Перерасчет платежей после поверки счетчика воды. Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества

Несмотря на то, что расчет оплаты за коммунальные услуги сейчас совершается в основном компьютеризированными системами (а это исключает человеческий фактор), ошибки в квитанциях все же не исключены.

Поэтому важно следить за актуальными тарифами, за суммами в платежках. Если произошла ошибка в сторону уменьшения или увеличения коммуналки, производится перерасчет.

Также такое действие осуществляется и тогда, когда человек не проживает длительное время по месту прописки, когда были предоставлены неточные данные приборов учета и по многим другим причинам. Проще всего сделать перерасчет на воду, когда в квартире установлены счетчики, но можно это сделать и без них .

Осуществляется перерасчет за горячую воду по 354 Постановлению Правительства РФ, с учетом последних изменений в нем. Новые данные должны быть указаны в квитанции за следующий месяц в специальной графе «перерасчет» .

Если сумма в квитанции за водоснабжения была уменьшена, поставщик этого важного ресурса сам сделает новый расчет, не дожидаясь действий потребителя. Но в случае начисления неоправданно большой суммы в интересах потребителя самому урегулировать вопрос. Для этого нужно написать заявление в Управляющую компании.

ВНИМАНИЕ! Перерасчетом считается разница между суммой, которая была начислена и той, которая в реальности должна быть оплачена.

Перерасчет за воду

Постановление №354 разрешает делать перерасчет за холодную, горячую воду, другие ресурсы. Зависит сам порядок перерасчета от того, есть ли в квартире счетчик или отсутствует.

При наличии счетчика основанием для перерасчета может быть несколько причин.

  • Когда показатели учета были поданы неверно. Представители поставщика периодически могут проводить проверки показателей индивидуальных приборов учета. Возможно владелец подавал неверные данные, чтобы уменьшить сумму платежей за коммуналку, или просто неверно записал цифры. Перерасчет может увеличить сумму оплаты (при скрытии правильных показателей) или уменьшить ее.
  • Осуществляется перерасчет за воду и тогда, когда потребитель нарушил правила присоединения к сетям. Для подтверждения факта подключения с нарушениями создается специальная комиссия, составляется акт. Согласно этого акта потребителю начисляется сумма к оплате за неучтенный ресурс. А потом подключение следует устранить.
  • В случае незаконного подключения к водоснабжению иногда сложно установить, сколько уже времени потребитель расходует ресурс. В таком случае Постановление 354 предписывает делать начисление платежа за три месяца и по стандартным нормам потребления.
  • Основанием для перерасчета становится и вмешательство в работу счетчика, повреждение пломбы, пропуск сроков проверки прибора. Начисляется новая сумма за то время, когда была установлена пломба (но не больше, чем за три месяца).
  • Причиной перерасчета может быть и низкое качество предоставляемых услуг, перебои в поставках горячей воды в данном случае или подача ее с низкой температурой. Поставщик, который нарушил свои обязанности, должен по статье 157 Жилищного Кодекса РФ уплатить потребителю штраф.

Основание для перерасчета может быть разным, в ситуации бывают виноватыми и поставщики, и потребители.

Все новые подключения к инженерным коммуникациям и сетям дома следует проводить при помощи специалистов Управляющей компании (другой обслуживающей организации ЖКХ) и при разрешении.

Особенности процедуры

Перерасчет неверно начисленной суммы за горячую воду может осуществляться:

  • по заявлению потребителя;
  • на основании акта обследования, проверки или на основании протокола.

В первом случае собственник жилья обращается с заявлением в компанию, отвечающую за поставки вода. Важно, чтобы это заявление было зарегистрировано, к нему можно приложить еще и такие документы, как заключение о качестве услуги, акт осмотра.

Рассматривается заявление от потребителя не более, чем 5 дней, это установлено законом.

Положительным результатом рассмотрения можно считать перерасчет в пользу потребителя и возмещение излишне уплаченных денег. Они могут быть просто засчитаны в счет будущих платежей за поставки горячей воды.

Что делать, если в компании, поставляющей воду, отказали в выполнении перерасчета. Если потребитель уверен в своей правоте, он может спокойно обратиться в прокуратуру, в суд, в Роспотребнадзор.

Неправильно указанные данные счетчика

Неправильные данные по холодному или горячему водоснабжению, переданные поставщику ресурса, — одна из наиболее распространенных причин для перерасчета. Если потребитель заметил переплату, он может обратиться в Управляющую компанию и потребовать перерасчета . Существует определенный порядок действий.

