Прп лев оптинский. Преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Чудотворные слова: оптинская старец лев молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Преподобный Амвросий говорил, что молиться надо сразу же, пробудившись от сна. Такая молитва будет плодотворной. Она будет приносить благие плоды. Амвросий также говорил, что молится нужно не взахлёб, с утра до вечера. Достаточно прочесть две разные молитвы старцев, и этого будет достаточно, чтобы получить заряд бодрости на психологическом уровне. Не нужно заставлять себя молиться, молиться нужно желать и хотеть. Молиться нужно с чистым сердцем, не ради «галочки», а ради настройки на нужные волны. Если заставлять себя молиться, то молитвы скоро наскучат, человек перестанет молиться, ибо ему будет невыносимо скучно. Вот это будет уже грех пред Богом. Также, чтобы молитва старцев не наскучила своей однообразностью, её нужно перемежать с другими молитвами, такими как «Отче наш». Можно также почитать и псалмы, или помолиться своими словами, если познания в православных молитвах невелики.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего».

Господи, даруй мне благодать Твою.

«Господи, даруй мне благодать Твою, - так учил молиться преподобный старец Нектарий и говорил: «И вот идет на вас туча, а вы молитесь: Дай мне благодать, - и Господь пронесет мимо тучу».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитвы старцев на разные случаи жизни

При поношении от близких

«Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагий, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь».

Молитва собору Отцев и Старцев, в Оптиной Пустыни просиявших

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

О Преподобнии и Богоноснии Отцы наши, Старцы Оптинстии, Богомудрии учители веры и благочестия, столпи и светильницы всем взыскующим спасения и жизни вечнвыя: Амвросие, Моисее, Антоние, Льве, Макарие, Иларионе, Анатолие, Исаакие, Иосифе, Варсанофие, Анатолие, Нектарие, Никоне исповедниче и священномучениче Исаакие, молим вас присно мы, недостойнии, да сохранит Христос Бог предстательством вашим Церковь Свою Святую, страну Российскую, обитель Оптинскую и всякий град и страну, идеже славится и православно исповедуется имя Его Божественное.

О Преподобнии, молите и Матерь Света, Царицу Небесную, Пречистую Богородицу, да отверзет двери милосердия Сына Своего и Бога нашего, да узрим баззакония наша и принесем пред Ним покаяние многослезное, да очистит многие грехи наша и дарует нам времена мирныя и ко спасению благоуспешныя, да укротится суета века сего под крепкую руку Божию, дабы стяжать нам дух мира, кротости, братолюбия и милосердия к страждущим.

О Преподобнии и верни угодницы Божии, Старцы Оптинстии, паче же молите Христа Господа да сподобит и нас добраго ответа на Страшном Судищи Своем, вечных мук да избавит и купно с вами удостоит во Царствии Небесном славити и воспевати пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе, темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да ниспослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя. А наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в нем же мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, ниспосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная, изобильно проистекаемая от единаго, всесвятаго и блаженнаго источника безсмертия, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Оптинский молитвослов

Популярные молитвы:

Молитва на вхождение в новый дом

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии

Молитва святому преподобному Мартиниану

Молитва святителю Иоанну Новгородскому

Молитва великомученику Евстафию Плакиде

Молитва Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Смоленская Одигитрия

Молитвы Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Молитвы святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем Словенским

Молитва Господу Богу о восстановлении самодержавнаго царства русскаго

Молитва святому Царю мученику Николаю

Имена Святых христианских угодников – целителей

Молитва священномученику Уаpy

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы.

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841)

Лев Данилович слыл «малым» честным и верным, расторопным и смекалистым, и поэтому пользовался доверием и уважением хозяина. В жизни будущего старца особенно явно являл себя Промысл Божий, обращающий все жизненные обстоятельства на пользу духовную: любящим Бога всё содействует ко благу.

По роду своей деятельности Лев имел возможность общаться с людьми самых разных сословий и состояний, и, имея прекрасную память, и такие качества, как любознательность, наблюдательность, дальновидность, приобрёл множество разнообразных и полезных сведений. Хорошо знал почти всю Россию: жизнь дворянства и купечества, военную и флотскую службу, быт простого народа. Все эти знания пригодились ему потом как духовному наставнику, окормляющему пасомых.

Видя усердие и добродетельную жизнь своего «малого», хозяин предложил ему руку своей дочери, но у Льва Даниловича были совсем другие планы, и от выгодной женитьбы он отказался наотрез.

В 1797 году, на 29-ом году жизни, молодой человек поступил в монастырь в Оптину Пустынь и сразу же ревностно принялся за труды монастырской жизни, да так, что за 2 года этими непомерными трудами успел расстроить своё крепкое здоровье. Несколько раз приходилось будущему старцу переходить из одного монастыря в другой, то в поисках духоносного наставника, то желая укрыться от славы людской. В 1801 году в Белобережской пустыни он был пострижен в монашество с именем Леонид, в том же году рукоположен во иеродиаконы, а затем во иеромонахи.

Столь быстрое рукоположение не послужило поводом к превозношению смиренного инока, не угасило его ревности, наоборот, он возрастал духовно. Как-то раз клиросная братия отказались петь бдение, пытаясь принудить настоятеля исполнить их требования. Настоятель не захотел уступать неразумному домогательству и, смиряя своевольную братию, велел пропеть бдение отцу Леониду с другим братом. Отец Леонид весь день трудился на послушании и возил сено. Усталый, покрытый пылью, не успевший даже вкусить ужина, он беспрекословно отправился на клирос отправлять бдение. Таково было послушание у будущего старца, а, по словам святых отцов, истинные старцы получаются из настоящих послушников.

Уже в то время молодой иеромонах проявлял необычное человеколюбие и прозорливость. Один брат, впавший в прелесть, взобрался на колокольню и кричал оттуда во всеуслышание, что прыгнет вниз и не разобьётся, ибо его подхватят ангелы. Отец Леонид в этот момент трудился на послушании. Внезапно он оставил работу и побежал на колокольню, где успел схватить прельщённого, уже собравшегося прыгать вниз, за край одежды, не дав ему погибнуть душой и телом.

Молодой иеромонах так преуспел в духовной жизни, что это было явно видно окружающим, и в 1804 году братия избирает отца Леонида настоятелем монастыря. Само избрание застало смиренного инока в трудах послушания: он варил квас для братии, уклонившись от участия в выборах. Братия всем собором явились на квасоварню, сняли с будущего настоятеля фартук, взяли из рук его черпак и повезли в Орёл для представления его владыке Досифею.

