Предоставить автомобиль на осмотр осаго. Как получить акт осмотра тс по осаго от страховой компании

Итак, продолжим эту живую тему и сразу просим не говорить потом, что мы вас не предупреждали о последствиях.

В ОСАГО теперь кое-что немного изменилось. Начнём с сухих цитат изменений закона «Об ОСАГО», дальше будет интереснее:

Абзац 1, статьи 11 ФЗ «Об ОСАГО» : Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим .

Пока всё здорово - страховщик обязан осмотреть, пять рабочих дней с момента подачи заявления. Однако помните, что вам могут под шумок сунуть на подпись бумагу с иным сроком осмотра вашей разбитой машины. Поэтому хорошо читайте то, что подписываете.

Самое интересное в этом абзаце то, что страховая компания обязана ознакомить вас с результатами осмотра и независимой экспертизы. То есть вам обязаны показать акт осмотра и калькуляцию размера ущерба, которые страховщики никогда и никому не выдают. Но не спешите радоваться. Многие думают, что ознакомить и выдать копию это равнозначные действия. Ознакомить означает не что иное, как дать посмотреть. Вы при просмотре можете документ сфотографировать.

Дальше всё гораздо горячее. Абзац 4:

В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку) на основании абзаца второго пункта 13 настоящей статьи, а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Шах и мат, господа автовладельцы! Как страховщики могут начать использовать это? Да очень просто.

Самое страшное слово во всей этой ситуации «СОГЛАСОВАННУЮ ». То есть, мы понимаем, что должна быть согласованная дата осмотра. А если этой согласованной даты осмотра нет нигде, да и кто вообще обязан инициировать это согласование? Порядок проведения этого согласования в законе не установлен…

Но ту нам на помощь приходят правила страхования ОСАГО, которые для нас любезно подготовил Центральный банк РФ, абзац 3, пункта 3.11 Правил страхования:

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.

Таким образом, инициатором согласования должна быть именно страховая компания, а не вы. Вы только обязаны предоставить автомобиль на осмотр.

_________________________________________________________________________________________________

Теперь о том, как не стать жертвой мошенников страховщиков.

1. Сохраняйте себе копии всех документов, которые передаёте в страховую компанию. ВСЕХ! КОПИИ!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которые приходят только с перечнем о передаче всех документов или вовсе с пустыми руками. Документы страховые компании не возвращают на руки, мотивируя тем, что дадут их только по запросу суда. В таких случаях все документы приходится восстанавливать в ГАИ, у эвакуаторщиков и т.д. На восстановление документов уходит очень много времени. А оно вам надо?

2. В заявлении о страховой выплате пишите: «Требую незамедлительно произвести согласование даты, времени и места осмотра (п.3.11 Правил ОСАГО) и предоставить для ознакомления результат (акт) осмотра и и независимую техническую экспертизу (абз.1, статья 11 ФЗ Об ОСАГО)».

3. При осмотре, как хотите, но добудьте акт осмотра, который своими руками составит эксперт, юридически не являющийся сотрудником страховой компании.

Фотографируйте, снимайте на видео, что он отказывается вам предоставить этот акт осмотра. Если добыть не получится, то запишите негодяя эксперта на видео.

Акт осмотра вашего повреждённого автомобиля является прямым доказательством того, что машину на осмотр вы предоставили. Таким образом, если страховая компания вернёт вам документы с формулировкой (автомобиль не представлен на осмотр), то мы легко, быстро и безболезненно отнимем у страховой компании то, что причитается вам по закону.

Если же случилось так, что вы не читали эту статью до того, как пойти в страховую компанию и у вас на руках ничего нет, кроме письма о том, что вы якобы не представили автомобиль для осмотра, то милости просим, эта ситуация всё равно не является безвыходной.

Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее - денежный спор автовладельца со страховщиками.

Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время - очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.

Итак, стандартная ситуация - ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и "собрал" несколько автомобилей.

Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но - минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное. Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой "не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора". А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд. Эти ключевые слова - про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела - частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.

Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.

Если перевести формулировку этой статьи на наш конкретный случай, то дама отказалась предоставлять машину на осмотр независимым экспертам, которых такими назвали страховщики. В суде женщина пояснила, что как только отремонтировала машину, тут же ее и продала. Ну, раз так, решил суд, то иск останется без рассмотрения.

После такого решения районного суда женщина пошла по судебной лестнице дальше и выше. Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.

Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.

