Икона пресвятой троицы. Святая Троица: раскрытие единства трех божественных ипостасей

Ему являлась Святая Троица

30 августа (12 сентября по "новому стилю") 1533 года. Преставление прп. Александра Свирского Чудотворца

Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.

Преподобный Александр Свирский (15.6.1448-30.8.1533) - редчайшее явление в сонме русских святых. Он родился в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, напротив Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мір ради спасения своей души.

Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на "северный Афон". Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 г. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. Стефан постригся с именем Сергий, а мать - с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 г. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь даже не хлебом, «а зелием зде растущим».

Скит подвижника был по воле Божией сначала обнаружен дворянином Андреем Завалишиным при преследовании оленя на охоте, а через него это святое место стало потом известно и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23-м году поселения преподобного в пустыни, в 1507 г., большой свет явился в его храме и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти » . Мало кому из людей являлась Вся Св. Троица - чудо это редчайшее в человеческой истории.

По Божию повелению прп. Александр построил на этом месте часовню, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезною. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом безплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию.

Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 г. 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 г. он был причислен к лику святых. В 1641 г. мощи его были обретены совершенно нетленными: «Лице преподобного казалось не мертвым, как у других людей, как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога», - говорится в описании. Святые мощи были положены в присланный Государем Михаилом Феодоровичем серебрянный ковчег.

Все паломники, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Удивительная особенность мощей прп. Александра - их совершенное нетление - защитило их в годину жидобольшевицких гонений после революции. Когда стали разорять храмы (монастырь прп. Александра Свирского был превращен в концлагерь "Свирьлаг") и надругаться над мощами святых, большевики не посмели ничего сделать с прп. Александром, приняв мощи за свежий человеческий труп, "выдаваемый за мощи". Для разоблачения подделки и опровержения древности мощей в декабре 1918 г. Президиум Исполкома Северной области (под председательством Зиновьева) создал «врачебную комиссию со специалистом химиком»; гроб с телом отвезли «на судебно-медицинскую экспертизу» в Лодейное Поле, затем в Петроград в ведение Наркомздрава, а потом забыли о нем. Врачи тоже об этом позаботились и сохранили мощи в анатомическом музее Военно-медицинской Академии без их регистрации под видом "анатомического препарата".

Там святые мощи после долгих поисков и были обретены в 1997 г. Утверждают, что преподобный приветствовал искателей сильным мироточением. Мощи были вновь открыты для поклонения в переданном тогда же Церкви Свято-Троицком Александра Свирского монастыре 30 июля 1998 г. - в этот день отмечается их второе обретение. Возобновились и чудесные исцеления у великой святыни.

В монастыре, который из "Свирьлага" поочередно превращался в инвалидный дом, детдом, техникум, совхоз, в последние годы размещалась психиатрическая больница. Несмотря на царившую там мерзость запустения, иноки в скором времени восстановили храмы и братские корпуса на щедрые пожертвования многочисленных паломников.

«Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

Многие люди веруют в Бога, но при этом обширные знания, касающиеся религии, имеют не все. Христианство основано на веровании в единого Господа, но при этом часто используется термин «триединство» и что он на самом деле означает, знают немногие.

Что такое Святая Троица в православии?

Многие религиозные течения основаны на многобожии, но христианство в эту группу не входит. Святой Троицей принято называть три ипостаси единого Бога, но это не три разных существа, а только лики, сливающие воедино. Многих интересует, кто входит в Святую Троицу, так вот единство Господа описывает Святой Дух, Отец и Сын. Между этими тремя ипостасями нет расстояния, поскольку они неделимы.

Выясняя, что означает Святая Троица, следует указать, что эти три существа имеют разное происхождение. Дух не имеет начала, поскольку он исходит, а не рождается. Сын олицетворяет собой рождение, а Отец является извечным существованием. Три ветви христианства воспринимают каждую из ипостасей по-разному. Есть символ Святой Троицы – трикветр, вплетенный в круг. Есть еще один древний знак – равносторонний треугольник, вписанный в круг, что означает не только триединство, но и вечность Господа.

Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»?

Христианская вера указывает, что не может существовать точного изображения Троицы, поскольку она непостижима и велика, да и Господа, если судить по библейскому утверждению, никто не видел. Святая Троица может изображаться символически: в обличии ангелов, праздничная икона Богоявления и . Верующие считают, что все это Троица.

