Что означает сабантуй. История возникновения праздника сабантуй

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй? Вот и Василий Теркин, главный герой поэмы Александра Твардовского, пытался это выяснить у своих друзей-солдат:
— А кому из вас известно, что такое сабантуй?
— Сабантуй — какой-то праздник? Или что там сабантуй?
— Сабантуй бывает разный, А не знаешь — не толкуй.

Сабантуй — это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.

Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара -падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.

Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами. А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.

Вот такой он веселый, этот праздник сабантуй!

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным и сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге.

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки.

Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность.

Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время.

Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем.

Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эта традиция преемственности поколений одна из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа.


Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Сабантуя празднуется по следующим этапам: 1) приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) - последнее не всегда и не везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6) майдан - состязания; 7) вечерние молодежные игрища.

САБАНТУЙ - ПРАЗДНИК ТРУДА, НАДЕЖДЫ И ДРУЖБЫ

Сабантуй - это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом

Сабантуй - это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого.

Сабантуй - это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р.С. Акчурин)

Сабантуй - праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее. (Р.М. Смаков)

Сабантуй - не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения, таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Помните, начало бессмертной поэмы А. Твардовского "Василий Теркин"? Наш общий любимец - солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне - малом, среднем и главном (М.А. Гареев)

С незапамятных времен у татар было 2 праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию они слились вместе, в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь -это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы - удмурды, чуваши, русские. (Э.Р. Тенишев)

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ

В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой праздник "Сабантуй" , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица "С начала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники, чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек, прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев, образа жизни.

Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен. Как говорит народная мудрость: "Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. "Возможное - сделает каждый, невозможное - отважный". Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой".

Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, т.к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный. Борьба - куряш на поясах, конные скачки многие другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание и на то, что ушло, забылось…

Так призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины, которые вышли замуж, после последнего сабантуя. Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии. Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце - тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони…

Сейчас в Казани во время летнего солнцестояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья - сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Сабантуй

Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары.

Века отшлифовывали форму проведения Сабантуя. Он порождён народом и воплощает народную этику, вкусы народа, его давние традиции и его изобретательность. Изначально "негромкий" сельский праздник, стал ярким и масштабным празднеством. И это замечательно. Но вместе с тем усиливается опасность "размывания" особых красок народного праздника, его национального смысла.

Ещё в начале ХХ века на страницах татарских газет развернулась целая дискуссия: нужны ли татарам джиен и Сабантуй? Религиозные деятели, особенно традиционалисты-академисты говорили, что эти праздники ведут к распространению пьянства, и призывали ограничиться лишь сугубо религиозными обрядами. Но народ тогда не дал в обиду свой Сабантуй. Правда, в совесткое время Сабантуй объединили с джиеном, внесли в него элементы советской идеологии, но в основе своей Сабантуй выжил.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы -- сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали джиен -- гостевой праздник. Существовала очерёдность: скажем, утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда -- в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. И вот в советское время весенний Сабантуй и летний джиен соединились. Я долго и тщетно искала документы, зафиксировавшие этот момент. Что это было: постановление обкома партии или что-то другое? Оказывается, всего лишь рекомендация обкома в виде газетной заметки: приурочить народный праздник Сабантуй и джиен ко Дню республики, который отмечался 25 июня. И этого оказалось достаточно. Так Сабантуй из самопроизводящего элемента культуры превратился в регулируемый. В Татарстане и сейчас объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем -- дата для крупных городов, а также дата завершающего Сабантуя в столице Республики -- Казани.

Итак, мы довольно легко перешли на летний Сабантуй, утратив его суть как весеннего праздника. Если для большинства городских татар это прошло безболезненно, то сельские жители, мне кажется, потеряли очень многое. Ведь на селе встреча весны для тех, чья жизнь и работа связаны с землёй и природным циклом, Сабантуй -- средство бесценного общения, осмысления простой и великой истины: я -- не один.

У нас в деревнях испокон веков было принято: это одежда рабочая, а это одежда выходная. Во время экспедиции я как-то попала в семью передовой доярки. В то время был в моде кримплен, он только появился и был страшным дефицитом. И передовикам сельского хозяйства давали в награду отрезы. Доярка шила себе наряды сама. Она открыла шифоньер, показывая не без гордости: мол, посмотри, сколько у меня всего. А потом добавила с грустью: одеть некуда, свадеб мало, праздников нет, одна работа.

