Как придумать сюжет для романа с помощью инверсии. Как придумать сюжет книги: фабула и восьмипунктовая дуга Как придумать интересный сюжет

Написание рассказа или крупной формы - как и почти любое дело - это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично - но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.

Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.

Например, вот пишет Александр Прокопович , главный редактор Астрель СПб. И вот . И вот . (Кстати, вообще интересный блог - рекомендую!)

В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.

[Эту статью — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]

Шаг 1. Идея и тема

Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить - есть, над чем поразмыслить.

Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:

Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.

Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.

Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет - право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:

  • Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
  • Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
  • Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.

Впрочем, это уже следующий шаг.

Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета

Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать - т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.

Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:

  1. Экспозиция . Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
  2. Завязка . Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
  3. Развитие . То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
  4. Кульминация . Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
  5. Развязка . Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.

Пункты этого списка - состояния, ключевые вехи - события, которые отделяют одно состояние от другого.

Над чем нужно задуматься на этом этапе?

Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее - но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь - после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.

Шаг 3. Собственно, составляем план

Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно . Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов - элементы текста, а не части.

Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» - трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти - да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.

Неявных частей в сюжете действительно три.

Первый акт . От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа - так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой - и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.

Второй акт . От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу - в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета - развитие.

Третий акт . От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия - но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.

Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.

Теперь, когда мы это уяснили - у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то - служат лишь развитию конфликта.

Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых - важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе - это уже практически готовый сюжет.

Шаг 4. Детализация плана

Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы - но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно - объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.

Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:

  1. Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
  2. У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?

Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».

Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе - нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология - две вещи, которые не повредили ни одному писателю).

Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев - просто из принципа «показывать, а не рассказывать».

Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй - распишете вторую, подойдете к третьей - третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста - и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.

Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:

Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.

Эпизод 2
Начинается с того что…

Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле - иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.

Преимущества планирования

  1. Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
  2. Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
  3. Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
  4. Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.

Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.

Удачи вам в творчестве!

Сегодня, товарищи, хочу поговорить о сюжете. Что это такое, как его придумать и главное — о чем нужно думать, чтобы он появился на свет.

Сначала небольшая ремарка. На блога, создается несколько произведений сообща. Т.е. некоторые товарищи, которые избрали этот блог в качестве пристанища, создают вместе (со мною включительно) коллективные произведения. Это начинающие авторы. Но к чему я это говорю. Отнюдь не для рекламы форума. Месседж в том, что эти дамы и господа на практике постигают писательскую «науку». Они на опыте уже поняли, что такое , как их создать, сюжет, сюжетные линии, закрутка, кульминация и прочее. Т.е. сколько бы человек не читал теоретической части, нету в мире способа научиться чему-нибудь, не пройдя этапы любой науки на практике. Поэтому, даже если форумчане еще месяц назад и не представляли себе в полной мере, что такое сюжет и с чем его едят, то сегодня уже могут сами рассказать об этом. И даже показать.

Продолжим тему заметки.

Одним из ключевых моментов в написании книги является наличие сюжета. Без него произведение — это набор букв и слов.

Не путайте с идеей книги. Бывает автору придет в голову мысль — о чем будет книга, он кидается набрасывать идею на бумаге и думает, что это сюжет. Это не так. Сюжет, это та «лиана», которая плотно закручивается вокруг идеи и помогает читателю пройти сквозь всю книгу.

Главными моментами в сюжете являются: логика, интересная закрутка, интрига, конец, недосказанность. Сюжет не должен быть статичным, иначе книга будет скучная. Нужен движ и адреналин. Эти компоненты будут держать читателя в напряжении и не позволят оторваться от книги. Если это так, то книга — успешна.

Прежде, чем приступать к описанию сюжета, автор должен набросать его план, который упорядочит возникающие по ходу идеи. Иначе широта мысли заведет писателя в неведомые дали, он запутается и вся работа накроется медным тазом. Нужно расставить на ключевые позиции героев, которые автором ранее были придуманы и отшлифованы. Обязательно все должны взаимодействовать между собой, иначе потеряется логика их присутствия. О я писал в предыдущих заметках.

Кроме этого, сюжет должен быть выдержан в одном жанре. В крайнем случае мейнстриме. Т.е. на грани, где стыкуются жанры. Прыгать из фантастики в детектив, а оттуда в любовный роман неприемлемо. Читателю быстро надоест такая каша.

Автор должен начать изложение сюжета с места действия. Где будут происходить все действия героя. Выдуманный ли это мир или настоящий. наше время, прошлое или будущее. Объясните себе, почему так, а не иначе. Что привлекательно в том или ином месте или времени относительно замысла.

