В территориальном море прибрежное государство осуществляет. Правовой статус территориального моря и прилежащей зоны

Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет; во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море. Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море. Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства.

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи; если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;



♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т. п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.



В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, включая права России в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления. К внутренним морским водам относятся воды:

♦ портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

♦ заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

♦ заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов (с шириной входа в них более чем 24 морские мили), которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в издании «Извещения мореплавателям».

Законодательство России определяет правила плавания и пребывания военных кораблей в военно-морских базах и пунктах базирования, условия захода, в том числе вынужденного, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты России, а также правила мирного прохода военных кораблей. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 г., а также Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. являются фундаментальными концептуальными документами, на которых строится современная деятельность Российского государства как великой морской державы.

Прилежащая зона включает воды, примыкающие к территориальным водам и совместно с ними имеющие ширину не более 24 морских миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его территории или территориальных вод; б) для наказания за нарушения вышеупомянутых законов и правил в пределах его территории или территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 33).

В современном международном праве известны следующие виды прилежащих зон:

♦ таможенная, устанавливаемая в целях борьбы с контрабандой;

♦ фискальная, устанавливаемая в целях предотвращения нарушения финансовых правил;

♦ иммиграционная, предназначенная для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев;

♦ санитарная, служащая предотвращению распространения через морские границы эпидемий и различных инфекционных заболеваний;

♦ зоны уголовной и гражданской юрисдикции, предназначенные для задержания нарушителей за правонарушения, оговоренные уголовным и гражданским законодательством прибрежного государства.

Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории. Суверенитет прибрежного государства на них не распространяется. Этим прилежащие зоны отличаются от территориального моря. Отличие заключается еще и в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение специальных задач. Если, например, прилежащая зона установлена только в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.

Прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод. Прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.

Экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориальных вод и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль. В отличие от территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства и входящего в состав его государственной территории, экономические зоны не находятся под суверенитетом прибрежного государства. Это относительно новая категория морских пространств, имеющих особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции ООН по морскому праву.

Прибрежное государство, не обладая суверенитетом в экономической зоне, пользуется суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также управления этими ресурсами (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 56). Другие государства не могут использовать ресурсы экономической зоны без согласия прибрежного государства, даже если оно само их не использует. Другие государства пользуются в экономической зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, учитывая при этом права и обязанности прибрежного государства. Свобода судоходства в экономической зоне распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания – это составная часть свободы судоходства. Осуществляя свободу военного мореплавания, государства должны уважать правовой режим экономических зон, установленный прибрежным государством и Конвенцией ООН по морскому праву.

Разграничение пределов экономической зоны осуществляется на основе соответствующих соглашений. Например, российско-литовский договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (1997) определил линию разграничения, которая начинается от точки пересечения внешних границ территориальных морей России и Литвы и проходит до точки пересечения с границей исключительной экономической зоны и континентального шельфа третьей стороны по прямым линиям (локсодромиям). Географические координаты точек линии разграничения рассчитаны во Всемирной геодезической системе координат (1984). В случае если линия разграничения проходит через нефтегазовое месторождение, то стороны этого договора регулируют все возникающие вопросы на основе дополнительных соглашений, соблюдая права каждого из государств на природные ресурсы его исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Прибрежное государство в экономической зоне разрешает и регулирует создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 60). Оно обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований, результаты которых являются всеобщим достоянием. Другие государства или международные организации могут проводить такие исследования только с согласия прибрежного государства.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет статус этой зоны, суверенные права и юрисдикцию России и условия деятельности в ней. В исключительной экономической зоне Россия осуществляет:

♦ суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления этими ресурсами, атакже в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;

♦ суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр. Эта деятельность ведется в соответствии с законами «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.;

♦ исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;

♦ исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Россия осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

♦ юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь своими национальными интересами. Наша страна не препятствует осуществлению судоходства, полетов, реализации иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации: регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву отсчёт ширины территориального моря производится:

1. от линии наибольшего отлива;

2. от условной линии внешней границы внутренних морских вод;

3. от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Например, в России исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

ь линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

ь прямая исходная линия, соединяющая наиболее удалённые в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

ь прямая линия, проводимая поперёк устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на её берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

ь прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.

Определение территориального моря также относится ко всем островам России.

Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчёта территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям».

Если берега 2-х государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая её точка является равностоящей, от которых отмеряется ширина территориального моря. Государства с учётом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения.

В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря.

