Изготовление барельефа своими руками. Барельеф на стене

Изучая различные материалы, связанные с ремонтом и дизайном помещений, можно заметить тот факт, что краски и обои все реже используются мастерами для декорирования стен в жилых помещениях. И это не удивительно, так как любой материал для отделки не может гарантировать уникальность дизайна, так как его аналоги можно встретить и у владельцев других домов и квартир. А оформление стен, выполненное вручную практически невозможно воспроизвести с точностью, что может гарантировать оригинальность дизайна.

Однако, зачастую услуги отделочников-декораторов высокого класса бывают не по карману. Тогда можно поступить иначе, попытавшись выполнить декоративное оформление стен своими руками. Для создания оригинального стиля прекрасно подходит барельеф.

Итак, как же он выполняется? Необходимые для этого материалы не являются самыми дешевыми, так как здесь требуются грунтовки и шпаклевки очень высокого качества и обойный клей. Такие затраты прежде всего нужны для предотвращения скорой утраты результатов выполненного труда.

Зачастую в целях украшения стен используют готовые плиты, которые изготавливаются самостоятельно либо заказываются у художников. Такие готовые плиты монтируют сразу. Но иногда барельеф выполняется непосредственно на стене, технически представляя собой элемент декоративной штукатурки, а конкретнее, монолитную с ней лепнину. Он, в отличие от других видов оформления, например, декоративной росписи, не требует дополнительного выделения цвета. И без выделения цветом объемный рисунок проявляется за счет игры света корректно обустроенного искусственного освещения. Это дает владельцу дома возможность создания акцентов на декорирующих элементах в нужное ему конкретное время, всего лишь включая освещение.

Наряду с декоративными функциями, барельефы также отлично могут справится с функциональными задачами различного рода. Например, они позволяют замаскировать неровности поверхности, украшать инженерные коммуникации, искажать зрительно пространство по желанию владельцев, а также создавать между разными зонами помещения плавные переходы.

При грамотном сочетании декоративной росписи и объемного рельефа можно создать поистине невероятные и оригинальные эффекты декора. Но, тем не менее, не смотря на многочисленные преимущества, описанная техника не является достаточно популярным способом декорирования. Это связано с высокой стоимостью такого объемного декорирования.

Часто незнающие люди ошибаются, считая, что барельеф – это сборная конструкция, отлитая из гипса, но в действительности данный вид декорирования обустраивают вручную, поэтому он является оригинальным и эксклюзивным. Таким образом, обустройство красивых изображений требует приложения немалых усилий. Так или иначе, если есть желание, то всеми работами можно справиться и самому.

Необходимые материалы и инструменты

Приблизительный перечень необходимых инструментов и материалов для создания объемных изображений следующий:

  • шпаклевка;
  • шпатель;
  • клей;
  • акриловые краски;
  • карандаш; кисти разных размеров;
  • резак;
  • рейки;
  • акриловый контур для витража и другие.

Подготовка к выполнению

Перед тем как приступить к самостоятельному созданию, необходимо первым делом выбрать удобную для этого стену, которую требуется подготовить. Ее необходимо тщательно очистить от старых покрытий, прогрунтовать и просушить.

После того как стена будет выбрана и очищена, а поверхность покрыта шпаклевкой, которая уже высохла, на ней рисуется изображение, планируемое выполнить в барельефной технике.

Предварительно выбирается изображение, которое планируется разместить на стене. Карандашом делается набросок. Не стоит пытаться выполнять сложные рисунки с первого же раза. Лучше отрабатывать навыки, делая изображения растительности, стилизованных птиц и других не слишком сложных фигур. Если нет способностей к художественному изображению, тогда можно применить знакомую всем технику нанесения изображения с помощью клеток. При этом участок на стене и рисунок расчерчивают на квадраты, в которые переносят по очереди все линии с рисунка на эскизе. Перерисовывая детали, нужно помнить о соблюдении масштабов изображения.

Не обязательно сразу рисовать всю картинку полностью, а достаточно только нанести контуры и очертания предметов и личностей, изображаемых на стене.

