Захватив Италию, Наполеон с триумфом вернулся в Париж, но не собирался почивать на лаврах: в его планах – поход в Египет, завоевание Индии. Надо было лишить Англию господства на море, основать форпост в Красном море, а главное – прославиться, повторив подвиги Александра Македонского! Бонапарт свято верил в свою звезду. Вместе с армией в Египет отправились французские учёные. Египетская военная кампания 1798-99 гг. сопровождалась открытием древнего мира и вывозом артефактов во Францию, но после первых побед закончилась полным разгромом французского флота и большими потерями на суше из-за начавшейся чумы. Чтобы поддержать дух своего войска, Наполеон посетил барак с чумными и пожал руку больному солдату, однако вскоре, бросив армию, вернулся во Францию.

«Моя любовница – власть»
9 ноября 1799 г. в Париже произошёл очередной переворот. Власть перешла к трём консулам – Сийесу, Дюко и Бонапарту, который почти сразу стал первым, а потом и пожизненным консулом. Этот наделённый сверхъестественными способностями человек прославился и как талантливый государственный деятель. Он спал по три часа в день и сохранял ясность ума, когда его министры падали с ног от усталости. Наполеон основал Парижский банк, укрепил финансовую систему и написал Конституцию, или «Кодекс Бонапарта», действующий во Франции и по сей день. Его принципы – равенство всех перед законом, защита частной собственности, веротерпимость и светское образование.
Наполеон не делился властью ни с кем. Он наслаждался ею, как музыкант своим инструментом, вызывая раздражение и у сторонников республики, и у роялистов. На него было совершено несколько покушений, но он явно родился под счастливой звездой. И всё же Бонапарт понимал, что защитить себя можно только сделав власть священной: он должен стать императором. Наполеон сам разработал церемонию коронации в духе римских правителей и пригласил папу Пия VII. Церемония состоялась 2 декабря 1804 г. в Соборе Парижской богоматери. Бонапарт должен был опуститься перед папой на колени, но не пожелал этого сделать: он выхватил корону из его рук и сам надел себе на голову, а затем короновал и Жозефину. Боровшийся с европейскими монархиями, он сам стал монархом и рассадил по европейским тронам своих родственников и приспешников! Так начинается «династическое безумие» в Европе и начало конца Бонапарта.

«Корсиканское чудовище»
Экспансия Бонапарта стала угрозой для всей Европы. После поражения в битве с англичанами у мыса Трафальгар в Испании он берёт реванш, захватив Вену и разбив русско-австрийское войско под Аустерлицем (1805). Наполеон оккупируют Пруссию, Вестфалию, Чехию, Польшу. Обеспокоенные военными победами Бонапарта главы европейских государств объединяются против него в коалицию. Их цель – вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить династию Бурбонов. Но остановить «корсиканское чудовище» сумел только Александр I.
12 июня 1812 г. 450-тысячная французская армия вторглась в Россию. Наполеон был уверен, что двух сражений будет достаточно, чтобы заставить Александра капитулировать. Впервые интуиция его подвела. «Иррациональное» поведение русских – уход от сражений, партизанская война, а также плохие дороги, падёж лошадей и болезни солдат привели к тому, что армия Наполеона потеряла 140 тысяч, ещё не дойдя до Смоленска; живыми из России уйдут только 30 тысяч французских солдат. Бонапарт был поражён стойкостью русских в битве при Бородино и тем, что они отдали ему Москву, не подписав капитуляцию. Наполеон посылал письма Александру с предложениями о мире, но тот молчал. Осознав, что завяз в России, Наполеон бросил армию и бесславно бежал. На острове Эльба он скажет: «Я должен был умереть в Москве».

Последние сто дней императора
После России Наполеон стал другим человеком – надломленным и постаревшим. Но он не привык отступать: его девизом всегда было «всё или ничего». Проигрывая, он лишь повышал ставки. Потеряв армию в России, он собрал её снова и попытался взять реванш в Битве народов под Лейпцигом (1813), но был наголову разбит. Силы антифранцузской коалиции вступили в Париж, соратники предали, и 6 апреля 1814 г. Наполеон подписал отречение от престола. В загородном дворце Фонтенбло, покинутый всеми, он выпил яд, но тот не подействовал. По договору с союзниками Бонапарт отправился в ссылку на остров Эльба, но уже через девять месяцев, 1 марта 1815 г. с тысячей солдат тайно высадился в Каннах и пошёл на Париж. Народ с восторгом приветствовал своего императора.
Так начались последние сто дней его правления. Бонапарт призвал свою старую гвардию со словами: «Мы не созданы для покоя и смерти на пуховых подушках!», и все они погибнут, отказавшись сдаться в плен под Ватерлоо, его последнем проигранном сражении. Наполеон искал смерти на поле битвы, но выжил, чтобы испить чашу унижений до дна. 22 июля 1815 г. он вторично отрёкся от престола и сдался в руки англичан, надеясь на их правосудие, но его обманным путём вывезли на остров Святой Елены в Атлантическом океане. Император Франции, распоряжавшийся миллионами человеческих жизней, умер 5 мая 1821 г. в окружении 26 приближённых.
Сохранилась школьная тетрадь по географии маленького Бонапарта. Последние слова в ней: «Святая Елена – маленький остров».

