Позиции й. Понятие фонетической позиции


Звук Й обозначается:

а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь);

б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка);

в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе.

Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются.

В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм.

Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.

  1. Графические орфограммы или офограммы, обозначающие фонему в сильной позиции. 1-2 класс

Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.

Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам.

Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.

правописание «опасное место» примеры
Мягкий знак пишется 1)для обозначения мягкости [ Л‘], [ Т‘], [Р‘],[ П‘], в случае одного зубного[С‘], [З‘] перед твёрдым 1.апельсин, стальной, учить, мать, тетрадь, топь, выпь,борьба, зорька, лось, письмо, резьба, просьба октябрьский (но: январский!)
Мягкий знак не пишется 1)для обозначения мягких согласных Ч и Щ, в сочетаниях с шипящими: ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ. 2)в сочетания двух мягких зубных согласных Т, Д, З, С, Н (НТ, СТ, СН, ЗД, ЗН) 1.ручка, срочный, почта, пончик, мощный, барабанщик, фонарщик 2. зонтик, Настя, Костя, песня,
Разделительный мягкий знак (не обозначает мягкость согласных) служит для обозначения звука Й между согласным и гласным и пишется перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И. 1. пишется в исконно русских словах: деревья, лисья, волчья, льёт, пьёт, шьёт 2. в словах иноязычного происхождения: пьеса, обезьяна 3. в словах на -ЬОН: медальон, почтальон, бульон.

Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом . Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.

  1. Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.

Слабая позиция гласной фонемы.

Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

Орфографическая задача

Общее решение орфографической задачи Способы или пути решения орфографической задачи (2 класс)
Внимание опасность: звуки [a], [и, э] в слабой позиции! 1.В какой части слова? 2.Если в корне, ищу проверочное слово: · изменю слово «один-много», «много-один» · подберу однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом · подберу однокоренное слово по вопросам (что? – какой?, какой – что?) · подберу однокоренное слово по вопросам (что делать? – что? что делает?что сделает?что делал? что сделал?) · посмотрю значение слова(горькушка-горький) Ритмическое правило для первоклассников: Если буква гласная вызвала сомнение, Ставь немедленно её ты под ударение . 1.изменение формы слова: слова-слово 2. «скажу слово ласково»: скворец-скворушка 3.слова-предметы, слова-признаки и слова –действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники: - кто? что? - какой? старик - старый, морской –море - что? - что делать? пляска- плясать 4. слова-действия помогают друг другу искать однокоренное проверочное слово; вопросы-помощники - что делать? - что делает? тянуть - тянет - что делал? что сделал? везёт -вёз, вынесёт-принёс 5.слова с буквой Е в корне, которая проверяется буквой Ё: сестра-сёстры 6.слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: золотой-золото-позолоченный 7.установление этимологии слова(например, происхождение слова чернила) 8. наблюдение корней-омофонов:примирить, примерять, слизал, слезал

Слабая позиция согласной фонемы.

Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным(зубо к) или перед звонким согласным (зубн ой).

Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях

  • озвончаются или оглушаются перед шумным согласным или на конце слова (круЖки, проСьба);
  • при стечении трёх и более согласных некоторые согласные не произносятся (праЗДНик)

Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.

название орфограммы название изучаемой темы примеры орфограммы и способы решения (проверка) ознакомление с орфограммой
Парные согласные на конце и в середине слова (сомнительные согласные). Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 1.зуб-зубы (способ проверки «один-много»); прыжки – прыжок(«много-один») 2. ложка-ложечка (способ «скажи слово ласково»); 3. друг – нет друга (способ «слово-помощник») 1 класс 3-4 четверть
Парные (сомнительные) согласные в корне слова. Корень слова. 1. сладкий – сладок (способ проверки «однокоренное слово – предмет»); 2.дуб – дубовый (способ проверки «однокоренное слово – признак предмета»), робкий –робок («каков»); 3.скользкий –скользить (однокоренное слово –действие предмета); 2 класс 2-3 четверть
Непроизносимые согласные. Корень слова. 1.опасные стечения согласных[сн] и [с`н`] вестник – вести, грустный –грусть; 2.опасные стечения согласных[зн] [з`н`] звездный –звёзды, серьёзный -серьёзен 3.слова, где непроизносимый заблудился в сочетаниях [нц] [рц]. счастье – счастливый, солнышко – солнце, сердечко – сердце 2 класс 3 четверть

Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая:

1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.

2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.

5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)

6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.

При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.

Орфография, изучаемая во 2 классе , базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова.
  3. Правописание парных согласных в корне слова.
  4. Правописание непроизносимых согласных.
  5. Гласные и согласные в приставках.
  6. Приставки и предлоги.
  7. Разделительный твёрдый знак

Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс)

3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

1. Орфограмма «Заглавная буква».

