Основные требования к условиям проведения диагностики логопеда. «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» консультация по логопедии на тему

Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Логопедическое обследование – первый и очень важный этап в обучения ребенка, коррекции его речи.

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными откло- нениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целе- сообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств кор- рекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необ- ходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эф- фективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи:

1) выявление объёма речевых навыков;

2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой сторо- ной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

К методам логопедического обследования относят педагогический эксперимент; беседу с ребенком; наблюдение за ребенком; игру.

В качестве дидактического материала могут быть исполь­зованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи,. сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вер­бальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.

Характер дидактического материала в каждом конкрет­ном случае будет зависеть:

■ от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ре­бенку);

От уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв­ляемый материал);

■ от уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый матери­ал должен быть достаточно освоен - но не заучен - ре­бенком).

Материал отбирается в соответствии с социальным опы­том ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непред­виденных технических трудностей (например, ребенок не мо­жет узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследо­вать несколько классов или категории языковых единиц (на­пример, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).

Процедура диагностического этапа начинается с установ­ления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ре­бенка и его личностно-типологических особенностей она мо­жет иметь несколько вариантов. Однако в любом случае зна­комство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками,. называет свое имя, а уже потом спрашивает. как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня,зoвym Ольга Евге ньевна. А тебя как зовут?

При этом степень развернутости и официальности зави­сит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно пред­ставиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребен­ка можно ограничиться просто именем Оля. Это не влияет на авторитет логопеда, но облегчает контакт с ребенком. Пос­ле знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребе­нок его запомнил и н случае необходимости сможет к вам обратиться.

Если у дошкольника выражен речевой негативизм, пред­ставьтесь сами, но не требуйте от ребенка назвать его имя. В случае, если будете настаивать, он откажется общаться с вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например па полу или у полки (столика) с игрушками.

Иногда, при выраженном элективном мутизме (это психоневротическое состояние, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие лого­педа. Логопед начинает обозначать свое присутствие посте­пенно. Входит в комнату, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка; стоит, отвернувшись; делая вид, что занят чем-то другим, проходит мимо. Время его присутствия и вни­мания к ребенку увеличивается, и, наконец, логопед включает­ся в общение с ребенком, организуя совместную деятельность. Показателем успешности вашего включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.

У школьников, как правило, нет такого выраженного рече­вого негативизма. У них - другие проблемы. Эти проблемы связаны со стрессовой ситуацией обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ситуации?

Поэтому не рекомендуем начинать налаживать контакты со школьником с вопросов об успеваемости ребенка. Лучше с учащимся начать беседу с нейтральных тем, продемонстрировав ваше знание его сильных сторон и увлечении. А вопросы об успеваемости вы сможете задать попозже.

Особенно выражена тревожность, а иногда и агрессия у под­ростков. Поэтому установление контакта с этими детьми очень важно, хотя для этого требуется приложить некоторые усилия.

При обследовании подростков необходимо продемонстри­ровать, что вы относитесь к ним, как к самостоятельным взрос­лым людям, у которых есть некоторые проблемы. Позиция союзника в поиске проблем и путей их решения, пожалуй, одна из самых сильных в общении с этими детьми, поскольку союзник является одним из самых востребованных лиц в жизни этих детей. Поэтому беседу необходимо начать с выяс­нения того, как ребенку удобнее проходить обследование, в присутствии родителей или в их отсутствие, как лучше к нему обращаться, но «ты» или «вы», попросить сформулировать его проблему самостоятельно.

Но желательно логопедическое обследование проводить в при­сутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родите­ли наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребен­ка, а затем логопед мог проиллюстрировать свое заключение и рекомендации примерами из обследова­ния.