Технология выполнения

Барельеф возможно создать из различных материалов, например, из камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и т.д. Однако проще в домашних условиях работать со штукатуркой или гипсом.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Из четырех фанерных реек собирают ящик, который скорее напоминает поднос. Размер и высота его должны соответствовать плите будущего рельефа, так как именно в ней и будет производиться изготовление.
  2. Форму застилают полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо так расправить, чтобы было как можно меньше складок.
  3. Затворяют состав из гипса, штукатурки или цементно-песчаной смеси в соответствии с инструкцией и заливают в форму. Смесь можно залить также в картонную коробку, например, коробку от конфет, выстланную пленкой либо в рамку, которую укладывают на стекло и приклеивают скотчем.
  4. Если планируется делать высокий рельеф, то можно в плиту вставить арматуру из проволоки, которая в дальнейшем будет находиться внутри фигур рельефа, прочно связывая их и основу.
  5. Далее следует дождаться, пока смесь первично схватится. Из цемента необходимо не более 10-12 часов, в обратном случае следующие бетонные слои не схватятся с основой. При использовании алебастра данный момент наступает при отвердевании и нагревании отвердевшей поверхности, что свидетельствует о процессе химической реакции внутри плиты. Ее допускается вытащить из формы на данной стадии. Поверхность со стороны уложенной пленки будет лощеной, а противоположная, наоборот, шероховатая.
  6. Затем приступают к созданию изображения путем лепки, нанося на плиту контур планируемого объемного изображения для барельефа. После начинают наращивание объема внутри контура заново затворенной смесью. Делать это желательно несколькими приемами, чтобы каждый следующий слой смог слегка схватиться и затвердеть. Работать с алебастром достаточно просто, так как его излишки легко срезать простым ножом, пока он влажный, корректируя материал с помощью стамесок и резцов, предназначенных для резьбы по дереву. Плюс ко всему, его легко выравнивать при помощи наждачной бумаги. Когда алебастр или гипс высохнут, будет намного труднее резать и обрабатывать шкуркой их поверхность.
  7. При необходимости выполнения углубленных изображений поступают двумя методами: углубить рисунок, выбрав при этом определенное количество материала с помощью стамесок и резцов, либо наращивать фоновый слой вокруг изображений, после чего они будут в углублении, а затем зашлифовать фон до ровной поверхности. Можно при работе плиту смачивать. Метод лепки обходится экономичнее резьбы.
  8. Еще одним способом для создания изображения является наклеивание на плиту-основу либо на стену заранее отлитых деталей, замазывая швы между ними при помощи гипса и зачищая в дальнейшем наждачной бумагой.

Самый эффективный и одновременно сложный метод – это метод обратного литья, изобретенный мастерами майолики, которые продавали «морские» тарелки в XVII веке. При этом брали природные элементы декора, к примеру, ракушки, морские звезды, панцири раков, сушеные рыбы, замазывали все щели и трещинки между фоном и украшением, смазывали это все маслом, заливая сверху алебастр. После того, как плита застывала, она вынималась из форм ы, и на поверхности ее лицевой стороны отпечатывалось углубленное изображение (контррельеф), который полностью отражал особенности декора. Такую плиту впоследствии могли применять как украшение либо форму, отливая в ней новые плитки. При этом изображения всех плиток были одинаковые и выглядели «как живые».

Установка декора

В принципе установка на стену аналогична монтажу стандартной керамической плитки. Установку производят на плиточный клей. Процедура крепления гипсовых, каменных, пластиковых или керамических барельефов практически не имеет больших различий. При работе используются плиточный клей, емкость для клея, зубчатый шпатель, наждак, шпатель, отвес и уровень (иногда возникает необходимость использования также дрели, шуруповерта, метизов).

Установка производится следующим образом:

  1. Выравнивается стена и подготавливается место для установки плиты. Для этого можно применить рейки-маячки, прикрепленные на стену.
  2. По отвесам на клей устанавливается плита. Можно наносить клей и на плиту, и на стену. Если плита тяжелая, то снизу под плитой желательно дополнительно для опоры установить в отверстия штифты небольшого размера, которые должны выступать на поверхности стены максимум на 2/3 от толщины плиты.
  3. Если плита имеет большую толщину, то под нее иногда необходимо выбирать «гнездо» в стене, которое оштукатуривается, выравнивая поверхность места склеивания плиты и стены. Затем на нужно высоте устанавливается барельеф, и при помощи штукатурки закрывается шов между поверхностью и декором.
  4. В случае больших и тяжелых облицовочных плит и крупного рисунка приходится наклеивать плиты толстые плиты непосредственно на стену, жертвуя площадью комнаты. В подобных случая могут быть предусмотрены дополнительные отверстия в плитах для анкеров, установленных с шайбами, которые крепят плиту к стене, либо вмурованные в плиту арматурные элементы, монтирующиеся с помощью клея в отверстия, заранее просверленные под них.
  5. Далее швы между плитами и отверстия в плитах и на изображениях замазывают соответствующей затиркой, например, шпаклевкой или алебастром, и зачищают.
  6. Готовый барельеф шлифуется, корректируя рисунок, поверхность пропитывается грунтовкой либо покрывается лаком. После этого поверхность красится для укрепления поверхности и придания ей водоотталкивающих свойств, а также усиления декоративного эффекта.

