Власовская рпцз предлагает для россии украинский сценарий декоммунизации. рпц - не возражает? Кому нужно объединение Русской православной церкви за рубежом и Московской патриархии? Борис Кнорре, доцент факультета гуманитарных наук, - о том, как разделилис

17 мая в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Восточно-Американский и Нью-Ньоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении. Это, безусловно, историческое событие ставит точку в 80-летнем конфликте РПЦ и РПЦЗ, разобщенных Гражданской войной. Однако документ не предполагает ни единомыслия, ни экономического поглощения - речи о полном подчинении православной церкви за границей Московскому патриархату не идет.

Как будут жить церкви

Подписание Акта о каноническом общении было важно, прежде всего, для самих верующих, поскольку этот документ дает возможность священникам РПЦ и РПЦЗ вместе служить (во всех православных церквях, причем во время богослужения в приходах РПЦЗ теперь должно обязательно поминаться имя патриарха Московского и всея Руси), а любому православному человеку исповедоваться, причащаться и крестить своих детей в любом храме как в России, так и за границей.

Согласно документу, Русская православная церквь за границей становится "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". РПЦЗ будет "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", будет по-прежнему управляться собственным Архиерейским собором, составляющим ее "высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть", и первоиерархом, избранным на основании собственного устава РПЦЗ.

РПЦ оставила за собой право утверждать "в соответствии с нормами канонического права" митрополита зарубежной церкви. С патриархом и Священным синодом Русской православной церкви будут также согласовываться важнейшие решения, например, образование или упразднение епархий РПЦЗ, а также избрание новых заграничных архиереев.

Другими словами, "зарубежники", находясь "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви", остались автономными. Иерархи обеих церквей будут полноправными участниками Архиерейских соборов, но, по сути, никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга, принимать не будут.

Противоречия

В документе есть одно очень важное положение, которое отражает сложность процессов, происходящих в церковной среде. Оно предусматривает пятилетний переходный период для решения вопросов со священнослужителями, которых в России считают отступниками и раскольниками, и со спорными приходами РПЦЗ, которые расположены "на канонической территории" Московского патриархата (они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев).

Кроме того, необходимо будет урегулировать разногласия с противниками объединения церквей. Их рупором выступает глава Южноамериканской епархии протоиерей Георгий Петренко. По его мнению, РПЦ не выполнила до конца условия, поставленные РПЦЗ, в частности, не осудила "ересь экуменизма" (стремление объединить все христианские церкви, выраженное в сотрудничестве с Всемирным советом церквей) и "грех сергианства" (признание власти большевиков).

Эти претензии к Русской православной церкви, безусловно, будут обсуждаться еще очень долго, но вряд ли уже "выйдут" на высокий уровень. Еще в 2004 году первоиерархи церквей принесли друг другу извинения "за резкие высказывания", сняв, таким образом, тему взаимных обид. Однако, по мнению ряда наблюдателей, отстояв автономию РПЦЗ только отсрочила свой собственный раскол, который может произойти в ближайшие 10-15 лет.

Причем для его появления есть и формальные основания. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости приходов является патриархия, а в РПЦЗ - община, то есть прихожане (это пример западного отношения к собственности). То есть имуществом распоряжается не синод "зарубежников", поэтому каждая община будет решать добровольно - входить или нет в единую церковь. Так, например, Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь во Франции, несмотря на увещевания митрополита Лавра, заявил, что не хочет объединяться с РПЦ.

Вместе с тем, есть мнение, что нынешний Акт о каноническом общении лишь первый шаг к полному объединению двух православных церквей, а все противоречия в ближайшие годы будут преодолены.

История объединения

Конфликт Русской православной церкви Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви за границей формально начался в 1927 году, когда "белая" церковь обвинила "красную", которую возглавлял тогда митрополит Сергий, "в соглашательстве с безбожной властью". С того времени все контакты двух правосланых церквей полностью прекратились, однако РПЦЗ объявила о том, что "вернется в отечество", когда падет режим большевиков.

Однако уже начиная с 1980-х годов шло активное "общение" мирян и священников. Причем все возрождавшиеся тогда православные общины и школы работали по книгам, изданным именно "зарубежниками". Правда, о начале объединения церквей на уровне первоиерархов речи даже не шло. Но с 1990-го года, когда патриархом Московским и всея Руси стал Алексий Второй, РПЦ стала обращаться с призывами "искать пути примирения" к главе зарубежной церкви митрополиту Виталию.

