Аэрограф в домашних условиях. Аэрограф своими руками в домашних условиях: конструкция и изготовление

Аэрографы или, как это устройство часто называют, краскопульты часто являются необходимы. Их конечно можно приобрести в специализированных магазинах, взять у знакомых, но можно также изготовить собственноручно в домашних условиях.

Для создания собственного аэрографа будут необходимы следующие материалы: обычная шариковая ручка, винная пробка и стеклянная баночка небольшого размера, в которую и будет помещена краска.


Необходимые материалы собраны, можно приступать к делу.

Во первых нужно разобрать шариковую ручку и выдуть пасту из стержня. Это можно сделать ртом, но в целях безопасности можно изначально приобрести шприц, разогреть его носик обычной зажигалкой и развальцевать любым подручным материалом, например шпажкой для барбекю, чтобы в него входил стержень ручки. Промывать пасту из стержня можно спиртом или водой.


Первый этап окончен. Теперь нужно вырезать небольшой уголок на винной пробке глубиной в полтора сантиметра. Для вырезки можно использовать канцелярский нож.


Когда уголок вырезан, необходимо проделать дырку посередине пробки так, чтобы через нее проходил стержень от шариковой ручки. Также нужно сделать отдельный проход на боковой части пробочки так, чтобы через него проходила нижняя часть шариковой ручки.


Нижнюю часть шариковой ручки следует слегка расширить при помощи наждачной бумаги и провести ее через боковую дыру на пробке.


Следующим делом нужно провести стержень ручки через нижнюю дырку на пробке, которую мы проделали первым делом.


На крышке баночки необходимо открыть еще одну дырочку по размере стержня шариковой ручки, провести его через эту дырку и зафиксировать все термоклеем, который также обеспечит герметичность. В некоторых случаях стержень ручки может быть длиннее используемой стеклянной баночки. В таком случае необходимо всего лишь отрезать лишнюю часть стержня. Важно, чтобы стержень не доходил до самого дна баночки.


Вот и все. Аэрограф или краскопульт готов. Осталось только разбавить краску и залить ее в баночку. Краска бывает разной, а это значит, что точных и определенных пропорций разбавления не существует. Однако следует учесть, что краска в баночке должна быть немного гуще чем вода.

Аэрографом называется небольшой ручной пульверизатор, распыляющий краску практически на любую поверхность. Благодаря его маленькому размеру, распыление происходит тонкой полосой, поэтому им удобно делать рисунки с мелкими деталями. Он обычно свободно продается и стоит не очень дорого, но можно не тратить деньги, а сделать аэрограф своими руками.

Составляющие и принцип работы

Этот аппарат работает по принципу пневматического распыления: поток воздуха проходит через узкое отверстие под высоким давлением, образует струю и так распыляет краску. Состоит он из следующих частей:

  • вместилища для краски;
  • ресивера – емкости, предназначенной для скопления воздуха, необходимого для распыления;
  • компрессора – элемента, который усиливает давление воздуха, поступающего в ресивер;
  • регулировочного клапана и рычага, отвечающих за движение краски и воздуха;
  • сопла – регулятора объема струи краски;
  • иглы – регулятора ее подачи;
  • воздушного клапана, который отвечает за движение воздуха в сопло;
  • ручки.

Составляющие аэрографа

Не обязательным, но важным дополнением является подставка.

Ручной прибор для аэрографии по внешнему облику похож на авторучку, прикрепленную к банке. Механизм у него несложный, сделать его в домашних условиях вполне реально.

Самодельный аэрограф может быть с краскораспылителем и без него (в таком случае для распыления нужно дуть в сопло).

Задумываясь о вопросе, как сделать аэрограф своими руками, важно помнить, что вариант без распылителя более прост в изготовлении, но с распылителем легче работать.

Как собрать аппарат без распылителя

Потребуются:

  • одноразовый шприц, из которого нужно вынуть иглу и поршень и прикрепить его верх на флакон;
  • стержень от гелевой ручки;
  • флакон (емкостью 0,5 л);
  • нить как можно большей прочности;
  • скрепка;
  • скотч.

