Дискуссия Истархов VS Сидоров продолжается. Все «в сговоре»


Г. А. Сидоров

Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации.

«Если бы всё прошедшее было настоящим,

а настоящее продолжало существовать наряду с будущим,

кто был бы в силах разобраться: где причины и где последствия?»

На первый взгляд читателю может показаться, что автор книги пытается познакомить его со страницами той мировой истории, о которой он никогда не слышал. Другими словами навязать непосвященному своё видение того хронологического процесса развития общества, который принято у нас называть историей» Сделать нечто подобное, что в своё время написал В. К. Кандыба, П. Золин или новые «подвижники» исторической науки Фоменко и Носовский. И на самом деле прошлое человечества в данной работе выглядит совершенно в ином свете. И всё-таки у автора не было стремления ещё раз переписывать то, что для любого думающего человека итак хорошо известно. Для людей же с программированной психикой пиши не пиши - всё едино: такие ничего не способны понять, тем более что-то, не входящее в рамки их представлений, осознать и принять. Единственное, что зомбированные люди умеют, так это спорить. Отстаивать с пеной у рта вложенные в них программы…

Автору хотелось другого: прежде всего, научить читателя самостоятельно мыслить и понимать, что хронологические процессы на планете Земля управляемы. И управляемы не только посредством религии, идеологии и экономических рычагов воздействия. Есть ещё кое-что, более серьёзное - из области психологии и тайного знания. Причём, именно последнее, невидимое и скрытое является основным и самым действенным. Не будь этой силы, и мир мог бы развиваться совсем в ином направлении…

Но не только механизму управления обществом посвящена данная книга. В ней автор попытался познакомить читателя с наследием древних давно ушедших цивилизаций. (Имеется в виду Великая Ориана-Гиперборея и её южная колония, земля отверженных - или атлантов.) Кроме всего прочего автор, показал влияние древней цивилизации на современную. Факторы и следствия этого влияния. То о чём обыватель и не подозревает.

Хронологический же процесс в данной книге дан в основном как фон. Цепь следующих один за другим событий, которые высвечивают воздействие тех или иных рычагов управления.

И то, что книга получилась в какой-то степени исторической, является всею лишь следствием углублённой работы автора над тем, о чём сказано выше, и также над идеологическим наследием древних. По мнению автора это нисколько не умаляет значение книги, скорее наоборот, делает её содержание более доступным и понятным.

Неподготовленного читателя может шокировать информация о том, что человечество далеко не однородно: наряду с потомками кроманьонцев на Земле живут и процветают гибридные народы. Те народы, которые возникли посредством смешения человека разумного с неандертальцами и даже питекантропами (Юг Европы, восточная и юго-восточная Азия, Передняя Азия, Аравия, Африка), Читателю может показаться, что автор книги исповедует махровый расизм, стремится доказать, что белый человек более полноценен, чем Африканский негр, араб или китаец. Ничего подобного автор книги доказывать не пытается. Он просто констатирует факт. А как говорят, факты упрямая вещь. Куда тут денешься, если монголоидные черты, которые характеризуют восточноазиатский народ: выраженный эпикантус, плосколицесть и скуластость, были унаследованы народами Индокитая, Великой китайской равнины, Монголии и Тибета от синантропа.

Точно также как семито-кавказская горбоносость, чрезмерно выраженный волосяной покров и коротконогость являются признаками поздних неандертальцев.

Кроме всего прочего на глубинные генетические связи с человеком примитивным указывает и этнопсихология. Безусловно, на эту тему разговор спорный и деликатный. Но, в конце концов, хватит скрывать то, что для любого более-менее образованного человека, является очевидным: ведь давно известно, что большие человеческие народы по фенотипу, генетически и психологически имеют серьёзные различия. И эти различия указывают на то, что в их формировании на территории Африки, Азии и даже на юге Европы приняли участие различные виды архантропов. Идеология и тем более политика не должны вмешиваться в выводы науки. Но, к сожалению, на Земле это пока происходит. Отсюда и все беды современной цивилизации. Многие научные открытия запрещаются или просто-напросто умалчиваются. Их авторы подвергаются различного рода шельмованию, а иногда и просто устраняются. О подобных делах нашего общества мы тоже попытались рассказать в данной книге. О том, чем занята современная управляемая псевдонаука. Как скрываются от общества сенсационные археологические открытия и многое другое.