У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей. А без осмотра "независимых экспертов" в суде с ней и разговаривать не хотели.

Последней надеждой оказался Верховный суд.

И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное - законными.

Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?

А на это Верховный суд заявил следующее. Согласно 222 статье ГПК суд вправе оставить заявление без рассмотрения, но в строго определенных случаях. Если истцом не соблюден порядок, "установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотрен договором сторон досудебный порядок разрешения спора."

Верховный суд делает вывод: представление автомобиля на осмотр страховщику не является досудебным порядком урегулирования спора, как об этом пишет 222 статья ГПК.

По закону осмотр поврежденного автомобиля осуществляется вне зависимости от возникновения спора между владельцем и страховщиком. Это просто обязательная процедура. И получая свои копейки от страховщиков, женщина это уже делала. Кстати, и по тому же закону о страховании транспорта осмотр нужен исключительно для выяснения "обстоятельств причинения вреда и определения размера ущерба, который надо возмещать".

Кроме того, сказал Верховный суд, женщина предъявила "денежные" претензии не только к страховщикам, но и к отдельному гражданину - виновнику аварии.

А районный суд этого просто не заметил и оставил весь иск без рассмотрения. Что было совершенно неправильно и незаконно.

Страхование

В последнее время Верховный суд все чаще встает на сторону автовладельца, что может только радовать.

Так, например, в данном случае хозяйка машины вообще не обязана была предоставлять автомобиль на осмотр. Согласно последним решениям Верховного суда, деньги, потраченные на ремонт автомобиля, подтвержденные счетами из компании, которая восстанавливала машину, страховая компания должна была компенсировать.

В случаях, когда речь идет о выплатах по добровольному страхованию КАСКО, у страховщика, согласно решению того же Верховного суда, еще больше обязанностей. Он должен компенсировать ремонт без учета износа. Для ОСАГО учет износа прописан в законе. Кроме того, страховщик по добровольным видам страхования должен оплачивать еще и утрату товарной стоимости. Понятно, что после капитального ремонта автомобиля, он сильно теряет в цене.

Подобные вердикты главного суда страны, вынесенные в пользу граждан, но против страховщиков, заставляют последних все громче требовать повышения цены полиса.

На сегодняшний день страховщики уже обратились с жалостливыми письмами куда только можно. Они написали в правительство, министерство финансов и в Государственную думу. В этих письмах страховщики расписывают особенности финансовых потоков в страховом бизнесе. По их словам, в страховом бизнесе не может применяться стандартная схема "товар-деньги-товар".

Здесь вложения, то есть плата за страховку окупаются годами. Так за аварию, которая была сегодня, им, может быть, придется платить через несколько лет. Поэтому тариф на ОСАГО надо увеличить. Что касается ОСАГО не всегда тех сумм, которые выплачивает страховая компания, хватает на полноценный ремонт.

В этом случае никто не отнимал у автовладельца права предъявить претензии не только страховщику, но и владельцу машины, по вине которого был нанесен ущерб. И, как показывает практика, суды в большинстве своем выносят решения именно в пользу пострадавшего автовладельца.

Напомним, что самая "популярная" причина аварий на наших дорогах - несоответствие скорости дорожным условиям. Зачастую действительно водители не учитывают образование наледи под колесами или неожиданно возникшие лужи.

Но чаще всего под эту категорию списываются все аварии,

по которым сложно установить их причину. Из-за ошибок в выборе скорости в прошлом году произошло почти 58 тысяч аварий. На втором месте - аварии по причине недостатков улично-дорожной сети. В прошлом году - почти 43 тысячи ДТП.

Кстати

Есть два закона, которые касаются проблемы пострадавшей женщины. Это Закон "Об организации страхового дела в РФ" от 1992 года и принятый десять лет спустя Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В обоих законах просто нет требований о досудебном порядке урегулирования споров. В законе о страховке машин сказано, что страховщик вправе отказаться платить целиком или частично, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков произведены до осмотра независимой экспертизы и не позволяет "достоверно установить наличие страхового случая или размер убытков по ОСАГО".

При заключении договора КАСКО или ОСАГО страховщик имеет право осмотреть машину на предмет повреждений. Предстраховой осмотр является важной составляющей страхования, потому к нему нужно готовиться со всей серьёзностью. Оплошности при подготовке к осмотру непременно скажутся в будущем, если возникнет необходимость в страховой выплате.

