Почему плохие отношения между Узбекистаном и Киргизией? Внутренние конфликты и расколы.

Ош-аймагы , «Ошский район»). Основной задачей «Адолат» было сохранение и развитие культуры, языка, традиций узбекского народа. Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основном киргизскую молодежь.

В мае 1990 года малоимущие молодые киргизы потребовали предоставить им участки для жилищного строительства на земле колхоза им. Ленина вблизи города Ош. Власти согласились удовлетворить это требование. Начиная с 30 мая на полученном поле колхоза киргизы проводили митинги с требованиями сместить с должности первого заместителя председателя Верховного Совета Киргизской ССР , бывшего первого секретаря обкома партии, который, по их мнению, не решал проблемы прописки, трудоустройства и жилья киргизской молодежи и способствовал тому, что в сфере торговли и обслуживания в Оше работали в основном узбеки.

Узбеки же восприняли выделение киргизам земли крайне негативно. Они также провели митинги и приняли обращение к руководству Киргизии и области с требованиями создать узбекскую автономию в Ошской области , придать узбекскому языку статус одного из государственных, создать узбекский культурный центр, открыть узбекский факультет при Ошском педагогическом институте и сместить с должности первого секретаря обкома, который якобы защищает интересы лишь киргизского населения. Они потребовали дать ответ до 4 июня.

С 1 июня узбеки, сдававшие жилье киргизам, начали их выселять, в результате чего более 1500 киргизских квартирантов также стали требовать выделения земельных участков для застройки. Киргизы также потребовали от властей дать им окончательный ответ о предоставлении земель до 4 июня.

Однако республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР А. Джумагуловым признала выделение под застройку земли колхоза им. Ленина незаконным и для строительства жилья решено выделить другие земельные участки. Большинство киргизов, нуждающихся в земле под застройку, и узбеков согласились с этим решением, но около 200 представителей «Ош-Аймагы» продолжали настаивать на предоставлении им именно земли колхоза им. Ленина.

Конфликт

4 июня киргизы и узбеки сошлись на поле колхоза им. Ленина. Киргизов пришло около 1,5 тысяч, узбеков - более 10 тысяч. Их разделяла милиция, вооруженная автоматами.

Как сообщается [ ] , узбекская молодежь попыталась прорвать кордон милиции и напасть на киргизов, милицию начали забрасывать камнями и бутылками, два милиционера были захвачены. Милиция открыла огонь и, по некоторым данным, было убито (по другой информации, ранено) 6 узбеков. После этого узбекская толпа под руководством лидеров с криками «Кровь за кровь!» направилась в Ош, громя киргизские дома. С 4 по 6 июня количество узбекских погромщиков увеличилось до 20 тысяч за счёт прибывших из районов, сёл и Андижана (Узбекская ССР). Около 30-40 узбеков попытались захватить здания Ошского ГОВД, СИЗО-5, УВД Ошского облисполкома, но им это не удалось и сотрудники милиции задержали около 35 активных погромщиков.

Ночью с 6 на 7 июня в Оше было обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое сотрудников милиции были ранены. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась многотысячная толпа узбеков, прибывшая на подмогу ошским узбекам.

Утром 7 июня произошли нападения на насосную станцию и городскую автобазу, начались перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой.

Киргизско-узбекские столкновения произошли и в других населенных пунктах Ошской области. В Ферганской , Андижанской и Наманганской областях Узбекской ССР начались избиения киргизов и поджоги их домов, что вызвало бегство киргизов с территории Узбекистана.

Резню удалось остановить лишь к вечеру 6 июня, введя в область армейские части. Ценой огромных усилий армии и милиции удалось избежать вовлечения населения Узбекистана в конфликт на территории Киргизской ССР. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километров от города. Толпа переворачивала милицейские кордоны и сжигала автомобили, зафиксированы случаи столкновений с армейскими подразделениями. Тогда перед рвущимися в Киргизию узбеками выступили главные политические и религиозные деятели Узбекской ССР, что помогло избежать дальнейших жертв.

Жертвы

По данным следственной группы прокуратуры СССР , в конфликте с киргизской стороны в городах Узген и Ош, а также в сёлах Ошской области погибло около 1200 человек, а с узбекской следователи нашли около 10 тысяч эпизодов преступлений. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30-35 тыс. человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек. После обретения независимости Киргизией все они были отпущены на свободу.

