Шестой крестовый поход участники. Пятый и шестой крестовые походы

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности около 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

1 крестовый поход

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

К рестоносцы Пятого похода заключили в 1221 г. с египетским султаном аль-Камилем (имя: Насир ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад, титул: Султан аль-Малик аль-Камиль I) мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет.

Между тем на Иоланте, дочери Марии Иерусалимской и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Фридрих в августе 1227 г. действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто.

Папа Григорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета.

Началась крайне вредная для интересов борьба между императором и папой. В июне 1228 г. Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират.

В Святой земле Фридрих восстановил укрепления и в феврале 1229 г. заключил договор с Аль-Камилем: султан уступил ему , и некоторые другие места, за что император обязался помогать Аль-Камилю против его врагов.

Chris 73 , Public Domain

В марте 1229 г. Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Аль-Камиля, умершего в 1238 г.

Осенью 1239 г. в прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, герцог Пьер Бретонский, Амальрих Монфортский и другие.

И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного властителя.

Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при . После этого многие крестоносцы покинули Святую землю.

Прибывшему в Святую землю в 1240 г. графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с айюбидским султаном аль-Маликас-Салих II) правителем Египета.

Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому.

Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюбидов привел к тому, что те призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 г. незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев.

После нового поражения христиан и их союзников Айюбиды взяли Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.

На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю.

Впрочем, проповедь крестового похода в продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.

Шестой крестовый поход (1228 - 1229 гг.) - поход в Святую землю войска крестоносцев под предводительством императора Священной Римской империи Фридриха II.
Возврат Дамьетты мусульманам в результате Пятого крестового похода был тяжелым ударом для папы Гонория III и всего мира.
Между тем громадное движение, которому дал волю папа Иннокентий III, еще не совсем затихло. Самый могущественный из всех, кто принял крест в 1215 году, император Фридрих II еще не исполнил своего обета. Все ждали, что он в скором времени двинется на Восток, и что поэтому в мирном договоре между Алькамилом и крестоносцами принято было условие, что мир может быть нарушен только каким-либо коронованным западным королем, который прибудет на Восток.
Молодой Фридрих II Штауфен принял крест в июле 1215 года по своему собственному желанию. Он был тогда побужден к этому, вероятно, религиозными и политическими соображениями. Незадолго перед тем он присоединил к своему сицилийскому государству немецкую королевскую корону с правом на римскую империю, и с этим он унаследовал все честолюбивые планы своего рода. Его душа была полна «благодарности за Божию милость» и его властительская гордость стремилась идти по пути Фридриха I и Генриха VI как в Европе, так и в Азии.

Поэтому он принес крестоносный обет частью из благочестия, частью, несомненно, из честолюбия, и, если религиозное настроение недолго держалось в его сердце, зато его стремление к распространению императорского могущества на государства Востока оставалось всегда одинаково сильно. 6
В 1220 г. его сын Генрих был избран немецким королем, а сам он был коронован императором.
Папа и кардиналы, которые со времени могущественного Иннокентия более чем когда-либо считали себя настоящими властителями мира, увидели, что такой соперник угрожает им и теснит их, и поэтому с радостью пользовались каждым случаем, чтобы приготовить могущественному государю какое-нибудь унижение.