Однако тот любые переговоры отвергал, даже несмотря на то, что расстрелянная царская семья была причислена к лику святых, а в 2000 году РПЦ приняла "Основы социальной концепции" церковного служения, которые наблюдатели тогда расценили как самые независимые от светской власти за всю историю церкви. Сменивший Виталия митрополит Лавр был менее холоден - он посетил Россию, а незадолго до этого к нему приезжал и президент России Владимир Путин.

Ситуация стала меняться, когда в 2003 году Путин вновь приехал к Лавру, но не с пустыми руками, а с письмом Алексия Второго. Этот визит долго готовился, но после него начались активные контакты представителей РПЦ и РПЦЗ, итогом которых стало подписание первого ноября 2006 года в Кельне Акта о каноническом общении. Тогда его завизировали руководители согласительных комиссий двух церквей. После этого документ должны были утвердить первоиерархи РПЦ и РПЦЗ - это торжественная и, в общем-то, уже формальная церемония была назначена на день Вознесения Господня.

Итоги

Как видно, инициатором объединения выступала РПЦ, которая, получив около 400 приходов и 500 тысяч верующих РПЦЗ в 40 странах, расширила не просто свое представительство, но и влияние в мире. Однако для Русской православной церкви за границей этот шаг тоже был важен, поскольку за последние годы и ее паства, и финансовые возможности несколько сократились.

Стоит отметить и активное участие Владимира Путина в деле объединения двух церквей. Некоторые наблюдатели считают, что с усилением влияния РПЦ (особенно в последнее время, когда церковники занимались не только духовным окормлением верующих, но и "высказывались" по самому широкому кругу вопросов внутрироссийской жизни) будет укрепляться и ее роль как "важного элемента социальной и политической структуры" страны.

Так, по мнению первого вице-спикера Госдумы, депутата от "Единой России" Олега Морозова, "роль православной церкви как важнейшего элемента гражданского общества, как негосударственного института возрастает". По его словам, на это, безусловно, работает и воссоединение церквей, но РПЦ все же должна оставаться вне политики. Независимый депутат Владимир Рыжков в свою очередь полагает, что в "политизации отношений церкви и государства следует винить государство, но никак не церковь".

Пока же первоиерархи РПЦ и РПЦЗ намерены продемонстрировать прочность союза. 19 мая Алексий Второй вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове, который был заложен ими три года назад на бывшем полигоне НКВД, где расстреливали священнослужителей. А 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно их совместное богослужение.

Руслан Кадрматов

Достигнута принципиальная договоренность об объединении Русской Православной Церкви, разделившейся на две части в 20-е годы прошлого века. Предполагается, что Русская Православная Церковь за границей получит автономный статус в составе Русской Православной Церкви. Это означает, что «зарубежники» будут самостоятельно избирать главу своей Церкви и распоряжаться собственностью, но РПЦЗ будет находиться в каноническом единстве с Московской Патриархией. Как проходит процесс объединения Церквей? Какие обстоятельства объединения требуют особенного обсуждения и разрешения? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в ходе онлайн-конференции, гостями которой были протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, преподаватель МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, и Алексей Светозарский, эксперт по истории Православной Церкви, преподаватель МДАиС и Сретенской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ.

Роман (Нью-Йорк / Москва): Ваше мнение: должна ли Русская Православная Церковь покаяться за те смертные грехи, которые были совершены частью ее руководства и паствы при сотрудничестве с государством? Под Русской Православной Церковью я имею в виду РПЦ МП и РПЦЗ теперь уже в одном лице.

Категория смертных грехов – та материя, которая ведома только Богу. Даже по отношению к анафематствованным грешникам Церковь определяет лишь их статус здесь, на земле, но не их загробную участь. И покаяние – таинство не коллективное, а индивидуальное. Как невозможно креститься за другого человека, так невозможно за него и покаяться. Если же говорить об имевших место прецедентах «сервилизма», недопустимых компромиссов, сотрудничества с властями и карательными органами, то как принцип они уже осуждены и отвергнуты в «Основах социальной концепции РПЦ». Что же касается упреков конкретным иерархам, священнослужителям, деятелям Церкви, то, прежде чем высказать их, следует вспомнить слова Евангелия: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3) К тому же, почти никто из нас и тем более фактически никто из деятелей Зарубежной Церкви не может отнести себя к тем поколениям, которые пережили опытно те беспрецедентные гонения, которые обрушились на Православную Церковь в XX веке.

