Русская православная церковь и зарубежная церковь объединяются. Русская православная церковь заграницей Вероучение и практика

Вчера в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении и восстановлении единства в Поместной Русской православной церкви.

Торжественную церемонию подписания посетил президент РФ Владимир Путин.

Дата подписания Акта, очевидно, была выбрана не случайно: в этом году на 17 мая приходится один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников - Вознесение Господне. По случаю сразу двух праздников в храме Христа Спасителя собралось около пяти тысяч верующих.

В заполненном народом храме царило тихое ожидание. Микрофоны и камеры телекомпаний нависали над выстроившимися в два ряда священниками. Всего в богослужении приняли участие около двухсот священнослужителей от обеих цервей. "Что там происходит?" - перешептывались журналисты в задних рядах. Наконец увидели и они: в храме появился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему навстречу двинулся глава Русской православной церкви заграницей митрополит Лавр. Патриарх прочитал молитву о единстве церкви, затем были оглашены постановления Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта о каноническом общении и сам документ. Первоиерархи в тишине прошествовали на амвон, где своими подписями скрепили окончательное воссоединение церквей.

"Свершилось историческое событие, которого ждали долгие, долгие годы, - сказал Патриарх Алексий II после подписания Акта. - Восстановлено единство Русской церкви. Это торжество драгоценно для церкви, собирающей чад своих, драгоценно для всего нашего народа. Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество". По словам Патриарха, этим событием также "символически поставлена последняя точка в драматической истории Гражданской войны".

А митрополит Лавр "в сей благословенный день и час нашего духовного общения" пожелал, чтобы "узы братства обеих частей Русской православной церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства в совместном служении Богу и русскому народу в Отечестве и рассеянии сущему".

Русская православная церковь заграницей отделилась от Московского патриархата в 20-х годах прошлого века. Часть иерархов, оказавшись за границей вместе с другими русскими эмигрантами, сочла для себя невозможным подчиняться священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях из-за атеистических гонений на Церковь в советской России. Предполагалось, что разделение церквей - явление временное, которое продлится до момента падения "безбожной" власти в России.

В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Русской православной церкви заграницей и передал главе РПЦЗ приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Приглашение было принято, и началось движение церквей навстречу друг другу. В мае 2004 года митрополит Лавр впервые посетил Россию в качестве главы официальной делегации РПЦЗ. Первоиерархи обеих церквей выразили желание достигнуть единства внутри Русской православной церкви. Они также совершили совместную молитву на Бутовском полигоне, бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, где в годы массовых репрессий были расстреляны десятки тысяч человек.

Вчера в храме Христа Спасителя Патриарх снова напомнил о той роли, которую сыграла в восстановлении единства церкви встреча Владимира Путина с иерархами РПЦЗ. "Они увидели в вас человека, преданного России, православного христианина, - обратился к президенту Алексий II. - Это было очень важно - после многих десятилетий, многих лет гонений увидеть человека, который несет служение своему народу".

На "молитвенную память о дне, который объединил всех нас", Патриарх подарил президенту складень с изображением Живоначальной Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Российских.

В своей речи Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении "событием поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения". "Возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", одной из духовной основ которого всегда была православная вера, - сказал он. - Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова, которое объединяет народ России. И потому восстановление единства Церкви служит и нашим общим целям".

Подписанный вчера "Акт о каноническом общении" провозглашает Русскую православную церковь за границей "неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви", которая самостоятельна в делах пастырских, просветительских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Глава РПЦЗ будет избираться ее Архирейским Собором и утверждаться Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Для приходов РПЦЗ, открытых на канонической территории Московского патриархата, предусмотрен пятилетний переходный период, в течение которого они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев.

А что означает это объединение для простых верующих? По образному выражению профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова, это событие имеет такое же значение, "как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести". С практической точки зрения объединение означает возможность для паствы обеих церквей не просто заходить друг к другу в храмы, но и вместе причащаться. Ранее из-за отсутствия евхаристического общения между церквями это было формально запрещено (впрочем, многие не соблюдали этого запрета, просто не зная о нем). А духовенство обеих церквей теперь сможет совершать совместные богослужения. Первое такое богослужение прошло уже вчера: после подписания Акта патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в сослужении владыки Лавра и других иерархов.