Кроме всего прочего, автор в данной книге показал не мифический, а вполне научный и реальный путь подъёма духовности и переход на новые ветки психической эволюции представителям так называемых смешанных или гибридных народов. И на примере монголоидов Китая объяснил, как повлияла идеология даосизма, буддизма и конфуцианство на психологическую природу гибридного народа. Не секрет, что под влиянием выше названных идеологий предки современных китайцев из полудиких потребителей превратились в полноценных созидателей. Строителей не только внешнего, но и своего внутреннего.

Во второй части книги автор показал современному человеку механизм гибели цивилизации Шумера, Аккада, Царство Хеттов, Египта, Рима и Византии. Показал не только экономические факторы, но генетические и психологические. Так как по его убеждению не зная прошлого бесполезно пытаться понять настоящее. Кроме того, автор показал читателю суть всех мировых религий, кто за ними стоит и для чего они созданы. Для сравнения с искусственными религиями он осветил основы древнего солнечного ведического мировоззрения, где по мере сил попытался объяснить читателю, что древний ведический мир не был религиозным. В те далёкие времена люди не верили в Высший разум. Они его знали, ощущали себя его частью и стремились к тому, чтобы их сознание в конечном итоге слилось с сознанием Всего Сущего.

Естественно, автор в своей работе познакомил читателя с глубинами христианства, его связи с иудаизмом и исламом. И с той ролью, которую христианская церковь, включая все свои секты, играет в процессе глобализации. Много внимания автор посвятил в своей работе семейным отношениям. И это не случайно. Так как благополучие любого общества строится, прежде всего, на здоровье его ячеек, т.е. семей. В данной книге автор подробно познакомил читателя с древней ведической полигамией. Показал её эволюционный смысл и пути, по которым жизнеутверждающие законы древней арийской семьи могут вернуться и в наше время.

Чего хочет Запад от России?

