Нравственные ценности современной молодежи презентация. Жизненные приоритеты современной молодежи

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: непосредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать. Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества. Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян. Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1. Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи. |жизненные цели |% ответивших | |иметь хорошую семью |11,3 | |получить хорошее образование |13,9 | |устроиться на хорошую работу |12,0 | |иметь свою квартиру |6,3 | |заработать много денег |3,4 | |обеспечить будущее детям |6,9 | |открыть свой бизнес |2,0 | |жить в достатке |9,6 | |приобрести дорогие вещи |21,3 | Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно- нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3. Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, % |Сферы |Уже |Пока не |Хотели бы, |В их | |достижения |добились |добились, |но вряд ли |жизненных | |успехов | |но считают,|уже смогут |планах | | | |что им это |добиться |этого не | | | |еще по |этого |было | | | |силам | | | |Получить |33,4 |48,2 |11,4 |7,0 | |хорошее | | | | | |образование | | | | | |Получить |15,5 |59,5 |19,4 |5,6 | |престижную | | | | | |работу | | | | | |Создать |27,8 |59,9 |6,9 |5,4 | |прочную, | | | | | |счастливую | | | | | |семью | | | | | |Создать |5,9 |28,3 |26,3 |39,5 | |собственный | | | | | |бизнес | | | | | |Стать богатым |2,0 |40,4 |37,8 |19,8 | |человеком | | | | | |Заниматься |27,7 |55,6 |13,2 |3,5 | |любимым делом | | | | | |Стать |1,6 |13,3 |11,4 |73,7 | |знаменитым, | | | | | |чтобы привлечь | | | | | |внимание людей | | | | | |Побывать в |7,6 |49,4 |34,5 |8,5 | |разных странах | | | | | |мира | | | | | Таблица 3. К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, % |Сферы достижения |Уже |Пока не |Хотели |В их | |успехов |добились |добились, |бы, но |жизненных | | | |но считают,|вряд ли |планах | | | |что им это |уже |этого не | | | |еще по |смогут |было | | | |силам |добиться| | | | | |этого | | |Получить хорошее |54,0 |5,9 |27,1 |13,0 | |образование | | | | | |Получить престижную|28,2 |15,8 |38,2 |17,8 | |работу | | | | | |Создать прочную, |63,6 |12,9 |19,9 |3,6 | |счастливую семью | | | | | |Создать собственный|9,3 |9,0 |12,9 |68,8 | |бизнес | | | | | |Стать богатым |3,1 |17,1 |47,0 |32,8 | |человеком | | | | | |Заниматься любимым |42,1 |19,4 |34,9 |3,6 | |делом | | | | | |Стать знаменитым, |1,6 |3,6 |7,5 |87,3 | |чтобы привлечь | | | | | |внимание людей | | | | | |Побывать в разных |11,9 |19,1 |48,1 |20,9 | |странах мира | | | | | Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов? Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно. А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий. Таблица 4. Чего опасается сегодня российская молодежь. |Опасения |% ответивших | |невозможность получить образование |9,6 | |остаться без средств существования |52,1 | |преступность |38,2 | |проблемы с устройством на работу |18,7 | |потерять работу |19,8 | |остаться без друзей |28,0 | |не встретить любимого человека |9,9 | |не суметь создать семью |13,6 | |диктатура власти |19,4 | В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3). Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %. |Молодежь |Чувства |Старшее поколение | |14,7 |Эмоциональный подъем, чувство бодрости|4,4 | |32,4 |Обычный жизненный тонус, ровные |21,4 | | |чувства | | |18,7 |Состояние неуравновешенности, чувство |45,2 | | |тревоги | | |4,6 |Состояние безразличия, чувство апатии |8,0 | |27,0 |Когда как |18,6 | |2,6 |Затруднились ответить |2,4 | Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения. Таблица 6 . Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, % |Молодое |Ценностные ориентации |Старшее | |поколение| |поколение | |64,9 |Мое материальное положение в настоящем и |40,5 | | |будущем зависит прежде всего от меня | | |35,1 |От меня мало что зависит - важно, какая |59,5 | | |экономическая ситуация будет в стране | | |49,4 |Для достижения успеха в жизни надо рисковать, |37,3 | | |это дает шанс | | |50,6 |В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но |62,7 | | |зато надежно строить свою карьеру | | |53,9 |Материальных успехов люди должны добиваться |46,0 | | |сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут | | | |бедно - это справедливо | | |46,1 |Надо проявлять гуманность, те, кто материально |54,0 | | |преуспел должны помогать и заботиться о тех, | | | |кто не преуспел | | |59,0 |Только на интересную работу стоит потратить |53,7 | | |значительную часть жизни | | |41,0 |Главное в работе - это сколько за нее платят |46,3 | |32,4 |Надо стремиться иметь любые доходы, независимо |18,0 | | |от того, как они получены | | |67,6 |Человек должен иметь те доходы, которые |82,0 | | |заработал честным путем | | |70,5 |Свобода - то, без чего жизнь человека теряет |58,5 | | |смысл | | |29,5 |Главное в жизни - материальное благополучие, а |41,5 | | |свобода второстепенна | | |60,7 |Выделяться среди других и быть яркой |45,9 | | |индивидуальностью лучше, чем жить как все | | |39,3 |Жить как все, лучше, чем выделяться среди |54,1 | | |других | | |43,8 |Современный мир жесток, чтобы выжить и |24,2 | | |преуспеть, необходимо драться за свое место в | | | |нем, а то и переступить через некоторые нормы | | | |морали | | |56,2 |Я лучше не достигну материального благополучия |75,8 | | |и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну | | | |через свою совесть и моральные нормы | | Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары) и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами. Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического и патерналистско-коллективистского типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно иначе, чем ответы представителей старшего поколения. Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” - только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - и это справедливо (см. табл.7). Таблица 7. Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %. |“благополучные” |идеалы |“неблагополучные” | |35,4 |помогать бедным |52,6 | |64,6 |добиваться успеха |47,4 | | |самим | | В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же - сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители. Наконец, как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%. Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более - права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены - факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше - 17,6%. Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане. Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону - выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы. Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал (см. табл. 6), что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи. Таблица 8. Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, % |Приходилось |Да, |Редко, |Сами |Не |Не |Итого | |ли … |часто |только |этого не|приходил|захотели| | | | |пробовал|делали, |ось, |отвечать| | | | |и |но |являются|на | | | | | |других |противни|вопрос | | | | | |за это |ками | | | | | | |не |подобных| | | | | | |осуждают|действий| | | |Курить |47,6 |27,3 |10,8 |12,7 |1,6 |100 | |Пить крепкие |36,9 |44,7 |4,4 |7,0 |7,0 |100 | |напитки | | | | | | | |Сознательно |12,6 |33,3 |12,0 |34,2 |7,9 |100 | |обманывать | | | | | | | |кого-то для | | | | | | | |достижения | | | | | | | |своих целей | | | | | | | |Употреблять |1,9 |8,0 |8,2 |79,1 |2,8 |100 | |наркотики | | | | | | | |Давать взятки|6,3 |16,3 |26,2 |45,6 |5,6 |100 | |Уклоняться от|6,0 |6,3 |32,6 |45,1 |10,0 |100 | |налогов | | | | | | | |Вступать в |36,0 |16,1 |15,4 |10,5 |22,0 |100 | |половые связи| | | | | | | |до брака | | | | | | | |Использовать |3,1 |5,1 |30,2 |49,1 |12,5 |100 | |сексуальные | | | | | | | |связи для | | | | | | | |достижения | | | | | | | |корыстных | | | | | | | |целей | | | | | | | |Иметь |0,5 |1,9 |21,5 |68,5 |7,6 |100 | |сексуальные | | | | | | | |отношения с | | | | | | | |человеком | | | | | | | |своего пола | | | | | | | По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше. Кто же в первую очередь попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести входившие в исследование формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях). Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим. Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели. Сексуальные отношения с человеком своего пола в равной степени распространены и среди юношей, и среди девушек, причем шире всего они имеют место в среде сельской молодежи (3,8%) и гуманитарной интеллигенции (3,4%). В среде предпринимателей, в целом характеризующейся повышенной экономической девиацией, гомосексуализм практически отсутствовал. Однако любые выводы в этом вопросе должны делаться очень осторожно, так как число тех, кто по собственному признанию имел гомосексуальные связи, в общей выборке оказалось очень небольшим (47 человек), и количественные методы оценок на столь малой совокупности респондентов практически не работают. Единственное, что можно сказать уверенно - гомосексуализм выявляется там, где встретить его мало кто предполагал, т.е. в сельской местности. 