Хроника раскола и воссоединения Русской православной церкви

1919 год - в Ставрополе создано Высшее церковное Управление Юга России, находившегося тогда под контролем Белой армии. Вместе с составом разбитых частей армии Управление эмигрировало за рубеж.
1921 год - в Сербии, в местечке Сремки-Карловцы созванный эмигрантами Собор выступил с резким заявлением о неприятии Московского патриархата.
1927 год - обнародована декларация митрополита Сергия (Страгородского), провозглашавшая лояльность церкви к советскому государству. РПЦЗ окончательно разорвала отношения с Московским патриархатом.
2000 год - переломный для взаимоотношений церквей год. Юбилейный Архиерейский Собор прославил в лике святых целый сонм новомучеников, в том числе царскую семью, и принял социальную концепцию Русской православной церкви, которая говорила об отношениях между Церковью и государством.
Сентябрь 2003 года - президент Владимир Путин в Нью-Йорке передал главе РПЦЗ митрополиту Лавру приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Процесс восстановления отношений между Московским патриархатом и РПЦЗ активизировался.
Май 2004 года - состоялся первый в истории официальный визит в Россию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром.
Июнь 2004 - октябрь 2006 года - в ходе восьми совместных заседаний Комиссий по диалогу, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание принципиальных вопросов. В том числе Комиссии подготовили и основной документ - "Акт о каноническом общении".
Июль 2006, сентябрь 2006 года - Синод РПЦ и Синод РПЦЗ одобрили "Акт о каноническом общении".
Май 2007 года - в Москве в храме Христа главы двух ветвей Русской православной церкви подписали "Акт о каноническом общении", завершив тем самым процесс объединения.

Справка "РГ"

В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около 500 тысяч верующих из более чем 30 стран мира. В составе церкви 300 приходов в Америке, Европе и Австралии. Духовно-административный центр с 1950 года находится в Джорданвилле (близ Нью-Йорка, США).

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный , Первоиерарх , купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

— настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во отечестве и рассеянии сущим.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наук , это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов:


Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г. В центре на фото - основатель и предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний Храповицкий

Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм -- «этот культ убийства, грабежа и богохульства».) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием «контрреволюция» нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Исполнить это требование Русская Зарубежная Церковь не могла, так как оно означало отказ говорить правду о гонениях на Церковь в СССР (любое правдивое слово трактовалось советской властью как проявление нелояльности). Христианская совесть не позволяла русскому зарубежью принять условие Московской Патриархии, поскольку ясно было, что за ним стоит безбожная власть. Именно веления совести, а не какие-то властолюбивые, честолюбивые или иные греховные мотивы, характерные для настоящих раскольников, побудили большую часть русского зарубежного духовенства (как, впрочем, и значительную часть духовенства в России) уйти в оппозицию заместителю местоблюстителя. В результате Зарубежный синод заявил о прекращении административных отношений с митрополитом Сергием. Это не было расколом, поскольку главой Русской Церкви был не митрополит Сергий, а заключенный митрополит Петр, местоблюстительские права которого Зарубежная Церковь продолжала признавать и имя которого по-прежнему возносилось за богослужением в русских заграничных храмах. Конечно, с формальной точки зрения действия Карловацкого синода не были канонически безупречными, но и канонический статус митрополита Сергия был далеко небесспорен. Он действовал как полноправный первоиерарх Русской Церкви, в то время как в действительности был тогда лишь временным заместителем заместителя патриарха. Причем сам патриарший местоблюститель митрополит Петр не одобрял действий своего заместителя, которые тот предпринимал с 1927 года, и настойчиво призывал его из ссылки «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение». В дальнейшем РПЦЗ не приняла провозглашение митрополита Сергия местоблюстителем (в 1937 году) и патриархом (в 1943 году), считая эти акты неканоничными. Начавшаяся затем «холодная война» усугубила противоречия между двумя частями Русской Церкви, поэтому последующие московские патриархи со стороны РПЦЗ также признаны не были. В пылу развернувшейся полемики раздавались даже взаимные обвинения в безблагодатности, хотя до принятия официальных постановлений на этот счет дело не дошло. Наиболее трезвомыслящие церковные люди по обе стороны «железного занавеса» понимали искусственность навязанного политикой разделения. Незримые духовные нити продолжали связывать Церковь в Отечестве и за рубежом.