Несмотря на то, что в начале двадцать первого столетия Россия все еще продолжает оставаться в плену так называемой «демократической» идеи, в недрах ее социума все ярче и ярче начинают себя проявлять, не чуждые коллективному сознанию россиян, вполне конкретные монархические настроения. Это заставляет серьезно задуматься не только прозападную правящую элиту, которая посредством тотального оболванивания и зомбирования продолжает управлять обществом, но и тех граждан, которым далеко не безразлична судьба страны в будущем. Возникает вопрос: какие силы разыгрывают монархическую карту России, откуда они взялись? И какими располагают средствами для проведения в жизнь своего проекта? Понятно, что Союз Русского Народа и другие подобные ему политические течения всего лишь видимое проявление тех сил, не более. Нас должно интересовать: кто стоит за ними? Понимание этого фактора поможет прогнозировать не только будущее России и близ лежащих к ней регионов, но и политико-экономическое развитие всепланетарного социума. Надо сказать, что монархически настроенные слои российского общества на первый взгляд и не думают себя прятать. Казалось бы все на поверхности. Пожалуйста: в авангарде монархического движения стоит известная всему миру Русская Православная Церковь (РПЦ): и действительно, идеологический базис будущей Российской монархии строится с участием этой духовной, «отделенной от политики и государства организации». Возможно, для наивного обывателя такое понимание происходящего достаточно. Замкнуть все монархические потуги на РПЦ не так уж сложно. Тем более нет дыма без огня: Русская Православная Церковь действительно ярый сторонник монархии, это видно невооруженный глазом. Достаточно заглянуть в интернет и послушать, что говорят церковники в средствах массовой информации. И все-таки было бы наивно считать, что основной движущей силой реставрации Российской монархии является только Русская Православная Церковь. Безусловно, Российская РПЦ - организация не из бедных, но она и не настолько богата, что бы в одиночку финансировать очередную русскую революцию. За РПЦ просматриваются еще какие-то силы. Но какие? Вот в чем вопрос? Их то и пытаются скрыть те, кто взялся в России за реставрацию. Упомянутая выше РПЦ, как показывает жизнь, в своих высших кругах начинает догадываться о темном влиянии. Но хватит ли мужества и мудрости у РПЦ отмежеваться от них, а еще лучше показать разрушительный характер этих сил массам? Пока это остается под вопросом. А сейчас чтобы не быть голословным, давайте вспомним кого предлагают российскому обществу в качестве «вседержателя»? Кандидат из той же известной нам семьи Романовых. Как будто на этой семье свет сошелся клином и других претендентов на место императора в России нет и не может быть. А между тем, если покопаться в церковных архивах, можно найти прямых потомков не только самого Рюрика (ветвь Рюриковичей уцелела на территории современной Белоруссии, некогда входившей в состав Речи Посполитой), но и потомков князей и бояр дорюриковского периода. Взять, к примеру, генеалогическое древо бояр Новгородских, потомков Вадима Храброго, бояр Псковских, или потомков князей Северских. На Руси уцелели отпрыски и других, известных своей добродетелью и доблестью боярских родов. Спрашивается: почему? Да потому что: во-первых, кто они такие, чтобы стоять у кормила российской антирусской власти? Попробуй, дай им право управления, они науправляют! - опять все надо будет начинать сначала. И, во-вторых, всегда у потомков древних княжеских и боярских родов имеется высокая вероятность устойчивости психики. Здесь вообще беда! Как таких заставить плясать под свою дудку? Ивана Грозного пытались сломать - бесполезно, последнего из рода Рюриковичей на московском престоле пришлось отравить. Отравили и его сына Ивана и всю его родню. Сколько ушло на это сил и средств? Нет, так дальше не пойдет! Ставку надо делать на людей и покладистых и управляемых. Вопрос совсем не в древности и знатности… В устройстве психики. Только в ней одной. Например, современных монархистов ни сколько не смущает тот факт, что в свое время старший из царского рода император России Николай II, под давлением прозападных пропагандистов и прямых предателей, отрекся от вверенной ему Богом и народом власти. И тем самым вверг Россию в кровавый революционный хаос. Последствия этого хаоса ощущаются и по сей день. Что это: глупость или трусость? А может и не то и не другое. Просто мощное влияние чужой воли. И не умение такой воли противостоять. Достаточно вспомнить, что всю свою трехсотлетнюю историю Романовы проводили политику угодную Западу. Причем делали это зачастую в ущерб интересам своего собственного народа. Современные исследования царствования семьи Захарьевых-Юрьевых, то бишь, Романовых, приводят к выводу, что Романовы пришли на Российский престол далеко не случайно. Их приход был вполне закономерен. А годы смуты ему способствовали. Смута XVII века в Московии казалось бы другая тема, но к сожалению ее события на прямую связаны с приходом к власти рода, на который снова делают ставку современные российские монархисты. Что бы не говорить впустую, давайте вспомним, чем занимались в период смуты Захарьевы-Юрьевы, позднее Романовы? Как известно из достоверных источников, первый из династии Романовых Михаил Захарьев-Юрьев долгое время вместе со своей матерью Марфой служил польскому престолу. То есть был самым настоящим отщепенцем. О прямом предательстве здесь говорить трудно. Но то, что на престол его выдвинула польская партия русского боярства - факт. Царем Михаила Романова поставили те, кто в период оккупации государства поляками верой и правдой служили новой католической власти. Все просто: Запад, понимая, что с самозванцами на Российском престоле могут возникнуть серьезные осложнения, подготовил в лице Михаила Романова беспроигрышный вариант народного спасителя не только отечества, но и русской государственности - царя из старинной боярской фамилии. Только есть один нюанс: как показали исследования, родовые корни Захарьевых-Юрьевых оказались не из России, и даже не из Литвы, а с польского Поморья, где до XII века процветало независимое от польской короны племя Поморян. Если учитывать этот полузабытый и не любимый историками факт, то многое непонятное и загадочное в семье Захарьевых-Юрьевых становится вполне объяснимым. Например, странное назначение Лжедмитрием I отца Михаила Романова на патриаршество. Вполне понятно и усилие этого лжепатриарха по оказанию помощи Тушинскому вору - Лжедмитрию II. И его странный польский «плен», где он повышал свои богословские познания в Мариенбургской академии иезуитов. Становиться вполне естественным, объяснимым и сотрудничество с поляками самого Михаила - будущего российского вседержателя. И действительно, если в семье Захарьевых-Юрьевых всегда считали своей исторической родиной польское Поморье, а не Россию, тем более, что в Польше сохранились родственники, а возможно и некогда принадлежащие им родовые вотчины, то все становиться на свое место.


