Тренируем силу воли: воспитание железного характера в домашних условиях. Воспитываем сильный характер в себе - правила самовоспитания

Как воспитать характер

Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого «характер» означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности, с темпераментом и способностями.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.

Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности".

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.

Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.

"Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами".

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Формирование характера у детей и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Пути воспитания характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов.

Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика.

Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Библиографический список

1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969.

2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

Воспитание характера ребенка

Как часто приходится слышать «у нее золотой характер», «какой ужасный характер», «характерами не сошлись»… А что такое характер? В переводе это слово буквально означает «отпечаток, чеканка» (греч.). Это набор индивидуальных личностных особенностей, признаков, качеств, отличающих одного человека от другого. Он показывает, как человек относится к окружающей действительности, людям, событиям, как он реагирует на внешние раздражители, насколько располагает к себе.

Процесс длительный и не простой, так как личностные особенности могут закладываться как в юном возрасте, так и корректироваться под влиянием самовоспитания или воздействия обстоятельств. Как же повлиять на процесс формирования характерологических особенностей ребенка, чтобы он вырос доброжелательным, целеустремленным, справедливым человеком?

Черты характера

Хоть мы и воспринимаем характер как нечто целое и неделимое, все же есть определенные черты, которые свойственны правильно (или неправильно) воспитанным людям:

  • Трудолюбие. Это качество показывает, как человек воспринимает общественные обязанности: с энтузиазмом или с неохотой, демонстрируя пренебрежительное отношение. С этой чертой характера связаны такие черты как лень, неряшливость, расточительность (при отсутствии любви к труду) или работоспособность, аккуратность, бережливость (при ее наличии)
  • . Человеку важно правильно оценивать себя и других. Тогда он будет разборчивым в связях, осознает собственную ценность. Личности, правильно оценивающей себя, свойственны скромность, доброжелательность, терпимость к недостаткам других. Если самооценка завышена или занижена, то проявляются такие черты как неуживчивость, агрессивность, конфликтность или, напротив, робость, застенчивость, отсутствие активной позиции
  • Принципиальность. Под этим качеством понимается готовность следовать своим убеждениям, вне зависимости от внешних обстоятельств и настроения. Это одно из самых уважаемых качеств, которым, к сожалению, может похвастаться не каждый человек. Противоположным качеством является беспринципность – отсутствие ориентиров в принятии решений, готовность действовать с наибольшей выгодой для себя
  • Сила воли. Это качество характера порождает смелость, умение действовать вопреки обстоятельствам, готовность идти до конца в достижении цели. Противоположное ему качество – слабоволие, при котором человек сдает позиции одну за другой, пасует перед препятствиями, часто ища причину неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах

Как воспитать ребенка с сильным характером?

Воспитание характера начинается в раннем детстве, когда родители вырабатывают особую линию поведения в отношении своего малыша. Если с пеленок его учат некоторое время заниматься с игрушками самостоятельно, добиваясь какого-то эффекта (звуки погремушки, карусельки, умение дотягиваться до предметов, переворачиваться и т.д.), то это исподволь запечатлевает в сознании крохи потребность в физической активности для достижения результата.

Подросшему ребенку можно поручать несложную работу по дому, хотя бы в пределах детской комнаты. Одобрение со стороны взрослых вознаградит его за труд.

Кстати, ваша похвала должна быть действительно заслужена ребенком: говорите ему не только лестные для самолюбия слова, но и аккуратно указывайте на недочеты, помогайте их исправить. Главное – делайте это только в доброжелательном ключе, независимо от того, старался ли ребенок в полную силу или позволил себе слегка схалтурить.

Чтобы воспитать принципиальность, поощряйте ребенка высказывать свою точку зрения, не подвергая ее критике. Договоритесь с ним о некоторых правилах вашего взаимодействия и помогайте соблюдать их, а также соблюдайте сами, подавая ему положительный пример.