орфограмма примеры начало ознакомления
Начало предложения. Н аступила осень. С тало холодно. период обучения грамоте
имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова 1 класс 3-4 четверть
Правописание имён собственных клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька 1 класс 3-4 четверть
Правописание имён собственных географические названия: город Таллинн, река Пирита 1 класс 3-4 четверть
Правописание имён собственных. Помимо большой буквы добавляются кавычки. название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка» 2 класс

2. Орфограмма «Перенос слова»

правило переноса образец знакомство с правилом
1.Слова переносятся по слогам трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на, неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной) 1 класс 3 четверть
2.Одну букву нельзя переносить или оставлять на одной строке неверно: Ю-лия, Юли-я, у-лей 1 класс 3 четверть
3.Буква Й не переносится, остаётся на строке линей-ка, строй-ка 1 класс 3 четверть
4.Буква Ь и Ъ не переносятся на другую строку малень-кий, се-мья, Уль-яна, ру-чьи, подъ-езд 1 класс 3-4четверть
5.В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится клас-сный, суб-бота, осен-ний 2 класс
6. Морфемный перенос или перенос на основе знания состава слова приставка и корень: пере-шёл, разо-грел корень и суффикс: перебеж-чик, эстон-ский 2 – 3 класс

Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки: уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный. Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.

3.Орфограмма «Пробел»

4.Орфограмма «Знаки препинания».

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой.

§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

м о ро з , зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

на конце слова: ты[л] и тю [ л "];

перед гласными: [ д]уб и [ д "] ело ;

перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н"]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

перед мягкими согласными: например, в слове пи[с"м "] енный;

перед [ш"], [ч"]: например, в слове бараба[н"ш"]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

Слабые позиции :

в конце слова: парово[с];

перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

в[а]р[ о́ ]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

Сравним:

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Важно запомнить:

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в"] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.

Урок …

Тема: Обозначение звука [й] с помощью разделительного мягкого знака

Проектная группа: учителя-стажеры 1 .

Эксперты: Восторгова Е.В., Г.В. Ширяева.

Цель: обнаружить новую позицию звука [Й’] (после согласного звука перед гласным) и узнать способ обозначения звука [Й’] на письме.

Вводный комментарий: Без преувеличения можно сказать, что этот урок - один из самых сложных ключевых уроков в букварном периоде. Учащиеся уже знакомы с двумя разными способами обозначения звука [й] на письме: в позиции не перед гласным (например, перед согласным или на конце слова) он обозначается буквой Й, в позиции перед гласными – буквами Я, Е, Ё и Ю. Таким образом, ученики уже имеют представление о том, что звук [й] нужно обозначать по-разному в зависимости от его позиции. На предстоящем уроке дети столкнутся с новой позицией этого звука – после согласного перед гласным. Наличие согласного приводит к тому, что буквы Я, Е, Ё и Ю не могут «в одиночку» выполнить «свою работу» и обозначить два звука – [й] и гласный звук. Находясь рядом с согласной буквой, любая из этих гласных букв обозначает лишь мягкость предыдущего согласного и «теряет» звук [й]. Поэтому необходимо дополнительное знаковое средство: нужна любая «беззвучная» буква, которая, встав между согласной и гласной буквами, как бы «отделит» одну букву от другой и позволит, таким образом, гласной букве обозначить сразу два звука – звук [й] и гласный звук. Разумеется, мягкий знак, будучи не более, чем «преграда», «разделитель» (отсюда и термин для мягкого знака в данной позиции), в этом случае мягкости не обозначает . Он лишь является дополнительным знаком, «помогающим» гласной букве обозначить два звука. Именно в этом и заключается сложность данного урока, ведь дети привыкли к тому, что работа мягкого знака – обозначать мягкость предыдущего согласного. Кроме того, главный вывод на данном уроке сопряжен с детальным и, возможно, утомительным для первоклассников анализом разных позиций звука [й].

Проектируемый ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуковую модель слова МАЯК (один человек работает у доски, остальные в тетради).

Запишите это слово буквами.

То же задание со словами ТАЙНА, ЯМА.

МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте звуковую модель слова РУЖЬЯ.

Запишите на листочках слово буквами. (Попросить одного ребёнка повесить на доску листок).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вешают на доску другие варианты. Если варианты отсутствуют, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖЙЯ, РУЖЯ)

    Решение УЗ.

    Сразу отпадает слово РУЖЯ, потому что не обозначен звук [Й’]

    Оказывается у нас проблема как обозначить звук [Й’] в слове [РУЖЙ’А]

3) Давайте посмотрим на соседа справа и слева, сравним с предыдущими позициями.

