Поднятие рук перед поясным поклоном. Поднятие рук в намазе

Вопрос: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Я сам ханафит, но что вы можете сказать об этом хадисе. Что ханафиты говорят по этому поводу?
730 - أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ - يَعْنِى ابْنَ جَعْفَرٍ - أَخْبَرَنِى مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرِو بْنِ عَطَاءٍ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا حُمَيْدٍ السَّاعِدِىَّ فِى عَشْرَةٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- مِنْهُمْ أَبُو قَتَادَةَ قَالَ أَبُو حُمَيْدٍ: أَنَا أَعْلَمُكُمْ بِصَلاَةِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-. قَالُوا: فَلِمَ ؟ فَوَاللَّهِ مَا كُنْتَ بِأَكْثَرِنَا لَهُ تَبَعًا وَلاَ أَقْدَمَنَا لَهُ صُحْبَةً. قَالَ: بَلَى. قَالُوا فَاعْرِضْ. قَالَ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلاَةِ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يُكَبِّرُ حَتَّى يَقِرَّ كُلُّ عَظْمٍ فِى مَوْضِعِهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقْرَأُ ثُمَّ يُكَبِّرُ فَيَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يَرْكَعُ وَيَضَعُ رَاحَتَيْهِ عَلَى رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ يَعْتَدِلُ فَلاَ يَصُبُّ رَأْسَهُ وَلاَ يُقْنِعُ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ فَيَقُولُ « سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ ». ثُمَّ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». ثُمَّ يَهْوِى إِلَى الأَرْضِ فَيُجَافِى يَدَيْهِ عَنْ جَنْبَيْهِ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا وَيَفْتَحُ أَصَابِعَ رِجْلَيْهِ إِذَا سَجَدَ وَيَسْجُدُ ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». وَيَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا حَتَّى يَرْجِعَ كُلُّ عَظْمٍ إِلَى مَوْضِعِهِ ثُمَّ يَصْنَعُ فِى الأُخْرَى مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ إِذَا قَامَ مِنَ الرَّكْعَتَيْنِ كَبَّرَ وَرَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ كَمَا كَبَّرَ عِنْدَ افْتِتَاحِ الصَّلاَةِ ثُمَّ يَصْنَعُ ذَلِكَ فِى بَقِيَّةِ صَلاَتِهِ حَتَّى إِذَا كَانَتِ السَّجْدَةُ الَّتِى فِيهَا التَّسْلِيمُ أَخَّرَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى وَقَعَدَ مُتَوَرِّكًا عَلَى شِقِّهِ الأَيْسَرِ. قَالُوا صَدَقْتَ هَكَذَا كَانَ يُصَلِّى -صلى الله عليه وسلم-. قال الشيخ الألباني : صحيح
Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Атаъ сказал:
– Я слышал Абу Хумайда ас-Са’иди находившегося в числе десяти сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, среди которых был Абу Къатада. Абу Хумайд сказал (своим товарищам): «Я лучше всех из вас знаю о молитве посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Они спросили: «Почему? Клянёмся Аллахом, ты не следовал за ним больше нас и не стал раньше нас его сподвижником! (Абу Хумайд) сказал: «Всё равно знаю!» Те сказали: «Рассказывай тогда!» (Абу Хумайд) сказал: «Когда посланник Аллаха становился на молитву, он поднимал руки до уровня плеч, а потом произносил слова “Аллах велик”, (и становился так,) что все его кости выпрямлялись, заняв свои места. Затем он читал (Коран), после чего произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки до уровня плеч, а потом совершал поясной поклон и возлагал руки на колени, после чего выпрямлял спину и держал голову ровно, не опуская её и не поднимая. Затем он поднимал голову (после поясного поклона) и говорил: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах”/Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет/ и поднимал руки до уровня плеч становясь ровно. После этого он говорил: “Аллаху акбар” и затем опускался на землю и отводил руки от боков. Затем он поднимал голову (с земного поклона) и подворачивал левую ногу (под себя) и садился на неё, а пальцы ног (повернув в сторону къиблы) растопыривал при совершении земного поклона, после чего совершал земной поклон и говорил: “Аллаху акбар”. Затем он поднимал голову и (снова) подворачивал левую ногу и сидел на ней, пока все его кости не возвращались на свои места. Затем он совершал то же самое в другом (рак’ате), и затем, когда он поднимался после совершения двух рак’атов, он произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки так, пока они не достигали уровня плеч, как он делал это при вступлении в молитву. Затем он делал это во время остальной (части) своей молитвы. Когда он доходил до земного поклона, после которого произносятся слова приветствия, он протягивал левую ногу (под голень правой ноги) и садился на левую сторону (седалища)». (Сподвижники) сказали: «Ты сказал правду! Так молился он, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями Муслима, и то же самое сказал ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/407, 443). Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис», а Ибн Хиббан подтвердил его достоверность. Аль-Хаттаби в «Ма’аллим ас-Сунан» (8/354) и Ибн аль-Къаййим в «ат-Тахзиб» (1/355) сказали: «Хадис достоверный». См. «Сахих Аби Дауд» 3/319.
Этот элемент молитвы именуется «такбират аль-ихрам». «Ат-Таваррук» – это поза, при которой молящийся садится на левое бедро и ягодицу, просунув левую ногу под голень правой и поднимает стопу правой ноги, опираясь пальцами в пол таким образом, чтобы они были направлены в сторону къиблы. В такой позе молящийся читает последний ташаххуд, при совершении молитвы в три или четыре рак’ата. Прим. пер. Также этот хадис передали Ахмад 5/424, аль-Бухари 828, и в «Раф’ аль-йадайн» стр. 5, ад-Дарими 1307, ат-Тирмизи 260, 270, 304, ан-Насаи 3/2, Ибн Маджах 862, 863, 1071, ат-Тахави 1/131, Ибн аль-Джаруд 192, 193, Ибн Хиббан 1865, 1867, 1869, аль-Байхакъи 2/24, 72, 129, Ибн Хазм 4/91. См. «Сахих Аби Дауд» 720. (Казань, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Данное повествование, а также другие подобные ему сообщения являются действительной и установленной практикой из Сунны. Поэтому имамы Шафии и Ахмад (милость им Аллаха) предпочли эти сообщения и включили действия на их основе в свой мазхаб.