Роман: Какое значение имеет объединение для простых верующих?

Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не вспоминать тех слов, которые с обеих сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части Русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.

Правильно ли я понимаю, что теперь будет свободное право на обучение в академиях и семинариях России и зарубежья?

Алексей Светозарский: Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и в секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха.

Юрий Евгеньевич Антонов (Люберцы): Когда будет подготовлен перечень учебников по основам православной культуры? Есть ли таковой в нашем зарубежье?

Алексей Светозарский: Соответствующие учебники по основам православной культуры разработаны. Наиболее известный – учебник Бородиной. У нас в отечестве неоднократно переиздавался учебник протоиерея РПЦЗ отца Серафима Слободского, являющийся на сегодня самым популярным.

Валентина Скорнова (Рязань): Скажите, пожалуйста, а не приведет ли это объединение к созданию ветви в РПЦЗ ярых противников объединения, которые внесут еще большую смуту в умы зарубежных прихожан?

Алексей Светозарский: Полагаю, что группа противников объединения, численно незначительная, уже оформилась. Возможно, она окажет некоторое влияние на зарубежную паству. Но не будем забывать о том, что их положение будет определяться неприятием соборного решения, которое обязательно для всех членов Церкви. А это неприятие не оставляет шансов для канонически законного устроения церковной жизни. Можно предположить, что противники объединения будут искать контакты с разного рода раскольническими течениями вроде греческих старостильников.

Вадим (Москва): Скажите, пожалуйста, опубликован ли где-либо в печатной или электронной форме русский текст проекта Акта о каноническом общении? Предусматривает ли он вхождение представителей РПЦЗ в состав Священного Синода РПЦ?

Акт о каноническом общении будет опубликован для ознакомления с его содержанием клира и паствы обеих частей Русской Церкви совместно двумя комиссиями, ведущими переговоры, направленные на достижение нашего единства. Тогда же будут сообщены и детали проведения его торжественного подписания.

Павел: Послужит ли участие РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей преградой к объединению?

Со стороны IV Всезарубежного Собора было высказано пожелание, чтобы вопрос о участии РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей стал одной из тем Поместного Собора РПЦ. Думается, то время, которое пройдет до грядущего Поместного Собора, можно будет плодотворно использовать для снятия недоумений и предубеждений и для выработки единой позиции по отношению к не-православному христианству. В этой связи интересно будет указать, что темой ближайшей общецерковной богословской конференции станет рассмотрение церковного учения о таинствах, что имеет непосредственное отношение именно к характеру и возможности общения с инославными. Не сомневаюсь, что деятельное участие в этой конференции примут богословы и священнослужители РПЦЗ.

Андрей Фадеев (Киев): Расскажите мне, светскому человеку, в чем, собственно, заключаются противоречия, которые разделяли Церкви столько лет?

Алексей Светозарский: Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами.

Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания Церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с не-православным христианским миром. Еще раз повторим, что на сегодня в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто.

Александр (Санкт-Петербург): Один из вопросов, который адресовали иерархи РПЦЗ к РПЦ, связан с участием РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Насколько взгляды иерархов РПЦ и РПЦЗ различаются по этому вопросу? Имеет ли смысл Русской Православной Церкви участвовать в деятельности этого института, если полемика по богословским вопросом зашла в тупик в связи с разным пониманием сторон не только отдельных положений богословия, но и с разным смыслом, вкладываемым в одни и те же слова? Об этом свидетельствовали и сами участники диалога со стороны РПЦ.

Действительно, отношение к экуменическому движению в последние десятилетия весьма разнилось в отечестве и в Православной Церкви за рубежом. Если еще до 60-х годов XX века РПЦЗ также достаточно тесно сотрудничала с экуменическими организациями, в частности, ее представители участвовали во II Ватиканском Соборе, также как и наблюдатели от нашей Церкви, то со второй половины 60-х годов позиция РПЦЗ по отношению к экуменизму становилась все более критической вплоть до разрыва со всеми теми Поместными Православными Церквями, которые в деятельности ВСЦ участвовали. В то же время наша Церковь, вступив в ВСЦ в 1961 году, стремилась использовать этот институт межконфессионального общения и для свидетельства о православии нашим протестанстским братьям, и для сохранения и поддержания церковной жизни, монашеского делания, богословской науки на территории СССР. Известно, что часто, именно благодаря присутствию иностранных делегаций, удавалось сохранить те или иные богословские школы, монастыри и приходы от закрытия властями. Следует указать, что идеализации ВСЦ и других межконфессиональных институций в нашей Церкви никогда не было. С начала 70-х и до конца 90-х годов XX века на самом высоком иерархическом уровне те или иные стороны деятельности ВСЦ неоднократно подвергались критике с позиций православного богословия и церковного права. Сегодня вопрос о необходимости и мере участия РПЦ в экуменическом движении остается открытым. И священнослужители и богословы русского зарубежья полноправно смогут принять участие в его окончательном решении.