После падения коммунистического режима причины, приведшие в 1927 году к разделению, постепенно стали отпадать. В 2000 году в Москве состоялся Архиерейский собор, сформулировавший новые принципы отношений Церкви с государством: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви (чем советская власть усиленно занималась все время своего существования. -- иер. А. М.), а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… При наступлении гонений Церкви надлежит продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа». Такое твердое заявление Собора не могло не вызвать положительного отклика со стороны русского зарубежья. В 2001 году Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла) -- замечательный подвижник, сторонник восстановления единства Русской Православной Церкви. В 2004 году по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, переданному Президентом России В. В. Путиным, митрополит Лавр нанес первый официальный визит в Россию. В 2007 году был подписан Акт о восстановлении канонического единства двух частей Русской Церкви. Важно отметить, что принятие в общение иерархов РПЦЗ не сопровождалось требованием покаяния в якобы учиненном «расколе» (что имело место, например, при ликвидации обновленческого раскола в 1940-е годы). Были признаны все хиротонии, совершенные в РПЦЗ и полученные ее клириками церковные награды, что также не делается при приеме настоящих раскольников (тех же обновленцев в свое время принимали в том сане, который они имели до уклонения в раскол). Условия жизни Русской Церкви в ХХ веке (особенно в 1920-1930-е годы, когда произошло разделение) были чрезвычайными, не имевшими прецедентов в церковной истории. Оценивая произошедшие тогда события, нельзя формально оперировать канонами III-IX веков и видеть раскол там, где в действительности был поиск пути отстаивания церковной Истины.

В четверг утром, в православный праздник Вознесения Господня, в храме состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении, воссоединяющий Русскую православную церковь в России и за рубежом. Документ, содержание которого было зачитано в храме Христа Спасителя в присутствии всех собравшихся, подписали патриарх Московский и всея Руси и первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополит Лавр.

Первым на подписание под торжественный колокольный звон прибыл митрополит Лавр, вслед за ним — Алексий II. На церемонии также присутствовал президент .

Официальная делегация РПЦЗ прилетела из Нью-Йорка в Москву для завершения процесса воссоединения с РПЦ еще во вторник. Помимо делегации, возглавляемой митрополитом, в Москву на подписание объединительного документа приехали певчие сводного хора, представители духовенства и паломники из США.

В день объединения церквей-сестер в течение всей торжественной службы открыты царские врата храма Христа Спасителя, что обычно бывает только в пасхальную неделю. «Миряне хотят своими глазами увидеть, как это произойдет в первый раз, когда митрополит Лавр и зарубежные священники будут вместе с нашими впервые причащаться из одной чаши», — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей .

19 мая Алексий II вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове (на этом месте в годы сталинского правления было расстреляно большое число священнослужителей). Храм первоиерархи совместно заложили три года назад. И 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно совместное богослужение первоиерахов.

Все эти мероприятия подведут черту под трехлетним переговорным процессом о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но только с 2003 года встречи между делегациями стали регулярными. В течение трех последующих лет объединительный процесс набирал обороты. Сначала в России, в октябре 2004 года, высшее духовенство РПЦ, собравшись на Архиерейский собор, проголосовало за восстановление единства с Русской православной церковью за границей. А затем и за рубежом – в мае 2006 года Архиерейский собор утвердил резолюцию IV Всезарубежного собора о согласии РПЦЗ начать процесс воссоединения с РПЦ.

Правда, до принятия канонического акта, который бы официально определил новый статус РПЦЗ, тогда дело так и не дошло.

Предполагалось, что «Акт о каноническом общении» РПЦЗ и РПЦ примет Архиерейский собор зарубежной церкви в Сан-Франциско 15–19 мая 2006 года. Происходящее на соборе какое-то время оставалось неясным. Но так как одобрение документа казалось чем-то само собой разумеющимся, СМИ стали сообщать об этом еще до закрытия собора.

Однако вскоре выяснилось, что на самом деле сделано ничего не было: канонический акт был не принят, а лишь отправлен на доработку комиссий по преодолению разногласий. В итоге документ одобрили лишь в сентябре, на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке. А 7-10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, на котором были установлены дата и место подписания акта о каноническом общении и подписан документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». 26 декабря 2006 года и Священный синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении».