Начальственная должность не изменила смиренный нрав отца Леонида. По делам обители он часто отправлялся на простой телеге с одной лошадкой, да ещё и садился сам за кучера. Как-то пришлось ему поехать по делам монастыря в Карачев с одним из иеромонахов обители, отцом Гавриилом. Отец Гавриил, собираясь в поездку, приготовил праздничное облачение. Выйдя на улицу, он, вместо ожидаемого экипажа с кучером, увидел телегу с впряжённой в нее лошадкой, и удивленно спросил отца Леонида:

На что настоятель ответил:

– Какой? Чтобы у меня для одной лошади трёх кучеров? Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь, – я сяду. А это что? Камилавочник и ряска? Да я и сам камилавки не беру с собой. А ты, если берёшь с собой такой парад, так садись на моё место, а я лошадью править буду.

И сам сел на предок. Сконфуженный отец Гавриил унёс весь свой «парад» в келью, и попросил отца настоятеля позволить ему сесть на месте кучера. Вот таким начальником был отец Леонид.

Господь послал ему опытного духовного наставника, схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия Величковского. Отец Феодор поселился в Белобережской пустыни в 1805 году, а в 1807 его постигла, не без Божьего Промысла, тяжёлая болезнь: 9 дней он не принимал пищи и 3 суток находился в летаргическом сне. После этого, испытав, по-видимому, сильные духовные переживания, возжелал более уединённой и безмолвной жизни.

По любви и уважению к старцу, ему тут же построили келью в лесу, в 2-х километрах от обители, где он поселился с другим подвижником, иеросхимонахом Клеопою, в пустынном безмолвии. Скоро к ним присоединился и отец Леонид, который добровольно сложил с себя настоятельство и принял здесь келейный постриг в схиму с именем Лев.

Три подвижника подвизались в глуши, пока Промысл Божий не повелел им сменить место жительства. Новому настоятелю монастыря не нравилось, что мирские посетители и монастырская братия обращались к пустынникам за духовным руководством. К тому же нечаянный пожар спалил их келью, и, хотя они отстроили новую, но жить в ней им долго не пришлось. Отец Феодор, постоянно гонимый по зависти врага, был вынужден уехать в Палеостровскую пустынь, где прожил 3 скорбных года. Отец Лев с больным отцом Клеопою переселились в 1811 году в Валаамский скит, куда в следующем году удалось перейти и самому старцу Феодору, и сотаинники воссоединились.

Около 6-ти лет они провели в Валаамском скиту, и своей мудростью, духовной высотой привлекли многих братий, искавших духовного руководства. Возрастали духовно и сами, так что местный юродивый Антон Иванович говорил о них иносказательно: «Торговали здесь хорошо». Но гонения продолжались: игумен обители стал выражать недовольство против старцев, которые, по его мнению, лишали его самого права быть единственным духовным руководителем братии.

Отец Лев с отцом Феодором (подвижник отец Клеопа скончался в 1816 году) перебрались в Александро-Свирский монастырь, где подвизались до кончины старца Феодора. Отец Лев после смерти старца решился перейти со своими учениками в более уединённое место. Узнав о его желании, многие стали предлагать ему перейти к ним в обитель, в их числе были братия Площанской пустыни и только что устроенного скита в Оптиной пустыни.

Отец Лев побывал на давно желаемом богомолье в Киеве, и, поклонившись мощам угодников Божиих в пещерах, изъявил своё желание поехать в Оптину. Премудрый Господь, однако, сотворил этот путь не прямым, а через Богородицкую Площанскую пустынь, где в то время о даровании ему духовного наставника пламенно молился отец Макарий, будущий Оптинский старец и любимый ученик, сподвижник и сотаинник преподобного Льва. Промысл Божий свёл их вместе во время короткого (полгода) пребывания отца Льва в Площанской пустыни. Эта встреча позволила им потом воссоединиться в Оптиной, куда преподобный Лев приехал с шестью учениками в 1829 году, а преподобный Макарий последовал за ним в 1834 году.

Оптина стала последним местом земного пребывания преподобного Льва, здесь он прожил 12 лет – до самой смерти в 1841 году. Преподобный стал первым Оптинским старцем, родоначальником всех старцев Оптинских, наставником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия.

Оптинская братия приняли отца Льва с великой радостью, как дар небесный. Оптинский скит в то время был очень беден, не отстроен до конца: вокруг маленькой деревянной церкви в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна с небольшой деревянной колокольней стояли несколько неоштукатуренных домиков, крытых тёсом. Ограды вокруг скита ещё не было, обнесён он был только плетнём, да и то не весь, зато вокруг скита шумел многовековой сосновый бор. С северной стороны скита находилось место для пасеки и небольшой домик, предназначенный для отца Льва, поставленный специально в отдалении, чтобы старца могли невозбранно посещать и монашествующие, и миряне.

Настоятель отец Моисей поручил духовному руководству старца всю братию, и сам стал окормляться у него. Таким образом, старец руководил всей духовной жизнью обители, да и дела внешней стороны жизни монастыря решались под его духовным руководством. Старец достиг высокой меры духовного возраста и во всеоружии духовной силы вышел на новое великое служение, к которому призван был Промыслом Божиим.

Преподобный Лев был великим молитвенником. Находясь почти непрерывно среди людского горя, скорби, суеты, он в то же время непрерывно пребывал в молитве. Один из учеников преподобного рассказывал, что в те редкие минуты, когда старец оставался без народа, он так погружался в молитву, что забывал о келейнике, не слышал его объяснений, и тому приходилось несколько раз повторять одно и то же.

Преподобный Лев имел живую веру в Промысл Божий и во всех затруднительных случаях жизни уповал на Господа. Он писал: «Архипастырь наш, по наговорам, нами недоволен. Но Архиерей грядущих благ, Господь Бог наш, более сего знает и следственно может более нами управлять. И так паки реку о сем: буди воля Господня!»

«Милосердый же Господь исполняет и обращает всё в Свою волю и на пользу нашу, хотя, по-видимому, и противными нам средствами и последствиями…»

Когда враг воздвиг на старца гонения через людей, не понимающих сути духовного старческого окормления, и притеснениями Калужского епископа преподобный Лев был стеснён в приёме посетителей, ему приятно было успокоиться и передохнуть от трудов своих. Хотя о своём собственном покое он никогда не заботился, а всегда жалел страждущих, но и в этом случае с упованием полагался на волю Божию: «Бог силен помочь и без моего недостоинства», – говорил он.

Преподобному были присущи смирение и кротость, никто не видел его гневающимся или раздражённым, унывающим, никто не слышал от него ропота. Мирный дух и радость сопутствовали ему постоянно. Старец говорил: «Я живу и хожу пред Богом моим, живу для ближних моих, откинув всякое лицемерие и страх мирского суда; я не боюсь никого, кроме Бога». Так, уповая на Господа, он оставался неколебим среди гонений, доносов и клеветы, нападений врагов видимых и невидимых, как скала посреди обуревающих её волн. Старец Феодор, духовный наставник преподобного Льва, называл его «смиренный лев».