Есть прекрасный тренинг Р. Гандапаса о воспитании силы воли и вообще волевых качеств личности «SelfMadeMan». Это слово в переводе с английского означает «человек, который сам себя сделал».

Автор говорит, что главным препятствием на пути к высокой цели является сам человек. И если в детстве, имея свободный выбор, ребенок предпочтет компьютерную игрушку прочтению книги или станет смотреть кино, забыв про уроки, это может означать, что в будущем он рискует довольствоваться судьбой обывателя, презрительно поглядывающего с дивана на ровесников- миллионеров из светской хроники, якобы наживших деньги «неправедным путем».

Чтобы этого не произошло, чтобы ребенок не был удовлетворен примитивным существованием, нужно закалять его характер самостоятельным выучиванием уроков без ссылок на сложность программы: прежде чем помочь, попросите его продемонстрировать результаты своих усилий по решению трудной задачки. Хорошо закаляет характер спорт: отдав ребенка в секцию, вы укрепите не только его тело, но и дух, волю к победе.

Даже если вам что-то не нравится в характере ребенка, не стремитесь искоренить эти черты быстро и безвозвратно: это бесполезно. Только каждодневными осознанными усилиями со стороны ребенка и вас можно воспитать сильный характер.

Нет похожих статей.

Воспитание характера

В психологии обычно под характером понимается совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Воспитание же это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (определение из закона «Об образовании».

Поэтому для темы воспитания характера (который является стержневым элементом личности) можно выделить несколько ключевых понятий:

– развитие личности,

– условия (база) для самоопределения,

– социализация,

– морально-нравственная сфера.

Формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие. Поэтому здесь важно идти последовательно, постепенно приучая себя (если речь идет о самовоспитании) или воспитанника (если речь идет о другом) к тому, что новые черты характера это новые возможности, новые горизонты.

До определенной степени здесь допустима аналогия: характер это своего рода личностный стандарт человека (или стандарт личности). Покупая в магазине йогурт, мы в баночке обнаруживаем именно йогурт, а не, скажем, майонез. Покупая напольные весы, мы можем быть уверены, что они будут достаточно точно измерять наш вес. Это все – приятное достижение цивилизации. Так же и с личностью – нам приятно осознавать, что мы можем быть уверены в окружающих, потому что у них есть характер, причины их поступков всегда одни и те же. Бесхарактерный человек это, в первую очередь, непостоянный человек. На него не могут положиться окружающие, он сам на себя не может положиться (сегодня в нем «йогурт», а завтра «майонез»).

Поэтому для воспитания так важно идти последовательно – чтобы развивать характер и вместе с тем достаточно быстро получать обратную связь от этого новшества. На эмоциональном уровне это будет проявляться в чувстве уважения со стороны окружающих и самоуважения. Воспитатель должен проявлять уважение к этим новшествам, проявлять уверенность в том, что они будут повторяться вновь и вновь, встраивать эти новшества в повседневную жизнь.

Воспитание не должно состоять лишь из навязывания некоторых морально-нравственных ценностей: «Надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя врать...» Важно, безусловно, передать подрастающему поколению культурно-духовную базу, но не в этом самоцель воспитания. Не будет гармонично развитой личностью тот человек, который слепо выполняет все те «предписания», которые ему наговорили многочисленные воспитатели. Про такого можно сказать, что он безвольная и запуганная личность.

У воспитанника всегда должно быть ощущение внутренней свободы (воля). Его характер тогда будет устойчивым и продуктивным, когда он понимает, что мог бы действовать иначе (например, врать), но не хочет, потому что сам так решил. То есть при воспитании характера надо достаточно рано подключать разум воспитанника. Без ощущения внутренней свободы невозможно самоопределение.

Воспитание характера невозможно без более-менее успешной, продуктивной социализации. Именно включение в богатые социальные связи позволяет почувствовать воспитаннику то, как важно иметь характер – сохранять в своем поведении лучшие свои качества.