Фаина Дмитриевна: Какую деятельность на территории России вела РПЦЗ за годы своего существования? Ведь, безусловно, такая деятельность имела место.

Алексей Светозарский: В советское время при острой нехватке религиозной литературы в стране, благодаря представителям РПЦЗ, мы имели пусть очень ограниченную, но все же возможность получать таковую, приобщаясь к евангельскому знанию, творениям святых отцов, трудам русских богословов и проповедников. Несомненно, такого рода деятельность вызывает чувство глубокой благодарности. В первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ начало создавать параллельные церковные структуры на канонической территории РПЦ. Сегодня, и это следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной. В годы Великой Отечественной войны некоторые представители РПЦЗ пытались развернуть миссионерскую деятельность на временно оккупированных немцами территориях. Но нацистское руководство всячески препятствовало этому и пресекало подобные попытки, опасаясь возрастающего влияния Церкви. Кроме того, традиционная патриотическая ориентация РПЦЗ вызывала особые опасения со стороны идеологов германского рейха.

Мария (Москва): Когда началась активная фаза процесса объединения? Нынешний Собор – это ведь уже следствие определенных переговорных процессов.

Алексей Светозарский: Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ. Речь идет о тех торжествах, которые проходили в СССР. Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины разделения коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода.

Роман Михайлов (Тверь): Последние события вызывают у меня ощущение, что мировая либеральная общественность объявила Русской Православной Церкви войну. Не преувеличиваю ли я? Если Вы согласны со мной, то скажите, хватит ли у Церкви сил противоборствовать этой войне?

Положение несогласия с духом века сего есть постоянное положение Церкви Христовой, о котором христиан предупреждал еще Сам Основатель христианской религии – Господь наш Иисус Христос. Ныне, действительно, главным оппонентом церковного мировоззрения в общественном сознании является не воинствующий атеизм марксистского толка, но секулярный гуманизм либеральной демократии. Только не будем переводить это противостояние на уровень недавно вновь популяризированной Дэном Брауном теории заговора. Это противостояние Христа и антихриста, а не масонов и не-масонов. И ярчайшим свидетельством того, что не властью «мировой закулисы» определяется человеческая история и история Церкви, как раз и является переживаемый нами ныне процесс воссоединения русского православия.

Кирилл Проценко (Москва): Какие вопросы, касающиеся воссоединения Церквей, чаще всего задают Ваши прихожане?

Вопрос, по сути дела, один: когда же, наконец, произойдет это воссоединение? Когда, наконец, мы сможем вместе причащаться, когда сможем вместе служить, когда совместная молитва станет возможно не только как частная инициатива, но как общецерковное дело?

Коверякина Е. К.: Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

Алексей Светозарский: Как участник церковной жизни, могу засвидетельствовать, что стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения.

Окунев Матвей (Липецк): Очень много говорят о расколе русского общества, как следствии раскола двух Церквей. Правомочно ли это? Ведь у нас, да и в других странах, Церковь отделена от государства.

Мне представляется, что разделение русского православия на две ветви было главным на сегодня неизжитым последствием Гражданской войны – одного из самых трагических событий русской истории XX века, когда в течение долгих десятилетий единая русская нация претерпела братоубийственную коллизию и трагедию многомиллионной миграции. Именно объединение русского православия будет означать, что Гражданская война закончилась. И когда мы будем говорить: «Россия, русский народ, Русская Церковь», мы будем иметь в виду одни и те же понятия. Так что это вопрос не в плоскости светскости современного Российского государства, а в плоскости нашей общей истории.

Зеленин Никита: Будет ли на территории России постоянное официальное представительство Русской Зарубежной Церкви? Кто его возглавит?