В массовой культуре

Ошские события 1990 года упоминаются в сериале «Агент национальной безопасности » (2-й сезон, фильм «Человек без лица»). По сюжету герой Константина Хабенского офицер КГБ СССР Хуссейн Саббах был внедрён в националистическую группировку, устроившую кровавую резню в Оше. Для подтверждения легенды Саббах был вынужден принимать активное участие в беспорядках и кровью мирных жителей доказывать свою преданность группировке.

См. также

Примечания

Ссылки

  • КоммерсантЪ : Ошская резня 1990 года
  • Evolution in Europe; SOVIETS INTERVENE IN ETHNIC VIOLENCE - NYTimes.com (англ.)
  • Soviets Report New Clashes In Central Asian City of Osh - NYTimes.com (англ.)
  • Charles Recknagel. Ferghana Valley: A Tinderbox For Violence (англ.) . Radio Free Europe/Radio Liberty (June 17, 2010). Проверено 6 февраля 2017.
  • Kaplan, Robert D. The Ends of the Earth: From Togo to Turkmenistan, from Iran to Cambodia – a Journey to the Frontiers of Anarchy. - Vintage Books, 1997. - ISBN 978-0-679-75123-6 .
  • Luong, Pauline Jones. The Transformation of Central Asia: States and Societies from Soviet Rule to Independence. - Ithaca: Cornell University Press, 2004. - P. 154–46. - ISBN 978-0-8014-4151-6 .
  • Александр Шустов. Межэтнические конфликты в Центральной Азии (I) (неопр.) (2 февраля 2008). Проверено 25 октября 2008. Архивировано 15 сентября 2008 года.
  • Аксана Исмаилбекова. Проблеск надежды в окровавленном Кыргызстане (неопр.) . Fergana.news (10.08.2010). Проверено 6 февраля 2017.
  • Lubin, Nancy. Calming the Ferghana Valley: Development and Dialogue in the Heart of Central Asia / Nancy Lubin, Martin, Rubin. - New York, NY: The Century Foundation Press, 1999. - ISBN 978-0-87078-414-9 .
  • Tishkov, Valery (May 1995). “" Don"t Kill Me, I"m a Kyrgyz!": An Anthropological Analysis of Violence in the Osh Ethnic Conflict”. Journal of Peace Research . 32 (2): 133-149. DOI :10.1177/0022343395032002002 .
  • Талант Разаков. Ошские события: На материалах КГБ. - Бишкек: Ренессанс, 1993. - ISBN 5-85580-001-6 .
  • А. А. Асанканов, Кыргыз тарыхы: Энциклопедия , Бишкек, 2003. ISBN 5-89750-150-5 .

Конфликт между киргизской и узбекской общинами на Юге Киргизии берет начало еще во времена освоения территорий Центральной Азии Российской империей. В южных районах Киргизии живущие по-соседству киргизы и узбеки обоюдно расценивают другую сторону как пришлых, а себя - как коренное население.

Узбекское население традиционно ведет оседлый образ жизни, занимается сельским хозяйством и торговлей, неохотно поступает в ВУЗы, не стремится работать на государственной службе, в правоохранительных органах. В то же время киргизское население городов Ош и Джалал-Абад представлено преимущественно переселенцами из горных деревень, либо их потомками. Многие из них получают высшее образование, охотно поступают на государственную службу.

Таким образом, две национальные общины – киргизы и узбеки - проходят социальное и имущественное разделение: узбеки редко получают высшее образование, однако, контролируют торговлю, бизнес, стремятся к компактному проживанию в богатых узбекских кварталах «махаллях», преимущественно в собственных домах; киргизы занимают большинство административных должностей на всех уровнях, в силовых ведомствах, но при абсолютном доминировании в госструктурах они имеют меньшие доходы, причем многие этнические киргизы находятся в положении «люмпенов». Имущественное разделение является постоянным раздражителем в отношениях двух народов.

Этнические узбеки Киргизии преимущественно проживают в следующих районах:

1) Ошская область: г.Ош, Узген, Карасуу, Араван и Ноокат;

2) Джалал-Абадская область: г. Джелал-Абад, Ноокен, Базаркоргон и Сузак;

3) Баткенская область: г. Исфана, Кызыл-Кыя. В местах компактного проживания узбеков можно заметить довольно широкое использование узбекского языка.