Самой известной является икона Святой Троицы, которую создал Рублев. Называют ее еще «Гостеприимство Авраама», а связано это с тем, что на полотне представлен конкретный ветхозаветный сюжет. Главные герои представлены за столом в безмолвном общении. За внешними видами ангелов, спрятаны три личности Господа:

  1. Отец – центральная фигура, благословляющая чашу.
  2. Сын – ангел, который находится справа и одетый в зеленую накидку. Он склонил голову, что олицетворяет его соглашение на роль Спасителя.
  3. Святой Дух – ангел, изображенный с левой стороны. Он поднимает руку, тем самым благословляя Сына на его подвиги.

Есть еще другое название иконы – «Предвечный совет», что олицетворяет общение Троицы по поводу спасения народа. Не менее важна представленная композиция, в которой большое значение имеет круг, указывающий на единство и равенство трех ипостасей. Чаша, находящая в центре стола – символ жертвы Иисуса во имя спасения народа. У каждого ангела в руках находится скипетр, обозначающий символ власти.

Огромное количество людей молятся перед иконой Святой Троицы, которая является чудотворной. Лучше всего она подходят для чтения исповедующих молитв, поскольку они сразу дойдут до Всевышнего. Обращаться к лику можно с разными проблемами:

  1. Искренние молитвенные обращения помогают человеку вернуться на праведный путь, справиться с разными испытаниями и прийти к Богу.
  2. Молятся перед иконой, чтобы исполнить свое заветное желание, например, или достичь желаемого. Главное, чтобы прошение не имело злого умысла, поскольку можно накликать на себя гнев Божий.
  3. В сложных жизненных обстоятельствах помогает Троица не терять веры и дает силы для дальнейшей борьбы.
  4. Перед ликом можно очиститься от грехов и возможного негатива, но здесь большое значение имеет непоколебимая вера в Господа.

Когда и кому впервые явилась Святая Троица?

Один из самых важных праздников для христиан является Крещение Господня и считается, что во время этого действа было первое явление Троицы. Согласно преданию Иоанн Креститель в реке Иордан крестил людей, которые покаялись и решили прийти к Господу. Среди всех желающих был и Иисус Христос, считавший, что Сын Божий должен исполнить человеческий закон. В момент, когда Иоанн Креститель совершал крещение Христа, явилась Святая Троица: голос Господа с небес, сам Иисус и Святой Дух, который спустился в виде голубя к реке.

Значимым является явление Святой Троицы Аврааму, которому Господь обещал, что его потомки станут великим народом, но тот уже был в возрасте, а детей у него так и не было. Однажды он с женой, находясь в дубраве Мамвре, разбили шатер, куда к нему пришли трое путников. В одном из них Авраам узнал Господа, который сказал, что у него в следующем году уже будет сын, так и случилось. Считается, что эти путники и были Троицей.


Святая Троица в Библии

Многие удивятся, что в Библии не используется термин «Троица» или «триединство», но важны не слова, а смысл. Святая Троица в Ветхом Завете просматривается в нескольких словах, например, в первом стихе используется слово «Элох"и́м», которая дословно переводится, как Боги. Ярким проявлением триединства является появление трех мужей у Авраама. В Новом Завете большое значение имеет свидетельство Христа, который указывает на свое богосыновство.

Православные молитвы Святой Троице

Есть несколько молитвенных текстов, которые можно использовать для обращения к Святой Троице. Произносить их необходимо перед иконой, которую можно найти в храмах или купить в церковной лавке и молиться дома. Стоит заметить, что можно читать не только специальные тексты, но и обращаться отдельно к Господу, Святому Духу и Иисусу Христу. Молитва Святой Троице помогает в решении разных проблем, исполнении желании и исцелении. Читать ее нужно каждый день, перед иконой, держа в руках зажженную свечу.

Молитва Святой Троице на исполнение желания

Обращаться к Высшим силам можно для , но важно учитывать, что это не должны быть банальные вещи, например, новый телефон или другие блага. Молитва иконе «Святая Троица» помогает только, если требуется исполнение душевных желаний, например, нужна помощь в достижении поставленных целей, оказание поддержки близкому человеку и так далее. Молиться можно и утром, и вечером.


Молитва о детях Святой Троице

Родительская любовь к своим детям самая сильная, поскольку она бескорыстная и идет от чистого сердца, поэтому и молитвы, произнесенные родителями, обладают огромными способностями. Поклонение Святой Троице и произнесение молитвы поможет уберечь ребенка от дурной компании, неправильных решений в жизни, исцелиться от заболеваний и справиться с разными проблемами.


Молитва Святой Троице о маме

Специального молитвенного текста, предназначенного для детей, чтобы те молились за свою мать, нет, но при этом можно читать универсальную простую молитву, которая помогает передать Высшим силам свои искренние прошения. Выясняя, какую молитву читать Святой Троице, стоит заметить, что представленный ниже текст нужно повторять три раза, обязательно после каждого креститься и совершать поясной поклон. После прочтения молитвы, необходимо обратиться к Святой Троице своими словами, прося за свою мать, например, о защите и исцелении.