Вывод: у нас совершенно новая позиция у звука [Й’]:

      А как же обозначить этот звук?

Давайте посмотрим в учебниках на странице 53.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

А что мы знаем про Ь знак?

А какую работу выполняет Ь знак в этом слове?

ВЫВОД : Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’].

    Применение способа действия:

Запись слов: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 1. Актуализация опорных знаний.

Все звуко-буквенные модели трех слов составляет один ребенок. Конечно, было бы лучше, если бы эту работу у доски выполняли разные дети.

Далее учитель предлагает учащимся соотнести получившиеся модели с двумя схемами, отражающими разные позиции звука [й] (изученные ранее). Понятна идея авторов проекта: восстановить то, что детям известно об обозначении данного звука. Однако, все же этот разговор выглядит несколько натянутым, немотивированным для детей – выполненное задание (записанные слова) не создает необходимости анализировать разные позиции звука [й].

Этап 2. Постановка УЗ.

На этом этапе в реализации проекта возникло только два варианта: РУЖЯ и РУЖЙА. Было бы выгодным увеличить количество этих вариантов (например, добавить еще вариант РУЖЙЯ). Ведь чем больше вариантов, тем острее конфликт тем ярче проблемная ситуация. Однако, учитель (в полном соответствии с проектом), напротив, стремился уменьшить это количество – он убеждает детей, что вариант РУЖЯ – это неверно (не обозначен звук [й]) и снимает этот вариант с доски, оставив только один. Однако цель данного этапа как раз обратная – нужно зафиксировать разные варианты решения задачи. На уроке же, наоборот, учитель все делает для того, чтобы выяснить, какой вариант «правильный», а какой неправильный. Анализ правомерности вариантов, конечно необходим, но только после того, как будет установлена проблематичность обозначения звука [й] в новой позиции. В реализации проекта разговор на данном этапе фактически сводится к поиску ошибок, а не к постановке задачи поиска причин этих ошибок, причин появлен6ия разных записей одного слова.

Этап 3. Решение УЗ.

По замыслу проекта только на этом этапе дети должны были обнаружить, что перед ними новая позиция звука [й] и нужен новый способ его обозначения. Понятно, что это все же должно было произойти на этапе постановки задачи. На самом уроке, к сожалению, задача четко так и не была поставлена (ни на этом, ни на предыдущем этапе). Как следствие – детям не очень было понятно, зачем учитель предлагает им анализировать позиции звука [й] в разных словах, зачем вспоминает еще раз те слова, которые были записаны в самом начале урока.

На уроке получилось, что единственно правильный вариант – тот, что в книге. Однако, вариант РУЖЙА можно рассматривать тоже как возможный (но не нормативный!). Дети должны понимать, что этот вариант тоже решает проблему правильного прочтения слова, как, впрочем, и вариант слова РУЖЙЯ.

Этап 4. Применение способа действия:

Последний этап урока представлен в проекте в виде задания: детям было предложено записать в тетрадь слова: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, УЛЬИ. Проектная группа не указала, каким образом необходимо это делать. Дети только зафиксировали новую позицию и новый способ действий, но они пока не готовы его свернуть в такой степени, чтобы сразу записать слова буквами, не опираясь на звуковую схему. Поэтому выполнять задание следует, начиная с составления звуковой схемы, определения позиции звука [й’], только после этого, составления буквенной записи. Результаты выполнения этой работы на уроке хорошо продемонстрировали, что дети пока еще недостаточно разобрались в способе обозначения звука [й] в новой позиции.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуко-буквенную схему слов МАЯК, ТАЙНА, ЯМА (ребята по очереди выходят к доске, остальные работают в тетрадях. Работа каждого учащегося оценивается всем классом с помощью значков «согласен», «не согласен»).

Соотнесите слова с опорными схемами.

Ребята выясняют позицию звука [й’] и соотносят со схемами. Прикрепляют слова со схемами.

ТАЙНА МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте на альбомных листах звуковую схему слова РУЖЬЯ.

Обозначьте звуки буквами. (Один из ребят выносит сою работу на доску)).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вывешают на доске другие варианты. Если какой-то из вариантов отсутствует, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖИЯ, РУЖЯ)

Ведь записав слово РУЖЙА ребята действовали по знакомой схеме: звук [й’] перед звуком [а] обозначаем буквой Я. Почему же до сих пор проблем не возникало, а слово РУЖЬЯ при чтении портится? Видимо у звука [й’] в этом слове не совсем такая позиция как в слове МАЯК и ЯМА. Проанализировав же вариант записи слова РУЖЙА и РУЖЙЯ, ребята увидят другую проблему: слово хорошо читается, но нарушен способ обозначения звука [й’] в позиции перед гласным. Вывод: есть особая позиция звука [й’], в которой старый способ действия не работает. На доске фиксируется первый вопрос:

Эта позиция похожа на одну из известных нам: звук [й’] перед гласным. Может виноват сосед слева?