На каких условиях произойдет воссоединение, было обозначено год назад: зарубежная православная церковь дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви».

Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга. В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных.

Но эта автономия вряд ли будет постоянной. Не исключено, что стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10-15 лет, а после этого возможны разные сценарии, считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии . По его мнению, произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.

Вместе с тем, только договоренность об автономии РПЦЗ и позволила сгладить многие спорные вопросы, которые мешали процессу воссоединения — в том числе касающиеся недвижимости. Вопрос о спорной церковной собственности был одним из самых острых в переговорном процессе. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости православных приходов является патриархия, в РПЦЗ – прихожане. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества.

Некоторые «зарубежники», не таясь, говорили об опасениях, что административное объединение приведет к тому, что у РПЦЗ отберут ее храмы — поэтому решение об автономии стало компромиссом.

Существовали и менее болезненные, хотя также принципиальные расхождения. Зарубежные православные иерархи заявляли, например, о том, что их смущает участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей – руководящего органа экуменического движения, куда сейчас входят более 300 церквей из 100 стран мира, в основном православные и протестантские. Проблема в том, что протестантов в РПЦЗ недолюбливают, приравнивая их к сектантам.

Кстати, предстоящее объединение уже спровоцировало дробление в РПЦЗ. Часть клириков Зарубежной церкви по-прежнему опасаются, что объединение обернется просто поглощением, поэтому предпочитают уйти в раскол. И хотя большинство «зарубежников» все-таки за объединение, обстановка накануне подписания документа не самая спокойная.

Но, несмотря на все эти сложности, РПЦ и РПЦЗ нужны другу.

Московская патриархия твердо нацелена на воссоединение как на беспроигрышный вариант. Объединение, считают аналитики, даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всем земном шаре, а зарубежная православная церковь осознает необходимость такого шага, прекрасно понимая, что со времен первой волны эмиграции и паства РПЦЗ, и ее финансовые возможности заметно сократились.

Объединение русских православных церквей - личная победа и Владимира Путина, который приложил для этого немало усилий. К этому историческому событию русские священники шли долгих восемьдесят лет. Теперь их мечты стали явью. Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) и Русская православная церковь за рубежом (РПЗЦ), разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединяются. Об этом будет свидетельствовать Акт о каноническом общении РПЦ с РПЗЦ, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.

Однако не стоит думать, что данное событие исключительно внутрицерковное. Ведь объединяется не только церковь, но и ее многочисленная паства, разбросанная по всему миру. По сути именно сегодня будет поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на "красных" и "белых".

А это значит, что усиливается не только русское православие, но и Россия в целом, чье влияние в мире, бесспорно, возрастет. Неудивительно, что у объединения русской церкви нашлись как сторонники, так и противники, из-за чего процесс объединения порой напоминал детектив.

Слово Патриарха

О необходимости примирения Русской православной церкви c церковью зарубежной впервые заговорил еще в начале 90-х годов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Однако представители РПЗЦ предложение из Москвы встретили настороженно. Да и как могло быть иначе? Ведь они десятилетия боролись с церковью в СССР, обвиняя ее в служении безбожной власти и отходе от идеалов чистого православия.

И хотя в начале 90-х годов советская власть в России рухнула, а церковь поднималась с колен, иерархи РПЗЦ не спешили сближаться с Москвой. Даже несмотря на то, что многие из них могли сами увидеть, как в бывшей стране советов меняется отношение к церкви. Благо железный занавес рухнул и зарубежные священники стали наведываться на историческую Родину. Поначалу - инкогнито. Чтобы понять, не является ли возрождение церкви пропагандистской кампанией. К тому же надо было убедиться, что перемены в России всерьез и надолго.

Переломный момент

В 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ. Он произвел большое впечатление на зарубежных иерархов.

Во-первых, тогда к лику святых были причислены семья императора Николая II, царственных страстотерпцев (РПЗЦ канонизировала их еще в 1970-х годах) и более тысячи новомучеников российских.

Во-вторых, собор принял основу "Социальной концепции РПЦ", в которой были четко прописаны отношения церкви с государством. В документе, в частности, сказано: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

Кроме того, была осуждена богоборческая советская власть.

