Лахта центр ход строительства сколько этажей. Под башней «Лахта Центра» раскинется целый город

Мне удалось побывать на самых различных стройках, начиная от жилых домов, до масштабных проектов тепловых и атомных электростанций, но на стройке небоскребов я не был ни разу. Этот пробел я недавно восполнил в Санкт-Петербурге, побывав на возведении самого высокого небоскреба в России и в Европе. Вообще, этот небоскреб по многим параметрам считается самым-самым, но обо всем по порядку.

Сегодня в мы посмотрим как строится Лахта Центр. Запаситесь чаем с печеньками, потому что этот репортаж будет такой же длинный, как и небоскреб).


Строительство башни началось в 2013 году с нулевого цикла. Сперва было произведено строительно-монтажное оборудование, затем установлены буронабивные сваи, возведен коробчатый фундамент и начаты работы по созданию котлована, откопка которого была завершена в 2014 году.

Созданию котлована предшествовала установка стены в грунте, глубиной 30 метров. Она была нужна для защиты будущего котлована от осыпания и грунтовых вод. После этого вбиты сваи, и затем - откопан котлован. Его глубина составила 21 метр.

У меня, как и у многих возник вопрос - как можно было построить небоскреб на болоте? На самом деле башня построена не на болоте. Конечно, грунт на поверхности не самый твердый, но на определенной глубине начинаются уже очень плотные и твердые породы.

Мореновые отложения, вынутые в процессе бурения.

Это лаконичный пересказ конечно не передает масштаба нулевого цикла, но фото говорят сами за себя.

Всего в плотные слои грунта установили 264 сваи, каждая глубиной 82 м. и диаметром 2 м. На них установили фундамент. Суммарная нагрузка на сваи составляет 670 000 тонн.

Небольшая инфографика для большей наглядности.

Так делали армокаркас для свай, которые находятся под башней

Под многофункциональным зданием (МФЗ) и аркой установлено 848 свай диаметром 1,2 м, и 968 свай диаметром в 60 см под стилобат (подземная парковка).

Коробчатый фундамент состоит из трёх плотно армированных плит, нижняя — толщиной 3,6 м. Диаметр арматуры составляет 32 мм, шаг армирования — 16,5 см, в нижней плите установлено 15 уровней сеток.

Между тремя плитами коробчатого фундамента будут находиться подземные этажи небоскрёба. Также от ядра к внешнему периметру идут 10 радиальных стен. Их толщина составляет 2,5м, а высота - 5,5 м.

Армированная сетка, которую скоро зальют бетоном уходит вниз на 3.6 метров.

Кстати, при бетонировании нижней плиты фундамента башни, 1 марта 2015 года был установлен рекорд, вошедший в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая непрерывная заливка бетона в мире. За 49 часов без остановки было залито 19 624 м³ бетона, что на 3000 м³ превысило предыдущий мировой рекорд.

После готовности фундамента, нулевой цикл был закончен и начался рост башни ввысь.

Схема постройки нашего небоскреба такова - сперва строится железобетонное ядро, потом оно постепенно обрастает стенами и перекрытиями. Ядро придает конструкции башни устойчивость, а внутри него расположены коммуникации, 34 лифта, технические помещения и зоны безопасности.

Кстати, ядро Лахта-центра имеет высшую степень огнезащиты REI240 - способность выдерживать огонь в течение 4 часов без изменения свойств бетона и стали.

Строительство на объекте идет 24 часа в сутки без выходных в три смены. В каждой смене трудятся 4 тыс. человек.

Так выглядят первые 16 этажей башни, которые собраны из 22 000 элементов, соединенных 200 000 болтов.

Спустя несколько месяцев ядро башни обросло этажами и поднялось еще выше. Рядом можно видеть выросшее за это время здание МФЗ, которое состоит из двух частей, объединенных общей крышей.
Май 2016 года.

Этап строительства в феврале 2017 года. Слева - схема башни.

Если ядро придает башне вертикальную жесткость, то за горизонтальную жесткость отвечают аутригерные этажи, благодаря которым устойчивость башни сохранится даже при удалении 30 % опорных конструкций. В небоскребе будут 4 пары аутригерных этажей через каждые 70 м по всей высоте здания.

Так они выглядят изнутри. Здесь можно видеть, что металлоконструкции покрыты высокопрочным бетоном.

А это схемы этажей, начиная от нижнего и заканчивая верхними. Особенность башни Лахта Центра в том, что грани пятиугольного здания закручиваются кверху, придавая ему характерный архитектурный объем.

Так выглядел Лахта Центр весной 2017 года.

На этом коллаже можно увидеть как росла башня Лахта Центра с сентября 2015 до апреля 2017 года.

А это свежее фото со строительства, которые я снял в начале августа.

Я поднялся на 76 этаж. Краны крепятся к ядру башни на нескольких этажах. Чуть позже я покажу как это выглядит. На самом верху работают 4 крана, а всего на стройке их 16.

Это самые большие краны с маховой стрелой, производимые компанией "Либхер". Вылет их стрел составляет 45, 50 и 60 метров. Максимальная грузоподъемность — 64 тонны, скорость перемещения груза - 176 метров в минуту.

Ну а теперь пройдем на строительную площадку.

Так как здесь работают турецкие подрядчики, и много иностранных рабочих, предупреждающие таблички продублированы на турецком и английском языках.

Здание МФЗ.

Вблизи башня выглядит очень внушительно.

Лифты были установлены в марте 2017 года. Видите синие двери - за ними именно они.

Здесь в каждом лифте свой лифтер. После окончания строительства двери лифта будут выглядеть привычно, но во время строительства все выглядит так. Между лифтами существуют пересадочные узлы из нижней зоны к средней, и из средней зоны в верхнюю. Также будет установлен специальный лифт, который будет без пересадок доставлять пассажиров до обзорной площадки.

Стены обиты фанерой, чтобы случайно не испортить их. При подъеме с первого этажа на верхний уровень почти всегда аншлаг. Это очень быстрый лифт, подъем на верхний этаж у нас занял всего 40 секунд.

Временный лифт, который идет со средних уровней на верхние выглядит проще. При окончании строительства он будет заменен.

Немного интересного о лифтах Лахта Центра.

А это вид на Питер и окрестности с 76 этажа. Здесь еще нет стекол.

На этом этаже краны крепятся к композитным железобетонным колоннам башни, в основании которого находятся стальные сердечники в форме мальтийского креста, придающие им жесткость.

Вот такие сердечники находятся в основании колонн.

Также краны крепятся к ядру. Таким образом они выдерживают сильные порывы ветра, которые нередки на этой высоте.

Отсюда хорошо просматриваются близлежащие районы Питера.

Яхт клуб.

Элитный район.

Менее элитный район.

Тепловая электростанция.

