Художественное описание грозы. “Описание грозы” сочинение

Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпяся, волны меж собой.
Печальной молнии змея,

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,

"Злость Зевса"

"Гроза была недолгой..."

Гроза всегда завораживающе, гипнотически действует на человека. Буйство стихии приковывает. Помните Лермонтовское?

Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется...

А вот как описывал Н. Заболоцкий приближение грозы:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Грозное и величественное зрелище!

"Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром."

Это описание грозы В.Колесникова.

Интересны и высказывания участников нашего проекта.

Посмотрите, какой интересный совместный рассказ у нас получился!

"Неожиданно стали слышны раскаты грома и вспышки молний. Я очень боюсь грозы и поэтому стараюсь отвлечься. А грозовые облака - великаны всё сгущались и молнии сверкали чаще".

"Злость Зевса"

"Это было страшно, но очень завораживало"

"Молнии, сопровождаемые громом, имели достаточно большой диаметр. Вблизи поверхности земли потоки увеличивались в диаметре".

"Гроза была недолгой..."

"...вызвала у меня бурю положительных эмоций"

"Это было очень красиво и незабываемо!!!"

Такой вот поэтичный образ первой майской грозы сложился. Но есть тому у участников и объяснение:

"Судя по продолжительности около 30 минут и объёма в 10-20 км можно сказать, что это Одноячейковое облако" стало источником нашего творческого вдохновения.

Спасибо всем участникам проекта!

Ждем ваших новых анкет! Будьте внимательны при их заполнении.

Описание грозы следует начать с её определения. Чтобы не было совсем скучно, в энциклопедии мы не полезем, сами как-нибудь справимся!

Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее.

Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды.

Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой.

Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст.

Сейчас попробуем.

Описание грозы. Начало. Что там у нас в начале? Вначале, как правило, тучи. Огромные, тяжёлые, свинцово-серые тучи. Они собираются, подтягиваются издалека с таким серьёзным видом, как будто планируют проводить саммит ООН … А если ещё ветер поднимется, то впечатление ещё сильнее – иногда даже на конец света похоже …

Молнии, конечно же, сверкать принимаются. Сперва чуть заметно, потихоньку, потом расходятся, их разряды уже заставляют приседать не успевших разбежаться прохожих. А в старых домах начинают мигать лампочки – проводка-то сто лет не ремонтирована …

Ну, и, само собой, никуда без грома. А как же? Сначала сверкает, потом громыхает. И многие честно начинают считать секунды между разрядом молнии и раскатом грома. Как будто что-то изменится, если ты узнаешь, что гроза, скажем … в пяти километрах!

А вообще может быть любым! Ведь она для всех разная, и для каждого своя. Для кого-то это досадная помеха на пути к важным делам – приходится прятаться, останавливаться, пережидать, а потом ещё вокруг мокро и грязно …

Для кого-то гроза – повод для воспоминаний детства, как бегали под дождём и кричали: «Дождик, дождик, пуще!», как шлёпали по лужам, не боясь ни заразы, ни простуд. А для кого-то гроза … ну, просто гроза! Ну, гремит, да, сверкает – и что? Пошумит и перестанет, делов-то! Слишком незначительное событие, чтобы обращать на его своё внимание. Своё драгоценное внимание … Оно ведь необходимо для того, чтобы решать важные-преважные дела …

Но, разве есть в природе что-то, менее важное, чем сила стихии? Что более прекрасное и завораживающее, чем потоки дождя, прорезываемые всполохами молний? Что-то более трепетное и чудесно-неземное, чем радуга? Никакие деньги и дела не смогут заменить красоты того, что создано высшими силами, поверьте!

Поэтому стоит иногда потратить совсем немного времени, подключить капельку фантазии, оживить в памяти детские воспоминания. И всё лишь для того, чтобы создать своё описание грозы, не похожее ни на чьё больше.

Придумать его только для себя, чтобы каждая гроза была для вас особенной, не такой, как для всех. Чтобы каждая гроза была ВАША, особенная. А не просто громовые раскаты, раскисшие дороги и прерванные планы.