Перемены происходили и за рубежом. В 2001 году митрополит Виталий уступил пост первоиерарха РПЗЦ митрополиту Лавру, который был как раз одним из тех священников, кто инкогнито посещал Россию и думал о воссоединении.

Переговорный процесс

Однако за стол переговоров священники сели лишь 4 года назад. Во многом этому способствовала и российская власть. В сентябре 2003-го Владимир Путин встретился в Нью-Йорке (там находится штаб-квартира РПЗЦ) с предстоятелем зарубежной церкви митрополитом Восточно-американским и Нью-Йорским Лавром, и тот убедился, что верховную власть в России возглавляет не безбожник. А Путин, в свою очередь, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. И от себя лично, и от Патриарха Алексия II.

Уже через два месяца в Россию впервые приехала официальная делегация РПЗЦ. А в мае 2004 года с официальным визитом в Москву пожаловал и митрополит Лавр. Тогда он участвовал в ежегодном богослужении Алексия II на Бутовском полигоне в Москве. В годы репрессий здесь расстреляли свыше 20 тысяч человек, среди которых были сотни священников. И тогда же Алексий II и Лавр освятили закладку храма в честь Новомучеников российских.

А в конце 2003 года с обеих сторон были созданы комиссии, которые начали готовить объединение.

Сопротивление

Сегодня, когда все бумаги оформлены, сторонники объединения могут вздохнуть спокойно. Хотя их противники постоянно пытались вставлять палки в колеса. Например, отошедший от управления РПЗЦ в 2001 году митрополит Виталий спустя время решил вдруг "вернуть" себе правящий пост и потеснить настроенного на сближение с Москвой митрополита Лавра. Однако Лавр сохранил свой пост. А Виталию и его сподвижникам удалось отколоть лишь несколько общин. В 2006 году митрополит Виталий скончался.

Тем не менее его последователи не унимались даже тогда, когда уже была объявлена дата объединения. Поскольку на кону стояли и немалые богатства, и серьезное идеологическое влияние, которое Россия получает в результате воссоединения русских церквей. Ведь разбросанная по всему миру паства РПЗЦ почувствует себя неотъемлемой частью исторической Родины. А Россия с ее помощью ощутит себя геополитически сильнее.

И Московскому патриархату наверняка будет легче противостоять попыткам Константинопольского патриархата оторвать от России украинские епархии и бороться с раскольникам русской церкви, которых поддерживает США.

В конце концов дело дошло до самых грязных технологий. Накануне исторического момента в газеты был запущен слух о смерти Алексия II, который, по некоторым данным, распустили для того, чтобы сорвать подписание примиряющего Акта. В нескольких американских газетах даже были опубликованы призывы к священникам сдавать билеты в Россию, поскольку "из-за смерти Патриарха объединение не состоится". Но Патриарх, слава богу, жив-здоров, а все попытки сорвать объединение русской церкви провалились.

Как все будет происходить?

Акт о каноническом общении РПЦ И РПЗЦ будет подписан в храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром, после чего российские и зарубежные священники проведут первое совместное богослужение. Для праздничных торжеств в Москву прибыли более 70 священников зарубежной церкви.

По их просьбе во время службы Царские врата будут открыты даже во время причащения (как и в Пасхальную неделю). Это будет сделано, чтобы миряне могли видеть, как Патриарх Алексий II и митрополит Лавр впервые причастятся от одной чаши.

Завершатся торжества 20 мая богослужением в исторически главном кафедральном храме Руси - Успенском соборе Кремля, которое возглавит Алексий II. После этого зарубежные гости разъедутся по российским епархиям. Митрополит Лавр посетит Курск и Киев, а на Троицу совершит литургию в Троицком соборе Пачаевской лавры на Украине, который был построен первым главой РПЗЦ митрополитом Антонием Храповицким.

Что объединение сулит зарубежной церкви?

Согласно Акту о каноническом общении зарубежная церковь становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах.

Патриарх и Священный синод будут только утверждать избрание новых первых иерархов и епископов РПЗЦ. А архиереи РПЗЦ будут принимать участие в заседаниях Священного синода и Архиерейского собора РПЦ и на равных со своими собратьями из России решать все общецерковные проблемы.