Отец Лев стяжал высокие духовные дары: дар исцеления душ и телес человеческих, дар неразвлекаемой непрестанной молитвы, дар духовного рассуждения. Он мог точно постигать и указывать духовным чадам, что угодно или неугодно Богу, мог верно судить о душевном и духовном устроении других людей, ясно мог распознавать дух истинный и дух прелести: действие благодати Божией и прелесть вражию, хотя бы тонкую и сокровенную. Он имел от Господа и дар прозорливости, читал в душах своих чад их сердечные тайны, сокровенные помыслы, напоминал забытые грехи.

Если было необходимо, старец мог смирить и обличить человека, но вместе с тем до тонкости понимал, кто что может понести, и как, и чем кого утешить, поэтому даже при строгом обличении человек не уходил от старца неутешенным. Один из чад отца Льва вспоминал:

«Бывало, батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится как дитя, и так умиротворит и утешит, что на душе сделается легко и отрадно; и уйдёшь от него мирный и весёлый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял».

В присутствии старца люди ощущали мир, духовную радость, сердечное успокоение. Приходили часто со скорбями, с горем, а покидали келью умиротворённые, радостные. Другой его ученик вспоминал: «Ещё замечал над собою, живши в монастыре: иногда нападала на меня тоска, уныние, и жестоко бороли помыслы. Пойдёшь, бывало, к батюшке утешиться в своих скорбях, и при вступлении в его келью вмиг всё исчезнет, и в сердце вдруг почувствуешь тишину и радость. Батюшка спросит: «Зачем пришёл?» – А ты и говорить не знаешь что. Возьмёт батюшка маслом помажет из лампады, да благословит; и пойдёшь из его кельи с сердечною радостью и душевным миром».

Старец знал, кого и как можно обличить. Как-то новоначальный брат оскорбил старого монаха, и оба пришли жаловаться к отцу Льву. Для всех было очевидно, что во всём виноват новоначальный. Но старец рассудил не так. Он сказал старому монаху:

– Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным? Он только что пришёл из мира, у него волосы ещё не успели отрасти, с него и взыскивать-то строго нельзя, коли он недолжное скажет. А ты сколько лет в монастыре живёшь и не научился внимать себе!

Так они и ушли, причём новоначальный брат торжествовал, чувствуя себя полностью оправданным. Когда же вскоре он пришёл к старцу один, тот взял его за руку и сказал:

– Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришёл из мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь!

Неожиданное вразумление так подействовало на новоначального брата, что он стал просить прощения в глубоком раскаянии.

Был в Оптиной один брат, который часто просил у старца позволить ему носить вериги. Старец со многих снимал вериги, и этому брату объяснил, что не в веригах спасение. Но тот настаивал. Тогда преподобный решил показать желающему носить вериги его истинный духовный возраст. Позвав к себе кузнеца, старец сказал ему:

– Когда придёт к тебе такой-то брат и будет просить тебя сделать ему вериги, дай ему хорошую пощёчину.

Когда в следующий раз этот брат стал снова просить о веригах, старец отправил его к кузнецу. Брат с радостью прибегает в кузню и говорит кузнецу:

– Батюшка благословил тебе сделать для меня вериги.

Занятый делом кузнец отвесил ему пощёчину со словами: «Какие тебе еще вериги?» Не стерпевший этого брат ответил тем же, и оба отправились на суд к старцу. Кузнецу, конечно, ничего не было, а брату, желавшему носить вериги, старец сказал:

– Куда же ты лезешь носить вериги, когда и одной пощёчины не мог потерпеть!

Старец учил держаться простоты, искренности, нелицемерия, которые притягивают благодать Божию: «Непритворство, нековарство, откровенность души, – вот что приятно смиренному сердцем Господу».

Часто людей обуревает склонность к учительству, к непрошеным наставлениям, к замечаниям, которые они любят раздавать направо и налево. Когда у старца спрашивали, следует ли делать замечания, поправлять новоначальных братий, видя их в некоторых поступках неосмотрительными или делающими что-либо неблагопристойно, преподобный Лев отвечал:

– Если ты обязан более внимать себе, если ты не имеешь на то благословения от начальника и признаёшь себя подверженным страстям, то не входи никак в те предметы и случаи, кои до тебя не касаются. Молчи. Всяк своему Господеви стоит или падает. Старайся всемерно сам не быть соблазнителем ближних. Врачу, исцелися сам!

Козельский житель Семен Иванович рассказывал о том, как преподобный Лев учил терпеть скорби: «В тридцатых годах (прошлого девятнадцатого века) я, как и после, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкою в своём домике; лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и пробавлялся. В это время стоял у нас в доме солдат поляк, но потом отошёл от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор и стащил колёса с нашей повозки.

Объяснил я батюшке отцу Леониду своё горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. «Оставь, Семёнушка, не гонись за своими колесами, – ответил батюшка, – это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Я последовал совету старца, и, как он сказал, так всё и сбылось.

В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо и хотел пройти с ним чрез огород; а с огорода в это время шла моя матушка и встретила его. – “Куда ты, – сказала она, – это несёшь?” Тот бросил мешок с мукой и убежал.

Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова, – мы решились продать её. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы; наконец взял её к себе. А в следующую за тем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стаивала наша корова, без сомнения, чтобы свести её; но её уже там не было. Так опять Господь, по молитвам старца, избавил нас от напасти.

После сего чрез много лет был со мною и третий подобный случай, уже после смерти моей матери. Оканчивалась страстная седмица, и наступал праздник Пасхи. Мне почему-то пришло на мысль перенести все свои нужные вещи из своего домика к сестре соседке. Так я и сделал. А как наступал первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно; а теперь, сам не знаю от чего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю: окна повыставлены, и дверь отперта. “Ну, думаю себе, должно быть был недобрый человек”. И действительно был; но так как все нужные вещи перенесены были мною к сестре, то он и ушел почти ни с чем.

Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки отца Леонида, что, если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».

Обращавшимся к нему за духовными советами монашеской братии и мирским посетителям преподобный Лев помогал и в телесных болезнях, указывая на испытанные народные средства. Преимущественно он употреблял для лечения так называемую «горькую воду», которой у него выходило в день иногда более целого ушата. И после кончины старца эту воду в обители продолжали приготовлять и раздавать страдающим внутренними болезнями, но после него она уже потеряла ту многоцелебную силу, какая в ней была, чтобы помогать от всяких болезней, хотя от некоторых помогала.

Часто старец отправлял страждущих в Воронеж к мощам в то время новоявленного угодника Божия, святителя Митрофана. И часто больные возвращались поблагодарить старца за выздоровление, иной же раз такое исцеление совершалось даже в пути. Многим душевно и телесно больным старец оказывал благодатную помощь, помазывая их елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье пред Владимирской иконою Бoжиeй Матери.

Приводили к старцу и бесноватых. Было также немало и таких, которые прежде сами не знали, что они одержимы бесом, и только в присутствии старца, по обличении им таившейся в них прелести, начинали бесноваться.