Противостояние между киргизами и узбеками периодически выливалось в межэтнические столкновения, наиболее массовые случались в 1961 и в 1990 году.

По данным МВД КССР и МВД бывшего СССР в ходе массовых беспорядков 1990 года погибло 305 чел., пострадало 1371 чел., в том числе 1071 чел. было госпитализировано, было сожжено 573 дома, в том числе 74 госучерждения, 89 автомашин, совершено 426 разбоев и грабежей.

После «Ошских событий» 1990 года власти республики не предприняли превентивных мер для недопущения повторения подобных событий. Конфликт был просто заморожен, а на разговоры или рассуждения о межэтнических отношениях фактически наложен запрет.

Межнациональная напряженность между киргизами и узбеками отмечалась в 2004 году в связи с принятием Закона «О государственном языке», который, по мнению узбекской диаспоры, позволял власти вытеснять национальные меньшинства из органов государственной власти, а также в 2006 году в связи с требованиями этнических узбеков о придании узбекскому языку статуса официального и большей представленности этнических меньшинств в экономической и политической сферах страны.

В 2007 году произошло 7 межэтнических конфликтов. Из них 2 конфликта в Баткенской области, 3 конфликта в Джалал-Абадской области, 2 конфликта в Ошской области. Наиболее острым считался вопрос о сокращении часов по предмету «узбекский язык и литература» за счет увеличения количества часов «киргизский язык» в узбекских школах.

2008-2009 годы характеризовались систематическими конфликтными ситуациями среди молодежи узбекской и киргизской национальности (г. Ош, с. Актам Ала- Букинский р/н, г. Джалал-Абад, г. Исфана Лейлекский р/н, с. Кызыл-Джар Аксыйский р/н, Базар Коргон, Джалалабадская обл. и др.). Местные власти старались замалчивать и не отражать конфликты по противостоянию киргизов и узбеков КР. Однако российские СМИ и интернет-издания освещали инциденты со всеми подробностями. СМИ РУ также широко освещали такие события и подвергали жесткой критике руководство КР.

К июню 2010 года в Киргизии сформировались проблемные зоны, которые подстегнули начало конфликта:

Неурегулированность вопросов языковой политики: развитие государственного языка, статус узбекского языка.

– Недовольство узбеков представленностью в органах государственной власти.

– Использование националистами вопросов межэтнических отношений в целях получения политических дивидендов, капитала в интересах развития собственного бизнеса.

– Большое количество узбеков не интегрировано в общественно-политическую жизнь страны, а уходит в нелегальные религиозно-политические организации.

– Государственная власть не предотвращает и не упреждает межэтнические конфликты, а борется с последствиями этих конфликтов.

– Некомпетентность силовых структур в работе с межэтническими конфликтами ведет к разжиганию межэтнической розни.

– Отсутствие четкой, скоординированной государственной политики в сфере межэтнических отношений сказывается на работе всех структур, вовлекающихся в процесс урегулирования межэтнических отношений.

В результате государственного переворота, происшедшего в Бишкеке в апреле 2010 года, в стране было сформировано Временное правительство, при этом образовался кризис власти, особенно ощущавшийся на Юге страны. Свергнутый президент Бакиев вернулся в родовое село Тейит, все без исключения политические силы Киргизии оживились, почувствовав возможность приобрести выгоды либо от наступившего безвластия, либо от предстоявшего передела власти.

Узбекская диаспора Киргизии также увидела возможность использовать вакуум власти для удовлетворения своих давних требований: предоставления узбекскому языку статуса официального, получение пропорционального представительства узбекского населения страны в законодательных и административных органах республики, а возможно – и автономного статуса.

Клан Бакиевых, стремившийся вернуть утерянную власть, надеялся взять реванш на Югестраны. Для этих целей Бакиевы, предположительно, выбрали путь дестабилизации ситуации в регионе с целью деморализации Временного правительства и лишения его рычагов влияния в Оше и Джалал-Абаде. По некоторым данным, Бакиевы надеялись отколоть Юг страны от Севера.

Узбекская карта в этих условиях приобрела особый вес для всех сторон: представители Временного правительства были готовы обещать узбекской диаспоре удовлетворение некоторых требований в обмен на поддержку в борьбе за власть; Бакиев видел возможность использовать узбекский фактор для дестабилизации ситуации на Юге.