Изготавливать нужно по следующей схеме:

  • скрепку разогнуть до прямой, а потом согнуть под углом 90°;
  • связать одну сторону скрепки с иглой;
  • скотчем приклеить вторую сторону к корпусу возле отверстия для иглы;
  • установить ее кончиком в центре сопла (обязательное условие).

Чтобы пользоваться таким аэрографом, нужно , опустить иглу в емкость с ней и дунуть (желательно с большой силой).

Есть и другой вариант такого аппарата (с подставкой и без нее). Чтобы его сделать, нужно дополнительно взять отрезанный конусом кусок стержня шариковой ручки и клей. Действия для изготовления этой модели:

  • срезать конец иглы, а оставшуюся часть макнуть в клей и воткнуть в стержень, только с тем условием, чтобы кончик обязательно торчал;
  • сделать в крышке отверстия, чтобы туда поступал воздух.

Самодельный аэрограф можно изготовить и при помощи одной ручки, пробки от винной бутылки, маленькой банки или флакона и клея:

  • очистить стержень от чернил;
  • сделать в пробке два надреза в противоположных направлениях;
  • просверлить отверстие для стержня, который будет расположен там по центру, и еще одно перпендикулярное;
  • сделать сопло: вставить стержень в одно отверстие, корпус – во второе, в крышке баночки проделать отверстие по диаметру стержня и просунуть деталь в нее;
  • зафиксировать клеем или герметиком.

Изготовление с распылителем

Многие любители самодельных устройств задаются вопросом, как сделать аэрограф с краскораспылителем, так как он удобнее. Это несколько сложнее, но тоже вполне возможно. Для него понадобятся:

  • 3 шариковых и 2 гелевых ручки;
  • карандаш;
  • баллончик из-под дезодоранта;
  • проволока;
  • ниппель;
  • 2 болта диаметром 3 мм;
  • столько же иголок;
  • клей.

Изготовление аэрографа такого типа включает в себя несколько этапов.

Собирание патрона и фиксатора иголки:

  1. Из стержня автоматической ручки вынуть поршень, опустить пружину.
  2. Просверлить отверстие в стержне ручки (гелевой) и вставить маленький болт под углом 90°.
  3. В шариковой ручке сделать 2 отверстия.
  4. Согнуть проволоку до упора триггера и вставить в корпус.
  5. Нагреть иглу такого же диаметра и вставить туда же.
  6. Четырьмя отрезками проволоки (по 6 см каждый), согнутыми под 90°, закрепить конструкцию.
  7. Вставить корпус с иглой в краскопульт (длина используемого для этого стержня должна быть такой, чтобы он упирался в согнутую проволоку, а пружина была сжата).
  8. Склеить детали.

Следующий этап – изготовление воздушного клапана: с помощью пустого шприца (из которого удален поршень), иголки, пружинки от ручки, куска трубки от баллона из-под освежителя воздуха, ниппеля. Все склеить.

Для распылителя берутся те же детали, но вместо пружинки, трубки и ниппеля используются передняя часть стержня (с наконечником) и шланг, через который будет подаваться воздух. Все это также следует прочно соединить.

Другой вариант – сделать с помощью трубки из винила и компрессора:

  1. Обрезать трубку и надеть ее на шприц близко к его основанию, оставить место для нажатия клапана баллона.
  2. Набрать краску и присоединить обрезанную трубку к баллону, который будет использоваться как пульверизатор.

Чтобы не испачкаться, следует надевать перчатки.

Для успешного конструирования аппарата нужно ориентироваться на чертеж.

Дополнительная деталь

Полезным дополнением для аэрографа всегда является подставка. Ее тоже можно сделать в домашних условиях.

В качестве подставки хорошо использовать обычный канцелярский зажим. Всегда есть возможность ее доработать или сделать новую самостоятельно.

Существуют разные варианты доработки. Например, к зажиму присоединить алюминиевую проволоку, пружины и пробки от медицинских флаконов. Проволока должна быть толстой и прочной, так как из нее делается ось устройства, которая фиксируется гайкой, сверху к ней крепится специальное коромысло для аэрографа, в местах контакта с ним приделаны трубки от капельницы . Это достаточно прочное устройство, которое надежно держит даже крупный аппарат.