Мы утеряли ожидаемость праздника, подготовительный этап к нему. Один день увеселений не может дать такого удовлетворения. Раньше татары задолго готовились к Сабантую -- покупались продукты для праздничного стола, готовились подарки, продумывалось, что люди оденут. Человек обязательно примеривался: ага, вот он обязательно будет участвовать в скачках или в бегах, потому что у него это ловко получается. Не говоря уже о том, что выскабливался до идеальной чистоты весь дом и двор, и даже за воротами.

А непосредственно праздничные приготовления начинались с "карга боткасы" (или зэрэ боткасы -- грачиная каша). Праздник один, а названия в каждой местности разные. Это дарило людям гордость, ощущение того, что это -- своё. В этом и заключается народная психология.

Сначала дети шли по деревне и собирали крупу. Затем красили яйца. Целым событием был для них сам процесс окрашивания. Однажды мы проводили в одной из казанских школ в качестве эксперимента Навруз. Перед этим праздником тоже полагается красить яйца. Ученики принесли из дома по мешочку луковой шелухи. В каждом классе была электрическая плита. Вы бы видели восторг детей от самой процедуры! Одна девочка, чтобы не потерять в общей массе своё яйцо, обмотала его резиночкой с волос. Когда вынули яичко, оно оказалось с узором. Что тут началось: и другие девочки срочно стали искать хоть что-нибудь, чтобы выделить свои яйца. Вот где фантазия, творчество!

Крашеные яйца дети собирали и по домам. Обряд назывался йомырка коне (день яйца). Сам процесс сбора яиц будоражил всю деревню.

Во-первых, всех волновало, кто же первым зайдёт в твой дом. У татар говорят -- аягы жинел (буквально -- лёгкая нога). Человек лёгкой ноги принесёт в дом счастье, удачу, благополучие. Например, у чепецких татар на севере Удмуртии и в Кировской области специально приглашали какую-нибудь Марьям апа, у которой "лёгкая нога": зайди уж к нам, пожалуйста, пораньше. Там же в деревнях очень строго придерживались правила: если человек болеет или калека, то он вообще в этот день старался не выходить из дома. У кряшен если первым заходил ребёнок, его тут же сажали на подушку, которая лежала на пороге. Наблюдали: если ребенок не егозит -- выведут курочек, а если ребёнку не сидится, норовит встать поскорее -- уродятся петушки...

К сожалению, этот обряд, как и многие другие, утрачен в большинстве татарских деревень. В советское время работники народного образования, решив, что сбор крупы и яиц -- это побирательство, объявили ему войну.

В 1959 году я, только что закончив пединститут, попала по распределению в одну из мишарских деревень Пензенской области. В один из предпраздничных дней детишки принесли в школу яйца. Я с радостью захожу в учительскую и говорю: "йомарка коне!" Так вот, старшие коллеги отчитали меня как провинившуюся девчушку…

Между тем, в народных обрядах заложена большая воспитательная сила. Вот представьте: детвора собирается гурьбой для сбора крупы и яиц. В компании все смелые. Но обязательно выявляется лидер. Дети идут по деревне и скандируют шутки-прибаутки. В деревне Нижние Шуни (Вятско-Полянский район Кировской области) одна бабушка вспомнила такую закличку:

"Дэр-дэр, дэрэгэ,

Иртэн торып, берсе конгэ сорэнгэ

Сорэн суккан -- бай булган,

Тэмэке тарткан -- юк булган.

Хай-хай-хай, дилэр

Гали абзый бай, дилэр,

Берэр кашык май дилэр!

("Дарь-дарь, на дарю. Через день -- сорэнь. Кто участвует в сорэнь -- будет богатым, кто курит -- будет бедным. Хай-хай-хай, говорят, дядюшка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят").

Р. Мухаметзяновым записана такая закличка:

"Карга эйтэ: кар, кар

Туем житте, барр, барр,

Ярма, кукэй алып бар,

Сот маенны салып бар,

Эпэй, итен алып бар,

Барр, барр, барр"

("Ворона говорит: кар, кар, настало моё пиршество, приходи, приходи, крупу, яйца приноси, молока, масла приноси, хлеба, мяса приноси, приходи, приходи, приходи").

Дети высказывали в каждом доме разные пожелания, придуманные ими самими. Прозвучит удачный, остроумный стих -- значит, хозяин больше даст. А быть жадным в ауле было позором.

