Самые древние иконы христианского мира. Самая старая икона

Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами». Вы также узнаете о символике икон Иоанна Крестителя, почему его называют «ангелом пустыни», а также о том, где именно в Киеве находится самый древний в мире образ Предтечи Господня.

Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.

Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках, образ Предтечи имеет все основные, узнаваемые и в наше время признаки – это человек средних лет с длинными темными волнистыми волосами и бородой. Он облачен во власяницу (хитон из верблюжьей шерсти) .

Крещение Господне. Италия. Равенна. Баптистерий ариан. VI в.

Что до моленных образов Иоанна (собственно икон), то самой древней из дошедших до нас можно считать икону, происходящую из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Некогда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века владыка Порфирий (Успенский).

Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко , где ныне эта икона пребывает).

Увы, мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Крестителя хранится именно в их городе .

Иоанн Креститель. Византия. VI в.

Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.

На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.

Со временем образ Иоанна Крестителя прочно вошел в деисусный чин , где Христу в молитвенных позах предстает сонм святых и ангелов. Наиболее близкими к Престолу Господнему неизбежно оказываются «честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов» Богородица и больший из рожденных женами - Иоанн.

Деисус (деисис). Мозаика. София Киевская. ХІ в.

Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.

Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение композиция «Моление Иоанна Предтечи в пустыне» .

Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.

Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития. Византия. XIII в.

С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке Предтечу начинают изображать с крыльями , что является графическим отображением пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3. 1), которое относится именно к Иоанну.

Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).

Это иконографическое изображение называется «ангел пустыни» .

Иоанн Предтеча ангел пустыни. Русь. Владимир. XVI в.

Москва. Музей им. Андрея Рублева

Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.

Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.

Иоанн Креститель. Фрагмент триптиха. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:

Иоанн Креститель. Старообрядческая икона. Невьянск. Кон. XIX в.

Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Афон, монастырь Хиландар

Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.


Код для вставки у блог / сайт

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

Издревле на Руси существовали иконописные центры, наряду с которыми существовали большие, средние и мелкие артели, работали иконописцы-передвижники и даже отдельные самобытные крестьянские мастера-самоучки. Естественно, что каждый из них обладал не просто особенным почерком, стилем, но и уровнем живописи, мастерством во владении кистью, в умении создавать особое настроение у зрителя, у молящегося человека. И именно этот уровень живописи сегодня оценивается теми, кто хочет купить икону с особым художественным подтекстом!

При этом особенно почитаются истинными собирателями иконы из признанных иконописных центров, таких, как Мстёра, Палех, Невьянск, особо ценятся старинные антикварные иконы Строгановских писем, иконы Русского Севера. Самые дорогие иконы будут, несомненно, принадлежать именно им - известным иконописным центрам, но и среди них будут особо выделяться иконы, чье происхождение подтверждено дополнительными данными, а именно - подписные экземпляры, у которых есть конкретный автор.

Продажа антикварных икон из известных иконописных центров для нас - дело ответственное, к которому мы подходим с трепетом и уважением.

И конечно, иконы Палех, Мстёра, Невьянск или Строгановские иконы будут стоить гораздо дороже, чем, например, Холуй, так как иконы Владимирских сел были рассчитаны на массового потребителя, а все остальные являлись изначально дорогими, эксклюзивными, предназначавшимися для состоятельных хозяев.

Это один из критериев, по которому лишь избранные образы можно охарактеризовать, как очень редкие антикварные иконы.

Другой критерий - иконографические сюжеты. Так, редкие иконы Божьей Матери будут стоить больше, чем изображения, растиражированные миллионными экземплярами. Казанская икона Божьей Матери, например, будет встречаться на антикварном рынке гораздо чаще, чем икона Богородицы Достойно есть, или Богородицы «Споручница хлебов»!

Интерес истинного коллекционера, ищущего редкости, всегда будет простираться дальше распространенных сюжетов. И чем дальше в стремлении найти уникальные, малотиражируемые в старь, сюжеты, ему удастся зайти, тем интереснее будет его коллекция, и тем дороже будет стоить каждый ее экземпляр!

Третий признак - идеальное состояние иконы, дошедшей до наших дней сквозь века. Только при хорошем состоянии они считаются полноценно раритетными.

Самые дорогие антикварные иконы России - это те, у которых все три критерия (принадлежность к известной иконописной школе (наличие сведений о конкретном мастере), редкость сюжета и коллекционное состояние) совпадут единовременно, будут отвечать современным требованиям серьезного коллекционного тренда.

Согласно этим критериям и формируется цена на антикварные иконы. Так было в прошлом, есть сейчас и будет в будущем на рынке любого антиквариата!

Редкие антикварные иконы - это эксклюзив, который Вы не сможете купить в другом антикварном салоне. Такие древности, сохранившиеся до наших дней, являются не только настоящими произведениями искусства, но и надежным инвестиционным инструментом, ведь закон антиквариата прост: цена на антикварные редкие предметы может только расти с течением времени, причем растет она очень быстро, многократно!

Антикварные иконы в салоне Наследие предков

На нашем сайте вы можете найти настоящие антикварные иконы, имеющие документы-атрибуции. Подлинность, культурная и коллекционная ценность и возраст старинных икон, представленных в нашем антикварном салоне, подтверждена заключением эксперта-искусствоведа - специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Тут мы собрали для Вас лучшие образчики русского православного религиозного искусства, которые украсят эксклюзивные, домашние коллекции и киоты, создадут в доме атмосферу необычайной благостности, добра, атмосферу патриархальной и верующей России прошлых веков!

Купить антикварные иконы Вы сможете любым удобным для Вас способом, но прежде Вы будете иметь возможность познакомиться с каждым старинным образом, рассмотрев качественные фотографии и прочитав подробное описание. Для нас очень важно самую полную информацию о каждой иконе, которую можно смело назвать шедевром!

На сегодняшний день древнейшей иконой, на которой изображен Христос (в иконографии Пантократора) является икона обнаруженная в Синайском монастыре в XIX в.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии – древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами, Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П. Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами – прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами. На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима – небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником – архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием. Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы. Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них – сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова – в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая – спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица – бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судне и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

Ученые находят в данной иконе влияние фаюмского портрета