  • Потребитель вызывает специалистов из тепло-водоснабжающей компании для того, чтобы они зафиксировали точные показатели приборов учета, оформили по этому поводу акт.
  • Такой документ прикладывается к заявлению. У поставщика услуг нужно зафиксировать документы и передать их в расчетный отдел.
  • Если все сделано правильно, в следующем месяце должны прийти квитанции с перерасчетом.

Основной документ для перерасчета по горячему водоснабжению – Постановление №354 и утвержденные ним Правила (п.61).

Важно, чтобы сами счетчики были исправными, отвечали всем требованиям. Только в таком случае их показатели будут приняты во внимание расчетным отделом компании-поставщика.

Низкое качество услуг

Горячая вода стоит дорого, оплата за нее составляет значительную часть суммы в квитанции. Поэтому важно, чтобы начисление на эту коммунальную услугу было произведено правильно.

Важен не только показатель расхода ресурса, но и само качество воды, ее температура (она должна отвечать нормам) .

Если эти требования не соблюдаются, появляется веское основание для перерасчета. По нормам СанПиН вода в трубах ГВС должна иметь температуру не ниже 65 градусов, отклонения в течение суток не должны выходить за рамки 3-5 градусов.

Возможно, температура только немного ниже норма, тогда оплата должна быть снижена на 0,1 % за каждые 3 градуса.

ВАЖНО! Если в трубах ГВС вода ниже 40 градусов тепла, она должна считаться при расчете платежей как холодная.

Потребитель может сам контролировать качество поставок горячей воды, в случае нарушения договора с поставщиком и норм СанПиНа подавать заявление в компанию ЖКХ, обслуживающую дом. Сотрудники этой компании обязаны течение 2 часов после подачи заявления прийти по адресу заявителя, проверить его информацию .

Обязательно составляется акт проверки, один экземпляр его должен быть на руках у потребителя.

Не все Управляющие компании захотят признаться в ненадлежащем качестве своей работы. Если поступил отказ на заявление о низкой температуре воды в трубах ГВС, никто не пришел для проверки информации, можно пригласить соседей и составить совместный акт.

В результате УК получит значительный штраф от вышестоящих организаций. Но добросовестная компания пришлет своего специалиста, он подтвердит факт холодной температуры, это станет основанием для заявления на перерасчет.

В заявлении на перерасчет нужно обязательно указать, в какой период услуга оказывалась низкого качества. Перерасчет позволит вернуть сумму, которая безосновательно была потрачена на оплату услуги. Но деньги не выдаются на руки потребителю, они зачисляются в счет будущих платежек за коммунальные услуги.

Необходимые документы

В основном всегда для решения такого вопроса нужны стандартные документы. Это акт проверки приборов, проведенный представителем поставщика, Управляющей компании, другой организации ЖКХ. А также акт замера температуры (если перерасчет нужен из-за плохого качества воды), акт об отсутствии водоснабжения, протокол проверки качества ресурса.

Могут быть приобщены и выписки из книг заявлений организации.

Ответственные лица

Как правило, за поставки воды непосредственно потребителю отвечает Управляющая компания, с ней потребители производят взаимные расчеты.

ВНИМАНИЕ! Теплоснабжающие компании несут ответственность за качество ГВС только до точки раздела между системой централизованной и домовой.

Такая информация может пригодиться тем потребителям, которые хотят подать заявление на перерасчет и не знают, кто является ответственным за услугу лицом.

Заявление нужно нести в регистрационный отдел Управляющей компании. Написать заявление можно в произвольной форме, точного образца нет. Но обязательно следует указать, кому подается жалоба, собственные данные, причину и обоснование перерасчета.

Платежи по коммунальным услугам составляют в бюджете россиян немалую долю, зачастую превышая 1/5-1/4 всего дохода. Именно поэтому важно контролировать, чтобы в квитанциях ЖКХ фигурировали только реально потребленные семьей услуги (это касается и водоснабжения), и не стесняться требовать перерасчет по платежам.

Что такое перерасчет за воду в квитанции ЖКХ

В зависимости от того, какими удобствами обеспечено жилое помещение, потребителю приходится оплачивать холодную и горячую воду, электроэнергию, газ или твердое топливо, водоотведение (сточные воды), сбор и вывоз мусора (ТБО). Согласно в плату за «коммуналку» входят и вода (холодная и горячая), энергия, водоотведение, затрачиваемые на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Общий платеж, выставляемый управляющей компанией потребителю-квартиросъемщику (или собственнику), рассчитывается из показаний индивидуальных счетчиков (квартирных) и общедомовых приборов учета. Если счетчиков нет - оплата считается по нормативам потребления коммунальной услуги. Такой порядок установлен и для расчетов за воду (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011г).