После детей выезжали верхом на лошадях собирать яйца юноши, тоже ватагой и с песнями. Обряд назывался "Сорэн сугу". Но хозяйки все покрашенные яйца уже раздали. Значит, парням достанутся уже только сырые. Яйца собирали в плетёную кошёлку. Когда миновали последний дом, самый ловкий выхватывал эту кошёлку и пускался вскачь от других. А вечером нередко устраивался мальчишник, на который собирались только те, кто начинал женихаться. Здесь боролись, плясали, пели.

Одна старенькая бабушка рассказала мне интересную историю. Во время "Сорэн сугу" девушке разрешалось преподнести понравившемуся юноше узелок с яйцами. Главная ценность этого узелка была в девичьем платочке. Девушка, таким образом, выражала свою симпатию. Понятно, юноша, получивший такой узелок, был на седьмом небе. Но вот один из джигитов, активно ухаживавший за местной красавицей, предательски переметнулся к другой. Красавица оказалась ещё и умницей: она просто принародно подарила джигиту узелок с яйцами, однако потом все увидели: сверху -- яйцо, а под ним камушки...

Сейчас во многих местах все хлопоты по подготовке к Сабантую переложили на плечи клубных работников, членов сельсовета, а ещё чаще буквально выбивают подарки у спонсоров. Но ведь народные традиции совершенно другие. В Заказанье, например, по домам ходили зрелые мужчины, ходили с шестом, а то и с двумя. К этому шесту и привешивали подаренные платки, ленты, чулки. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте. В Кукморском районе Татарстана подарки собирали пешие юноши. Их грудь украшали крест-накрест завязанные полотенца, к которым привязывали подарки. К концу обхода улиц эти юноши выглядели как нарядные ёлки. В начале 60-х годов я бывала в деревне "Зяй-Каратай" Лениногорского района Татарстана. Там юноши собирали будущие призы для Сабантуя верхом на лошадях. Самым ценным среди подарков был платок или полотенце, сотканное или вышитое молодушкой: по нему судили об её умении: "нинди булган кыз!" За самые щедрые (не обязательно дорогие) подарки благодарили публично. Умели благодарить, умели прилюдно похвалить!

И вот кульминация праздника -- майдан. Он длился один день. Место проведения каждый год меняли. Проводили Сабантуй в той части полей, где нынче были пары. Очень мудрое решение. Я с ужасом вспоминаю один случай в Бавлах в конце 60-х. Мне пришлось поездить по районам с предпраздничными совещаниями-консультациями. Уже яровые взошли. Так вот, в одном колхозе специально для конных скачек "вырезали" по ним в поле дорожку. Наверное, и сейчас такое встречается. Ведь в некоторых районах проводят Сабантуй с такой помпой! Устанавливают трибуны с флажками и фонарями, отдельную трибуну для почётных гостей и особый буфет для них. А ведь Сабантуй всегда был демократичным! Особая роль на праздничном майдане отводилась только аксакалам. Аксакал -- это уважаемый на селе человек, к слову которого прислушиваются. Сейчас, когда мы, выезжая в экспедиции, говорим об этом, нам отвечают: а их нет. Где взять мудрых непьющих стариков?! В былые времена они следили за порядком во время Сабантуя, за ними было последнее слово в выявлении батыра.

С какого момента на наших сабантуях стали пить? Ведь раньше никаких торговых точек на этом празднике вообще не было. Скачки прошли -- народ расходился по домам. Люди чай пили, а через часок вновь собирались на майдане. Продуктовые палатки -- это явление эпохи повальных дефицитов, когда негде было купить хороших конфет, пряников. Правда, во время джиена устраивали продажу: специально приезжали купцы, коробейники со своим товаром. Юноша мог девушке купить платок, ленту, орехи. Ароматный "кызыл билле пряник" каждая деревенская бабушка помнит. К этому дню каждый ребенок копил денежку…

Сегодняшний Сабантуй нередко выливается в погоню за ценными призами. Уж очень дорогие подарки! Когда это превращается в самоцель, когда на майдан выходят профессиональные спортсмены-разрядники, а человек, не имеющий разряда, уже не решается выйти на майдан, это не общенародный праздник, а спортивное мероприятие. Меняется сама природа праздника, он становится зрелищем для народа, а не праздником самого народа. А это вовсе не Сабантуй!

