Красота навсегда. Почему христианкам можно красить ногти и следить за внешностью Грех ли красить ногти

Юбка в пол неопределенно-грязного цвета, мешковатая кофта, затянутый платок до бровей и особое выражение бесцветного лица – то самое, с которым «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Таким, к сожалению, часто представляется обывателю образ отечественной христианки. Но между ним и подлинным христианским идеалом женственности нет ничего общего.

На перепутье культур

Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.

Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.

Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».

Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.

Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.

Главное - уместность

С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.

Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.

Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида - уместность и чувство меры.

Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.

«Православная субкультура»

Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.

Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).

В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.

Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.

Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.

Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.

«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших»

Одной из величайших христианских добродетелей святые отцы называют «рассуждение»: то есть, способность думать самостоятельно, опираясь на евангельские принципы. Пренебрежением к собственному телу и внешности мы совершаем, как минимум, два больших греха: оскорбляем ближнего, с чувствами которого не считаемся, и оскорбляем Бога, нам это тело подарившего. Это не что иное как эгоизм.

Евангелие учит любви - любви к Богу, к миру, и к себе в этом мире, как к творению Божию. Апостол Павел говорит в одном из посланий о том, что наши тела – «храм живущего в вас Святаго Духа».

Желание быть красивой грехом не является. Конечно, проще снять с себя ответственность, отгородившись от мира и одевшись в мешок. Гораздо сложнее - но и более достойно - будучи привлекательной, ухоженной, стильной женщиной, в этом непростом мире жить «с рассуждением», пытаться соответствовать подлинным христианским идеалам, неся в мир радость и любовь.

Впервые прочитанное лет семь назад в одном из русских глянцевых журналов слово «спиритуальность» поставило меня в тупик. Речь шла о каком-то европейском, – кажется, миланском, – спа.

Никакого четкого значения у странного слова «спа» нету. Скажем так: спа-салон – это такое место, куда мирские женщины ходят расслабляться. Расслабление представляется им крайне важной частью их жизни. «От спа-ухода привычно ждут блаженного расслабления и пустой головы», – пишут они в своих журналах и называют происходящее в салонах красоты словом «ритуал».

Весь этот туман напускается для того, чтобы описать процедуры, представляющие собой всевозможные «уходы» и массажи, основанные, как правило, на разных языческих практиках – от индейцев майя до йогических, каких угодно. Современным женщинам все это очень нравится, и, поскольку темная сторона их желаний до поры остается скрытой от них самих, они изо всех сил стремятся к расслаблению.

«Помолчим и расслабимся»

«Мы настаиваем наше масло, выдерживая его на лунном свету», – рассказывает о тибетском массаже высокий худощавый молодой человек, пару лет поживший где-то на Тибете. Практики, которые он применяет, касаются не только физиологии, а и «состояния ума» – и последнего в куда большей степени. Строго говоря, тибетский массаж – это и есть духовная практика, осуществляемая, если можно так сказать, поначалу незаметно для клиентки. Необремененная знаниями, которые она могла бы получить в семье, да вот не получила, эта среднестатистическая клиентка представляет собой «чистый лист» и, как почти любой человек, живущий только материальной жизнью, смутно ощущает в себе некий духовный голод и с готовностью доверяется тому, кто берется его утолить.

«Спиритуальность» – это калька с английского: духовность – вот о чем идет речь, помнится, озарило меня. Подумать только: та девушка, в статье которой я впервые увидела это слово, искала в спа-салоне не чего-нибудь, а духовности!

И можно сказать, что она ее нашла: периодически видя в одной из соцсетей ее новые фотки, сделанные то где-нибудь в Тибете, то запечатлевшие ее красивую фигуру в какой-нибудь замысловатой позе в московской квартире, я думаю с грустью, что принадлежу к тем, кто знает ее ужасную тайну. Наступил момент, когда она угодила в психиатрическую клинику – конечно, в этом была виновата не только йога, но только теперь ей некому помочь. Ее родственники, обычные пост-советские атеисты, в периоды обострений всеми правдами и неправдами загоняют в дурдом свою экзотическую птичку – и это все, на что она может теперь рассчитывать.

Страна же полнится экзотическими салонами. «Каждая деталь интерьера, звуки и запахи погружают в состояние тотального релакса. Но самое главное: здесь работают мастера с Бали – кудесницы, которые к тому же говорят по-русски. Впрочем, слова излишни – помолчим и расслабимся», – пишут об одном из них.

Другая сеть позиционирует один из родов своей деятельности как «близкую к учению индуизма», поясняя, что «дар исцеления дается свыше только по-настоящему верующим людям», и публикует фотографию своих собственных кудесниц, запечатленных не где-нибудь, а на фоне храма святого Симеона Столпника на Поварской. Одна из девушек, сложивших руки в балийском приветствии, стоит точно под образом Богородицы, расположенным на внешней стороне алтаря этого старинного храма.

«Велнес – это философия благополучия человека во всех сферах его бытия: духовной, социальной и физической. Тот, кто живёт согласно с философией велнеса, удачен, полон энергии, оптимистичен и бодр вне зависимости от возраста». Беззастенчиво списав это из «Википедии», тем мы, пожалуй, и ограничим упоминание еще об одной штуке – велнес-индустрии, наряду с восточными методиками прочно завоевавшей немалую территорию на общем рынке индустрии красоты и представляющей собой не только и столько «философию», сколько одну из «религий» новейших времен.

Все эти религии сводятся к одному – к культу тела, возможно такому, каким его не знали ни в одни из древних языческих времен, поскольку никогда еще столько усилий не тратилось на то, чтобы тело не старело как можно дольше.

Наука удовольствий

Это, наверно, не очень смешно, но тем не менее: один из способов омоложения называется Draсula Therapy. Русское название не такое адресное – всего лишь плазмолифтинг: в кожу пациента вводят плазму, полученную из его собственной крови, прошедшей определенную обработку в центрифуге. Говорят, молодеют даже волосы.

