RealProJoe – вся правда об истории развития человека. Самый страшный из пантеона богов майя

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.

Рассказ написан в годы моего студенчества после нескольких лекций по религиоведению. Полностью является художественным вымыслом, не имеющим целью оскорбить чувства верующих любых конфессий. Все совпадения случайны.

– Это он! – сказал жрец, бесцеремонно схватив младенца за ногу и подняв его высоко над головой. – Потомок Великого Вождя! Избранный! Непобедимый! Он рождён быть богом! И он станет им! Возрадуйтесь, ибо к нам пришло спасение!
Жрец передал мальчика служителю храма и величественным жестом вскинул вверх руку, звенящую золотыми браслетами. Люди племени Наху единым порывом пали ниц, вдавливая свои бренные тела в прибрежный песок. Лишь Избранный продолжал кричать и отчаянно брыкаться, видимо, не понимая выпавшего на его долю счастья и совсем не ценя оказанной ему великой чести; лишь мама божественного младенца не переставала вырываться из крепких рук Священных стражей, проклиная и жреца, и Великого Вождя, и всех тех, кого её малыш должен будет спасти. Глупая, она не могла смириться с тем, что её сын – бог. Она не видела, или не хотела видеть Знака Божественного Предназначения. Для неё это была всего лишь родинка на правом плече. И ей не нужен был бог, она хотела вернуть своего ребёнка.
Женщина не унималась, и первосвященник приказал воинам сбросить её с высокой скалы в объятья холодного моря. Отец мальчика, опытный охотник, хотел заступиться за свою жену, но был смертельно искусан ядовитыми стрелами Священных лучников. Его бездыханное тело упало с обрыва вслед за любимой женщиной. Но волны, как всегда, скрыли беззаконие…
Жрец, сверкая золотыми украшениями в лучах полуденного солнца, подошёл к берегу. Он был доволен. Могущественное морское божество Эрру получило хороший подарок; храброго мужчину и прекрасную женщину. Это значило, что рыбакам племени какое-то время гарантировано безопасное плавание и богатый улов. А само племя снова погрузилось в трусливое молчание. Ничто больше не стояло на пути свершения Великого Пророчества.
– Да будет так! – торжественно провозгласил жрец и ушёл готовиться к очередному жертвоприношению. Люди разошлись. Осталось только солнце, небо и море...

Мальчика отнесли в Безымянный храм, в золотых стенах которого он рос и воспитывался. Его кормилицами были "невесты солнца" ; прекраснейшие из женщин, живущие при храме. Его слугами были преданные рабы и рабыни – пленённые жители соседних островов, помилованные главным жрецом ради Избранного. Его наставниками были храбрейшие из воинов, а учителями – мудрейшие из жрецов. Здесь он впервые осознал смысл своего предназначения и сделал первые шаги на пути своего Божественного Воплощения. И здесь, много лет спустя, должен будет свершиться обряд Божественной Инициации – ритуала превращения Избранного в бога племени Наху.
Но это произойдет позже. А сейчас его ждут долгие годы учёбы и упорного труда. Он должен понять и усвоить главные аспекты своей божественной природы. Во-первых, хороший бог – это сильный бог. Непобедимый, неуязвимый и беспощадный. Само упоминание о нём должно наводить ужас на врагов, сеять панику в их рядах. Во-вторых, бог обязан быть всезнающим и мудрым, чтобы жрец всегда мог спросить его совета. Так же бог должен обладать сверхъестественными способностями, чтобы уметь творить чудеса и исцелять людей от их недугов; и даже лечить от самой противной болезни – всепоглощающего страха перед смертью. И последнее, богу желательно быть красивым, дабы все без исключения любили его, а поклонение приносило бы всем удовольствие и радость. Мальчику нравилось ощущать любовь окружающих и самому дарить это чувство, поэтому он старался учиться изо всех сил.
Вместе с этим, он воспитывался и как настоящий воин. Его дни проходили в постоянных тренировках, изматывающих и жестоких. Он учился плавать, управлять лодкой, владеть копьём, быстро бегать и метко стрелять из лука. Специально для него посадили маленькое деревце, и был приобретён только что родившийся бычок. Каждый день юноша прыгал через дерево и поднимал бычка. Дерево и бычок росли, поэтому прыгать приходилось выше, поднимать – тяжелее. С деревом и бычком росла сила и ловкость Избранного.