Зарубежные священники также смогут служить литургию на горе Афон и на святой земле в Иерусалиме, чего раньше не могли. А символическая связь РПЦ и РПЗЦ будет выражаться в том, что на богослужениях за рубежом будет поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.

СПРАВКА "КП"

На сегодня у Русской православной церкви насчитывается 27 393 прихода. Половина из них - на территории России. Остальные - на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии...

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, паства РПЦ составляет около 150 миллионов человек.

Русская зарубежная церковь - это около 300 приходов, расположенных в основном в США и Канаде, а также в Австралии и Южной Америке. В Западной Европе Русская зарубежная церковь имеет приходы в Германии, Франции и Великобритании.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Русская православная зарубежная церковь с самого начала называла себя "белой церковью", а ту, что осталась на Родине, - "красной". А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России, охватывающее территорию, подконтрольную Белой армии. Когда белогвардейцы покидали Россию, вместе с ними эмигрировали и священники, решившие поддерживать русских изгнанников на чужбине. Так в 1920 году Высшее церковное управление оказалось в Константинополе. Затем, в 1921 году, Высшее церковное управление перебралось на территорию Соединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (впоследствии называвшегося Югославией). Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. А вскоре состоялось Всезарубежное церковное собрание, провозгласившее себя Всезарубежным собором, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. Поддержал собо
р и интервенцию против советской России.

После этого от Патриарха Тихона, который остался на Родине, требовали лишить сана зарубежных архиереев. Он этого не сделал. Но объявил, что их политические высказывания не отражают позиции Русской церкви.

В 1927 году (после смерти Тихона Русская церковь на долгие годы лишилась патриаршества) митрополит Сергий издал послание, которое стало окончательным яблоком раздора. В нем было заявлено, что церковь не вовлечена в политику, а в установлении советской власти действует не случайность, а десница Божия.

С тех пор зарубежная церковь прекратила все отношения с церковной властью в Москве.

Даже во время Великой Отечественной войны зарубежные священники открыто ликовали по поводу вторжения немцев в СССР.

Тогда как церковь на Родине разделила народное горе, а митрополит Сергий отлучил от церкви вставших на сторону фашизма священников. После этого в 1943 году Сергия принял Сталин и разрешил ему стать патриархом.

Но, несмотря на все разногласия, в действующем до сих пор положении о РПЗЦ от 1956 года говорится, что зарубежная церковь есть неразрывная часть Поместной Русской православной церкви, временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Россия станет сильнее

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

- Объединение Русской православной церкви - сверхпозитивное событие. Во-первых, оно позволит преодолеть многолетний раскол на "красных" и "белых". Фактически будет положен настоящий финал гражданской войне и коммунистическому правлению.

Во-вторых, объединение приведет к усилению политической роли Русской православной церкви. К тому же она станет более религиозной и чистой, так как в зарубежной церкви сохранились дореволюционные принципы.

В-третьих, становится возможным усиление российской внешней политики, поскольку у зарубежной церкви довольно много приходов. А это по сути неправительственные организации, которые играют серьезную роль в мире.

В общем, это объединение способствует укреплению единства страны и серьезному усилению России. И я считаю, что 17 мая 2007 года надо объявить праздником.

И еще я хотел бы отметить, что это большая личная победа Владимира Путина и его духовника протоиерея Тихона Шевкунова, которые выступили главными организаторами объединения.

Правда, эта победа может быть сбалансирована отколом Украинской церкви, который готовят Ющенко и Тимошенко. Эти процессы - часть большой политики, которая ведется против России.

Владыко МАРК, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

- Мы рассматриваем это событие прежде всего как символическое. В социальном смысле церковь (то есть люди, которые ее составляют) была разъединена. Люди в разных странах, имея одну веру, не могли совершать совместные богослужения. Теперь такая возможность появится. То есть церковь, которая говорит о мире и примирении, сама является примером примирения.

С другой стороны, это событие имеет еще и народное значение. Как говорит Патриарх Алексий, церковь отделена от государства, но не отделена от народа. А народ наш был расколот. Была атмосфера недоверия между теми людьми, которые находились в разных общинах. И это церковное объединение означает духовное объединение людей в разных странах мира, считающих себя православными русскими.