Не странно. На страже молодости и красоты в XXI веке стоят передовые научные технологии. «За счет воздействия сетки мощных инфpакpасных лучей достигается активизация фибpопластов и обpазование нового коллагена», – кажется, что это фрагмент из учебника по физики, но нет, всего лишь описание воздействия некоей инфpакpасной насадки, позволяющей «подтянуть» кожу, не прибегая к вмешательству пластического хирурга.

До чего дошел прогресс, – изумляется неискушенный ум, – взять хотя бы пресловутые «уколы красоты». Но сегодня ботокс, лишающий подвижности мышцы в области укола, благодаря чему женщины теряют не только морщины, но и естественную мимику, или рестилайн, заполняющий пустоты в обвисающей коже стареющего лица, выглядят старомодно и даже как-то мило.

Вот, к примеру, методика Silhouette Lift , основанная на использовании инновационных полипропиленовых нитей, позаимствованных у хирургии и офтальмологии: желающим эти нити вводят сквозь микронадрезы в височной области – и девушки молодеют на глазах. Да и не только девушки: процедура, не оставляющая никаких следов, рекомендована и мужчинам. Даже термаж, воздействующий на кожу высокочастотным радиоизлучением, уже кажется вчерашним днем.

Сегодня лазеры могут избавить даже от чрезмерной потливости, носящей почетное название гипергидроза.

Все это и впрямь напоминает наркотик: раз начав «улучшать» себя, трудно остановиться, тем более что мощнейшая индустрия каждый день готова предложить что-нибудь новое, революционное, высокотехнологичное.

И надо сказать, что священники, которые говорят нам на исповедях и в проповедях о том, что, дескать, о теле мы заботимся, а о душе не хотим, даже и представить не могут, какие бездны скрываются сегодня за их простыми словами.

Лучшее – детям

Утро. В салон красоты заходит женщина с белокурой девочкой лет восьми. Сразу видно, что это – капризная девочка: она крутится, хнычет и немножко хамит, но девушки с ресепшена уже слетаются к ней, умиленно складывая руки на груди. Появляется парикмахерша: мужественно взяв девочку за руку, она уводит ее в мир сверкающих зеркал. Через час-полтора девочка снова возникает у стойки ресепшена. Теперь ее белокурые взъерошенные волосы уложены в противные локоны-колбаски, а еще она, как взрослая модница, растопырив пальцы, дует на ногти – ей только что сделали маникюр. «Поздравляем-поздравляем, – щебечут девушки-администраторши салона,– вот ты и сделала свой первый маникюр!» И девочка с мамой гордо удаляются в московскую метель.

«В последнее время становится очень популярен детский маникюр. Совсем не вредно приучать ребенка заботиться о своей внешности, – уговаривает сайт сети, один из салонов которой работает специально для детей. – Наконец, детский маникюр является отличным средством борьбы с онихофагией – обкусыванием ногтей и кожи вокруг них».

Этот лукавый довод сродни тем, что советуют «заниматься сексом для здоровья», но факт есть факт: сегодня московские салоны готовы предложить детям – а вернее, их полоумным мамашам, – и визаж, и «общеукрепляющие и оздоравливающие процедуры по уходу за телом», и «массажи для лица и тела», и «комплексный уход за кожей».

Короче говоря, все то, что как можно быстрее выдвинет «юных леди и джентльменов», как тут называют детей, на дистанцию, которая рано или поздно приведет их к монструозности «Реальных домохозяек Нью-Йорка». Не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить: рано или поздно люди, возлюбившие индустрию красоты, становятся похожи друг на друга, как братья и сестры. У них приподнимаются скулы, укорачиваются носы и надуваются губы, ужасно портится характер, и все труднее рассмотреть в них не достижения косметолога и хирурга, а черты Создателя.

Зато эти «спиритуальные» люди очень «успешны» – и в этом им помогает «вера в себя».

«Спиритуальные» люди

Верящие в себя не чужды сердобольности – все-таки женскую натуру не изменить до конца, – но и сердобольность приобретает у них какие-то особенные черты.

Любовь к животным – вот еще одна их подлинная страсть. Например, «спиритуальные» женщины очень волнуются, не тестировали ли их помады на бедных кроликах, но с облегчением узнают, что для создания косметики использовалась специально выращенная для этой цели человеческая кожа, как, например, в случае с группой компаний L"Oréal, все доклинические тестирования средств которой проводятся на культуре кожных тканей Epi S kin . На коллагене выращиваются слои человеческой кожи, что составляет особенную гордость L"Oréal, потратившей на свою уникальную разработку 20 лет.

Еще «спиритуальные» женщины очень беспокоятся об экологии, с возмущением воспринимая вести об изменениях климата и обвиняя в этом кого угодно, только не себя, и охотно занимаются благотворительностью. В основном они борются против рака груди (что не сложно, потому что периодически косметологические гиганты объявляют о том, что часть прибыли от продажи тех или иных средств они направляют на борьбу с этим недугом) и помогают животным. Бездомным или в Африке – особенного значения не имеет: главное, чтобы у «спиритуальной» женщины появилось чувство, что она живет не зря. Зато она никогда не зайдет в дом престарелых или больницу, где лежат раковые больные, – потому что ее сердце «этого не перенесет».

Что тут скажешь? Наверное, ничего, кроме того, что все это является последствиями поиска «личного счастья» – еще одной религии современного мира, о которой, если будет желание, мы поговорим в следующий раз.

Количество записей: 16441

Здравствуйте. Я мусульманка, но хочу пойти в церковь и поставить свечи за упокой моим родным. Я знаю, что они некрещеные, но мне хочется. Можно ли?