Один из самых доступных вариантов изготовления подставки с нуля:

  • взять кронштейны от старой мясорубки;
  • просверлить в них дырки (2);
  • согнуть вязальные спицы или от велосипедных колес (важно, чтобы на концах была резьба);
  • закрутить гайки до конца каждой резьбы и запаять;
  • вставить спицы в просверленные отверстия и прикрутить их гайками, прикрутить подставку к столу.

Есть возможность использовать в качестве основного материала вагонку:

  • отпилить кусок (длина около 17 см);
  • распилить вдоль;
  • сделать отверстия для болтов и гаек;
  • натянуть проволоку, зажать кусочками рейки;
  • чтобы она не царапала аэрограф, загрунтовать и натянуть шланг от капельницы.

Самостоятельно сделанная или покупная подставка должна соответствовать определенным требованиям:

  • прочно прикрепляться к столу;
  • устанавливаться просто и быстро, не отнимать время от самого процесса окрашивания;
  • быть невысокой, чтобы можно было добавлять краску в любой момент;
  • аэрограф должен легко в нее устанавливаться и так же извлекаться, чтобы эти действия в итоге стали автоматическими.

Самодельный аэрограф на практике оказывается ничуть не хуже купленного в магазине. К тому же почти не нужно тратиться на материалы, и получается практически полная экономия средств.

Аэрограф (воздушная кисть — пер. с англ) — это компактный пульверизатор, с помощью которого краска распыляется (разбрызгивается) тонкой полоской на любую поверхность. В принципе его работа схожа на действие пульверизатора, но здесь имеется и существенное отличие, можно сказать принципиальное. Это то, что с помощью аэрографа можно делать красивые изображения и наносить их практически на любые поверхности. Таким приспособлением удобно наносить уникальные изображения, даже с мелкими деталями. Несмотря на то, что в продаже можно найти различные модели, многие задаются вопросом, как сделать аэрограф своими руками в домашних условиях и насколько это сложно, и затратно ли.

Все аэрографы подразделяют на несколько видов, по следующим характеристикам:

  • Способ смешивания потоков воздуха и краски. Бывают наружного и внутреннего смешивания. Первый вариант отличается более простой конструкцией.
  • Способ подачи краски и расположения емкости. Есть модели с верхней, боковой и нижней подачей, кроме того, есть устройства, в которых краска подается с помощью воздуха под определенным давлением.
  • Тип управления. Одинарное, двойное и независимое действие.

Из чего состоит аэрограф

Основные составляющие элементы аэрографа:

  • Емкость для краски или лака;
  • Компрессор;
  • Ресивер;
  • Сопло;
  • Рычаг и регулировочный клапан;
  • Воздушный клапан;
  • Игла;
  • Подставка для аэрографа;
  • Ручка.

Принцип работы и конструкция

Принцип работы всех аэрографов одинаков и заключается в том, что давление воздуха, который проходит по трубке, больше чем у внешней среды. Краска смешивается с воздухом, предварительно поднявшись по трубке. При этом образуется ровная и достаточно мощная струя (принцип Бернулли). Регулировка количества воздуха осуществляется с помощью триггера (механизм управления). Во время надавливания на триггер происходит всасывание краски или лака из емкости и распыление в форме струи, имеющей коническую форму.

Конструкция большинства моделей одинакова, независимо от месторасположения емкости для лака или краски. И хотя некоторые детали могут иметь определенные отличия, принцип работы остается неизменным.

Ресивер из огнетушителя

Одним из наиболее оптимальных вариантов ресивера, можно назвать огнетушитель для аэрографа своими руками, тем более что найти такое изделие можно без особого труда. Можно поискать на предприятиях, обратиться к знакомым, приобрести у пожарников или фирмах, занимающихся обслуживанием огнетушителей. У них, как правило, всегда есть списанные огнетушители, готовые к утилизации. Выбирать лучше экземпляры емкостью 15-20 литров, но только, чтобы они были в приличном состоянии. Недопустима внутри емкости ржавчина.

Важно: огнетушитель для сборки аэрографа своими руками должен быть в хорошем состоянии, без внешних деформаций, внутри не должно быть ржавчины.