На сегодня в Москве есть как подворья (представительства) других Поместных Православных Церквей, так и подворья крупных монастырей или групп епархий. В частности, есть Сибирское подворье. Естественно предположить, что для координации взаимодействия и решения текущих вопросов, которых немало будет в ближайшие годы, желательно будет иметь постоянное представительство Русской Зарубежной Церкви. Не будем гадать, кто его может возглавить, благо сейчас есть достаточное количество иерархов и клириков РПЦЗ, принимавших участие в работе совместной комиссии и хорошо знакомых со всеми сохраняющимися проблемами нашего общения.

Юрий Кротких (Челябинск): Я, как человек мирской, но по мере возможностей следящий за церковными событиями, хочу спросить: почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

Алексей Светозарский: Прежде всего потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное Самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции как в отечестве, так и в зарубежье.

Дмитрий: После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом всея Руси, или я неправильно понимаю?

Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован. Но если проводить естественную аналогию с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, то можно предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Православной Церкви.

Надежда Юрьевна (Нижний Новгород): Какие главные доводы противников объединения?

Главные аргументы противников объединения, проживающих за границей, в последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, которое состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Последняя проблема была урегулирована принятием «Основ социальной концепции РПЦ» на том же Соборе. В ней говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда государство выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года «Принципы отношения РПЦ к инославию» и выраженной готовности продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. Так что на сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед некоей неискренностью побуждений Московской Патриархии, перед тем, что, дескать, реально мы руководствуемся в процессе воссоединения нецерковными мотивами. Но, как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в последние годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы. Значимой оппозиции внутри РПЦ МП к процессу объединения не было и нет. Скорее можно говорить только об отдельных личностях, либо стоящих на крайне леволиберальных позициях и потому отталкивающихся от РПЦЗ как от консервативного института, либо о крайних апологетах линии митрополита Сергия, которым всякий компромисс с его оппонентами, всякий отход от его тезисов видится неприемлемым. В заключение подчеркну: главное, что мы сейчас наблюдаем, это удивительное стремление поверить друг другу, поверить, что с двух сторон мы хотим прежде всего церковного единства, церковной правды, а не выгод и преимуществ.

Махорина Галя (Москва): Хотелось бы поподробнее узнать о катакомбной Церкви, которая действовала на территории России, была ли подобная Церковь за рубежом?

Алексей Светозарский: Изначально под понятием катакомбной Церкви подразумевался способ существования православных общин в России в условиях давления со стороны безбожного режима. В данном контексте «катакомбные» – это общины, действовавшие в условиях подполья. К ним относились и общины, признававшие юрисдикцию Московской Патриархии. В послевоенный период катакомбной Церковью стали называть себя представители различных течений, не имеющие частого общения друг с другом и друг друга не признающие, но имеющие общую позицию по отношению к РПЦ. Естественно, в условиях зарубежья в существовании катакомбной Церкви никакой необходимости не было. Правда, часть «катакомбных» общин заявляла о том, что признает юрисдикцию РПЦЗ. Вообще история катакомбных движений в поздний советский период крайне запутана и требует прояснения.

Александр, Москва: Что вкладывается в часто употребляемое в рамках данной темы понятие «евхаристическое общение»?

Переводя на разговорный язык выражение «евхаристическое общение», скажем, что оно означает возможность не просто заходить друг к другу в храм, не просто приложиться к иконе, а вместе участвовать в таинстве причастия, подходить к чаше тела и крови Христовых. Для духовенства же – это возможность совместного совершения главного православного богослужения – Божественной литургии.

Емельянова Анна Федоровна (Одесса): Как будет решаться вопрос с храмами на Святой Земле? Будет ли там разрешено служение представителям Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Вопрос обсуждался в рамках согласительной переговорной комиссии. Насколько известно, кардинально существующий статус-кво меняться не будет, любые вопросы, связанные с имуществом, будут решаться в рамках комиссии при взаимном согласовании. Кстати, хотелось бы отметить традиционно благожелательное отношение к иерархам, духовенству и мирянам РПЦ со стороны сестер обители святой Марии Магдалины в Гефсимании.

Чубарев Анатолий (Пермь): Воссоединение Церквей, когда одна из них объединятся с другой на основе самостоятельности, – это нечто новое или это уже опробованная практика, как, например, с единой Поместной Русской Церковью на Украине?