Десятилетиями русские люди изучали боевые искусства азиатских и европейских народов — Китая, Кореи, Японии, Тайланда, Греции, Англии. Не подозревая о том, что в сердцевине русского народа хранится память о древнейшей воинской традиции, которая не знает себе равных.

Наши предки сумели захватить и удерживать в течение многих столетий гигантские территории — от Амура до Дуная. Главным их преимуществом была уникальная система подготовки воинов, включавшая не только работу с оружием и рукопашный бой, но и психотехники, позволявшие русским ратникам во время схватки двигаться в несколько раз быстрее, чем обычный человек.

В книге «Воинские традиции ариев» впервые раскрываются секреты древнейшей воинской системы славян-ариев. Подробно описываются основные принципы русского боя. Даются конкретные методики работы с бессознательным человека, позволяющие ему получать дополнительную энергию в бою и выходить на сверхскорости, не испытывая усталости.

Свой ответ АГ начинает со следующего признания:

«Прежде всего, должен сознаться, что ко всякого рода обзывательствам, оскорблениям и даже угрозам в свой адрес я отношусь очень положительно. Потому что все они идут в ход только тогда, когда нет других аргументов».

Отмечу сразу, что в моей статье аргументы-то, в основном, и приводились. А вот в части «обзывательств» больше известен сам АГ. В подтверждение моего утверждения советую заглянуть на сайт www.lava.ru, где опубликована очень показательная дискуссия между А. Гликманом и В. Байбековым на обсуждаемую тему. Так вот, АГ, ведя дискуссию, очень уж некорректно (в его стиле) перечисляет фамилии ряда вполне достойных профессионалов, работающих в области сейсморазведки («Караев-Телегин-Анциферов-Крауклис-Троян…»), обзывая их «агрессивно-жалкими существами». Таков он, наш гонимый ниспровергатель сейсморазведки… Вообще-то, перечисленные в этой цепочке специалисты за какой-нибудь час могли бы неугомонному АГ втолковать, что к чему, опираясь и на теорию, и на результаты эксперимента, которыми они очень даже неплохо владеют. Но для этого АГ должен был бы набраться терпения, чтобы кого-то слушать и что-то видеть, чего делать он категорически не желает.

Досталось от АГ и мне:

«Умный оппонент молчал бы в тряпочку, надеясь, что не все читают “Новую газету”».

Если перевести на понятный язык, то утверждение это означает, что я, сославшийся на интервью АГ в «Новой газете», человек неумный, т. е. дурак. Об умных и дураках мы поговорим позже. Но где же тогда логика в рассуждениях самого АГ? Зачем ему, предположим - умному человеку, было публиковать свое интервью и рекламу своей фирмы в газете, которую «не все читают»? Ах да, и тут пресловутая выгода . Ведь именно в этой газете на ниве бизнеса Гликманов трудится Екатерина Гликман, подписавшая пасквиль АГ псевдонимом Игнатова .

К приведенной выше цепочке фамилий Гликман наверняка теперь добавит и меня. Что ж, компания неплохая, и я не против этого.

«Верноподданный эксперимента»

АГ без ложной скромности именует себя «безоговорочным верноподданным» эксперимента и практики. Ох, и лукавит же наш «правдолюб»! Ведь все те волны, падающие вниз и затем отраженные вверх от сейсмических границ, само существование которых он отвергает, видны непосредственно на сейсмограммах, получаемых при работах в глубоких скважинах методом вертикального сейсмического профилирования (ВСП). Казалось бы - чего проще, посмотри хотя бы раз на сейсмограмму ВСП и лично убедись, что падающие и восходящие волны разного типа на самом деле существуют и что метод ВСП однозначно увязывает сейсмические отражения, регистрируемые на земной поверхности, с каротажными кривыми, полученными после бурения скважины. Так нет же! У нашего «умного» (в отличие от меня) оппонента на то есть свои «уважительные» причины: он «не владеет методом ВСП». Да, именно так он парировал все попытки В. Байбекова представить те убедительные аргументы , об отсутствии которых он так демагогически все время распинается (см. приведенную выше ссылку на их дискуссию). Продолжая упорствовать в освоении хотя бы элементов ВСП, АГ в своем ответе на мою статью имеет совесть утверждать, что «ВСП - это всего лишь повод, основание для того, чтобы поиметь результаты бурения». Смех, да и только!

