Оссуарий в париже. Парижские катакомбы — тайна забытой пещеры

И снова рады приветствовать всех искренних любителей увлекательного мира путешествий! Сегодня нам предстоит отправиться в не совсем обычное место, которое сложно назвать яркой достопримечательностью или шедевром архитектуры. И хотя конечная точка нашего путешествия находится в самом центре прекрасной Франции, основным впечатлением, которое всех нас ожидает, будет легкое чувство страха. Добро пожаловать в подземный мир Парижа, в катакомбы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Именно этим вопросом вы все будете задаваться, ломая голову над тем, почему мы должны побывать в этом жутком месте, о котором некоторые из нас слышали немало пугающих историй. Все дело в том, что парижские катакомбы представляет как исторический, так и чисто туристический интерес. Многие из нас помнят жуткие истории, которые нам рассказывали старшие товарищи, сидя в сумерках у костра, какой страх наводили замысловатые, но до абсурда глупые сюжеты! Мы выросли и давно относимся к этим страничкам нашей детской истории с юмором. Но места, о которых ходит немало легенд и страшных историй для взрослых, реально существуют, и катакомбы в Париже явное тому подтверждение. Итак, соберите всю свою смелость и вперед за новыми, яркими впечатлениями!

История

Слово «катакомбы» навевает мысли о подземных укреплениях, в которых можно было переждать войну, стихийное бедствие или любую другую катастрофу. Но парижские катакомбы имели другое предназначение. Если верить источникам, одна из первых подземных частей под названием «кладбище Невинных», появилась под кварталами современного Парижа еще в 11 веке. Именно здесь нашли свое последнее пристанище те, кто погиб в ходе событий в известную многим Варфоломеевскую ночь. Рядом с убитыми покоятся останки жертв бубонной чумы, что некогда бушевала на территории всей Европы.

По самым скромным подсчетам, под французской столицей навеки похоронено более 2 млн. человек. Как вы понимаете, такое сумасшедшее скопление тел, которые были переносчиками различных инфекций, не могло пройти даром. В скором времени местные правители признали чудовищную опасность от Некрополя и запретили производить захоронения в черте Парижа.

Именно в 17 веке, когда вышел упомянутый запрет, появляется еще одна часть современных катакомб – Оссаурий. Он был основан в старой каменоломне Томб-Исуар. Погибших и умерших после определенных мер дезинфекции вывозились и складировались на глубине 17 метров. Кости и черепа сортировали, укладывая друг на друга. Поэтому, даже сегодня можно увидеть одно из самых жутких, и в то же время уникальных творений – настоящую стену из человеческих останков. Второе название Оссаурия – Город Тьмы. Сегодня он занимает площадь более чем в 780 метров и состоит из нескольких галерей. В каждой из них хранятся тождественные «экспонаты» — останки людей, которые некогда проживали на французской земле.

Позже, после оккупации немецкими войсками Франции, именно в катакомбах укрывались многочисленные партизанские отряды.

Подземное царство сегодня

Сегодня парижские катакомбы представлены целой сетью извилистых туннелей. В основном, эти узкие подземные коридоры появились благодаря местным добытчикам известняка и других пород, что использовались при возведении дворцов и соборов. Точно определить протяженность всех коридоров и хоть приблизительную площадь, которую занимают катакомбы невозможно. По некоторым оценкам, общая длина туннелей составляет не менее 190-300 км, а территория под землей, которая объединена «галереями» и гротами превышает 11 тысяч квадратных метров.

Хотя сегодня здесь уже не хоронят горожан, примерная численность людей, которые нашли здесь вечный покой, составляет более 6 млн.

Жутко, не правда ли? Но при всем этом, несмотря на ужасы и неподтвержденные легенды, что ходят об этом месте, ежегодно посмотреть на подземный город Франции и прикоснуться к удивительному миру Некрополиса приезжают тысячи туристов со всего мира. Среднее количество посетителей достигает 160 тысяч ежегодно.

Что можно увидеть в катакомбах

Если вы готовы прикоснуться к истории и посетить, пожалуй, самое жуткое место во Франции, тогда давайте познакомимся с тем, что нас ждет. Неправильным будет думать, что кроме костей и кромешной тьмы катакомбы Парижа больше ничем не могут удивить. Кроме останков умерших, под землей расположено немало памятников и необычных экспонатов. Стены украшены рисунками, среди которых можно отчетливо различить перо современников. Можно здесь увидеть и единственный ориентир, благодаря которому рабочие могли отыскать путь в глубинах каменоломни. Это так называемая «черная черта» или «нить Ариадны». Ведь электричество сюда провели не так давно.