В ряде случаев, квитанция на оплату коммунальных услуг содержит графу перерасчет, корректирующую общую сумму платежа в большую или меньшую сторону. В большую сторону сумма корректируется ресурсоснабжающими организациями по итогам проверок счетчиков, а вот для уменьшения сумм по тем или иным основаниям, жильцам придется писать заявление на перерасчет.

Разница между начисленной и уплаченной раньше суммой за воду, и суммой, которая в реальности должна быть оплачена, и составляет величину перерасчета за воду.

Основания для перерасчета

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставить перерасчет сумм за воду, и другие коммунальные ресурсы.

Если в квартире стоят счетчики, делается это по одному из следующих оснований:

  • По результатам проверки приборов учета в квартире. Если показания, которые передавал владелец жилья для расчета платежей, не соответствуют тем, которые обнаружили при проверке представители поставщика ресурсов, делается перерасчет по данным проверки. При этом возможна ситуация, как уменьшения суммы (если показания подавались с завышением объемов), так и ее увеличения (если показания занижались).
  • При нарушении правил подключения потребителя к сетям. В этом случае пересчет за услугу делают на основании акта комиссии, установившей факт неправильного подключения. В этом случае потребителю доначисляют плату за неучтенный ресурс (для воды - это делают исходя из пропускной способности труб) и дают предписание об устранении такого подключения. Если невозможно установить, с какого времени существует неправильное подключение, плату доначисляют за три предыдущих месяца (по 354 Постановлению, пункт 62).
  • В случае факта вмешательства в работу счетчиков. Частыми причинами перерасчета по этому основанию является утрата пломб, пропуск сроков после поверки счетчиков и т. д. Перерасчет делают с даты установки пломб и устройств, позволяющих фиксировать несанкционированное вмешательство в работу счетчиков, но не больше, чем за три месяца, предыдущих до того, в котором установлено вмешательство в работу приборов.
  • При предоставлении услуг (в том числе ХВС, ГВС) с перерывами, превышающими нормативную продолжительность, или ненадлежащего качества (к примеру, горячей воды низкой температуры). Одновременно лицо, виновное в оказании некачественных услуг, отсутствии их, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. , раздел 9 Правил № 354).

Как следует из изложенного, инициатором перерасчета могут выступать как сам потребитель, так и представители коммунальных служб, уполномоченные проводить проверки потребления соответствующих ресурсов.

Порядок перерасчета коммунальных услуг

Корректировка сумм, начисленных за коммунальные услуги, может производится:

  • На основании протокола или акта обследования/проверки приборов учета;
  • По заявлению потребителя.

Если инициативу проявляет гражданин-потребитель коммунальных услуг, он должен обратиться с заявлением в компанию-поставщик соответствующих услуг (теплоснабжающую или водоканал). Заявление следует зарегистрировать (сделать отметку о приеме на копии заявления). Если есть дополнительные документы (акты осмотра, заключения о качестве и т.д.), они также приобщаются к заявлению.

В срок не более 5 рабочих дней заявление должно быть рассмотрено. В случае положительного решения счета за коммунальные услуг будут пересмотрены, а излишне уплаченные суммы зачтутся в счет будущих платежей (то есть в последующие периоды потребитель вправе оплачивать меньшие суммы).

В случае отказа сделать перерасчет, гражданину остается решать, что делать далее: он вправе обращаться по собственному выбору в Роспотребнадзор (по качеству услуг), прокуратуру или в суд.

Как сделать перерасчет за воду по счетчику

Наиболее часто встречающаяся ситуация, требующая перерасчета начисленных сумм за ХВС или ГВС - неправильно переданные показания в ресурсоснабжающую организацию, в результате чего произошла переплата за воду.

Порядок действий, которым необходимо следовать, следующий:

  • Зафиксировать точные показания приборов с участием поставщиков. Для этого необходимо вызвать специалистов из тепло- водоснабжающей организации и оформить акт.
  • Приложить к заявлению документ осмотра приборов учета, передать его в расчетный отдел поставщика услуг.
  • Ожидать перерасчета, который будет отражен в следующей квитанции на оплату.

Перерасчет за воду по счетчику делается поставщиком услуги согласно п. 61 Правил, утв. Постановлением 354. При этом новые показания счетчиков, снятые комиссионно, по заявлению потребителя, принимаются к перерасчету только если установлено, что сами счетчики исправны, не истек срок поверки, не нарушена целостность пломб.