На строительство башни уйдет более 22 000 тонн металлоконструкций - 189 000 разных деталей, из них одинаковых — только две. Так получилось из-за того, что башня закручивается, и каждое перекрытие отличается от следующего на 0,82 градуса. Еще 2000 тонн пойдет на шпиль, высота которого составит 90 метров. В шпиле будет находится различное оборудование. Металлоконструкции для Лахта Центра изготавливают на двенадцати заводах, десять из которых российские.

Кстати, смотровая площадка будет находится выше, на 86 этаже, на высоте 360 м. и будет самой высокой в Европе.
Вид в другую сторону.

Здание поближе к небоскребу.

Хотя я не очень люблю высоту, и я был в метре от места, где еще не установлены стекла, было совсем не страшно, скорее наоборот. Здесь более 300 метров высоты.

Но оказаться на месте этих рабочих мне совсем не хотелось бы, несмотря на захватывающие виды.

Главное при работе не забывать о технике безопасности.

В инстаграме "как это сделано" был задан вопрос про увеличение высоты кранов, на него я ответил выше, но хочу дополнить про работу крановщиков. Крановщики едут до 55 этажа на лифте, который вы уже видели. Оттуда - по лестнице связывающей башню и кран переходят к мачте крана, дальше по лестнице внутри крана добираются до кабины.

Крановщик не может спуститься лишний раз. Даже обедают в своей кабине, куда его доставляют с земли.

Новый «Пассажирский порт Санкт-Петербург», для круизных и паромных лайнеров.

Спустились на несколько этажей ниже. Здесь работают на таких мини кранах.

А это крепления для стеклопакетов. В отличие от обычных высоток, в Лахте Центре стеклопакеты навешиваются на эти скобы, а не крепятся жестко к несущему остову здания. Вес одного стеклопакета — около 740 кг. Об особенностях стеклянного фасада я расскажу чуть ниже.

Этажи ниже 70 этажа застеклены.

Слева еще нет стекол, справа уже есть.

Спустились еще ниже и оказались на аутригерном этаже. Они, как я писал выше, придают горизонтальную жёсткость небоскрёбу.

Стены этих этажей намного массивнее, чем на обычных этажах. Аутригерные уровни также выполняют функции технических этажей.

На некоторых этажах стоят баллоны с водой и одноразовые стаканчики.

А теперь немного о стеклянном фасаде Лахта Центра. Для того, чтобы остеклить небоскреб нужно было не простое плоское стекло, а изогнутое, из-за спиралевидной формы здания. Немецкий производитель, который делал стекла для башни специально открыл завод в Ленинградской области, чтобы не возить из Германии и облегчить логистику.

Стекло гнули холодным способом, который никак не ухудшает его характеристики. При таком способе стекла деформировали по плоскости до 4 см по одному углу. Ламинированный пакет размером 2,8 м х 4,2 м укладывается в алюминиевую раму, лежащую в горизонтальном положении, и под собственным весом стеклопакет деформируется, изгибаясь под форму рамы. Вес стеклопакета - около 740 кг.

Большая часть стеклопакетов немного отличается друг от друга, и потому каждому стеклопакету предусмотрено свое место.

Стекла были изготовлены по многослойной формуле: стекло 8мм + 1,5 мм пленка + 8мм стекло + 16мм аргона + 8 мм стекло, итого — 4,15 см толщины. Внутренний слой стекла — каленый, из-за чего стекло не дает крупных и острых осколков в случае повреждения.

Площадь остекления башни Лахта Центра — 72 500 м². Вес стеклянной части фасада составляет около 13 тыс. тонн.

Особенность внешнего слоя стекла — термоотражающие свойства. Для защиты от избытка солнечной радиации на стекло нанесено специальное напыление, которое придает стеклянной поверхности башни холодный серо-голубой оттенок.

Благодаря напылению и тому, что стекло на фасадах — "просветленное", т.е. с минимально возможным содержание "желтящего" оксида железа, башня при разном освещении выглядит в по разному. Оттенки зависят от освещенности. Днем при ярком солнце и отражении неба — стекла синие, в пасмурную погоду они серые и бронзовые.

Для верхних этажей небоскрёба предусмотрен подогрев стёкол, что позволит предотвратить обледенение.

Для очистки фасада Лахта центра от загрязнений или для замены поврежденных стекол используют специальный подъемник. В ребрах башни между фасадными панелями предусмотрены пазы, а в самой люльке-подъемнике — хомуты со стержнями, которые фиксируются в пазах фасада. Данная система крепления позволяет полностью устранить раскачивание люльки на высоте.

А на этом месте будет располагаться холл башни.

Это уже подземные этажи, будущая парковка небоскреба.

В одном из помещений находятся генераторы.

Система водоснабжения.

Небольшая инфографика по теме водоснабжения Лахта Центра.

Технические этажи уже практически готовы.

Особо стоит упомянуть программу BIM - Building Information Modeling. Это строительная информационная модель здания, в которой заданы физические и функциональные характеристики здания - геометрия, пространственные отношения, географическое расположение, свойства материалов и т.п. BIM работает на всех этапах: от создания концепции до строительства и эксплуатации объекта.
При изменении какого-либо одного из параметров при проектировании или строительстве, в BIM следует автоматическое изменение остальных, связанных с объектом параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

Таким образом, BIM-модель является единым источником информации об объекте для всех участников строительства - заказчиков, проектировщиков и подрядчиков. К тому же, проекты, создаваемые с помощью BIM, гарантируют высокую скорость, точность и рентабельность строительства. А стоимость возведения здания при использовании BIM уменьшается на 20-30%. Здания при этом получаются именно такими, какими их изначально представляли архитектор и заказчик.

А это уже Многофункциональное здание (МФЗ), вид изнутри. Оно состоит из двух блоков. Здание разновысотное - перепад от 22 до 85 метров. Максимально высокая точка южного корпуса отдалена от башни, а у северного направлена на башню и город.

Здесь будут находится: спорткомплекс, фитнесс-центр, центры оздоровления и релаксации, детский научно-образовательный центр "Мир науки", эксплораториум с интерактивными экспонатами, зал-трансформер вместимостью 500 человек и открытый амфитеатр для просмотра водных шоу вместимостью до 2000 человек.

Небольшая инфографика.

На этом месте будет находится планетарий в виде шара диаметром в 16 метров.

Крыша у МФЗ будет стеклянная.

Отсюда хорошо виден залив.

Так будет выглядеть Лахта Центр в конце 2018 года. Строительство планируется закончить в 3 квартале 2018 года.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Спасибо пресс-службе Лахта Центра за приглашение и интересную экскурсию!.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта

Более двух суток продолжалась непрерывная заливка фундамента в основании небоскреба «Лахта-центр», который строится на берегу Финского залива взамен спорного проекта башни «Газпрома», и это достижение попадет в Книгу рекордов Гиннеса. Несмотря на экономический кризис, возведение 462-метровой башни идет по плану и должно быть завершено в 2018 году, передает NTD.

Новый рекорд Гиннесса по непрерывному бетонированию официально зарегистрирован при строительстве небоскреба «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. В течение 49 часов в основание фундамента башни было залито 19264 кубических метра бетона. Это на 3000 кубометров больше объема предыдущего рекорда.