Включайте в сюжет неординарные ситуации, неожиданные и интересные повороты. Это будет держать читателя прикованным к произведению.

Ближе к концу романа (рассказа) должна присутствовать развязка. Причем совершенно неожиданная. Задатки такой развязки должны всплывать в момент кульминации, иначе читатель поймет, чем все закончится и дочитает остаток вашей книги по диагонали за пять минут (в лучшем случае).

Как я уже говорил, сюжет должен быть логичным и привести читателя к логическому завершению. Но имейте ввиду, что конец книги не должен быть однозначным. Оставьте некую недосказанность, чтобы читатель имел пищу для размышления и сам додумывал продолжение окончания. В том русле, в котором ему (читателю) нравится.

В следующих заметках будем продолжать рассматривать нюансы темы «как написать книгу». Если интересно,

Вообще-то, вопрос, который поступил на мозговой штурм, звучал иначе. Автор спрашивал, как научиться не распыляться и не хвататься за несколько идей одновременно:

«Вопрос у меня такой: Случается ли у вас, так называемое творческое „распыление“, когда пишете что-то одно, возникает другая идея, и хочется сразу же на нее переключится, потом 2, 3 и так далее. Как с этим бороться?
Бывает что идея настолько яркая, что просто сказать себе: „нельзя, доделай сначала одно!!“ не получается. Но в итоге...масса недописанного.»

Участники сообщества mi-pishem дали замечательные советы :

«Пишите что-то одно.
Новую идею носите при себе
Во-первых, любая идея требует вылежанности и проверки. Возможно, вы изобрели велосипед. Возможно, завтра она уже не покажется вам такой уж замечательной.
Во-вторых, писателями становятся те, кто создают законченные произведения.
В-третьих, после этого вернуться к старому неоконченному тексту будет втройне трудно.
Исключение: тексты, насчет которых вы точно решили, что не будете их дописывать. Бывает и такое, когда ты уже слишком сильно перерос то, что когда-то начинал.»
loco-bird

«Моя личная скромная практика показывает, что сначала нужно доделать старое, иначе оно может зависнуть на годы — и все наработанные материалы, идеи забудутся, либо будут „схвачены из воздуха“ другими» krka-ru

«Я стараюсь новую идею просто написать в отдельном файле и забыть о нем как минимум на месяц. Если мысль не отпускает, то иногда дописываю в файл пришедшее в голову, но писать не сажусь» b-o-o-k-s

«Из собственного опыта — ни в коем случае нельзя давать большим идеям больших произведений захлестнуть себя, пока на компьютере есть файл с другим недописаным романом. Это, конечно, если вы еще чувствуете что-то к этому недописанному произведению. Но в другом случае и вопрос смысла не имеет.

А вот маленькие идейки, которое готовы дотянуть хотя бы до рассказа — это отличный повод проветрить голову. Так что отказывать себе в удовольствии написать несколько страниц на отвлеченную от основной работы тему не стоит. Гланое чтобы их было жействительно несколько и не больше» ears-on-heart

Как видно, почти все советчики сходятся в одном — нужно дать новой идее «вылежаться». На самом деле, если вам не терпится оставить начатое и приступить к новому сюжету, стоит, в первую очередь, найти ответы на следующие вопросы:

— Чем именно меня так привлекает новый сюжет?

— Сколько времени уйдет на его написание? Не быстрее ли будет сначала закончить уже начатую книгу?

— Сколько времени потребуется на то, чтобы собрать материал для новой книги?

— В чем «старый» сюжет уступает новому?

— Есть ли какие-то гарантии, что новый сюжет точно так же не наскучит мне на 99-ой странице? Уверен(а) ли я, что через месяц не возьмусь за еще более новую идею?

Как правило, ответы на эти вопросы можно подвести под один знаменатель — вас не столько заинтересовала сама другая идея, сколько ее новизна . То ощущение, что можно снова начать все с чистого листа, желание достигнуть идеала — «уж в этот раз у меня точно все получится». Новый сюжет похож на новую квартиру — вы ходите по чистым полам, осматриваете белоснежные стены и потолки и представляете, как идеально вы все здесь обставите. Но спустя месяцы старое кресло так же некрасиво горбится в углу новой гостиной, как когда-то это было в старой квартире.