Просто вспомните детство, когда каждая гроза была чем-то необыкновенным! Вспомните, каким тогда было описание грозы? Вспомнили? «Мааам, ты представляешь, так громыхало, что стёкла дрожали! А ветер такой дул, что деревья прямо до земли гнулись!

И молния как сверкнула, так прямо всё вокруг осветила! И дождь, дождь лил прямо как в джунглях, как будто тропический ливень!!»

Такого описания достойна не каждая гроза, а только особенная, настоящая … Так что каждый опишет грозу по-своему, сколько человек ни спроси. Только вот каждый ли захочет искать нужные слова?


Поднимается сильный ветер. Тяжелые темные тучи надвигаются с востока. Уже слышен гром. На горизонте сверкают молнии и бьют, кажется, прямо в землю. Гроза наступает. Летом грозы особенно сильные и непредсказуемые. Вот уже ветер усилился. Гнутся деревья. Тучи закрывают солнце, на улице темнеет. Раскат грома, сверкают молнии, еще раскат грома, и полил дождь. Молнии начали сверкать еще больше со всех сторон.

Бах! Молния угодила в старый высоченный дуб. Он затрещал, но смог устоять. Не одно столетие приходится ему переживать такие грозы. Совсем молоденькие березки гнутся до самой земли. Ветер показывает свою власть над ними. Страшные черные тучи нависли над землей.

Что они принесут с собою? Снова раскат грома и начался град. С неба начали падать крупные льдины. Под таким градом невозможно устоять.

Всего пару минут и град закончился, ветер утих, видимо, понял, что он здесь бессилен. Тучи рассеялись, будто нагулявшись, решили отдохнуть. Но они обязательно еще сюда вернутся.

Выглянуло солнышко, а на горизонте засветилась радуга. Она сообщила о том, что буря прошла, и теперь можно вдоволь набегаться по теплым лужам и по мокрой траве. Как легко и хорошо дышится после грозы! Умывшись, земля стала светлее и чище.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Галимзянова Алия

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;

Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII школьная конференция исследовательских работ обучающихся

«Ведай неведомое»

Особенности образа грозы в поэзии Ф.И.Тютчева

7 в класс

Научный руководитель: Краснобаева Валентина Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Надым-2011

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза:

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Введение

Гроза, грохот, гром, ужас, страх, испуг - слова близкие по значению, но воспринимает их каждый человек по-разному. Кого-то пугает слово гром, кто-то, услышав это слово, испытывает необыкновенное чувство. Гроза… кто-то с наслаждением бежит на улицу, постоять под дождем, послушать этот звук, рёв. А кто-то с испугом мчится домой, закрывая за собой плотно дверь.

А вот как интересно грозу воспринимали творческие люди, поэты например? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

Цель моей исследовательской работы - выявление особенностей образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», рассказом В. Набокова «Гроза».

Объект исследования : стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказ В.Набокова «Гроза», рассказ И.Тургенева «Бирюк», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь…»

Задачи:

  1. Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе
  2. Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова
  3. Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;
  4. Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения : поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», рассказе В.Набокова «Гроза».

Материал для исследования : лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-земля!
Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния

С чем часто у нас ассоциируется слово «гроза»? Я задавала этот вопрос родителям, одноклассникам. В их ответах были такие слова: это гром, молния, страх, явление природы иногда с тяжёлыми последствиями.

Я решила обратиться к толковому словарю Даля и узнать, какое значение имеет

слово «гроза». Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.

В научной литературе гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных

поэтов и писателей, живших в разное время. Наиболее яркое описание грозы мы встречаем в произведениях М. Ю Лермонтова, В. В. Набокова, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева.

Прочитав внимательно «Записки охотника» Тургенева, рассказ «Гроза» Набокова, стихотворения Лермонтова, я пришла к выводу, что понимание грозы у всех разное.

Это зависит от фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира писателя.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотоворена:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
"Душу" природы, ее жизнь поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях С удивительной художественной наблюдательностью и любовью очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины осени первоначальной, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот леших бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава, задрожит
Широколиственно и шумно...
Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним "понятным сердцу языком".
С самого детства в нашу жизнь входит удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.

Я пришла к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий.

Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.

Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он «грохочет в небе голубом». Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. Это праздник синевы и солнца. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо»
Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Позитивно и негативно окрашенные слова

Действительно, у Тютчева необычная гроза. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул:)

В стихотворении «Неохотно и несмело» Ф. И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце «смотрит», земля «принахмурилась». Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

Образ грозы у Ф. И. Тютчева очень оригинален и непохож на образ грозы,запечатл ё нный в творчестве М. Ю Лермонтова, В.Набокова, И.С.Тургенева, потому что лирический герой Ф. И.Тютчева воспринимает это природное явление как позитивное.

Для того чтобы понять, в чём состоит это отличие, я сделала сопоставительный анализ указанных произведений. В выбранных текстах я определила позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова.

Название произведения

Позитивно окрашенные слова

Негативно окрашенные слова

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт, тёмная бездна, хлещет, тревожной молнии змея, тревожный рой

В. Набоков «Гроза»

Тусклой темноте, душная мгла, отдаленный гром, Громовержец, седой исполин, грозовой огонь

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые, солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Солнце (ключевое слово, встречается 2 раза – в начале и в конце стихотворения), ветра тёплого порывы, зеленее, солнце, сиянье

Неохотно, принахмурилась, туча, пыль летит вихрем, раскаты сердитей

«Как весел грохот летних бурь»

Весел (ключевое слово, оно задаёт тон всему стихотворению)

Нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Тревожно шевелились и лепетали, душный жар, влажным холодом; сильный ветер загудел,

У Лермонтова, Набокова, Тургенева мы можем отметить традиционно негативное восприятие грозы.

Тютчев в своих стихах выражает восторг, восхищение грозой. «Гроза у Тютчева дается во всей реальности, чувственной – зрительной и слуховой – непосредственности, и все же это не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, весны жизни, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового… Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажет всякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всю биографическую и психологическую полноту восприятия этого человека».

И, напротив, в рассказе Набокова «Гроза» герой видит дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо.

Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: "не видел ни зги", "кое-как приютился к высокому кусту", "сгорбившись: ожидал терпеливо конца ненастья".

(Читаю строки первой пейзажной зарисовки: "Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели: ". (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

"Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями ".

Рассмотрим, чем отличаются эти описания. В первой части преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость. В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.

Во второй части описания краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово "внезапно" , подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

Описание после грозы : ("Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).

Какую же роль играет образ-символ грозы?

Во-первых, "гроза" произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк - гроза леса.

В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: "словно привидение", при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, "словно выросла из земли", из тьмы. Несмотря на усиление грозы ("белая молния осветила его с головы до ног", "дождик хлынул с удвоенною силою" ), он спокоен. Он так силен, что без труда "сдернул с места" испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, "шлепала по грязи, скользила, спотыкалась" , а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.

Можно сделать вывод, что у Тургенева человек приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Цвета грома. Цветопись в поэзии

Одним из способов воздействия поэзии на нас, читателей, является цветопись. Мне удалось определить, какие цвета используют М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, Ф. И. Тютчев, И.С,Тургенев при описании грозы.

Название произведения

Слова обозначающие цвет

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Огнистой лентой

В. Набоков «Гроза»

Темно-лиловом небе , бледное блистание, седой исполин, бледнел

(В небе) голубом, (солнце) золотит

Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье

(Небесная) лазурь, жёлтый (лист)

И. С. Тургенев «Бирюк»

Лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Вывод. При описании грозы поэты и писатели обращаются к цветописи. При этом М. Ю Лермонтов, В. В. Набоков, И. С. Тургенев неизменно используют тёмный, чёрный цвет.

Ф. И. Тютчев избегает этого цвета. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .

Звуки грома. Звукопись в поэзии.

Аллитерация и ассонанс помогают нам понять тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки природы.

Меня настолько заинтересовала эта работа, и я решила подсчитать, как часто в стихотворениях Тютчева встречаются слова, обозначающие различные звуки.

Название произведения

Слова, обозначающие звук

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт (1 слово)

В. Набоков «Гроза»

Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец

(4 слова)

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный , вторит весело

(5 слов)

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Прогремело , дальний гром, раскаты громовые

(3 слова)

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист

(7 слов)

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Забушевали,

застучали, зашлёпали, разразилась

(4 слова)

Вывод . В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящённых грозе, часто встречаются слова, обозначающие различные звуки. Причём очень часто эти слова сопровождаются позитивно окрашенными словами. Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы .

Так какие же особенности грозы я отметила у Ф. И. Тютчева?

  1. Образ грозы оригинален. Природа всегда юная.
  1. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .
  2. Слова, обозначающие различные звуки грозы, сопровождаются позитивно окрашенными словами
  3. Мировосприятие Ф. И. Тютчева радостное. Лирический герой Тютчева воспринимает грозу как природное явление позитивно.
  4. Лирика больше озвучена и приведена в движения.
  5. В стихотворении Тютчева передается восторг и восхищение грозой.

Читая Стихотворения Тютчева, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе… когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом … Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...”

Заключение

Я выполнила все поставленные мною задачи, то есть: Выяснила, как мы представляем грозу. Определила как поэты Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов и писатели В.Набоков и И.С.Тургенев передают читателям образ грозы: позитивно, негативно. Как именно в поэзии Ф. И.Тютчева, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова и М. А. Булгакова выражается цветопись и звукопись.

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

7.Список используемой литературы

2. Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка.

В четырех томах.

Т.1. – М.: Издательство «Русский язык», 1999.

3. Лермонтов М.Ю.

Сочинение в двух томах. – М.: Правда, 1990.

4. Тютчев Ф.И.

Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1990.

Приложение I

Исследуемые тексты

* * * * * *

Рев ё т гроза, дымятся тучи

Над т ё мной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вь ё тся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятется –

И здесь стою недвижим я.

(М. Ю. Лермонтов)

* * * * * *

На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В

тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате: -- он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых

веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса,-- старьевщиков, закупателей пустых бутылок,-- нет-нет,-- разрыдается искалеченная скрипка; и однажды пришла тучная белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела, что из всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи,-- и

потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо,-- только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у которой я снимал комнату.

А теперь там внизу набухала душная мгла,-- но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх,-- и вдруг -- прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени "рук, волос, ловили улетающие рамы,

звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая, прижав руки к полной груди.

В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею,-- и сон мой был полон тобой.

Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц.

Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был ночной мир, железные склоны крыш. бегущие кусты спреин. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись

назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: -- вороная масть, гривы – фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки,

обнажил могучее колено,-- а кони, взмахивая пылающими гривами, летели -- все буйственнее -- вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья,-- и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо

отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот -- грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Громовержец, павший на крышу, грузно встал, плесницы его заскользили,-- он ногой пробил слуховое окошко, охнул, широким движением руки удержался за трубу. Медленно поворачивая потемневшее лицо. он что-то искал глазами,-- верно колесо,

соскочившее с золотой оси. Потом глянул вверх, вцепившись пальцами в растрепанную бороду, сердито покачал головой,-- это случалось вероятно не впервые,-- и, прихрамывая, стал осторожно спускаться.

Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. Гроза отлетела, но еще веял дождь. Восток дивно бледнел.

Двор, что сверху казался налитым густым сумраком, был на самом деле полон тонким тающим туманом. Посередине, на тусклом от сырости газоне, стоял сутулый, тощий старик в промокшей рясе и бормотал что-то, посматривая по сторонам. Заметив меня, он сердито моргнул:

Ты, Елисей?

Я поклонился. Пророк цокнул языком, потирая ладонью смуглую лысину: -- Колесо потерял. Отыщи-ка.