Нужно заблаговременно узнать о всех тонкостях предстрахового осмотра автомобиля. В этом вопросе большое значение имеет не только подготовка самого автомобиля, но также место и время фотографирования машины. Кроме того, следует очень внимательно проверять акт предстрахового осмотра.

Зачем нужен осмотр?

При оформлении договора ОСАГО страховая компания вправе осмотреть автомобиль на предмет повреждений. Это необходимо для выявления случаев мошенничества, такая возможность закреплена законодательно.

Другое дело, что не все страховые компании прибегают к подобной процедуре. Некоторые страховщики предпочитают не тратить время на предстраховой осмотр при оформлении автогражданки, но далеко не все. Нужно быть готовым к тому, что менеджер страховой компании попросить представить машину на осмотр.

Предстраховой осмотр при оформлении полиса ОСАГО не требуется в двух случаях:

  1. Клиент и менеджер компании не сумели договориться о месте и времени осмотра.
  2. Договор оформляется в электронной форме через сайт страховой компании.

В случае с добровольным автострахованием право страховщика на осмотр предусмотрено правилами КАСКО . Мотивы предстрахового осмотра при оформлении такой страховки опять же продиктованы необходимостью выявления мошенников.

В отдельных случаях страховая компания может отказаться от осмотра машины, например, в случае приобретения нового автомобиля в дилерском центре.

Когда менеджеры страховой компании заявляют об отсутствии необходимости в осмотре новой машины, стоит попросить их сослаться на пункт правил КАСКО, где указана такая возможность. Если они не смогут этого сделать, следует настоять на осмотре автомобиля. В противном случае при наступлении страхового события невозможно доказать, что машина не имела повреждений на момент заключения договора.

Подготовка автомобиля

Нередко автовладельцы сталкиваются с отказом в предстраховом осмотре. Это вызывает негативные эмоции, ведь защита по риску «ущерб» начинает действовать только после составления акта осмотра. Самая распространенная причина отказа в осмотре кроется во внешнем виде автомобиля. Если клиент приехал на грязной машине, менеджер попросту не сможет оценить техническое состояние кузова, в частности лакокрасочного покрытия.

Автовладелец может скрыть какие-либо повреждения, а затем заявить, что они были получены уже после оформления страховки. Конечно же, это самое настоящее мошенничество, но страховая компания вряд ли сумеет доказать факт аферы. Поэтому страховщики предпочитают осматривать лишь чистые автомобили.

Итак, как же правильно подготовить машину к предстраховому осмотру? Для этого следует действовать в следующем порядке.

  1. Оговорите с менеджерами компании время и дату осмотра.
  2. Узнайте, есть ли поблизости от офиса страховой компании автомойка.
  3. Заблаговременно запишитесь на мойку.
  4. Помойте машину перед осмотром.

Эти несложные шаги гарантируют, что менеджеры страховой компании не откажут в проведении осмотра.

Кроме того, подчас бывает сложно отыскать идентификационный номер кузова (так называемый VIN). Желательно заблаговременно узнать, на каких частях кузова следует его искать. Для этого стоит обратиться к сотрудникам дилерского центра либо поискать информацию на специализированных форумах в Интернете.

При заключении договора КАСКО перед осмотром необходимо представить все комплекты ключей и брелоков. Отсутствие ключа или брелока может послужить поводом для отказа в выплате по риску «угон». Также следует заранее проверить работоспособность противоугонных систем.

Время и место осмотра

Фотографирование – неотъемлемая часть осмотра. Причем менеджер страховой компании в любом случае сделает снимки, даже если машина находится в идеальном состоянии. При этом страховщики не располагают профессиональной фотоаппаратурой, поэтому качество снимков зависит от освещения.

Если фотографирование проводится при плохом освещении, в частности в темное время суток, на снимках будут видны многочисленные блики. В дальнейшем страховая компания может использовать такие фотографии для отказа в ремонте отдельных деталей, ведь под каждым бликом может скрываться повреждение.

Чтобы лишить менеджеров возможности схитрить подобным образом, следует очень серьезно подойти к выбору места и времени осмотра. Эта процедура должна проводиться на открытой площадке в светлое время суток, в идеале в полдень.

Если проведению осмотра на улице мешают погодные условия, можно его отложить или перенести в помещение (например, в подземный гараж).

Акт осмотра

В процессе осмотра сотрудник страховой компании документирует все найденные царапины, сколы и иные дефекты. Для этого составляется акт предстрахового осмотра. В нём в числе прочего указывается:

  • техническое состояния сигнализации (при наличии);
  • номера кузова и двигателя;
  • номер страхового договора;
  • пробег автомобиля.