Однажды ему предстояло выдержать испытание на выносливость. Он должен был доплыть до соседнего острова. Расстояние, надо заметить, немалое. Где-то на середине пути мальчик почувствовал, что теряет последние силы. Он стал тонуть.
– Помогите! – закричал Избранный.
К нему подплыл дельфин и спросил:
– Чего кричишь?
– Не видишь, я тону, глупая рыба! – ответил мальчик, захлёбываясь солёной водой.
– Будешь обзываться, не стану спасать тебя, – обиделся дельфин.
Мальчик извинился и обнял спасительную шею дельфина, который помог ему преодолеть тяжёлый путь до конца.
– Послушай, разве дельфины разговаривают? – удивился Избранный, когда выбрался на спасительный берег.
– Конечно! – невозмутимо ответил дельфин.
– Но как это возможно? – настаивал мальчик.
– Ты же – бог, – ответил дельфин, – и поэтому – возможно всё.

За нарушение дисциплины и неповиновение божественного мальчика жестоко наказывали. Его били палками, лишали еды и сна, запирали в подземной темнице. Один раз Избранный гулял по берегу моря и встретил девочку, собирающую раковины. Она слушала в них шум прибоя и босыми ногами бегала по кромке моря, разбрасывая блестящие в лучах заходящего солнца брызги. Она была так хороша собой, так мила и приветлива, что будущий бог даже решил пропустить занятия в храме, чего ранее за ним никогда не наблюдалось. Мальчик и девочка провели этот вечер вместе. Они разговаривали, пели песни, бросали в море плоские камешки, ловили крабов и купались. Потом они сели у моря и стали любоваться живописным закатом.
– Интересно, куда ведёт солнечная дорожка? – задумчиво спросила девочка, глядя в розовеющую даль. – И почему она называется дорожкой, ведь по ней же нельзя ходить?
– Кто тебе сказал, что по ней нельзя ходить? – удивился Избранный и взял девочку за руку.
Они шли по воде навстречу гаснущему в море солнцу, и тёплые волны нежно ласкали их ноги. Над головами кричали чайки, а вокруг, сверкая серебристым дождём, плескались рыбы.
– Ты что – бог? – спросила девочка.
– Нет, я только учусь, – ответил Избранный.
Когда пришло время расставаться, они договорились о встрече на завтра. Но девочка не пришла. Она исчезла. Куда? Никто не знает. Ходят слухи, что Жрец подарил её ненасытному божеству огня, чтобы обезопасить деревню от пожаров. А мальчика ждала расплата за прогул уроков. Его долго и мучительно пытали. Простой человек вряд ли выдержал бы подобные издевательства, но мальчик был богом, и поэтому я продолжаю свой рассказ.

Кроме военного искусства, Избранный изучал законы и обычаи своего и чужих племён. Он научился рисовать священные символы и мог легко толковать их. Он умел играть на Священной флейте, сочинять гимны божествам, рисовать на скалах птиц и зверей, ваять из камня гигантские фигуры. Он часто наблюдал за звёздами, давал им названия и умел рассчитывать их путь. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал самым сильным, самым умным и красивым юношей в племени и за его пределами. Его обучение завершилось, и наступил день Божественной Инициации.
Юношу подвели к храму, и он стал подниматься вверх по широкой, украшенной гирляндами цветов лестнице. На каждой ступеньке он переламывал свою священную флейту и бросал обломки в горящие по краям золотые светильники. Поднявшись к алтарю, юноша увидел Жреца и его помощников. Они подвели Избранного к двум перевязанным крест накрест стволам срубленных деревьев. Рядом, на бамбуковом столике, лежали позолоченные гвозди, молоток и нож.
– Что это? – спросил юноша.
Ему ответил жрец:
– Мы долго ждали этого дня. Ты почти готов стать нашим богом. Но прежде ты должен избавиться от своего тела, потому что бог – это дух. Ты должен умереть. Мы прибьём твои руки к деревьям и вырвем твоё сердце.
– Но я не хочу умирать! – сказал юноша и выбежал из храма. Он оторвался от земли и полетел. Да-да, именно полетел. Быстрой птицей, лёгким облаком. А что здесь удивительного? Он же – бог.
– Прощайте, я не хочу быть богом таких жестоких людей, как вы! – крикнул юноша, паря над морем.
– А куда ты денешься, – спокойно произнес жрец, подавая сигнал Священным лучникам.
Тетива прозвенела разорванной струной, и стрела осиным жалом впилась в спину летящего юноши.
– Возрадуйтесь, ибо сбылось Великое Пророчество! – закричал жрец безумствующей в экстазе толпе, смотрящей, как падает в море тот, кто когда-то был человеком...