При воспитании многие воспитатели слишком напирают на принцип «Поступай с другими так, как хочешь чтобы они поступали с тобой». Проявления этого принципа, например, такие: «Будь со мною честен, и я тогда буду с тобой честен», «Будь добр с людьми, и они тогда будут добры с тобой». Идея вроде бы понятная и справедливая, но для воспитания характера ее недостаточно. Когда ребенка начнут обижать другие дети в детском саду или школе (повинуясь во многом, кстати говоря, инстинктивным порывам), этот ребенок очень быстро сделает очевидные выводы: «Я как с ними? А они как со мной?» или «Они надо мной насмехаются, значит будут не против, если и я над ними тоже посмеюсь».

Ощущение наличия характера должно несколько, немного поднимать уровень самооценки. Так, ученик в классе, который осознал ценность наличия у себя характера, может и будет ощущать себя немного выше других своих одноклассников. Это, разумеется, здоровое чувство – если до определенных пределов. Учителю следует поддерживать таки детей с характером – кто надежен, на кого можно положиться. Именно их лучше назначать старостами или просто ответственными за то или иное направление.

“Сильную личность” можно описать различными способами. К некоторым наиболее распространенным характеристикам такой личности относят честность, лояльность и хорошее знание рабочего этикета. Чтобы укрепить различные стороны своего характера, можно пользоваться достаточно общими рекомендациями. В первую очередь, необходимо поработать над развитием в себе лучших черт характера, что позволит вам сформировать в себе свое лучшее “я”. Также вам не помешает научиться сопереживать другим людям и выражать признательность. В конце концов, уже можно будет приступить к развитию сильного характера, выполняя лидерские функции и преодолевая возникающие перед вами сложности.

Шаги

Работа над лучшими качествами своей личности

    Станьте честнее . Честность является ключевой составляющей характера человека. Покажите другим, что вы честный человек, и не допускайте, чтобы ваши слова расходились с делом. Например, если вы говорите своему партнеру о том, что станете больше помогать ему в работе, продемонстрируйте серьезность своих слов. Можно начать регулярно интересоваться ходом дел большого проекта, которым он занимается, или предложить взять на себя обязанность по организации для него обедов на рабочем месте в особенно загруженные периоды работы.

    • Также стать честнее можно через более искреннее поведение. Не считайте, что вы обязаны всегда вести себя каким-то конкретным образом. Ваши реакции должны быть естественными.
    • Например, можно сказать своему партнеру: "Я сожалею, что раньше я недостаточно оказывала тебе поддержку. Мне кажется, это все происходит потому, что я скучаю по тебе, когда ты находишься на работе".
  1. Прибегните к самоанализу . Самоанализ позволяет познать себя на более глубоком уровне. Достигнув самоосознания, вы поймете ход своих мыслей и собственных реакций. Лучшее понимание того, кем вы являетесь на самом деле, может помочь вам в развитии собственного характера. Ежедневно выделяйте немного времени на самоанализ. При этом можно ставить перед собой вопросы следующего вида: "Почему я так отреагировал на то, что сказала Света? Как я могу исправить собственную реакцию в следующий раз в случае возникновения конфликта?"

    • Медитация также отлично позволяет повысить самоосознание. Научиться медитировать можно с помощью специальных скачиваемых приложений для телефона, посещения соответствующих занятий или чтения книг по медитации. Можно даже просто попробовать тихо посидеть и посмотреть, куда при этом забредут ваши мысли!
  2. Укрепите самообладание . Развить самообладание можно через внесение небольших изменений в свою повседневную жизнь. Например, можно поработать над контролем импульсивных желаний перекусить. Когда вас тянет пожевать поздним вечером, остановитесь и задайте себе вопрос, действительно ли вы голодны. Затем вместо перекуса выпейте большой стакан воды. У вас есть возможность осознанно подходить к вопросу контроля над своими импульсными порывами.