По просьбе вице-министра Временного правительства Азимбека Бекназарова организованная узбекская молодежь участвовала в вытеснении боевиков Бакиева из здания администрации Джалал-Абада. Узбекские боевики сожгли родовой дом Курманбека Бакиева, что было болезненно воспринято киргизским населением. В пожаре сгорела киргизская юрта и флаг Кыргызстана – символы киргизской государственности.

В условиях высокой политизации общества бытовые стычки и ссоры между киргизами и узбеками стали приобретать политический характер. В середине мая киргизы сожгли два узбекских дома, конфликт набирал оборот, все более переходя из политической плоскости в межэтническую.

Киргизские источники указывают на то, что 10 июня 2010 года первыми активные действия начала узбекская диаспора, что выглядит правдоподобно. В ходе столкновений с боевиками Бакиева узбекская молодежь сплотилась, в ее среде определились лидеры. В ходе трех дней в конфликт были вовлечены жители городов Ош и Джалал-Абад (преимущественно – районы компактного проживания узбеков и киргизов).

После первой кровавой ночи информация о происходящем в Оше быстро распространилась по всей Киргизии, киргизская молодежь из окрестных сел устремилась в Ош, милиция нередко поддерживала боевиков, по некоторой информации, военные выдавали киргизским боевикам оружие под расписку. Узбекские источники указывают, что военные участвовали в боевых действиях на стороне киргизских боевиков, в том числе многочисленные источники говорят об использовании наступавшими бронетехники.

То, что узбекские общины первоначально восприняли, как некую экстремальную форму политической борьбы за свои права, превратилось в кровавую битву двух этносов, и в конечном счете вылилось в избиение узбекского населения Оши и Джалал-Абада. При этом представители других народностей - русские, татары, корейцы, дунгане, казахи – были исключены из конфликта, и становились жертвами только по случайности.

Узбекским районам был нанесен масштабный урон, более тысячи домов, магазинов, ресторанов и кафе разграблено, а затем сожжено. Имеются примеры жестоких издевательств и пыток с обеих сторон. Наличие мобильных телефонов и встроенных видеокамер позволяло во время беспорядков боевикам быстро получать информацию о происходящем в Оше или Джалал-Абаде, а после завершения конфликта – уцелевшим жителям обмениваться видеоотчетами о зверствах противоборствующей стороны. Подобная информация сегодня имеется во множестве в мобильных устройствах у населения. Нередко это леденящие душу видеосъемки, причем в большинстве этими кадрами обменивается молодежь. Узбекская диаспора Юга Киргизии оценивает свои потери в 1-2 тысячи человек.

В дни беспорядков Временное правительство объявило частичную мобилизацию. Прибывшиев Ош ополченцы оказались в стесненных условиях: в городе отсутствовала вода, продукты, электричество, газ. Четыре дня город находился на осадном положении.

На второй день беспорядки распространились на Джалал-Абад. Киргизская молодежь разгромила и сожгла Киргизско-Узбекский университет, а также несколько кварталов компактного проживания узбеков.

С Юга Киргизии начался массовый исход жителей: 80 тысяч беженцев перешло границу с Узбекистаном, граждане неузбекской и некиргизской национальности могли вывезти свои семьи в Бишкек. Отряды киргизов и узбеков, перекрывавшие трассу Ош-Бишкек, беспрепятственно пропускали автомобили граждан национальностей, не участвовавших в конфликте.

Конфликты в Киргизии вызваны следующими факторами: неурегулированными отношениями с соседними государствами, этническими проблемами, расколом по линии Север-Юг, отсутствием продолжительной традиции мирного и конструктивного взаимодействия властей и оппозиции, угрозами радикального исламизма.