Халила

Можно. А еще, прочтите книжку проф. А.И. Осипова "Посмертная жизнь души". Она небольшая, много времени не займет. А Вы будете знать, как помочь уже умершим близким.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер! Помогите мне, пожалуйста, мне постоянно лезут плохие мысли про Бога, но сама я так не думаю, я себя постоянно извожу тем, как я могла так подумать. А недавно произошло совсем страшное, даже писать про это страшно, я подумала: "Прокляну Бога", если что-то случится. Потом я помолилась, но эти мысли у меня из головы не уходят, и всплывает эта ужасная фраза при любой возможности. Я себя уже всю извела, помогите мне. Я же на самом деле так не думаю, но эта фраза при любой возможности снова всплывает в моей голове.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Эти непроизвольные помыслы называются прилогом. У них может быть несколько источников: собственная природа человека, его привычка к мысленному диалогу с самим собой, фантазировать; навык, приобретенный прежней жизнью; внешние впечатления; внушение бесов. Сам по себе прилог - не грех. Грехом будет принятие этого помысла, собеседование с ним, даже если Вам покажется, что Вы с ним боретесь таким образом, но Вы уже отдали ему внимание, и вступили с ним в диалог. Это дает возможность бесу-наветчику, даже если изначально прилог был не от него, а явился случайно, усугублять давление, приводить в большее смущение. Никак не надо обращать внимание на начальные, постоянно мелькающие в сознании, помыслы. Сначала, придется с усилием уводить свои мысли от смущающего помысла. Для этого употребляют краткую молитву: Господи, помилуй. Затем надо заняться наполнением хранилища своего ума здравой пищей духовной, чтобы душа не голодала и не выдумывала себе суррогаты в форме мечтаний. Изберите себе подходящее Вашей жизни духовное чтение. Для мирян наиболее подходит чтение отцов, писавших не для монахов, а для всех христиан вообще. Например: свт. Иоанн Златоуст, прп. Авва Дорофей, прв. Иоанн Кронштадтский, свт. Лука Войно-Ясенецкий. Из духовных писателей недавнего прошлого: игумен Никон Воробьев, схиигумен Иоанн Алексеев, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Читайте понемногу, но ежедневно и внимательно. Делайте пометки в тех местах, где Вы нашли полезный для себя совет, чтобы потом возвращаться к этому месту и перечитывать. Обязательно читайте Евангелие с толкованиями бл. Феофилакта Болгарского. Тоже понемногу - одну-две странички. Постепенно помыслы ослабнут, а Вы приобретете навык борьбы с ними.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Моя дочь (ей20лет) встречается с парнем-мусульманином (отец узбек, мать русская, но приняла мусульманство) уже 4года. Хотя парень хороший, но я против, говорю, лучше своей веры, православной, но она его любит, плачет. Могу ли я настоятельно препятствовать этим отношениям, или оставить их в покое? Спаси Вас Господи!

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Надо было настоятельно препятствовать четыре года назад, а веру православную прививать еще раньше. Теперь смиритесь и молитесь. Больше ничего нельзя сделать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли христианке красится и одеваться со вкусом? Мне 22 года, парня до сих пор нет, парни и не смотрят в мою сторону, я не крашусь совсем, ношу длинные юбки, волосы ношу либо распущенными с ободком на голове, либо ношу "конский хвост" - название хвостика на голове. У всех моих одноклассниц уже давным давно есть парни, мужья, даже дети у некоторых есть, а у меня и у двоих моих православных одноклассниц нет второй половины. Они, как и я, одеваются как старушки, длинные юбки, ни капли макияжа на лице, носят конские хвосты из причесок. Мне очень больно ломать своими руками молодость, которая длиться у человека,а тем более, у женщины, совсем мало, старости хватит всем с избытком до гроба, а вот молодость не вернешь. Убивать свою красоту и молодость, смолоду залезать в серый мешок, мне кажется, это уже фанатизм. Конечно, главное - душа, но это не значит, что нужно не мыться годами, ходить в серой и неряшливой одежде, зализав немытые волосы в хвост, и всем демонстрировать свои прыщи на лице:"-Смотрите, я православная!". С сегодняшнего дня я начала приводить себя в порядок, мазать лицо тональником, ухаживать за ногтями и красить их, красить губы неяркой помадой. Православие православием, а ведь так можно и до "старой девы" докатиться. Страшно наблюдать, как православные женщины, а тем более, девушки, ставят крест на своей внешности, на своей молодости. Я не говорю, что нужно ходить полуголыми и разукрашенными, как попугаи. Но что греховного, если в меру следить за собой и одеваться со вкусом, по-молодежному, а не по-старушечьи? Ведь молодость длится лет до 30-ти, там уже и зрелость, и первые морщины. Образ православной женщины- это образ серого,бесполого, измученного существа? Судя по православным женщинам из нашего прихода, это так.