Но при этом имеются и другие достоверные повествования, говорящие в пользу поднимания рук лишь при начале намаза. На основе таких сообщений имам Абу Ханифа, а также другие имамы – такие, как Суфьян Саури, – и различные последователи сподвижников (табиины) придерживались мнения, что руки следует поднимать только в начале намаза (для открывающего такбира) и нигде более.

Шейх Зафар Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) посвятил этой теме подробную главу своей книги «Игля-ус-сунан», где разъяснил точку зрения ханафитов, поддерживаемую рядом достоверных хадисов от известных сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Приведем некоторые из таких повествований:

قال عبد الله بن مسعود: ألا أصلي بكم صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم؟ فصلى، فلم يرفع يديه إلا في أول مرة

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:
– Не совершить ли мне с вами намаз так, как делал его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
Далее он совершил намаз, причем поднимал руки лишь в первый раз (при начале молитвы). (Тирмизи. Сунан. – № 257)

عن الأسود قال: رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه يرفع يديه في أول تكبيرة ثم لا يعود

Асвад (милость ему Аллаха) рассказывал: «Я видел, как Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при первом такбире и не поднимал потом». (Тахави. Шарх маани асар. – № 1364)

عن عاصم بن كليب، عن أبيه، أن عليا، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة، ثم لا يعود

Асим ибн Кулейб (милость ему Аллаха) приводил сообщение от своего отца, что господин Али (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при начале намаза и не поднимал потом. (Ибн Аби Шайба. Мусаннаф. – № 1364)

Есть и другие подобные сообщения, приводимые от таких сподвижников, как Абу Бакр и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), которые тоже поднимали руки лишь при первом такбире.