    • Неплохо будет ввести себе в привычку ежедневно заправлять постель. Это поможет вам выработать дисциплину, которая пригодится и в других жизненных ситуациях.
  3. Старайтесь жить по чести . Жизнь по чести означает честность по отношению к своему внутреннему я. Если ваши действия не соответствуют вашим убеждениям, то внутри у вас всегда будет кипеть неразрешенный конфликт. Помните и уважайте свои личные ценности и принципы в повседневной жизни. Принимайте решения на основании этих принципов и будьте непреклонны под давлением других лиц.

    • Занимайтесь тем, что соответствует вашим ценностям.
    • Задумывайтесь над тем, насколько ваши решения соответствуют вашим убеждениям.
    • Измените привычки, которые идут вразрез с вашими убеждениями.
    • Будьте честны.
  4. Принимайте на себя ответственность за собственные ошибки и исправляйте их. Все совершают ошибки, но то, каким образом вы реагируете на такие ситуации, показывает ваш характер. Честно признайтесь, если вы что-то натворили, и постарайтесь предпринять меры по исправлению ситуации. В зависимости от конкретных обстоятельств, вам может потребоваться принести извинения. В другом случае будет нужно изменить собственное поведение или исправить то, что вы натворили.

    • Поговорите с человеком, который пострадал от ваших действий, чтобы принять конкретное решение.
    • Взвесьте возможные способы исправления ситуации.
    • Если вы ошиблись или причинили кому-то вред, признайте ошибку и исправьте ее. Например, можно сказать: "Прости, что я позаимствовал твою идею. Я собираюсь всем рассказать, что ее первоисточником был ты".
  5. Научитесь обдуманно идти на риск. Существует множество причин, по которым человек может идти риск, включая стремление стать увереннее и найти новые пути достижения успеха. Риск можно считать обдуманным только тогда, когда вы взвесили все возможные положительные и отрицательные последствия своего действия. Не стоит совершать необдуманных поступков.

    • Например, вы мечтаете создать собственную фотостудию. Вероятно, будет неразумно внезапно бросить работу и поставить себя в зависимость от только что созданного предприятия. Более обдуманной стратегией будет постепенное начало с малого. Попробуйте подрабатывать фотографом по выходным. По мере развития своего начинания уже можно будет более серьезно задуматься о том, чтобы уделять все свое время любимому делу.
  6. Проявляйте терпение . Всем людям свойственно порой терять терпение. Возможно, вам даже иногда приходилось прикусывать язык, когда коллега не мог что-то сразу усвоить. Развитие терпения потребует от вас некоторых усилий. Начните с попытки оценить ситуацию глазами другого человека. Попробуйте подумать следующим образом: "О, возможно, Маша не понимает то, что я ей объясняю, потому, что у нее нет технического образования, как у меня. Мне нужно меньше пользоваться профессиональным жаргоном в своих объяснениях".

  7. Попросите того, кому доверяете, дать вам характеристику. Порой бывает трудно объективно оценить самого себя. Если вы серьезно настроены стать лучше, попробуйте попросить кого-нибудь охарактеризовать вас. Этот человек обязательно одновременно должен быть честным и способным на конструктивную критику.

    • Неплохим кандидатом может стать ваш лучший друг. Обратитесь к нему: “Сергей, я серьезно стремлюсь стать более сильной личностью. Не мог бы ты помочь мне и назвать некоторые сильные и слабые стороны моего характера?”
    • С благодарностью примите полученный отзыв и постарайтесь принять меры по внесению некоторых рекомендованных изменений.

    Умение сопереживать и выражать признательность

    1. Научитесь ставить себя на место других. Если вы научитесь сопереживать, то сможете лучше понимать других людей. Укрепить свой характер можно поиском взаимопонимания с людьми и оказанием им помощи. Постарайтесь представить себе, через что приходится проходить другому человеку. Например, ваш друг мог недавно потерять брата. Подумайте о том, что он может чувствовать и как бы вы себя ощущали на его месте. Постарайтесь придумать, чем можно облегчить состояние друга.