Так у племени Наху появился бог. С его именем оно свершило великие дела и покорило многие народы. Вот и сейчас, когда я дописываю эти строки, в мою комнату входят солдаты Священной стражи. Я встаю из-за стола, но тут же падаю, сбитый ударом кулака. Жрец ставит свою ногу мне на горло и задаёт вопрос. Я, захлёбываясь кровью, отвечаю:
– Да. Я буду верить в вашего бога. Только не убивайте меня.

Религия и знание у племени майя были единым целым, составляя неразделимое мировоззрение находящее отражение в искусстве племени. Представление о многообразии окружающего мира сформировалось в образах большого числа божеств. Все боги племени майя были соединены в пару основных групп, отвечающих за разные сферы человеческого опыта. Это боги: плодородия, охоты, разных стихий, небесных светил, боги смерти, боги войны и многие другие. В разное время в истории племени майя, разные божества имели определённую значимость для их поклонников. Майя считали, что вселенная собрана из тринадцати небес и девяти подземных миров. В самом центре земли располагалось дерево, проходившее через все небесные сферы. Также на каждой стороне земли, а их было четыре, находилось по одному дереву, символизирующие стороны света – север соответствовал белому дереву, запад – чёрному, юг – жёлтому и восток – красному дереву. У каждой стороны света было сразу несколько богов (бог ветра, бог дождя и бога держателя небес), каждый из которых имел свой собственный цвет.

Изображения богов племени майя

Одним из самых нужных и важных богов племени майя классического периода, считался бог кукурузы, представленный молодым человеком, в вытянутом головном уборе. Перед тем, как появились испанские конкистадоры, другим важнейшим богом считался Ицамна, которого представляли как пожилого человека с горбинкой на носу и маленькой бородкой. В большинстве случаев, изображения богов племени майя содержали большое количество символики, говорящей о сложном мышлении, как исполнителей, так и заказчиков рисунков, рельефов или скульптур. Например, у бога солнца, рот был испещрён кружочками по контуру и имел огромные клыки. Рот и глаза другого бога показаны в виде змей, свернувшихся в клубок и т.д.

Из богов женского пола очень влиятельной была жена бога дождя, так называемая «красная богиня», которую изображали с лапами неведомого хищника вместо её ног и со змеёй в волосах. Супругой Ицамны считали богиню луны Иш-Чель, помогающую при родах, в медицине и в ткачестве. Некоторых божеств рисовали в виде птиц и животных, например орла или ягуара. В тольтекский отрезок истории племени майя, почитали божеств, пришедших из центральной Мексики. Одним из самых почитаемых божеств был Кукулькан. В его образе просматриваются явные детали, изображённые на скульптурах бога Кецалькоатля народности науа.

У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу - старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.

Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах - творец мира

Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны». Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов
Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука - дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука - огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)


Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира
Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)


Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель
Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы - третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница.
Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы
Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)


Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец

Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.

Боги майя играли важнейшую роль в повседневной жизни коренных американцев. Майянцы были глубоко духовным народом, как и все другие народности Мезоамериканского континента. Пантеон богов майя основывался на знаниях, обретенных за долгое существование этой древней цивилизации. Мысли майянского народа и их действия многие тысячелетия обуславливались представлениями и понятиями о пространстве и времени, о сотворении человека, верой в высокое религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Боги племени майя, их религия и мировоззрение в целом представляли собой сложную религиозно-политическую систему. Цивилизация майя, боги - все это было взаимосвязано. Империя майяецев просуществовала достаточно времени, чтобы религия древних майя вобрала в себя основы знаний, накопленных соседними народами, которые представляют собой разнообразие схожих на первый взгляд, но уникальных на деле традиций.