Лиза

Здравствуйте, Лиза. Вы должны поступать по совести, Церковь Вас ни чем не ограничивает. Вас просто предупредили - "Не влезай, убьет!" Заповеди - это не запреты, это предупреждение. Рассудите здраво: чего я хочу, семейного счастья и любви до гроба, или чтобы меня вожделели? Мы в этом мире проездом. Здесь ничего нашего нет. Только дорога и придорожные гостиницы. Не убивайте душу ради комфортного путешествия в ущерб конечной цели. Во всем поступайте согласно совести, а совесть воспитывайте понуждением к жизни по Евангелию. Не к жизни "по бабушкам", а к жизни по Христу. Нет ничего зазорного в том, чтобы следить за своей внешностью, но в меру разумную. И цель определите: Вы хотите выглядеть благообразно, или хотите привлечь самца? Отнеситесь с уважением к Образу Божию, которым Вы являетесь. Примеры, которые Вы привели, надуманные. Таких страшилищ я не вижу. Мне, правда, все женщины моложе сорока видятся школьницами и студентками, настолько хорошенькими, что на них хоть что надень, не испортишь. Надо содержать себя в чистоте и порядке, быть аккуратно, со вкусом, но не вызывающе одетой. Открою Вам секрет: мужчин привлекает целомудрие, а кобелей похоть. Чем больше обнаженного тела, тем громче призыв на генном уровне - "я готова для блуда". И на этот призыв слетаются определенного качества субъекты. Прекрасна народная мудрость: береги честь смолоду, порвется, не сошьешь. Один профессор наказывал нам: "От священника должно пахнуть мылом". Мы смеялись. А теперь понимаю, что он этим хотел сказать. Это просто признак умеренности и трезвения. Не потом и грязью, не духами и водкой, а чистотой. Но дух творит себе форму. Чистая душа не потерпит пребывать в оскверненном и нечистом сосуде, непременно приведет его в достойный себя вид. Итак, мера от совести, совесть воспитывается заповедями, а заповеди от Евангелия и святых отцов. Жестких рамок нет, совесть у каждого своя, и она, к тому же, может меняться в ту или иную сторону, в зависимости от того, чем мы ее питаем.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, дорогие батюшки! Я актриса по-образованию. Занимаюсь художественным словом - читаю детям классику по своему выбору и вкусу - от Пушкина-Крылова до Хармса-Маяковского. И Бунина, и Шмелёва, и Диккенса, и Мало и т.д. Мне захотелось, по детской памяти, прочесть детям "Сказку о Мальчише- Кибальчише", и вообще почитать Гайдара. Но, перечитав, засомневалась... Хотя помню, что в детстве мне это казалось интересным и даже человекообразующим... Как вы думаете?

Мария

Здравствуйте, Мария. Думаю, можно. Но с пояснениями. Там, где надо - дополнить исторической справкой, а что-то и пропустить.

иерей Александр Белослюдов

Слава Богу! Как избавится от греха гордости, осуждения?

Ксения

Здравствуйте, Ксения. Все грехи совершаются под действием страстей. А страсти имеют иерархию. Есть начальные страсти, беззубые щенки, с которыми можно справиться, с помощью Божией, своими силами. Есть страсти, порождаемые начальными страстями, это уже зубастые собаки, с ними сладить никак нельзя, только Господь может нас от них освободить. Но чтобы это произошло, надо бороться с начальными страстями. Гордость, гнев, зависть - зубастые псы. Голыми руками не возьмешь. Но когда-то они были щенками - объядением, негой, развлечениями, роскошью, сребролюбием и славолюбием. Чтобы разбежались собаки, надо начать гонять щенков. Соблюдать умеренность в пище, отдыхе, развлечениях (лучше совсем исключить), избегать пустопорожних разговоров, ограничивая общение необходимым минимумом. Понуждать себя к внимательной молитве, чтению Евангелия и исполнению его заповедей. Во всех замеченных погрешностях, тотчас каяться. Прибегать чаще к исповеди и причащению. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

В поисках рецептов постных блюд, прочла на одном православном сайте, что те, кто не постится, очень угодны дьяволу и будут ввергнуты в геенну огненную. Практически никто из моих родных и знакомых не постится, лишь некоторые Великим постом. Стало страшно (хотя и у меня грехов не счесть, хоть и стараюсь соблюдать посты). Действительно несоблюдение постов - великий грех?

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Скажите, если у человека есть возможность открыть окно и подышать свежим воздухом, но он упорно сидит взаперти, мается головной болью, но окон не открывает, это грех или нет? Постом мы открываем окно для свежего воздуха. В книге "Аскетические опыты" свт. Игнатия, в первом томе, есть глава "О посте", прочтите ее.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня такой вопрос к многоуважаемым священникам. Прочла на одном сайте что-то вроде притчи о человеке, который не мог простить кому-то обиду. Потом он все-таки простил обидчика, но видеться с ним не хотел. А когда пришел к Богу, Он сказал: да, Я простил твой грех, но видеть Я тебя не хочу. Вот и я не общаюсь с двоюродной сестрой уже лет 7, хотя раньше мы были как родные. Перестали общаться после получения ею наследства нашей бабушки, когда сестра со своей мамой практически обманным путем получили большую часть наследства. Мы с ними не ругались, но просто я перестала звонить, и она не звонит, и номера ее я сейчас не знаю, да и говорить не о чем. Значит, и меня Бог не захочет видеть? В душе я на сестру не держу зла уже давно.

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Неблагодарное это дело - искать объяснения идеям, высказанным в художественных произведениях. Если левый глаз соблазняет тебя, вырви его... Нам надлежит уклоняться от встречи с людьми, общение с которыми вызывает в нас злое чувство, не поддающееся нашим усилиям его преодолеть.

иерей Александр Белослюдов

Я состою в браке уже 5 лет. Я - православный, жена - римско - католического вероисповедания. Венчались в Православной Церкви. Детей нет....

Георгий

Уважаемый Георгий! Вы просили не публиковать Ваше письмо, а отправить его Вам на электронную почту. Однако Вы указали некорректный почтовый адрес. Пожалуйста, проверьте его, и напишите нам еще раз, указав верные данные.

От редакции

Здравствуйте, я некрещеная, но хожу в церковь. Не запрещается ли это?

Жанна

Жанна, если Вы имеете веру и потребность в посещении храма, то что мешает Вам креститься? Церковный устав не запрещает некрещеным посещать богослужения (до Литургии верных). Но крестившись, Вы сможете не только молиться, но и участвовать в церковных таинствах, через которые Господь преподает нам Свою благодать. Просто подойдите к батюшке в храме, он побеседует с Вами и назначит день крещения.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мы подали заявление на регистрацию брака на 27 сентября 2014 года, без венчания. В этот день можно ли после регистрации гулять свадьбу?

