Особенности педагогической профессии методическая разработка по музыке на тему. Особенности педагогической профессии Специфика профессии учителя

Прежде всего, педагогическая профессия особенна тем, что требует ответственности и имеет чувство долга. Целью данной профессии является становление и преобразование личности. Однако педагог должен также управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Ведущая задача педагога - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенностью профессии учителя по сравнению с другими специальностями является то, что объект его деятельности отличается исключительной динамичностью, сложностью и многообразием своих проявлений (это повлияет на усвоение материала учениками/студентами). Поэтому профессия требует от учителя специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. А как руководитель, он должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Поэтому профессия педагога требует подготовки по специальности и психологической подготовки (умение преподать материал ясно и умение ладить с учащимися).

Функции педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основные: обучающую, воспитывающую и общественно-педагогическую. Учитель, прежде всего, учит, т.е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа - все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.

Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель - это просветитель, общественник. Участие в многочисленных школьных и общественных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.

Одной из особенностей педагогической профессии является огромная зависимость результатов труда от личности педагога. По этому поводу Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и недостаткам учителя. Характерной чертой работы учителя является необходимость постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность «противопоказаны» учителю. Особенностью педагогической профессии является то, что педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

Кстати, учитель - это профессия «вечной юности». Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или периодически занимается педагогической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Профессиональная педагогическая деятельность это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.

Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности – это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность.

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка.

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу - наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия - способность быть щедрым, талант отдавать. Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали - человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель - специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель - симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога - от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.
  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми - благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной. Первыми учителями ребенка можно назвать родителей. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо: “Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам”.

Первый опыт дети заимствуют у родителей, у старших по возрасту людей, которые окружают их в семье. Семейное воспитание можно и нужно считать педагогической деятельностью. Но эта деятельность не является профессиональной. Даже в том случае, если родители имеют педагогическое образование и работают в образовательных системах, они не всегда придерживаются в семье определенных требований педагогической профессии. Хотя, конечно же, в этом случае родители-педагоги имеют определенные преимущества в осуществлении обучения и воспитания своих детей в семейном кругу перед теми, кто не соприкасался в своей жизни с педагогической наукой, педагогической культурой. Однако жизненные примеры подтверждают мысль о том, что и педагогические знания, и сознательно поставленные цели обучения и воспитания, сознательная деятельность по их достижению еще не дают гарантии успешного формирования личности ребенка. В семейном воспитании как примере непрофессиональной педагогической деятельности, видимо, важнее всех знаний и педагогических правил - стремление родителей знать и понимать своих детей, формирование доверительных отношений и духовная близость с ними.

Однако есть примеры осуществления профессиональной педагогической деятельности и в семье. Речь идет о домашних учителях, гувернерах, репетиторах.

Но профессионально педагог работает в основном в специальных учебных учреждениях.

Что же такое - педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя?

Педагогическая профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на специальности, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.

Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. В последнее десятилетие возникли специальности социального педагога и педагога-психолога, появились двойные специальности (математика и физика, математика и информатика и т.д.), возродилась профессия гувернера, получила свой законный статус профессия репетитора (домашнего учителя).


В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Овладение интегрированными специальностями обеспечивает качественную профессиональную подготовку учителя, позволяет ему шире использовать возможности для реализации межпредметных связей, основательнее устанавливать контакты с воспитанниками.

Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Она носит преднамеренный, целенаправленный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:

Ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми для этой деятельности знаниями, умениями и навыками;

Для ее реализации существуют определенные формы (классно-урочная система);

Эта деятельность преследует определенные цели: сформировать систему знаний, умений и навыков, развить способности ребенка, его интересы, мышление, память, внимание и т.д.; выработать систему отношений к окружающей действительности, нравственно-этические ценности, взрастить его личность;

Цели определяют содержание обучения, воспитания, образования;

Учащийся тоже понимает “особый”, общественно-значимый, серьезный характер этой деятельности, который определяет его отношения с педагогом. Он включается в деловые, официальные, регламентированные отношения с учителем;

Результаты педагогической деятельности, особенно обучения как ее части, контролируются и оцениваются. Основной критерий оценки - качество знаний, умений и навыков. Достаточно сложно проконтролировать и оценить результаты воспитания, так как воспитательное воздействие оказывает все окружение школьника, к тому же результаты воспитательного воздействия не имеют четких критериев, они отсрочены во времени, могут проявляться как последействие;

Высокопрофессиональный педагог не может ограничиваться строго регламентированной профессиональной деятельностью, он использует самые разнообразные, но неизменно носящие педагогический характер влияния на ученика - доверительные разговоры, советы, поддержку, помощь и т.д. Иными словами, педагогическая деятельность не может носить только формальный характер.

Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значением. Она производится не в материальной, а духовной сфере жизни общества . Если, например, токарь или строитель допустят брак в своей работе, общество потеряет какую-то часть материальных ценностей, эти потери восполнимы. Ошибки педагога исправить трудно, они негативно влияют на судьбы людей. Как ни пафосно звучат эти слова, но в школьных классах закладывается будущее нашего общества.

Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда отличности учителя (в этом отношении она схожа с профессией артиста). Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера - на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель является не только субъектом педагогической деятельности, но и ее средством . К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером .

Педагогическая профессия носит творческий характер (и в этом плане ее можно сравнить с актерской профессией). Несмотря на то, что в педагог основывает свой труд на психолого-педагогической теории, в которой четко определены закономерности и принципы, нормы и правила педагогической деятельности, теоретические положения он должен применять творчески. Уроки, внеклассная работа требуют творческого подхода к их организации в соответствии с особенностями учеников и тех обстоятельств, в которых они находятся вместе с учителем. Педагогические ситуации не могут быть стандартными, они требуют творческого решения. Поэтому по творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессиями художника, скульптора, актера.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень занятости. Большая занятость педагога связана с необходимостью постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность. Педагогическая деятельность - это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление также предполагают большие затраты времени, духовных и физических сил.

Педагогическая работа является трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”... Что это - работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха.

Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется учителем. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.

Есть еще одна важная особенность педагогического труда. Он дает уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 - 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа далеко за 70). Настоящий педагог живет интересами юных людей, общение с ними дает ему шанс чувствовать себя молодым. Это внутреннее ощущение во многом определяет, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, реализовавшиеся в профессии, и в зрелом (даже пожилом) возрасте отличаются крепким здоровьем, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и особой энергичностью.

Подводя итоги сказанному, обобщим, что к особенностям педагогического труда относятся:

Его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства;

Большая социальная значимость, высокая общественная ответственность;

Творческий характер деятельности учителя;

Трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;

Направленность на других людей;

Постоянное общение с молодежью.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.

В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей - в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей - воспитатели и учителя. При этом понятие "воспитание" появилось значительно раньше понятия "обучение", это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник.

У всех народов и во все времена существовали особенно авторитетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Так, в Китае великим учителем считали Конфуция, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, ему принадлежит введение таких повсеместно используемых понятий, как "класс", "урок", "каникулы", "обучение". Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци проявлял активную заботу о детях-сиротах, не оглядываясь на затраты и собственные потребности. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Он особо указывал на важность роли учителя в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т.д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее - передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Основными сложностями на пути достижения необходимого для полноценной учебно-воспитательной деятельности контакта учителя с учениками является традиционное следование авторитарной системе обучения или недостаток опыта, сопровождающийся отсутствием определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском правильной педагогической позиции. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют учителя опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств.

Принадлежность человека к той или иной профессии прояв­ляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек - человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек - человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того,кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.