Статус РПЦЗ как части в единой Русской Церкви в чем-то будет похож на статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Имеется в виду глубокая внутренняя автономия и невмешательство в повседневную церковную жизнь со стороны руководящих органов РПЦ МП. С другой стороны, в ней будут особенности, при этом особенности беспрецедентные, происходящие из того, что приходы РПЦЗ расположены во многих странах мира на пяти континентах и существуют на сегодня параллельно нашим приходам. Соответственно, характер взаимодействия и сотрудничества, пути объединения придется находить совершенно заново. Аналогов нет в новейшей истории Православной Церкви, не только русской, но и во вселенском масштабе. Невозможно сейчас оговорить все детали этого взаимодействия. Но принципиально важно, чтобы обе стороны декларировали добрую волю и решительность в нахождении взаимопонимания.

Варвара Порфирьева (Суздаль): Насколько период правления митрополита Сергия был препятствием к воссоединению РПЦ МП и Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Полагаю, здесь следует несколько скорректировать сам вопрос, поскольку период правления как раз и является отправной точкой процесса разделения, и мне кажется, что характеризовать этот период следует с точки зрения тех политических реалий, которые существовали тогда и не относить это всецело к личности патриарха Сергия. К личности патриарха Сергия наши зарубежные иерархи относились с уважением, но не принимали его политической или церковно-политической позиции. Если более конкретно, с большим уважением к митрополиту Сергию в публичной печати отзывался митрополит Антоний (Храповицкий), первый иерарх РПЦЗ.

Если формулировать вышесказанное одной фразой, мы не согласимся со знаком равенства, который долгое время в Зарубежной Церкви хотели ставить между понятиями «сергианство» и «сервилизм». Масштабы личности и в каком-то смысле масштабы трагедии патриарха Сергия бесконечно превосходят логику приспособленцев к существовавшим тоталитарным режимам. Причем важно указать, что эти приспособленцы были как на территории СССР, так и на территории национал-социалистической Германии и на территории нынешних демократических США.

Захаров Петр (Москва): Повлечет ли объединение отказ РПЦ от либерализма и возвращение к большей традиционности в православии?

Безусловно, воссоединение двух ветвей РПЦ послужит укреплению позиции тех клириков, мирян, богословов, которые отстаивают традиционные пути развития православия. Очень важно, что с вхождением РПЦЗ в единство русского православия у нас наконец укрепится настоящий церковный консерватизм, который не будет сводим к митингам по поводу ИНН, к идее канонизации Ивана Грозного, к другим либо маргинальным, либо противопоставляющим себя священноначалию начинаниям. И это наличие реальных консерваторов, реального правого крыла в РПЦ, несомненно послужит на благо всего русского православия.

Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наук , это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов:


Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г. В центре на фото - основатель и предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний Храповицкий

Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм -- «этот культ убийства, грабежа и богохульства».) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием «контрреволюция» нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Исполнить это требование Русская Зарубежная Церковь не могла, так как оно означало отказ говорить правду о гонениях на Церковь в СССР (любое правдивое слово трактовалось советской властью как проявление нелояльности). Христианская совесть не позволяла русскому зарубежью принять условие Московской Патриархии, поскольку ясно было, что за ним стоит безбожная власть. Именно веления совести, а не какие-то властолюбивые, честолюбивые или иные греховные мотивы, характерные для настоящих раскольников, побудили большую часть русского зарубежного духовенства (как, впрочем, и значительную часть духовенства в России) уйти в оппозицию заместителю местоблюстителя. В результате Зарубежный синод заявил о прекращении административных отношений с митрополитом Сергием. Это не было расколом, поскольку главой Русской Церкви был не митрополит Сергий, а заключенный митрополит Петр, местоблюстительские права которого Зарубежная Церковь продолжала признавать и имя которого по-прежнему возносилось за богослужением в русских заграничных храмах. Конечно, с формальной точки зрения действия Карловацкого синода не были канонически безупречными, но и канонический статус митрополита Сергия был далеко небесспорен. Он действовал как полноправный первоиерарх Русской Церкви, в то время как в действительности был тогда лишь временным заместителем заместителя патриарха. Причем сам патриарший местоблюститель митрополит Петр не одобрял действий своего заместителя, которые тот предпринимал с 1927 года, и настойчиво призывал его из ссылки «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение». В дальнейшем РПЦЗ не приняла провозглашение митрополита Сергия местоблюстителем (в 1937 году) и патриархом (в 1943 году), считая эти акты неканоничными. Начавшаяся затем «холодная война» усугубила противоречия между двумя частями Русской Церкви, поэтому последующие московские патриархи со стороны РПЦЗ также признаны не были. В пылу развернувшейся полемики раздавались даже взаимные обвинения в безблагодатности, хотя до принятия официальных постановлений на этот счет дело не дошло. Наиболее трезвомыслящие церковные люди по обе стороны «железного занавеса» понимали искусственность навязанного политикой разделения. Незримые духовные нити продолжали связывать Церковь в Отечестве и за рубежом.