Можно перебирать сюжеты и идеи до бесконечности, надеясь, что в этот раз все получится идеально . Проблема в том, что идеал, как правило, не статичен. Его нельзя «заморозить» и любоваться всю жизнь. Даже «Джоконду» Леонардо да Винчи приходится периодически реставрировать и подкрашивать. А уж что касается достижений — сегодня вы можете гордиться искусством делать пряничные домики с крышами из зефира, а завтра выяснится, что конкуренты делают пряничные дворцы с леденцовой черепицей и шоколадными садами. И снова приходится работать над собой и своими творениями. Поэтому проще принять и понять тот факт, что идеал — субстанция непостоянная, догнать и поймать его нельзя. Сегодня вы можете быть недовольны своей книгой, а завтра кричать «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». А послезавтра с отчаянием заворачивать в страницы из собственного романа селедку. И все это совершенно нормально.

Возвращаясь к вопросу — на мой взгляд, это вопрос не столько о том, как научиться отказываться от других идей в процессе работы над книгой, сколько о том, как сохранить интерес к одному сюжету. И тут на помощь приходят следующие приемы .

Если вы чувствуете, что начинаете терять интерес к сюжету...

1. Совет банальный, но действенный — возьмите паузу . В течение нескольких дней не притрагивайтесь к книге. Больше гуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, старайтесь делать что-то руками, найдите и прочитайте биографию интересного человека или сборник старинных легенд. Когда наберетесь новых впечатлений, возвращайтесь к книге. Возможно, свежие мысли вдохновят вас.

2. Смените точку зрения . Случается так, что писатель заходит в тупик из-за конкретного героя, например, устает описывать сюжет от второго лица. Или обнаруживает, что не так просто рассказать о каннибализме от первого лица, как это казалось на стадии подготовки. Ну так кто же заставляет вас тянуть кота за хвост? Поймайте другого кота. Если вы вели повествование от первого лица, разбейте книгу на две части, и во второй пишите от третьего лица. Дайте высказаться не одному герою, а нескольким: пусть в нечетных главах повествование ведет монстр-пришелец, а в четных — девочка Аида. Разбавьте сюжет от третьего лица выдержками из личных дневников или письмами.


В этом плане мастерски действует писатель Борис Акунин , складывая свои сюжеты, как грани кубика-рубика, — из разноцветных кусочков получается цельная картина. Так, в «Левиафане» повествование складывается из газетных вырезок, дневниковых записей и рассказов пассажиров корабля. В «Смерти Ахиллеса» основное повествование разбавлено флешбэками (отсылками к прошлому). В «Алтын-толобасе» идут две параллельные сюжетные линии, дополняя друг друга. Сделайте книгу интересной для себя! Даже если вы уже написали больше половины, никогда не поздно внести небольшие поправки и что-то изменить.

3. Узнайте о герое больше . Если вы чувствуете, что вам надоело общение с этим занудным ботаником, которого вы почему-то сделали вашим героем, найдите в нем новые черты. Ну правда, кому нужны эти ботаники! Придумайте что-то новенькое, например, наделите героя тайным хобби. Пусть он первые двадцать страниц был офисным чистоплюем, а потом — раз! — и выяснилось, что на досуге этот очкарик метает ножи. У него в квартире вся стенка в отметинах, и один нож торчит из потолка.

Или придумайте герою новый дар — шел ботаник по улице, и вдруг в него ударила молния. В результате герой начинает слышать голоса насекомых и теперь общается с гусеницами. А может, у вашего ботаника есть брат-близнец, отвязный тип, отсидевший пять лет в колонии строгого режима и только что вышедший на свободу? Придумайте что-то, что развлечет вас, а заодно и читателя.

Идеал не статичен, я, кажется, уже об этом говорила. И ваш сюжет, который вы так тщательно продумали, тоже имеет право на перемены. Пусть вы хотели написать поучительную и высоконравственную историю о женщине, бросившейся под поезд из-за любви. Если вам стало скучно, то, может быть, стоит разрешить героине поднять голову с рельсов и спросить: «Какого черта! Я слишком хороша для такой смерти...». Закрутить сумасшедший роман с машинистом поезда, получить наследство от дядюшки-миллионера, уехать с машинистом на Гавайи, профукать все деньги на поиски клада, найти вместо клада накачанного аквалангиста и уйти от машиниста к нему. Ваш сюжет слишком хорош, чтобы вот так взять и бросить его ради каких-то там новых идей-вертихвосток.

Прочитайте , как сделать сюжет интереснее за счет саспенса.

Роман - это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение - заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры - это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц - продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста - главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей - коварный и непобедимый.

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива - сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея - тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип - последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция - персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование - намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка - важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт - это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие - важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис - точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация - это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия - это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка - разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент - кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны - они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение - достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны - зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, - это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости - это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, - преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили - сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш - сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги - гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.