Конечно, появилось и много интересного. Некоторые состязания воспринимаются сегодня как традиционные, хотя появились они в ХХ веке. Например, бег в мешках, с коромыслом на плечах, с яйцом в ложке, лазание по шесту, борьба на бревне с мешками. Эти шуточные соревнования пришли к нам с русских ярмарок и из балаганов. А прижились именно потому, что преумножили возможности для участия людей в праздничном действии -- в частности, женщин. Были попытки внедрить в Сабантуй шахматы и шашки, но от них отказались. И, по-моему, правильно сделали: не стоит разбивать участников Сабантуя, ведь это -- общий, коллективный праздник.

И ещё: во всём должна быть мера. К примеру, отыскать монету в катыке, окунувшись в него лицом, может быть и весело, но и неприглядно. Я во многих регионах опросила стариков и они в один голос утверждают: это не народная традиция.

Народные традиции -- это завещанное нашими предками национальное богатство. А к заветам надо относиться бережно и с умом. Нет спора: время вносит в традиции свои веяния. Но их, эти веяния, надо тщательно и со знанием дела просеивать через народную психологию: она не ошибается. Ею порождён замечательный праздник Сабантуй, ей и быть его режиссёром.

Обычаи и праздники татар Р.К. Уразманова

На обширной территории от Тамбова -- на западе, до Омска -- на востоке и от Перми и Кирова -- на севере, до Астрахани -- на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности (по данным переписи 1989 г., около 7 млн. человек) и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар -- ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI--XVIII вв. Они так и называют себя: “кряшен” -- “крещеные”. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).

Татарский мужской и женский праздничный костюм

Праздник по случаю завершения поста (Ураза гаете)

Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы -- Гает намазы, в которой принимало участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ; в непогоду -- в мечетях. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. Тем временем дома женщины готовили праздничное угощение. К завтраку приступали лишь по возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длился три дня) с поздравлениями обходили дома родственников, соседей.

Время кашу варить

“Карга боткасы” -- так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов -- аксакалы -- подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы -- пшена, полбы или гречки, другая -- яиц, третья -- масла. Для каши все сгодится! А чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику -- Сабантую.

Сбор крашеных яиц

Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи. В зависимости от того, сколько шелухи клали, цвет яиц мог быть от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев яйца получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые шарики из теста -- баурсак -- или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не мог (не успел) это сказать, на помощь приходила хозяйка. Произнося эти слова, она сажала его на подушку и наблюдала. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался часа два.

Что такое Сабантуй?

Как и соседние народы -- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, русские, татары в основной массе своей были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. “Весенний день год кормит” -- говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали “Сабан туе” -- “свадьба плуга”, а возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну а “туй” -- это “свадьба”, “торжество”.

Борьба на кушаках

Зрители располагались кругом в несколько ярусов: передние сидели на земле, задние смотрели стоя. Начинали борьбу мальчики пяти-шести лет. иногда два старика. Затем поочередно боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Дружными возгласами одобрения зрители встречали каждый удачно проведенный прием. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не признавал себя побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца -- батыра. Таких претендентов набиралось несколько человек; их борьба между собой становилась кульминационным моментом состязаний. Батыр, так же как и победитель скачек, получал один из лучших призов праздника.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.

В одних районах его проводили пешие юноши, в других -- юноши верхом на лошадях, в третьих -- пожилые мужчины. Повсеместно самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с каждой молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовили самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого.

Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие -- мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8--12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5--8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы.

Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш -- на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.

Бой мешками

Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся.

Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй - весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

Праздник Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

Праздник Сабантуй

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки - ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным - сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог - игра - эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

Праздник Сабантуй

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний - курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта - бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз - “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей - камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi - легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков - одно и самых любимых соревнований. Задача - разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу (джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

Путин на празднике Сабантуй

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника - Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа - песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль "Сабантуй" по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их - разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это - скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ - разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах - гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства - и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля - они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался "серэн сугу", по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и... глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: "Аксакаллар, сез ризамы?" (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не "шанелью"... Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу - народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя - белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй - праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием "на грудь", к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру "кыз куу".

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате - рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.

СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:

! ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ЗДЕСЬ!!!

http://1997-2011.tatarstan.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/

http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/

http://kukmor.livejournal.com/172007.html

https://lori.ru/cabinet/354197/info

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля.