Акт осмотра составляется в двух экземплярах. Автовладельцу обязательно следует получить свой экземпляр. Если в ходе осмотра менеджер не найдет дефектов, в документе ставится отметка «повреждения отсутствуют». В противном случае в акте указываются все выявленные повреждения.

При несогласии с результатами осмотра нельзя расписываться в акте, ведь тогда автовладелец соглашается с тем, что машина имеет повреждения. Чтобы оспорить итоги осмотра, нужно обратиться к руководителю офиса. Не исключено, что эту процедуру поручат другому специалисту, а результаты предыдущего осмотра будут аннулированы.

04.07.2016 вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО в части предоставления автомобиля потерпевшего для осмотра страховщику ОСАГО.

Если ранее потерпевший мог сделать независимую экспертизу и получить страховую выплату по ОСАГО без осмотра страховщиком, то теперь у страховщика есть законное право не возмещать ущерб до осмотра.

Пункт 11 ст. 12 Закона об ОСАГО запрещает потерпевшему проводить независимую экспертизу (оценку), если он не предоставил в согласованную со страховщиком дату машину для осмотра.

Страховщику в этом случае предоставлено право вернуть без рассмотрения заявление о выплате. Это не лишает протерпевшего права подать документы повторно, но машину придется предъявить на осмотр.

Результаты независимой экспертизы (оценки) страховщик не обязан принимать для определения размера ущерба, если вы уклонились от обязанности предъявления поврежденного автомобиля.

Обратите внимание! Это правило действует, если была согласована дата осмотра, но потерпевший не предоставил автомобиль для осмотра.

В какой срок нужно предоставить автомобиль для осмотра страховщику ОСАГО?

Для проведения осмотра автомобиля потерпевшего дается 5 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми документами, которые потерпевший обязан приложить к заявлению.

Это срок не начинает течь, если отсутствует хотя бы один документ. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о страховой выплате по ОСАГО, содержится в пункте 3.10 Правил ОСАГО (Правила есть в свободном доступе в системе Гарант).

В течение 5 рабочих дней страховщик обязан осмотреть поврежденное ТС, если иной срок не согласован с потерпевшим. Если вы хотите, чтобы страховщик уложился в установленный срок, не давайте согласие на осмотр позже. Обязать вас страховщик не может.

Страховщик обязан согласовать с потерпевшим место и время осмотра .

Если вы не предоставили ТС на осмотр в согласованную дату, то должна быть согласована новая дата. При этом срок на выплату может быть продлен на количество дней между согласованной первоначально датой и фактической датой осмотра, но не более чем на 20 календарных дней (праздничные дни не считаются).

Что делать, если страховщик не осмотрел ТС в течение 5 рабочих дней?

Если страховщик ОСАГО не осмотрел автомобиль в течение 5 рабочих дней или в другую согласованную с вами дату, вы имеете право провести независимую экспертизу (оценку).

Только в этом случае страховщик обязан принять результаты независимой экспертизы (оценки) для определения размера ущерба.

Что делать, если постановление по делу об АПН еще не вынесено, а ремонтировать машину уже надо?

Если постановление по делу об административном правонарушении в вашем случае обязательно, то придется ждать этот документ, подавать страховщику, предъявлять машину на осмотр и только после этого ремонтировать.

Нет нормы закона, обязывающего страховщика осмотреть автомобиль раньше подачи всех документов. Только если страховая компания пойдет вам навстречу.

Не будете ждать, отремонтируете автомобиль до осмотра страховщиком – получите отказ в выплате. Вполне законный!

А если отказ в выплате законный, то и в суде будет отказ в удовлетворении иска. С виновника тоже не взыщете сумму в пределах лимита ОСАГО – это ответственность страховщика.

Что делать, если автомобиль не на ходу или повреждения исключают его участие в дорожном движении?

В этом случае осмотр должен проводиться страховщиком по месту нахождения ТС. Потерпевшему следует указать в заявлении о выплате, что повреждения исключают участие автомобиля в дорожном движении. Срок осмотра те же 5 рабочих дней.

Если местность труднодоступная, отдаленная, то осмотр должен быть проведен в срок не более 10 рабочих дней, если иной срок не согласован с потерпевшим.

Страховщик обязан иметь в каждом субъекте РФ уполномоченного представителя на рассмотрение требований потерпевших.

Полезно знать.

претензии по ОСАГО.