Барельефы могут быть цвета материала, создавая рисунок за счет игры светотени, или же бывают раскрашенными. Они могут закрывать всю стену полностью или частично либо выступать декоративной вставкой-картиной.

Такая разновидность, как контррельеф, как правило, применяется на поверхностях с большой площадью. При это технике рисунок переносится на стену, а затем делается резьба различной глубины непосредственно на штукатурке стены.

Углубления линий и пятна рисунка барельефа иногда выполняются на мельчайшие доли миллиметра. Тогда при стандартном освещении стена выглядит плоской, однако, при использовании боковой подсветки на ней становится четко видно изображение.

Использование шнура

Еще один довольно простой способ выполнения барельефа стен в помещении своими руками – использование обычной бельевой веревки и гипсового раствора. На кусок ДВП или пенопласта наносят изображение, далее соответственно нанесенным линиям укладывают смоченную в растворе гипса веревку. После того как изделие высохнет, вся поверхность и ее выпуклости обрабатывают гипсовым раствором с помощью кисти. Такой готовый декор можно применить для отделки, приклеив его на стену. Таким же методом можно производить декорирование мебели, к примеру, садовой скамейки. При этом нет необходимости в отделке предмета плитками, а достаточно положить скамью удобным образом, выполнив барельеф сначала с одной стороны, а после его высыхания произвести те же действия с другой стороны. После скамейку необходимо окрасить под металл или под камень.

Применение трафаретов

При выполнении декорирования из трафаретов изображение будущего барельефа переводят на пенофол и вырезают. Гипсоволокнистый лист необходимого размера покрывается грунтовкой, поверх которой накладывают вырезанную из пенофола фигуру. Если барельеф делает на основе трафарета прямо на стене, то используется тот же алгоритм, но трафарет, то есть фигура из пенофола, приклеивается прямо на стену, затерев неровности и пустоты при помощи шпаклевки. На трафарете можно вылепить и более мелкие элементы, например, используя соленое тесто, которое прекрасно держит форму и не быстро сохнет, давая время на поправку.

Завершение процесса обработки

Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Барельеф – вид декора в архитектуре. На французском означает «низкий рельеф». Выпуклое изображение выделяется над стеной на половину своего объема. Рельефной отделкой украшали здания, начиная с палеолита. Тогда это были наскальные изображения. Затем искусство распространилось на Древний Восток. Такую изысканность могли себе позволить только аристократы. Основоположником применения барельефа в декоре считается Древний Египет. Его использовали для росписи гробниц фараонов. В Древней Греции и Риме барельеф украшал храмы. В советское время его применяли в декоре зданий, сооружений, театров, станций метрополитенов, памятников и т.д.

Красивый барельеф в интерьере

Барельеф на стене

Барельеф с деревом в интерьере

Барельеф в интерьере выглядит очень изысканно и оригинально. В комнате создается особый шарм. Это отличный вариант для декора пустой стены, либо маскировки ее неровной поверхности. К тому же, композицию подобрать можно под свой, индивидуальный вкус. И воссоздать ее, прямо на стене, своими руками.

Дизайн комнаты с барельефом

Барельеф в интерьере спальни

Что необходимо для работы

В основном, материалом служит гипс, штукатурка, глина, папье-маше, полистирол. Используют также металлическую или деревянную основу, которую заливают или обрабатывают так, как задумано по композиции, а затем монтируют в нужное место на стене.

Каждый барельеф, созданный вручную автором, эксклюзивен. Даже один и тот же рисунок в разных помещениях будет смотреться по-разному. Барельеф специально создается под конкретный интерьер, так что повторить шедевр дважды все равно не получится. Такая высокая уникальность делает каждый декор единственным и неповторимым.

Красивый барельеф с природой в интерьере

Барельеф с одуванчиками в интерьере

Барельеф в интерьере

Барельефные изображения применяются во многих архитектурных стилях, от готики до модерна. Однако для готики – он неотъемлемый элемент. На храмах изображения несли не только декоративную функцию, но и показывали библейские истории, чтобы неграмотные, простые люди могли увидеть важные события из святого писания. Стоить только посмотреть на главные двери Миланского собора.