Если есть ржавчина, то можно использовать специальную смывку, разрыхлитель краски, растворитель, металлическую щетку или дрель со специальными насадками. Места, где была ржавчина желательно обработать специальным раствором для связывания ржавчины. После этого поверхность нужно обработать грунтовкой по металлу и покрасить. Делать это необходимо строго по инструкции.

Совет: особое внимание следует уделять внутренней части горловины и крышке.

Изготовление компрессора для аэрографа своими руками

Среди множества вариантов как сделать компрессор для аэрографа своими руками, наиболее распространенными и востребованными являются компрессор из холодильника и автомобильный компрессор для накачивания колес.

Главные достоинства выбора компрессора от холодильника для аэрографа:

  • Нет необходимости в дополнительных источниках питания, так как работают от стандартной сети 220V;
  • Доступность;
  • Длительное время безостановочной работы;
  • Низкий уровень шума.

Недостатки:

  • Рассчитаны такие компрессоры на работу не с воздухом, а с фреоном;
  • Требуется периодическая замена масла.

Плюсы автомобильного компрессора для изготовления аэрографа своими руками:

  • Оптимальное давление;
  • Высокая производительность;
  • Мобильность;
  • Простота монтажа и эксплуатации, хорошо адаптируется к системе.

Минусы:

  • Достаточно высокий уровень шума;
  • Время беспрерывной работы ограничено.
  • Требуется мощная АКБ.

Если все-таки сравнивать два этих варианта, то более предпочтительным можно назвать аэрограф из автомобильного компрессора. Он позволяет получить достаточное давление порядка 7 атмосфер и высокую производительность в пределах 70-73 л/мин. С агрегатом от холодильника получить таких показателей вряд ли получится.

Как вариант автомобильного компрессора для самодельного аэрографа можно использовать модель АС 700 или другую подобную, главное, чтобы рабочие характеристики соответствовали необходимым показателям. Технические характеристики, комплектация и цена данной модели вполне подходящие. Порядок работы можно разделить на несколько этапов.

Вначале необходимо убрать все лишнее — косынки, воздуховод со штуцером, ручку, резиновые ножки. Все это в дальнейшем пригодится, поэтому выбрасывать ничего не надо.

На втором этапе требуется адаптировать компрессор к системе. Делается это с помощью переходника для трубной резьбы в зависимости от самой резьбы. Чаще всего это 1/4 или 1/2 дюйма.

Трубку воздуховода вставить в бочонок. Предварительно распилить пополам. Стык при желании можно запаять изнутри, но это не обязательно, главное, чтобы соединение было герметичным.

В качестве блока питания можно использовать компьютерные БП, от игровой приставки PS и прочие. Главное, чтобы их характеристики соответствовали следующим параметрам — 12 В и 50 А, при необходимости можно объединять несколько блоков.

Сборка всех частей компрессора осуществляется с применением сантехнических фитингов и фурнитуры (водопроводных).

Потребуется также подготовить:

  • Реле давления (как вариант PM/5G);
  • Сепаратор;
  • Обратный клапан;
  • Регулятор давления.

Следующий этап — адаптация и установка крышки. После чего остается сделать подставку для аэрографа. Здесь существует множество вариантов. Хотя некоторые вполне комфортно обходятся и без последнего элемента, но, как показывает практика, с подставкой удобнее.

После этого остается соединить все электрические элементы и произвести полную сборку. Здесь очень важно внимательно отнестись к подсоединению проводов. Особенно, когда предполагается использование нескольких источников питания. Обусловлено это тем, что разные производители применяют провода различного цвета, так нет единого стандарта. Но здесь есть один нюанс — расположение проводов идентично.

Аэрограф собирают в несколько этапов — сборка патрона и изготовление воздушного клапана. Здесь есть множество вариантов.

Как вариант можно использовать:

  • Шариковую ручку;
  • Медицинский шприц;
  • Пробка от винной бутылки;
  • Баночка, можно стеклянная.

Есть варианты сложнее и проще. Поэтому каждый должен выбирать сам как сделать аэрограф, исходя из своих навыков и возможностей. Здесь рассмотрен один из наиболее простых и доступных, как по способу изготовления, так и по стоимости.