7 человек из 182 обследованных сельских жителей, пробовавшие заниматься гомосексуализмом (по самой “рискованной” в соответствии с расхожими штампами группе студенчества этот показатель составлял 6 человек из 266), позволяют говорить о распространении гомосексуализма далеко за пределы крупных промышленных центров. Употребление наркотиков также оказалось на селе весьма распространено. Достаточно сказать, что если среди гуманитарной интеллигенции в выборке не оказалось ни одного наркомана, а число пробовавших наркотики было всего 3,0%, то среди сельских жителей наркоманов было 2,2%, и ещё 10,2% молодых людей пробовали наркотики. Более высокий показатель только у предпринимателей (соответственно 2,9% и 12,5%) и студентов (2,3% и 12,8%). При этом, что особенно тревожно, наркотики шире распространены среди самой младшей части молодежи (11,6% в возрастной группе до 20 лет при 8,9% в группе 24-26 лет). Юноши употребляют наркотики в два с половиной раза чаще, чем девушки, а дети не добившихся успеха родителей - в полтора раза чаще, чем их более благополучные сверстники. При этом реальное материальное положение молодых людей значения не имеет. Самый высокий процент постоянного употребления наркотиков среди тех, кто не имеет среднего образования - 7,7%. Эта наименее образованная группа молодежи вообще дает ярко выделяющий её на общем фоне всплеск девиантного поведения, несмотря на то, что подавляющая часть этой группы (84,6%) в возрасте до 20 лет и проживает вместе с родителями (89,7%). 12,8% из них уже регулярно используют сексуальные связи для достижения корыстных целей, а каждый четвертый давал взятки. Однако это не было связано с занятиями предпринимательской деятельностью, так как предпринимателей в этой группе всего 12,8%. Остальные - в основном сельские жители (43,6%), рабочие (28,2%) и работники сферы услуг (12,8%). Очевидно, взятки здесь были связаны в основном с решением каких-то бытовых проблем. Главное же, что отличало эту группу - чувство принадлежности к социальным аутсайдерам. 51,3% из них (при 23,8% по массиву в целом) считали, что их отец успеха в жизни добиться не смог. Таким образом, при относительно высоком уровне негативного поведения у молодежи в целом, распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего - среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из “низших” слоев общества и не смогла получить даже среднего образования, обрекая себя на невозможность успешно конкурировать со своими сверстниками на рынке труда. Дополним моральный облик современной российской молодежи данными исследования о том, какие качества она в наибольшей степени ценит в людях. В анкете имелась возможность отметить не более трех из 14-ти предлагаемых положительных качеств человека. Результаты ответов приводятся в таблице по степени от наибольшего к меньшему предпочтению качеств. Таблица 9. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, % |Человеческие качества |Данные в % к числу | | |ответивших | |Ум |63,6 | |Доброта |36,7 | |Юмор |34,4 | |Уверенность в себе |28,8 | |Целеустремленность |24,7 | |Отзывчивость |22,5 | |Обязательность |17,5 | |Воспитанность |17,5 | |Общительность |11,2 | |Независимость |9,8 | |Инициативность |9,5 | |Сила |8,5 | |Оригинальность |5,6 | |Красота |5,0 | Прежде всего обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно, глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Однако только 8,5% молодых людей обращают внимание на силу как на очень значимое человеческое качество. Данные специального анализа показывают, что наиболее часто встречающейся комбинацией свойств высоко ценимых молодыми людьми, оказываются ум, доброта и чувство юмора. Если угодно, в этом сочетании мы имеем некую социально- психологическую характеристику предпочитаемой личности. Об уме было сказано. Но ум сам по себе может быть чрезмерно рационален и даже жесток. Вот этой жесткости и противостоит доброта как, скорее всего, некоторое нормативное свойство российской культуры, противостоящее чрезмерной рациональности в отношениях между людьми. Ум и доброта вряд ли пересекаются между собой в контексте иных европейских культур. Эти свойства хотя противостоят друг другу, но их объединению способствует чувство юмора, которое как бы призывает не воспринимать все трудности жизни, с которыми сталкивается нынешний молодой человек в России, слишком серьезно. Чувство юмора позволяет дистанцироваться и от крайне рационалистической позиции, и от чрезмерной доброты, позволяя сохранить определенное ироническое отношение к самому себе и к тому, что с тобой происходит. Обращает на себя внимание, что такие качества, как обязательность, стремление к независимости и инициативность занимают гораздо более низкие позиции, чем это требуется логикой и содержанием развития рыночных отношений. Независимость, разумеется, коррелирует со стремлением к свободе, но это качество выбирают в данном контексте только 9,8% молодежи. Обязательность - безусловное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, в рыночных взаимосвязях, но и оно получает поддержку только 17,5% молодежи. Большее число молодых людей избирает отзывчивость (22,5%). Представленные данные, скорее всего, говорят о том, что российская молодежь ещё недостаточно активно повернулась в сторону рыночных отношений, проявляет слабую требовательность к себе и явно недооценивает необходимость повышения культуры делового общения. Особое место среди жизненных ценностей молодёжи занимает образование. В сложных условиях всеобщего изменения жизни обостряется вопрос о ценности образования. Для чего нужны школьные знания, что даёт высшее образование? Известно, что многие выпускники вынуждены работать не по специальности, т.