Пример плана-конспекта организации сюжетно-ролевой игры. Конспект сюжетно ролевой игры «Театр

Конспекты сюжетно ролевых игр для

детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Семья»

Цель

Цель.

взаимоотношений между детьми.

Игровой материал

: Кукла

-младенец, атрибуты для оборудования домика,

кукольная одежда, посуда, мебель, предметы

Заместители.

Подготовка к игре:

Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет

дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку».

Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго

года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтении художественной

литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по

конструированию: постройка мебели.

Игровые роли

: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка,

дедушка.

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н.

Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка.

После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает

приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они

играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на

площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть

пол, повесить шторы на окна.

После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями

недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились

о нем, как лечили его. Также можно провести игру

Занятие с куклой («Ясочка

простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью»,

наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление,

предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения.Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили,

приносили из дому открытки, мелкие игрушки.

На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты

угощение, а вечером отпраздновать день рождения

Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами

развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья ил

и сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший

брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу

младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает

детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка,

рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли:

«мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла

младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике,

переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели,

постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву

-«лук».

После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию

и предложить им роли «Ясочки», «друга папы

-шофера», который может отвезти

всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии

сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые

взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных

взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением

идти всей семье обедать в

группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно

развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы»,

«бабушки и дедушки».

Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад»,

принимать участие в «утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и

папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку

в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в

«больницу»,

где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

: продолжением игры в «семью» может быть

игра «Банный день».

Игра «Банный день»

Цель:

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у

детей любви к чистоте и опрятности,

заботливого отношения к младшим.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал,

игровые банные принадлежности, предметы

заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из

книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Рассматривание картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Игровые роли:

Мама, папа

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и

«Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов.

После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой», а также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том. как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы

к своим детям.

Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки мыльницы.

Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного

строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками.

При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо

убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках.

Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день.

Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного

материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески,

мочалки, мыло, мыльницы. Вот баня и готова!

Некоторые «мамы» торопятся начать

купать, не приготовив чистой одежды для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во

что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и

складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает

необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают,

причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату.

естественным продолжением этой игры может

быть «Большая стирка».

Игра «Большая стирка»

Цель :

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам результату ее труда.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на

прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки,

уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой«Большая стирка».

Игровые роли:

Мама, папа, дочка, сын, тетя

Ход игры :

Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом

мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания поиграть самостоятельно в

игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или

вынести на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли: «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно ее постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных

взаимоотношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую

форму: игра в «прачечную». Естест

венно, перед этим должна быть проведена

соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с

трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную

значимость

ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты

для сотрудников детского сада). Прачка очень старается

белоснежное белье всем

приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия

способствует воспитанию у детей ув

ажения к труду прачки, бережного отношения к

чистым вещам результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение

воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для

стирки.

и: детей привлекает роль «прачки», потому что им

«интересно стирать», особенно в стиральной машине. Чтобы предотвратить

возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены,

как в прачечной.

Игра «Автобус» («Троллейбус»)

Цель:

Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе

которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал:

Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера

регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре :

Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за играми старших детей и

совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус».

Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма.

Игровые роли :

Водитель, кондуктор, контролер, милиционер

регулировщик.

Ход игры:

Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдения за автобусами на

улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как

входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и

кондуктора.После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить

детям на занятии нарисовать автобус.Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на

настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им.Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа

водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и

посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.

В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила

поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.).

Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему

нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получаемого от самой езды: одни едут на работу, другие

в зоопарк, третьи в театр, четвертые -к доктору и т. д.

Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине

соответствующего содержания,

предварительно внимательно рассмотрев ее с ними.

Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой

-в магазин, мама везет

дочку в школу, дядя с портфелем

-на работу и т.д.).

Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ст

авя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем

место водителя.Перед водителем руль, который прикрепляется либо к большому

деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для

игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое

место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д.

Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия «У вас

на руках сын». Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста,

место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он

старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет идает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Задачи: Учить согласовывать свои действия ми партнеров, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом игры, улаживать возникшие конфликты.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки общения детей; а также навыки культурного поведения в общественных местах.- Способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. 3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и интерес к сюжетно – ролевой игре. Игровой материал: Строительный материал, лего, игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, касса, весы, витрина, предметы – заместители, (кубики, кирпичики), куклы, кошельки, деньги, чеки, халаты.

Директор магазина – менеджер, продавцы – кассиры, покупатели, шоферы.

Ход игры :

Воспитатель: Ребята я всегда мечтала быть воспитателем и стала им, но в детстве я хотела всегда быть директором магазина – менеджером (управляющим). Может быть моя мечта сегодня исполнится стать директором магазина, потому что у нас сегодня в группе «настоящий магазин» и в нем разные отделы.: овощной, продуктовый, игрушечный. А кто работает еще в магазине кроме менеджера? Ответы детей (продавцы, кассиры). А кто приходит в магазин за покупками? Ответы детей (покупатели). Как общаются между собой продавцы с покупателями? Ответы детей (культурно, вежливо).

А давайте договоримся так что не одна покупка не будет продана если вы не будете вежливы (благодарить за покупку и.т.д.).

Распределение ролей: выбор по желанию либо по считалке.

Подготовка места, атрибутов.

Открытие магазина.

Игровые действия с игровым замыслом, общение детей.

Ролевые действия:

Оформление витрин магазина.

Продажа товаров продавцами – кассирами.

Покупатели готовятся идти в магазин.

Покупатели приобретают товар.

Менеджер наблюдает за работой магазина.

Завершение игры, подведение итогов: Спросить детей понравилось ли им играть в «Магазин»?

В какую игру они хотели бы еще поиграть?

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Магазин игрушек» «

Задачи по развитию игры:

Цель . Совершенствовать умение детей обращаться к продавцу; развивать ролевой диалог.

Развивать речь, обогащать словарный запас. Закрепитьтакие понятия как: деньги, касса, очередь, кассир.

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, созданию игровой обстановки.

Формировать умение подбирать атрибуты к игре.

Закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей: продавец, кассир, шофер, грузчик.

Учить выполнять игровые действия в соответствии с замыслом, менять игровую роль.

Интеграция сюжетно - ролевой игры: коммуникация, социализация, познание (ФЦКМ)

Оборудование: мебель (стол для продавца, полка-стеллаж для игрушек, стол для кассира), игрушки и сувениры, изготовленные из разных материалов (резины, ткани, пластмассы, дерева), атрибуты («деньги» из бумаги, кошельки, пакеты для игрушек, руль, касса), одежда для продавца (фартук), ножницы.

Словарная работа: название игрушек, «Здравствуйте, дайте мне пожалуйста, я хочу, спасибо, до свидания. Что хотите купить? Мяч стоит рублей. Возьмите деньги. Магазин, продавец, кассир, деньги, касса. Платить в кассу.

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, предметных картинок из серии «Игрушки», «Что из чего сделано», «Сувениры», сюжетных картинок на тему «Магазин», картины «Продавец» из серии «Кем быть». Рассматривание иллюстраций по теме «Магазины»

Заучивание скороговорки «Расскажите про покупки… »

Изо деятельность «Рисуем денежки»

Дидактические игры: «Профессии», «Что из чего сделано», «Узнай игрушку на ощупь (по звуку) », «Что сначала, что потом».

Беседы: «О правилах поведения в магазине», «Из чего делают игрушки». «Что делать, если ты потерялся в магазине», «Кем ты хочешь быть? », «Правила обращения с игрушками».

Чтение:В. Драгунский «Друг детства» (отрывок), Д. Хармс «Паровоз», Галлиев «Купили снег», А. Барто «Игрушки», Ю. Мориц «Покупки», С. Баруздин «Мамина работа», В. Лифшиц «И мы трудиться будем», С. Михалков «А что у вас?», Б. Житков «Еще светофор», Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Маяковский «Кем быть?» Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

Беседы с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будете, когда вырастут;

Рассказы детей о том, как они ходили в магазин;

Создание папок: «Загадки о профессиях», «Кому, что нужно для работы?».

Подбор атрибутов.