Сделать аэрограф в домашних условиях своими руками для себя несложно. При этом стоимость устройства будет в несколько раз ниже заводских моделей, а вот по характеристикам они вряд ли будут уступать.

  1. Не так давно для декора интерьера стали вновь использовать метод, который применяли несколько десятков лет назад. Если в то время трафареты...
  2. Ручной труд в декорировании и творчестве всегда оценивался положительно. Работа hand made (в переводе: сделанное своими руками) в данный период...
  3. Все мы любим кушать жаренное на огне мясо. И для его приготовления используем мангал, который, как и все в этом...

Аэрография – это особая техника нанесения изображений. Рисовать с применением такой техники можно и на авто, и на мотоциклах, и на шлемах, и даже на корпусах мобильных телефонов. Методом аэрографии можно создать простые изображения, а можно и сделать необычный декор кузова машины. Здесь все зависит от вашего воображения и, конечно, мастерства владения необходимым оборудованием и инструментами. Если вы решили украсить свой автомобиль оригинальным рисунком, советуем дочитать статью до конца. Далее расскажем о том, как сделать аэрографию, как правильно выбрать инструмент, как подготовить трафарет и поверхность кузова самому – словом, обо всех основных этапах подобных малярных работ.

Как сделать аэрографию самому? Нажмите на фото для увеличения.

Чем нарисовать аэрографический рисунок на авто?

Прежде чем приступить к разговору непосредственно о том, как делается аэрография, необходимо познакомиться с устройством такого прибора, как аэрограф. Именно при помощи него и будем наносить рисунок на авто. Внешне аэрограф похож на обычный краскопульт, но работает он немного по-другому. После нагнетания компрессором сжатый воздух под высоким давлением поступает через специальное отверстие в сопле аэрографа. При этом струю воздуха окружает область низкого вакуума. Если через эту область будет осуществляться подача пигмента (порошковой краски или автоэмали с низкой вязкостью), то образуется аэрозоль. Аэрозоль наносится на поверхность очень тонким слоем, а значит можно рисовать на машине эффектные объемные изображения с тенями, плавными переходами цвета и т.д.

Аэрограф для аэрографии на авто. Нажмите на фото для увеличения.

Основные виды аэрографов

Первый подход к классификации аэрографов – это пистолеты проточные и запираемые. Если в первых нельзя отрегулировать количество воздуха, проходящего через прибор, то во вторых такая возможность существует.

Виды аэрографов

Кроме того, существуют аэрографы с наружным и внутренним смещением потоков воздуха и краски. Инструмент с внутренним смещением – это ваш вариант, если вы интересуетесь тем, как сделать сложную многоцветную аэрографию на машине, то есть нарисовать изображение с тонкими линиями и плавными переходами между оттенками. Такое филигранное нанесение пигмента возможно благодаря наличию подвижной иглы. Однако будьте готовы к тому, что аэрографы подобной конструкции требуют более бережного ухода и большей сноровки при использовании.

Говоря о том, как рисовать простую, недетализированную аэрографию на машине, сделаем акцент на аэрографы с неподвижной иглой. Их стоимость сравнительно невысока, а механизм применения не слишком сложен, так что даже если вы не можете похвастаться высоким уровнем мастерства, аэрографический рисунок на авто получится привлекательным.

Не менее важный вопрос при выборе аэрографа – это регулировка подачи краски и воздуха. По этому признаку выделяют следующие модели:

  • Аэрографы с кнопкой-триггером для ограничения поступающего воздуха;
  • Аэрографы с функцией регулировки подачи пигмента;
  • Аэрографы, способные одновременно регулировать подачу воздуха и краски.

Наконец, как и на обычных покрасочных пистолетах, красконаливной стаканчик на аэрографах может находиться сверху или снизу, быть съемным или стационарным.

Как определиться с ценовым диапазоном и сложностью аэрографа? Если вы хотите попробовать нарисовать аэрографию один раз, ради интереса, то нет смысла тратить деньги на слишком дорогой прибор. Если же вы решили заняться этим делом всерьез, лучше не экономьте и приобретите качественный профессиональный аэрограф с подвижной иглой и функцией регулировки подачи воздуха и краски. Он позволит наносить пигмент более тонко и точно, а значит, рисовать более детализированные изображения.