Потеря Дамьетты прежде всего была виной кардинала Пелагия, следовательно как бы виной самой церкви. Церковь же старалась сделать ответственным за это поражение императора Фридриха II, так как он замедлил вовремя начать поход, и это утверждение, которое, как оно ни было неосновательно, нелегко было опровергнуть...
Теперь же, ради отмщения мусульманам и успеха следующего крестового похода , папа Гонорий даже был готов обратиться за помощью к императору Фридриху II, с которым у него были непростые отношения.
После смерти первой жены Фридрих II в 1225 г. женился на Изабелле, наследнице иерусалимского престола, тем самым выдвинув свои притязания на иерусалимскую корону. Фридрих обязался перед папой в течение двух лет платить жалованье двум тысячам рыцарей и снарядить корабли для переброски в Святую землю еще двух тысяч крестоносцев .
Кроме того, император обещал приготовить 150 кораблей для перевозки крестоносцев в Святую Землю и выдать королю иерусалимскому, патриарху и магистру немецкого ордена 100 тысяч унций золота на войну с неверными...
В марте 1227 г. умирает папа Гонорий, его приемником стал Григорий IX, который уже раньше был по большей части, душою папской политики.
Это был старик за 80 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он был исполнен пламенной энергии, кроме того, был родственником Иннокентия III и подобно ему старался всеми силами об утверждении христианской теократии.
В правление этого церковного государя должна была, при первом поводе, быстро разгореться давно грозившая открытая война между папством и императорской властью. 6
В августе 1227 г. в Бриндизи собралось большое войско рыцарей креста для похода на Иерусалим, но разразилась повальная эпидемия малярии.
Крестоносцы стали умирать тысячами, многие от страха возвращались назад.
Однако в начале сентября император отправил в Сирию сильный флот с частью крестоносного войска в 40 тысяч человек под предводительством герцога Генриха Лимбурского и через несколько дней сам последовал за отрядом. Но болезнь не пощадила и самого Фридриха, и его спутника ландграфа Людвига Тюрингенского. Вследствие этого Фридрих должен был вновь высадиться на берег при Отранто и по совету врачей отложил поход до выздоровления. Тогда папа Григорий IX - обвинил императора в вероломстве и отлучил его от церкви.
В окружном послании, извещая весь христианский мир об отлучении императора, папа изложил свой взгляд на вину Фридриха. Этот документ пропитан такой страстностью, что в нем императору приписаны такие поступки, которых никто не мог поставить ему в вину.