ЕВА НОРРОЙ, судья Книги рекордов Гиннесса: Я уже видела раньше измерения на строительных площадках, знаю технические требования. И то, что я увидела сейчас — это фантастика! Я могу сказать, что все соответствует нашим стандартам и нашим правилам.

«Лахта-центр» должен вырасти до 462 метров. Строится он на берегу Финского залива, где часто бывают сильные ветры. Это создаст дополнительную нагрузку для здания. Кроме того, при строительстве необходимо учитывать особенности почвы и необычную витую форму небоскреба. Поэтому и потребовалась такая большая и прочная плита.

ЕЛЕНА МОРОЗОВА, руководитель строительства «Лахта-центра»: Уникальность башни заключается в ее конструктивной сложности и, как я уже говорила, в особенностях местоположения, где она сооружается. Во-первых, это самое высокое здание на такой северной широте в мире.

Строительство небоскреба началось в прошлом году и должно закончиться в 2018-м. Несмотря на экономический кризис в стране, компания «Лахта-центр» намерена сдать здание в эксплуатацию в намеченный срок.

АЛЕКСАНДР БОБКОВ, директор АО «МФК «Лахта-центр»: Невозможно отрицать то, что мы находимся в обществе со всеми остальными субъектами российской экономики. И мы, конечно же, ощущаем изменение ситуации на рынке. Но сроки реализации проекта остаются директивными, в 2018-м году мы обязаны открыться — и текущие этапы идут исключительно в директивных сроках.

Проект «Лахта-центр» разработан вместо нереализованного проекта «Охта-центр». Этот небоскреб предполагалось построить на правом берегу Невы. Такая перспектива вызвала возмущение у петербуржцев и нарекания у специалистов. Они посчитали, что небоскреб испортит облик города. Против строительства «Охта-центра» также выступила организация ЮНЕСКО. В итоге проект был отменен.

источник NTD США Северная Америка теги
  • 03:00

    Агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что премьер-министр России Михаил Мишустин поручил правительству подготовить план восстановления связей с международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая базируется в Париже.

  • 03:00

    Правительство Италии рассматривает ряд мер в рамках борьбы с эпидемией коронавируса.

  • 03:00

    Во французском городе Труа вооружённый мужчина удерживает в своей квартире беременную жену и пятерых детей. Полиция оцепила дом и ведёт переговоры с мужчиной, передаёт BFMTV со ссылкой на правоохранительные органы.

  • 03:00

    Коронавирус подтвердили у двоих членов российской команды Gazprom-RusVelo, которые выступали в многодневке «Тур ОАЭ».

  • 03:00

    Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к Конституции о браке как союзе мужчины и женщины.

  • 03:00

    Число погибших от последствий заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 в Соединённых Штатах увеличилось до девяти.

  • 03:00

    Россиянка Дарья Касаткина обыграла француженку Полин Пармантье в матче первого круга турнира Женской теннисной ассоциации (WTA) в Лионе.

  • 03:00

    Специалисты Института археологии РАН назвали возраст терракотового слепка головы, найденного вблизи мыса Ак-Бурун.

  • 03:00

    Певица Юлия Самойлова, представлявшая Россию на Евровидении в 2018 году, прокомментировала участие группы Little Big в конкурсе 2020 года.

  • 03:00

    Заведующий кафедрой исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин прокомментировал решение российского «Газпрома» снизить цену на газ для Болгарии на 40%.

  • 03:00

    Стартовал приём заявок на литературную премию в области медицины «Здравомыслие».

  • 03:00
  • 03:00

    Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров предложил ввести маркировку для биологически активных добавок.

  • 03:00

    Лидер группы «Ва-БанкЪ» Александр Ф. Скляр прокомментировал решение об участии группы Little Big в Евровидении от России.

  • 03:00

    В Калининграде продолжают вручать юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

  • 03:00

    Американист Юрий Рогулёв оценил санкционную политику Соединённых Штатов.

  • 03:00

    Чемпионка мира по легкой атлетике, а ныне телекомментатор Иоланда Чен прокомментировала обнаружения в документах Международного олимпийского комитета (МОК) по делу российских биатлонисток Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой поддельных подписей информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григория Родченкова.

  • 03:00

    Верховный муфтий России Талгат Таджуддин поддержал поправку к Конституции России, которая вводит понятие «государствообразующий народ».

  • 03:00

    Российский премьер-министр Михаил Мишустин назначил на должность заместителя министра финансов России Тимура Максимова.

  • 03:00

    Португальский форвард «Ювентуса» Криштиану Роналду поблагодарил болельщиков за поддержку и заявил, что его мать находится в стабильном состоянии.

  • 03:00

    Поэт Андрей Усачёв рассказал о переменах в Московском метрополитене и об интересных историях в пути.

  • 03:00

    По итогам заседания парламента Украины 4 марта свои посты могут покинуть несколько министров, в том числе глава Минобороны Андрей Загороднюк и министр социальной политики Юлия Соколовская, сообщает «Громадьске» со ссылкой на источники из «Слуги народа».

  • 03:00

    Власти Севастополя заявили о намерении создать туристическую полицию - единый орган контроля для туристических объектов.

  • 03:00

    В Ставропольском крае планируют направить 747 млн рублей из федерального и регионального бюджетов на противопаводковые мероприятия в 2020 году.

  • 03:00

    Глава Удмуртии Александр Бречалов посетил можгинский музей «Набат памяти».

  • 03:00

    В некоторых районах Краснодарского края ввели особый противопожарный режим из-за раннего наступления тепла и участившихся случаев возгорания травы.

  • 03:00

    Специалист по безопасности полётов, бывший командир воздушного судна Александр Романов прокомментировал информацию об экстренной посадке самолётов из-за ложных сообщений о минировании.

  • 03:00

    В МЧС назвали возможную причину обрушения стены в жилом доме в Самаре. По предварительным данным, к инциденту могла привести старость конструкции дома.

  • 03:00

    Блогер Вадим Манукян прокомментировал решение отправить на Евровидение от России группу Little Big.

  • 03:00

    В рамках регулярного чемпионата Евролиги литовский «Жальгирис» одержал победу над подмосковными «Химками».

  • 03:00

    Петербургские учёные, сотрудники факультета безопасности информационных технологий университета ИТМО выступили с предложением, позволяющим контролировать безопасность беспилотных автомобилей.

  • 03:00

    Официальный представитель иранского МИД Аббас Мусави сообщил, что Тегеран получил помощь для борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-2019 от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также Франции, Великобритании и Германии.

  • 03:00

    Проживающая в Генуе крымчанка Наталья Катюшина прокомментировала ситуацию с коронавирусом в Италии.

  • 03:00

    Телеведущая Яна Чурикова прокомментировала участие российской группы Little Big в конкурсе «Евровидение».

  • 03:00

    Член комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый предложил бесплатно выдавать медицинские маски во время эпидемий вирусных заболеваний.