Загадывание загадок;

Создание игровых ситуаций.

Планируемый результат: дети вежливо и культурно делают покупки в магазине, знают кто продавец, а кто покупатель, принимают активное участие в игровом сюжете.

Роли: Продавец, Шофер, Грузчик, Покупатели, Кассир

Сюжеты игры.

Продавец расставляет игрушки на полках, вежливо показывает покупателям игрушки, пока покупатели оплачивают кассиру, складывает аккуратно игрушки в пакет.

Шофер привозит новые игрушки.

Грузчик разгружает игрушки

Покупатели платят «деньги» в кассу кассиру.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я буду доставать предмет, а вы скажете, из какого материала он сделан. (на стеллаж ставлю игрушки и ножницы). Что здесь лишнее? (Ножницы.) Почему? (Все остальное – игрушки.)

Поиграем в «Магазин игрушек»?Распределение ролей.

Выбираем продавца, кассира, остальные – покупатели.

Игровые проблемные ситуации для развития игры. Нужно привезти новые игрушки в магазин – появляется водитель. Игрушки разгружает грузчик. В магазине нужно убраться – появляется уборщица.

Итог: Как мы играли? Кто, что купил в магазине?

Конспект сюжетно-ролевой игры по мотивам русской народной сказки «Колобок» (для детей средней группы)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

    закреплять ранее полученные знания детей о правилах поведения, общения в сюжетно-ролевой игре;

    формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре;

    закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах (театр);

    развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа ситуаций;

    развивать диалогическую речь, способствовать обогащению пассивного и активного словарей;

    воспитывать культуру поведения и общения.

Атрибуты к игре: пригласительный билет; костюмы к инсценировке по сказке «Колобок»; маски персонажей игры; детские столы и стульчики, афиша; билеты на спектакль в форме разрезных картинок с изображением колобка, дедушки, бабушки, зайца, медведя, волка, лисы; декорация леса (деревья, грибы, пень, цветы); смайлики в виде колобка.

Словарная работа: афиша, зрительный зал, антракт, незнакомец, правила общения, культура общения.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, инсценирование сказки, беседа, выделение проблемной ситуации, моделирование ситуаций общения, элементы мозгового штурма, игра, рефлексия.

Предварительная работа:

    изготовление афиши, билетов;

    чтение сказки «Колобок»;

    рисование по мотивам сказки «Колобок»;

    сюжетно-ролевая игра «Театр»;

    отгадывание загадок про животных;

    рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;

    занятия по правилам поведения и общения.

Педагогическая разработка плана игры:

    Создание игрового момента с использованием пригласительного билета в театр.

    Просмотр инсценировки сказки.

    Беседа по содержанию сказки.

    Выделение проблемной ситуации.

    Элемент «мозгового штурма» с поиском решения ситуации.

    Распределение игровых ролей с учетом интересов, пожеланий детей.

    Разыгрывание ситуаций общения, предложенных детьми.

    Анализ игры.

    Рефлексия.

Ход сюжетно-ролевой игры:

    Ознакомление детей с планом игры. Педагог-психолог сообщает детям о плане игры: «Ребята, я знаю, что Вы очень любите сказки. Сегодня мы побываем в настоящем театре, где посмотрим спектакль, поразмышляем над его содержанием, поведением главного героя, сами станем участниками сказочной игры».

    Создание воображаемой ситуации. Педагог-психолог показывает детям пригласительный билет: «Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришел пригласительный билет. Нас с Вами приглашают посетить театр. Но перед тем, как отправиться в театр, нужно вспомнить правила поведения в нем».

Дети озвучивают правила поведения в театре:

Заходить в зрительный зал до начала спектакля.

Во время спектакля не шуметь.

Перед спектаклем выключать мобильные телефоны.

Артистов встречать и провожать аплодисментами.

Проходить к зрительному месту лицом к тем, что уже занял свое место.

Во время антракта можно выйти из зала, посетить буфет.

Совместно с педагогом-психологом дети проходят к воображаемому зрительному залу, где выставлены декорации леса.