Я уверен в том, что непроходимое невежество АГ объясняется не только тем, что по специальности он не геофизик. В сейсморазведке давно и плодотворно работает много физиков, математиков, да и тех же радиоинженеров (АГ по специальности - радиоинженер). Но это первый случай, когда работающий в северной столице человек взялся читать курс сейсморазведки студентам, не потрудившись освоить элементы этой науки. Ведь к 1973 году, когда он начал свою преподавательскую карьеру, уже появилась в печати первая книга Е. И. Гальперина «Вертикальное сейсмическое профилирование», являющаяся вполне доступным для человека с высшим образованием экспериментальным подтверждением реальности волн, наблюдаемых в сейсморазведке. Так что жалобы АГ на то, что он тогда «стал получать попытки вытеснить его из этой области знания» абсолютно беспочвенны. Да не тянулся АГ ни к каким знаниям! Если бы это было не так, то, при его желании, он, хотя и дилетант в сейсморазведке, за короткое время получил бы все те знания, которые получили многие его коллеги. Вместо этого он уже много лет продолжает талдычить о том, что «ни зондирующего импульса, ни, тем более, эхо-сигнала, просто никто никогда не видел» . Все, кто хотел видеть, давно это увидели!

«Может быть, мои оппоненты, эти ревнители классической сейсморазведки, объяснят, не заглядывая в мои работы (!), как метрологически корректно померить скорость распространения упругих колебаний? Или как выявить хотя бы какой-нибудь тип упругих колебаний?»

Отвечаю. Скорость распространения упругих колебаний в горных породах, расположенных на различных глубинах, уже многие десятилетия измеряют при помощи скважинных сейсмических наблюдений (сейсмокаротаж, а в последние десятилетия - метод ВСП). В 1957 году появилась книга Н. Н. Пузырева «Измерение сейсмических скоростей в скважинах», а в 1966 году - книга А. К. Урупова под названием «Изучение скоростей в сейсморазведке». В последние десятилетия методика проведения работ и решения обратных сейсморазведочных задач совершенствовались, и на тему определения сейсмических скоростей имеется масса литературы. И трудно себе представить, чтобы кто-либо всерьез заглядывал в «работы» амбициозного АГ, категорически не желающего читать ничего, кроме своих опусов. Что же касается выявления «хотя бы какого-нибудь типа упругих колебаний», то в скважинной и наземной сейсморазведке достаточно уверенно выделяют многие типы и классы колебаний, используя мощный современный аппарат обработки сейсмических записей. Но о чем здесь можно говорить, когда человек знать ничего не желает из того, что не вписывается в его бизнес на псевдонауке?

Об умных и неумных оппонентах

Теперь самый раз поговорить на тему об умных и неумных оппонентах, упорно навязываемую А. Гликманом. Ну, уж тут не обойтись без банальной истины: «Говоришь, что хочешь, - услышишь то, чего не хочешь».

После опубликования упомянутого пасквиля против сейсморазведки и сейсморазведчиков в «Новой газете» АГ, трактуя молчание прессы как отсутствие контрдоводов против его рассуждений, не раз пытался выступать на различных форумах. Его ответ на мою статью подтверждает тот факт, что мнение его за эти годы не изменилось. Откровенно говоря, я не думал, что придется вспомнить в отношении к нему поговорку: «Мнения своего не меняют только дураки». Куда там! Ведь дураками он упорно продолжает считать своих оппонентов. Однако даже и не выступающие против него потенциальные оппоненты, знакомясь с его «исследованиями», задают после этого себе и окружающим всякие неудобные для АГ вопросы.

Помню, как один из моих коллег простодушно сказал, обращаясь ко мне: «Послушайте, ведь этот Гликман, судя по всему, еврей? Как же можно представителю этой традиционно грамотной нации выглядеть так глупо, городя явную чушь?». Я с трудом успокоил своего разволновавшегося коллегу, сославшись на признанные авторитеты. Привел ему сделанное, правда, по другому поводу высказывание Симона Визенталя: «Еврей может быть (!) идиотом, но не обязан им быть» . Более того, еврей, несмотря на принадлежность к богоизбранному народу, может быть не только идиотом, но и просто дураком. В подтверждение этого я привел один из «гариков» умудренного жизненным опытом поэта Игоря Губермана:

Неожиданным открытием убиты,
мы разводим в изумлении руками,
ибо думали, как все антисемиты,
что евреи не бывают дураками.