Если вы хотите создать хороший сюжет, следуйте этим советам. Мечтаете стать автором бестселлеров? Проводите дни напролёт, мечтая о миллионах проданных копий? Если да, то у вас есть мотивация; осталось лишь написать великолепный роман. А у каждого великолепного романа интересный сюжет, полный напряжения и бесконечных подъёмов и падений. Если вы хотите добиться успеха со своим произведением, сосредоточьтесь на структуре сюжета. Пока у нас нет готовой формулы для стопроцентно успеха, однако можем предложить несколько основных правил построения сюжета, которые могут облегчить ваш путь к интересному сюжету.

Правило 1: создайте каркас сюжета Набросок поможет вам запутать его и решить, как его распутать. Это и есть сюжет. Ваш персонаж должен хотеть или в чём-то нуждаться, а ещё у него должен быть целый набор препятствий, которые будут помехами на его пути. Это и есть запутывание. Как же его создать? Это и есть то, что называют историей. Однажды ваш персонаж выяснит, как ему добиться желаемого, что ж, об этом и будет ваш сюжет. Помните, заблаговременный набросок не стесняет ваше творчество, а скорее помогает вам создать нечто интересное: сюжет, который не отойдёт далеко от темы.

Правило 2: детализируйте ваш сюжет Насыщение сюжета красочными персонажами и образной обстановкой углубит ваш роман и захватит внимание читателя. Убедитесь, что потраченное время на мелкие детали не рассеет концентрацию; нет ничего хуже, чем хороший сюжет, который ввергается во всё больший хаос по мере развития действия. Истории должны развиваться; каждая сцена должна быть мини-сюжетным поворотом, а персонаж должен познавать свои внутренние ценности. Персонаж в начале романа печален? В конце он должен стать злым, счастливым или откровенным энтузиастом. Каждая сцена должна толкать историю к финальной поворотной точке: развязке.

Правило 3: придумайте мощную развязку Вы использовали каждую сцену и событие в истории, чтобы привести читателей к развязке? Так не сбавляйте обороты. Это ваш конечный сюжетный поворот. Как ваш персонаж изменился с начала романа? Читатели не хотят тратить целый день, или даже неделю, чтобы прочитать роман, который ни к чему не приводит. Убедитесь, что не затянули с концовкой. Даже если вы пишете серию книг с единым сюжетом, все мини-сюжеты каждой из книг должны быть законченными и оформленными.

Правило 4: конец истории должен быть закономерным После кульминации, сворачивайте на развязку так быстро, как представляется возможным. Не соблазняйтесь на то, чтобы растянуть её; ваши читатели этого не оценят, а сюжет и персонажи только пострадают. Помните, окончание истории – первое, что останется ярким пятном в памяти читателя, когда он поставит прочитанную книгу на полку.

Правило 5: убедитесь, что ваш персонаж решает проблемы самостоятельно

Не полагайтесь на силы небесные или безымянного персонажа, который всё разрулит в последнюю минуту. Ваша аудитория хочет видеть, как персонаж сам справляется со стоящими на пути препятствиями. Ваши читатели развиваются вместе с вашими персонажами; хороший сюжет покажет, как эти персонажи преобразуются под влиянием трудностей, с которыми они столкнулись. Последняя заметка по поводу хорошего сюжета… Создание хорошего сюжета не такая лёгкая штука, как это может показаться. Всё равно, что сказать коту, что гонки в грязи, прыжки через забор, штопор в три четверти и ловля Фрисби в полёте – всё под музыку для самбы – поможет заработать конкретному представителю семейства кошачьих уважение собак в парке. Все эти достижения пока предваряют простые виляния хвостом, и потребуется много времени, метод проб и ошибок, чтобы кот научился таким подвигам.

То же самое верно и для создания сюжета. Первая попытка может и не быть идеальной; нужно время и практика, чтобы сделать прекрасную историю. Однажды у вас всё получится, ведь препятствия, персонажи и обстановка никуда не пропадут. Добавьте к этому коктейлю ваш собственный стиль письма, и у вас появятся все возможности для написания отличного романа. Однако если у вас есть цельная структура сюжета, вы можете дать его в руки персонажей в любых декорациях, и они сами затянут вас. Помните, наши реакторы всегда готовы помочь вам с вашей рукописью и обратят отдельное внимание на структуру сюжета, развитие действия и стиль.

Перевод с сайта scribendi.com специально для Типичного Писателя

Переводчик: Светлана Смалева

Редактура: Саша Кузнецова