к. найти работу нелегко. Однако конкурс в ВУЗы не только не сокращается, но и растёт. Увеличивается доля получающих высшее образование на платной основе. Это, видимо, связано с внутренними скрытыми тенденциями изменения интереса к учёбе в школе. Раньше у старшеклассников он был обусловлен стремлением получить в будущем желаемую специальность, поэтому они делали упор на освоение того предмета, который был как-то связан с ней. В настоящее время, когда гарантий работы по специальности никто не даёт, возрастает ценность высшего образования как такового, следовательно должны изменяться и ориентации старшеклассников на учёбу. Проведённое исследование показало, что родители и педагоги не всегда могут обосновать значимость каждого блока знаний в учебной программе. Часто фиксируют внимание на цели учёбы только 27% учителей, никогда на неё не указывают 11%, остальные педагоги, по словам учеников, лишь иногда указывают на неё. Выходит, что господствует традиционное механическое включение детей в образовательный процесс. В сознании детей ценность учёбы в школе выглядит следующим образом: Таблица 10 Ценность учёбы в школе. |Учёба позволяет |% к числу опрошенных | |приобрести профессию |61 | |стать образованным |58 | |подготовиться к самостоятельной жизни|46 | |стать богатым |29 | |быть не хуже других |20 | |утвердиться среди близких |13 | |почувствовать себя взрослым |12 | |превзойти других |11 | Полученные данные указывают на то, что у подростков господствует ориентация на приобретение с помощью школьных знаний профессии. Получается, что ценность знаний, которые связаны с расширением кругозора, понимание общих законов организации природной и человеческой жизни изначально умаляется. Идёт интуитивное, неосознанное деление приобретаемых в школе и вне её знаний на нужные для будущей профессии и лишние. Но если не придётся по ней работать, как же без общей широкой подготовки молодые люди смогут приспособиться к жизни? Обнаружилось, что чем старше учащиеся, тем ярче у них выражена ориентация только на те знания, которые дают возможность поступить на желаемую специальность. Узкоутилитарный подход господствует уже в 7-9 классах, а к выпускному ещё усиливается. Более предпочтительным выглядит выбор, связанный с желанием стать образованным человеком. Он будто бы ориентирует на ценность знания как средства развития культуры, познания законов организации жизни природы, людей, самого себя. Однако он снижается с 7 по 11 класс в 3 раза: с 20 до 8%! Видимо, выпускники приходят к выводу, что полученные за годы учёбы знания не повлияли существенно на их культуру, представления о мире, приобретаемые на основе жизненного опыта, под влиянием друзей, родителей и т.д. Лишь 17% опрошенных связывают своё образование с культурой. Это значит, что родители и учителя не довели подлинный смысл образованности, и учащиеся не рассматривают полученные знания как важнейший способ развития своей культуры. При этом всё-таки 80% указывают, что планируют получить необходимые знания именно на уроках. Противоречие сегодняшнего образования заключается в том, что, с одной стороны, оно ориентировано на формирование культурных, освоивших нормы и правила современной жизни, стремящихся к постоянному самосовершенствованию индивидов. С другой стороны, детям постоянно внушают, что знания нужны прежде всего для поступления в ВУЗ на конкретную специальность. Не осознаётся необходимость более широкого общего развития, позволяющего человеку заниматься широким спектром деятельности. Пока каждый урок не станет конкретным шагом к приобщению ребёнка ко всё более и более высоким нормам и ценностям культуры, до тех пор дети не будут воспринимать школьное образование как действительно нужное для них, и их степень самостоятельных усилий по освоению знаний останется невысокой. Этот вывод подтверждается тем, что только 6% опрошенных самостоятельно занимаются в библиотеке или дома. Узкопрагматический подход ведёт к тому, что учащиеся имеют весьма низкие оценки по многим предметам. Без троек учатся лишь 8% старшеклассников. Проводимые в школе инновации должны создать новую модель формирования интереса к учёбе на основе развития у детей в ходе освоения любого предмета культурных навыков взаимодействия с природой, дюдьми, с самим собой не в отдалённом будущем, а в повседневной жизни учащегося. Тогда можно надеяться на то, что дети будут учиться не только ради приобретения профессии, а прежде всего для того, чтобы постоянно самосовершенствоваться и тем самым всегда соответствовать времени. Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему. Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела. Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. P.S. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.


Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат - лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

11. Ценностные ориентации молодежи Европейских стран .

1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. Существует огромная проблема: кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие . За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокуюкоммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.

Совершенствование средств вооруженной борьбы, особенно бурно протекающее в последние десятилетия в армиях ведущих стран мира, вызывает вполне понятное стремление и необходимость пересмотра существующих ее форм и способов и поиска новых, более эффективных и универсальных.

В последнее время стратегия любого государства-агрессора перестала опираться только на военную силу, а боевой потенциал государства уже не играет решающей роли в достижении стратегических целей. На арену межгосударственных противоборств выходит новый вид войн — информационно-психологический, в котором отсутствуют понятия фронта и тыла, а объектом воздействия становится все население страны и ее государственный аппарат. Достаточно вспомнить череду «цветных революций», произошедших во многих странах мира в конце XX  — начале XXI веков.

В предлагаемом материале, который посвящен именно теме информационно-психологической борьбы в необъявленной войне, авторы неоднозначны в своих оценках. Но это мнение авторов не обязательно совпадает с точкой зрения редакции. Надеемся, что читатели выскажут свое мнение по проблеме, которая в последнее время становится все более актуальной.

Каждое государство обладает уникальным культурным кодом (духовным, социальным, психологическим, национальной памятью). Культурный код включает в себя целостную исторически сформированную систему установок населения и бессознательную его реакцию на ситуацию, связанную с угрозой для страны и жизни народа. Элементами культурного кода являются культура и национальные интересы.

С позиции общей теории выделяют шесть обобщенных стратегических приоритетов управления обществом, (перечислим их без раскрытия):

первый — мировоззренческий приоритет;

второй — хронологический приоритет;

третий — фактологический приоритет;

четвертый — экономический приоритет;

пятый приоритет — оружие геноцида;

шестой приоритет — оружие уничтожения.

Заявленные приоритеты дают основание полагать, что, воздействуя на них, страна-агрессор может добиться поставленных целей.

Современное информационно-психологическое воздействие необходимо рассматривать в рамках теории и практики ведения войн четвертого поколения (The 4th Generation of Warfare) , или стратегии 4GW  — самостоятельного вида воздействия на противника, направленного на лишение его воли к сопротивлению. Цель стратегии 4GW — взломать культурный код и подчинить своей воле предполагаемого противника.

Теория и практика ведения войн четвертого поколения (стратегии 4GW ) была реализована Соединенными Штатами Америки в военных операциях в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и на Украине.

Обозначим основные принципы стратегии 4GW .

  1. Принцип асимметричности конфликта. В условиях трансформации современного общества под влиянием процессов глобализации участниками конфликта являются транснациональные корпорации и государства. Формально это выглядит как конфликт между государствами, поскольку воздействие на противника осуществляется с помощью «третьей стороны».

Принцип асимметричности конфликта заключается в применении таких методов борьбы, таких технологий, которые радикально превосходят возможности противника. Государство-
агрессор вооружает, обучает и финансирует силы этого «агрессивного негосударственного субъекта», планирует и обеспечивает его подрывные операции, оказывает им политическую, информационную и юридическую поддержку.

  1. Принцип маневренности. В стратегии 4GW традиционная военная сила утрачивает свое значение, боевой потенциал государства перестает быть решающим фактором. «Полем боя» становится все общество противника с материальными и духовными ценностями, исчезает понятие стратегического тыла. Удар наносится по любым уязвимым точкам, это могут быть критически важные объекты, памятники культурного наследия, личности, обладающие боевым духом и умеющие консолидировать общество. Основной принцип — не силовое разрушение государства, а морально-нравственное воздействие на население и руководство страны.
  2. Принцип взаимодействия сетевых W -сообществ. Зоны ответственности военных руководителей заменяются на отдельную боевую единицу информационных операций с использованием глобальных СМИ. Формируется многопотоковая система управления ячеисто-сетевого типа с несколькими универсальными центрами принятия решений. В результате население начинает открыто поддерживать противников своего правительства.
  3. Принцип народной партизанской войны, или «война без правил». Это «аморфная», но хорошо скоординированная атака с единой целью в разных направлениях. Понятие фронта отсутствует. Моральная победа над противником достигается с помощью нанесения ударов по его слабым сторонам.
  4. Принцип хаоса, или создание атмосферы полной неопределенности. Воздействие направлено на раскалывание идеологической основы государства и вытеснение его из сфер, попавших под влияние противника.
  5. Принцип спецэффектов. Внимание противника фокусируется на экономических, политических, культурных основах безопасности государства-жертвы посредством ввода разнообразных санкций, применения различных психологических приемов, направленных на «раскачивание» общества.
  6. Принцип боевой стаи, т. е. принцип работы автономными или полуавтономными боевыми группами, связанными с децентрализованной, нешаблонной тактикой в рамках следования единой стратегической цели.
  7. Принцип индивидуализации ответственности, или «победа без управления». Огромное значение приобретает индивидуальная подготовка сил специальных операций. В ситуации лимита времени в отрыве от управленческого звена данная единица должна быть способна самостоятельно принимать решение, определять главное.