Правовой режим территориального моря

Территориальное море, его дно, недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права. Пограничные войска и силы военно-морского флота прибрежного государства, осуществляют охрану государственной границы на море. Территориальное море имеет большое значение для международного судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Понятие мирного прохода

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы, вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход является мирным, поскольку им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Понятие мирного характера прохода включает ряд требований, которые должны выполняться проходящим судном:

v уважение суверенитета прибрежного государства;

v воздержание от угрозы силой или её применения против этого государства;

v соблюдение других общепризнанных принципов и норм международного права;

v ненанесение экономического ущерба, включая воздержание от промысла живых и минеральных ресурсов и другой промысловой деятельности;

v соблюдение всех норм в области сохранения морской среды;

v отказ от какого-либо изучения и обследования среды;

v отказ от помех любым навигационным и иным сооружениям и установкам прибрежного государства;

v воздержание от любой иной деятельности, прямо не относящейся к проходу.

Право мирного прохода через территориальное море установлено для всех судов, как не военных, так и военных. Необходимо иметь в виду, что право мирного прохода всех судов в достаточно обширных территориальных водах не означает того, что они могут проходить в любых их районах. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в его территориальном море, а также временно приостанавливать в определённых его районах осуществление права мирного прохода иностранных судов для обеспечения своей безопасности (вступает в силу после объявление об этом в «Извещениях мореплавателям»). Оно вправе потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через территориальное море, пользоваться этими установленными и предписанными правилами прохода судов. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

Например, одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Необходимо отметить, что в законах, принятых некоторыми государствами содержатся отступления по вопросу о режиме территориального моря от положений, предусмотренных в Конвенции ООН по Морскому Праву. Например, в законах ряда государств установлен не мирный проход военных кораблей через территориальные воды, а разрешительный (Пакистан, НДР Йемен, Кения, Бирма, Сомали, Шри-Ланка) или уведомительный порядок (Гайана, Маврикий, Сейшельские острова, Индия).

Нарушение мирного прохода

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море, указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

v угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

v любые маневры или учения с оружием любого вида;

v любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

v любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

v подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

v подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

v погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами прибрежного государства;

v любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства прибрежного государства и нормам международного права;

v любую рыбопромысловую деятельность;

v проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

v любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок прибрежного государства;

v любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами прибрежного государства.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Юрисдикция в территориальном море

Как было выяснено ранее, территориальное море является суверенной частью прибрежного государства, а его внешняя граница - государственной границей прибрежного государства. Следовательно, прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция осуществляется в определённых случаях.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершённым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

Ш последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

Ш преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

Ш капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратиться к местным властям с просьбой об оказании помощи;

Ш такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в этот перечень включает также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлечённых на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращённое к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причинённые военным кораблём прибрежному государству, государство флага несёт международную ответственность.

Согласно федеральному закону «О Государственной границе РФ» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право предложить:

Ш показать свой флаг, если он не поднят;

Ш произвести опрос судна о целях захода в эти воды;

Ш предложить судну изменить курс, если он ведёт в запретный для плавания район;

Ш остановить судно и произвести его досмотр, если оно не подчиняется требованиям изменить курс.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведётся непрерывно.

Пограничные войска и силы военно-морского флота, осуществляя охрану государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям, самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.

морской право территориальный международный

Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс, шириной до 12 морских миль, находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Согласно требованиям норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море. Подавляющее большинство государств установило территориальное море шириной от 3 до 12 морских миль включительно.

Отдельные страны, в своё время, воспользовавшись положением (пробелом в международном праве), приняли ширину более 12 морских миль (Ангола - 20, Нигерия - 30, Камерун, Мадагаскар - 50, Мавритания - 70). Некоторые государства Латинской Америки и Африки заявили о распространении своего суверенитета на обширные районы открытого моря - до 200 морских миль (Панама, Сальвадор, Никарагуа, Чили, Сомали и др.). Это явилось захватом пространств открытого моря и создавало препятствие для их свободного использования другими государствами.

В настоящее время подавляющее большинства государств исходит из того факта, что в международном праве сложилась обычная норма, каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определённых в соответствии с Конвенцией ООН по Морскому Праву 1982 г.

Что касается нашего государства, то согласно Конституции РФ определение статуса территориального моря РФ относится к ведению РФ, а федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подробно регламентирует порядок и условия использования пространства России.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (это -- нормальные исходные линии), а также прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов (расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря). Прямая исходная линия для отсчета ширины территориального моря соединяет соответствующие точки на побережье, обозначенные прибрежным государством.