      • Можно даже пойти дальше и попробовать испытать именно то, с чем столкнулся другой человек. Например, ваша партнерша может расстраиваться из-за того, что ей самой приходится заниматься всей готовкой. Попробуйте взять на себя обязанности по приготовлению пищи на неделю, чтобы осознать, что именно ее так напрягает.
    2. Боритесь с предубеждениями в себе и других людях. У каждого есть определенные домыслы и даже предубеждения по отношению к другим людям. Они могут быть как осознанными, так и неосознанными. Например, вы можете считать людей, которые закончили только школу и не получили профессионального образования, необразованными. Постарайтесь настроить свой образ мышления на более открытый путь и начать терпимее относиться к другим людям.

      • Обратите внимание на свои предубеждения. Поймав себя на составлении домыслов, отметьте для себя это. Осведомленность о возможной предвзятости является первым шагом в борьбе с ней.
      • Когда вас в очередной раз одолеют такие мысли, начните активно действовать с целью изменить свой образ мышления. Вместо размышлений о том, что “такой человек не может быть умным”, подумайте: “Ничего себе, несмотря на отсутствие профессионального образования, он отлично справился с работой. Это впечатляет”.
    3. Практикуйте благодарность. Благодарность считается составляющей частью сильного характера, так как демонстрирует вашу осведомленность о вносимом в общее дело вкладе других людей и окружающих обстоятельств. Развить в себе благодарное отношение можно намеренным включением его в свою повседневную жизнь. Например, можно ежедневно в конце дня перечислять три вещи, за которые вы благодарны судьбе.

      • Также можно завести для себя дневник, в котором вы будете записывать все те вещи, за которые вы признательны. Там можно делать соответствующие записи в течение всего дня или просто выделять для этого 10 минут по вечерам.
      • В дневнике можно записать: “Сегодня мне представилась возможность стать волонтером приюта для животных. Я благодарна за то, что смогла заняться чем-то конструктивным в это субботнее утро”.
    4. Не забывайте выражать благодарность другим людям. У благодарного отношения к жизни есть и внешняя сторона. Не забывайте говорить “спасибо” каждый раз, когда кто-то что-то делает для вас. Тем же образом можно показать свою признательность и за те вещи, которые вас напрямую не касаются.

      • Например, можно сказать коллеге: “Спасибо, что привел нового клиента. Рост бизнеса выгоден всем нам”.
      • Благодарность может быть и более конкретной. Попробуйте сказать: “Я действительно ценю то, что ты кормила меня куриным бульоном, когда я болел. Ты такая заботливая”.

    Выполнение лидерских функций

    1. Научитесь говорить громко и отчетливо, если вы стеснительны. Укрепить характер можно возложением на себя большей ответственности. Это позволит расширить собственную базу знаний и кругозор. Начните с оценки того, каким образом вы общаетесь с другими людьми. Если обычно вы опасаетесь высказываться, сделайте над собой усилие и научитесь говорить четко, чтобы ваш голос было слышно.

      • Возможно, вы дополнительно занимаетесь в хоре и обладаете хорошим музыкальным вкусом. Если вы твердо уверены в том, что на предстоящем мероприятии нужно использовать определенную музыку, скажите об этом и сделайте так, чтобы ваши объяснения прозвучали ясно.
      • На работе больше участвуйте в совещаниях. Люди будут более восприимчивы, если вы станете излагать им свои идеи четко и уверенно.
    2. Позволяйте другим высказаться в первую очередь, если обычно вы разговорчивы. Показать свои лидерские навыки можно демонстрацией сдержанности. Если обычно вы очень разговорчивы, попробуйте позволить и другим людям быть услышанными. Затем у вас будет шанс подумать и дать обдуманный ответ.