Выбираем рисунок и определяемся со способом его нанесения

Здесь все зависит от вашего воображения. Какого размера будет рисунок, сколько цветов будет задействовано при его нанесении, будете ли вы рисовать вручную или при помощи трафарета – на все эти вопросы необходимо ответить еще до того, как вы приступите непосредственно к малярным работам.

Итак, рисунок выбран. Однако перед тем как начать самостоятельно делать аэрографию на авто, следует создать эскиз изображения. В этом деле могут помочь графические редакторы, например, программа Corel DRAW. В любом случае, запаситесь терпением, потому что этот этап является одним из самых затратных по времени.

Аэрография как техника нанесения изображений особое внимание уделяет теням, поэтому уже тогда, когда будете рисовать на бумаге или в графическом редакторе, определитесь, где у вас будут подобные элементы.

В домашних условиях для изготовления трафарета вы, скорее всего, будете использовать обычную бумагу. Если же ваш выбор остановится на готовых трафаретах, то их могут делать и из бумаги, и из самоклейки, и из картона, и из пленки, и даже из свинцовой фольги. Как правило, такие трафареты рассчитаны на одноразовое использование. Многоразовые трафареты применяются лишь в профессиональных мастерских, где аэрография поставлена на поток.

Как можно использовать трафарет?

Если у вас совсем мало опыта в сфере малярных работ и вы решили попробовать сделать аэрографию впервые, лучше пойти по пути наименьшего сопротивления: вырезать все необходимые участки на трафарете, приклеить его на кузов малярным скотчем и просто закрасить требуемые области.

Вы уверены в своих силах? Тогда можете использовать трафарет только в качестве лекала. Прорисуйте с его помощью контур рисунка, а затем вручную нанесите более мелкие детали.

Трафарет для аэрографии. Нажмите на фото для увеличения.

Подготовительные работы

Как и перед другими покрасочными работами, прежде чем нарисовать аэрографию на машине, поверхность необходимо подготовить. Тщательная подготовка – гарантия того, что рисунок будет выглядеть привлекательно, а пигмент со временем не отслоится.

Место, на котором вы будете делать аэрографию, должно быть матовым. Матирование проводят:

  • По-сухому или по-мокрому;
  • Вручную наждачной бумагой или при помощи шлифовальной машинки;
  • Скотч-брайтом с матирующей пастой.

В результате на поверхности кузова должно появиться множество мельчайших царапинок, которые обеспечат наилучшую адгезию пигмента при рисовании аэрографического рисунка.

Материалы и расходники для подготовительных работ. Нажмите на фото для увеличения.

Как правильно наносится изображение методом аэрографии?

Начнем с того, что надежно закрепим подготовленный трафарет на выбранном участке кузова авто. Делается это обычно при помощи малярного скотча. Если вы беспокоитесь о том, что краска может попасть на другие области корпуса, оклейте их старыми газетами.

Если кузов авто темный, то аэрография заключается в переносе только светлых элементов рисунка. Как делать изображение более объемным? Накладывайте последовательно разные оттенки краски, выделяя и оттеняя необходимые участки.

Если требуется прорисовать мелкие детали, можно изготовить дополнительные трафареты или действовать вручную. В результате вам удастся нарисовать реалистичный рисунок.


После того, как вы закончите наносить аэрографию, обязательно залакируйте данный участок кузова, чтобы защитить красочный слой от механических повреждений и выгорания на солнце.

Аэрография при помощи пленки

Иногда аэрография делается не жидкими красками, а при помощи специальных пленок. Конечно, в этом случае выбор рисунка будет ограничен лишь теми изображениями, которые есть в продаже, но и усилий данный способ требует гораздо меньше.

Поверхность под поклейку пленки с рисунком должна быть идеально чистой и обезжиренной. Пленку крепят так, чтобы под ней не оставалось пузырьков воздуха. Поверх пленки наносится специальный лак, который не только защитит этот декоративный элемент, но и сделает изображение более глубоким и насыщенным. Завершается нанесение пленочной аэрографии полировкой, которая создаст зеркальный эффект.