В барокко барельефные изображения служили акцентом роскоши интерьера. В основном там воссоздавались сюжеты из мифов. Пример Петровского барокко – Летний дворец в Санкт-Петербурге.

Барельеф в модерне можно увидеть в «Метрополе» в Москве. Сегодня этот декор украшает квартиры, офисы, кафе, загородные дома и т.д. Особенно неповторимо смотрятся барельефы в интерьере квартиры в нишах, оформленных с подсветкой. Таким образом декорируют прихожие, лестничные проемы, спальни. Различные варианты подсветки, с точечными или скрытыми светильниками акцентируют внимание в интерьере.

Барельефная отделка в сочетании с деревом, металлической ковкой, стеклом, камнем, кожей, мрамором и т.д., выглядит дорого и по-настоящему эксклюзивно. Причем изготовить барельеф можно собственноручно.

Барельеф с природой в дизайне

Красивый барельеф в дизайне

Создание барельефа своими руками

Работа начинается с подготовки стены. Ее очищают, грунтуют и сушат. Затем рисуют выбранное изображение. Самый простой способ изготовления барельефа на стене своими руками – растительные принты. Сегодня они используются довольно часто и делать их проще.

Необходимые материалы:

  • раствор гипса, алебастра или другого материала, на выбор;
  • резцы по дереву;
  • трафарет или пленка;
  • краска, лак для пропитки;
  • плиточный клей, саморезы, гвозди и т.д.

Сначала необходимо нарисовать тему. Причем, нанесение изображения тоже зависит от способа работы. Если это будет готовая картина, которую потом прикрепят к стене, то здесь есть некоторые правила.

Интерьер спальни с барельефом

Интерьер с барельефом

Красивый барельеф в интерьере

  • Собрать каркас с бортами под картину. Для него подойдут подручные материалы.
  • Получившуюся форму застелить пленкой. Главное, чтобы не было складок.
  • Залить готовую смесь в форму.
  • После того, как форма высохнет, резцами обозначить контур. Здесь пригодится готовый трафарет.

Если барельеф решено изготовить изначально на стене, то ее зачищают и наносят грунт. На высохшей стене чертят контур рисунка. Можно заранее сделать трафарет.

Далее следует создание рельефа. Если картина изготовлена отдельно, то после высыхания формы и обозначения контура, готовится новый раствор, которым создается объем рисунка. Работа делается послойно, чтобы вовремя заметить и убрать изъяны. Если барельеф создается сразу на стене, то сначала делается черновой слой, заполняются раствором нужные зоны, удаляются лишние фрагменты. Затем все должно подсохнуть. А уже потом завершают отделку, доводя до эстетического вида.

Существует очень легкий способ рельефного нанесения, подходящий для обоих вариантов работ. Исходя из рисунка, делаются формы для его рельефных участков. Эти формы заливаются смесью, а потом готовые куски рисунка крепят к стене или картине, места швов замазывают гипсом и зачищают наждачной бумагой.

Барельеф с цветком в интерьере

Барельеф в интерьере

Как прикрепить отдельно изготовленную картину

Для этого используют плиточный клей. Большую по весу картину можно прикрепить, с помощью гвоздей, саморезов, или углубив ее в стену. Для этого приготавливают нишу, а в нее вставляют изображение. Все швы спокойно замазываются раствором и затираются наждаком.

Готовый настенный барельеф тщательно ошкуривают наждачной бумагой, очищают все впадины и швы от пыли, грунтуют специальной кистью и окрашивают. Хорошо подходит водоэмульсионная краска, которой покрывают все выступающие части. Здесь лучше воспользоваться обычной губкой.

Барельеф с девушкой на стене

Барельеф в интерьере

Красивый барельеф в комнате

Форма для гипса своими руками

Не все формы можно купить в магазине. Однако, если нужная форма не найдена, ее можно сделать самим. К примеру, в рисунке присутствует птица или какое-то животное. Можно купить нужную статуэтку или игрушку, и поместить в фанерный ящик. Залить его содержимое жидким силиконом, который продается во всех строительных магазинах. Через сутки, после высыхания силикона, ящик разбирается, статуэтка вынимается и все. Необходимая форма готова. В нее хорошо заливается алебастровая смесь. Причем силиконовые формы смазывать не нужно, в отличие от детских пасочек из пластмассового материала. Последние надо смазывать растительным маслом.

Для приготовления смеси из алебастра берется: гипс – 2 части, вода – 1 часть. Приготовленная смесь заливается в формы и ждет полного высыхания около суток.