Как правило, родителей просят располагаться но некото­ром расстоянии так, чтобы ребенок «чувствовал» их присут­ствие, но не видел их постоянно. Это необходимо по следую­щим соображениям. Во-первых, присутствие матери или отца воодушевляет ребенка, делает его спокойнее и увереннее. Иногда он даже оборачивается, чтобы видеть реакцию родите­лей. Вo-вторых, ребенок не видит изменений выражений лица родителей постоянно, особенно в моменты, когда ребенок, по их мнению, совершает ошибку или не может ответить па элемен­тарный вопрос. В подобных ситуациях родители часто начи­нают вмешиваться в процесс обследования, подсказывая отве­ты на вопросы или комментируя действия ребенка, сообщая все, что они думают по этому поводу. Логопед должен мягко, но решительно пресекать эти вмешательства, уверяя родите­лей, что все свои дополнительные мысли они смогут сообщить ему позже, наедине, что он как специалист понимает, как тя­жело ребенку продемонстрировать все свои знания, что обсле­дование имеет свои процедурные особенности, которые нельзя нарушать. В крайнем случае, можно сказать родителям, что если они не прекратят вмешиваться в процесс обследования, то им придется покинуть кабинет.

Для маленьких или очень боязливых и стеснительных детей делается исключение. Допускается, что ребенок в нача­ле обследования может находиться на коленях матери или отца, но постепенно, по мере установления контакта, логопед перемещает ребенка поближе к себе, как бы отрывая и удаляя его от родителей.

Устанавливая и установив контакт с ребенком, логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного по­ведения, присущего обследуемому ребенку, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.

Необходимо специально отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некото­рых нормативов, характеризующих определенный возраст­ной период в жизни ребенка и его социальное окружение (го­родской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения - изоляторы, представите­ли других национальностей и др.). В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта анало­гичной работы. Это, безусловно, затрудняет процесс анализа полученных результатов. Тем не менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей.

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако су­ществуют общие принципы и подходы, определяющие после­довательность проведения обследования.

Принцип индивидуального и дифференцированного под­хода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет про­блемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рас­сматриваются пристальнее, подвергаются количественно­му и качественному анализу.

Внутри каждого вида тестирования предъявление мате­риала дается от сложного к простому. Это позволяет ре­бенку закончить каждую пробу успешно, что создает до­полнительную мотивацию и положительный эмоциональ­ный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большин­стве случаев <упираться> в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъяв­ляемому материалу и ухудшение демонстрируемых дос­тижений.

От продуктивных видов речевой деятельности - к ре­цептивным . Исходя из данного принципа, в первую оче­редь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии гово­рится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность - сочинения). Письмен­ная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в про­дуктивных высказываниях или жалоб со стороны родите­лей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.

Логично сначала исследовать объем и характер употреб­ления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.

При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:

Онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);

Этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

Деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности):

Взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.

11.1. Общие требования к диагностической деятельности

Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое их которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством.

Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, направленное на то, чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, о протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском; саду (школе) и многое другое.

Обычно клиническое обследование включает:

Обследование терапевта с целью получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие нарушений центральной нервной системы и их характер. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство;

Обследование невропатолога в случае органических нарушений дополняют объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании;

При афазии необходимо проведение нейропсихологического обследования, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Педагогическое обследование проводит педагог с целью определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:

Для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, с тем чтобы достичь наилучшего результата;

Для организации оптимальных межличностных взаимодействий в диаде «ребенок - педагог» на основе определения индивидуально-типологических особенностей учащегося и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции ;

Для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.

Психологическое обследование - ведущий вид обследования. в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.

Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств (см.: Лалаева Р. И., 2000).

В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики:

1) ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования;

2) проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист;

3) анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определение программы коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению образовательном учреждении.

Процедура диагностического обследования начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями.

Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.

Обследование речи обычно осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик , тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности; к стандартизации условий проведения обследования также не предъявляется обычно жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка, предлагается ниже.

I. Материал для исследования фонетической стороны речи:

1) предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце);

2) речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки).

II. Материал для исследования фонематической стороны речи:

картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.).

III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи:

1) предметные и сюжетные картинки по лексическимтемам;

2) картинки с изображением действий;

3) картинки с изображением разного количества предметов (стул - стулья, шкаф - шкафы и т.д.);

4) картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина т.д.).

IV. Материал для исследования состояния связной речи:

1) сюжетные картинки;

2) серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп.