Боги майя: основополагающий аспект жизни мезоамериканцев.

Среди развалин, некогда являвшихся городами майянской империи, доминируют сооружения религиозного типа. И немудрено, ведь боги майя вместе со служителями храмов играли в жизни майянцев ключевую роль. К тому же в период с 300 по 900 года нашей эры во главе всех крупных городов-государств Центральной и Южной Америки стояли правители, являвшиеся представителями богов майя на Земле и выполнявшие значимую религиозную функцию. Знать принимала непосредственно участие во всех крупных религиозных обрядах и церемониях, по крайней мере, об этом свидетельствуют современные археологические раскопки. Гравюры, говорящие какими были боги цивилизации майя, фото, сделанные уже сегодня, наглядно показывают и представляют древних сверх людей.

«Олимп» индейцев был населен невероятным количеством божеств. Общее представление о количестве богов майя было получено из “Ритуалов Бакабов”, манускрипта 18 века, в котором упоминается, по меньшей мере, 166 сущностей божественного характера. Также подробным источником информации, в котором представлена цивилизация майя, боги и обычаи, являются многочисленные кодексы, относящиеся к периоду испанского завоевания Америки. В текстах этих кодексов содержатся различные имена богов майя и их вариации. К сожалению, большая часть этих трудов, кодексов, не дошла до наших дней или дошла, но боги майя подверглась серьезной корректировке в соответствии с представлениями католической церкви.

Боги майя аналогично людям являлись смертными. В пользу этой гипотезы говорят обнаруженные артефакты майянской культуры, на которых встречается одно и то же изображение богов майя в виде старцев и наоборот младенцев. В связи с этим обряд жертвоприношения, получивший широкое распространение в доколумбовой Америке, воспринимался как процесс подпитки, омоложения, обитателей местного олимпа. Крестьянин, рядовой житель мезоамериканской империи, верил в многочисленных идолов для поклонения, олицетворяющих основные аспекты окружающей его реальности. Обожествление сил природы, пожалуй, основная особенность религии древних народов и майянцев в том числе. Легенды майя о богах говорят, что горы и возвышенности являлись местом обитания повелителей стихий дождя, ветра, рек и т.д. Мезоамериканцы считали, что чем выше холм или гора, тем ближе он к небу.

Боги майя требовали возведения храмов устремляющихся к небесам. Земля в свою очередь являлась аспектом божества, ассоциирующегося со смертью. Изображения богов у майя зачастую основывались на силах присущих этим существам. Так идол смерти и земли принимал на большинстве иллюстраций ужасающий вид, по причине нахождения в его чреве подземного царства. Важную роль в повседневной жизни играл культ Ицамны. Согласно некоторым источникам, боги майя, как и сама вселенная, были созданы именно Ицамной. Ицмана в большинстве трудов упоминается как божество неба. Он являлся олицетворением небес, дня и бесконечности. Боги майя, жизнь, небо, солнечный и лунный свет, дождь, ветер, вода - все это зависело от Ицамны. Не менее важное место среди богов майя занимал покровитель кукурузы, Йум Кааш. Маис обожествлялся древними американцами, причем не только майянцами. Согласно древнему писанию, “Пополь-Вух” именно из этой злаковой культуры был создан человек. В кодексе, где описываются боги майя, Йум Кааш представлен в виде юноши, окруженного листьями кукурузы и с головой в форме початка. Особая форма жертвоприношения, с обезглавливанием, связана именно с культом маиса. В большинстве случаев такие обряды были направлены на успокоение Йум Кааша. Другие боги майя предпочитали иные способы жертвования. Еще одной обожествляемой культурой в цивилизации майянского народа являлось какао. Эк Чуах, бог какао, как и другие боги майя, встречающийся на единичных изображениях, представлялся обитателем Центральной Америки, как человек с красным ртом и длинным носом, с большой сумкой за спиной, и посохом в руке. Эк Чуах, воплощение какао, по совместительству также являлся богом торговцев, торговли, путешествий и путешественников. В отличие от большей массы богов майя, Эк Чуах, почитался лишь узкоспециализированной группой людей, состоящей из торговцев, путешественников и рабочих, занятых на плантациях.