Поскольку вы являетесь ханафитом, вам следует придерживаться своего мазхаба, но при этом уважать мнения других мазхабов, тоже основанные на достоверных хадисах. Такие вопросы ни в коем случае не должны становиться причиной раздора или предметом спора.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q609

Вопрос : Можно ли поднимать руки в мольбе?

Ответ : Поднятие рук в мольбе является этикой и сунной Пророка (мир ему и благословение), и в этом единогласны все мусульманские учёные, последователи разных мазхабов. На это указывают доводы из Корана и Сунны. В Коране сказано: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне » (сура «аль-Араф», аят 55).

Смиренная мольба бывает в спокойствии, в приниженности перед Всевышним Аллахом. Как передано в хадисе: «Я прошу Тебя, как просит бедный ».

Пророк (мир ему и благословение) во время обращения к Аллаху был в образе бедного человека, который просил у своего Господина.

Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах), когда в его время некоторые подняли этот вопрос и утверждали, что по этой теме нет достоверных хадисов, составил книгу «Фазлуль Вига фи ахадисырафиль-ядайни фи дуа», в которой сказано: «Хадисы о поднятии рук в мольбе известные и являются таватуром (т. е. достоверными хадисами, в которые нужно верить на сто процентов, как будто сам был свидетелем того, о чём в них говорится) ».

Также ас-Суюти привёл в книге «Тадрибу ар-Рави» хадис от Пророка (мир ему и благословение), что он поднимал руки в мольбе, и об этом говорится также почти в ста хадисах. Сообщение о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, входят в категорию таватур по смыслу. Такая практика достоверно установлена у Пророка (мир ему и благословение).

Имам ас-Суюти в своей книге говорит: «Подними свои руки Милостивому, умоляя, проси, плача и смиренно. Аллах наиболее превосходный среди тех, на кого надеются, и Велик Аллах от оставления тех отчаянных, кто возвёл к Нему руки».

Поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек в мольбе осознаёт нужду в Милостивом Аллахе». Потому что он просит у щедрого и Всемогущего. Превосходен Аллах от оставления своего раба, просящего, не исполнив его нужду.

Также тексты учёных последователей различных мазхабов (ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты) свидетельствуют о дозволенности поднятия рук в мольбе.

Кто приводит в доводы некоторые хадисы, в которых говорится, что руки в мольбе Пророк (мир ему и благословение) не поднимал, или же приводят слова сподвижников, что не видели, как Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, кроме как в испрашивании дождя. Также хадис Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который приводится в обоих достоверных сборниках, этот хадис учёные обязали отнести не ко внешнему смыслу.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قد ثبت رفعُ يديه صلَّى الله عليه وسلَّم في الدعاء في مواطنَ غيرِ الاستسقاء، وهي أكثرُ من أن تُحصر، وقد جمعتُ منها نحوًا من ثلاثين حديثًا من الصحيحين أو أحدهما «شرح النووي على مسلم» 6/ 190

«Утверждено поднятие рук Пророком (мир ему и благословение) в мольбе в местах не испрашивании дождя. Их очень много, не возможно перечислить, некоторые я собрал, это около 30 хадисов из обоих достоверных сборников или из одного из них (см. в книге «Шархаля Муслим», 190/6).

Также ибн Хаджар Аскаляни говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в не испрашивании дождя, однако не так, как в испрашивании дождя, когда руки поднимают высоко.

Основываясь на этом, мы говорим, что поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, мусульманин в смиренном, униженном состоянии перед Всевышним Аллахом поднимает руки.

Мы просим Всевышнего Аллаха дать возможность для всего благого и вызывающего довольство, принять наши мольбы, возвеличить нас получением ответа на мольбу

Ответил Шейх Мухаммад Васам

Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.

Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?

Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона.

Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.

Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что « обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)» .

Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз”» . См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.

Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов . Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.

Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми . Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.

И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я» . Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него» . Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени» . Конец цитаты.

Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)» . Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.

Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность, и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.

Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» . Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.

Примечание:

Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.

Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!

Иными словами, после того, как он выпрямлялся.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.

То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер.

То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания.

Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают со слов Ваила ибн Худжры: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он клал руки на грудь: правую на левую». Этот хадис передал Ибн Хузейма.