Дети обнаруживают, что в слове РУЖЬЯ сосед слева согласный. В словах ЯМА и МАЯК согласного нет. Значит, нам необходимо научиться обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным. На доске фиксируется второй вопрос:

    Решение УЗ.

Давайте обсудим, как же обозначить звук [й’] в новой позиции? Нельзя ли выбрать один из ваших вариантов?

Ребята выясняют, что варианты РУЖЙА и РУЖЙЯ подходят: при чтении слово не портится.

Посмотрим, какой из этих вариантов выбрали учёные на странице 53 в Букваре.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

Интересный способ. Слово отлично читается. Только вот благодаря чему?

Благодаря букве Ь.

А что мы знаем про Ь знак?

Он обозначает мягкость предыдущего звука.

А какую работу выполняет Ь знак в слове РУЖЬЯ?

Он помогает букве Я обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным.

Такой знак называется разделительным. Он,действительно, работает не так, как простой мягкий знак.

ВЫВОД : Разделительный Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’] в новой позиции:

    Применение нового способа действия:

Составление звуко-буквенных схем к словам: КОПЬЯ, ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Ребята определяют позицию звука [й’], соотносят её с одной из трёх схем и обозначают звук буквой. По ходу работы схема дополняется гласными буквами:

Ь+Я, Ё, Ю, Е

1 Данный урок проектировали и проводили учителя-стажеры, которые проходили курсы переподготовки в НОУ «Бакалавр». Проект урока приводится в том виде, в котором он был подготовлен слушателями курсов.

Фонологические позиции - это условия употребления, реализации фонемы в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть сильные и слабые. В сильной позиции фонема наилучшим образом выполняет свои функции. В слабой позиции возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции - перцептивная и сигнификативная: способствовать отождествлению и различению значимых единиц языка - морфем и слов. В связи с этим разграничиваются позиции перцептивно сильные и слабые и сигнификативно сильные и слабые.

В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном звуковом облике: звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков, он максимально независим от позиции. В перцептивно слабой позиции фонема представлена другими звуками. Они связаны именно с данной позицией и являются результатом редукции или воздействия соседних звуков. Так, в словах чай , печь , печник фонема /ч"/ реализована звуком [ч"] - своим основным представителем. Глухость этого звука, выступающего в начале и на конце слова, перед гласным и сонорным согласным (как и другие качества этого звука), - признак, проявляющийся в данных позициях, но не обусловленный ими. Для /ч"/ эти позиции перцептивно сильные. Перед звонким шумным согласным позиция для /ч"/ перцептивно слабая: здесь происходит обязательная замена глухого [ч"] звонким [д"ж"]: пе[ д"ж"] горит. Звук [д"ж"] обусловлен этой позицией и употребляется только в ней. Если записать на магнитную ленту произнесение слова со звуком [ч"], а затем стереть часть записи, оставив только [ч"], и прослушать этот звук, то всеми говорящими по-русски он будет легко опознан. Если то же проделать со звуком [д"ж"], то многие его не узнают, не смогут определить, в каких словах он произносится: он не встречается вне своей позиции перед звонким согласным.

В сигнификативно сильной позиции фонема отличается от других фонем, реализуется особым звуком. Сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения фонем. В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать слова и морфемы. Так, фонемы /о/ и /а/ под ударением после твердого согласного реализуются звуками [о] и [а]: б[о]к, б[а]к. Это сигнификативно сильная позиция для гласных фонем. В первом предударном слоге /о/ и /а/ нс различаются, реализуясь одним и тем же звуком [а 0 ]: б[г д ]чбк {бочок и бачок). Это сигнификативно слабая позиция для /о/ и /а/.

Одна и та же позиция для одних фонем может быть сильной, для других - слабой. Так, конец слова - позиция сигнификативно сильная для твердых и мягких согласных и слабая для глухих и звонких. Например, пло/ т/ и пло/т"/ различаются, а пло/т/ и пло/ д/ - совпадают: плот].

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно с и л ь н о й. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем - д о м и н а н т о й. По этому звуку фонема и называется: фонема /а/ по звуку [а], фонема/6"/ по звуку [б"].

В сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями. Так, в слове сон фонема /с/ представлена вариацией [с°], в слове пять фонема /а/ представлена вариацией [а].

В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами. Так, звук [с] в слове нос - вариант фонемы /с/, а в слове мороз - вариант фонемы /з/.

Все звуки, реализующие фонему (и ее доминанту, и ее варианты и вариации), называют и обобщенно - вариантами ф о н е м ы или аллофона м и.

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.