В Киргизии по-прежнему существуют межэтнические противоречия, вызванные причинами, уходящими корнями в XIX-XX века. В стране компактно проживает узбекское меньшинство (в Ошской области). Столкновения между узбеками и киргизами в городе Ош и городе Узген летом 1990 года привели, по официальным данным, к гибели 300 человек (по неофициальным данным, в несколько раз больше). Считается, что протесты против фальсификации выборов 2005 года начались на юге страны, в том числе с Ошской области, и привели в итоге к «революции тюльпанов». Представители узбекского меньшинства и международные наблюдатели указывают, что узбеки в Киргизии по-прежнему подвергаются неофициальной дискриминации. Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, является распространение исламистских настроений на юге страны и подпольная деятельность таких радикальных организаций, как «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (с 2001 года также известно как «Исламская партия Туркестана»),

В Киргизии до 1991 года проживали 21,5 % русских. С момента провозглашения независимости их численность уменьшилась примерно в два раза, что является, по мнению ряда экспертов, результатом разных форм дискриминации. Она имеет несистемный и неофициальный характер. Напротив, власти страны активно принимали меры для противодействия оттоку русских, например, придав русскому языку статус официального, открывая представителям русского меньшинства доступ на государственные должности, не препятствуя законным формам его самоорганизации и тому подобное.

В начале 1990-х годов среди представителей уйгурского меньшинства в Киргизии популярностью пользовалась идея отделения и создания независимого уйгурского государства, которое должно включить и часть территории Китая, на которой компактно проживают уйгуры. В настоящее время проблема уйгурского сецессионизма не является актуальной, но на базе этого меньшинства могут действовать нелегальные террористические организации.

Раскол по линии Север — Юг связан с тем, что на севере Киргизии отмечается более высокий уровень урбанизации, более высокая концентрация политического и финансового влияния, этот район более секуляризирован, в то время как юг страны представляет собой густо заселённый этнически неоднородный район, где религиозный фактор играет более существенное влияние.

В период второго президентства А. Акаева стал очевиден конфликт властей с оппозицией, который нарастал вплоть до событий «революции тюльпанов» в марте 2005 года. Периодически власти использовали силу против оппонентов. Так, 16-18 марта 2002 года произошли столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента А. Бекназарова, а также потребовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в некоторых районах страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Этот конфликт привёл к отставке премьер-министра К. Бакиева и правительства.

В марте 2005 года сообщения о фальсификациях на очередных парламентских выборах вызвали недовольство жителей наиболее проблемных в экономическом отношении Джалал-Абадской и Ошской областей на юге страны. Под знамёнами различных оппозиционных партий и объединений, например, молодёжных организаций «КелКел» и «Бирге», собрались многотысячные митинги, которые переросли в насильственные действия: демонстранты захватывали административные здания, проходили стычки с подразделениями милиции и ОМОНа. Беспорядки перекинулись на Бишкек. В результате президент Акаев покинул страну 24 марта, к власти пришли оппозиционеры во главе с К. Бакиевым. В отличие от «бархатных революций» на Украине и в Грузии, в Киргизии протестующие грабили и разрушали магазины и офисы, государственные учреждения. Несколько дней в Бишкеке царила анархия — милиция и войска даже не пытались взять ситуацию под контроль. Относительный порядок удалось восстановить только 26 марта. По мнению некоторых наблюдателей, под видом «народной революции» происходила борьба за власть между представителями южных и северных кланов. Киргизская оппозиция, инициировавшая «революцию тюльпанов», представляла собой не единый блок, имеющий чёткую политическую платформу, а собрание бывших партийных деятелей и государственных чиновников, недовольных политикой президента Акаева. Поражение на парламентских выборах, вызванное, в том числе, нарушениями законодательства и использованием «властного ресурса», усилило их недовольство и подтолкнуло к решительным антиконституционным действиям.

В настоящее время отношения между властями и оппозицией носят более мирный характер, хотя в 2006 году оппозиция организовывала многотысячные демонстрации с требованиями отставки президента Бакиева. Сохранение достигнутой относительной политической стабильности зависит от способности правительства эффективно решать экономические проблемы и бороться с преступностью и коррупцией.

Согласно международной статистике, коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, в Киргизии в 2003 году составил 30,3 балла, что является свидетельством отсутствия в стране большого разрыва между богатыми и бедными. Однако доля последних от общей численности населения составляла около 40 % (2003 год).

Обстановка в Центральной Азии с точки зрения обеспечения региональной стабильности и безопасности остается весьма сложной. Территориальные и другие, связанные с ними, межгосударственные противоречия стали проявляться после распада СССР и в настоящее время еще далеки от разрешения.