Несмотря на то, что катакомбы могут похвастаться внушительной историей, многие галереи и тоннели совсем не изменились с того самого времени, как по ним ежедневно проходили десятки рабочих. В одной из центральных галерей можно увидеть самый настоящий колодец, из которого добывался известняк. Сколько тонн этой породы было поднято наверх и положено в основу королевских дворцов – не счесть!

На глубине нескольких метров>

Как только ступаешь в это царство теней и мертвых, ощущаешь, насколько жуткими могут быть подобные места. Создается впечатление, что воздух налился свинцом, а мрачные стены навсегда остались единственными свидетелями тех страшных событий. Лишь они одни знают, сколько на самом деле похоронено здесь тел, сколько мучений и страха перенесли люди, прежде чем попали в это настоящее царство мертвых. Завораживающее и жуткое зрелище!

Вечная сырость и постоянное ощущение колоссального давления, которое оказывает более чем 20-метровый слой земли над головами посетителей. Вот оно настоящее царство Аида, о котором столько легенд сложено у эллинов. Наверняка, тысячи неупокоенных душ навсегда оказались в этом тесном, замкнутом пространстве.

Как попасть в катакомбы

Попасть в катакомбы под Парижем сегодня не составляет особого труда. Доступ к этой подземной достопримечательности свободный и ограничивается лишь небольшим лабиринтом. Остальная часть подземных туннелей недоступна для туристов. Такой запрет связан с необходимыми мерами безопасности, ведь потеряться под землей не так сложно, намного сложнее выбраться. Бывали случаи, когда любители необычного экстрима пробирались в катакомбы тайком и бесследно исчезали.

Если вы желаете посетить катакомбы, первым делом вам стоит отправиться на станцию метро Данфер-Рошро. Именно возле нее находится павильон для входа в подземные лабиринты. Сегодня для туристических прогулок доступно 2,5 километра подземных туннелей. Более того, есть перечень мест, в которых находиться категорически запрещено. В противном случае вам придется иметь дело с полицией. В 1980 году были сформированы спецотряды полиции, которые следят за туристами и реагируют на нарушение упомянутых запретов.

Конечно, нередки случаи, когда любители необычных приключений все же проникают в запретные зоны. По словам некоторых их них, в катакомбы довольно просто попасть, если знать их расположение. К примеру, неприметный канализационный люк или укромная ниша на станции метро могут быть самой настоящей дверью подземное царство.

Катакомбы находятся по адресу: 1, avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy.

Время работы: открыты вторник-воскресенье с 10.00 до 17.00.

Цена билета - 8-10 евро для взрослых, бесплатно для детей до 14 лет. Самостоятельное посещение запрещено, только в составе экскурсионной группы.

Необычные факты

Предлагаю вашему вниманию несколько интересных фактов и исторических событий, что непосредственно связаны с парижскими катакомбами. Они помогут больше узнать о необычных подземных туннелях и блеснуть своими знаниями в кругу своих друзей, когда вы вместе окажитесь в этом необычном и удивительном месте.

Итак, в 1878 году в Париже прошла всемирная выставка. Кроме того, что все желающие смогли насладиться удивительными и редкими шедеврами искусства, они стали первыми посетителями кафе «Катакомбы» которое расположено в подземных туннелях Шайо.

Если вы читали роман известного француза Виктора Гюго под названием «Отверженные», вам наверняка будет интересно узнать, что в сюжете он использовал знания, которые получил при изучении подземных лабиринтов.

Как уже упоминалось ранее, в годы Второй мировой войны подземные туннели Парижа активно использовались представителями партизанского движения. Поскольку оккупанты боялись жутких лабиринтов и не решались отправиться на поиски граждан, которые оказывали сопротивление нацистскому режиму, в 1944 году именно подземная часть столицы была выбрана в качестве их штаба. При этом, как свидетельствуют исторические документы, от штаба партизан до главного бункера нацистов было всего 500 метров!

Один из самых излюбленных ингредиентов французской кухни – шампиньоны – выращивают именно в подземелье. Сырой климат позволяет получать прекрасный урожай этих грибов.

Кроме этого, в годы «холодного» противостояния между СССР и США некоторые галереи катакомб были оборудованы как бомбоубежища.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

Катакомбы Парижа на карте

Вот такое необычное и уникальное по своей природе место, которое стоит посетить каждому любителю острых ощущений.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

Мира. Ежедневно тысячи туристов спускаются под землю столицы, чтобы посмотреть на останки более шести миллионов человек.