V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза:

1) речевой материал (предложения, слова различной звукослоговой структуры);

2) предметные и сюжетные картинки.

VI. Материал для исследования состояния письменной речи:

1) тексты для чтения (различной сложности);

2) слоговые таблицы;

4) тексты диктантов и изложений;

5) печатные и рукописные тексты для списывания. Что касается психолога, то он, напротив, пользуется в обследовании только тем психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностяхих развития.

11.2. Частные требования к организации диагностической деятельности

Конкретные условия проведения обследования (наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности) могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных. Это особенно важно при проведении психологического обследования.

К условиям, которые должен учитывать психолог, относятся особенности личности обследуемого (пол, возраст, мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент) и внешние условия, в которых осуществляется обследование. Чрезвычайно внимательно нужно отнестись к состоянию здоровья , различным психосоматическим, физиологическим нарушениям, отклонениям в развитии. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствует адекватности сведений о психологических особенностях детей.

Наряду с этим психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводится психологическое обследование: освещением, звуковым фоном, состоянием воздуха, качеством мебели и т.д. Немаловажное влияние на результаты обследования может оказать личность самого психолога, который должен обеспечить не только стандартность процедуры его проведения, но и создать благожелательную атмосферу, положительный настрой на выполнение предлагаемых заданий и действий.

Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением обследования необходимо дать ребенку возможность привыкнуть к новой для него обстановке, освоить ее и сделать по возможности естественной.

Следует принять меры для предотвращения возможных отклонений от порядка проведения обследования (появления новых лиц, переход в другое помещение и т.п.), что должно обеспечить единообразие процедуры диагностики.

Предварительная подготовка касается различных сторон процедуры обследования. Большинство методов психодиагностики требуют точного воспроизведения словесной инструкции. Значение могут иметь даже незначительные ошибки, нечеткость произнесения, запинки при чтении инструкции испытуемым, предотвратить которые помогает предварительное знакомство с их текстом.

Еще одним важным предварительным условием качественного проведения обследования является подготовка стимульных материалов. В индивидуальном обследовании, особенно при проведении тестов действия, такая подготовка включает размещение необходимых материалов, с тем чтобы свести к минимуму их риски или неловкое обращение с ними.Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования так, чтобы они были доступны психологу , но и не отвлекали внимания обследуемого. При использовании аппаратуры часто возникает необходимость в периодическом контроле и калибровке. При групповом обследовании все тестовые бланки, листки для ответов, специальные карандаши и другие материалы должны быть заранее тщательно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.

Подробное знакомство с конкретной процедурой диагностики - еще одна важная его предпосылка. Для индивидуального обследования особенно существенно предварительное обучение проведению определенного теста. При групповом тестировании и особенно в массовых обследованиях такая подготовка может включать Предварительный инструктаж других педагогов (кураторов), с тем чтобы каждый хорошо знал свои функции. Обычно кураторы зачитывают инструкции, следят за временем выполнения и руководят группой в условиях тестирования. Они выдают и собирают тестовые материалы, следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают в разрешенных инструкцией пределах на вопросы испытуемых, не допускают обмана с их стороны.

Во-первых, необходимо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях. Создатель психодиагностического метода и его издатель несут ответственность за то, чтобы процедура обследования полно и достаточно ясно была описана в руководстве по его использованию. Во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные условия исследования, какими бы второстепенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов важно учитывать условия исследования. При подробном обследовании личности методом индивидуального тестирования опытный экспериментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения теста, с тем чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в соответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания используются только для качественного исследования; и ответы испытуемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.

Условия взаимопонимания. В психометрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обследованию, установить с ним контакт и обеспечить выполнение им стандартных тестовых инструкций, В тестах способностей инструкции требуют от испытуемого полного сосредоточения на предъявляемых задачах и напряжения всех сил для того, чтобы хорошо их решить; в личностных опросниках они требуют искренних и честных ответов на вопросы, касающиеся повседневной жизни и обычного поведения ; в некоторых проективных методиках инструкции требуют полного отчета об ассоциациях, вызываемых тестовыми стимулами, не подвергая их содержание цензуре или редактированию. Другие типы тестов могут требовать иных подходов. Но во всех случаях экспериментатор старается побудить испытуемого следовать инструкциям как можно добросовестнее.