В отношениях между Узбекистаном и Киргизстаном одним из основных узлов противоречий является проблема демаркации границ. По всему периметру узбекско-киргизской границы, протяженностью около 1300 км, существует, по разным оценкам, от 70 до 100 спорных участков. Сегодня делимитированы только те участки, где граница проходит по горным хребтам и тем долинам, где не было существенных разногласий. Особые споры вызывают участки границ, которые проходят по водным артериям, таким как каналы, реки и водохранилища, где затрагиваются не только вопросы территориального размежевания, но и решение водохозяйственных проблем.

И все же наиболее жесткая полемика ведется в отношении ряда участков Ферганской долины. Сегодня на юге Киргизии имеется 75 спорных участков, которые постепенно переходят под влияние Узбекистана. К тому же на территории Киргизии есть два узбекских анклава численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь, и в Узбекистане имеется киргизский анклав с населением около 600 человек. При этом все они лишены прямого доступа на территории своих государств, что создает значительные трудности для их населения. Стороны неоднократно пытались решить данную проблему, однако их подходы к ее решению существенно различаются.

Узбекским руководством предпринимаются попытки заключить со своими киргизскими коллегами соглашение об обмене территориями. Однако киргизская сторона предлагаемые варианты считает неприемлемыми, так как их реализация почти полностью отрежет два района страны - Лейлекский и Баткенский — от остальной территории государства. Решение данного вопроса осложняется и тем, что в одном из таких анклавов (Сох) открыты нефтяные месторождения, в отношении которых в последнее время наблюдаются попытки насильственного захвата как той, так и другой стороной. Причем Узбекистан, пользуясь наличием более мощных вооруженных сил, наращивает воинский контингент на границах с Киргизстаном и в самом анклаве Сох.

Следует отметить, что в последнее время в решение данной проблемы может вмешаться новый фактор, который появился в ходе «цветной революции» в Киргизии весной 2005 г. Известно, что общая численность узбекского населения в Киргизии составляет около 700 тыс. человек. При этом узбекская диаспора в основном занимает именно мятежные Ошскую и Джалалабадскую области на юге страны. Ее представители, используя коррумпированность местных должностных лиц, стремятся занять ключевые посты в ряде отраслей экономики (торговле, сельхозпроизводстве и сфере обслуживания), а также в местных органах управления.

Появились организации, лидеры которых стали выдвигать требования об обязательной квоте для узбеков в парламенте и органах государственной власти, о необходимости законодательного закрепления поста губернатора Ошской области и мэра города Ош за лицами узбекской национальности. Поэтому с началом волнений они шли на обострение обстановки для достижения своих целей.

Учитывая претензии Ташкента на некоторые территории Киргизии, а также националистические настроения в узбекской диаспоре и аналогичные настроения среди экстремистски настроенной части жителей Киргизии, можно сделать вывод о том, что данные обстоятельства могут стать большой проблемой для региональной безопасности и стабильности. Это полностью подтвердилось в ходе майских и июньских беспорядков 2010 г. в городах Ош и Джелалабад, результатом которых было более 2000 погибших и раненых и около 100 тыс. беженцев из числа узбекского населения.

Второй значимый узел межгосударственных противоречий Узбекистана и Киргизстана связан с различными взглядами на причины распространения терроризма в регионе, а также способы и методы борьбы с ним. Вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана на юг Киргизии в 1999 г. резко осложнило отношения между Ташкентом и Бишкеком. Во время баткенских событий президент Узбекистана обвинил Бишкек в том, что «бандиты не сейчас перешли границу Киргизии, а уже два года спокойно курсируют из Таджикистана через Киргизию в Узбекистан. Отсюда эти бандитские вылазки, тонны взрывчатки, которые находили в Коканде, Андижане и Намангане. Все это перевозилось через территорию Киргизии».

Киргизские власти со своей стороны заявляют, что репрессивные действия Ташкента против религиозных деятелей и исламских организаций в начале и середине 1990-х годов вызвали сильную реакцию и способствовали образованию вооруженной оппозиции, с которой теперь ему же приходится бороться.

При этом следует заметить, что в своей антитеррористической борьбе руководство Узбекистана часто прибегает к силовым методам вопреки мнению соседей. Так, узбекские военные минировали некоторые территории Киргизии и ущелья вокруг анклавов Сох и Шахи-мардан, что привело к человеческим жертвам среди местных жителей, а также нанесло существенный ущерб животноводству. Только благодаря настойчивым требованиям Киргизии и международных организаций узбекскими специалистами были выполнены работы по разминированию. Вопрос о выплате материальной компенсации за нанесенный ущерб узбекской стороной был проигнорирован.