  • 03:00

    Председатель комитета информации и печати Курской области Денис Михайлов заявил, что в регионе предложили увековечить память Героя Советского Союза Михаила Булатова.

Строящийся высотный деловой центр в Санкт-Петербурге часто называют башней Газпрома. Это сооружение станет самым высоким в Северной столице и вторым по величине в Европе после Останкинской башни . Небоскреб возводится Газпромом и в нем будет расположены штаб-квартира этого концерна и его компании.

Напомним, что первоначально строительство делового центра высотой 400 метров планировалось осуществить на участке 4,7 га, в центре Северной столицы, что вызвало резкий протест градозащитников и общественности. Объект попадал в охранную зону, где расположены памятники, входящие в перечень объектов ЮНЕСКО.

Вскоре губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отменила постановление, позволяющее застройщику отклониться от разрешенной в этом месте высотности в 100 метров.

Новый участок в 14 га для сооружения Лахта башни расположен на севере Санкт-Петербурга на выезде из города между Финским заливом и Приморским шоссе. Расстояние от места строительства до центра города составляет около 10 км. По мнению экспертов, теперь Лахта башня, хотя и будет видна практически из всех районов города, но она не будет закрывать достопримечательности Санкт-Петербурга и доминировать над историческими объектами.

В то же время башня будет отлично видна с моря, она станет своеобразным маяком, встречающим приплывающих в город по морю. Это будет знаковый объект морского фасада Северной столицы .

В отличие от старого проекта, в Лахта центре, кроме офисной части, разместятся помещения социальной инфраструктуры.

Офисная часть займет помещения в самой башне, а здания у ее основания отведут под объекты социального назначения - магазины, спортивный и медицинский центры, детский образовательный центр и планетарий.

Наверху башни разместятся смотровая площадка, вращающийся ресторан и конференц-зал.

Башня Лахта-центр - краткое описание

Заказчик и инвестор проекта - "Газпром нефть", проект сооружения выполнила британское архитектурное бюро RMJM - Robert Matthew Johnson Marshal.

Генподрядчик - турецкая компания Renaissance Construction (создана в Петербурге в 1990-е годы, учреждена турецкими бизнесменами). В сооружении здания участвуют десятки институтов и строительных организаций.

Высота здания со шпилем составит 462 метра, а общий вес башни со всей инфраструктурой, остеклением и даже с мебелью и людьми – 670 тысяч тонн.

Площадь одного офисного этажа - от 668 до 2060 кв. метров.

Со стороны Финского залива башня Лахта центр предстанет во всем своем великолепии в виде устремленного ввысь шпиля. Также ее можно сравнить с каплей воды, летящей вверх.

Петра Первый задумал Петербург как морскую столицу России. И по замыслу авторов проекта, издалека, со стороны моря, Лахта центр будет похожим на белоснежную яхту.

Проект предусматривает несколько архитектурных изюминок, главные из которых – современный планетарий и открытый амфитеатр.

Планетарий

Планетарий, рассчитанный на 140 человек, займет необычное место - на высоте пятого этажа одного из примыкающего к башне строения. Он будет выглядеть как огромный шар, который как будто со всего размаха бросили в здание, и он прилип к фасаду. Конечно, такая эффектная форма здания не может не заинтересовать всех, кто проходит или проезжает мимо.

Во время сеансов будут использованы самые разные спецэффекты – подвижный пол и иллюзии молнии и дождя, виртуального дыма и запахов.

Амфитеатр

Идея создания открытого амфитеатра, обращенного к морю, связана с необходимостью плавного перехода от высокой кровли к водному пространству. Здесь зрители смогут любоваться водными фонтанами и различными шоу на воде, а также участвовать в театрализованных представлениях и соревнованиях.

  • При закладке фундамента многие принципы были взяты у природы. Так, сваи в основании здания, словно корни гигантского дерева, уходят в землю на 82 метра. Выше свай построен «коробчатый» фундамент высотой 17 метров, что гарантирует устойчивость здания
  • Максимально допустимое отклонение сооружения от вертикали по всей высоте -– не более 6 миллиметров. Не путать с амплитудой колебания здания во время штормового ветра
  • Стеклопакеты прошли самые разные испытания: под большим напором воды, воздушными потоками и огнем. Стекла изготовлены с использованием специальной пленки, которая не позволит стеклу разрушиться на осколки
  • Все материалы, использованные при строительстве, не горючие или с огнезащитой. Но несмотря на это эвакуация людей продумана максимально. В случае пожарной тревоги в центральное ядро, выполненное из железобетона, нагнетается воздух, что предотвращает его задымление. Перейдя в центральное ядро, где имеются лестницы, человек оказывается в безопасности
  • Для мытья окон будет использоваться специальная система, которая двигается по рельсам, устроенным на ребрах башни
  • При сильном ветре верх строения может отклоняться на 46 см от вертикали, а на уровне смотровой площадки (на высоте 357 метров) максимальное отклонение составит 27 см
  • Чтобы птицы не врезались в окна, стеклопакеты окантованы непрозрачным материалом, а само стекло - незеркальное. Кроме того, во время массовых перелетов стай подсветка будет «отпугивающей». Таким образом, птицы будут видеть стекла.

Прилегающая территория

С восточной стороны здания будет устроен вход для сотрудников офиса. Эта часть комплекса предстанет в виде арки с пролетом в 100 метров.

С юго-восточной стороны начнется пешеходная зона протяженностью 8 км. Она будет включать в себя мост и огромное пространство для проведения массовых гуляний и праздничных мероприятий.

Северная часть территории будет использована под различные выставки, а кроме того, в будущем здесь построят ж/д платформу и станцию метро .

Кроме того, рядом с башней будут находиться стоянка для туристических автобусов и музей корабля «Полтава» .

Транспортная инфраструктура

В будущем между Лахта центром и станциями метро «Черная речка» и «Старая деревня» планируется наладить трансфер. В 2025 году предполагается построить станцию метро.

Развитию транспортной инфраструктуры способствует прежде всего чемпионат мира по футболу. В 2018 году будет открыта станция метро «Беговая», один из выходов которой расположен на расстоянии чуть более километра от Лахта центра, то есть в пешеходной доступности.

Башня Лахта центр станет центром нового делового района Санкт-Петербурга, можно сказать Петербургским сити, а развитие транспортной инфраструктуры превратит этот не обустроенный район Северной столицы в образец современной и качественной городской среды. Напомним, что сдача объекта планируется в 2018 году.

Архитектор Филипп Никандров рассказывает, как газпромовский «Охта центр» в Санкт-Петербурге превратился в «Лахта центр», и объясняет, почему архитектор должен быть главнее девелоперов и чиновников

Главный архитектор «Горпроекта» Филипп Никандров /Евгений Егоров / Ведомости

Филипп Никандров спроектировал для Санкт-Петербурга и Москвы высотки, которые имеют все шансы стать новыми городскими символами, – башни «Лахта центра» на берегу Финского залива и «Эволюция» в «Москва-сити». Архитектор 15 лет проработал в международном бюро RMJM, в офисах Великобритании и на Ближнем Востоке, откуда вернулся в Россию в 2004 г. Высотки он начал проектировать в 2000-х, работая в Дубае. На родине возглавил проектирование двух небоскребов по своим концепциям, победившим в международных архитектурных конкурсах, – башни «Эволюция» в «Москва-сити» в 2005 г. и комплекса «Газпрома» в Санкт-Петербурге в 2006 г.