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3) Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (...) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская ар­мия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавале­рии, ни артиллерии армии Наполеона.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.

2) Плохо оснащённая армия Наполеона, быстро передвигаясь, раздробляя и разъединяя вражеские армии, выигрывала сражения благодаря этой продуманной стратегии и тактике.

3) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику бы­стрых передвижений.

4) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

5) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны именно благодаря так­тике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

следовательно зато прежде чем вопреки этому так как

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова УДАР. Оп­ределите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УДАР, -а, м.

1) Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).

2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из- под удара. Фланговый у. Штыковой у.

4) перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5) Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намерЕние снятА ненадОлго ободренА бАнты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Падающий парашютист испытывает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ воздуха. Единственный в мире музей ВЕЧНОЙ мерзлоты находится в Якутске. Каратели устроили ЖЕСТОКУЮ расправу над жителями Хатыни. Пассажирам, летящим на Дальний Восток, видны НЕОГЛЯДНЫЕ просторы тайги. У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели как в его ус­пехах, так и в потакании ему европейских государей ЗЛОСТНЫЙ заговор.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гостил у БОЛГАР нескольких ПАРТИЗАНОВ килограмм МАКАРОН ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ письмами весёлые ШОФЁРЫ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя.

Б) Тарас Бульба сказал сыновьям, что поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами.

B) Всем с детства знакома история Ма­угли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

Д) Мы знаем писателей, благодаря кото­рых оживают страницы истории

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

пол…жжение спл...титься сотв...рить откл…ниваться в…кзал

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…кричать, н…учить пр…ждать, р…зослать пр…одолеть, пр..вратиться бе…конечный, ра…буженный

пр...зидиум, пр…стройка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл…вать удушл…вый потч...вать ясен...вый атлетич...ский

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

назнача…мый омыва…мый распил…нная отгоня...мый скле…нная измен…шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А.С. Пушкин скончался после трёх дней (не)выносимых мучений. (Не)долгой была жизнь великого российского поэта. До сих пор (не)установлен автор анонимных писем А.С. Пушкину. (Не)смотря на сильнейшую боль, поэт старался шутить, поддерживать домашних. После смерти А.С. Пушкина (не)известным автором было написано и распространено сти­хотворение «Смерть поэта».

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.

ПРИ(ТОМ) купеческом доме была, большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стоя­ли за прилавком.

(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купече­ства, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.

Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочи­тать любой фрагмент знаменитой поэмы.

В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников. Надо было (ТОТ)ЧАС воз­вращаться домой, садиться за рояль и записывать проигранное на листках бумаги, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Дуэли проводились по строго установле(1)ым правилам, которые были зафиксиро­ваны в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорблё(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесё(4)ого ему оскорбления и характер поединка.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

2) Всё остальное время ушло на откапывание избушек на сон да на выжидание погоды.

3) Гостиный двор с жилыми и складскими помещениями обносили заборами и запира­ли на замок ворота.

4) Говорливая толпа мужиков и баб шла за телегами и повозками.

5) На небе весело играли лучиками первые звёзды и темнели небольшие кучевые облака.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду при­жался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Важные новости (1) наверняка (2) заинтересовали конкурентов Игнатова. Однако (3) они (4) вероятно (5) решили подождать и посмотреть, как будут разворачиваться собы­тия.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гос­тиной на диване, ожидая хозяев.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тигрица прислушалась(1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.

(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлека­тельную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие сущест­вуют жизненные перспективы.

(5)Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперимен­ты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения. (8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришёл. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.

(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними гу­бами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведённый, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочине­ния или контрольной работы.

(20)- Вот и всё! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятель­но. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждём, и у нас вам будет очень интересно.

(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?

(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учё­ный. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (ЗЗ)Всё было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.

(По Е. Гришковцу)

Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1976 г.) - драматург, режиссёр, актёр, писатель.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В университете рассказчик почувствовал, что увлечение биологией проснулось в нём с прежней силой.

2) Ученикам в университете увлекательно и интересно рассказали о профессии биолога.

3) Рассказчик многого ожидал от посещения биологического факультета.

4) Рассказчик не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.

5) Рассказчик после интереснейшей экскурсии по лабораториям биологического факуль­тета твёрдо решил стать учёным-биологом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 16-17 представлено описание.

2) В предложениях 28-34 представлено рассуждение.

3) Предложения 31-33 поясняют суждение, высказанное в предложении 27.

4) В предложениях 1-4 содержится повествование.

5) Предложения 16-17 противопоставлены по содержанию.

22. Из предложений 31-34 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союзов и наречия. Напишите номер этого предложения

24. «Недоброжелательное отношение сотрудницы института к будущим абитуриентам передаёт такое синтаксическое средство, как (А) ____ (предложение 13), а троп (Б) ______ («беглый показ») усиливает это впечатление. Может быть, именно поэтому рассказчик не увидел ничего интересного во время экскурсии, и (В)_____ (предложение 19) подчёркивает обыденность происходящего. Его попытку разобраться в своих впечатлениях от увиденного отражает речевой приём (Г) ______ (предложения 27-33)».

Список терминов:

1) гипербола

2) метафора

3) фразеологизм

4) вопросно-ответная форма изложения

5) сравнение

7) анафора

8) парцелляция

9) ряд однородных членов