Кроме отмеченного, проблемы в отношениях между Узбекистаном и Киргизией существуют и в сфере экономического взаимодействия, включая совместное использование водных ресурсов региона.

«Мировые державы в Центральной Азии», М., 2011г., с. 95-98.

Две недели назад новостные сводки начали заполнять вести с узбекско-киргизской границы, на которой в связи с размещением солдат и бронетехники двух стран резко обострилась. Как Киргизия, так и Узбекистан оспаривают некоторые спорные участки, поделить которые они пока никак не могут. Естественно, что переплетение здесь политических и этнических мотивов создает весьма взрывоопасную ситуацию, которая грозит поджечь Центральную Азию, что станет катастрофой не только для самого региона, но и для России, для которой война в её «подбрюшье» неприемлема.

Началось всё с размещения 18 марта дополнительных узбекских сил при поддержке бронетехники на спорном участке границы. В ответ Киргизия также усилила свою группировку в районе. С заявлением выступил киргизский президент Алмазбек Атамбаев , который заявил, что Бишкек в случае дальнейшей эскалации конфликта «даст Узбекистану достойный отпор». «У нас более 50 спорных участков на границе, и поэтому конфликты на границе, увы, будут. Мы не сторонники войн, но, тем не менее, мы готовы дать достойный ответ. Раньше ведь нас пугали отключением света, газа, но за последние пять лет мы свели на нет все эти угрозы. И поэтому соседи идут на такие шаги», - заявил глава государства. Через неделю, однако, конфликт разрешился - стороны согласились отвести свои силы от спорного участка.

Стоит отметить, что пограничные конфликты в Центральной Азии - явление далеко не новое. Корни этого стоит искать в советском прошлом, когда во время административного размежевания в союзных республиках Москва зачастую игнорировала все этнические, социально-экономические и культурные аспекты и нюансы, имевшиеся на той или иной территории. Но справедливости ради необходимо заметить, что тогдашним советским руководителям и в страшном сне не могло присниться всё то, что произошло в 1991 году. Никто из них не мог подумать, что создаваемые ими внутренние границы скоро станут границами внешними. Однако же это произошло.

Вообще на данный момент несогласованными остаются порядка 20 процентов участка узбекско-киргизской границы. Споры между двумя странами идут из-за 58 участков, 28 из которых располагаются на территории Ала-Букинского и Аксыйского районов. Ситуацию осложняет то, что большинство из этих участков - горные, поэтому размежевание там проводить довольно затруднительно. Да и упрямство сторон также играет свою роль - Бишкек и Ташкент в вопросе спорных участков не желают идти на компромиссы друг с другом. Всё это вызывает периодические инциденты. Особенно актуально это для анклавов, доставшихся региону в наследство от СССР. Самая острая ситуация здесь в Ферганской долине, поделенной между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. В районе границы Узбекистана и Киргизии в долине располагаются несколько анклавов. Так, в Киргизии находятся узбекские анклавы Сох и Шахирдаман. На территории Узбекистана располагается киргизское село Барак и некоторые другие поселения.

Периодически напряженность провоцируют мероприятия обеих сторон по закрытию участков границы с анклавами. Так, довольно серьезный инцидент произошел в узбекском селе Хушьяр, которое со всех сторон окружено киргизской территорией. Началось всё с установки киргизскими пограничниками линий электропередачи, которые проходили прямо по территории анклава. Узбеки назвали действия Бишкека вторжением на свою территорию, в ответ напав на соседнее киргизское село Чабрак. Узбеки взяли с собой заложников, которых увели на территорию своего анклава, после чего киргизские пограничники заблокировали все въезды и выезды для узбеков. Ситуацию удалось разрешить лишь путем трудных переговоров. Ташкент также под различными предлогами закрывает участки своей границы с киргизскими анклавами, что вынуждает Бишкек искать новые транспортные маршруты, дабы поддерживать с ними связь.

Таким образом, накопившиеся проблемы требуют скорейшего решения, однако учитывая местную специфику, сделать это быстро вряд ли получится.