Боги племени майя: аспекты окружающей реальности.

Как и в любой религии в верованиях будущих мексиканцев особое место уделялось жизни и смерти, а соответственно и богам племени майя, олицетворяющим эти аспекты существования. Гравюры, древние тексты, говорящие какими были боги майя, фото , сделанные уже сегодня, наглядно показывают, каким был этот древний сверх человек. Ах Пуч, воплощение смерти, изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы. Его кожа была покрыта трупными пятнами, а на черепушке виднелся головной убор в форме головы каймана или совы. Коренные жители Америки верили, что сова являлась предвестником смерти, предсказывающим неминуемую гибель.

Существовали и более комплексные боги племени майя, такие как Кукулькан, одно из главных божеств майянского олимпа. По некоторым данным он являлся существом четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли, согласно другим источникам, Кукулькан - это сущность солнца, самой вселенной. Боги племени майя уникальны, однако, образу Кукулькана соответствовало сразу несколько животных, от ящерицы и орла, олицетворяющих огонь и воздух соответственно, до рыбы и черепахи, являвшихся символами воды и земли. Майянский народ, древние боги майя, рисунки, изображающие этих сверхлюдей, представляли Кукулькана преимущественно в образе Змея. Этому божеству принадлежала одна из великих пирамид древней Америки, пирамида Кукулькана, говорящая о его значимости в жизни и религии мезоамериканских цивилизаций.

Каким еще аспектам поклонялись майянцы, кому покланялись майя и почему? Известно, что индейские жители Америки являлись выдающимися астрономами, поэтому немудрено, что значимое место на их олимпе занимало божество, ассоциирующееся с ночным небом и луною. Богиня Иш-Чель, Великая Луна, свет ночи и радуги, была покровительницей ткачества, деторождения и медицинских знаний. Боги племени майя зачастую связывались с конкретными отраслями или сферами повседневной жизни, так и Иш-Чель была преимущественно богиней женской половины индейского населения, богиней матерей.

Встречаются и более удивительные боги племени майя, как например богиня самоубийств, Иш-Таб. В отличие от христианства в религии майянцев самоубийство являлось благородным способом покинуть этот мир. Наложив руки на себя, человек автоматически обеспечивал себе попадание в местную версию рая. Добровольное жертвование жизни во славу богов племени майя получило такое широкое распространение именно благодаря специфическому, уникальному отношению к самоубийству. Еще одна значимая богиня, именуемая Иш Чебель Йаш, находящаяся в непосредственном в родстве с Иш Чель, была богиней пряжи, вышивки и ткацкого ремесла. Как некоторые другие боги племени майя Иш Чебель Йаш изображалась в пожилом возрасте. Ее образ - это старуха с одним зубом во рту.

Как и боги майя, солнце занимало не последнюю роль в жизни жителей американского континента. Говоря о майянской вере нельзя не вспомнить Кинич Ахау, идола Солнца, солнечного света, тепла и жизни. Боги племени майя обладали уникальной символикой; символ Кинич Ахау - четырехлистный цветок. Главенствующим на олимпе божествам народа майянцев была присуща своя атрибутика, так Ах Кин, Кинич Ахау на изображениях появлялся как человек с глазами необычной формы, квадратными или овальными, с одними лишь резцами во рту и татуировками в форме спирали, иероглифа дня, на носу и в уголках рта.

Редкие гравюры, изображающие богов племени майя представляли Канич Ахау, как юношу в самом расцвете сил. Ах Кин - тот редкий случай, когда богам племени майя не соответствовали их положительные образы. Казалось бы, воплощение Солнца - хорошее божество, прилагающее свои усилия к выращиваемому урожаю. Но нет, по мнению индейских жителей, засуха являлась воплощением гнева стихийного воплощения Солнца. Майя и их боги состояли в особенной связи и чтобы усмирить разбушевавшегося обитателя небес, в его честь устраивались празднования, неотъемлемой частью которых становились жертвоприношения.