В нем говорилось, что Фридрих умышленно довел крестоносцев до голода и заразы под Бриндизи, чтобы не допустить крестового похода , что сама болезнь его – притворство, что он изменник веры Христовой.
Фридрих отнесся к вызову папы с достоинством и сознанием своей правоты. Не прибегая к резкости, он опроверг все обвинения папы и заявил, что поход будет исполнен в следующем году. 4
С этого момента между папой Григорием IX и императором Фридрихом II началась открытая война. Противники стоили друг друга: оба непомерно властолюбивые, неукротимые во мщении, всегда готовые взяться за оружие, равно опасные в словесных спорах и на поле брани. Война обещала быть долгой, жестокой и повергла в отчаяние весь христианский мир...
Григорий торжественно проклял Фридриха в соборе Святого Петра; Фридрих перетянул на свою сторону римское дворянство, которое изгнало папу из Вечного города. Григорий освободил всех подданных от присяги императору; Фридрих изгнал из Неаполитанского королевства тамплиеров и госпитальеров, грабил храмы и отправил войско для опустошения владений папы.
Сарацины, утвердившиеся в Сицилии, призванные под знамена христианского государя, сражались против главы христианской церкви – вся Европа, потрясенная подобным зрелищем, забыла о Крестовом походе ... 7
Лишь на следующий год император смог последовать за своим войском, но теперь уже это вызвало возражения папы, поскольку руководство походом ускользало из его рук. Всему миру он заявил, что государь, отлученный от Церкви, не может возглавлять , ибо он является не более как атаманом шайки разбойников. Фридрих не счел нужным препираться с посланцами папы и отбыл со своим небольшим войском на двадцати галерах, оставив своему наместнику в Сицилии право воевать или мириться с папой.
Положение дел на Востоке было таково, что Фридриху нельзя было ожидать помощи от местных христиан, которым мстительный Григорий IX переслал акт отлучения Фридриха от церкви вместе с запрещением повиноваться его приказаниям, поэтому, вступив на землю Палестины, Фридрих II сразу начал переговоры с султаном Мелик-Камелем.
Он отправил к султану посольство с подарками и предлагал ему сдать христианам Иерусалим без войны. Султан ответил со своей стороны посольством и уверениями в дружбе, хотя уклонился от разрешения вопроса об Иерусалиме. Блестящая образованность Фридриха, его интерес к научным достижениям арабов и знание арабского языка льстили мусульманам.
Начались переговоры, проходившие в сложной обстановке: мусульмане подозревали своего султана, христиане – своего императора. Вскоре взаимные подозрения усилились настолько, что Мелик-Камель скорее бы обрел пощаду у христиан, чем у мусульман. Обнаружилось и прямое предательство: однажды, когда император отправился купаться в водах Иордана, тамплиеры уведомили об этом Мелик-Камеля, посоветовав, как лучше захватить неосторожного монарха; султан Каирский переслал письмо это Фридриху...
С большим трудом победив упорство патриарха Иерусалимского и магистров рыцарских орденов, которые ссылались на акт отлучения Фридриха от церкви, Фридрих стал издавать приказы «во имя Бога и христианства» и тем побудил присоединиться к нему колеблющихся.
Первая цель Фридриха была укрепить Яффу и сделать в ней укрепленный лагерь для действий против Иерусалима. Занимаясь приготовлениями к походу в Иерусалим, Фридрих продолжал обмениваться посольствами с султаном и достиг того, что в феврале 1229 г. был заключено десятилетнее перемирие, на время которого мусульмане уступали христианам город Иерусалим с правом владеть им как своей собственностью, за исключением той части, где находится мечеть Омара; в эту последнюю остается свободный доступ для мусульман.
Кроме Иерусалима султан уступал христианам Вифлеем, Назарет, Торон и весь путь от Иерусалима к Яффе и Акре. Взамен Фридрих давал обещание защищать султана от всех его врагов, хотя бы то были и христиане, и не допускать, чтобы князья Антиохии, Триполи и других сирийских городов нападали на султана. 4
Единомышленники папы Григория IX, патриарх иерусалимский Герольд, иоанниты и тамплиеры с крайним раздражением отнеслись к этому акту. Ведь император вел с мусульманами переговоры, вместо того, чтобы с ними драться; он не только дружелюбно принял послов Мелик-Камеля, но, искусно пользуясь своими богатыми познаниями, вольнодумно диспутировал с ними о метафизических проблемах и дерзко высказал в смелых, шутливых и насмешливых речах свой религиозный индифферентизм.
Кроме того, хотя мир возвращал христианству священные места, но большая часть Иерусалимского государства все-таки оставалась в руках язычников, а оборонительный союз с Мелик-Камелем обязывал императора давать подкрепление против своих собственных единоверцев.
В храме Гроба Господня 18 марта 1229 г. Фридрих, отлученный от церкви, сам возложил на себя иерусалимскую корону.
Но Фридрих не мог долго оставаться в Иерусалиме, который оглашался проклятиями в его адрес, и вернулся в Птолемаиду (Палестина), где, впрочем, также нашел непокорных подданных, поскольку патриарх и духовенство наложили на город интердикт на все время пребывания в нем императора; уже не раздавалось ни звона колоколов, ни церковного песнопения, печальное безмолвие царило повсюду.
По необходимости Фридрих вступил в мирные переговоры с жителями Птолемаиды, но они не дали положительных результатов и лишь ожесточили императора: он повелел запереть городские ворота, запретил подвоз хлеба, изгнал тамплиеров и выпорол нескольких непокорных монахов-доминиканцев. Естественно, что и в Птолемаиде Фридрих чувствовал себя неуютно...
В связи с получением из Италии известия, что папа освободил итальянцев от присяги императору и ввел войска в Сицилийское королевство, он вынужден был оставить Палестину и 1 мая отплыл из Аккона назад, в Южную Италию.
Высадившись в Бриндизи, он скоро возвратил к повиновению отложившиеся от него города и затем нанес несколько поражений папским отрядам. Несмотря на новые отлучения и на призыв бороться против врага веры и церкви, папа не получил подкреплений, и голос его не возбуждал ревности в Европе. Ему пришлось подчиниться...
23 июня 1230 г. был заключен мир в Сан-Джермано, по которому Григорий IX освобождал Фридриха от церковного отлучения и признавал его заслуги в деле крестового похода . Со своей стороны император отказался от своих завоеваний в римской области и предоставил духовенству сицилийского королевства свободу выборов на епископские кафедры. 4
Император Фридрих II сумел достичь немногого, а главное - ему не удалось решить проблему с Кипром. Он намеревался включить Кипр в свое Сицилийское королевство - этот остров был важным опорным пунктом по пути на Ближний Восток, но кипрские бароны выступили против его планов.
Впрочем, Фридрих был более озабочен тем, чтобы снова быть принятым в лоно церкви, а потому воплотить в жизнь все свои честолюбивые замыслы ему так и не удалось. 2
Фридрих достиг цели на Святой земле не войной, а дипломатией: ему удалось заключить договор с мусульманами, но завоевания Фридриха II оказались временным успехом.
После отъезда Фридриха из Палестины сейчас же обнаружилось, что созданный им на Востоке порядок не мог считаться обеспеченным. Прежде всего, христиане не могли спокойно владеть Иерусалимом, со всех сторон окруженным мусульманами, которые нередко нападали на европейских пилигримов, врывались в Иерусалим и ставили в большое затруднение христиан. Требовалась помощь извне, чтобы удержать Святые места.