Барельеф с бабочкой в спальне

Барельеф с пейзажем

Барельеф с лилиями

Создание изображения происходит в несколько этапов.

  1. На подготовленную поверхность наносится штукатурка и грунтовка. Отлично подходит краска-грунт, так как она создает шероховатость при высыхании, что помогает удерживать следующий слой.
  2. Наносится один слой воска.
  3. На всю поверхность картины закрепляется прозрачная полиэтиленовая пленка.
  4. На пленку наносится эскиз цветов.
  5. Под пленкой, в соответствии с эскизом наносится повторный слой воска.
  6. Создается барельеф
  7. Поверхность закрашивают и оттачивают.

Барельеф с цветами в спальне

Барельеф с водопадом

Красивый барельеф на стене

Прежде чем приклеивать элементы к стене, лучше разложить их на полу и посмотреть, что получилось. Так не придется несколько раз снимать и клеить фрагменты, и стена не будет испачкана лишним слоем клея.

Античные фигуры в изображении смотрятся только в рамке. Для этого картинная рама закрепляется на стене, а ее внутреннее пространство выравнивается шпаклевкой. Затем прикрепляется пьедестал, на него клеится статуэтка, все углы и щели зашпаклевываются. Добавляются остальные элементы декора, и полностью вся картина покрывается краской в несколько слоев.

Барельеф из шпаклевки делается очень просто. Изображения на стене наращивается постепенно, слоями. А чтобы не было трещин в рисунке, в шпаклевку нужно добавить клей ПВА. На 0.5 кг шпаклевки — 1 ст. л. клея и 100 гр. воды.

Деревья в барельефе

Барельеф с пейзажем

Такой декор чувствителен к влаге, пыли и табачному дыму. Свежий барельеф нужно тщательно от этого оберегать. Слой лака обновляется в зависимости от количества пыли и света, попадающего на изображение. Протирать барельеф нужно сухой или чуть влажной тряпочкой. Хорошо подходят мягкие метелки. Со временем зазоры и трещины все равно становятся видны. Достаточно периодически замазывать и подкрашивать обнаружившиеся дефекты.

Видео: Барельеф в интерьере

50 фото идей барельефа в интерьере квартиры:

В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.

Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.

Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.

Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.

Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.

Как подготовить рабочее место?

Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.

Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:

  • финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
  • валик;
  • кельма;
  • шпатели разного размера или мастихины;
  • емкость;
  • влажная тряпка;
  • стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.

Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.

Как сделать барельеф?

Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.

В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.

Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.

  1. Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции – самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
  2. Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
  3. Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
  4. Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.

Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.

Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.

Другие техники создания панно

Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.

Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.

Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.

Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.

В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.

Украсить стену в квартире оригинальным рисунком или рельефом может каждый. Сделать барельеф на стене своими руками не сложно, нужно только выбрать стиль рельефа, определиться с его формой, сделать рисунок. Объемное изображение на стене можно сделать в любом месте, если пространство для нанесения выбранной формы было тщательно подготовлено.

Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности. Разнообразие рельефа позволяет подобрать рисунок, форму и лепнину с учетом стиля и дизайна комнаты, кухни, прихожей. Сделать барельеф можно в виде комплексного или отдельного орнамента, поместить панно в центре стены, разбросать рельеф отдельными элементами по стене. Акцентировать внимание можно, если разместить возле композиции подсветку

Барельеф должен выступать над поверхностью не больше, чем на половину объема. Такой вид панно называется низким барельефом. Если же фигуры выступают больше, чем на половину, то это будет уже горельеф или высокий барельеф. Сделать объемное изображение на стене можно через отлив цельной формы, собрав композицию из отдельных элементов. К другим видам барельефа относятся:

  • Сюжетно-изобразительные – в центре композиции картина.
  • Орнаментальные – изображаются узоры и орнаменты.
  • Сплющенные – между объемными деталями и плоскостью соблюдается минимальное расстояние.
  • Живописные – создаются плоские фигуры с едва заметными элементами природы.
  • Многоплановые – используются различные компоненты, создаются контрасты между ними, применяется эффект теней, в том числе падающих.
  • Облицовочные – применяются во время проведения работ облицовочного характера. Обычно такие изображения создаются, как орнаментальные.
  • Делятся барельефы на другие виды и по технике исполнения:

    • Простые, которые выполняются в виде багетов для картин.
    • Багетные или окантовочные. Смотрятся на стене роскошно, но при этом не вызывающе. Отлично подходят для оформления однотонных стен, на которых уже висят фото или картины.
    • Настенные панно с цветочным орнаментом или картины с растительным сюжетом. Такой барельеф должен сопровождаться подсветкой, чтобы усилить отдельные элементы композиции.
    • Барельефы, которые содержат изображения гор, озер, деревьев, природы, деревьев.
    • Сюжетные – занимают всю стену или только ее небольшую часть.