«Вскоре по поступлении моем в Оптину пустынь (около 1832 года), – рассказывал отец игумен П., – когда келейниками у отца Льва были отец Геронтий, отец Макарий Грузинов и Павел Тамбовцев, привели к старцу бесноватую крестьянку, которая во время беснования говорила на иностранных языках. Старец читал над нею раза три молитву, мазал её елеем от неугасимой лампады пред иконою Божией Матери и давал ей пить это масло. В другой раз её приводили к старцу ещё больною, а в третий уже исцелённою. Когда же Тамбовцев попросил её поговорить, как говорила она прежде, на иностранных языках, она сказала: “И, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках? Я и по-своему-то (по-русски) едва говорю и насилу хожу. Слава Богу, что прежняя болезнь-то моя прошла”».

Как-то раз приведена была к старцу отцу Льву шестью человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца, упала пред ним и сильно закричала: «Вот этот-то седой меня выгонит. Была я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец прочитал над нею молитву и помазал ее святым маслом из лампады у иконы Божией Матери. После молитв старца бесноватая тихо встала и пошла из его кельи. Потом ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая, а после кончины старца с верою брала с могилы его землю для других больных, и они также получали от нее пользу.

«Я помню, – рассказывал Киево-Печерский иеросхимонах Антоний, – пришла к старцу отцу Леониду одна женщина, у которой была на груди рана. Отбросив стыдливость, она открыла её старцу в присутствии всех нас, его келейных. Батюшка, ничтоже сумняся, омочил свой указательный перст в елей, теплившейся пред святой иконою Матери Божией лампады, помазал рану женщины и отпустил её домой. Чрез неделю эта женщина пришла к старцу с благодарением и всем нам заявила, что рана её зажила вскоре после того, как старец помазал её елеем». – «Бывало нередко, – прибавлял отец Антоний, – придёт к батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идёт бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелён».

В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Перед кончиной преподобный Лев сказал обступившим его чадам: «Ныне со мной будет милость Божия». Старец крестился и повторял много раз: «Слава Богу!», ликуя душой среди тяжких телесных страданий. Лицо его всё более светлело, и он уже не мог скрывать ощущаемой им духовной радости в уповании на будущие воздаяния от Господа.

В болезни тело и руки старца были холодными, и он говорил любимым чадам и своему келейнику Иакову: «Если получу милость Божию, тело моё согреется и будет тёплое». По кончине тело старца стояло 3 дня в храме, не издавая нисколько смертного запаха, и согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. В день кончины преподобного служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

В 1996 году преподобный Лев был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви – прославлен для общецерковного почитания. Мощи старца покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Преподобне отче наш Льве, моли Бога о нас!

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Ольга Рожнёва

Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873)

Любовь старца к страждущим была безгранична. Как-то к нему попала на исповедь душевнобольная, из уст которой лилась грубая, непристойная брань. Не обращая на это внимания, преподобный Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание.

Преподобный Исаакий Оптинский

Ольга Рожнёва

Преподобный Исаакий Оптинский (1810–1894)

Жизнь преподобного Исаакия (память 22 августа / 4 сентября) глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца?

Прп. Анатолий Оптинский

Ольга Рожнёва

Преподобный Оптинский старец Анатолий (Потапов)

Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения.

Краткое жизнеописание Оптинских старцев Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни

Жизнеописания преподобных Льва (+1841), Макария (+1860), Моисея (+1862), Антония (+1865), Илариона (+1873), Амвросия (+1891), Анатолия (+1894), Исаакия (+1894), Иосифа (+1911), Варсонофия (+1913), Анатолия (+1922), Нектария (+1928), Никона исповедника (+1931), Исаакия священномученика (+1938).

Ольга Рожнёва

Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев

В жизни Оптинских старцев особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века.

Воспоминания свидетелей жизни святого дают нам возможность узнать о многих важных событиях его земной жизни. И, ухватившись за эту ниточку, можно подняться и до понимания духовных истин…

Сегодня мы говорим о преподобном Льве Оптинском и книге Евгения Поселянина «Старец Амвросий».

Русский духовный писатель Евгений Поселянин впервые побывал в монастыре Оптина пустынь еще в ранней юности, после окончания гимназии. И с этого времени стал духовным сыном великого старца Амвросия Оптинского.

Книга Евгения Поселянина «Старец Амвросий» охватывает всю историю Оптиной пустыни. На её страницах автор, по воспоминаниям очевидцев, создал выразительный портрет оптинского старца Леонида (в схиме – Льва), наставника батюшки Амвросия.

Евгений Поселянин:

«Внешность отца Леонида была чрезвычайно величественна. Он весь дышал простотой, подчас резкой и грубой, исповеднической ревностью».

Оптинский старец Леонид (в схиме – Лев) первым в монастыре стал ежедневно принимать народ, который шел к нему за духовными советами и наставлениями, хотя вначале многим из братии это казалось непривычным и странным. Вот как об этом пишет Евгений Поселянин.

Евгений Поселянин:

«Некоторые невежественные монахи соблазнялись его деятельностью, смешивая откровение помыслов с таинством исповеди. Архиерею послали донос, и он велел запретить старцу принимать мирян. Но народ продолжал осаждать старца. Как-то заметив перед кельей старца громадную толпу, настоятель напомнил ему о запрещении архиерея. Вместо ответа отец Леонид приказал принести недвижимого калеку, лежавшего у его дверей, и сказал:

- Посмотрите на него: он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привёл его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я мог его обличить и наставить. Могу ли я его не принять?

Отец Моисей дрогнул перед этими словами и перед видом страдальца, но молвил:

- Преосвященный грозил послать вас к начальству.

- Ну так что же? Хоть в Сибирь меня пошлите, я буду тот же Леонид. Я к себе никого не зову. А кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу. Особенно из простонародья многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи

Образ отца Леонида (в схиме – Льва) в книге Евгения Поселянина даёт представление об истоках такого уникального явления в духовной жизни России, как старчество.

Задача старца - направить человека на путь спасения, а для этого сначала нужно каждого выслушать, помочь разобраться со всеми проблемами и душевными недугами.

В 1829 году отец Леонид с шестью учениками пришёл в Оптинский скит, и вскоре за духовными советами к нему в монастырь стали приходить крестьяне из окрестных сел, помещики, городские купцы, чиновники, студенты, женщины…

Именно оптинский старец отец Леонид дал благословение двадцатисемилетнему учителю греческого языка Александру ГренкОву (в будущем - преподобному Амвросию Оптинскому) остаться в Оптиной пустыни.

Гренков стал келейником старца Леонида, помогал ему вести переписку, наблюдал, как старец беседует с народом.

Летом 1841 года в Оптину пустынь навестить Гренкова приехал его друг Покровский, тоже преподаватель гимназии. Покровский на всю жизнь запомнил, как старец Леонид, сидя на кровати, размахивал руками и громко кричал на Гренкова за какую-то провинность. На языке монахов, что называется, смирял.