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.

В соответствии с международным правом суда любого государства, как прибрежного, так и не имеющего выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море любого другого государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К действиям, совершаемым судами при проходе через территориальное море, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок или безопасность государства, относятся: угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; любая рыболовная деятельность; проведение исследовательской ил и гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать, после заблаговременного опубликования должной информации, осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, т.е. должно действовать в отношении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов.

При этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (Международной морской организации), особые характеристики судов, интенсивность движения судов.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, в том числе и военными кораблями. Подводные лодки, другие подводные средства должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права. Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый порядок; 3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту. Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-право вые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется, как и во внутренних водах, иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность в случае причинения военным кораблем (или государственным судном, используемым в некоммерческих целях) ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства о мирном проходе.

Вопрос о юрисдикции в территориальных морях решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного государства. Вместе с тем если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, международную ответственность несет государство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в территориальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориальное море, или в территориальном море во время осуществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает никаких действий по осуществлению уголовной юрисдикции, если преступление совершено на борту иностранного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного прибрежного государства.

В Конвенция 1982 года устанавливается два исключения. Они относятся к нарушению законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случаям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориальном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе принимать любые меры для ареста этого судна и расследования на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распространяются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после выхода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Американский военный корабль нес службу в Тихом океане. Недалеко от его нахождения упал в воду австралийский военный самолет. Моряки поспешили на помощь и спасли пилота. Он нуждался в медицинской помощи. Капитан военного корабля обратился к российским компетентным органам с просьбой зайти в порт Владивосток. Не дождавшись ответа, военный корабль вошел во внутренние морские воды России, а затем и в порт.

Будет ли такой заход нарушением режима внутренних вод Российской Федерации?

Такой заход не будет нарушением, так как в соответствии со статьей 9. Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты

1. Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и морские порты - заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

доставки спасенных людей;

необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно, иностранный военный корабль или другое государственное судно обязаны покинуть морской порт, внутренние морские воды и территориальное море после получения разрешения на выход у должностного лица, указанного в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона, по согласованию с должностным лицом федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностным лицом таможенного органа.

Это примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам морской пояс, над которым прибрежное государство в соответствии с международным правом осуществляет суверенитет и юрисдикцию, при условии соблюдения общего права на мирный проход иностранных судов. Допустимая ширина территориального моря менялись с течением времени.

В традиционной юридической литературе встречается большое разнообразие точек зрения на правовой характер территориального моря. С одной стороны, территориальное море рассматривалось всего лишь как совокупностью юрисдикционных прав, но оставалось res communis и, следовательно, находилось за пределами национального владения (взгляд, приписываемый Карво). С другой стороны, территориальное море считалось находящимся под абсолютным суверенитетом и владением прибрежного государства, за исключением права прохода для судов всех наций (Бинкершок). Между этими крайними взглядами находилась концепция, согласно которой территориальное море являлось совокупностью сервитутов, а прибрежное государство не было ни его владельцем, ни его сувереном (Ла-Праделлом).

Современное представление, по-видимому, основано на компромиссе между исключительном правом прибрежного государства на допуск иностранных судов в свое территориальное море и правом других государств на свободный от излишних ограничений проход судов. В Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 года говорится, что суверенитет государства «распространяется на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем» (ст. 1), на «воздушное пространство» над ним, «равно как и на поверхность и недра его дна» (ст. 2), который должен «осуществляется с соблюдением постановлений настоящих статей и других норм международного права» (ст. 1.2). Положения статьи 2 по сути отражают ту же самую позицию. В независимости от доктринальных разногласий, очевидно, что, поскольку международным правом допускается суверенитет государств над территориальным морем, государство может рассматривать эти воды как часть своей территории.

Историческое развитие правовых норм.

Ширина территориального моря.

В прошлом лишь незначительное число стран имели непосредственный интерес к Мировому океану. В XVI и XVII веках такие государства, как Испания, Португалия и Англия, претендовали на территориальный суверенитет над обширными районами Мирового океана, главным образом с целью монополизации рыболовства, торговли и коммуникации. Как реакция на концепцию территориального суверенитета, Гуго Гроций в своей работе Mare Liberum (1609) провозгласил принцип «свободы морей», который в целом признавался действительным в течении трех последующих столетий. Таким образом, с той поры продолжается состязание между государствами, заявляющими об необходимости установления господства над морскими пространствам, и государствами, выступающими против подобных претензий.