    Выбирая вид барельефа на стене, который можно сделать своими руками, стоит учитывать особенности помещения, где композиция будет размещена. Для кухни отлично подходят следующие виды объемных изображений:

    • Натюрморты.
    • Картины с домашними животными.
    • Рисунки с кухонной утварью.
    • Композиции с фруктами и овощами.

    В детской отлично будут смотреться яркие и легкие панно, на которых лучше изображать волшебных или фантастических животных, замки, бабочек, героев мультиков. В гостиной барельефы будут прекрасно смотреться в сочетании с камнем и кованым железом.


    Чаще всего для украшения стен объемными изображениями используют именно гипс. Перед тем, как создавать барельеф из гипса, стоит продумать рисунок, сделать его эскиз. Учитывать рекомендуется такие факторы, как:

    • Фон стен.
    • Предметы интерьера.
    • Направление естественного света и системы освещения.
    • Вход в комнату или квартиру.

    Гипсовый барельеф используется, чтобы оформить камины, ниши, стены с дополнительной подсветкой. Сюжеты для таких объемных изображений бывают:

    • Темы природы.
    • Античные сюжеты.
    • Темы любви.
    • Сказочные персонажи.
    • Изображения неба и замков.
    • Натюрморты.

    Для изготовления барельефа на стене понадобятся специальные инструменты, которые приобретаются в строительных и художественных торговых точках.


    К основным приспособлениям для работы с барельефом относятся:

    • Губки из абразива.
    • Емкости, в которых будет замешиваться смесь.
    • Кельма.
    • Кисти.
    • Краска.
    • Мастихины – лопатки, которые помогают создавать объемные изображения на стене.
    • Наждачная бумага.
    • Ножи.
    • Пленка из полиэтилена.
    • Простой карандаш, ручка, маркер.
    • Скотч малярный.
    • Скребки.
    • Шпатель.

    Дополнительно необходимо приобрести грунтовку, перчатки, трафареты, а также сделать эскизы рисунка.

    Барельефы создаются из следующих материалов:

    • Гипса.
    • Алебастра.
    • Шпатлевки.
    • Глины.
    • Гипсовой или декоративной штукатурки.
    • Полиуретана.

    Гипс – экологически чистый и простой для работы материал, из которого можно делать как простые, так и сложные изображения. На гипс легко наносятся акриловые краски, помогающие защитить барельефы от повреждения. Усиливают прочность композиции нанесение лака, грунтовки или клея.

    Популярностью пользуется и пластик, вспененный по особой технологии, который называется полиуретан. К его достоинствам относятся:

    • Практичность.
    • Устойчивость к изменениям температуры и влаги.
    • Экологически чистый материал.
    • Не выгорает и не выцветает на солнце.
    • Не впитывает запахи.

    Из полиуретана делают барельефы для кухни, ванной и бассейнах.

    Подготовительные работы

    Включают подготовку поверхности стены к созданию барельефа, и проходят в несколько этапов:

  1. Выравнивание поверхности стены.
  2. Грунтовка стены.

Выравнивание предусматривает обработку стены раствором, сделанного из песка и цемента. После этого проводится шпаклевка с помощью алебастра или растворов, которые отлично выравнивают поверхность.

На деревянной стене перед штукатуркой крепится армирующая сетка.

Во время штукатурки используют маяки, чтобы отслеживать ровность поверхности стены.

Когда штукатурка подсохнет, тогда проводится грунтовка. Для этого подойдут составы, сделанные на основе акрила, алебастра или гипса, замешанного на песке. Грунтовка наносится с помощью кисти, которая называется макловица. Она имеет большую ширину, не оставляет во время работы потеков. Если последние образовались, тогда их сразу убирают, не ожидая высыхания.

Подготовка к созданию барельефа: этапы

  • Для начала понадобиться подготовить инструменты и материалы для работы. В частности, под рукой должен находиться гипс, вода, ведро или миска для приготовления раствора, ложка, форма для барельефа.
  • Потом форма для заливки располагается горизонтально.
  • Приготовить гипсовый раствор: в емкость наливают половину стакана воды, высыпать медленно один стакан гипса, постоянно помешивая ложкой. Когда раствор станет напоминать жидкую сметану, раствор готов.
  • Перелить раствор в форму для барельефа.
  • Через час достать отливку из формы, растянув ее края. Это позволит легко достать отливку.
  • На следующий день проводится окрашивание деталей, на которые наносят гуашевые или акриловые краски.
  • Когда краска высохнет, наносится тонким слоем лак, который позволяет сделать деталь барельефа крепким и прочным, а цвета – яркими и насыщенными.