Развивающее упражнение «Разрезные картинки». Педагог-психолог сообщает: «На входе в зрительный зал каждый должен предъявить входной билет. Чтобы получить такой билет, Вы должны собрать разрезные картинки из нескольких частей. У каждого из Вас своя разрезная картинка. Картинки нам помогут отгадать, какой же спектакль мы будем смотреть.

Дети собирают разрезные картинки.

Краткая беседа:

Ребята, какие персонажи спектакля у Вас получились? (бабушка, дедушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).

Какую же сказку мы будем с Вами смотреть? («Колобок»).

Мы с тобою в домик тихо постучим.

Бабушка накормит, - пироги в печи.

Дедушка расскажет нам про Колобка.

Как его однажды Баба испекла.

Педагог-психолог показывает детям афишу сказки «Колобок», предлагает детям занять места в импровизированном зрительном зале.

Инсценировка сказки «Колобок» (исполняют дети средней группы).

Беседа:

    Ребята, откуда появился Колобок в сказке? (его испекла бабушка).

    С кем встретился в сказке Колобок? (дети перечисляют зверей).

    Что случилось в сказке с Колобком? (его съела лиса).

    Почему так произошло? (колобок не послушался бабушку и дедушку, он общался с незнакомыми зверями, лиса его обманула).

Дети выявляют проблему : Колобок неправильно вел себя с незнакомыми.

Элементы мозгового штурма. Педагог-психолог предлагает детям придумать ситуации общения со зверями, при которых Колобок бы не пострадал.

Предполагаемые ответы детей:

Не уходить без предупреждения взрослых из дома.

Не хвалиться своим поведением перед незнакомыми.

Общаться со зверями вежливо.

Не разговаривать с незнакомыми.

Подружиться со зверями.

Не ходить одному по лесу, по незнакомому месту.

При встрече с незнакомцами позвать на помощь.

Во время обсуждения педагог-психолог уточняет каждый вариант ответа.

    Распределение ролей. Педагог-психолог уточняет желание детей исполнить ту или иную роль. Все роли достаются детям. В процессе игры педагог-психолог исполняет роль координатора и помощника, предлагая к исполнению ситуации из сказки.

    Игра. В ходе игры дети разыгрывают ситуации из сказки:

    общение с бабушкой и дедушкой, где бабушка и дедушка не оставляют без присмотра Колобка, рассказывают ему правила прогулки и общения;

    общение со зверями;

    призыв о помощи;

    приглашение зверей погулять вместе.

    Завершение игры. Педагог-психолог предлагает детям сформулировать правила поведения и общения.

Предполагаемые правила:

    Взрослым не оставлять детей без присмотра.

    Не общаться с незнакомцами.

    Не находиться на улице одному.

    Не доверять незнакомцам.

    При возникновении чрезвычайной ситуации звать на помощь.

Рефлексия: Педагог-психолог предлагает детям выбрать смайлики в виде колобка с тем настроением, которое соответствует настроению детей в игре.

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести .

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

«А вдруг?» Ольга Тихомирова

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Есть и более сложный вариант проведения таких игр. Например, игра «Снимаем сказку». Детям нужно познакомиться со сценарием, распределить роли, подготовить костюмы и декорации. Следует дать время на репетиции.

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

Цель: развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. Формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Организовывать театрализованную игру по содержанию стихотворения, песни, на основе личного опыта. Передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, движения).

Атрибуты: элементы костюмов для артистов, цветы, афиша, бейджики для кассира, билетера, продавца цветов и др., картинки животных (собака водолаз, дельфин, гусь), касса, билеты, микрофоны. Алгоритмы интервью.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое концерт?» (Значение слова «концерт». Где может проходить концерт? Кто участвует в организации концерта? Функции каждой роли в игре). Рассматривание иллюстраций, составление и разгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Воспитатель берет на себя функцию режиссера. Вместе с детьми выбирают тему концерта, обсуждают номера, костюмы, готовят афишу для концерта, билеты. Разыгрывают и обсуждают диалоги с кассиром, контролером, костюмером, продавцом цветов, со зрителями. Закрепляют правила поведения артистов и зрителей во время концерта.

Ход игры:

— Ребята, когда вы заняты интересным делом, быстро проходит время или медленно?

— Недаром в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Как вы понимаете эти слова?