      • Например, вы поставили перед собой цель выучить испанский язык. Выявите наилучшие способы достижения этой цели и начните работать в данном направлении.
      • Можно записаться на курсы испанского в каком-нибудь местном колледже или пройти специальный курс обучения онлайн. Также можно воспользоваться специальными программными продуктами для изучения языка.
      • Ведите учет того, чем именно вы занимаетесь. Не забывайте отмечать свои успехи.
      • Работа по направлению к четко поставленным целям поможет вам выработать дисциплину, являющуюся составной частью сильного характера.
    3. Обращайтесь за помощью, когда нуждаетесь в ней . Некоторые люди считают обращение за помощью признаком своей слабости. На самом же деле, это демонстрация силы характера, так как этим вы показываете, что в состоянии выявить и оценить свои потребности. При этом ваши просьбы всегда должны быть конкретными и понятными.

      • Вместо того чтобы пространно заявлять партнеру, что вам необходима помощь по хозяйству, попробуйте сказать так: "Было бы неплохо, если бы ты периодически брал на себя стирку и выгуливал собаку".
    4. Подчеркивайте сильные стороны других людей. Моральная поддержка - отличный способ приподнять настроение всем, включая себя. Хорошие лидеры знают, что поддержка влияет на людей лучше, чем агрессивные разносы. Обязательно общайтесь с вверенной вам командой лиц и сделайте так, чтобы они понимали, что вам важен вклад каждого из них.

      • Подчеркивайте сильные стороны людей, чтобы они могли расти, опираясь на них. Например, можно сказать: "У тебя настоящий талант к подготовке презентаций! Не хотел бы ты выступить от лица всех нас?"
      • Сконцентрируйтесь на успехе команды в целом, а не на своем личном успехе. Говорите с руководством о своей команде, используя местоимение “мы”, а не “я”.
      • Советы
        • Выявите конкретные черты своего характера, которые нуждаются в развитии.
        • Запомните, что ваше собственное понимание определения “сильный характер” не обязано совпадать с чьим-либо еще пониманием.

Очень часто люди хотят изменить свой характер, так как он мешает их общению с другими людьми и портит взаимоотношения. Но изменяться никогда не поздно: это можно делать в любом возрасте. Чтобы воспитать в себе сильный характер придется постараться, так как это волевое качество, которое достается не каждому.

Все чаще и чаще встречаются девушки и женщины с сильным характером, которые занимаются бизнесом и развивают свою личность.

Такой характер проявляется только у сильных людей, которые выделяются среди остальных своими поступками и действиями. Чтобы стать сильным человеком нужно соблюдать рекомендации, благодаря которым можно формировать сильный характер. О них пойдет речь ниже.

Интересы

В первую очередь чтобы стать сильным человеком, нужно найти для себя интересную сферу . Ваши увлечения должны быть постоянными, и вы сами должны знать чего вы хотите. Нужно заниматься чем-то одним, чтобы воспитать в себе стойкий характер и добиться успехов в любой деятельности.
Речь идет как о хобби, так и о работе. Нужно заниматься только тем, что вам действительно нравится. Не стоит забывать о саморазвитии, которое и воспитывает сильный характер человека.

Физические упражнения

Чтобы воспитать сильные стороны характера, нужно держать себя в форме и регулярно заниматься спортом. Только нужно определиться с видом спорта, который вам по душе. Нужно регулярно посещать занятия и проводить их в одно и то же время, чтобы выработать у себя дисциплину. Нужно взять за основу правило: стоит посещать занятия в любое время, даже если у вас нет настроения или вы плохо себя чувствуете.

Если у вас не лежит душа к тяжелым нагрузкам, тогда можно заняться пробежкой или просто гулять по саду. Вас не должен смущать даже дождь. Если вы решили стать спортивным человеком, то вас ничего не должно останавливать.

Мышление

Мышление человека тоже может сказываться на характере. Чтобы развить у себя сильный характер нужно мыслить позитивно. Как показывает практика, то работать над характером можно в любое время, если человек сильный, то он сможет перестроиться и измениться.