Даже в то время признавалось, что каждое прибрежное государство для своей защиты имеет право распоряжаться определенными районами примыкающего к его берегу моря. Таким образом, с самого начала развития морского права мировым сообществом была признана необходимость защиты разумных интересов прибрежных государств и с этой целью им разрешалось расширить свои границы на установленное расстояние в сторону моря. Даже Гуго Гроций допускал, что принцип «свободы морей» не должен применяться к морским пространствам, примыкающим к берегу.

Ключевой момент дискуссии был связан с шириной морского пояса, находящегося под контролем прибрежного государства, называемого территориальным морем. Поскольку расширение государственной границы в сторону моря обуславливалось принципом защиты, его величина соответствовала дальности стрельбы береговой артиллерии. Дальность стрельбы в то время, когда данная норма была сформулирована Бинкершоком, равнялось одной морской лиге или трем морскими милями. Ввиду того, что правило о трехмильной ширине являлось лучшим компромиссным решение между прибрежными государствами и мировым сообществом, оно к 1900 году было признано и принято большинством государств, претендующих на территориальное море. Некоторые государства и ученые даже стали рассматривать его в качестве нормы . Однако, как в доктрине, так и в практике не существовало единого мнения. Публицисты и государства часто расходились в своих взглядах относительно пределов территориального моря. Требования по расширению территориального моря стали раздаваться все настойчивее, особенно после 1914 года.

К 1930 году, году Гаагской конференции по кодификации международного права, ряд прибрежных государств предъявили претензии на более чем трехмильное расстояние. Однако на Конференции никаких положений относительно ширины территориального моря принято не было. Между конференциями 1930 и 1958 годов («Конференции по морскому праву») было сильное давление в пользу признания гораздо более широкой полосы территориального моря, поскольку море стало все более расцениваться не только в качестве транспортного и коммуникационного пути, но и как места разработки экономических ресурсов. Действительно, к 1958 году расходящаяся практика государств уже нарушила универсальность трехмильной нормы в территориальных морях. в комментарии к своему окончательному проекту документа «Ширина территориального моря» была обязана зафиксировать, что практика государств в отношении делимитации территориального моря не была единообразной и что международное право не допускает белее чем двенадцатимильную ширину. Практика государств непосредственно перед Конференцией ООН по морскому праву 1958 года (ЮНКЛОС I) свидетельствовала о том, что государства претендовали на расстояние от 3 до 200 миль. Поскольку мера разногласия были слишком велика, ЮНКЛОС I и ЮНКЛОС II (1960), а также итоговые конвенции вопрос о ширине территориального моря решить не смогли.

Следует отметить, что на ЮНКЛОС I многие государства безуспешно требовали признания расширения территориального моря на 12 миль. На ЮНКЛОС II в 1960 году компромиссное предложение о расширении территориального моря до шести миль с исключительной рыболовной зоной еще на шесть миль принять не удалось. Впоследствии все большее число государств расширило свои территориальные моря до 12 миль, и консенсус мирового сообщества сместился к этой позиции. Однако к началу ЮНКЛОС III в 1973 году проблема оставалась неразрешенной. В ходе предварительных обсуждений в Комитете по морскому дну, подготавливавшего почву для конференции, стало очевидно, что государства готовы принять двенадцатимильную ширину при условии удовлетворительного решения проблем, связанных с прохождением иностранных судов через территориальное море и проливы, используемые для международного судоходства. По мере работы конференции на основе компромиссов вопрос о широте территориального моря был решен. Согласно новой Конвенции по морскому праву 1982 года максимально допустимая ширина территориального моря устанавливается равной двенадцати морских миль.

Методы делимитации.

Как только ширина территориального моря была урегулирована, появился следующий вопрос: с использованием каких методов следует ее измерять. Установление отправной точки на берегу там, где граница между сушей морем четко определяется, затруднений не вызывает. Исходная линия в самом простом случае – это линия наибольшего отлива, следующая за изгибами побережья. Однако трудности возникают тогда, когда берег окружен островами либо изрезан отмелями или скалами.