Надземная часть известна туристам со всех уголков планеты: с ее 318-метровой высотой, . Но есть еще и скрытый, не менее знаменитый подземный мир: извилистые туннели искусственного типа общей длиной до 300 километров, уходящие вглубь на 15-20 метров. Пещеры образовались вследствие добычи природного материала – известняка, который применялся в строительстве. Их первые разработки начались еще в средневековье, далеко за чертой города. А в XVII веке они попали на его территорию. Билеты в катакомбы вы можете купить по этой ссылке.

В 1786 году в катакомбах Парижа был основан оссуарий – 780 метров галерей, составляющих кольцо, куда перезахоронили останки из местных погребений, в первую очередь кладбища Невинных. Годом ранее обрушилась его стена, что отделяла жилую зону от некрополя. Неизвестные останки 6 миллионов человек были захоронены все вместе. Тщательно продезинфицированные, обработанные черепа и кости уложили в виде стен.

Сегодня для туристов открыто 2,5 километра подземных ходов. Со временем здесь мало что изменилось. Отполированные веками столбы и дальше служат сводами, а скульптуры и барельефы – для украшения захоронений прошлых веков. Сохранился и колодец, при помощи которого когда-то добывался известняк, а также фонтан Самаритянки – резервуар с водой, утолявшей жажду каменотесов.

В подземелье постоянно проводятся работы по укреплению тех конструкций, которые предотвращают разрушение катакомб. Созданная указом короля Людовика XVI еще в 1777 году специальная Генеральная инспекция каменоломен существует по сей день.

Путь вниз начинается с винтовой лестницы, затем идут туннели-галереи, дальше – оссуарий и, наконец, проход по ступенькам к выходу.

Что необходимо знать при посещении?

  • Каждый год катакомбы посещает около 160 тысяч человек.
  • Одновременно в туристическую зону допускается до 200 посетителей, соответственно, лучше приехать хотя бы за полчаса до открытия, чтобы миновать очередь.
  • Вход разрешен только в составе экскурсионной группы.
  • Визит в подземелье длится от 45 минут до 1,5 часов. В нем нет туалетов и мест, где можно оставить лишние вещи.
  • Внизу температура около +14 градусов, лучше иметь при себе теплый свитер.
  • Существует закон, запрещающий посетителям пребывать вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение – 60 евро.
  • Любители оригинальных сувениров в виде черепов могут приобрести их на выходе в небольшом магазине.

Время работы и цены

Катакомбы открыты для посетителей с 10:00 до 20:30. Входной билет для взрослых составляет 13 евро, с аудиогидом – 29 евро. Для детей до 18 лет вход бесплатный. Рекомендуем купить билет заранее, перейдя по этой ссылке , ведь в очереди можно простоять минимум 1,5 часа, а то и больше (все зависит от сезона). Также есть возможность принять участие в , во время которой вы узнаете все об истории и тайнах подземелья.

Благополучного посещения!

— это сеть рукотворных тоннелей под Парижем, заполненная костями миллионов людей. Вы узнаете как увидеть самую противоречивую достопримечательность Парижа.

Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали.

Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду.

На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

Статья отредактирована 04.07.2019

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью . Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau.

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы


Вход в Катакомбы Парижа

Вход в катакомбы на карте

Экскурсия по катакомбам с гидом (по-русски)

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00 , кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета с аудиогидом €29

Сайт парижских подземелий (есть русский язык): www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км , прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа можно фотографировать для личных целей, без использования вспышки и штатива. Но все снимают как хотят.

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни.

От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов . Воздух очень влажный.

Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались.

Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort.

Остановись! Здесь царство Смерти.

В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках , на территории современного Люксембургского сада.

Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день . Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году , когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра . Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Работы в Катакомбах парижа

Рабочий везет телегу с костями

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже .

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau . Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено.

Удачных вам путешествий.

Ах, несравненный Париж! Дом Эйфелевой башни, Лувра, Собора Парижской Богоматери, старых романтических улиц и кафе... Но постойте-ка, это сезон Хэллоуина, поэтому оставим эти места для другой статьи. На этот раз речь пойдет о том, что также расположено в Париже, но вовсе не является милым. Вы можете этого не знать, но под городом существует ещё один город, известный как «Империя Мёртвых» (Empire of the Dead). Эти катакомбы Парижа являются одними из самых крупных и самых страшных катакомб в мире, и чтобы показать вам, насколько страшным может быть это место, мы представляем вашему вниманию эти двадцать пять жутких фотографий парижских катакомб, самого крупного некрополя в мире.

25. Чтобы добраться до катакомб, посетителям советуют проехать на метро и сойти на станции Денфер-Рошеро (Denfert Rochereau). У входа в катакомбы есть ворота с табличкой с надписью «Arrête! C"est ici l"empire de la Mort», что означает «Стоп! Здесь покоится Империя Смерти».