Молитвы Святой Троице во исцеление болезней

Многие люди приходят к Богу в период, когда они или кто-то из близких людей серьезно больны. Существует огромное количество подтверждений, что Святая Троица в православии помогла людям справиться с разными заболеваниями, и даже тогда, когда медицина не давала шансов на выздоровление. Читать молитву необходимо перед образом, который следует поставить возле кровати больного и зажечь рядом свечу. Обращаться к Высшим силам следует ежедневно. Можно наговаривать молитву на святую воду, а затем, давать ее больному.


Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Следующее, что говорит Библия о Боге, это то, что: Бог Триедин.

Бог - это Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Но что же это значит? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Во-первых, Библия говорит, что существует только один Бог. Не два, не три, но только один.

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня. (Библия, Ис.45:5)

Во-вторых, в Библии также говорится о том, что существуют Три Божественные Личности: Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Вот несколько текстов, в которых Каждый из Них называется Богом.

У нас один Бог Отец , из Которого все, и мы для Него. (Библия, 1Кор.8:6)
Христос , сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь. (Библия, Рим.9:5)
Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ? Ты солгал не человекам, а Богу . (Библия, Деян.5:3,4)

И Эти Три Божественные Личности настолько едины между Собой, что Они составляют одну сущность - Бога. Поэтому существует только один Бог, а не три.

Иисус отвечал им: Я и Отец - одно, … чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. (Библия, Евангелие от Иоанна 10:30,38)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. (Библия, 1-Иоанна 5:7)
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Библия, Евангелие от Матфея 28:19)

Другие цитаты из Библии о Боге как о Святой Троице вы можете прочитать в статье

Триединство Бога невозможно до конца представить, потому что Бог выше нашего понимания. Хотя и существуют некоторые аналогии, помогающие как-то осознать само это понятие: три в одном.

К примеру, представьте себе стакан воды, кубик льда и утренний туман. Что у них есть общего? По своей сути это все та же вода, только в жидком, твердом и газообразном состоянии. Но, в то же время, все три ее проявления такие разные, такие уникальные.

Этот пример, конечно, никак не объясняет до конца Бога, он лишь помогает немного представить саму идею триединства. В Библии о сущности Бога говорится как о тайне. Ведь мы, люди, никогда не сможем нашим разумом до конца постичь Того, Кто нас сотворил. Кстати, в истории о сотворении людей, в самом начале Библии, тоже упоминается о триединстве Бога:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Библия, Бытие 1:26-27)

Кроме того, что Бог есть Дух и Он Триедин, Библия также открывает нам еще другие качества Бога.

христ.) – единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец – безначальное первоначало, Сын – Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой – «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии мироздания по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено через него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРОИЦА

лат. Trinitas) - наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинополъском символе веры. Его разработка принадлежит богословам патриотической эпохи (4-8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы - Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник. Божества: Он предвечно (т. е. до начала тварного времени, в вечности, «всегда») рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое «дыхание»). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю «структуру» Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но «триединством», т. е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула «один равен трем» выражает различение в нем - точнее, в нетварном бытии Бога - сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т. е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого «бытию другого» (человеческие личности) и «другому бытию» (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть «вещью в себе», т. е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога (), а с другой - модуса, или способа, ее существования (личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин «ипостась» здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым «логосом» (essentia), но и «отношением к другому» (communio). Другими словами, бытие Бога есть «бытие-в-общении». Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными «по ипостаси», экзистенциально отличными. Т. о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т. е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как «вечное движение в любви». Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.

Важнейшая роль ВЗ в формировании учения о Троице состояла в подчеркивании единства Бога. Бог Библии это не множество богов и не один из многих. Он единственный и неповторимый: "...Господь, Богнаш, Господь един есть" (Втор 6:4). Он Богревнитель и не потерпит никаких иных богов, крые могли бы соперничать с Ним. Поэтому здесь нет и не может быть никаких оснований длятритеизма.

В ВЗ содержатся ясные указания на триединство Бога, напр. частые упоминания Духа Божьего (Быт 1:2 и мн. др.) и обещания Бога послать Ангела (Исх 23:23). Следует указать на употребление формы мн.ч. применительно к намерениям и действиям Бога (Быт 1:26), на форму мн.ч. существительного "Бог" и на характер богоявления в эпизоде с Авраамом (Быт 18). Сила Его слова (Пс 32:6) и мудрости (Притч 8:12) тоже косвенно указывают на триединство, а известное место у Исаии (48:16), к-рое в контексте строжайшего монотеизма звучит поистине загадочно, в наибольшей степени приближается к представлению о Троице.