Ирина С

Ирина, 27 сентября - день Воздвижения Креста Господня. Это постный день, в который мы вспоминаем крестные страдания нашего Спасителя, Его жертву за грехи всех людей. Для православного человека веселиться и гулять в такой день неприемлемо. Я бы посоветовал Вам расписаться, а свадебные торжества перенести на день Венчания.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день,у меня такой вопрос: можно ли ходить на службу в разные церкви? Так бывает у меня. Вот, на Преображение ходила в маленькую церковь. У нас их в городе две. Одна маленькая совсем, людей много там бывает на службе в праздники, душно очень, но зато ближе к дому. И другой храм есть, новый, там мне более комфортно, на исповедь и причастие я в дальний храм хожу, привыкла уже. Но, может быть, нельзя так? Благодарю за ответы.

Анастасия

Анастасия, ходить молиться в разные храмы можно, если Вам так удобнее. А вот исповедоваться надо по возможности у одного священника, это полезнее для Вашего духовного преуспеяния. Вы все делаете правильно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, я родилась 8 сентября, и мой небесный покровитель - Наталия Великомученица, и зовут меня Наталия. Это всё верно?

Наталия

Наталия, Вы родились в день памяти святых мучеников Адриана и Наталии Никодимийских. Святая мученица Наталия - Ваша небесная покровительница.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли брать и оставлять себе найденные на улице иконки?

александр

Да, Александр. Лучше взять найденную иконку домой, чем оставлять ее на улице, попираемую ногами.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. Меня зовут Владимир. Недавно купил себе нательную икону Иоанна Богослова. Скажите, можно ли мне ее носить?

Владимир

Да, можно, если Вы почитаете этого святого и молитесь ему.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ! Не могли бы Вы разъяснить, возникший вопрос? В одном месте Евангелие говорится, что Иоанн, когда крестил Иисуса Христа, видел знамение, что он Сын Бога, а в другом месте, когда он был в темнице (после крещения Иисуса Христа), он посылает своих учеников спросить Иисуса, он ли есть Мессия.

Нина

Нина, Иоанн Креститель знал и верил, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Однако ученики его сомневались. Поэтому он и посылает своих учеников спросить у самого Спасителя - Он ли Христос. Таково толкование святых отцов.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 18 августа умерла моя бабушка по линии отца, я с ней не общалась 10 лет, но в этот день приезжала в ее дом, 3 сентября - день рождения моего сына, можно ли его отмечать, или лучше подождать, пока пройдет сорок дней со дня смерти бабушки?

Екатерина

Обычно смерть близких людей мы чтим сорокадневным трауром. В эти дни нужно оставить веселье и больше молиться за усопшего. Можно скромно попить чаю с тортом, а малышу объяснить причину. Это будет хорошим примером любви к своим ближним.

иерей Владимир Шлыков

Почему нельзя женщине окунаться в источнике, когда она в нечистоте?

Антонина

Антонина, а почему Вы не идете в нечистоте купаться в бассейн или на реку? По правилам гигиены? А по церковным правилам в нечистоте нельзя участвовать в таинствах и прикасаться к святыне. Святой источник - это не прорубь, в него окунаются для духовной пользы, со смирением и благоговением. Вот и женщинам хорошо бы со смирением относиться к особенностям своего организма.

иерей Владимир Шлыков

Наталия

Здравствуйте, Наталья. Праздник Преображения Господня поставлен в августе, чтобы перед Пасхой, в дни Четыредесятницы, праздничным чином не нарушить покаянного настроения. После Преображения, на сороковой день, приходится праздник Крестовоздвижения. В этот день особо воспоминаются страсти Христовы. Таким образом соблюдено, что за Преображением следует восшествие Христа на Голгофу, как об этом говорит Евангелие. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Вопрос (Наталья) 14 октября 2015г. Здравствуйте, батюшка, помогите. Мой бывший муж и его родители одержимы желанием, что бы наш сын проживал с ними, а со мной встречался. 2 года назад, когда ребенку был еще год, муж захотел развестись, тк я оказалась плохая жена и мать. С начала нам с сыном пришлось снимать квартиру, сейчас живем в своей. Препятствий для общения отца с сыном не оказывала, они очень любят друг друга. Сейчас сыну 3 с половиной года. После одного не красивого поступка с их стороны, я подала в суд на определение места жительства ребенка (до подачи иска предлагала сходить вместе к психологу - резко отказались). Месяц назад отец выкрал ребенка и сообщил, что даст увидеться с ним только после решения суда. Сказали, что и дальше пойдут на всё. Несмотря на то, что они внешне положительные люди вероятность моего выигрыша очень высока. Мой вопрос: забрать иск и проявить смирение или продолжать судебное дело? Боюсь, если я выиграю процесс, их одержимость ни куда не денется, будут продолжать усиленно баловать, настраивать. Нивелировать этот процесс, можно уехав в мой город, но тогда я почти лишу ребенка отца. Молюсь за всех, для себя прошу о мудрости и вразумлении. Советы пока получаю разные. Один православный психолог посоветовала отступиться (это же руководство вижу в евангелие), но батюшки в церкви советуют бороться за сына (даже единственный друг мужа говорит судись с ним). Но моя цель не просто "отвоевать" сына, а вырастить его гармоничным, духовно здоровым и самой спастись. Спаси Бог.

Я бы тоже посоветовал не отступать, но вы смотрите сами. Судя по всему вы уже решили для себя. Молитесь, чтобы Бог все устроил.

Вопрос (людмила) 14 октября 2015г. Добрый день. О. Роман, как молиться за своих предков, не знаю были ли они крещеными. Какие требы можно за них подавать в церкви? Можно ли заказывать сорокоуст за крещенного чел-ка, но не ходящего в церковь? Где проводится чин покаяния?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) За тех, про которых не знаете, можно подавать простые записки. За близких - заказные. Подавать сорокоуст можно. Таинство Покаяния проходит в любом храме.