Башня «Лахта центра» в Петербурге, куда переедут структуры «Газпрома», будет введена в эксплуатацию осенью 2018 г. Она станет самым высоким зданием в Европе (462 м).

– Строительство «Лахта центра» завершается. Но в свое время решение строить в Санкт-Петербурге башню для «Газпрома» вызвало скандал. Расскажите про историю проекта и почему произошел переезд с Охты в Лахту?

– Эта история началась на участке около 5 га в том месте, где Охта впадает в Неву. На месте снесенного в 2008 г. Петрозавода когда-то была Охтинская верфь, в XVI–XVII вв. тут находилась шведская крепость Ниеншанц, а до этого, еще в XIII в., – шведская крепость Ландскрона. По сути, история Петербурга с того и началась, что в 1703 г. Петр I взял Ниеншанц осадой, а три недели спустя основал новый город ниже по течению Невы, начав строить крепость на Заячьем острове. Старая земляная фортификация Ниеншанца была впоследствии разрушена. Когда в 2006 г. «Газпром » объявил закрытый международный конкурс на строительство штаб-квартиры на этом участке, я сотрудничал с британской компанией RMJM, попавшей в шорт-лист, составленный из сплошных притцкеровских лауреатов. Мы сумели представить интересную концепцию, которая понравилась заказчикам и большинству членов жюри, одновременно победив в открытом интернет-голосовании и голосовании на выставке конкурсных проектов.

Концепция не только воплощала исторический генетический код участка в своих формах – мы предложили музеефикацию Ниеншанца и Ландскроны трассировкой ее абрисов в мощении и в многочисленных атриумных пространствах комплекса, предусматривавшего также археологический музей для артефактов, найденных в ходе проведенных на деньги «Газпрома» раскопок. Правда, археологи, получив свое вознаграждение, объявили всю площадку «петербургской Троей» и потребовали запрета на строительство, не имея при этом никаких научных планов по консервации участка или воссозданию земляной крепости, кроме, естественно, чистого новодела – построить срытую в XVII в. фортификацию с нуля заново, а потом объявить это памятником. Пройдя согласование Главгосэкспертизы в 2010 г., проект был закрыт, а власти Петербурга тут же объявили весь участок памятником и запретили на нем какое-либо строительство.

Но проект на Охте закрыли главным образом даже не в связи с протестами ЮНЕСКО по поводу самого факта высотного строительства в так называемой буферной зоне вблизи исторического центра, а из-за выявившейся нелегитимности городского высотного регламента, когда обнаружились грубые нарушения при его принятии как части ПЗЗ [правил землепользования и застройки] Санкт-Петербурга. В 2010 г. Верховный суд его отменил. Тогда было фактически приостановлено около 120 проектов, находившихся на территориях промышленного пояса вокруг исторического центра, которые ЮНЕСКО считала буферной зоной (такого статуса в определении границ исторического центра Петербурга как памятника всемирного наследия до сих пор нет). Но развивалась вся эта история на фоне формирующегося предвыборного политического протеста, в котором строительство башни для оппозиционных движений в Санкт-Петербурге символизировало некий акт насилия власти над культурой и историей, отсюда проистекали разного рода сравнения башен с фаллическими образами и плач части интеллигенции по поводу «дефлорации культурного пространства города» (придумали же такое!). Построенную в 1960-е гг. 300-метровую телебашню на фоне шпиля Петропавловки и три десятка дымящих промышленных труб, превышающих отметку верха купола Исаакия, никто как будто бы и не замечал. То есть все это было не столько про архитектуру, сколько про политику, от этого знакового проекта слишком сильно «пахло властью».

Филипп Никандров

Главный архитектор «Горпроекта»

Родился в 1968 г. в Ленинграде. Окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1994 г. вступил в Союз архитекторов России

Работает в «Ленгипрогоре»: Мастерская № 3, участие в проектах для Северодвинска

Перешел в Персональную творческую архитектурную мастерскую (ПТАМ) Ю. К. Митюрева

Стал главным архитектором в офисах Великобритании, Ближнего Востока и России международной архитектурной компании RMJM Scotland Ltd. (с 2011 г. – директор и соруководитель европейской студии RMJM). В 1999 г. получил профессиональную лицензию на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности

Назначен главным архитектором ЗАО «Горпроект»

Изначально идею не принимали в штыки, в 2006 г. был проведен архитектурный конкурс, была открытая выставка всех концепций, была полемика, но уже в 2007 г. потекли серьезные деньги в протестную кампанию по дискредитации проекта на Охте. Кто финансировал это, я точно не знаю, но речь шла о переезде из столицы крупнейшего налогоплательщика страны, сумма налоговых отчислений которого была сопоставима с совокупным годовым бюджетом Петербурга, и слишком много влиятельных сил было заинтересовано если не остановить, то как минимум замедлить этот переезд из одного региона в другой.

– Вы сами не воспринимали тот проект как угрозу историческому облику Петербурга?

– Нет. Меня бы это, безусловно, смущало, если бы это строилось, скажем, напротив Дворцовой площади или Петропавловской крепости по аналогу 300-метровой лондонской башне The Shard, стоящей через Темзу прямо напротив Тауэра, памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Наш же участок был далеко за пределами исторических городских ансамблей. Мы тогда построили 3D-модель города, провели свой ландшафтно-визуальный анализ, просмотрев все точки, с каких улиц башню будет видно, и нашли всего 5–6 улиц, на оси которых сидела новая доминанта, и все эти улицы были за пределами так называемого золотого треугольника. Пять километров от Дворцовой площади – это вполне приличное расстояние.

Но «Газпром» в итоге принял стратегически правильное решение – перенести стройку со спорной территории и подальше от исторического центра. С 2011 г. проект развивается в Лахте, на берегу Финского залива, на участке намывной территории, в 5 км от границы исторического центра. RMJM не смогла пережить международный экономический кризис и дальше концепции работа с ней не пошла. Так что вместе с проектом «Лахта центра» я перешел работать главным архитектором в «Горпроект», выигравший в 2011 г. тендер на генеральное проектирование объекта. С тех пор проект был полностью и неоднократно переработан, от прежней концепции осталась только идея силуэта башни-шпиля, символизирующей пламя, что несет людям «Газпром». Но теперь это 462 м, это будет на многие годы вперед самый высокий небоскреб не только России, но и Европы.