Исторически отметка уровня малой воды была отправной точкой, от которой отмеряется ширина территориального моря. Данный вопрос подробно рассматривался в Международном суде (МС) в деле о рыболовстве (Великобритания против Норвегии, 1951). Большое внимание в указанном деле было отведено вопросу: является ли метод делимитации прямыми базисными линиями, применяемый Норвегией для определения внешней границы участка его территориального моря, действительным в международном праве. Суд одобрил традиционную технику использования отметки для определения ширины территориального моря, но ему пришлось решать: соответствует ли искомая отметка отметке уровня малой воды материка или «skjaergaard » (норвежский термин, охватывающий многочисленные острова, островки, скалы и рифы). Поскольку skjaergaard был просто продолжением норвежского материка, Суд постановил, что при делимитации пояса норвежских территориальных вод в качестве базисной линии допускается принять внешнюю линию skjaergaard . Суд отметил, что данное решение было «продиктовано географическими реальностями» и, кроме того, в расчет принимались «особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением». Данное дело вызвало значительное количество негативных комментариев. Его результаты нашли свое отражение в Конвенции о территориальном море 1958 года.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря по-прежнему считалась линия наибольшего отлива вдоль берега, и эта норма была закреплена в ст. 3 Конвенции 1958 года. От данного положения возможно отступление «в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов» (ст. 4). В таких случаях «может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие пункты». В статье 4.4 Конвенции добавлен критерий, изначально сформулированный в деле о рыболовстве, то есть возможность учитывать «особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением». В статье 6 устанавливается внешняя граница территориального моря как «линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря».

Данные положения были перенесены в Конвенцию по морскому праву 1982 года (см. ст. 4–7). Конвенции 1958 и 1982 годов определяют острова как естественные участки суши, окруженные водой, которые находится выше уровня воды при приливе (ст. 10 и 121 соответственно). Территориальные моря островов определяются в соответствии с вышеуказанными положениями.

Вопрос о делимитации территориального моря архипелагов не удалось урегулировать на Конференции 1958 года. В соответствии с Конвенцией 1982 года для государств-архипелагов вводится отдельный правовой режим. Такие государства имеют право на территориальное море (ст. 48), которое определяется согласно требованиями ст. 47, предусматривающей возможность проводить «прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов». В отдельных положениях указанной Конвенции уделяется внимание рифам (ст. 6), внутренним водам (ст. 8), устьям рек (ст. 9), заливам (ст. 10), портам (ст. 11), рейдам (ст. 12) и осыхающим при отливе возвышениям (ст. 13).

В отношении делимитации территориального моря между государствами с противолежащими и смежными побережьями обе конвенции предусматривают, что при отсутствии соглашений между ними ни одно государство не имеет права распространять свое территориальное море за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако эти положения не применяются в тех случаях, когда в силу исторических сложившихся правовых оснований или иных обстоятельств возникает необходимость провести разграничение территориального моря иным образом (ст. 12 Конвенции 1958 года и ст. 15 Конвенции 1982 года).

Полномочия государств в отношении территориального моря.

Прибрежные государства претендуют на властные полномочия над территориальным морем, квалифицируемые, как правило, как суверенные, которые прежде всего охватывают право ограничивать или регулировать прохождение иностранных судов, право устанавливать и обеспечивать порядок ведения практически всех видов деятельности в данном районе и право на исключительную эксплуатацию ресурсов. Противоположное требование, выдвигаемое от имени мирового сообщества, обычно выражается в виде права на мирный проход или права на использование международных водных путей. Морское право стареется найти разумный баланс между соответствующими интересами прибрежного государства и потребностями международного судоходства.

Полномочия государств над иностранными судами подчиняются . Это право, основанное на обычном праве и признанное большинством специалистов международного права, остается в силе и в настоящее время. Оно подкрепляется решением Международного суда по делу о проливе Корфу, где Суд предписал территориальному государству не допускать использование своих вод таким образом, которым может причинить ущерб интересам других государств, и сообщать в интересах судоходства в целом о существовании любых опасностей для навигации, о которых известно.

Данные нормы были включены в Конвенцию 1958 года о территориальном море (ст. 14). Вместе с тем положения Конвенции были слишком общими и оставляли на усмотрение прибрежных государств большую свободу действий. С расширением границ территориального моря до 12 миль возникла необходимость сформулировать более четкие определения как права мирного прохода, так и суверенных полномочий прибрежного государства в отношении регулирования такого прохода способных согласовать потребности прибрежного государства с интересами международного судоходства. Действующие в настоящее время нормы были уточнены и согласованны на ЮНКЛОС III.

В Конвенции 1982 года приводится более четкое определение условий, при которых прибрежное государство не может отказать в праве на мирный проход, и содержится перечень вопросов, в отношении которых прибрежное государство может принимать имеющие обязательный характер законы и правила для судов, осуществляющих право на мирный проход, например: регулирование движения судов, установление морских коридоров и предписание схем разделения движения, защита сооружений и установок и т. д. (ст. 21.1, 22, 25).