Евгений Поселянин:

«- Простите ради Бога, батюшка, - смиренно умолял Гренков.

А старец, как будто не замечая этих просьб, только стучал ногами, размахивал руками над головой Гренкова и грозно кричал:

- Ах ты, самочинник, ах ты, самовольник! Да как ты это смел сделать без благословения!

Но такие искушения налагал старец на своего ученика, так же, как ювелир очищает золото в горячем огне. Он сознавал, какое сокровище зреет в Гренкове, и нередко, бывало, по выходе его из кельи, после жестоких разговоров, промолвит окружающим: «Великий будет человек».

Незадолго до смерти отец Леонид призвал другого Оптинского старца, отца Макария, и передал под его опеку Гренкова, предвидя, что он станет его достойным продолжателем на ниве старчества.

Книги духовного писателя Евгения Поселянина были широко известны в дореволюционной России. После революции Евгений Николаевич прошел через тюрьмы и ссылку, а в 1931 году был расстрелян большевиками по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Теперь его произведения издаются большими тиражами, и книга «Старец Амвросий» - любимая у читателей. Благодаря ей, мы можем ближе познакомиться с великими оптинскими старцами, которые, по словам писателя Евгения Поселянина, были одного духа - сострадательной любви к людям.

Евгений Поселянин:

Последовательная лестница трех оптинских старцев, Леонида, Макария, Амвросия, представляла собой – по мере достигнутой ими духовной высоты, по размерам их известности и их влияния на русское общество - три все выше и выше поднимавшиеся ступени.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ ОПТИНСКИЙ

(1768 -1841 )

Преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин ) был первым Оптинским старцем. В Оптину пустынь он вместе с шестью учениками прибыл в 1829 году. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва (до прибытия в Оптину преподобный Лев сам был настоятелем Белобережской пустыни, подвизался на Валааме, в Александро-Свирском монастыре ), поручил ему окормлять братию и богомольцев.

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет. К келлии старца ежедневно, особенно в вечерние часы, стекались не только братия, но и множество паломников, которых старец принимал с отеческим расположением и любовью.

Беседа с преподобным Львом была впервые напечатана в журнале «Маяк» в 1845 году под заглавием: «Вопросы ученика и ответы старца» с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю.

Вопросы ученика (Павла Тамбовцева) и ответы старца

Как избавиться от необыкновенно сильных ощущений сладострастия не только при общении с женским полом, но и при одном воображении о нём?

При виде их должно хранить ум и чувства, особенно ничего не говорить без осмотрительности, стараясь скорее удалиться; а при воображении удерживать мысли. Полезно воздержание, а ещё вернее - благоразумная умеренность; но первее всего должно умолять Господа Всемогущего о избавлении от нападений лютейшей сей страсти, ибо человек сам собою никогда её не искоренит. Но, при нашем произволении, Бог Премилосердый угашает порывы сего пламени.

Когда мой ум насильно влекут за собою помыслы сладострастия, как избавиться от их нападения?

Пойди умом твоим во ад, и чрез зерцало Священного Писания посмотри на плотоугодников. Ужели и ты пожелаешь, за временную греха сладость, вечной погибели? Помни, что ты смертный.

Смиренно проси Бога, как Победителя страстей, да отразит мысленные оные стрелы плоти, - сего врага неукротимо бунтующего против закона ума и духа; ибо без Вышнего сделать блага не можем ни малейшего.

Какое средство употреблять против помыслов, влекущих к осуждению ближнего, и особенно того, который меня оскорбляет, поступки которого кажутся несообразными званию о Христе и дерзкими?

При появлении помыслов, побуждающих тебя к осуждению ближнего за нанесённую им тебе обиду, когда рассвирепевшая буря мысли устремится ко взаимному отомщению, сообрази состояние скорби твоей с бывшим состоянием скорби Спасителя мира. Сей, великого Совета Ангел, Сын Божий, будучи без греха, терпел великодушно величайшия скорби; не тем ли более должны терпеть горестные случаи мы, люди грешные, достойные наказаний. Мы должны также более и обвинять себя: в сём случае, оружием самоосуждения мы будем сражаться с возмутителем духа нашего, невидимым филистимлянином, окрадывающим богообразный кивот души нашей. Того, напротив, который наносит нам оскорбления, мы должны почитать благодетелем нашим: он не другое что, как орудие, коим Бог устраивает наше спасение.

Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями, и когда начнём приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении, тогда сердце наше, с помощью Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким; человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать или, лучше сказать, вкушать не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника; заря кротости духовной прострёт свои лучи на ум, слово, умное чувство, тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно. Неудовольствия будут уже казаться радостными и приятными.

Что надо делать, когда никакая святая мысль и представление не действуют на раздражённое или предавшееся нечувствию сердце?

Должно уединяться, принудить себя к молитве, к излиянию души пред Богом. Когда несколько ослабеют волны нечувствия, тогда изыскивай причину такой хладности. Если возникло от какой-либо страсти, удали оную от себя; а когда сие столь горестное ожесточение водворилось от непроницаемых причин, то более проси Вездесущего, да отразит благодатью своею все причины неверия, злые порождения нечувствия.

Каким образом согревается охладевшая душа?

Словом Божьим, молитвой, смиренным благодарным чувствованием сердца к Богу во всех изменениях, не только наружного состояния, но и внутреннего.

Ощущая в себе не только склонность, но и самые действия тщеславия, и желая от него избавиться, каким образом можно успеть в том?

Если ты будешь продолжать послушание с откровенностью, когда не будешь ни в чём настоятельно склонять старших к соглашению с твоей волею, и выискивать их благоволение к себе, если совершенно повергнешь своё ничтожество пред Богом, то всемогущею благодатью Его можешь со временем избавиться от тщеславия. Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается: она не только страстных, преспевающих, но иногда и совершенных преследует; почему и требует не малой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить её. О! коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей.

Когда я читаю книги Священного Писания, то назидательнейшие изречения отмечаю, - должно ли так делать и полезно ли?

Старец мой, которому, с помощью Всемогущего, повиновался я более двадцати лет, мне это запрещал. Назначенные тобою заметки неприметным образом рождают в сердце следы высокоумия, черты пагубнейшей гордости. Это познано из опыта. Когда Бог мира озарит истинным светом память твою, тогда и без замечаний будешь помнить, где о чём писано и на какой конец. Разум, просвещённый благодатью, укажет тебе в Священном Писании всё, что нужно для твоего спасения; ибо Писание хотя вообще дано нам от Бога, как бы некоторое руководство к преспеянию, однако имеет свои разделения; например: что особенно относится к властям, что к подчинённым, что к преклонным в летах, что к среднему и малому возрасту, что к инокам, мирским лицам, супругам, девам и прочим. Но ты читай книги просто, проси Всепремудрого, чтобы Он начертал волю Свою святую в душе твоей; а когда ты оную исполнишь со смирением, тогда будешь богомудр и остропамятен о Господе.