Отец Роман, добрый день! Ответьте пожалуйста, а можно ли верующей крещеной женщине красить ногти? Когда я была в Сергиев Посаде, отец Герман, заметив мои накрашенные ногти на ногах, сделал мне замечание и сказал, что вот поэтому они у Вас плохо и ходят(я жаловалась ему на плохую ходьбу). Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу (относительно крашения ногтей на руках и ногах). Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Это вопрос личного благочестия и решается с духовником. Если для вас ясен смысл женского прихорашивания, то вопросов - можно красить или нельзя - возникать не должно. Кажется Иоанн Златоуст сравнивал женщину с накрашенными ногтями с хищной птицей с кровавыми когтями. Мое мнение - можно в меру. Но, по большому счету, это от недостатка духовной жизни. Например, женщина, которая познала радость Иисусовой молитвы, трепет от осознания присутствия Божия уже не будет красить ногти, ей это незачем. Там уже совсем другие интересы.

Вопрос (Юлия) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман! С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Ответьте пожалуйста: 1. Можно ли мыться в Покров и другие церковные праздники, кроме Пасхи (в этот праздник я знаю, что нельзя); 2. Можно ли в стиральной машине в такие праздники стирать белье?; 3. Что делать с остатками свечек, которые не догорели до конца в подсвечнике? Или обязательно надо до конца им догорать? Спасибо за ответы. Храни Вас Господь!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) 1. Что касается мытья, то это частные мнения отдельных священнослужителей. Церковь никогда не выставляла запрета на мытье в праздники. Подробнее мы уже рассуждали об этом в ответе от 5 сентября 2011 года Юлия (можно набрать в строке поиска слово - мыться). По-хорошему это нужно спрашивать у своего духовника. 2. Стирать тоже можно, как и мыться. Главное - не нужно этого делать в ущерб богослужению. Смысл праздника - провести день свято, по-Божьи. После посещения богослужения вполне можно (а в некоторых случаях и нужно) заняться домашними делами, ведь никто кроме вас детей и мужа не накормит и не помоет. 3. Огарки либо сжигать, либо выбрасывать в церковные колодцы (непопираемые).

Вопрос (Евгений) 14 октября 2015г. Добрый день отец Роман! Можно ли захоронить умершую домашнюю птичку на территории человеческого кладбища? Само собой не в могилу а где то в уголке в сторонке но на территории...мотив такой... Мы живем в Москве и тут постоянно проводятся строительства облагораживание территорий и иные земельные работы по этому места нормального нет для захоронения...думали это сделать за городом на территории кладбища где покоятся родственники. Можно ли так поступить? Спасибо Вам за ответ.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно. Только отпевать не надо.

Вопрос (Александра) 14 октября 2015г. Отец Роман, Добрый день. С праздником Покрова Вас. Спасибо за ответ. Если у Вас есть информация, скажите пожалуйста. Завтра возможен приём отца Власия. И если не получится попасть завтра, можно ли где-то у Вас остаться на ночь. Я в положении и поеду своим ходом, без машины. Благослови Вас Господь.

Вопрос (Надежда) 14 октября 2015г. Здравствуйте батюшка Роман. у сына не складывается личная жизнь и с работой тоже не очень. Я за него молюсь, очень часто подаю в монастыри сорокоусты. Недавно записала в монастырь на Афоне. И это длится не один год. Почему сыну не везёт? Он помаленьку начинает как бы обижаться на Бога. Я говорю, что это делать нельзя. Что делать. Ведь я за него молюсь.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Пусть не дует губы на Бога, а лучше прилежнее верит, ищет и молится, потому что всем с верой просящим Бог посылает ответы. Обижаться на Бога имеют права те, кто полностью выполнил Его закон, соблюл заповеди до йоты. А нам, ничего не делающим для спасения, надо обижаться только на себя, так как Бог со Своей стороны сделал для нас все. Продолжайте молиться и искать.

Вопрос (Нина) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. В жизни много искушений, но самое тяжелое это искушение веры. Мне бывает очень страшно, что я потеряю веру не справлюсь с каким то искушением -наваждением. Я очень хочу чтобы было именно так как проповедует нам православие. Я не хочу ни чего другого. Я изучла, хоть и поверхностно, другие религии и все они не имеют Жизни. Они как бы бездушны, безосновательны. Там везде пустота. А здесь Свет и Жизнь. Но эти помыслы так тяжелы. А вдруг не так все как есть, а вдруг откроется какое-то ранее неведанное понимание бытия... Ненавижу эти мысли, гоню их от себя не хочу беседовать с ними. Но они так настойчивы. Страшно, батюшка. Если найдется слово ободрения или совет буду благодарна.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не пугайтесь. Это искушение такое. Вера - бесценный дар от Бога, потому не удивительно, что за него ведется такая брань. Ведь достаточно разубедить человека в Православии, как он переходит на совершенно другие рельсы ведущие в пропасть. Вспоминайте те основания, обстоятельства, благодаря которым вы пришли в Церковь. Воскрешайте в памяти чудеса, приведшие вас к Богу, постоянные милости Божии к вам. Главное проявить смирение и терпение. Сильные искушения не бывают продолжительны.

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Отец Роман, здравствуйте! У меня такой вопрос: в годовщину смерти бабушки она мне приснилась и сказала, что у нее мерзнут ноги, а я во сне подумала о носочках которые недавно купила. Что надо ей принести. Вот проснулась и не знаю, как быть. Сходила в церковь, поставила свечку. А где-то слышала, что надо эти носочки нуждающимся отдать. Так ли это? Понимаю, что это всего лишь сон, но все же.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Никто в Церкви вам не скажет, что если во сне вам вспомнились носочки, то нужно их отдать нуждающимся. Сонники Церковь не выпускает. Милостыню сделать можете, но не нужно слишком доверяться снам. Закажите литургическое поминовение бабушки (если крещена).