Особенно важным значением обладают положения, касающиеся власти прибрежного государства устанавливать и обеспечивать исполнение законов о предотвращении загрязнения морской среды, которые также могут применяться к иностранным судам, осуществляющим право мирного прохода. Однако такая власть подчиняется двум условиям: во-первых, законы прибрежных государств могут не применяться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты (статья 21.2). Во-вторых, прибрежное государство не должно предъявлять каких-либо требований к иностранным судам, которые на практике лишают или нарушают их право мирного прохода или приводят к дискриминации по форме или по существу судов отдельных государств (ст. 24). Прибрежные государства также обладают исключительным правом регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Другие государства могут проводить подобные исследования только с выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях (ст. 245).

Еще одна проблема, обсуждавшаяся в ходе ЮНКЛОС III, заключалась в предложении обусловить право мирного прохода военных судов в территориальном море требованием получения предварительным разрешением или, по крайней мере, направления предварительным уведомлением прибрежного государства. Конвенция 1982 года, так же, как Конвенция 1958 года, опускает это требование и в отношении мирного прохода не содержит каких-либо различий между военными и торговыми судами. Данный вопрос продолжает регулироваться обычным правом, хотя среди государств существуют различные мнения относительно его точного содержания; большинство, по-видимому, выступает за необходимость предварительного уведомления или разрешения.

С расширением территориального моря до 12 миль на большое число проливов, используемых для международного судоходства, распространилось действие режима территориального моря прилегающих государств. Кроме того, полномочия, предоставляемые прибрежным государствам в соответствии с новым режимом проливов, значительно ухудшали свободу передвижения военно-морских и военно-воздушных сил основных морских держав. Эти державы, неудовлетворенные обычным правом мирного прохода, в качестве цены за признание расширения территориального моря в 12 миль потребовали права свободного и беспрепятственного прохода, соответствующего режиму открытого моря. В качестве компромиссного варианта в Конвенцию 1982 года (часть III) была включена концепция «транзитного прохода», то есть свободы судоходства, подразумевающей, что подводные лодки в отличие от режима мирного прохода не обязательно должны следовать на поверхности, и свободы пролета «единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив» (ст. 38).

В Конвенции 1982 года также излагаются применимые к иностранным судам правила, касающиеся осуществления прибрежным государством уголовной и гражданской юрисдикции в пределах своего территориального моря (ст. 27 и 28).

Существует общее согласие о том, что компетенция прибрежного государства в отношении своего территориального моря включает право исключительного контроля над всеми его ресурсами, в особенности над рыбными, имеющими в настоящее время важное значение. Этот консенсус подтверждается многочисленными правовыми документами, включая две вышеупомянутые конвенции по морскому праву.

Современное правовое положение.

В целом правовой режим территориального моря в соответствии с положениями Конвенции 1982 года принципиально не отличается от правового режима Конвенции 1958 года, за исключением того, что были добавлены некоторые новые компоненты. Максимальная ширина территориального моря была установлена равной 12-ти морским милям. К положениям, касающимся исходной линии, добавлены некоторые новые элементы. Кроме того, более детально проработаны и изложены положения, касающиеся содержания права мирного прохода, регулятивных прав прибрежного государства и обязанностей государства флага в отношении мирного прохода. В новой Конвенции отдельно оговаривается , а также архипелажных вод. Также существуют различия в порядках осуществления таможенной и налоговой юрисдикции над морскими сооружениями и в правах, связанных с прилегающей зоной.

Актуальные правовые проблемы.

Действующее морское право отражает сбалансированный компромисс интересов прибрежных государств и интересов других государств в отношении полномочий над территориальным морем. Несмотря на предусмотренные в Конвенции 1982 гола балансы и гарантии, в будущем могут возникнуть споры, например, по степени дискреции прибрежных государств при определении имеет или нет конкретный проход мирный характер. Некоторые положения Конвенции содержат ссылки на национальные законы и правила (см. ст. 21), что оставляет место для будущих разногласий. Большое число споров может возникнуть по вопросам делимитации границ между соседними государствами, урегулирование которых по выбору конкретной стороны может осуществляться в обязательном порядке. В некоторых кругах продолжают оставаться сомнения, должны ли военные суда подчиняться традиционным требованиям о необходимости предварительного уведомления или получения разрешения. Могут также возникнуть конфликты в отношении эксплуатации судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества. Проблемы, касающиеся границ территориальных вод в замерзших морях, по большей части остаются не решенными.