Я весьма желаю исправить себя, но всё увлекаюсь стремлением страстей: что должно делать для преодоления их?

Желай, и Бог Всемогущий даст тебе по сердцу твоему: ибо начало добродетелей и источник есть расположение, желание добра о Господе. Страсти победить сам собою человек не может. Это дело десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить, данное нам от Бога, святое произволение, и по оному пролагать старание достигнуть в страну бесстрастия: и Вышний, без сомнения, совершит подвиг желающего. Итак, если желаете воскреснуть от гроба страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечения, неуклонную деятельность, ревность. Уповав на Бога, могущего показать силу Свою в немощах наших благодатью Своею, и спасёшься.

Каким образом избавиться от рассеяния мысли и в самой молитве?

Молясь устами, молись и умом, то есть заключай ум в силу слов молитвы.

Если увлечёшься размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неосмотрительность в том, углуби своё внимание в молитву. Всегда поступай так, и ощутишь пользу.

Постоянство ума привлекает особенные действия благодати.

Сильно одолевает меня леность, как избавиться от неё?

Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против неё с твёрдым намерением, хотя не без внутренней болезни, то с помощью Божию можешь одерживать победы. Отражать, хотя и быть гониму, есть знак верного и доброго воина; но обращать всегда хребет - прилично одному ленивому оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собою относительно сего порока, дабы не услышать в последний день ужаснейшего определения Сердцеведца: лукавый раб и ленивый ! (Матф.25:26)

В Писании сказано: «побеждающему», а не победившему, потому что мы без помощи Вышнего не можем одолеть врага совершенно, - не можем никогда приобрести над ним никакого перевеса. Только побеждающему даётся венец, и только тому, кто выходит на борьбу с твёрдым намерением - вести брань до последнего издыхания и никогда не оставляет оружия в минуту самых ужасных опасностей, будучи даже в невольном плене, не предаёт сердца своего врагу. Таковой хотя и бывает иногда разбит, никогда не послабляет своего священного рвения, жертвует собою неуклонно с духом надежды; и потому успевает или не успевает, - за одно своё намерение венчается, как храбрый и достойный небесных почестей.

Как избавиться от угнетения духа уныния?

Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение, будешь начинать всякое дело с благословением Божьим, то с благословением пожнёшь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния. Свирепейшие волны страстей утихнут; на их месте возникнут ясность мыслей, тишина помыслов, кротость духа, нелестный мир, которые приосенят тебя и водворятся в душе твоей. Если ты сохранишь непрерывное внимание и самонаблюдение, то уподобишься мудрым девам и внидешь в чертог Бессмертного Жениха. Жених грядёт в полунощи! Блюди же, да не отягчишь сердце твоё унынием. Дай славу Господи Богу твоему, прежде даже не смеркнется. Гряди во имя Господне путём самоотвержения, если желаешь истинно спастись. Уныние преследует всех, даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать!

Должно ли верить снам, которые (по-видимому ) живо представляют будущее?

Не должно. Хотя бы они в своём роде и действительны были, ибо чрез вероятие снов многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший Параклис Пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб. Посему тот весьма искусен, кто не верит и живейшим представлениям.

Из книги Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву автора Автор неизвестен

Преподобный Макарий Оптинский Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву ПредисловиеНастоящее "Предостережение" составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским Старцем Макарием (Ивановым).

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

ПОСЛУШНИК ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин) 1. Тихий и светлыйCтарец Амвросий всегда радовался, когда кто-нибудь из приходивших к нему хвалил его старшего келейника – о. Иосифа. Долгие года провел о. Иосиф при старце; будучи учеником о.

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Амвросий Оптинский, преподобный Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Амвросий Оптинский (+ 1891) Память его празднуется 10 окт. в день преставления, 3 окт. в день обретения мощей, 11 окт. вместе с Собором Оптинских прпп. отцев и старцевВеликий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти своего

Из книги Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви автора Басин Илья Викторович

Преподобный Амвросий Оптинский (1812 - 1891) Ученик преподобного Макария, знаменитый оптинский старец Амвросий окормлял уже во второй половине столетия, в 1860-1880-х годах, множество народа. Сотни его писем свидетельствуют о многогранной деятельности «народного старца», но

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Преподобный Амвросий Оптинский. Как преодолеть расслабление и уныние (Ответ на письмо) …По совету N вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение, но не до конца ясно. Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько

Из книги Для Чего мы живем автора

Преподобный Макарий Оптинский. Ответы на письма томимых страстью уныния …О томности духа опять ты крамолишься и пугаешься; не работаешь ли врагу, а не несешь крест? – не знаем мы бездну судеб Божиих; чего ради Он попускает тебе быть искушаемой томлением духа? И все-таки

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ (1795-1865)Преподобный Антоний (Путилов) ещё в детском возрасте почувствовал призвание к монашеской жизни, и к этому способствовали примеры близких родственников: дяди, двоюродной сёстры и старших братьев - преподобного Моисея Оптинского и

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (1812-1891)В болезненном состоянии, в полном изнеможении сил принимал преподобный Амвросий ежедневно целые толпы людей и отвечал на десятки писем. Любовь и мудрость - именно эти качества притягивали к преподобному Амвросию людей. С утра до

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. XVI-XIX века автора Клюкина Ольга

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ОПТИНСКИЙ (1837-1911)Преподобный Амвросий говорил иногда: «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным». Старческое руководство преподобного Иосифа отличалось сдержанностью, ровностью отношений ко всем,

Из книги автора

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ (1845-1913)Поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, как сказал о нём преподобный Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божью, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также

Из книги автора

ПРЕПОДОБНЫЙ НЕКТАРИЙ ОПТИНСКИЙ (1857-1928)В нашем сборнике приведены две записи бесед с преподобным Нектарием Оптинским. Первая из них принадлежит отцу Василию Шустину, семья которого была в теснейшей связи со святым праведным Иоанном Кронштадтским и с Оптинскими

Из книги автора

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН ОПТИНСКИЙ (1888-1931)После закрытия Оптиной пустыни в 1923 году преподобный Никон, по благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни, Исаакия II, остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божьей Матери. Пребывая в стенах

Из книги автора

Преподобный Амвросий Оптинский Тропарь, глас 5Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви

Из книги автора

Преподобный Амвросий Оптинский (10/23 октября, 27 июня/10 июля и 11/24 октября) Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился в 1812 году в духовной семье. Окончив духовное училище и семинарию, он, однако, не пошел ни в духовную академию, ни в священники. В последнем классе

Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

Тропарь преподобному Льву Оптинскому, глас 3

Яко скимен рыкая на сердце лукавое, яко агнец незлобивый взирая на душу кроткую (смиренную), преподобне отче Льве предивный младенчество во Христе возлюбил еси глаголя: пою Богу моему дондеже есмь темже моли милостиваго Господа да подаст нам область чадами Божиими быти и с тобою пети Богу нашему. (Младенцем во Христе предстоял еси всем утешения от тебя чающим темже моли Господа нашего да подаст и нам область чадами Божиими быти и спасет души наша.)

