Словарная работа презентация по поэме мцыри. "Мцыри – романтический герой"

На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задачи: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

Задачи урока Дать характеристику Мцыри. Проникнуть в замысел автора. Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Тезаурус Образ в литературе – Романтизм – Романтический герой - х удожественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. о браз героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её (у активных романтиков). х удожественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г.Белинский

Почему Лермонтов не даёт подробного описания жизни Мцыри в монастыре?

В чём смысл жизни у монахов у Мцыри

Какова цель побега Мцыри? Что значит для Мцыри быть свободным? На какие вопросы Мцыри пытается ответить во время побега? С какими интонациями в голосе Мцыри описывает увиденную природу?

Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с грузинкой?

Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Какое место занимает в поэме данный эпизод?

Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные? Итак, третий день свободы Мцыри. Какие события пережил он за эти дни? Какие чувства испытал? Сравните 22 и 11 главы. Как изменилось восприятие Мцыри? С помощью каких средств автор показывает, что у героя осталось мало сил?

Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви?

Почему Мцыри можно назвать романтическим героем? Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

Сравните высказывание И.Андронникова о М.Ю.Лермонтове с высказыванием В.Г.Белинского о Мцыри (эпиграф к уроку). Обоснуйте своё мнение строчками поэмы. « И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…»

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нём лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нём – лермонтовская обречённость». Е.И.Анненкова

О чём ещё заставила задуматься вас поэма Лермонтова «Мцыри»? Какие вопросы вы задали бы Мцыри, если бы вам представилась такая возможность?

Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по поэме «Образ Мцыри» или «Картины природы в создании образа героя поэмы «Мцыри». Жизнь Лермонтова, как и героя его поэмы, была коротка. Чем, по-вашему, измеряется ценность жизни? – письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.

Задачи:

  • Обучающая : сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
  • Развивающая : развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
  • Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.

Тип урока: комбинированный

Методические приёмы:

  • Беседа по вопросам,
  • Комментарии учителя,
  • Анализ текста,
  • Выразительное чтение,
  • Работа в группах.
  • Составление кластера.
  • Предварительная работа:

Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям

Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.

Время реализации занятия - 45 минут

Вид медиапродукта : наглядная презентация учебного материала

Целесообразность использования медиапродукта:

  • Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала
  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Помощь в достижении развивающих задач урока.

Ход урока

I. Oргмомент.

II. Погружение в тему.

1. Работа над понятием романтизм

2. составление опорной таблицы.

III. Основная часть.

1. Лермонтов и Кавказ

2. Работа по группам 1-2

3. Подбор ассоциаций к картинам

4. Работа по группам 1-4

IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.

V. Домашнее задание. Выставление оценок.

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.

2. Погружение в тему.

  • Учитель : Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
  • Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
  • Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
  • Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
  • Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
  • (работа с раздаточным материалом) слайд 5-7 Приложение №1
  • Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
  • Субъективность повествования.
  • Герой - второе “Я” писателя.
  • Культ чувства.
  • Культ личности.
  • Столкновение исключительной личности и государства.
  • Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
  • Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
  • Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
  • Повесть, дневник, письма.
  • Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
  • Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
  • Поэма, баллада, элегия, роман, повесть

Составление таблицы. Слайд 8

III. Основная часть.

Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10

Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11

Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15

Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2

Слайд 17-19

Задание для групп

МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

2 группа:

Восстановите сюжет:

  1. Русский генерал привёз пленного ребёнка.
  2. Жизнь мальчика в монастыре.
  3. Бегство из монастыря.
  4. Три дня полных жизни.
  5. Возвращение в монастырь
  6. Исповедь героя.
  7. Смерть героя.

Гимнастика для глаз

1. Поморгать глазами

2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз

3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.

Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3

Вопросы к тексту:

  1. Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
  2. Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
  3. Как это его характеризует?
  1. Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
  2. Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему?
  3. Почему герой стремится на Родину?
  1. Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
  2. Найдите описание грузинской девушки.
  3. Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
  4. К какому выводу он приходит?
  1. Найдите описание встречи с барсом.
  2. Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
  3. Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?

Слайд 21-22

IV. Подведение итогов.

Просмотр Презентации. И составление кластера.

Слайд 23-35

V.Домашнее задание.

Выставление оценок. Слайд 36


Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.









Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.


Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…


Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…







Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из истории создания поэмы « Мцыри» Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. в Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Композиция «Мцыри» очень своеобразна: 1-2 гл.- авторская экспозиция 1 гл.- рассказ о заброшенном монастыре, присоединении Грузии к России. 2 гл. - рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне. 3-26 гл. - исповедь героя 3-8 гл.- лирическая экспозиция – исповедь Мцыри 9- начало 24 гл. – основная часть поэмы-рассказ о днях вне монастыря: встреча с грузинкой, бой с барсом. 24-26 гл.- лирическое окончание монолога -предсмертная просьба Мцыри. .

Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура. Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью.

Особенности композиции и сюжета 1 . Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. … Я мало жил, и жил в плену… … Она мечты мои звала От келий душных и молитв… … Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»? Задание: выписать цитаты Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Каким мы видим Мцыри на воле? Важнейшие эпизоды поэмы, где Мцыри действует: о его бегстве из монастыря во время грозы, о попытке найти дорогу в родной край, о встрече с грузинкой, о борьбе с барсом. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! «Что делал я на воле? Жил!»

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе? Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура Выбор цитат

Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Почему погиб Мцыри? … тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Главный идейный вывод поэмы Лучше гибель, чем смиренность и покорность судьбе; лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в рабстве.


Презентация к уроку по поэме Лермонтова "Мцыри"

Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

Мцыри (в переводе с грузинского) неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».

Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов? Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: « On n’a qu’une seul patrie » (Отчизна бывает только одна) Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Историческая справка

Словарь крылатых слов и выражений Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю». Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть». Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Джвари (Крестовый монастырь), воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым... «Там, где сливаяся шумят, Обнявшись будто две сестры Струи Арагвы и Куры Был монастырь...»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова Основа сюжета (2 варианта) Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели - усыпальница грузинских царей. Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге). Основа сюжета

ПЕТР ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843 Пётр Захаров-Чеченец

Презентация к уроку по поэме Лермонтова " Мцыри " Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.