Методом стратегии 4GW является концепция MISO (Military Information Support Operations) , состоящая в передаче нужной информации и ориентиров иностранным аудиториям, для оказания на них влияния. Цель — воздействовать на поведение ключевых ячеек общества.

Поскольку целью борьбы является слом воли врага к сопротивлению, отсюда следует, что в стратегии 4GW лежат политические, социальные и моральные мотивы, направленные на снижение роли влияния государства на общество.

В США организация по формированию информационно-психологического воздействия называется Military Intelligence and Security Group (MISG) . Это группа военной разведки и безопасности. До недавнего времени эти задачи решались службами психологических воздействий (PSYOP) .

Military Information Support Operations Battalion — это батальон оперативной информационной поддержки, который предоставляет и фильтрует информацию по радио, телевидению и в печати.

Стратегия 4GW предполагает широкий набор технологий, которые образуют «тактики» MISO , направленные на истощение военных и финансовых ресурсов страны-противника в ходе непрекращающейся и ежедневно подпитываемой извне партизанской войны и террористической деятельности.

Рассмотрим эти тактики.

Во-первых, тактика технологии lawfare , «юридическая война» как одна из форм «асимметричной войны». Это незаконное применение норм внутреннего и международного права в целях нанесения ущерба оппоненту.

Во-вторых, тактика экономических и политических санкций. Это оказание всех форм давления на страну-жертву. Как пример, организация «цветных революций», демонстраций, пикетов, митингов и кампании ненасильственного неповиновения с применением политико-экономических технологий.

В-третьих, тактика террора или «военного компонента». Это организация различных повстанческих движений и террористических действий различного характера в стране — объекте воздействия. Задача —подорвать боевой дух народа и армии, вызвать смятение и спровоцировать панику.

В-четвертых, тактика разрушения традиционных семейных ценностей, или «гражданский» компонент. Сюда входят технологии, направленные на разобщение общества, разрушения традиционной общины и семьи. MISO формирует целенаправленные агрессивные атаки на традиционные культурно-исторические ценности населения.

В-пятых, тактика «высокоскоростных операций». MISO проводит утонченную и высокотехнологичную психологическую войну, заключающуюся в манипулировании средствами массовой информации с целью формирования глобального общественного мнения на конкретные события.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что современную войну четвертого поколения можно представить как информационно-психологическую войну или как политико-психологический процесс, который направлен на изменение отношения массового сознания населения условного противника к сформировавшимся на территории этого государства ценностям, национальным интересам. Это осуществляется путем подрыва уникального культурного кода данного народа, воздействия на его стратегическую культуру с целью разрушения уверенности в правоте и осуществимости идей.

Конечная цель психологической войны — это вызвать недовольство и деструктивные действия в массовом сознании в отношении оппонентов. Это массовые выступления для свержения политического режима, возбуждение интереса к социально-политическим конструкциям альтернативного характера. Информационно-психологическая война воздействует на бессознательные, иррациональные состояния людей, на их эмоции, чувства, инстинкты, предрассудки, предубеждения, мифологические конструкции населения потенциального противника. Происходит перенос направленности борьбы из одной сферы в другую, на уровень повседневной, обыденной психологии. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множества ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, а также на происходящие в мире события.

Возникают вопросы: а как противостоять направленному воздействию наших «партнеров» на духовную сферу, стратегическую культуру, национальные интересы народа и государства, как сохранить культурный код, общественное мнение, ценностные ориентиры, взгляды, социально-психологический климат в обществе? На эти вопросы авторы не дают ответов, хотя это сегодня жизненно важно для нас.

Понятно, что конечная цель всех перечисленных мероприятий наших «друзей» — посеять в россиянах страх и неуверенность в будущем, вызвать у них недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать в обществе атмосферу недовольства и тревоги, что будет способствовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности. Но как нам, повторяем, следует противостоять всем этим деструктивным попыткам? Надеемся, что наши читатели смогут найти ответы на эти непростые вопросы.

И. СИТНОВА, кандидат социологических наук, доцент,

А. ПОЛЯКОВ, капитан 2 ранга

  • Нугаева Розалина Маратовна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ЦЕННОСТИ
  • ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Статья посвящена жизненным приоритетам современной молодежи. В настоящее время жизненные ориентации молодежи изменили свой вектор в сторону индивидуальной направленности.