Преподобный Леонид стал основателем оптинского старчества. Он принес в обитель эту древнюю традицию, возобновленную великим подвижником Паисием (Величковским) и распространявшуюся в России через его учеников. Отец Леонид лично знал некоторых из них и так - из рук в руки - принял учение благодатного старца. В поисках возможности истинной молитвы и подвижнической жизни он сменил не одну обитель - сначала удалялся от суеты и многолюдства, а затем ему пришлось бежать от славы и молвы, которые стали сопровождать старца по мере того, как раскрывались его духовные дарования. Последним пристанищем подвижника стала Оптина Пустынь, где когда-то, еще в юности, он начинал монашескую жизнь. Здесь он станет мудрым наставником для монашествующих и множества посетителей, ищущих духовного назидания, а также воспитает преемников - будущих знаменитых оптинских старцев.

В купеческом звании

Лев Данилович Наголкин, будущий старец, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии, в семье, принадлежавшей к мещанскому сословию. О его родителях ничего неизвестно. Судя по тому, что с юных лет ему пришлось работать приказчиком, семья была небогатой. По службе ему приходилось часто бывать в разъездах, много общаться с людьми. От природы Лев имел сметливый ум, прекрасную память, любознательность, благодаря своей общительности быстро научился обращению с представителями разных сословий. Не получив образования, он прошел богатую школу жизни.

Служил Лев в городе Болхове Орловской губернии в приказчиках у купца по фамилии Сокольников, торговавшего пенькой и конопляным маслом. Дом его стоял на Одерской площади, где находился большой городской базар. Лев был расторопным, честным и верным работником. Редко кто из болховских купцов для сбыта пеньки выезжал за пределы уезда, а он наладил связи с петербургскими купцами, которым и продавал товар, для чего ему часто приходилось ездить в город Сухиничи Калужской губернии. Старец, вспоминая эту дорогу, приговаривал: «Плохинская дорога из Болхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку». Именно на этой дороге, которая пролегала среди глухих лесов, произошел случай, свидетельствующий о недюжинной силе Льва. Когда он возвращался из очередной поездки по делам в Сухиничи, на него напал волк - вскочив в сани, он с яростью набросился на молодого приказчика и вырвал у него из ноги кусок мяса. Но тот успел сунуть руку в пасть зверя и так сдавить ему горло, что волк, обессиленный, свалился с саней. Рана со временем зажила, но глубокий шрам от укуса остался, старец всю жизнь слегка прихрамывал на поврежденную ногу.

По-видимому, хозяин ценил оборотистого приказчика, доверял важные сделки. Со временем он решил отдать ему в жены свою дочь. Но Лев Данилович тогда уже избрал для себя иной путь в жизни. Он не прельстился возможностями, которые открывались благодаря его незаурядным способностям, и предпочел полностью посвятить себя служению Господу. В 1797 году, в 29 лет, он оставил мирскую жизнь и поступил в монастырь - Введенскую Оптину Пустынь.

Начало монашеской жизни

Лев Данилович пришел в Оптину при игумене Авраамии, трудами которого обитель только начинала восстанавливаться после годов упадка.

Ревностно принялся молодой послушник за монастырские труды, подавая братии пример послушания. Здесь проявилась в полной мере его поистине богатырская сила. Однажды они вдвоем с еще одним послушником за полдня выкопали огромный ров, который был срочно необходим для строительства и ради которого собирались искать больше десятка работников. Но потом старец сам рассказывал, что на тяжелых послушаниях в эти первые годы он подорвал здоровье. Не менее ревностно осваивал он и премудрость иноческой жизни - молитву, борьбу со страстями, стяжание добродетелей. Стремление к совершенствованию в духовном делании подвигло его в 1799 году перейти в Белобережскую обитель, расположенную в Брянском уезде и более удаленную от многолюдных мест. Там настоятельствовал тогда известный подвижник - старец Василий (Кишкин), долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон. В 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество и наречен Леонидом. 22 декабря того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а 24 декабря - во иеромонаха.

Известны несколько случаев из жизни преподобного в Белобережской пустыни. Однажды накануне храмового праздника братия, исполнявшие послушание на клиросе, недовольные чем-то, отказались совершать службу, надеясь этим принудить настоятеля выполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить и, чтобы смирить их, позвал отца Леонида с другим братом пропеть праздничную службу. Преподобный весь день возил с хутора сено. Усталый, покрытый пылью, он только что собирался передохнуть, когда ему передали волю настоятеля. Без всякого ропота отправился он в церковь и вдвоем с товарищем пропел всю всенощную.

Другой случай показывает великое человеколюбие отца Леонида. Был в пустыни брат, впавший в прелесть. Поднялся он однажды на колокольню и закричал: «Смотрите! Смотрите! Я вергнусь низу и не разобьюсь - ангелы Божии приимут мя на руки свои!» Отец Леонид в это время трудился на послушании. Услышав голос, он бросил работу и побежал на колокольню. Едва успел он схватить за край одежды прельщенного брата. Отец Леонид не только спас его от смерти, но и позаботился о душе чуть не погибшего брата - разъяснил его заблуждение и со временем тот пришел в себ

Белобережской пустыни. Старец Феодор

В 1804 году игумен отец Василий оставил начальствующую должность, необходимо было избрать кого-то на его место. Когда братия стала обсуждать этот вопрос, отец Леонид решил про себя: «Выберут кого-нибудь и без меня», - и пошел исполнять послушание, варить квас. Между тем все единодушно согласились избрать настоятелем именно его, отправились вместе на квасоварню, где объявили о своем решении, после чего повезли к архипастырю для утверждения в должности.

Тогда произошло важное событие в жизни отца Леонида - он познакомился с иеромонахом Феодором, которого встретил в Чолнском монастыре, где побывал перед назначением на настоятельство. Отец Леонид сразу почувствовал в нем истинного подвижника высокой духовной жизни, необходимость в таком руководителе он давно ощущал. Старец Феодор прибыл в Чолнский монастырь из Молдавии, где подвизался в обители под началом знаменитого старца Паисия (Величковского). Он был делателем умной молитвы, хорошо знал древние писания подвижников-аскетов, имел рукописи переводов святоотеческих творений, сделанных старцем Паисием. Встреча с духоносным подвижником стала знаменательным событием в жизни отца Леонида. Он сразу понял, что это наставник, которому можно вверить свою жизнь. Внешние подвиги - пост, исполнение послушаний и молитвенного правила, как он тогда уже понимал, недостаточны для духовного возрастания. И вот наконец Промысл Божий послал ему того, кто мог стать настоящим руководителем в духовной жизни. Вскоре отец Леонид был утвержден строителем Белобережской пустыни, а старец Феодор перешел туда на жительство, приняв приглашение настоятеля. Его обрадовала возможность уединенной жизни в пустыни, а отец Леонид обрел духовного отца, с которым не расставался уже до самой его кончины.