Стоит отметить, что, то о чем человек постоянно думает и, то, что он представляет в своем мышлении и становится его реальностью через некоторое время. Ведь как человек мыслит, так он и живет. Любой мудрый и умный человек мыслит только позитивно, он считает себя уверенным и то, что у него все получится. Если вы хотите привлечь успех, то должны думать о том, что у вас все получиться и на все хватит сил. Ведь не зря люди говорят о том, что мысли материальны.

Если речь идет о женщинах, то они верят в то, что рядом с ним находится любимый человек, который самый лучший, даже если это на самом деле не так. Именно с такими мыслями женщины могут быть счастливыми и иметь хорошее расположение духа.

Порядок

Чтобы воспитать в себе сильный характер нужно придерживаться порядка, и это касается любого дела и начинания, начиная от порядка за обеденным столом и заканчивая порядком во всем доме. Также не стоит забывать и о том, что порядок должен быть и в мыслях человека, иначе ничего хорошего добиться, просто не удастся.

Нужно понимать, что для каждого дела стоит отводить свое время и благодаря порядку можно экономить не только время, но и нервы. Если человек научится все планировать, то он будет непременно все успевать и знать где и что у него лежит и находится. Нужно чтобы все было на своих местах.

Избавляемся от старых вещей

Нужно непременно избавиться от старых вещей, которые тянут вас вниз. Те вещи, которыми вы не пользуетесь несколько месяцев нужно либо отдать кому-то, либо выкинуть. Тоже самое касается и людей, если вы не общаетесь с человеком и вряд ли он будет вам полезен, тогда нужно с ним смело расставаться. И не стоит переживать по поводу тех вещей и людей, с которыми вы расстались. Помните, что в вашей жизни будет много полезных и нужных знакомств. Стоит только подождать.

Также в обязательном порядке нужно расставаться с теми людьми и вещами, которые навеивают на вас тоску, и напоминают о чем-то неприятном. Если вы вовремя будете избавляться от негатива, то сможете обрести гармонию и сосредоточиться на том, что вам действительно нужно.

Отказываться нужно ото всего что вам не нужно. И не стоит думать о том, чтобы оставить ту или иную вещь. Нужно понимать, что нужно жить настоящим и освобождать место в своей жизни под настоящее, избавлением от старого и ненужного.

Скажите, нет лени

Чтобы стать сильным человеком нужно побороть свою лень, так как человека, который ленится, никогда не посетит вдохновение и творчество. Одно дело, когда человек ничего не делает и совершенно другое, когда он никак не старается что-то сделать. Даже если у вас что-то не получается, вы должны следовать вперед к своей цели, покоряя высоты.

Ищите единомышленников

Нужно искать единомышленников и общаться только с сильными людьми. Ведь, как известно, то слабые люди могут тянуть вниз даже самого сильного человека. Поэтому если вы хотите стать сильным человеком и воспитать характер, вы должны общаться с такими же людьми каким и хотите стать сами .

Ведь когда вас настигнут неудачи, сильный человек сможет поддержать вас, направить на верный путь и возможно в чем-то помочь. Если вы найдете единомышленников, то они вместе с вами будут радоваться вашим победам и разделять горечь ваших поражений. Даже если у них что-то не получиться, то вы сможете стать для них полезными. Ведь лучше держаться с кем-то, а не быть одиноким. Одна голова хорошо – а две лучше. Без поддержки людям очень плохо, поэтому об этом вопросе нужно думать постоянно.

Как мы видим, воспитать сильный характер это не так сложно, самое главное это желание, которое должно быть у каждого человека. Ведь если человек не будет хотеть стать сильнее, то как бы он не старался у него ничего не получится. Поэтому если вы задумали стать сильным человеком, вы должны ставить перед собой цели и добиваться их во что бы то ни стало.