Создание рельефа и его крепление к стене: инструкция

  1. Базовую поверхность стены очистить от местной отделки.
  2. Выровнять, провести грунтовку, покрыть базовым составом. Иногда его заменяют на любой вид декоративной штукатурки.
  3. Создается фоновая фактура, для чего используется валик из поролона или ворсы.
  4. Проводится так называемый процесс «прошлепывания» войлоком или поролоном, после чего осуществляется тонирование основы. Эти этапы пропускаются, если стена обработана декоративной штукатуркой или покрыта ГКЛ.
  5. Идет формирование рельефа, который после высыхания подкрашивается сверху. Для гипса окрашивание делается специальными красками, растушевывая влажной губкой на тонкие полутона. Создать резкие переходы от одного цвета к другому помогут акриловые краски.
  6. Когда краски высохнут, тогда рельеф поддается обработке латексом, сделанным из бутадиен-стирольной смеси. Раствор помогает надолго сохранить яркость красок.
  7. Через одну-две недели рельеф рекомендуется обработать акриловым лаком.

Отдельно к стене крепится барельеф, для которого нужны крепления, обеспечивающие поддержку фигур и других деталей композиции. Монтаж барельефа на стену проводиться пошагово:

  1. Использовать рифленые гвозди, длина которых равна 80-120 мм. Их вбивают в пластиковые дюбеля.
  2. Точки крепления делаются в самых толстых местах, заранее размечаются на равномерно удаленном расстоянии друг от друга.
  3. Гвозди загоняются в стену на 50-60 мм.
  4. Над стеной должны выступать 15020 мм гвоздя, лишнее обкусываются инструментов.
  5. Сверху прикрепить барельеф, который должен выступать над шпенькой на 10-15 мм.

Скульптурные стеки, резаки и петли

Без подобных инструментов не обойтись при создании барельефов. Стеки, резаки и петли предназначены для таких целей, как:

  • Удаление лишнего раствора.
  • Выравнивание элементов барельефов, придание им нужной формы.
  • Создание объемных изображений.
  • Подравнивание углов и краев.


Если заранее отлить формы для композиции, то это ускоряет и упрощает работу мастера. Отлить можно листья, цветы, стволы и ветки деревьев, кустов. Использование литых форм визуально улучшает эффект от барельефа. Формы различной конструкции и видов продаются в специальных магазинах, или же изготавливаются самостоятельно. Для этого используют алебастр или гипс, внутри формы должны находиться армирующие каркасы. Они предназначены для сохранения целостности формы и отлитых деталей, для которых используется раствор из гипса или другого материала. Смесь должна быть жидкой, чтобы полностью заполнить все пространства формы. Каркас из металла вставляется до или после залива раствора, что обеспечивает прочность получаемой детали.

Проволочный каркас изготавливается из стальной проволоки, которая имеет толщину от 0,7 до 2 мм. Такую заготовку для формы можно использовать не только для отлива форм, но и для изготовления деталей композиции прямо на стене. Прикрепить каркас к поверхности можно с помощью дюбель гвоздей, под которые высверливаются специальные отверстия. На дюбеля наматывается один виток проволоки, после чего гвоздь забивается до самого упора.

Техники изготовления барельефов

  • Гипсование свободных, не закрепленных и не удаляемых моделей на опорной стене. Подходят для тех, кто только учатся создавать барельефы.
  • Обратное литье из гипса по модели, которая удаляется. Форму снимают, как только композиция доведена до совершенства. По форме мастер имеет возможность отлить до 30 одинаковых изделий.
  • Художественная гипсовая лепнина, которая проводится по месту на стене. Требует от мастеров наличия определенных навыков и умений по работе с гипсом, алебастром.


Барельефы той или иной техники создаются на столе, на полу или гипсокартонном листе, который потом крепится к стене. Сборные конструкции собираются по частям, и, если одна из них испорчена, то ее удаляют. К минусам таких барельефов относятся тяжелый вес, невозможность прикрепить к перегородкам и слабым стенам, сделанных из гипсокартона.