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что при совершении намаза следует складывать руки на груди. Следует отметить, что до нас дошло несколько версий данного сообщения. Ахмад и Муслим передали со слов Ваила ибн Худжра другую версию этого хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Затем он закутывался в одежду и клал правую руку на левую. Желая совершить поясной поклон, он освобождал руки, поднимал их, возвеличивая Аллаха, и кланялся. Сказав: “Аллах внимает тому, кто восхваляет Его”, - он снова поднимал руки. Совершая земной поклон, он клал голову между кистями рук. В версии Ахмада и Абу Давуда говорится, что он клал правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки.

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Дарими передали с его же слов: «Однажды я решил посмотреть, как молится Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я увидел, что, встав на намаз, он возвеличил Аллаха и поднял руки на уровень ушей. Потом он положил руки на груди: правую руку на предплечье, запястье и кисть левой руки. Желая совершить поясной поклон, он снова поднял руки, как в прошлый раз, и положил руки на колени. Затем он выпрямился, подняв руки таким же образом, а потом совершил земной поклон, положив кисти рук на уровень ушей. Потом он сел на левую ногу, положив левую кисть на бедро и колено. Правым локтем он прикоснулся к правому бедру, а затем сжал в кулак два пальца. Другие два пальца он соединил в кольцо, а оставшийся палец поднимал, и я видел, как он двигал им, взывая с молитвами. В другой раз я пришел к нему, когда было холодно, и увидел, как люди от холода двигают пальцами под одеждой». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям Муслима.

Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас‘уда, что однажды во время намаза он положил левую руку на правую. Увидев это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переложил его правую руку на левую. Ибн Хаджар назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а Ибн Сеййид ан-Нас сообщил, что все они являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.

Эти сообщения указывают на то, что во время намаза нужно класть правую руку на левую. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство богословов. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха‘и не складывали руки, а опускали их. Ан-Навави передал, что так поступал аль-Лейс ибн Са‘д. Ибн аль-Касим сообщил, что так поступал и Малик. Ибн аль-Хакам сообщил от имени имама Малика обратное, но большинство его последователей опиралось на первое сообщение. Ибн Сеййид ан-Нас рассказывал, что аль-Ауза‘и считал разрешенными оба поступка. Однако достоверные хадисы свидетельствуют в пользу мнения большинства ученых. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы по этому поводу дошли до нас от восемнадцати сподвижников и последователей. Хафиз Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ‘Абд аль-Барра, сказал, что иных достоверных сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до нас не дошло.

Аргументы в пользу того, что при стоянии в намазе нужно опускать руки, можно назвать странными и даже удивительными. Среди них - слова «Почему вы поднимаете руки?», упомянутые в хадисе Джабира ибн Самуры. Ранее мы уже упоминали этот хадис, и в нем речь идет о том, что сподвижники поднимали руки, произнося слова приветствия в конце намаза. В нем ничего не говорится об опускании рук во время стояния.

Некоторые из наших оппонентов утверждали, что складывание рук мешает сосредоточиться, однако даже шиитские богословы признавали несостоятельность этого довода. Так, аль-Махди в книге “аль-Бахр” назвал такой довод его соратников бессмысленным. С другой стороны, на такой довод легко найти контраргумент: складывая руки, молящийся занимает их, и поэтому они не мешают ему сосредоточиться; помимо этого, намерение всегда находится в сердце, и люди, как правило, прикрывают руками то, что они хотят сберечь. Об этом упомянул Ибн Хаджар.

Некоторые из наших оппонентов ссылаются на то, что в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ничего не говорится о складывании рук. Однако это может служить доводом против тех, кто считает складывание рук обязательным. Из хадисов же следует, что поступать так желательно.

Наконец, несостоятельность утверждений о том, что во время стояния руки нужно опускать, ярко выражена в словах следующих аль-Махди: «Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, то, возможно, он делал это по уважительной причине. Что же касается его слов по этому поводу, то они являются сильным доводом, если, конечно, являются достоверными. Но даже в этом случае можно предположить, что это относится только к пророкам».