В НЗ нет ясно сформулированного учения о Троице (мы не принимаем во внимание 1 Ин 5:7б8а), однако тексты НЗ неизменно свидетельствуют о божественном триединстве. Бога попрежнему проповедуют как единого Бога (Гал 3:20), но Иисус уже провозглашает свою божественность (Ин 8:58), пробуждая веру и поклонение в своих учениках и принимая ее (Мф 16:16; Ин 20:28). Как Сын или Слово он может считаться равным Богу (Ин 1:1) и тождественным Отцу, что мы и встречаем в приветствиях ап. Павла (1Кор 1:3 и мн. др.). Однако и Дух, или Утешитель, входит в это же взаимное соотношение (ср. Ин 1416).

Поэтому неудивительно, что, хотя в НЗ и нет догматических определений триединства, в нем содержатся ясные указания на три лица Бога. Они упоминаются в эпизоде крещения Иисуса (Мф 3:1617). Его ученики получают повеление крестить во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28:19). В развернутой форме благословения ап. Павел желает всем верным благодати Сына, любви Бога и общения Св. Духа (2 Кор 13:13). Всвязисобетованием спасения о верующих говорится, что они избраны Отцом и освящены Духом "к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет 1:2).

Христианство подразумевает веру в то, что Иисус Спаситель и Господь; значит, представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения Церкви как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа Его единственного Сына и Св. Духа. Поэтому одна из важнейших задач, крые поставила перед собой патристика, особенно в контексте монотеизма сводилась к тому, чтобы раскрыть содержание этого исповедания, причем основной целью была здесь защита учения о Троице от тритеизма, с одной стороны, и от монархианства с другой.

В сформировавшемся учении о Троице представление о единстве Бога надежно ограждено от критических нападок указанием на то, что в Боге лишь одна сущность, или субстанция. При этом божественность Иисуса Христа утверждалась во всей полноте, вопреки тем, кто полагал, что Иисус был лишь впоследствии принят Богом на правах сыновства или что Он предсущий, но все равно сотворен Богом. Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы Отца, Сына и Св. Духа в корне пресекают любые попытки представить дело так, что три ее лица всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения. Бог един, однако сам в себе и от вечности Он есть Отец, Сын и Св. Дух триединый Бог.

Многие апологеты находят некрые аналогии троичности и в природе вообще, и в конституции человека. Это может представлять определенный интерес, но едва ли уместно придавать таким поискам слишком большое значение. Куда более глубокой представляется мысль Августина о том, что без Троицы не может быть общения или любви в Боге, ибо божественное триединство включает в себя взаимную соотнесенность, в крой божественные совершенства обретают вечное осуществление и выражение, независимо от того, сотворены ли мир и человек.

В рассуждениях рационалистически настроенных критиков учения о Троице легко найти слабое место, ибо они пытаются дать истолкование Творцу в терминах творения, т.е. объяснить единство Бога в терминах математического единства. Более научным будет подход верующего христианина, крый учится познанию Бога у самого Бога, действующего ради нас и свидетельствующего о своих деяниях в Св. Писании. Христианина ничуть не смутит, если элемент таинственного и необъяснимого не позволит до конца провести анализ исследуемого материала и прийти к полному пониманию, ибо он знает, что он всего лишь человек, а Бог есть Бог. Поскольку в божественных деяниях, засвидетельствованных в Библии, единый Бог открывает ся как Отец, Сын и Св. Дух, то в своей подлинной вере христианин должен " исповедовать славу вечной Троицы ".

G. W. Bromiley (пер. В. Р.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics, 1/1,811; J. F. BethuneBaker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine, 139ff.;W.H. Griffith Thomas, The Principles of Theology, 2031; J. Moltmann, The Trinity and the Kingdom; R. W. Jensen, The Triune Identity; P. Toon and J. Spiceland, One God in Trinity; E.J. Fortman, The Triune God; D. M. Baillie, God Was in Christ; C. W. Lowry, The Trinity and Christian Devotion; E. Jungel, The Doctrine of the Trinity; K. Rahner, What Is the Trinity? C.F.D. Moule, "The NT and the Doctrine of the Trinity", ExpT 78:16 ff.; T.F. Torrance, "Toward an Ecumenical Consensus on the Trinity", TZ 31:337 ff.

См. также: Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем.

Отличное определение

Неполное определение ↓