Горячая вода не соответствует норме - как сделать перерасчет

Плата за горячее водоснабжение составляет существенную часть от всех коммунальных услуг, а качество его не всегда удовлетворительно. Если из крана идет ржавая, или чуть теплая вода, если имеют место перерывы в снабжении, потребитель вправе рассчитывать на пересчет сумм за ГВС ненадлежащего качества.

По СанПиН температура ГВС должна быть не менее 65 градусов, а согласно «Правил предоставления коммунальных услуг» колебания в течение суток не могут превышать 3-5 градусов. Согласно «Правил», если температура ГВС ниже 40 градусов - ее оплата происходит по расценкам ХВС, а если не дотягивает до норматива 65 градусов - стоимость оплаты снижается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы.

Если качество воды не устраивает потребителя, он вправе подать заявку-претензию в управляющую компанию (или ТСЖ, ЖСК). Согласно п. 104 Правил, обследование по факту обращения лица должно быть проведено в течение 2-х часов (или в другой срок по согласованию сторон). Акт о проверке составляется комиссионно, потребителю выдается свой экземпляр.

В случае отказа УК в проведении проверки, жильцы вправе составить совместный акт, который впоследствии станет основанием наложит штраф на УК. Если же факт температуры горячего водоснабжения подтвержден, он приобщается к заявлению на перерасчет, который подается в теплоснабжающую организацию (если договор заключен с ней), или в УК (если по договору с потребителем оплата происходит через нее). При этом указывается период, в течение которого услуга была несоответствующей (такой период определяется по п. 112 Постановления 354).

Разница по счетам за ГВС засчитывается в счет будущих периодов (то есть последующих месяцев).

Кто отвечает за горячую воду

Часто бывает, что желая получить перерасчет за ГВС, потребителю приходится выяснять, кто отвечает за горячую воду, ее температуру и качество.

При этом следует помнить, что взаимные расчеты граждане производят с теми организациями, с кем имеется заключенный договор на тепло-водоснабжение.

Чаще всего за доставку воды жильцам многоквартирных домов отвечают управляющие компании, а теплоснабжающие организации несут ответственность за температуру и качество воды только до точки раздела (границы) между централизованной системы и домовой системой.

Документы, на основании которых можно произвести перерасчет

При требовании потребителя ЖКУ о перерасчете платы за воду, горячую или холодную, к заявлению необходимо приложить документы-основания.

Такими документами могут служить:

  • При уточнении показаний приборов учета - акты проверки приборов, документ о поверке;
  • При подаче воды ненадлежащего качества -акт замера температуры, акт об отсутствии водоснабжения, протоколы экспертизы качества воды и пр.

Также могут служить подтверждающими документами выписки из книг заявок ЖКУ, УК (о заявках, их устранении).

Образец заявления на перерасчет горячей воды

Установленной формы заявления на перерасчет платы за воду не существует.

По общему правилу, необходимо при написании такого заявления указать наименование адресата - организации, в которую заявление подается (УК, ТСЖ, поставщик ресурсов), ФИО и адрес, по которому проживает заявитель (квартира, жилое помещение), для которого необходимо сделать перерасчет, и текстовую часть, содержащую причину и обоснование перерасчета.

Хорошо подкрепить заявление ссылками на Правила предоставления коммунальных услуг, СанПиН и др. нормативные акты. Документы, прилагаемые к заявлению, нужно указать в нем. Обязательно проставить подпись и дату заявления, а также оставить себе копию с отметкой о его принятии к рассмотрению.

Знать, как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, если они не соответствуют норме или если допущены неточности и ошибки в передаче информации со счетчиков, можно и нужно. Не стоит только забывать о порядке предоставления перерасчета, и подтверждать свои требования соответствующими документами.

Перерасчет за коммунальные услуги происходит на основании принятого законодательства. В случае наличия у собственника приборов учета, перерасчет происходит в автоматическом порядке при поступлении сведений о новых данных. В случае отсутствия приборов при временной отлучке собственника и всех проживающих в квартире, перерасчет производится по разработанной схеме.

Что такое перерасчет

Перерасчет - это заново произведенный расчет платы потребителя за коммунальные услуги. Если произошли какие-то ошибки или накладки, и они выявлены, то управляющая компания или ЖКХ компенсирует внесенную переплату. Но чаще всего перерасчет делают, потому что собственники платят во многих случаях не по фактическому потреблению какого-либо ресурса, а по нормативу.

Что это значит? Если в доме или квартире собственник ставит приборы учета, то это означает, что теперь он будет платить не по нормативу, а по фактически потребленной воде (электроэнергии, газу). Но иногда происходят сбои, как в следующих случаях. Например, за отопление плата всегда вносится по нормативу.