Этот упомянутый мной коллега не рискнул, однако, вступить на «поле брани» по очень деликатной причине. Интеллигентный человек, он очень уж не хотел, чтобы гонимый всеми Гликман еще бы, чего доброго, обвинил его еще и в антисемитизме. Его можно было понять. Не хочет этого понять только А. Гликман, упрямо считающий дураками многих окружающих, главным образом - своих оппонентов.

Все «в сговоре»

Феномен Гликмана, о котором я писал в своей статье, - далеко не редкое явление в наше просвещенное время. Когда я знакомился с выводами «исследований» этого ниспровергателя сейсморазведки и обличителя сейсморазведчиков, якобы вступивших во всем мире между собой в преступный сговор, я почему-то вспомнил просуществовавшее более 100 лет вплоть до недавнего времени «Общество плоской Земли».

Последний из президентов «Общества плоской Земли» Чарльз К. Джонсон, проживавший в штате Калифорния и скончавшийся в 2001 году, считал, что сделанные из космоса фотографии, а также отчеты о космических полетах и практически всё, связанное с современной наукой, является мистификацией. Он утверждал, что появившаяся на свет со времен Коперника новая религия , получившая название науки , пытается одурачить людей, внушая им, что Земля имеет форму шара. Это общество существовало на полном серьезе, имело в своем составе более 3000 членов в США и в других странах, которые получали ежеквартальный журнал под названием «Новости плоской Земли». На каверзный вопрос о том, как мистер Джонсон объясняет солнечные затмения, он ответил: «Мы не занимаемся подобными вещами». Аналогично ему А. Гликман так же опровергает существование лучевой сейсморазведки вместе с ее падающими и отраженными волнами, т. к. «не владеет методом ВСП». У современных сторонников плоской Земли, пытающихся противостоять «глупым ученым», всегда под рукой свои доводы. Так, например, тот факт, что перелеты между объектами в южном полушарии происходят быстрее, чем должно быть согласно карте плоской Земли, они объясняют тем, что пилоты авиалайнеров так же, как и ученые, состоят в общем сговоре. Ну, чем не наш Адам Гликман, которому в работе «как бы» вступивших в сговор сейсморазведчиков мерещатся сплошные подтасовки?

Псевдонаука и этический кодекс

Свой эмоционально насыщенный трактат А. Гликман завершает так:

«Нет уж, братцы, если уж довелось мне обнаружить несколько новых физических эффектов и явлений и создать несколько научных направлений, то как бы они, эти господа, ни пыжились и что бы они со мной ни делали (что в этой стране совсем не трудно), вот ЭТО ВСЕ уже существует. Как говорится, обратно не раскатаешь. И этим всем люди будут пользоваться ВСЕГДА».

Каково, а? Одним словом, феномен Гликмана в чистом виде. Человеку этому ведь невдомек, что люди еще до появления на свет и его самого, и его зачатой на псевдонауке фирмы с благодарностью пользовались плодами сейсморазведки, до понимания основ которой упрямый недоучка никак не может дорасти…

Коснусь непростого вопроса, связанного с нарушением этики. И в «этой», как именует АГ нашу страну, и в других странах существует профессиональная этика. Действующий в России «Этический кодекс геофизиков России» содержит два пункта, напрямую касающихся бизнесмена А.Гликмана:

«Уважай своего конкурента, коллегу и профессионала. Не стремись снизить его достоинства и преувеличить недостатки.
Не допускай использования нечестных способов достижения профессионального успеха, не наноси урона, сознательно или случайно, прямо или косвенно, профессиональной репутации других геофизиков, их бизнесу».

Демонстративное игнорирование А. Гликманом элементарной этики неизбежно приводит к соответствующей реакции окружающих, крайне болезненно воспринимаемой им самим. Но что поделаешь, когда человек валит с больной головы на здоровую! И когда он сталкивается с невольной грубостью, им же спровоцированной, то полезно было бы ему задуматься над следующим афоризмом Франсуа Ларошфуко: «Иногда достаточно быть грубым, чтобы избегнуть ловушки хитреца».