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Здравствуйте отец Роман! Подскажите пожалуйста, 17 октября (суббота), есть ли праздник, будет ли принимать отец Власий?

Количество записей: 8

Здравствуйте, Батюшка! Год назад искренне раскаялась и исповедала страшный грех прелюбодеяния, возненавидела то, что сделала и больше никогда не повторяла, очень часто плачу о своём грехе и прошу у Бога прощения за содеянное. Но ко мне всё равно приходят мысли о том, что может быть Бог меня не простит (ведь так нельзя поступать) и всё-равно накажет меня в этой жизни или, что ещё страшнее, накажет моего ребёнка за мои грехи. Батюшка, скажите, пожалуйста, что вы думаете по этому поводу и что говорит Бог о наказании за раскаянные грехи. Спасибо.

Христина

Уважаемая Христина! Обратите внимание, что само слово «наказание» происходит от «наказ» - то есть, «вразумление», «научение». Поэтому, то, что мы называем «наказанием Божиим», есть не юридическая кара и вообще не «кара» в собственном смысле, а именно что научение тому, как надо греха избегать, или своего рода горькое лекарство. Как именно данную меру по отношению к каждому конкретному человеку применяет Господь и применяет ли вообще, не нам судить. Очень многое зависит от самого человека. Как говорят святые отцы, есть три основных правила в отношении того, как спасаться и избегать наказаний Божиих. Первое: не грешить. Второе: если согрешаешь, усердней каяться. Третье: если не умеешь усердно каяться, терпеть скорби, болезни или другие наказания Божии. Что значит в данном контексте: усердно каяться? Это, как говорится, значит каяться от всей души - искренно и деятельно. Деятельно, в свою очередь, означает качественное изменение в сторону исполнения заповедей Божиих, христианского доброделания вообще. Согрешили? Не просто исповедуем это и больше не повторяем, но и стараемся во искупление греха делать больше конкретных добрых дел. Если же по каким-либо причинам мы не в состоянии вести более серьезный христианский образ жизни, то, тогда, можно ожидать, что Господь может попустить те или иные скорби, терпение которых заменяет не осуществляемые нами добродетели. В общем, где-то такая простая духовная арифметика. Сверх того, надо иметь в виду, что тяжкие грехи наносят душе раны, которые продолжат болеть после того, когда грех уже, благодаря покаянию, Богом прощен. К примеру, если кто напился, попал под трамвай и потерял ногу, грех такого неосторожного поведения при наличии покаянии будет прощен, однако, понятное дело, новая нога уже не вырастет. Так и с душевными ранами: и после покаяния они могут продолжать болеть. Так что, Вам имеет смысл не травить себя внутренне понапрасну: имеете веру и покаяние? Уже хорошо! Бог не без милости! Старайтесь дальше жить по-христиански, а там будь, что будет! И слава Богу за всё!

протоиерей Андрей Спиридонов

Благословите, Батюшка! Я сегодня совершила смертный грех. Я сейчас просто не могу жить после этого. Я верующая, исповедуюсь, причащаюсь. Теперь как жить я не знаю! Я духовно умираю. Плачу, каюсь, но теперь пойти на исповедь я не смогу. Такая мерзость перед Богом. Жить не могу! Я украла!!! До сих пор не могу понять, как я смогла! Ужас!!! Как дожить до утра? Господи!Прости!!!

Ирина

Вообще-то, уважаемая Ирина, исповедь в данном случае является единственным кардинальным средством исцеления от тяжкого греха. А также нужно, если это возможно, вернуть украденное. Если это по каким-то объективным причинам оказывается неосуществимым, то нужно загладить сей грех милостыней или пожертвованиями в пользу сирот или бедных. Что касается Вашего внутреннего состояния, то надо с Божьей помощью, что называется, взять в себя в руки. В конечно счете в такого рода неожиданных согрешениях, как правило, есть элемент искушения от диавола. Последнему тоже могут быть какие-то причины. Может быть, диаволу не нравится сам факт Вашей веры и попыток жить по вере. А может быть, Вы где-то погордились, превознеслись или обидели кого-либо, вот Господь и попустил эту историю для Вашего же вразумления. В любом случае, добившись некого временного успеха, диавол теперь хочет куда большего: ввергнуть Вас в отчаяние, оторвать от Церкви и спасительных Таинств, ввергнуть в духовную погибель. Ради этого он будет продолжать педалировать в Вас помышления отчаяния и уныния, во многом, кстати основанные на страсти гордости (мол, «как же так, я такая хорошая и верующая, могла совершить такой грех? нет, стыдно, поэтому на исповедь не пойду!»), стараясь не допустить до деятельного покаяния. Очевидно, что нельзя следовать в данном случае проискам врага рода человеческого, но необходимо преодолеть излишне отчаянное сокрушение и поскорей идти к Таинству исповеди.