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

Наши предки, чье благополучие зависело от того, каким будет урожай, старались задобрить духов плодородия. Поклоняясь освободившейся от снега земле, в которую скоро упадут хлебные зерна, люди старались заслужить благосклонность природных сил. Постепенно древние обряды забывались, но следующие поколения продолжали с удовольствием отмечать праздник весеннего плуга перед началом нелегких полевых работ. К XIX веку он превратился в веселое народное гулянье, хотя некоторые отголоски древних верований сохранялись. Как только сходил снег на полях, старики-аксакалы договаривались о сроках проведения Сабантуя.
Праздничный цикл обычно начинался с символического прокладывания первой борозды деревянным плугом. Сабантуй состоял из целой последовательности обрядов. В заранее определенный день дети отправлялись по домам односельчан собирать продукты, из которых потом готовилась особая каша. В восточных и юго-восточных районах Татарстана она называлась карга боткасы – «грачиная каша» или «воронья каша», что свидетельствует о связи Сабантуя с архаичным культом птиц. На следующее утро дети снова ходили по домам и собирали крашеные яйца. Все хозяйки приветливо встречали ребятишек и угощали специально приготовленными лакомствами. В этот же день деревню объезжали юноши верхом на лошадях, останавливаясь у каждого дома и требуя у хозяев угощения. Когда время уже близилось к севу, юноши верхом на лошадях собирали подарки для победителей состязаний.

Самым ценным подарком считалось узорное полотенце. Такие полотенца непременно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в течение последнего года. Сбор подарков сопровождался песнями и шутками. Наконец, наступала кульминация праздника. Майдан, место состязания, устраивался на лугу или лесной поляне. Все собирались здесь после полудня, когда старики выходили из мечети по окончании молитвы.

Праздник обычно открывался состязанием в беге (югереу), причем участники группировались по возрастам. Впереди скакал всадник и показывал бегущим путь. Призы победители часто тут же преподносили почетным гостям или старшим родственникам, а те в ответ одаривали их деньгами. В центре майдана шла борьба (курэш). Борцы перекидывали друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти, и пытались положить соперника на лопатки. Те, кому удалось одолеть противников, затем состязались между собой. В результате оставался один победитель – батыр, который становился главным героем праздника. Порой знаменитые батыры приезжали издалека, чтобы помериться силой и ловкостью. Лучшие призы предназначались батыру, а также победителю скачек (бэйге). Лошадей, участвующих в скачках, отводили за несколько километров от деревни. На финише молодой парень или девушка держали на шесте вышитый разноцветным шелком белый платок, который доставался победителю.

Среди других состязаний можно назвать добывание ртом монет из наполненных кумысом котлов и перетягивание веревки. После состязаний присутствующих ожидало традиционное угощение – бишбармак и конские колбасы. На этом праздник не завершался. До глубокой ночи молодежь пела песни и танцевала, народные музыканты и певцы демонстрировали свои таланты.

В отдельных селениях даты праздника не совпадали. Это делалось намеренно, чтобы сельчане успели побывать на весенних торжествах по всей округе, навестить друзей и родственников. Поэтому на майдане всегда было многолюдно. Из сундуков доставали лучшие наряды, украшенные яркой вышивкой, которая всегда отличала и женский, и мужской татарский костюм. У молодежи во время праздника была возможность приглядеть жениха или невесту. Именно на Сабантуе завязывались знакомства, намечались будущие семейные пары. При таком скоплении народа конфликты возникали крайне редко, поскольку за порядком тщательно следили, и вокруг неизменно царила атмосфера радушия и доброжелательности.

Можно заметить, что в разных районах праздник имел свои особенности. Например, во многих селах Балтасинского и Арского районов за неделю до майдана устраивались скачки юношей на конях, а сбором подарков для победителей занимались двое-трое взрослых мужчин. Чтобы все могли видеть собранные подарки, их привешивали к шесту, который несли на плече. В некоторых деревнях Зеленодольского и Высокогорского районов накануне праздника было принято посещать кладбища. Женщины-соседки поздравляли друг друга с приходом весны и угощали сметаной, крашеные яйца раздавались детям родственников.

В XXI веке история древнего праздника продолжается. В наши дни Сабантуй отмечается не только в городах и селах Татарстана, но и далеко за его пределами, привлекая людей различных национальностей. По-прежнему звучат песни и смех, скачут на резвых конях джигиты и шумит майдан…