Норматив определяется как 1/12 прошлогоднего потребления за год. И ежемесячно мы вносим твердо установленную (с прошлого года) плату. По окончании отопительного сезона в тех многоквартирных домах, где поставлены общедомовые счетчики, ЖКХ делает перерасчет и переплата возвращается потребителю. Бывают корректировки и в обратную сторону.

Но самые распространенные виды переплат - частные. Модель ситуации чаще всего такая: владелец квартиры не отправляет показатели счетчика. Это случается как по объективным причинам, так и по субъективным.

Например, забывчивость или семейный отпуск могут послужить причиной того, что собственник квартиры временно не передает данные своего прибора учета. В этом случае уже на следующий месяц после того, как владелец жилья возобновит передачу данных, ему сделают перерасчет.

Правовые акты

Перерасчет имеет под собой вполне законные основания. В 2011 году правительство РФ принимает известное Постановление под номером 354. Все разделы этого правового акта посвящены правилам предоставления коммунальных услуг населению.

В 2017 году приняты очередные изменения и, можно сказать, каким образом в настоящее время делают перерасчеты. Ситуация с изменением платы отражена в VIII пункте. В названии также отражены некоторые особенности: перерасчет в случае отсутствия потребителей.

Здесь рассмотрен только аспект, который касается жилых помещений без счетчиков. Со счетчиками все понятно, перерасчет будет произведен автоматически, когда будут загружены очередные данные с приборов учета. Ответы на все вопросы, касающиеся законности действий коммунальных служб, даны в Постановлении.

Каждый гражданин, собственник или наниматель жилого помещения, является по этому документу потребителем. Он и его семья потребляет государственные ресурсы, которые предоставляют различные организации или компании. Для того, чтобы иметь основание для отношений, между организацией и потребителем услуг заключается соглашение.

Гарантом взаимоотношений межу исполнителем и потребителем является государство и законы. В соответствии с Постановлением №354 все граждане имеют право на перерасчет за коммунальные услуги. Поэтому в новой редакции подробно расписан порядок перерасчета в разных ситуациях.

Что входит в Постановление № 354

Что туда входит:

  • обновленные коэффициенты, которые определяют нормативы водоотвода;
  • подробно проработана процедура монтажа измерительных приборов;
  • при помощи Постановления усиливается мотив на установку счетчика;
  • введена упрощенная схема оплаты за отопление;
  • с 2016 года предоставлять сведения со счетчиков стало необязательно;
  • при временном отсутствии электричества или другой услуги, оплата за нее не взимается;
  • порядок выполнения перечисленных условий.

Особое место определено ответственности исполнителя перед потребителями и законами в случаях:

  • плохого качества услуг;
  • ущерба жизни и здоровью из-за некачественной услуги;
  • неполучения потребителем достоверной информации по качеству услуг;
  • условия соглашения нарушаются.

При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию. Независимо от того, заключался ли договор между исполнителем и потребителем, исполнитель все равно возмещает ущерб в случае предоставления некачественных услуг.

Вот некоторые моменты, которые рассмотрены в Постановлении:

  1. Не подлежит перерасчету плата за общедомовые нужды. Имеется ввиду случай, когда собственник отсутствовал и жилое помещение временно пустовало.
  2. При двухтарифном режиме изменение оплаты возможно только в отношении переменной составляющей. В отношении постоянной составляющей введено следующее условие: если ее перерасчет установлен законодательством, то после временного отсутствия гражданина он производится в течение 5-ти рабочих дней. Дни отсутствия считаются все за исключением дня выбытия и прибытия.
  3. Перерасчет производится только в случае подачи заявления и предоставления документов, которые подтверждают продолжительность отсутствия. Просьба оформляется до отъезда или спустя не более месяца после приезда.

В качестве документов, подтверждающих отсутствие, принимаются:

  • копия командировочного удостоверения с приложением проездных документов;
  • документ о лечении в стационаре или в санатории;
  • проездные билеты, которые оформлены на имя потребителя, а также факт их использования;
  • счета за пребывание в гостинице, съемной квартире, общежитии;
  • документ, выданный ФМС о временной регистрации;
  • другие документы, которые смогут подтвердить факт отсутствия потребителя.

Главным плюсом этого документа является его прозрачность и простота изложения всех требований. После его переработок стало гораздо проще исполнителю и потребителю регулировать свои взаимоотношения.

На видео о перерасчете платы

Главными отличительными чертами Постановления и его изменений является курс на повсеместную установку приборов. Поэтому владельцы квартир со счетчиками имеют явное преимущество в случаях, например, временного отсутствия.

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов