Икона «христос пантократор» из гмии им. а.с

Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является , поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Христос Пантократор из Синайского монастыря - икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Благодаря этому иконописный образ демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса - один милующий, а другой отвергающий. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражает идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

На синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает двойную природу Иисуса Христа.

Христос Пантократор - копия иконы VI века из Синайского монастыря св. Екатерины.

Икона Спас Синайский является древнейшим иконописным изображением Христа.
Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Образ Христоса Синайского более реалистичен и индивидуален, чем поздневизантийская иконопись. В иконе «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».. При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов.

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν - Сущий.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в .

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века. 98X65,5 см.

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века.

Икона Христа Пантократора была расчищена из-под записи масляной краской в 1963 году. Однако открывшийся древний образ не был однороден. Первоначальная живопись начала XIII века имела большую утрату прямо по центру лика от вершины лба до шеи, которая была восстановлена во второй половине XV века. Примечательно, что поздний иконописец имитировал монументальный стиль начала XIII века, пользовавшийся особым авторитетом и представленный на Синае большим числом выдающихся памятников иконописи. Вероятным поновителем иконы был синайский мастер, расписавший фресками алтарную апсиду капеллы св. Иакова брата Божия, примыкающей с северной стороны к капелле Неопалимой купины.

Образ Пантократора в целом совершенно традиционен. Иконописец воспроизводит все основные особенности иконографического типа, включая даже завиток из двух прядей, показанный чуть ниже пробора на лбу Христа. Эта характерная деталь появляется в конце VII века на золотых монетах Юстиниана II и восходит к одному из самых почитаемых образов Христа, возможно, к образу над императорским троном в Хрисотриклинии (зале приемов) Большого императорского дворца в Константинополе. Христос облачен в хитон, под которым виден священнический стихарь с поручами. Одеяния сплошь покрыты золотым асистом, указывающим на царственность и божественность Пантократора.

Самую необычную особенность синайской иконы составляет пурпурное евангелие. На раскрытых страницах ясно читается пространная греческая надпись - слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. VIII, 12). Цитата - одна из самых распространенных на изображениях Христа. Однако пурпурный цвет евангелия является большой редкостью. Сочетание пурпура с золотом здесь представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность. Подобные пурпурные евангелия с золотым текстом были хорошо известны в ранневизантийскую эпоху (к примеру, знаменитое Россанское евангелие VI века). В начале XIII века они воспринимались как редкая драгоценность, о которой посчитал необходимым напомнить иконописец.

Икона Пантократора изначально входила в состав большого Деисусного чина, из которого на Синае также сохранились иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, апостола Петра и апостола Павла. Однако впоследствии из Деисуса были выделены иконы Христа и Богоматери. Они были размещены справа и слева от царских врат между колонками алтарной преграды в монастырской капелле св. Георгия. Такие парные иконы Христа и Богоматери, в греческой традиции называвшиеся proskynesis (поклонные), появляются в X веке в монументальной храмовой декорации по сторонам от алтарной апсиды. С XII века известны иконы на алтарной преграде. Они играли важную роль в литургии: с поклонения и покаяния перед этими иконами священник начинал богослужение, целуя святые образы перед входом в алтарь. На синайской иконе Богоматерь изображена повернувшейся к Христу, Она протягивает руки в жесте молитвы. Своего рода ответом на эту молитву являются слова Христа на раскрытом евангелии, обещающие спасение верным и обращенные уже непосредственно к молящемуся в храме.

В некоторых иконографических изводах в руках Богоматери появляется раскрытый свиток с записью диалога между Богоматерью и Христом. Текст восходит к канону св. Феодора Студита, читаемого в богослужении Великой пятницы. Богоматерь просит о милосердии к грешным. Христос выражает сомнение в их покаянии. Богоматерь подтверждает их истинную веру и тогда благодарный Сын дарует прощение. Парные иконы алтарной преграды призывали к покаянию, делали молящегося участником небесного диалога Богоматери и Христа, свидетелем Ее заступничества и Его милосердия. Икона «Христа с пурпурным евангелием», задуманная как часть Деисуса, в литургической практике Синайского монастыря сменила первоначальное место в алтарной преграде и обрела новую функцию.

Это еще раз доказывает глубокое внутреннее родство иконографических тем Деисуса и парных икон Христа и Богоматери. Они взаимодействовали друг с другом в едином богослужебном пространстве. Изменение местоположения иконы в структуре преграды приводило лишь к усилению одной из содержательных граней образа без изменения основного символического смысла. Так, традиционная иконография синайского Пантократора в несколько ином литургическом контексте приобрела новые смыслы и ярко воплотила мысль о покаянии.

Икона под названием «Спас Синайский» или, как её ещё называют, «Христос Пантократор» - очень древняя, из дошедших до наших дней. Этот образ - неотъемлемый атрибут росписи в христианских храмах. А к самой иконе верующие приходят просить о поддержке и укреплении веры.

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона - это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик - это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица - асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая - взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии - божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

Икона Иисуса Христа «Пантократор»

На иконе вокруг головы Иисуса нарисован нимб, что лишний раз подчёркивает его происхождение от небесных сил.

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх - человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

История иконы

Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века. Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.

Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время. Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.

Мозаичный лик Христа «Пантократор» в центральном куполе храма Спас-на-Крови

Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог - это лучший лекарь душевных ран.

Значение иконы

Для христиан икона «Христа Пантократора» - своеобразный символ обещания того, что справедливость и добро обязательно восторжествуют в светлом Царстве Небесном. На ней Иисус изображен во всем своём величии и могуществе.

Своим видом Он как будто напоминает каждому человеку о том, что нужно жить по заповедям и отрешиться от грешных дел, чтобы в конце земного пути воссоединиться с Отцом своим.

В чем помогает

Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.

Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов.

И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными - каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души.

Икона «Пантократор»