Сейчас «Лахта центр» как новый общественно-деловой кластер – это флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью, в орбите которой Большой Санкт-Петербург и будет развиваться в XXI в. И башня на берегу залива как новая общегородская доминанта формирует морской фасад города прямо напротив нового пассажирского порта, принимающего в летний туристический сезон по 5–7 круизных лайнеров одновременно, а это больше туристов, чем ежедневно прибывает через аэропорт «Пулково».

– А что было раньше на этом месте?

– Была пескобаза – хранили песок для строек.

– То есть башня стоит на песке?

– Нет, она стоит на 264 сваях диаметром 2 м до 82 м глубиной, они проходят первые 30 м слабых грунтов и упираются в твердые глины. Фундаментную плиту непрерывно заливали более двух суток (рекорд Книги Гиннесса).

Площадь участка первой фазы – 8 га, там будут большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, концертный зал. Башню завершает не кабинет руководителя компании, а доступная обзорная площадка, безусловный центр притяжения для туристов. Объект также сертифицируется на золотой стандарт LEED, что делает его в национальном масштабе флагманом в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде, все-таки это штаб-квартира крупнейшей энергетической компании, развивающейся в ногу с прогрессом.

– Какое соотношение площадей, которые займет «Газпром», и общественных зон?

– Под офисные функции отведено менее 45% всех площадей, остальные относятся к общественным пространствам и функциям, включая рекреацию. У «Газпрома» рядом есть еще одна площадка в 7 га, там построят вторую фазу, где будет больше офисных площадей.

– Платит за все «Газпром»?

– Инвестор первой фазы – «Газпром нефть », эта компания изначально была застройщиком и девелопером проекта через свою дочернюю структуру. Но в итоге поселятся в комплексе все основные бренды группы компаний «Газпром». Сейчас они в Петербурге занимают сопоставимые площади в разных бизнес-центрах, платят за аренду. В долгосрочной перспективе собственное здание – это однозначная экономия для них.

– Вы предполагаете, что «Лахту» ждет судьба не Монпарнасской, а Эйфелевой башни? (210-метровая башня «Монпарнас», единственный небоскреб в историческом центре Парижа, стала объектом критики. Через два года после ее постройки возводить высотные здания на этой территории было запрещено.)

– Я очень на это надеюсь, а рассудит история. Впрочем, любой архитектор убежден в своей правоте. Хотя, думаю, создатель башни «Монпарнас» тоже ею гордился. Мы – архитекторы, дизайнеры – живем и работаем в сложное время в контексте идеологии всеобщего консюмеризма, что вынуждает многих из наших коллег умерщвлять свои же постройки, идя по пути сиюминутной архитектурной моды, постоянно изобретая новые стили и девальвируя тем самым ценность предыдущих. Это делает жизнь инвесторов сложной, особенно если речь о высотном здании. Срок строительства с высотой увеличивается прямо пропорционально. И может так оказаться, что, проинвестировав ультрамодную на момент начала проекта концепцию, вы получите морально устаревший к моменту завершения стройки объект. Именно поэтому в России строится так много псевдоклассических зданий (что считается дурным вкусом в Европе) – таким образом заказчики пытаются спасти инвестиции и обмануть время. Но обманывают только самих себя, все эти «псевдо» и «квази» никогда не станут классикой, а навсегда останутся в категории жалких пародий. Стилистика фасадов и форм «Лахта центра» вне времени, она не привязана ни к какой архитектурной моде.

– Башня железобетонная?

– Железобетонное ядро в центре и обетоненные стальные колонны по периферии, между ними стальные балки и железобетонные перекрытия по стальному профнастилу – это наиболее популярный сейчас тип конструктива для меганебоскребов, его называют композитным. К 2020 г., когда башня будет полностью заселена, она уже не попадет в список 20 самых высоких башен мира. Но мы живем в контексте Европы, и задач ставить высотные рекорды не было. Задача изначально была найти гармонию с местом в градостроительном контексте Петербурга.

– Как ее строили?

– Многие используемые передовые строительные технологии уже были отработаны ранее на других объектах, но в более скромных масштабах. Уникальны, например, фасады: это самый большой в мире холодногнутый фасад (после башни «Эволюция»): стекло изогнуто и строго следует спиралеобразной геометрии формы, как бы течет непрерывно. Кроме того, тут применен интеллектуальный вентилируемый фасад: летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой – накапливать солнечную энергию за счет парникового эффекта, уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах. Уникальна и система обслуживания фасадов: по форме здания проложены специальные рельсы, по которым будут перемещаться балки с люлькой для мойки или замены стеклопакетов. В эти же рельсы интегрирована и архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны – никто не строил такие высокие здания на такой северной широте и в таком влажном климате. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах, где могут появиться сосульки в холодное время года.

Городу, безусловно, нужны такие объекты, они позиционируют его гораздо дальше его привычной ниши города-музея или Северной Венеции. Петербург – как и Венеция – плоский город. Но высота рядовой застройки вне пределов исторического центра выросла в несколько раз, а высота доминант – нет, сейчас средняя высота исторических архитектурных доминант в центре – 50–60 м, как средний жилой дом на окраине. И этот новый масштаб диктует и масштаб новых высотных доминант. Но до последнего времени такие доминанты в городе не строились.

Фотогалерея

Оказалась самой высокой

Небоскребы и высотное строительство в целом – тенденция, связанная с ростом плотности наших городов и мегаполисов, как, впрочем, все явления нашей жизни. Тенденция позитивная, если в градостроительном планировании, а также проектировании и строительстве небоскребов заняты профессионалы, и пугающее явление, если этим занимаются дилетанты, а такое тоже бывает.

– Вы полагаете, что увеличение плотности застройки – это прогрессивно?

– Увеличение плотности застройки – это прогрессивно и неизбежно. Прогрессивно, так как в целом на планете при увеличении плотности проживание становится все более компактным и, таким образом, сохраняются или освобождаются от застройки значительные территории, остающиеся на балансе природных экосистем. Неизбежно, поскольку с ростом населения планеты усиливается всеобщая тенденция экономии ресурсов, включая энергию и все виды инфраструктуры.

– Сейчас много говорят о том, что надо возводить города-сады, но строить продолжают города-муравейники. Что должно произойти с обществом, чтобы возобладали прогрессивные урбанистические тенденции?

– В двух словах не ответить. Россия сейчас находится в плену одновременно нескольких трендов – еще преобладает индустриальное общество, но в мегаполисах, где традиционное производство заменяется инновационной и сервисной экономикой, уже видны элементы постиндустриального общественного уклада. Например, «Сколково» можно рассматривать как прототип или, скорее, шоурум такого города-сада. Хотя оно создается в некоторой изоляции от настоящей экономики страны и имеет признаки потемкинских деревень, но такова судьба многих пилотных проектов.