протоиерей Андрей Спиридонов

Спаси Господи!! У меня есть очень наболевший вопрос, пожалуйста ответьте мне ибо нет душей моей порою покоя, когда снова и снова задумываюсь над этим...я крещена в Православной вере в возрасте 12 лет - это был 1989 г. Родители мои окрестили меня больше из соображений традиционных, так как впоследствии никакого религиозного воспитания я не получала, да и они в свою бытность разумеется тоже. Все время до 29 лет я была НЕвоцерковленной, а какое то время даже атеисткой. В возрасте 29 лет в руки мне попал римо-католический катехизис и я по прочтении уверовала в Господа... но почему то тогда не обратилась к родному Православию и стала ходить в католический костел - исповедоваться там и причащаться, т.е. была в полном общении с католической церковью (как я теперь понимаю ересью). Мне даже были даны дополнительные имена, как это принято в католицизме...но вот прошло время и совсем недавно я по долгом размышлении решила вернуться в лоно родной русской православной церкви. Я пришла в храм и всю свою историю рассказала приходскому батюшке с просьбой дать мне совет, как я могу вернуться в Православие. Батюшка ответил мне, что мне будет достаточно покаяться в этом на исповеди. Так я и сделала, готовилась к исповеди, постилась а на самой исповеди покаялась во грехах и в том, что была в общении с католической церковью а также сказала о том, что желаю быть с одной только церковью православной русской московского патриархата. После исповеди через несколько дней я причастилась и теперь стараюсь часто исповедоваться и причащаться, молюсь утром и вечером. Но беспокоит меня одно - однажды в телепередаче я услышала, как отец Олег Стеняев говорил, что будто бы для раскольников недостаточно покаяния на исповеди для присоединения к православию, что для них существует чин присоединения к церкви. Я бегом в храм к батюшке своему, а он сказал, что мол ничего страшного, что моего покаяния достаточно, что я же была крещена в православии и т.д. а я все думаю и думаю...скажите пожалуйста не ошибся ли мой батюшка?? и являюсь ли я уже в полной мере возвращенной к родному мне Православию??? Заранее спасибо за ответ. Спаси Господи.

Наталия

Уважаемая Наталия! Коль скоро Господь именно таким образом привел или, можно сказать, вернул Вас в Православную Церковь, то сомневаться в этом факте нет никаких оснований. Кого Господь сподобил присоединения через «чин», то и хорошо, но Вас сподобил просто через покаяние и Причащение - тоже Слава Богу! Сомневаться же в действительности самой Евхаристии у Вас же нет оснований, в том, что Вы уже, истинно, Причащаетесь Тела и Крови Христовых? А раз так, то что еще мудрить? Будьте благодарны здесь не только Богу, но и своему батюшке, который открыл для Вас прямые пути к литургической жизни, а также и сами старайтесь в этой жизни не оскудевать!

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте батюшка. Почему в храме нельзя фотографировать без благословения, там ведь иконы красивее чем у многих людей дома. Я уже много раз фотографировала в храме когда не видел никто. Зато когда замечали, то говорили что это нельзя делать. Слышала я по телевизору хоть и не смотрю его, что на выставке восковых фигур люди тоже святых фотографировали, хотя им и не разрешили их фотографировать, а на фотографиях потом святых не было. Мог ли Господь убрать Свои изображения? Если мог, то почему не убирает у меня из телефона, когда я в храме фотографирую без благословения батюшки?

Екатерина

Уважаемая Екатерина, в храмах фотографировать можно, но, действительно, делать это лучше с благословения священника. Храм - это место, куда люди приходят принять участие в церковных Таинствах, помолиться, побыть наедине с Богом и самими собой. Господу стирать фотографии нет необходимости. Фотосъемкой икон мы Его ни в коей мере не оскорбляем. Удаление фотографии с выставки произошло скорее всего по вполне физическим причинам. Тем более, что восковые фигуры - ни в коей мере не могут являться иконами. Фотографирование в храме - это вопрос уважения к другим людям. Снимая в храме, Вы можете нарушить ход службы, смутить молящихся, поэтому очень важно взять перед этим благословение, разрешение, у священника. Он сможет подсказать Вам, когда и как лучше это сделать.

иерей Даниил Луговой

Здравствуйте, уважаемый Батюшка. Вновь хочу обратиться к Вам за помощью. Я воспитываю сына 9 лет. И вот на протяжении нескольких лет передо мной стоит проблема накормить его. Дело в том, что он категорически не ест многие самые обычные домашние блюда, такие, как суп, котлеты, пельмени и многие другие, которые мы готовим и которые для растущего детского организма просто необходимы, не говоря уже о каких-то полезных злаках и т.д. Даже если он голодный, он не притронется к еде. Я могла бы понять, что это выражение характера, но я вижу, как он давится едой. Как мне быть, я очень бы хотела кормить своего ребенка нормальной пищей, но как, если он не пробуя еды уже отворачивается от нее? Весь его рацион ограничивается макаронами с вареной колбасой или жареной картошкой, в лучшем случае картошкой-пюре. Сама я люблю готовить, и хорошо готовлю, но мне не хотелось бы есть то, что приготовила, а ребенка кормить покупными продуктами неизвестного изготовления. Я надеялась, что со временем, когда он пойдет в школу, ситуация изменится, он будет утомляться и у него появится аппетит, но ничего не изменилось. Как мне быть, посоветуйте. Какому Святому можно помолиться за то, чтобы ребенок рос на нормальной еде.

Татьяна

Уважаемая Татьяна! Честно говоря, Вы несколько озадачили меня данным вопросом. Наверное, в этой проблеме надо как-то более или менее серьезным образом разбираться, поскольку важно понять, какие именно причины являются определяющими для столь необычной пищевой избирательности, имеющей место быть у вашего ребенка. У меня у самого пятеро детей, среди которых можно тоже найти специфические вкусовые предпочтения или отрицания, но почти полного отказа от большинства традиционных продуктов я все же близко не встречал. Разумеется, молиться и просить у Бога, Богородицы и тех святых, которых Вы лично почитаете, помощи в разрешении данной ситуации, можно и нужно, однако, наверное, не мешает заручиться помощью тех или иных специалистов в области современной медицины - в частности, возможно, в области гастроэнтерологии или еще в какой смежной, но здесь моя компетенция уже заканчивается. Советовал бы именно что не оставлять данную проблему без внимания, но, помолясь, попробовать поискать прояснения ситуации через те или иные возможные обследования и диагностику состояния здоровья Вашего сына.

протоиерей Андрей Спиридонов