Подготовка психологов помимо приемов, непосредственно относящихся к проведению теста, предусматривает обучение приемам по налаживанию взаимопонимания с обследуемым. При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий - существенный фактор получения сравнимых результатов. Если ребенку дают желанную награду за правильно решенную тестовую задачу, его выполнение нельзя сравнивать непосредственно с нормой или с результатами других детей, побуждаемых к решению лишь обычным словесным подбадриванием или похвалой. Любое отклонение от стандартных условий мотивации в конкретном тесте следует отмечать и учитывать при интерпретации его выполнения.

Хотя при индивидуальном обследовании взаимопонимание может быть более полным, чем при групповом, но и в этом случае стоит предпринять определенные шаги, направленные на то, чтобы создать у испытуемых положительную мотивацию и ослабить их напряжение. Специфические приемы для установления контактов меняются в зависимости от характера теста и зависят от возраста и других особенностей испытуемых. При тестировании дошкольников следует принимать во внимание такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм. Дружеская, веселая и мягкая манера поведения экспериментатора помогает ребенку успокоиться. Пугливому, застенчивому малышу требуется больше времени для предварительного знакомства с тем, что его окружает. Поэтому лучше, если экспериментатор не будет с самого начала слишком настойчивым, а подождет того момента, пока ребенок вступит с ним в контакт. Период обследования должен быть непродолжительным. а задания следует сделать разнообразными и интересными для ребенка. Тестирование должно представляться ребенку игрой, каждое предлагаемое ему задание должно возбуждать его любопытствоДля этого возрастного уровня процедуре тестирования должна быть присуща определенная приспособленность к возможным отказам, утратеинтереса и другим проявлениям негативизма.

Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.

Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.

На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.

При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:

  • уровень знания геометрических форм, цветов, параметров предметов;
  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • знание простых математических понятий;
  • состояние мелкой моторики;
  • умение классифицировать.

Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.

При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.

Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду

Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.

Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:

  • к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
  • до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
  • ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
  • плохо произносит отдельные звуки.

Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.

Этапы обследование у логопеда


Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:

  1. Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
  2. Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
  3. Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
  4. Оценка наблюдательности - сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
  5. Изучение уровня интеллектуального развития - умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
  6. Состояния речевой и общей моторики.
  7. Умение понимать речь и произносить - повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.

В отдельных случаях требуется несколько визитов к специалисту, чтобы он смог убедиться в наличии нарушений или подтвердить их отсутствие.

Будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.

Подготовка ребенка к посещению врача

Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.

  • рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
  • показать видео, где логопед работает с ребенком;
  • совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.

Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.

Виды и методы диагностики логопеда


Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:

  1. Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
  2. Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу - покормить куклу, положить мишку спать.
  3. Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
  4. Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.

Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:

  1. Понимание речи, предлогов. Дается задание - положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
  2. Понимание префиксальных отношений. Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
  3. Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова - «усы-уши», «мышка-мишка».
  4. Активная речь. Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.

Какие могут быть результаты

Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.

Логопед может выявить такие нарушения речи, как:

  • косноязычие или дисалгия - искажение, замена звуков, их смешивание или отсутствие;
  • ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса по причине дефектов речевого аппарата, ребенок гнусавит, искажает звуки, говорит монотонно;
  • дизартрия - возникает следствие поражения ЦНС, когда нарушаются движения и сила органов речи, ребенку сложно контролировать язык;
  • алалия - частичное или полное отсутствие речи при сохранении нормального слуха, ребенок старается контактировать с родителями и окружающими людьми, делая это мимикой и жестами;
  • задержка речевого развития - возникает при нарушениях физического и психического состояния, часто наблюдается у детей из неблагополучных семей;
  • логоневроз - это заикание, когда ребенок растягивает звуки, повторяет согласные, останавливается на полуслове, точные причины до сих пор не выяснены, но большую роль играет психоэмоциональное состояние;
  • дислексия и дисфагия - неспособность овладеть чтением и письмом при нормальном интеллектуальном развитии, ребенку видятся другие буквы, он допускает много ошибок в письме.