Затем среди сирийских христиан начались новые раздоры, которые частью имели своим основанием ряд мероприятий, по необходимости поспешных, какими Фридрих желал утвердить свою власть на Востоке. Так, в качестве иерусалимского короля император должен был оберегать интересы своего наследника Конрада, рожденного от Изабеллы, а между тем к иерусалимскому наследству предъявила притязания Алиса, мать Кипрского короля Генриха и внучка прежнего иерусалимского короля Амальриха.
Более серьезным соперником Фридриха выступил Иоанн Ибелин, владетель Бейрута, который имел сильных приверженцев среди местного дворянства и духовенства и явился в их глазах освободителем Востока от тирании Фридриха.
Назначенные Фридрихом в Кипре и Иерусалимском королевстве наместники подверглись гонениям и притеснениям; против них призван был Иоанн Ибелин, который лишил их власти и начал вводить на Востоке новую систему управления.
В 1231 г. Фридрих собирался послать в Иерусалим военный отряд для восстановления своих прав, но это вызвало сопротивление в среде баронов и духовенства как в Иерусалиме, так и на Кипре. Правда, благодаря миру с папой, император имел на своей стороне авторитет церковной власти, и достиг того, что церковь Гроба Господня была открыта для богослужения, иерусалимское духовенство подчинилось его распоряжениям, а Конрад был признан наследником иерусалимского престола, но в общем состояние дел на Востоке было далеко не утешительное и не соответствовало тем громадным жертвам, которые понесены были европейским миром.
Чтобы удержать Иерусалим в руках христиан, требовались еще новые жертвы... 4
В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство было полно войн и грабежей. Наконец, в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, взяла Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.
Растущая разобщенность христиан в Святой земле позволяла возрожденному Египетскому султанату уничтожать один оплот франков за другим...

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазоль М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Мишо Ж. «История крестовых походов »
6. Куглер Б. «История

Крестовые походы Нестеров Вадим

Шестой крестовый поход (1228–1229)

Шестой крестовый поход

Он проходил под руководством германского императора и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена. Фридрих был одним из образованнейших государей своего времени: владел греческим, латинским, французским, итальянским, немецким и арабским языками, интересовался естественными науками и медициной. Всю жизнь он собирал книги на разных языках и оставил после себя очень большую библиотеку.

Приняв крест еще в 1215 г., Фридрих в 1227 г. вышел в море в направлении Святой земли, но был вынужден вернуться из-за начавшейся в войсках эпидемии, и тогда папа отлучил его от церкви. В 1228 г. король все же добрался до Палестины, где действовал путем не военных столкновений, а дипломатии, причем добился значительных успехов с помощью переговоров. В обмен на обещание военной помощи аль-Камилю он, по Яффскому соглашению, заключенному 11 февраля 1229 г., получил Иерусалим.

Людовик IX во главе крестоносцев. Источник: Гийом де Сен-Патю, «Житие Людовика Святого»

Соглашение учитывало взаимные интересы: мечети Омара и аль-Акса оставались у мусульман, а храм Гроба Господня возвращался христианам. Исполнив обет – вступив в Иерусалим, Фридрих отплыл на родину. Однако уже при наследниках аль-Камиля соглашение было нарушено, и в 1244 г. Иерусалим вновь попал под власть мусульман.

Попытки возвращения христианам святых мест продолжал французский король Людовик IX Святой, организовавший Седьмой (1248–1254) и Восьмой (1270) крестовый походы.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

«Царь пагубы» Шестой крестовый поход 1228–1229 В этом походе не случилось сколько-нибудь значительных сражений. Однако по своим итогам шестой стал одним из самых успешных европейских крестовых воинских вылазок на Восток. А интересен он более всего витиевато закрученной

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

II. Третий крестовый поход Ричард I Львиное Сердце (Из «Хроники Амбруаза») ...Французский король собрался в путь, и я могу сказать, что при отъезде он получил больше проклятий, чем благословений... А Ричард, который не забывал Бога, собрал войско... нагрузил метательные

автора Успенский Федор Иванович

7. Шестой Крестовый Поход Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Третий крестовый поход В 1187 г. египетский султан Саладин (12) отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимского королевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, в котором участвовали германский император Фридрих

автора

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

8. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА II ГОГЕНШТАУФЕНА (1228–1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250 гг.), основатель Неаполитанского университета (1224 г.), был самым известным римско-германским императором из дома Гогенштауфенов

Из книги История Крестовых походов автора

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 9 Шестой крестовый поход (1227–1229 гг.)