Под словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, здесь подразумевается хадис, переданный со слов Абу ад-Дарды: «Три качества относятся к морали пророков: раннее разговение, поздняя предрассветная трапеза и складывание правой руки на левой во время намаза». Ат-Табарани передал прерванную версию этого хадиса, однако в силу своего содержания он имеет силу восходящего сообщения. Более того, он усиливается восходящим хадисом, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (3038).

Следует знать, что среди богословов существуют разногласия по поводу того, где именно следует складывать руки. Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марвази и другие считали, что руки желательно складывать ниже пупка. Ахмад и Абу Давуд передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Среди желательных предписаний намаза - складывание кистей ниже пупка». Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Исхак аль-Куфи. Ахмад ибн Ханбал считал его слабым. Того же мнения был имам аль-Бухари. Кроме того, цепочка данного хадиса является запутанной, поскольку вышеупомянутый ‘Абд ар-Рахман иногда пересказывал его от ‘Али ибн Абу Талиба через Зийада и Абу Джухейфу (Ахмад), иногда - от ‘Али ибн Абу Талиба через ан-Ну‘мана ибн Са‘да (ад-Даракутни и аль-Бейхаки), иногда - от Абу Хурейры через Саййара Абу аль-Хакама и Абу Ваила (Абу Давуд и ад-Даракутни). Ан-Навави сообщил, что ученые были единодушны по поводу слабости данного предания. Достоверных сообщений о том, что складывать руки ниже пупка, нет.

Богословы шафиитского толка считали, что руки следует складывать ниже груди, но выше пупка. Абу Давуд передал, что ‘Али ибн Абу Талиб складывал руки выше пупка, держа левую руку за запястье правой рукой. Среди рассказчиков этого хадис был Ибн Джарир ад-Дабби, который ссылался на своего отца. Ибн Хиббан считал его отца заслуживающим доверия, однако аз-Захаби назвал его неизвестным.

От имени Ахмада ибн Ханбала до нас дошло два сообщения, поддерживающие суждения ханифитского и шафиитского толков. Из третьего сообщения от его имени следует, что оба поступка считаются в одинаковой степени разрешенными. Этого же мнения были Ибн аль-Мунзир и аль-Ауза‘и.

Однако самое достоверное сообщение по этому вопросу указывает на то, что складывать руки следует на груди. Ибн Хузейма передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он держал руки на груди: правую руку на левой». На этот хадис опирались и богословы шафиитского толка, однако он не свидетельствует в их пользу.

Примечательно, что складывание рук на груди совпадает с одним из толкований слов Всевышнего: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:3). Как полагали ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Аббас, глагол “нахара” указывает на то, что во время намаза руки следует держать на груди: правую руку на левой. Это объясняется тем, что одно из значений слова “нахр” - “верхняя часть груди”. Существуют и другие достоверные толкования этого аята, и лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 482-485; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 69-71.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).

Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.

Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)

Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:

  • Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.
  • Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).
  • И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.

Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.

Этот пример можно использовать для нашего разговора - почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.

То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) - они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.

Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’

Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.

Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.

И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?

Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.

Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки

Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.

1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).

Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет:

«Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными».

Исходя из вышеприведенных хадисов, можно легко сделать вывод, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки регулярно во время молитвы. Ибн Масуд, Али и другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не передавали бы такие сообщения, если бы они наблюдали, что Посланник Аллаха и праведные халифы регулярно поднимали руки. Также можно отметить, что все сообщения Ибн Масуда последовательны в том, что в них сообщается о поднятии рук в начале молитвы, и больше ни в каком другом случае.

Наконец Урва ибн Мурра (рахматуллахи алейх) сказал:

«Когда я вошел в мечеть Хадрамаута (Йемен), я услышал, что Алькама ибн Вайль передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до и после совершения руку’. Я сообщил об этом Ибрагиму ан-Нака (рахматуллахи алейх), который гневно возразил: «Разве Вайль ибн Худжр единственный, кто видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Разве Ибн Масуд и другие сподвижники не видели его?» (Муватта имама Мухаммада, 92).