Вопрос здесь, по сути дела, не только в этнических анклавах, но и в источниках водных ресурсов. Одним из них является Орто-Токойское водохранилище, располагающееся в спорных пограничных районах. Ташкент заявляет, что данный стратегический объект, от работы которого зависит жизнь десятков тысяч граждан Узбекистана и Киргизии, принадлежит ему, так как строился в 1940-е годы на средства Узбекской ССР. Бишкек с этим не согласен, заявляя, что земля, на которой находится водохранилище, по праву принадлежит Киргизии. Спор сторон весьма понятен, так как вода в засушливом регионе Средней Азии - самый ценный ресурс. И терять его никто не хочет .

Сложившуюся ситуацию для «Колокола России» прокомментировал первый вице-президент Академии геополитических проблем, председатель союза геополитиков Константин Сивков . По мнению эксперта, серьезного конфликта из-за киргизско-узбекских противоречий ожидать не стоит, однако выгоду из него могут попытаться извлечь третьи силы.

«Какого-то серьезного столкновения там как такового не произошло, оно не имеет принципиального значения. Тем не менее, спор Киргизии и Узбекистана из-за границы имеет уже более чем 20-летнюю историю, конфликт с полной степенью уверенности можно назвать вялотекущим. Но третьи силы, например, США, могут попытаться им воспользоваться: повысить градус напряженности и перевести спор двух стран на принципиально новый уровень, где стороны уже смогли бы применить друг против друга оружие», - считает политолог.

Сивков отметил, что Вашингтон в своем стремлении ослабить возросшее геополитическое влияние России пытается создать на её рубежах так называемый южный пояс нестабильности, который протянулся бы от Балкан до границы среднеазиатских республик с Китаем. Естественно, что Средней Азии из-за её геополитического положения отдается в этом поясе главная роль. В регионе сейчас довольно много проблем, в том числе с распространением радикального исламизма. Новая конфликтная точка в регионе была бы выгодна США, которые всеми силами будут пытаться взорвать это «подбрюшье России» .

И здесь, по мнению геополитэксперта, ключевое значение имеет Узбекистан. «Президент Узбекистана Ислам Каримов пытается, что называется, усидеть «на двух стульях», ситуативно выступая то на стороне России, то на стороне США. Но в целом Узбекистан проводит сейчас именно прозападную политику. Поэтому под давлением Вашингтона и его союзников, прежде всего Анкары, глава Узбекистана может решиться на эскалацию конфликта», - заявил эксперт.

Что касается России, то она, заявляет Сивков, должна безотлагательно пытаться решить противоречия между Киргизией и Узбекистаном посредством тех инструментов, которые могут быть задействованы в рамках СНГ. «Также можно подключить Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в том числе, Китай, влияние которого в регионе в последнее время резко возросло. Пекину также невыгодна нестабильность в Средней Азии, так как регион граничит с Синцьзян-Уйгурским автономным районом Китая, известным своими сепаратистскими настроениями», - заключил политолог.

Похожей точки зрения придерживается политолог, эксперт по Средней Азии Рафик Сайфулин : «Проблема существует не только между киргизами и узбеками, но и между таджиками и узбеками. Любой спор в приграничье может стать началом конфликта». При этом он отметил, что зачастую Узбекистан посылает дополнительный погранотряд на границу с целью противодействия экстремистам, которые иногда проникают в Узбекистан из Киргизии. «В Ташкенте считают, что Бишкек не в полной степени принимает адекватные меры по противодействию исламистам, а также ИГ (запрещенная в России экстремистская организация - прим . ред .) . Общеизвестно, что в Киргизии нарастают негативные тенденции, немало молодежи уходит в ИГ, и в Бишкеке это знают и не скрывают», - резюмировал Сайфулин.

В целом наличие пороховой бочки в центральноазиатском регионе очевидно. И, исходя из сложности местных противоречий, а также амбиций политических элит бывших постсоветских республик, более успешно договариваться между собой они могут только при посредничестве Москвы, которая зачастую выступает своеобразным арбитром при решении многих местных проблем. Так было при определении границы Киргизии и Таджикистана, когда стороны, наконец, смогли прийти к взаимному согласию. Похоже, Россия в очередной раз должна решать местечковые проблемы. В противном случае, те силы, которые заинтересованы в ослаблении нашей страны, не упустят шанса воспользоваться бездействием Москвы.

Иван Прошкин