Дождь перестал. Над крышами пылали громадные облака. Кругом, в синеватом, сонном воздухе, плавали кусты, забор, блестящая собачья конура. Долго шарили мы по углам,-- старик кряхтел, подхватывал тяжелый подол, шлепал тупыми сандалиями по

лужам, и с кончика крупного костистого носа свисала светлая капля. Отодвинув низкую ветку сирени, я заметил на куче сору, среди битого стекла, тонкое железное колесо,-- видимо от детской коляски, Старик жарко дохнул над самым моим ухом и поспешно, даже грубовато отстранив меня, схватил и поднял ржавый круг. Радостно подмигнул мне:

Вот куда закатилось...

Потом на меня уставился, сдвинув седые брови,-- и, словно что-то вспомнив, внушительно сказал:

Отвернись, Елисей.

Я послушался. Даже зажмурился. Постоял так с минуту,-- и дольше не выдержал...

Пустой двор. Только старая лохматая собака с поседелой мордой вытянулась из конуры и, как человек, глядела вверх испуганными карими глазами. Я поднял голову. Илья карабкался вверх по крыше, и железный обод поблескивал у него за спиной. Над черными трубами оранжевой кудрявой горой стояло заревое облако, за ним второе, третье. Мы глядели вместе с притихшей собакой, как пророк, поднявшись до гребня крыши, спокойно и неторопливо перебрался на облако и стал лезть вверх, тяжело

ступая по рыхлому огню.

Солнце стрельнуло в его колесо, и оно сразу стало золотым, громадным,-- да и сам Илья казался теперь облаченным в пламя, сливаясь с той райской тучей, по которой он шел все выше, все выше, пока не исчез в пылающем воздушном ущелье.

Только тогда хриплым утренним лаем залился дряхлый пес,-- и хлынула рябь по яркой глади дождевой лужи; от легкого ветра колыхнулась пунцовая герань на балконах, проснулись два-три окна,-- и в промокших клетчатых туфлях, в блеклом халате я

выбежал на улицу и, догоняя первый, сонный трамвай, запахивая полы на бегу, все посмеивался, воображая, как сейчас приду к тебе и буду рассказывать о ночном, воздушном крушении, о старом, сердитом пророке, упавшем ко мне во двор.

  1. (В. Набоков «Гроза»)

* * * * * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу н е молкнет птичий гам,

И гам лес ной, и шум нагорный –

Все вторит весе л о громам.

Ты скажешь ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

* * * * * *

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из -за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенна я земля.

(Ф. И. Тютчев)

* * * * * *

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно! ..

Как под незримою пятой.

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, с летает на дорогу.

(Ф. И. Тютчев

* * * * * *

"Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели:". "Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями".

Выполнила: Галимзянова Алия ученица 7 в класса Руководитель: Краснобаева В. М. Особенности образа грозы в лирике Ф. И. Тютчева

Цель: выявление особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летнихбурь », «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И. С. Тургенева «Бирюк», В. В. Набокова «Гроза».

Задачи: Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа; Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяс я и играя, Грохочет в небе голубом …. (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

Негатив Позитив

Позитивно и негативно окрашенные слова Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

(И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

Цвета грома. Цветопись Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Звуки грома Звукопись в поэзии Название стихотворения Примеры аллитерации «Весенняя гроза» Звуки Г, Р помогают услышать звуки грома «Неохотно и несмело» С помощью звука С в первом и последнем катренах автор передаёт сияние солнца «Как весел грохот летних бурь» Благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома. Звук Ш передаёт шум дубравы

Название произведения Слова, обозначающие звук М. Ю. Лермонтов «Гроза» Ревёт (1 слово) В. Набоков «Гроза» Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец (4 слова) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный, вторит весело (5 слов) Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Прогремело, дальний гром, раскаты громовые (3 слова) «Как весел грохот летних бурь» Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист (7 слов) И. С. Тургенев «Бирюк» Забушевали, застучали, зашлёпали, разразилась (4 слова)

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна: Гроза Первая, весенняя Гремит, надвигается, пугает Люблю грозу в начале мая Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

Спасибо за внимание!













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.

Эпиграф:

“Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений”.
Л.Н.Толстой.

Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.

Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор.

Материал к уроку: учебник-хрестоматия для 5 класса, автор-составитель А.И. Княжицкий; изображения Зевса, Гебы; Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А. Вивальди)

Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; названия греческих богов

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Тема грозы в литературе”.

2. Индукция.

(Звучит мелодия “Гроза”.)

– Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “Гроза”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция. (Учащиеся называют).

– Обсудите в группе, дополните свои записи.

4. Социоконструкция.

1. – Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой отрывок из повести "Отрочество" "Гроза", В.В. Набоков "Гроза", А.С. Пушкин "Тучи").

– В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

– Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова – волшебная, как громовержец Илья; Пушкина – грозная) . Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное) . Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира ) . Давайте вспомним текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам даны вопросы.

  1. Определите тему текста и её отражение в название главы.
  2. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
  3. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
  4. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
  5. Как можно представить композицию повествования.
  6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Анализ текста в классе

Вопрос 1. Комментарий.Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.

Вопрос 2. Комментарий.Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.

Вопрос 3. Комментарий.Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;

Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;

Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.

Вопрос 4. Комментарий.Можно разделить на пять частей:

  • 1-я часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
  • 2-я часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
  • 3-я часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
  • 4-я часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха <…>до слов <…> за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
  • 5-я часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче <…> до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.

Вопрос 5. Комментарий.В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).

Заключение. Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина "Тучи". (1 человек рассказывает стихотворение наизусть).

– Творческое задание. Вы – туча. Что вы чувствуете? (Ребята читают тексты, стихотворения собственного сочинения о грозе).
– Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" . Цель – выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).
– Стихотворение "Весенняя гроза" вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (Нужно читать весело, игриво; выделить "люблю").
– Прочитайте последнюю строфу стихотворения

Ты скажешь; ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

– Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе.)
– Кто такая "ветреная Геба"? Зевс? (Зевс – верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром. )
– Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева – "громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила".)
– Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей. (Радостное миропонимание.)
– Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя.)
– Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?
– Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое). Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения "Весенняя гроза": радостное мировосприятие, культурный комментарий) . Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)
– Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза – то, что слышимо, поток воды – видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы.)
– Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа.)
– Перечислите звуковые образы. (Гремят раскаты молодые, птичий гам.)
– Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле).
– Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы. (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул).
– Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
– Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (Фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстрая ? Легкая или тяжелая? Лад – мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?
– Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (Звучит музыка А. Вивальди.)
– Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле "Времена года". Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?
– Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении "Как весел грохот летних бурь" поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения "Весенней грозы". Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)

5. Социализация

Постановка проблемного вопроса:

Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью.

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.
б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

Работа в группах

в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.
г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).

Задание группам:

– Прочитать рассказы А.П. Чехов “Степь”, В.П. Астафьев “Летняя гроза”, А.И. Солженицын “Молния”.
– Какие чувства, какое настроение в душе каждого рассказчика вызывает гроза? Какого писателя больше интересуют события, какого – переживания, а какого – возможность подумать о жизни, о том, какие явления встречаются в ней, как они преобразуются воображением человека?

А.П. Чехов “Степь” (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).

Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.

– Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (Черный и белый цвета.)
Каково состояние героя во время грозы?
Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?

Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.

Ученик. Стихотворение “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.

Учитель. Итак, стихотворения в прозе Солженицына различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными чувствами, другие – печальными, пессимистическими; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и грустное. Поэтическое и прозаическое начала тесно переплетаются в каждой миниатюре Солженицына. Это своего рода лирический дневник, и во многом он созвучен рассказам К.Паустовского М. Пришвина. Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.

6. Афиширование.

Задание группам:

А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа) .

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Пример синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

7. Разрыв

Задание группам:

– Познакомьтесь с материалом с.120. Как он соотносится с темой урока?

Задание группам:

Работа со справочным материалом.

Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

9. Завершение урока.

– Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

В жизни можно
По-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.

– Я очень хочу, чтобы после грозы, после всех наших страхов и неудач, всегда светило СОЛНЦЕ!

10. Домашнее задание: Написать этюд на тему “Гроза”.

11. Итог урока.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.