Чем же мы интересным можем заняться сегодня вечером, чтобы время пролетело незаметно?

— Я предлагаю организовать концерт.

Какие роли нам понадобятся в этой игре, чем будут заниматься ребята, выполняющие эти роли?

Артисты – репетируют номера;

Кассир – готовит и продает билеты;

Художник по афише – рисует афишу, вывешивает ее на видном месте;

Костюмер – готовит костюмы. Помогает одевать их артистам;

Оформители сцены — готовят место для сцены. Расставляют стулья для зрителей;

Продавец цветов – оформляет прилавок с цветами, продает цветы;

Зрители – покупают билеты, цветы, смотрят концерт.

-Я предлагаю каждому из вас, выбрать себе роль в игре. (Дети объявляют, кем бы они хотели быть и занимают место в соответствии с ролью).

Когда все приготовления готовы, воспитатель обращает внимание детей на афишу, предлагает прочитать ее, купить билеты и цветы и отправиться в зрительный зал.

В момент «покупки билетов и цветов» дети упражняются в составлении диалогов с кассиром и продавцом цветов. Например:

-Здравствуйте.

-Добрый вечер.

— Я бы хотел купить билет на концерт.

-Где бы вы хотели сидеть – на балконе или в партере?

-В партере.

-Могу предложить вам место во втором ряду.

-Мне нравиться – будет хорошо видно!

-Возьмите ваш билет.

-Спасибо большое.

-Приятного просмотра!

-Добрый вечер.

-Здравствуйте.

-Я иду сегодня на концерт. Мне нужен букет для артиста.

-Возьмите вот эти розы. Они очень красивые и свежие.

-Мне они очень нравятся! Я их беру! Спасибо за совет.

Звучит звонок – сигнал к началу концерта. Выходят ведущие (воспитатель и ребенок)

Здравствуйте, уважаемые зрители!

— Мы рады приветствовать вас на нашем концерте «Зимние посиделки».

Совсем недавно пришел к нам новый год. У каждого года есть свой символ. Вы знаете символ 2014года?

(ответы зрителей)

Вас приветствуют лошадки – символ наступившего года!

Танец лошадок.

Ребята, а у кого дома есть животные? Расскажите о них.

Ведущий-ребенок берет интервью у зрителей на тему «Мое любимое животное» (с опорой на алгоритм).

— У него есть очки. Он очень любит читать и много знает о жизни животных. Кто это?

Встречайте, у нас в гостях профессор Всезнайка!

Монолог профессора Всезнайки-

(показывает картинки собаки водолаза, дельфинов и гуся, рассказывает интересные факты из журнала «Вокруг света» о животных)

Ведущий взрослый обращается к ведущему ребенку:

У тебя есть бабушка? Как ты с ней проводишь время?

Ребята, а у вас есть бабушки? Расскажите о них.

Ребенок-ведущий берет интервью «Моя бабушка» (с опорой на алгоритм) у зрителей.

Встречайте, у нас в гостя бабушка Загадушка!

Загадки для зрителей (из серии «Доскажи словечко..»)

А теперь отгадайте мою загадку:

Кто вас дети крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз?

Кто заботится о вас?

Зрители: «Мама!»

Предлагаем вашему вниманию сценку «Мама приходит с работы…»

Инсценировка стихотворения «Разгром» Э. Успенского

— Наш концерт подошел к концу.

Мы просим всех артистов выйти на сцену.

Артисты выходят на сцену, зрители аплодируют, дарят цветы, благодарят за выступление. Все расходятся.

Воспитатель: Как быстро пролетело время, скоро придут родители за вами. Почему мы не заметили, как наступил вечер?