Из книги Священная Римская империя: эпоха становления автора Бульст-Тиле Мария Луиза

Глава 43 КОНСТАНЦСКИЙ МИР И ШЕСТОЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД После падения Генриха Льва император находился на вершине своего могущества. Авторитет, которым императорская власть Штауфенов в то время пользовалась далеко за пределами Германии, ярко продемонстрировало придворное

Из книги Крестовые походы. Том 2 автора Грановский Александр Владимирович

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Крестовый поход Императора Фридриха II Гогенштауфена (1228-1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой, Фридрих II (1212-1250 гг.) был самым известным римско-германским Императором из дома Гогенштауфенов, память о котором, расцвеченная многочисленными легендами, сохранилась

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XXI Шестой крестовый поход и битва при Ла-Форби Предводителем Шестого крестового похода, начавшегося в 1228 году, был Фридрих II. Это был интересный, неординарный человек: он бегло говорил на шести языках, включая арабский. Мусульмане любили и уважали его по следующим

Который не исполнил обета идти на освобождение Святой Земли, данного им на своей коронации в Ахене (1215 г.) и откладывал выступление туда с года на год. Однако Фридрих принял титул короля иерусалимского (хотя действительный король, Иоанн, был его тестем) и немедленно отправил в Палестину епископа Амальери для принятия присяги от иерусалимских баронов.

В 1227 г. огромная масса крестоносцев (из одной Англии около 60 тысяч человек) собралась на юге Италии, в Апулии, чтобы выступить в Шестой Крестовый поход. Крестоносцы ждали лишь императора. Скопление столь значительного числа людей, большей частью непривычных к жаркому климату, повлекло за собою страшное развитие чумы, от которой весьма многие погибли, а другие бежали домой. Вследствие этого, Фридрих, прибыв в августе 1227 г. в Бриндизи, нашел крестоносное войско уже значительно ослабленным. Крестоносцы были немедленно посажены на суда и отплыли, а за ними 8 сентября тронулся и император, но через 6 суток он снова вернулся в гавань Бриндизи. В немедленно отправленном папе донесении Фридрих объяснил свое возвращение болезнью и противными ветрами. Но папа Григорий IX , крайне рассерженный и не веривший в действительность болезни императора, 17 ноября 1227 г. публично отлучил его от церкви.

Император, однако, обратил на это отлучение очень мало внимания. Он не оставил своего намерения отправиться в Святую Землю, тем более, что тогдашняя политическая обстановка на Востоке весьма благоприятствовала делу освобождения Гроба Господня. Сыновья султана Мелик-Адиля, незадолго до этого сплотившиеся ввиду опасности, грозившей Египту, теперь снова стали враждовать между собою. Один из них, египетский султан Мелик-Камиль, обратился даже к Фридриху, прося у него помощи против своих братьев и обещая за это Иерусалим. Большая часть прежних крестоносцев уже рассеялась. Фридриху II пришлось искать новых, а этому всячески противодействовал Григорий IX, ясно доказывая тем, что он свои личные интересы ставил выше святого дела освобождения Гроба Господня. Вследствие этого Фридрих, при всей своей энергии, мог собрать весьма незначительное число крестоносцев, с которыми и отплыл в Шестой Крестовый поход на 40 галерах в августе 1228 г. из Бриндизи.

7 сентября 1228 г. Фридрих прибыл в гавань Акры и был торжественно встречен патриархом и народом. Но вслед за ним приехали в Палестину посланцы от папы и обнародовали тяготевшее над императором отлучение. Тогда духовенство и вообще палестинское население стало относиться к императору враждебно. Узнав о прибытии Фридриха, султан Мелик-Камиль отправил к нему послов с богатыми подарками и сам направился с армией в Палестину, имея целью захватить Дамаск, владетель которого только что умер. Император немедленно вступил с Камилем в переговоры об уступке христианам Иерусалима. Но переговоры шли не так успешно, как можно было ожидать: Камиль, видимо, испугался возможности слишком тесного вмешательства германского императора в дела Востока.