  • Сравнительная характеристика ценностных ориентаций юношей и девушек
  • Социальные технологии в сфере организации молодежного досуга

Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества. Однако при этом все новое базируется на старых основах. Молодежь – это отражение направления развития общества. Глядя на молодых людей, можно понять, куда и с какой целью движется общество .

Современная молодежь оказывается более приспособленной к сегодняшней жизни. И если для их родителей богатый опыт был дорогим социальным капиталом, то в условиях трансформации одним из значимых ресурсов, техник выживания становится способность к отказу или быстрому переосмысливанию ценностей любой степени «вечности». Благодаря этим качествам молодежь легче адаптируется к меняющимся условиям жизни, быстрее осваивает рыночные практики и индивидуальные техники выживания, адекватнее реагирует на новые потребительские предложения, легче включается в информационные сети, овладевает технологиями .

Иногда пожилые люди ругают молодежь, считая, что они ведут себя не так, как следовало. Однако при этом не стоит забывать, что именно эти пожилые люди и воспитали новое поколение. Конечно, ценности современной молодежи отличаются от ценностей прошлых поколений. Но это вполне нормальное явление, которое показывает, что общество не стоит на месте. Единственная проблема в этом вопросе, которая может вызывать тревогу, – это если ценности меняются не в лучшую сторону.

Каковы ценности молодежи?

Жизненные ориентации современной молодежи изменили свой вектор, уйдя от социальной (коллективистской) направленности к индивидуальной. Главным стремлением каждого человека стало личное материальное благосостояние. К сожалению, ценность оплаты труда стала цениться больше свободы или ценности интересной работы.

Отсюда проистекает внимание молодежи к таким общественных проблемам, как рост цен, преступности, инфляция, коррупция, социальное разделение общества, проблемы экологии, пассивность граждан .

Гражданская позиция и общественные нужды ушли на последние позиции, уступив место проблемам материальной обеспеченности и здоровья. Однако, несмотря на то, что в анкетах молодежь выбирает в числе первых такую ценность, как здоровье, на практике мы видим, что стремление к здоровому образу жизни выражено достаточно слабо.

Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодежи входят такие ценности:

  1. Семейные ценности.
  2. Материальное благополучие.
  3. Общение, друзья.
  4. Здоровье.
  5. Образование, интересная работа, самореализация.
  6. Свобода, самостоятельность.
  7. Престиж, положение в обществе.
  8. Отдых, хобби, спорт.
  9. Творчество.

Как видно из списка, семейные ценности у молодежи стоят на первом месте. В этот пункт входит как родная семья, в которой человек родился и рос, так и будущая семья, которую планируется создать .

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие . За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием .

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути .

Характеризуя молодежное сознание и систему ценностей современной молодежи, социологи выделяют:

  • возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;
  • признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом в сфере досуга;
  • приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
  • вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
  • слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов .

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей .

Список литературы

  1. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //Социол. исследования. 2007 - №4.
  2. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. С. 80-83.
  3. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 39-42.
  4. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи.//В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 94-96.
  5. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исследования. 2008. - №2.
  6. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  7. Игебаева Ф.А. Влияние семьи на ценностные ориентации молодежи В книге: Творчество и развитие образовательных систем. Тезисы докладов. 1997. С. 68-71.
  8. Игебаева Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей. 2008. С. 25-27.
  9. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
  10. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-48.
  11. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М., 2000.
  12. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М., 2001.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Ценностные ориентации современной молодежи Подготовила: учитель истории и обществознания Плешкова А.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большетроицкая средняя школа Шебекинского района Белгородской области»

2 слайд

Описание слайда:

В современной России значительное внимание должно уделяться именно молодежи как источнику формирования будущего страны, элиты государства «...молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным… должными являются лишь те цели, которые общество признает ценным».

3 слайд

Описание слайда:

«От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные»

4 слайд

Описание слайда:

актуальность выбранной темы изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить направленность дальнейшего развития, и степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, с сопровождающим его инновационным потенциалом.

5 слайд

Описание слайда:

Практическая значимость ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества, в связи с этим особо важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

6 слайд

Описание слайда:

Цель данной работы заключается в выявлении и раскрытии ценностных ориентаций современной молодежи. задачи: Интерпретация понятий «ценность», «ценностные ориентации» с точки зрения современной социологии; Анализ динамики социологический исследований ценностных ориентаций прошлых лет; Выявление и раскрытие основных причин и предпосылок формирования ценностей современной молодежи; Проведение эмпирического исследования на базе МБОУ «Большетроицкая СОШ», анализ полученных результатов. Выявление различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

7 слайд

Описание слайда:

методы исследования теоретические методы: анализ, синтез, аналогия, обобщение, системный подход Эмпирические методы наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сравнение. Следует также выделить, Методика «ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем.