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Тема: «Зоопарк»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

  • 1. Образовательная:
    • - Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;
    • - Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;
    • - Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;
  • 2. Развивающая:
    • - Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.
    • - Обогащать словарный запас.
    • - Тренировать память, внимание.
  • 3. Воспитательная
  • - Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,
  • - Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

  • - Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,
  • - Рассматривание альбома «Дикие животные»,
  • - Загадывание и отгадывание загадок о животных,
  • - Чтение художественной литературы о животных.
  • - Изображение животных трафаретами,
  • - Раскрашивание изображения животных,

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

  • - Афиша - это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.
  • - Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

  • - Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).
  • - Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,-- это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

  • - Экскурсовод - это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.
  • - Кто такой ветеринар? (Ответы детей).
  • - Правильно, ветеринар - это врач, который лечит животных.
  • - Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

  • - А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).
  • - Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

  • - Вольер - это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.
  • - Из чего мы будем строить вольеры? (ответы детей: из большого строительного материала).
  • - Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

  • - Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.
  • - Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).
  • - Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).
  • - Где он спит? (Ответ: в берлоге).
  • - Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).
  • - Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).
  • - Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).
  • - Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком - либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

Конспект сюжетно ролевой игры «Школа»

Цель: Уточнить знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы. Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события, учить подчинять всех играющих общей игровой цели. Осуществлять скрытое управление игрой, приняв на себя роль директора.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Формировать мотивационную готовность к школе.

Оборудование: колокольчик для подачи звонка, оправа для очков, атрибуты для игры в школу, в больницу, буфет, мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс».

Игровые роли: директор, учитель - 3 чел., ученики, медсестра, буфетчица.

Ход игры:

1. Игра для эмоционального настроя «Волшебные очки»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.

2. Мотивационный момент. Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите пойти в школу? Воспитатель проводит беседу о школе.

Игра с мячом «Назови школьные принадлежности»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в школу?

3. Распределение ролей с помощью жребия (дети тянут жребий - свернутые в рулончики бумажки с изображением 3-х учителей, учеников, буфетчицы, медсестры). Воспитатель с помощью вопросов уточняет знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы.

Воспитатель: Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он? Я буду директором.

4. Выбор атрибутов для игры.

Воспитатель: «Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Все готово? Начинаем играть»

Звенит звонок. Первый урок - математика. Учитель дает задание по своему выбору. Например, дидактическая игра: «Назови соседа», «Геометрические фигуры» и т.д. Воспитатель в роли «директора», поощряет инициативу «учителя». Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания, ставит оценки, хвалит за хорошую работу.

Перемена. Директор: Ребята, нас приглашают в медпункт, нужно всем поставить прививки, чтоб не заболеть гриппом.

Медсестра: Проходите, пожалуйста, присаживайтесь (далее ролевой диалог с «учениками»)

Звенит звонок на второй урок. «Родной язык». Его проводит второй учитель. Он предлагает игру «Азбука» или другую, по своему усмотрению. Например, ребенок может повторить то, что запомнил из предыдущих занятий по развитию речи.

Перемена. После окончания урока директор приглашает всех в буфет, на завтрак.

Буфетчица: ролевые диалоги с «учениками».

Звенит звонок на третий урок - физкультура. Учитель, желательно чтобы это был мальчик, предлагает поиграть в подвижную игру по своему выбору. После звонка он объявляет об окончании уроков, напоминает, что завтра «ученики» снова встретятся в «школе».

Воспитатель подводит итог: Ребята, вам понравилось играть в школу? Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщает ответы детей. Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы. Мы еще обязательно поиграем в школу.

Просмотр продолжение мультфильма

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

Цель, задачи: Формировать у детей умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Активизировать ролевой диалог. Воспитывать дружеское отношение друг другу.

Предварительная работа: Составление конспекта с. р. и. «Парикмахерская». Изготовление ножниц из картона. Таблички с изображением мальчика и девочки (для обозначения мужского и женского зала). Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская»

Оборудование для игры: Фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, полотенчики, косметические шапочки, шампуни, фен, духи и одеколон, деньги из фантиков для оплаты, зеркало.

Словарь: Женский и мужской мастера, посетитель.

Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям поиграть. Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Лиза, Ангелина, Рома, Маша и Слава, ну что поиграем?

Рома: А мы будем играть в парикмахерскую?

Воспитатель: Да, в парикмахерскую.

Дети соглашаются и воспитатель вместе с детьми проходят в игровую комнату для игры в парикмахерскую.

Воспитатель: (помогает распределить роли) Лиза- ты мужской мастер и работать в мужском зале, а ты Ангелина- женский мастер и работать в женском зале.

Рома, Маша и Слава посетители.