Пантеон богов майя: культ стихий.

Для обычного крестьянина, работающего на полях, дождь играл жизненно важную роль, особенно в тех областях, где обыденностью являлись засухи, голодание и уничтожение урожая. Именно поэтому пантеон богов майя полнился существами, являвшимися олицетворением водной стихии. Одним из главных был Чаак, воплощение дождя, ливней и гроз. Легенды о богах майя говорят, что Чаак был владыкой шестого неба, шестой составляющей мира, что указывает на его особую роль в жизни древних майянцев. Всего было 13 миров майя, 13 богов, которые их возглавляли. Характерным признаком идола дождя, отличающим его от других высших существ, являлся знак топора. На гравюрах этот сверх человек изображался всегда стоящим в воде или под ливнем. Частым атрибутом Чаака являлся чан с водой, который он держит в левой руке.

Боги у майя ассоциировались с животными. Обитателями фауны, ассоциирующимися с водной стихией, были лягушки и более редкие черепахи (в некоторых случаях черепаха являлась символом земли и этого аспекта природы). Майянские жители верили, что своим кваканьем лягушка способна вызывать дождь. Жители Юкатана также полагали, что Чаак живет на дне сенота, особого колодца, являвшегося основным источником воды в городах, поэтому на дно сенота регулярно сбрасывались всевозможные подношения, в том числе и в виде человеческих жизней.

Пантеон богов майя был населен привередливыми обитателями. Индейцам регулярно приходилось прибегать к неординарным способам и средствам для того, чтобы получить благословение высших существ. Так, например, для призыва дождя, для получения снисхождения со стороны Чаака, люди разжигали костры при помощи каучука, дым которого был похож на дождевые тучи. Что касается более грозных стихийных представителей пантеона богов майя, то, похоже, что у Юкатанцев не было особых идолов, олицетворяющих молнию или грозу. Ответственность за эти аспекты стихии входила в функции божеств, считающихся покровителями воды. По крайней мере, об этом говорят записи испанцев, прибывших первыми к берегам Америки и изображения, в сочетании с описаниями, повелителей водной стихии. В пантеоне богов майя, такие божества, как Чаак, зачастую изображались с барабанами или топорами в руках, при помощи которых они вызывали гром, молнию и сопутствующие им явления.

Собственные покровители, божества, имелись и у майянских календарей, а также у каждого дня календарной системы. Календарь майя и боги, символизирующие его - это глобальная тема, требующая отдельного обсуждения. Отдельного разговора также заслуживают боги майя, предсказания, основывающиеся на мифологии древних обитателей Америки. Тема 2012 года, связанных с нею пророчеств очень и очень глобальна. По сути, боги майя, декабрь 2012 и древние предсказания имеют между собой много чего общего, но об этом не сейчас и не здесь. Имели своих покровителей и иероглифы, используемые на письме, также как и цифры, используемые индейцами в математике. Собственный идол был даже у числа Нуль, которое к слову было впервые введено в математическую науку именно майянской цивилизацией. Писания, рассказывающие, какими были боги майя, изображение, гравюра или фреска, облачающая их, ничего из этого не было обнаружено, пока.

Сведения, известные нам об обитателях олимпа индейцев Юкатана, получены из богатейших иконографических и эпиграфических источников, коими являются стелы, фрески, гравюры, алтари и другие артефакты, оставленные майянской цивилизацией. не поддаются подсчету, их было множество, в их числе имелись и более древние, принадлежащие предкам классических майянцев и новые, появившиеся на закате империи и даже те, что принадлежали отдельным племенам, локальным группам. Надежды на то, что когда-нибудь науке удастся пролить истинный свет на природу отношений между древними жителями Америки и их идолами, практически нет. Скорее всего, пантеон богов майя навсегда останется чем-то загадочным. Однако, исследования, направленные на получение ответа на вопрос: “боги майя, сколько их?”, - не прекращаются и сегодня. Кто знает, возможно, в недалеком будущем случится чудо и богатейшие наследие культуры народов Юкатана, уничтоженное испанцами, будет восстановлено хотя бы частично. А значит майя, их боги предстанут в истинном свете.