С принятием настоятельства жизнь отца Леонида особенно не изменилась, за исключением новых трудов и обязанностей. Уже тогда отличительными его свойствами были простота и безыскусственность в обращении со всеми, он не терпел лести и человекоугодия. В молодости имевший опыт общения с людьми разных сословий, он знал тщету человеческих чинов и званий, духовные подвиги заострили в нем умение видеть человека сквозь все внешние отличия. Его прямота, а иногда и резкость в обращении не были следствием неумения сдержать раздражение или гнев, но желанием обратиться непосредственно к душе человека, а если надо - и встряхнуть его.

Но самым главным в этот период было для него руководство старца Феодора, которому он предался в полное послушание. С его помощью он проходил науку наук монашеского делания - Иисусову или умную молитву, которую, по учению святых отцов, можно осваивать только имея опытного наставника, самочиние в этом деле может привести монаха к прелести и падению. Подвижников связывала глубокая духовная дружба, старец и его ученик подвизались в полном единодушии, являя пример христианской любви.

Присутствие старца вскоре привлекло в пустынь множество богомольцев, желающих услышать от него совет, прибегнуть к молитвенной помощи. Прежде уединенная обитель стала знаменита. Отец Леонид все больше тяготился начальственной должностью, стремясь к созерцательной жизни. И вот через четыре года руководства пустынью, в 1808 году, он снял с себя настоятельство и вместе со старцем Феодором поселился в келье, построенной для них в отдалении от обители. К ним присоединился и старец Клеопа. Здесь отец Леонид был келейно пострижен в схиму с именем Лев. Старец Феодор иногда в шутку называл своего собрата «смиренный лев».

В поисках уединения и молитвы

Но и эта удаленная келья со временем стала местом паломничества множества богомольцев. И вновь подвижники решили укрыться от славы и многолюдства и обрести уединенное место для спасения, подвигов и сосредоточенной молитвы. На этот раз они отправились на север - в Валаамский монастырь, куда прибыли в 1811 году и поселились во Всесвятском скиту.

Когда они прибыли в скит, старец Феодор писал: «Уже теперь перед милосердым нашим Создателем и Искупителем не можем никакого извинения и оправдания принести. Он исполнил все наше желание... Вправду можно похвалиться милocepдиeм Божиим, на нас недостойных явленным. Привел нас в место безмолвное, спокойное, от человек удаленное, молвы свобожденное. Отец Леонид определен у нас в скиту смотрителем. Только помолитесь милосердому Богу, да даст отныне начало положити Его возлюбити, и по Его святой воле жити, и Божественные Его заповеди сохраняти». Эти строки вполне передают настроение подвижников.

И здесь старцы со временем обрели славу своими мудрыми советами и наставлениями. Валаамская братия, тогда также еще не имевшая собственных опытных наставников, вскоре осознала, какое сокровище послало им Провидение Божие в лице старцев. Их пребывание на Валааме послужило возникновению старчества в этой древней обители, которая процвела в дальнейшем целым сонмом своих подвижников. Старцы спасли от пагубного духовного состояния монаха Евдокима, который после этого всю жизнь был им благодарен и не уставал рассказывать всем об их мудрости и любви к людям. Обращались к ним и паломники, сохранилась обширная переписка отцов Леонида и Феодора с духовными чадами. Как сказал о старцах живший в то время на Валааме юродивый Антон Иванович, «торговали здесь хорошо», - так он выразился, имея в виду приoбретение душ Христу.

На Валааме старцев постигло искушение. Их свободное, безыскусное обращение с братией, готовность помочь в духовных нуждах породили в настоятеле игумене Иннокентии подозрение в посягательстве на руководство братией. Этот случай показывает, насколько утрачено было в то время истинное понимание значения старческого руководства. Дело дошло даже до митрополита Петербургского Амвросия. После разбирательства, которое пришлось учинить, причем старцев подвергли письменному допросу, истинная причина гонения на них стала очевидна. Митрополит, покоренный простотой и мудростью старцев, сделал замечание настоятелю. Хотя истина восторжествовала и после этих событий старцы оказались в еще большем почете, зная человеческую природу, они решили не оставаться на Валааме. Отец Клеопа скончался на Валааме в 1816 году, а отец Леонид и старец Феодор отправились в 1817 году в Александро-Свирский монастырь.

Подробностей о жизни старцев Леонида и Феодора в Александро-Свирской обители известно немного. Сохранилось свидетельство о том, как они предсказали день и час приезда Александра I в монастырь. В 1820 году император совершал большую поездку по северным пределам России, посещая и расположенные на пути обители. Александро-Свирский монастырь не значился в его маршруте, но, увидев на дороге крест, указывающий дорогу к монастырю, царь изъявил желание побывать в обители, тем более, что ему рассказали о духоносных старцах, живущих там. Каково же было удивление императора, когда на подъезде к обители он был торжественно встречен настоятелем и братией. Оказалось, что отцы Леонид и Феодор заранее предупредили настоятеля о прибытии императора, хотя никаких официальных сообщений об этом не было. Когда царь узнал, что его приезд предсказали старцы, он захотел увидеть их и взять благословение. Чтобы избежать соблазна и славы, отец Леонид и Феодор на все вопросы императора отвечали сдержанно, когда же тот пожелал взять благословение у старца Феодора, тот отказался, объяснив, что он простой мужик, не рукоположенный во иереи. Император не стал настаивать, откланялся и уехал.

В Александро-Свирском монастыре отцу Леониду придется навсегда расстаться со своим духовным руководителем и другом старцем Феодором. Он почил 7/20 апреля 1822 года, в пятницу Светлой седмицы, окруженный учениками, вспоминавшими, что перед самой кончиной лицо старца просияло, весь его облик просветлел и они даже не могли продолжать скорбеть об утрате своего наставника, настолько радостным был его лик.

После кончины старца Феодора отец Леонид с учениками хотел сразу уйти из Свирского монастыря в более уединенное место - так им заповедал старец. Но несколько лет его удерживали в обители, не отпуская даже на богомолье в Киев. Лишь в 1828 году он перебрался в Площанскую пустынь, где произошла его встреча с будущим оптинским старцем Макарием (Ивановым), его верным учеником и сомолитвенником. И вскоре, в 1829 году, с шестью учениками, среди которых был и будущий знаменитый подвижник - святитель Игнатий (Брянчанинов), старец Леонид перешел в Предтеченский скит Оптиной Пустыни. Сюда его давно звал и епископ Филарет (Амфитеатров), по инициативе которого был устроен скит, и настоятель игумен Моисей, желавший иметь в обители опытного старца. Через некоторое время прибыл в скит и отец Макарий, который будет верным помощником старца Леонида по окормлению братии и богомольцев.