После падения коммунистического режима причины, приведшие в 1927 году к разделению, постепенно стали отпадать. В 2000 году в Москве состоялся Архиерейский собор, сформулировавший новые принципы отношений Церкви с государством: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви (чем советская власть усиленно занималась все время своего существования. -- иер. А. М.), а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… При наступлении гонений Церкви надлежит продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа». Такое твердое заявление Собора не могло не вызвать положительного отклика со стороны русского зарубежья. В 2001 году Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла) -- замечательный подвижник, сторонник восстановления единства Русской Православной Церкви. В 2004 году по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, переданному Президентом России В. В. Путиным, митрополит Лавр нанес первый официальный визит в Россию. В 2007 году был подписан Акт о восстановлении канонического единства двух частей Русской Церкви. Важно отметить, что принятие в общение иерархов РПЦЗ не сопровождалось требованием покаяния в якобы учиненном «расколе» (что имело место, например, при ликвидации обновленческого раскола в 1940-е годы). Были признаны все хиротонии, совершенные в РПЦЗ и полученные ее клириками церковные награды, что также не делается при приеме настоящих раскольников (тех же обновленцев в свое время принимали в том сане, который они имели до уклонения в раскол). Условия жизни Русской Церкви в ХХ веке (особенно в 1920-1930-е годы, когда произошло разделение) были чрезвычайными, не имевшими прецедентов в церковной истории. Оценивая произошедшие тогда события, нельзя формально оперировать канонами III-IX веков и видеть раскол там, где в действительности был поиск пути отстаивания церковной Истины.

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный , Первоиерарх , купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

— настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во отечестве и рассеянии сущим.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ


Сегодня 10 лет с момента со дня подписания «Акта о каноническом общении». Да, церкви объединились. Но насчёт объединения народа - всё до наоборот.

РПЦЗ, до 2007 года находившаяся в таком же положении, как современная УПЦ киевского патриахата* , - после церковной «легализации» (а всё время своего существования она не была признана ни одной поместной Православной церковью) стала вести себя как лиса в сказке про ледяную и лубяную избушку. Или как в пословице - в чужой монастырь со своим уставом. И вот они, так и оставшись по факту за рубежом, дерзают диктовать нам - как жить, кого чтить, кого проклясть.** РПЦЗ развернула мощную политическую деятельность в России.
Не далее как в марте они (РПЦЗ) чуть ли не ультимативно озвучили требование , - нагло и с ненавистью (понятие восточному христианству не свойственное) раздавая оценки советскому периоду.
Во время которого они трусливо сбежали «за рубеж», после чего врали о своей правомочности и помогали странам Запада (в том числе и Гитлеру***) воевать с Советской Россией. Навязывая России свои порядки, они истово работают на раскол общества, его озлобление.

Можно ли назвать «объединением русского народа» раздачу равных (а то и привелегированных) прав с российскими автохтонами, не покидаших Родину, иностранным потомкам дворян и коллаборционистам всех мастей (очень часто эти множества пересекались), спрятавшихся на Западе?
Глубоко сомневаюсь.

В Россию радостно запускается малочисленная каста иностранцев, топчущая память граждан России.
Иностранная диаспора в обмен на большинство населения. В обмен на «Бессмертный полк». Во обмен на этих священников:

= =

___________________________
Примечания .


* Во времена Гражданской войны на территориях, занятых «белыми», возникла такая структура, как Временное высшее церковное управление. В 1920 году его легитимировал патриарх Тихон. ВВЦУ было создано для управления Церковью в период междоусобицы и объединения епископата и клира в подобие единой системы.
... после разгрома «белых» множество клириков и епископов вместе с отступающими военными частями отправились в эмиграцию, где ВВЦУ трансформировалось в Высшее русское церковное управление за границей - ВРЦУ.

Первое столкновение между ВРЦУ и МП произошло после Всезаграничного церковного собрания, которое было переименовано в Собор и прошло в Сербии (точнее, в Сремских Карловцах) в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого). В своей итоговой декларации Собор в самой резкой форме осудил советскую власть, более того, призывал страны Антанты свергнуть большевиков и восстановить «законную монархию дома Романовых». Там даже содержался призыв к Генуэзской конференции, посвященной восстановлению Европы после Первой мировой войны, не допускать к участию делегацию из Советской России.