24. Зачастую приходится ждать по 4 часа, чтобы войти, потому что число посетителей ограничено до 200 человек за один раз, а большую часть времени сотни людей толпятся у входа.


23. Если зловещий знак и длинная очередь не являются достаточным препятствием, то знайте, что вам придётся спуститься на 130 ступеней 18 метров вглубь парижского подземелья.


22. Узкие и скользкие каменные проходы, заполненные заплесневелым, влажным воздухом, послужат началом для того, что, безусловно, будет одним из самых страшных туров в вашей жизни.


21. С этого момента в катакомбах остаётесь только вы, тёмные жуткие туннели и нескончаемые массы костей. Тур занимает приблизительно 45 минут и охватывает лишь крошечный отрезок катакомб длиной в 2 километра.


20. Изначально катакомбы служили туннелями и пещерами для добычи камня во времена Римской империи.


19. Добыча камня продолжалась без ограничений до XV-го века, когда городские улицы, из-под которых вытащили множество камней, начали разрушаться и рассыпаться.


18. В то время никто не знал о том, насколько длинными были туннели и где они проходили. Поэтому люди начали рисовать карту лабиринта и поддерживающих валов. Он по-прежнему не отображён полностью, но сегодня мы знаем, что общая длина катакомб составляет приблизительно 322 километра в длину.


17. В 18 веке Париж столкнулся с проблемой переполненных кладбищ. Чума и другие эпидемии опустошали население города, и уже не хватало места для захоронения останков мёртвых.


16. В качестве решения этой неприятной проблемы король приказал переместить останки из всех парижских кладбищ в катакомбы. Потребовались годы, чтобы этого достичь.


15. Вскоре после того как работы по перемещению останков были завершены, некоторые части катакомб были открыты для публики. Эти места, украшенные костями, стали популярным местом развлечений для аристократии. Многие известные люди, включая Наполеона Бонапарта (Napoleon Bonaparte) и Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck), посетили катакомбы в то время.


14. На сегодняшний день в катакомбах находятся останки более чем 6 миллионов (некоторые источники даже говорят 7 миллионов) мёртвых людей.


13. Люди, которые исследуют неизведанные области катакомб, известны как «Катафилы» (Les Cataphiles), что означает «любители подземелья».


12. Существуют десятки входов в катакомбы, но большинство из них были замурованы. Туристы могут попасть только через официальный вход во дворце Денфер Рошеро.


11. Центр города был подрыт до такой степени, что здесь было построено лишь несколько больших зданий.


10. Некоторые из костных кладок носят практически художественный характер, например, кладка в форме сердца в одной из стен, образованная черепами, встроенными в окружающие большеберцовые кости.


9. Во время Второй мировой войны система туннелей также использовалась солдатами. Немецкие солдаты, например, установили подземный бункер в катакомбах под лицеем Монтень (Lycée Montaigne), старшей школой в 6-м парижском округе.


8. Прогулка мимо такого количества человеческих останков может оставить неизгладимое впечатление. Некоторые туристы даже утверждают, что они чувствовали, как черепа на самом деле смотрели на них.


7. На протяжении долгих лет многие люди терялись и погибали в катакомбах. Одной из самых известных историй является история о человеке по имени Филибер Аспэр (Philibert Aspairt), который потерялся в катакомбах в 1793 году и был найден мёртвым 11 лет спустя. К сожалению, когда Филибер был обнаружен, от него осталось не так уж много: лишь скелет, держащий набор ключей. Но, возможно, самой грустной частью истории является тот факт, что он был всего в нескольких метрах от выхода. Он был похоронен на том месте, где был найден, и катафилы приходят к его могиле, чтобы отдать дань уважения.


6. Поскольку большинство катакомб лежат приблизительно в 30 метрах под поверхностью, ниже, чем парижское метро, температура не меняется в течение всего года. Она всегда равна приблизительно 12 градусам Цельсия.


5. В 2009 году в связи с актами вандализма и воровства некоторых черепов, катакомбы были закрыты с октября по декабрь.


4. В последние годы катакомбы также стали пристанищем тайных, незаконных подпольных организаций. Следовательно, этот район начал охранять полицейский патруль.


3. Прогуливаясь по катакомбам, вы заметите, что единственными костями, которые видно, являются кости рук, ног и черепа. Некоторые другие кости, более случайной формы, были использованы для создания опорных стен в разрушенных и поврежденных частях катакомб.


2. Видя столько человеческих черепов, вы не можете не задаться вопросом о личностях этих людей. Кто они? Как они выглядели? Как они умерли?


1. 45-минутный тур может показаться недолгим, но, проведя это время среди мёртвых, большинство туристов рады вновь увидеть дневной свет.