Аэрография пленкой. Нажмите на фото для увеличения.

Итак, теперь вы знаете, как и при помощи каких инструментов делается аэрография. Пробуйте, экспериментируйте, задействуйте свою фантазию, а после всех проведенных работ наслаждайтесь красотой, которую вы создали на своем авто своими же руками!

Многие мэтры современной аэрографии начинали свой путь, изготовив аэрограф своими руками.

Принцип работы аэрографа состоит в распылении жидкости, вызванного разностью давления внутри и снаружи сосуда.

Но и впоследствии, достигнув вершин совершенства, остается верной самостоятельно изготовленная и ставшая популярной конструкция аэрографа. Тем более что при использовании собственноручно сделанного аэрографа, намного приятнее работать.

Устройство аэрографа

Принципиальная схема того, как сделать аэрограф, осталась неизменной с момента его изобретения, хотя в процессе своего развития претерпела много усовершенствований. В основе работы этого устройства лежит принцип пульверизации – распыления жидкости, вызванного разностью давления внутри и снаружи сосуда.

Простейшая схема аэрографа представлена двумя трубочками, соединенными под углом 90°. Воздух, проходящий через трубочку с большим диаметром, которая расположена горизонтально, сдувает верхний слой со второй трубочки, расположенной вертикально и помещенной в сосуд с жидкостью. За счет сдуваемого слоя в верхней части вертикальной трубочки происходит разряжение, и жидкость из резервуара поступает в зону распыления. Таким образом устроен аэрограф одинарного действия. Если подавать сжатый воздух не только в зону распыления через большую трубочку, но и в герметично закрытый сосуд с жидкостью, создавая там избыточное давление, то можно получить аэрограф двойного действия. Теперь жидкость из резервуара будет подаваться не только за счет разряжения, создаваемого в зоне распыления, но и за счет избыточного давления в сосуде. Регулируя давление в резервуаре с жидкостью, можно регулировать количество жидкости, подаваемой в зону распыления.

Для изготовления аэрографа своими руками используют всевозможные подручные средства. Для трубочки, подающей жидкость, применяют стержень от шариковой авторучки. Из пишущего узла удаляют шарик и получают готовую калиброванную форсунку. Корпус от ручки используют как большую трубочку для подачи воздуха. Применяется в качестве основы спичечный коробок. К его боковой поверхности прикрепляется подготовленный стержень, а перпендикулярно ему – корпус авторучки. Если поместить стержень в баночку из-под фотопленки или пузырек от лекарств, в который предварительно налита жидкость, а в корпус от авторучки подать воздух (просто подуть), то получится простейший аэрограф. Очень удобно использовать готовые узлы от механического распылителя моющих средств, там есть форсунка, трубочка для подачи жидкости и узел регулировки – это почти готовый аэрограф.

Отличные готовые форсунки остаются от баллончиков с краской и других жидкостей, продающихся в аэрозольной упаковке.

Воздух в аэрографии

Первоначально источником воздуха служили собственные легкие художника. Но по мере развития и совершенствования остро встает вопрос об источнике сжатого воздуха. Можно рассмотреть традиционную схему обеспечения воздухом:

Электронасос для накачки автомобильных шин отлично подойдет для аэрографа вместо компрессора.