Тонирование лепнины

На основу, которая используется под рельеф, наносят тонкие слои смеси. Толщина каждого слоя не должна быть больше, чем 1-2 мм. Раствор наносят кистью, а потом размазывают специальным ножом-мастихином. Для каждого слоя замес тонируют пигментом, предназначенного для гипса.

Слои накладывают друг на друга, когда предыдущий слой еще остается влажным. Оттенки создаются кистью, затираются наждачкой (нулевкой) или же грубой металлической щеткой.

Свободное гипсование

Техника подходит для того, чтобы создавать высокие или низкие цветочные барельефы, узорные композиции. Не рекомендуется применять тонирование, что сохраняет материал. Покраске подлежат готовые детали композиции. Свободное гипсование создается их архитектурного гипса и воды. Раствор должен быть жидким и водянистым. Смесь нужна, чтобы в нее окунать все детали объемного изображения. Каждый элемент после обмакивания выкладывают на доску с пластиковой пленкой. Через время процедуру повторяют, чтобы модели загипсовались в слой от 1 до 1,5 мм. Приклеивают детали с помощью клея ПВА, акриловой штукатурки или акрилового клея.

Обратное литье

Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:

  • Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
  • Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
  • Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
  • Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
  • Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
  • Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
  • Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
  • Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
  • Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
  • Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
  • Смазать внутри изложницу ланолином.
  • Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
  • Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
  • Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.

Техника лепки


Проводится на месте, т.е. непосредственно на стене. Это позволяет получить высокий художественный эффект. Перед лепкой рекомендуется потренироваться на пластилине. Стоит учитывать, что при работе с гипсом время на исправление ошибок и потеков ограничено. Гипс застывает быстро, поэтому работу с лепкой на одном участке заканчивают до того, как начинают работы на другой части композиции.

Гипсовая лепка бывает низкой плоской, высокой или круглой. Плоская лепка делается из толстой смеси, которая наносится слоями. Каждый слой разглаживают, что позволяет сформировать рельеф и подравнять его контуры. Слои наносят на предыдущие, когда они еще не высохли окончательно. С каждым слоем мастер должен переходить на инструменты более мелкого размера.

Такие материалы, как гипс и алебастр, для человеческой кожи вредны. Они сушат ее, раздражают, поэтому создание барельефов из гипса или алебастра требует от начинающего мастера соблюдения следующих правил по организации работы:

  1. Использовать резиновые перчатки.
  2. Глаза защищать очками, которые не дают пыли и мелким частицам пыли попасть в глаза.
  3. Надевать респиратор при работе с раствором.

Подобные меры безопасности отлично защищают легкие и бронхи от пыли, штукатурки и шпаклевки. Средства защиты должны находиться на человеке в течение всего периода работы. Не рекомендуется их снимать, пока последний штрих на барельефе не будет доделан.

Немаловажно и правильно организовать рабочий процесс, что является гарантией создания красивого объемного изображения на стене. Создать оригинальный барельеф на стене квартиры или дома своими руками позволят следующие рекомендации:

  • Установить рядом со стеной мощный источник света, чтобы обнаружить все недостатки и исправить их до застывания материала.
  • Правильно дозировать компоненты для раствора, чтобы его хватало для создания всего барельефа.
  • Густота раствора должна быть оптимальной. Если смесь получается очень густой, тогда добавляется немного воды.
  • Перед работой со стеной, начинающий мастер должен немного потренироваться с нанесением смеси на деревянную поверхность.
  • Заранее стоит подготовить все инструменты и емкости, чтобы не искать их при замешивании смеси или приготовлении барельефных деталей.

Эскизы и трафареты


Создание трафаретного рисунка направлено на то, чтобы учесть все пожелания и требования жильцов квартиры, касающиеся барельефа на стене. Под трафаретным рисунком принято понимать шаблон рисунка, который выполняется на пленке, картоне или очень плотной бумаге. В некоторых случаях используется лист металла. Сначала фрагменты рисунка наносят на материал трафарета, а потом отдельные части вырезают так, чтобы образовались сквозные отверстия. Далее их закрашивают контрастными цветами, а другие части рисунка остаются белыми. К другим особенностям создания трафарета относятся следующие черты:

  • Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.
  • Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.
  • Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.

Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:

  • Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.
  • Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.
  • Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.
  • Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.


Часто изготавливаются эксклюзивные трафареты, которые отражают индивидуальные черты жилья, комнаты взрослого или ребенка, кухни, прихожей или ванной.

Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:

  1. Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.
  2. На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.
  3. На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.
  4. Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.
  5. После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.
  6. Вырезать шаблон по намеченным линиям.
  7. Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.

Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.

Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.