8 слайд

Описание слайда:

Объект исследования - мировоззрение юношей и девушек, обучающихся в МБОУ «Больщетроицкая СОШ» Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся.

9 слайд

Описание слайда:

Гипотеза: мы полагаем, что у современной молодежи будут наблюдаться некоторые различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

10 слайд

Описание слайда:

для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности «ценность» используется в философской социологической другой специальной литературе

11 слайд

Описание слайда:

Согласно Р.Перри с психологической точки зрения «ценность» это то, что возникает исключительно в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо. «Будет ли это "швейцарский сыр", благосостояние, нищета, дорогая машина или нечто другое – как рассуждает автор, – неважно, главное, что все это является предметами потребности или интересов человека, а значит – это его ценность»

12 слайд

Описание слайда:

Адлер, американский социолог-позитивист, разделял ценности на 1) ценности являются абсолютами в виде бога, вечных идей, автономных принципов справедливости; 2) ценности заключаются в виде материальных и нематериальных предметов либо в неразрывно связанных с ними качествах, или их атрибутах, которые ценятся, желаются, способны удовлетворить потребности; 3) ценности заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях и разуме; 4) ценности отождествляются с действиями, вербальным или невербальным поведением и не существуют нигде в действительности, кроме действий

13 слайд

Описание слайда:

ценность есть значимый для субъекта предмет (материальный или идеальный), способный удовлетворить его потребности и интересы. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы предметное воплощение этих идеалов мотивационные структуры личности, побуждающие её к предметному воплощению этих идеалов

14 слайд

Описание слайда:

По мнению Н.И. Лапина, общественная ценность, осваиваясь субъектом в процессе деятельности и становясь достоянием индивидуального сознания, начинает функционировать как ценностное отношение личности к определенным фактам, явлениям действительности, выступая в этом своем качестве как механизм регуляции индивидуального поведения и деятельности. Автор выделяет три основных формы ценностных отношений система самых устойчивых и обобщенных ценностных отношений, выступающих в качестве «стержневых» ценностных эталонов личности, ответственных за формирование общей направленности социальной жизнедеятельности в целом; ценностные эталоны, имеющие более частный характер и опосредствующие поведение в отдельных сферах жизнедеятельности; совокупность эталонов, опосредствующих жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

15 слайд

Описание слайда:

ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного

16 слайд

Описание слайда:

Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства

17 слайд

Описание слайда:

Непротиворечивость ценностных ориентаций личности – показатель ее устойчивости: зрелости, целостности.

18 слайд

Описание слайда:

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально – структурные ориентации и планы планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

19 слайд

Описание слайда:

ценностные ориентации – не просто одно из важнейших проявлений массового сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания молодежи.

20 слайд

Описание слайда:

Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет

21 слайд

Описание слайда:

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и несемейной социализации. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

22 слайд

Описание слайда:

В.Т. Лисовской, исходя из анализа социологических исследований прошлых лет, выделяет две основные группы проблем в середе молодежи: специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; общесоциологические проблемы: преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

23 слайд

Описание слайда:

молодежь – это основная движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.

24 слайд

Описание слайда:

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Сегодняшние молодые россияне, по справедливому замечанию Н.А. Добролюбова, поставлены во вдвойне экстремальные условия, которые обусловлены переворотом в социально – экономическом укладе, обвальным кризисом ценностного сознания.

25 слайд

Описание слайда:

Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально–нравственных норм гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений, или семья как оплот успешного существования

26 слайд

Описание слайда:

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания «Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев, высказывается В.В. Гаврилюк, – сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых «правильных» героев телевизионных сериалов»

27 слайд

Описание слайда:

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Субъекты воспитания семья телевидение улица не всякая семья может дать достойное воспитание, не стоит снимать со счетов те семьи, в которых ребенок – обуза телевидение из воспитательного – превратилось в развлекательное, Подростки принимают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ Улица превратилась в оплот развития «трудных» подростков, противопоставляющих себя семье, обществу

28 слайд

Описание слайда:

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В исследовании принимали участие учащиеся МБОУ «Большетроицкая СОШ» преимущественно в возрасте 15-17 лет (10-11 класс) в количестве 30 человек. Из них 15 девочек и 15 мальчиков. Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось по методике М. Рокича.

29 слайд