Контрольная работа

по дисциплине: Международное морское право

на тему: Территориальное море

г. Омск 2009г.


Введение. 3

I.Классификация морских пространств. 4

II… Понятие и ширина территориального моря. 5

III… Особенности отсчёта ширины территориального моря. 6

IV… Правовой режим территориального моря. 8

1. Понятие мирного прохода. 8

2. Нарушение мирного прохода. 10

3. Юрисдикция в территориальном море. 12

Заключение. 15

Список используемой литературы: 17


Достаточно одного взгляда на карту нашей планеты, чтобы убедиться в том, что не суша, а Мировой океан определяет лицо нашей планеты. Вода занимает 71%, суша 29% всей поверхности Земли. Роль Мирового океана в жизни человеческого общества чрезвычайно велика.

Мировой океан – это международные морские пути, имеющие огромное значение для социального, экономического и культурного развития всех стран и народов. Это так же источник несметных биологических и минеральных ресурсов, которые представляют большой практический и научный интерес для всего человечества.

В комплексе наук, изучающих Мировой океан и межгосударственные отношения, складывающиеся в процессе использования морских богатств, с каждым годом все большее значение приобретает международное морское право. Его нормы начали формироваться ещё в эпоху рабовладельческого строя, а дальнейшее развитие мореплавания, созревание капиталистического способа производства и появление буржуазных производственных отношений породили потребность в регулировании мореплавания и рыболовства, установлении режима морских пространств путём заключения многосторонних Конвенций, международных соглашений и договоров.

Конвенции ООН по Морскому Праву 1958г и1982 года (подписана более чем 150 государствами) стали важным этапом кодификации и прогрессивного развития международного морского права. Уточнения и изменения в режиме морских пространств, закреплённые в них, оказывают самое непосредственное влияние на режим международного судоходства.

Целью моей работы является изучение понятия территориального моря. Задачей будет дать определение территориального моря, каким образом осуществляется отсчёт ширины территориального моря, рассмотреть режим судоходства, определить какой правовой статус занимает это морское пространство по отношению к прибрежному государству, какая юрисдикция и кем может осуществляться в территориальном море.


Весь Мировой океан можно условно разделить на три основные юридические категории морских пространств:

1. являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства, в пределах которой действует его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2. не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчинённые его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3. не подчинённые ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море).

Возвращаясь к теме работы, рассмотрим более подробно территориальное море.

2. Понятие и ширина территориального моря

Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс, шириной до 12 морских миль, находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Подавляющее большинство государств установило территориальное море шириной от 3 до 12 морских миль включительно.

Отдельные страны, в своё время, воспользовавшись положением (пробелом в международном праве), приняли ширину более 12 морских миль (Ангола – 20, Нигерия – 30, Камерун, Мадагаскар – 50, Мавритания – 70). Некоторые государства Латинской Америки и Африки заявили о распространении своего суверенитета на обширные районы открытого моря – до 200 морских миль (Панама, Сальвадор, Никарагуа, Чили, Сомали и др.). Это явилось захватом пространств открытого моря и создавало препятствие для их свободного использования другими государствами.

Современная практика подавляющего большинства государств исходит из того факта, что в международном праве сложилась обычная норма, каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определённых в соответствии с Конвенцией ООН по Морскому Праву.1982г.

Что касается нашего государства, то согласно Конституции РФ определение статуса территориального моря РФ относится к ведению РФ, а федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» подробно регламентирует порядок и условия использования пространства России.


Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву отсчёт ширины территориального моря производится:

1. от линии наибольшего отлива;

2. от условной линии внешней границы внутренних морских вод;

3. от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Например, в России исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

Линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

Прямая исходная линия, соединяющая наиболее удалённые в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

Прямая линия, проводимая поперёк устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на её берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

Прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.

Определение территориального моря также относится ко всем островам России.

Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчёта территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям».

Если берега 2-х государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая её точка является равностоящей, от которых отмеряется ширина территориального моря. Государства с учётом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения.

В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря.