Фридрих II и султан Камиль. Миниатюра XIV века

Тогда Фридрих, желая скрыть затянувшиеся переговоры (это могло скомпрометировать его в глазах христиан), одобрил намерение крестоносцев укрепить бывшие в их руках города, а также овладеть городом Яффой (Иоппией), весьма важным, как ближайший к Иерусалиму порт. Захват Яффы тем более входил в планы императора, что обладание этим городом приближало его к египетскому султану, с которым он вел переговоры. Но, но причине тяготевшего над Фридрихом отлучения, иерусалимские рыцари (тамплиеры и иоанниты ) согласились идти с императором лишь при условии, что все приказания будут исходить не от имени Фридриха, а во имя Бога и святой церкви. Так как император не согласился на это, ему пришлось двинуться к Яффе лишь с 10 тысячами пехоты (силы, неудовлетворительные и по числу и по составу: отсутствие конницы при противнике, богатом ею). К чести рыцарей, сознание долга и важности дела пересилило в них желание служить интересам папы: они последовали за Фридрихом на некотором расстоянии, так что при необходимости всегда могли поддержать его. Скоро и император, не желая рисковать разделением сил, уступил требованию рыцарей .

15 ноября 1228 г. крестоносцы заняли Яффу и приступили к укреплению этого города. При выступлении к Яффе, участники Шестого Крестового похода взяли с собою продовольствия только на время похода до неё. Остальные припасы они рассчитывали подвезти позднее морем уже во взятый город. Это было крайне неосторожно: Яффы они могли и не взять, тогда не хватило бы продовольствия на обратный путь; кроме того, море, завися от погоды, – крайне неверная коммуникационная линия. И действительно, сильная буря задержала в море флот, везший продовольствие, вследствие чего крестоносцы Шестого похода стали терпеть крайнюю нужду, приписывая свои невзгоды решению следовать за отлученным императором. Многие думали даже оставить ряды армии, но к счастью вскоре ветер стих, и ожидаемый транспорт в Яффу прибыл.

Тем временем переговоры с султаном продолжались. Обе стороны желали мира: император – по причине вражды к нему палестинских христиан (был даже заговор против его жизни) и слухов о нападении войск папы на его европейские владения; Камиль – в виду угрожающего положения, принятого армией нового дамасского султана. Поэтому 18 февраля 1229 г. было заключено перемирие на 10 лет, по которому христиане получили Иерусалим и прочие святые места. Договор этот, несмотря на то, что им без кровопролития достигалась цель Шестого Крестового похода, возмутил всех, и особенно иерусалимского патриарха, без ведома которого он состоялся. Патриарх запретил богослужение в Иерусалиме на время пребывания в нем императора и этим еще увеличил раздоры между христианами.

Королевство Иерусалимское (обозначено жёлтым цветом) после договора 1229

Между тем единство последних было весьма необходимо. Дамасский султан Давид не признал уступки Иерусалима, и важно было воспользоваться раздорами между сарацинами, чтоб окончательно укрепить за собою Святую Землю. Несмотря на непризнание договора, император 17 марта 1229 г. вступил в Иерусалим, где, ввиду отказа патриарха, сам возложил на себя иерусалимскую корону. Возросшая враждебность палестинских христиан к Фридриху заставила его через два дня вернуться в Яффу, но он и здесь был встречен недовольством. Озлобленный император стал жестоко преследовать неприязненное ему духовенство. Вскоре вести из Европы о нападении папы на владения Фридриха заставили его 1 мая 1229 г. отправиться на родину. Отъезжая, он не принял мер для упрочения святых мест за христианами. Этим и окончился Шестой Крестовый поход. Отъезд Фридриха, пользовавшегося большим влиянием на сарацин, благодаря своим хорошим отношениям к султану Камилю, заметно ослабил положение христианской колонии в Святой Земле, которое ухудшалось еще и постоянными раздорами между рыцарскими орденами и императорским наместником.

Шестой Крестовый поход, замечательный по отсутствию боевых столкновений между враждующими сторонами, совершенно незаметен в военном отношении. Гораздо интереснее этот походсо стороны политики: он показал её значение на войне и важность личных отношений между главными вождями (плохие отношения императора и папы вредили делу; хорошие же между императором и султаном, напротив, помогали). Еще важнее то, что Шестой Крестовый походрельефно охарактеризовал отношения между властями папской и императорской. Первая явно склонялась к упадку: даже отлучение от церкви не лишило императора возможности отправиться на Восток. Ещё одним очевидным выводом из событий этого похода стало охлаждение Европы к идее Крестовых походов.