В России все еще превалирует массовое жилищное строительство эпохи индустриализации, начатое с хрущевских времен. До сих пор миллионы взрослых детей живут с родителями, миллионы разведенных супругов продолжают делить жилплощадь, не говоря уже о миллионах людей, обитающих в коммуналках и ветхих домах. Новостройки по-прежнему конкурируют за кошельки покупателей с теми же хрущевками и брежневками: такой убогий конкурентный фон не сулит нам особого качества строящихся домов эконом-класса и улучшения градостроительной среды. В западных странах, наоборот, имеет место перепроизводство жилья, поэтому нет такого размаха массового жилищного строительства, строят там намного меньше, значит, и конкуренция гораздо выше и лучше качество. Это касается и социального жилья, которое тоже строят, но по государственным заказам и не так массово, как у нас, что позволяет использовать индивидуальные проекты для каждого конкретного участка и даже привлекать к этим проектам известных архитекторов.

Только серьезная конкуренция в сфере жилищного строительства способна возродить институт настоящих архитектурных конкурсов и вернуть качество архитектуры в новое строительство. А что касается уже построенных «муравейников», то, к сожалению, нам с этим жить, и очень долго.

Но надо понимать, что прогрессивные урбанистические тенденции не сулят уменьшения плотности застройки в наших городах, она будет продолжать расти с ростом темпов урбанизации. Которая будет продолжаться как минимум до середины этого века, когда в городах, согласно прогнозам, будет жить 70% населения планеты. Но это могут быть уже совсем другие города.

– Полицентрическое или моноцентрическое развитие, агломерация или конурбация – какой путь должны выбрать Москва и Петербург?

– Генпланы и ПЗЗ обоих мегаполисов, равно как и все российское градостроительство как наука, базируются до сих пор на основополагающих принципах градостроительства индустриального общества со времен промышленных революций XIX в. Это значит: в удалении от даунтауна строились промзоны, а рядом располагались спальные жилые кварталы, отдельно строились стадионы, парки для отдыха горожан и т. д. Однако, если мы избавимся от подобного функционального районирования и зонирования городов по старым схемам центрического развития и будем строить жизнь постиндустриального общества, создавая смешанную застройку, в которой жилье, ритейл, офисы, школы, университеты, объекты культуры и спорта будут гармонично сосуществовать вдоль благоустроенных и озелененных улиц и скверов, то дальнейший рост плотности городов за счет увеличения этажности застройки сможет осуществляться, не разрушая такую гармонию, а, наоборот, уменьшая потребность в суточной миграции. То, что сейчас большинство населения живет в одном районе, работает – в другом, а ездит за покупками или отдыхать – в третий, только порождает транспортный коллапс. Ответ на этот вызов – полицентрическое развитие наших городов.

– Уже стало общим местом, что девелоперы ругают архитекторов за «излишние красивости», а архитекторы девелоперов – за упрощение проектов в ущерб в итоге качеству. Можно ли этим сторонам договориться? И как?

– Это вечный спор и борьба за долю в бюджете. Девелопер будет стремиться если не урезать, то предельно оптимизировать бюджет, выделяемый на архитектурную выразительность, качество деталей и благоустройство. А архитектор, напротив, будет (и обязан по определению) бороться за увеличение бюджета на эстетику и качество. Но договориться можно. Если, например, принять принцип минимализма в том высоком понимании, в каком его сформулировал [немецкий архитектор Людвиг] Мис ван дер Роэ: «Меньше – значит больше». Вот только отмерять «больше-меньше» тут должен вовсе не девелопер, не чиновник, а архитектор.

– Вы согласны, что для архитектора сделать хороший проект дешевого, но качественного дома – это профессиональный вызов? У вас есть такие проекты?

– Абсолютно согласен, это, в принципе, и есть высший экзамен. Конечно, для любого зодчего большое везение – получить неограниченный бюджет на реализацию его архитектурных грез и фантазий, но, на мой взгляд, построить красиво в маленьком бюджете гораздо более почетная заслуга и более высокая миссия, достойная аплодисментов.

Недавно у нас появился такой заказ – проект типового жилого дома для предоставления в аренду. Итогом должна стать концепция арендного дома, которым будет централизованно владеть и управлять единый домовладелец. Чтобы этому бизнесу быть успешным на рынке, новый домовладелец должен предлагать не только доступную плату, но и исключительно привлекательное для потенциальных арендаторов жилье в части качества и эстетики. Это и есть та задача и тот профессиональный вызов, о котором вы спрашиваете.

– На недавнем форуме по высотному строительству в Екатеринбурге вы рисовали картину идеального города будущего. Каким он должен быть?

– Таким, чтобы большинству его жителей было удобно в нем жить, не мечтая о переезде в другой город. Таким, чтобы родившимся в нем людям хотелось в нем же прожить жизнь. Речь идет об экологически и социально безопасном урбанизированном городском пространстве, находящемся в гармонии с окружающей средой и обеспечивающем – в силу своей планировки и функциональной комплектации – удобный и простой доступ граждан к основным элементам сложной социальной инфраструктуры, включая трудоустройство, образование, здравоохранение, культуру, торговлю, рекреацию и спорт. Что касается транспорта, то его структура уже меняется с процессом «уберизации» и с появлением беспилотных автомобилей и дронов, а цель для человека будущего, на мой взгляд, – меньше перемещаться по городу в автомобиле и больше ходить пешком и/или пользоваться велосипедами и гироскутерами. Паттерн суточных миграций в черте города уже начал меняться, онлайн-шопинг и курьеры стали медленно, но верно убивать традиционную торговлю, в развитых странах стрит-ритейл, моллы и гипермаркеты с огромными парковками потихоньку вымирают как класс. Но люди должны оставаться достаточно мобильными для поездок между городами или путешествий по миру. Думаю, что виртуальная реальность будет снижать долю делового туризма и командировок, люди будут путешествовать, чтобы навестить родственников или чтобы посмотреть мир. И если туристы массово стремятся в какой-то город, то, значит, он уже в чем-то, безусловно, успешен и тем самым завоевал свое место в настоящем и будущем.

Что за это время успели сделать? Нет ли отставаний от графика? Что происходит на стройплощадке сейчас?

Сейчас осуществляется инженерная подготовка участка строительства. Создаются подъездные пути. Уже есть строительные городки, подводим инженерные сети для будущего комплекса.

Наш первый и главный объект - сама башня. Для ее возведения ведутся строительно-монтажные работы в основном двух видов - сооружение так называемой стены в грунте, то есть защитного ограждения котлована для будущего фундамента башни, и основания самого фундамента в виде свайного поля. Фундамент будет очень мощным, поэтому и сваи используем необычные. Диаметр каждой - 2 м, а погружаются в землю они на 72-82 м (это сопоставимо с высотой 35-этажного дома). Всего под основанием башни будет 260 буронабивных свай. Причем эти сваи не забиваются - сначала для них выбуривают скважины, осуществляют фотофиксацию и замеры, а затем в скважины погружают стальные каркасы, которые заливают бетоном. Поскольку проект реализуется на береговой линии, практически в воде, больше всего нас волнует надежная защита конструкций от проникновения воды. Это довольно сложно, но пока не было никаких критических ситуаций. Cущественного отставания от графика нет, но мы хотели бы, чтобы некоторые работы велись быстрее.