  1. Компрессор – устройство, преобразующее механическую (электрическую) энергию в сжатый воздух. При аэрографии используют электронасосы для накачки автомобильных шин. Также у «самодельщиков» популярны компрессоры от бытовых холодильников. Кроме того, промышленность выпускает широкую линейку бытовых микрокомпрессоров, используемых как для аэрографии, так и для аэрации воздуха в аквариумах.
  2. Ресивер – герметичная емкость большого объема (чем больше, тем лучше), которая компенсирует перепады давления воздуха. Наличие ресивера позволяет включать компрессор по мере необходимости в автоматическом режиме.
  3. Редуктор – компрессор, создающий в ресивере избыточное давление, иногда в несколько раз превышающее то, которое необходимо для нормальной работы. Редуктор позволяет уменьшить (редуцировать) давление до необходимой величины.
  4. Регулятор давления – механическое устройство, поддерживающее постоянное давление воздуха, подаваемого в аэрограф. Любое изменение давления вызывает изменение факела краски аэрографа, а его стабильность очень важна, регулятор давления позволяет установить оптимальное давление воздуха, поступающего в аэрограф.
  5. Влагоотделитель. При изменении давления воздуха содержащаяся в нем влага может конденсироваться в виде капелек жидкости. Для исключения попадания сконденсировавшейся влаги в краску и на поверхность окрашиваемого изделия, применяют влагоотделитель. Простейшим устройством может служить сосуд, в котором есть вход и выход в виде двух трубочек, герметично впаянных или закрепленных механически через прокладки на разной высоте. Поток воздуха изменяет направление своего движения в таком сосуде. Сконденсировавшаяся влага, как более тяжелая составляющая, по инерции оседает на поверхности этого сосуда.
  6. Маслоотделитель. Любой компрессор – это механическое устройство, состоящее из цилиндра, в котором возвратно-поступательно движется поршень, приводимый в действие двигателем. Именно за счет возвратно-поступательного движения удается создать давление воздуха. Но для уменьшения трения во всех компрессорах применяют смазку, как правило, это масло компрессорное. Для того чтобы масло не попало в аэрограф, а через него в краску и на поверхность создаваемого рисунка, применяют маслоотделитель. Примитивное решение – использование топливных фильтров для автомобилей. Сжатый воздух проходит через фильтрующий элемент, и частички масла оседают на нем. В промышленных маслоотделителях используются более сложные решения. Особенно важно наличие маслоотделителя, если используются компрессоры от бытовых холодильников, у которых система смазки спроектирована таким образом, что масло непосредственно контактирует со сжатым воздухом.
  7. Шланги. Их используют для соединения всех этих узлов и, собственно, для подачи воздуха к аэрографу. Для герметизации применяют резьбовые соединения – фитинги. Либо обжимают шланги специальными хомутами на штуцерах. Шланги должны быть достаточно гибкими, чтобы не ограничивать художника в движениях. Вместе с тем материал, из которого изготовлен шланг, должен выдерживать большое давление, создаваемое компрессором.

Такое достаточно большое и громоздкое оборудование позволяет обеспечить художника сжатым воздухом хорошего качества (отсутствует влага и частички смазки) постоянного давления и в необходимом количестве.

Виды аэрографии

Многоцветная аэрография предполагает последовательное нанесение нескольких слоев различной краски.

Аэрография как самостоятельный вид изобразительного искусства приобретает все большую популярность и уже давно получила прикладное значение. Очень популярна аэрография на автомобилях. Различают монохромную и многоцветную аэрографии.

При монохромной аэрографии основой (фоном) служит непосредственно сама покрашенная поверхность автомобиля, а рисунок создается нанесением однотонной краски. Собственно, это самый древний вид автомобильной аэрографии, когда перед соревнованиями на гоночные автомобили наносились их порядковые номера.

Многоцветная аэрография более сложная, так как предполагает последовательное нанесение нескольких слоев различной краски и создания таким образом многоцветного рисунка. В традиционной автомобильной аэрографии созданный таким способом рисунок защищается еще одним слоем, но на основе лака. В последнее время популярной становится так называемая пленочная аэрография. Созданный художником рисунок (монохромный или многоцветный) защищается слоем пленки.

Аэрография в архитектуре

Пришедшая к нам из западной культуры роспись и раскраска стен домов является тоже подвидом аэрографии. Правда, аэрограф здесь несколько своеобразный, отличный от классического устройства с традиционной схемой. Но баллончик с краской соединяет в себя все элементы классического аэрографа. Здесь присутствуют практически все элементы. Емкость для краски совмещена с ресивером, подающая трубочка тоже присутствует. Имеется форсунка и даже узел регулировки. Но не только автомобили и дома украшают средствами аэрографии. Сколько оригинальных решений и неповторимых композиций можно увидеть в маникюрном салоне.

Каждый ноготь модницы – это законченное неповторимое произведение искусства, выполненное средствами аэрографии.