При этом каждый программный тезис декларации Собора начинался с формулировки «по благословению Святейшего Патриарха Тихона...», хотя Тихон не мог благословить эти тезисы чисто физически. Поэтому в мае 1922 года он передал в ВУЦЗ официальный указ, в котором лишал решения данного Собора всякой канонической силы, более того, повелевал упразднить Управление ввиду того, что оно «увлекается в область политического выступления, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии Преосвященного Митрополита Евлогия».

Пять лет спустя заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Старгородский) опубликовал свою декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», лояльную к Советам. Вскоре после этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил:

«Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъявлениях и каноническом управлении Церковью».

Это означало раскол. При этом РПЦЗ не была признана другими каноничными православными Церквями, но, тем не менее, стала весьма влиятельной религиозной общиной фактически по всему миру.
https://vz.ru/society/2017/5/17/870425.html
_____________________________________
** РПЦЗ, горячо выступившее за «освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века», а также «сокрушение поставленных ему памятников», в сентябре 2009 года устами Архиерейского Синода ген. Власова «своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России».
_____________________________________
*** Из: "Воззвание к пастве Архиепископа Серафима (Лядэ) ".
Листовка, отпечатанная отдельным оттиском в июне 1941 г.

Во Христе возлюбленные братья и сестры!

Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали - к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это - продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., - но увы! - окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте. "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, - исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!
_________
Из: "Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской). Близок Час" . "Новое слово". №27 от 29.06.1941 г. Берлин.

В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной - войной исходит. "Я тебя породил, я тебя и убью!" кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской, и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный о. Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми, автору сих строк близкими) слова: "Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие". И еще пророчествовал: "Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего Мира". Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. <...>
Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное-ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководить Высшая Воля. <...>
_________
К годовщине Крестового Похода. "Церковная жизнь" . 1942. №4.

Прошел год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал, разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумный яд большевизма. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и дезинфекцией европейских войск под руководством великого Вождя германского народа обезврежена и очищена от этой заразы.!
__________
Богослужебное поминовение Адольфа Гитлера

Вопрос о поминовении властей на приходах РПЦЗ в Германии обсуждался на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах (Югославия) 26 марта 1936 по инициативе еп.Берлинского и Германского Тихона (Ляшенко) (письмо от 10.03.1936 № 67). Произошло это вскоре после утверждения и опубликования германским правительством т.н. “Конституции православной кафедры в Германии”. Было принято решение о следующей формуле поминовения германских властей:

На великой ектении: “О христолюбивых властех народа германскаго, правительстве и воинстве его, Господу помолимся ”.

На сугубой ектении: “Еще молимся о христолюбивых властех народа германскаго, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешати и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата ” (ГАРФ, ф.6343, оп.1, д.135, л.2).

Однако, на заседании 8 июня того же года, после получения от еп.Тихона письма от 7 мая (№ 139) Архиерейский Синод постановил изменить формулу поминовения следующим образом:

На великой ектении: “О христолюбивом вожде народа германскаго, правительстве и воинстве его, Господу помолимся ”.

На сугубой ектении: “Еще молимся о христолюбивом вожде народа германскаго, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешати и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата ” (Там же, д.137, л.2).

Как утвержденное Архиерейским Синодом, данное поминовение вскоре распространилась в РПЦЗ и за пределами германской епархии и продолжалось вплоть до окончания войны.
В Катакомбной Церкви на освобожденных и оккупированных большевиками территориях установилось подобное же поминовение, полностью созвучное утвержденному в РПЦЗ:

И еще молимся за Адольфа Гитлера, Фюрера германскаго государства и за благородное германское войско, освободивших нас от ига безбожников ”. (Ганс Кох. Плебисцит катакомб. // “Парижский вестник”. № 60 от 7.08.1943 (пер. с нем.; перепечатка из “Wille und Macht”. № 4. 1943), с.3).

Это поминовение было составлено новомуч. схиеп.Макарием (Васильевым) и по уточненным данным выглядело так:
И еще молимся о Адольфе Гитлере, Вожде германьстем и о благороднем воинстве его, свободьшым ны от ига безбожник ” (Амвросий, архиеп. Готфский. О избранничестве и его утрате. Машинопись. 1999, с. 5, 8).