Следующий этап - это устройство распорной системы котлована, то есть дополнительных поперечных креплений стенок, для того чтобы появилась возможность начать изготавливать сам фундамент. Глубина котлована составит 21 м. Надеемся, что работы по нему завершатся до октября следующего года.

- Каким образом весь комплекс «Лахта центра» будет строиться и сдаваться в эксплуатацию? Очередями?

Нет, все объекты будем строить одновременно. Так как строительство самой башни - более долгий процесс и необходимо обеспечить доступ тяжелой крупногабаритной техники, то прилегающие здания начнем строить несколько позднее. Готовность всех зданий комплекса будет с разрывом около полугода, а сдадим их все в эксплуатацию одновременно. Мы считаем, что никто не сможет нормально работать в офисах, которые будут расположены в башне, если вокруг идет стройка.

Как планируется решить проблему с обеспечением комплекса инженерной инфраструктурой? И за чей счет ее будут строить?

Вся инженерная инфраструктура проектируется и строится за наш счет. Затраты на эти объекты составят порядка 1,5 млрд руб. Сейчас ведутся работы по магистральному канализационному коллектору и организации системы электроснабжения.

После завершения строительства всю инженерную инфраструктуру - коллектор, электрическую подстанцию - мы передадим на баланс города, причем мощности для наших нужд будут использоваться примерно на четверть. Остальное - для обеспечения ресурсами прилегающих территорий Приморского района.

- Планируется ли перекрытие транспортного движения во время строительства комплекса?

Наш объект располагается рядом с трассой правительственного значения. Ее невозможно перекрыть. Пока доставка материалов осуществляется в ночное время и не беспокоит местное население. Но к весне следующего года, когда будем заниматься фундаментом башни, ситуация с объемом доставляемых грузов изменится, так как мы приступим к строительству надземной части башни и многофункционального здания. Нам потребуется привозить крупногабаритные и длинномерные изделия. Но и в этом случае причин для беспокойства нет. Во-первых, мы делаем ставку на морской путь доставки. А во-вторых, сейчас прорабатываем с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры вопрос о появлении дополнительных разворотов на Приморском шоссе. И если город пойдет в этом нам навстречу, то они могут появиться до конца следующего года. Один разворот запланирован под виадуком за трамвайным кольцом на улице Савушкина, а второй - между Приморским шоссе и Приморской улицей.

- Есть ли в Европе небоскребы, аналогичные или похожие на ваш проект? В чем уникальность стройки?

- «Лахта центр» будет самым высоким сооружением в Европе, а на такой географической широте - и в мире. В Англии, например, строятся небоскребы высотой 260-270 м, у нас - 465 м.

В наших северных климатических условиях при возведении и эксплуатации высоток мы сталкиваемся с резкими перепадами температуры в течение суток, высокой влажностью. Например, в Петербурге есть такой объект, как телебашня, ее высота составляет 326 м. Это значит, что мы также неизбежно столкнемся со всеми особенностями, которые существуют сейчас при ее эксплуатации, и поэтому должны «заложить» их решение в сам проект. Так, в облачные дни телебашня наполовину закрыта облаками. У нас будет происходить то же самое. При этом телебашня имеет совсем другой тип конструкций. Обледенение верхней части и шпиля нашей башни, обеспечение климатических параметров внутри здания при перепадах среднесуточных температур, очистка фасадов - вот только часть проблем, которые предстоит решить.

- Кстати, каким будет остекление в башне? Градозащитники не раз обвиняли проект в том, что он будет виден на фоне исторической застройки , особенно если сделать стекла зеркальными.

Внешние фасады здания будут прозрачным. И они никак не повлияют на восприятие исторических перспектив. Тем более что город давно изменился - он уже не соответствует видам даже пятнадцатилетней давности.

Внутренние фасады будут с легким зеркальным напылением, но и они не будут «бликовать». Кроме того, стеклопакеты в здании сделают из так называемого гнутого стекла - у него будет не прямолинейная, а изогнутая поверхность. Площадь каждого стеклопакета составит 11 кв. м.

- Как планируется мыть окна на такой высоте?

Сейчас мы рассматриваем несколько способов. По проекту фасады почти не имеют параллельных конструкций. Вертикальные оси то сужаются, то расширяются. Один из рассматриваемых вариантов - использование «люлек» или кабин на рельсах, на наружных несущих колоннах. Люльки будут оснащены специальным механизмом ниже уровня пола, который позволит менять ширину транспортирующих колес.

- Какие еще современные технологии будут применяться при строительстве и дальнейшей эксплуатации?

В башне запланирована особая система кондиционирования. Во всем здании мы хотим создать равномерный комфортный температурный режим и влажность, организовать приток воздуха через наружные конструкции. Интеллектуальные системы климат-контроля будут перераспределять избыточное тепло с солнечной стороны здания на теневую, чтобы температура и состав воздуха были одинаковы во всех помещениях и абсолютно комфортны для находящихся в них людей.

- Известно ли уже, сколько этажей будет в «Лахта центре»?

В нашем здании будет восемьдесят шесть этажей, а еще шпиль. Его конструкция сейчас разрабатывается. Для того чтобы иметь достоверные сведения о внешних нагрузках, по нашему заказу проводятся аэродинамические испытания в лабораториях Канады, то есть на аналогичной географической широте. Сделана уменьшенная модель здания, имитируются условия, при которых будет эксплуатироваться сама башня и ее конструкции - фасадные, шпилевые и т. д. Кроме конденсата мы помним и о ветровых нагрузках. В опытах задействовано большее количество организаций, и у нас есть серьезнейшее научное сопровождение проекта.

- А что будет на последнем, восемьдесят шестом, этаже?

Смотровая площадка и вращающийся ресторан. Мы хотим установить скоростные лифты, подняться или спуститься при помощи которых можно будет не больше, чем за минуту. Учитывая нагрузки в часы пик, рассматриваем возможность приобретения двухэтажных лифтов.

- Какие у вас будут требования к генподрядчику стройки, которого вы должны выбрать до конца года ?

Да, мы действительно хотели бы определиться с генподрядчиком в идеале до 29 декабря. Но контракт до конца года подписать не успеем. Считаем, что с такой работой могут справиться скорее зарубежные организации, у которых реализовано не менее трех крупных проектов с высотой объектов выше 250 м. Поэтому у нас очень узкий круг для выбора, и важнейшим критерием будут опыт и знания.

- Сколько всего будет рабочих на стройке и где вы планируете их размещать?

Сейчас у нас работают российские и западно-европейские квалифицированные кадры. Работы, которые мы проводим, требуют специальных технических знаний. При этом почти все они выполняются на сложном высокоточном оборудовании. Сегодня общая численность рабочих на площадке - 250 человек. Что касается последующих этапов строительства, то привлекать дополнительный персонал придется. Но мы уже приняли решение, что проживание и доставка рабочих будут централизованными, то есть никто не допустит, чтобы они жили на стройплощадке и разбредались по окрестностям.

Текст: Светлана Коваленко