При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам - неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.

Логопедическое обследование

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий; 2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну

из названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка.

2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.

3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на:

Предречевые вокализации (гуканье, гуление);

Появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

Качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).

4. Проводится объективное исследование ребенка.

4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.

4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами)

4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

4.7. Исследуется импрессивная речь - понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:

♦ фонематический анализ - выделение звука на фон«И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, 1 свистящие-шипящие и т. п.);

♦ фонематический синтез - составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;

♦ фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:

♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);

♦ состояние звукопроизношения - изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;

♦ словарный состав языка - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий.

Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i

♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.

4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

5. Анализируется состояние письменной речи.

5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях):

♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти;

♦ проверяются слуховая дифференциация фонем;

♦ проверяется состояние динамического праксиса;

♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество);

♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

♦ отмечаются особенности почерка;

♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения:

♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;

♦ отмечается способность правильно называть буквы;

♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);

♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

♦ выявляется понимание прочитанного;

♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи.



определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.


1 этап.Ориентировочный этап;

3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

.

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

:

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

:

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

:

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка

От уровня развития речи );

От уровня психического развития ребенка;

).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

:

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

:

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

.

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный().

II этап. Дифференцировочный этап .

III этап. Основной.

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий)..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей – логопедов

От 18. 02. 2015года.

Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Большая МартыновкаВетрова Марина Владимировна

Тема: «Технология логопедического обследования

детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов .

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся :

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся :

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования :

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал );

От уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком ).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2.Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному . Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3.Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4.От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы :

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов :

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования .

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный(на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком ).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта .

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания .

Используемые источники:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

2.Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. - 104 с

3.http://logoportal.ru/logopedicheskie-tehnologii/.html

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Б. Мартыновка Ветрова Марина Владимировна

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи: 1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования. 1 этап. Ориентировочный. 2 этап. Диагностический. 3 этап. Аналитический. 4 этап. Прогностический. 5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1 этап. Ориентировочный этап; 2 этап. Дифференцировочный этап; 3 этап. Основной; 4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный. Задачи первого этапа: сбор анамнестических данных; выяснение запроса родителей; выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: - изучение медицинской и педагогической документации; - изучение работ ребенка; - беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: - медицинская карта ребёнка; - Выписки специалистов; Заключения специалистов. К педагогической документации относятся: - Педагогическая характеристика; - Логопедическая характеристика; - Психологическая характеристика

Изучение работ ребёнка. К данному виду документации относятся: - Рисунки; - Творческие поделки. Беседа с родителями. - Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребёнка. - Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом); - Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический. Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: - какие языковые средства сформированы к моменту обследования; - какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; - характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть: - в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании); - какие факторы влияют на проявления речевого дефекта Методы логопедического обследования: * педагогический эксперимент; * беседа с ребенком; * наблюдение за ребенком; * игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть: от возраста ребенка; от уровня развития речи; от уровня психического развития ребенка; от уровня обученности ребенка.

Принципы и подходы. 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. 2 . Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. 3 . Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. 4 . От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. 5 . Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц.

Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста Обследование диагностической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построение текста Специфика использования языковых средств

Направление углубленного исследования при наличии показаний Обследование фонематического восприятия Грамматический строй Лексический запас Слоговая структура Звукопроизношение Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

III этап. Аналитический. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы. В речевой карте, как правило, представлены разделы: - Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования; - Анамнестические данные; - Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; - Раздел, посвященный характеристике речи; - Логопедическое заключение.

IV этап. Прогностический. На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы. Формы реализации индивидуальных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальному плану; Групповые занятия по определенной коррекционной программе; Подгрупповые занятия; Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ; Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

V этап. Информационный. Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка. Требования к информированию родителей: - Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; - Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку; - Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы логопедического обследования предлагаемые нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком). II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной функции, голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия, понимания слов, понимания предложений, понимания грамматических форм, лексического запаса, грамматического строя языка, навыков построения предложения, грамматических изменений слов в предложении, грамматического оформления на морфологическом уровне, связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Спасибо за внимание!