4. Правовой режим территориального моря

Территориальное море, его дно, недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права. Пограничные войска и силы военно-морского флота прибрежного государства, осуществляют охрану государственной границы на море. Территориальное море имеет большое значение для международного судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Понятие мирного прохода

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы, вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход является мирным, поскольку им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Понятие мирного характера прохода включает ряд требований, которые должны выполняться проходящим судном:

Уважение суверенитета прибрежного государства;

Воздержание от угрозы силой или её применения против этого государства;

Соблюдение других общепризнанных принципов и норм международного права;

Ненанесение экономического ущерба, включая воздержание от промысла живых и минеральных ресурсов и другой промысловой деятельности;

Соблюдение всех норм в области сохранения морской среды;

Отказ от какого-либо изучения и обследования среды;

Отказ от помех любым навигационным и иным сооружениям и установкам прибрежного государства;

Воздержание от любой иной деятельности, прямо не относящейся к проходу.

Право мирного прохода через территориальное море установлено для всех судов, как не военных, так и военных. Необходимо иметь в виду, что право мирного прохода всех судов в достаточно обширных территориальных водах не означает того, что они могут проходить в любых их районах. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в его территориальном море, а также временно приостанавливать в определённых его районах осуществление права мирного прохода иностранных судов для обеспечения своей безопасности (вступает в силу после объявление об этом в «Извещениях мореплавателям»). Оно вправе потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через территориальное море, пользоваться этими установленными и предписанными правилами прохода судов. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

Например, одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты.Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Необходимо отметить, что в законах, принятых некоторыми государствами содержатся отступления по вопросу о режиме территориального моря от положений, предусмотренных в Конвенции ООН по Морскому Праву. Например, в законах ряда государств установлен не мирный проход военных кораблей через территориальные воды, а разрешительный (Пакистан, НДР Йемен, Кения, Бирма, Сомали, Шри-Ланка) или уведомительный порядок (Гайана, Маврикий, Сейшельские острова, Индия).

Нарушение мирного прохода

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море, указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

Угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами прибрежного государства;

Любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства прибрежного государства и нормам международного права;

Любую рыбопромысловую деятельность;

Проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

Любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок прибрежного государства;

Любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами прибрежного государства.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.


Как было выяснено ранее, территориальное море является суверенной частью прибрежного государства, а его внешняя граница – государственной границей прибрежного государства. Следовательно, прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция осуществляется в определённых случаях.

Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершённым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

Капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратиться к местным властям с просьбой об оказании помощи;

Такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в этот перечень включает также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлечённых на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращённое к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причинённые военным кораблём прибрежному государству, государство флага несёт международную ответственность.

Согласно федеральному закону «О Государственной границе РФ» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право предложить:

Показать свой флаг, если он не поднят;

Произвести опрос судна о целях захода в эти воды;

Предложить судну изменить курс, если он ведёт в запретный для плавания район;

Остановить судно и произвести его досмотр, если оно не подчиняется требованиям изменить курс.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведётся непрерывно.

Пограничные войска и силы военно-морского флота, осуществляя охрану государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям, самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.

Заключение

В средние века считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, и ширина территориальных вод определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», то есть три морские мили. По прошествии многих исторических этапов, сегодня суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем, ширина которого не должна превышать 12 морских миль. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

Принцип суверенитета государства над территориальным морем в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с ним каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Вопрос о юрисдикции в территориальном море решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных судов – действует принцип иммунитета; но если он не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства вправе потребовать немедленно покинуть пределы его территориального моря.

Уголовная юрисдикция осуществляется в пределах Конвенции ООН. Гражданская юрисдикция прибрежного государства может осуществляться при наличии оснований после выхода судна из внутренних вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то гражданская юрисдикция может осуществляться только в силу обстоятельств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода.

Таким образом, на современном этапе развития международного морского права установились нормы, которые необходимо учитывать в целях мирного сосуществования, сотрудничества и развития всех государств во всём мире, даже тех государств, которые не имеют своего собственного морского берега.

Список используемой литературы

1. Г.А.Анцелевич Международное морское право. Учебник. Киев. 2004г.

2. В.Н.Гуцуляк Международное морское право (частное и публичное). Учебное пособие. М.,2003г.

3. С.А.Гуреев Международно-правовые проблемы судоходства на современном этапе. Сборник научных трудов. Л., 1987г.

4. Г.В.Игнатенко, О.И.Титунов Международное морское право. Учебник. М., 2006г.

5. А.Л.Колодкин Морское право и международное сотрудничество. М., 1991г.

6. М.И.Лазарев Актуальные проблемы современного международного морского права. М., 1972г. «Наука».

7. Г.И.Тункин. Международное право. Учебник. М.,1982г.

8. Конвенция Организации Объединённых Наций по Морскому Праву 1982г. (по состоянию на 2007г.)

9. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1993г. (по состоянию на 1.01.2009г.)