Ангелина: Нет, лучше вы будете женским мастером, а я буду посетителем

Воспитатель: Пожалуйста, я буду женским мастером, кто хочет подстричься, сделать причёску7

Рома: Я хочу подстричься.

Слава: И я хочу подстричься и по одеколониться

Воспитатель: Хорошо, пройдите к мужскому мастеру, он вас уже ждёт.

Ангелина и Маша: Мы хотим сделать красивую причёску, как у куклы Барби.

Воспитатель: Проходите, девочки в женский зал. Какими инструментами работают парикмахеры? Чем моют голову? Что ещё используют при мытье головы? (Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они вспомнили инвентарь парикмахера)

Ответы детей: специальные ножницы, электромашинки, полотенчики, шампуни, фен, кондиционер

Лиза: Слава, ты подожди, сначала Рома, он будет первым.

Рома тебе помыть голову?

А как подстричь?

Рома: Да, помыть, а причёску я хочу как у папы!

Лиза начинает мыть голову Роме, имитируя в одной руке душ, в другой шампунь. После мытья берёт ножницы и начинает стричь, затем сушит феном, спрашивая, нравится Роме или нет?

Рома: Нравится. (Любуется в зеркало). Расплачивается за услуги.

Затем Лиза приглашает Славу в кресло и проделывает с ним аналогичную работу, что и с Ромой, теперь парикмахер Рома. Одновременно происходит работа в женском зале. Воспитатель- парикмахер начинает работать с волосами девочек.

Ангелина: Я уже сама захотела быть парикмахером.

Воспитатель: Хорошо, одевай форму парикмахера.

Воспитатель помогает с выбором шампуня, для какого типа волос? Какой кондиционер? Ополаскиватель для волос.

Ангелина: Маша тебе пенкой или лаком волосы уложить?

Маша: Лаком лучше.

Лиза, Рома, Слава наблюдают за рабой Ангелины.

Когда работа в женском зале закончена, воспитатель обращает внимание на красиво подстриженные волосы Ромы, Славы, уложенную причёску Маши и предлагает вспомнить. Чем работают парикмахеры и что получается?

(Дети образуют относительные прилагательные: красивая причёска, уложенные волосы, хорошая стрижка).

Итоги игры:

Игра в парикмахерскую закончена. Она вам понравилась? Какие вы выполняли роли? Что делали ваши клиенты у вас в парикмахерской?

Все ребята молодцы!

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

Ролевая играКолобок.

Игра на выявление и проигрывание различных манипуляций, ведение переговоров.

Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:

Колобок (желательно, чтобы его играли двое – мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)

Дедка, Бабка

Заяц

Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)

Медведь

Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции – «лесть» и «давление на жалость» сработали – Колобок был съеден.

Ведущий исполняет роль сказочника.

«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа – значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет…

Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок – «Колобок».Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить. Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.

Бабка и дед

Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы…

Заяц

Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь…

Волк и волчица

Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков.

Медведь

Колобки с медом – любимая еда.

Лиса

Ее сила – манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.

В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей. Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:

«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»

«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.

С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.

Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников – мужчина и женщина – для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.

Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»

Анализ: Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована.

ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Лесть: «Голубушка, как хороша»

Давление на жалость: «Сами мы не местные»

Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный – второй мой»

Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»

«Стрелка» (изменение фона): «Я - представитель корпорации « NNN »»

Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»

Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»

Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»

Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»

Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»

По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:

1.Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.

2.Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать (Вы пытаетесь вбить между нами клин?).

3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.

Ролевая игра "Пиратский бриг"

Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.

Участники путем жеребьевки разбирают роли

1)капитана - вправе обрывать речь любого;

2)старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана;

3)штурмана - кроме капитана и старпома;

4)боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех;

5)матроса-шута - всех, кроме капитана;

6)матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров);

7)недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома;

8)юнги - их обрывают все, они - никого.

Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт.

Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча.

В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения..

Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.

В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация:

О базовых личностных реакциях;

О правилах примитивного реагирования

Об уровнях общения (примитивном, масочном (ролевом), манипулятивном, конвенциональном, игровом, деловом, духовном).

Ролевая игра "Съемки фильма"

Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.

Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку. Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.

После просмотра "фильма" все участники садятся в круг и обсуждают следующие вопросы:

Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?

Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?

Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?