План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: конспект индивидуального занятия на тему осень. Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень

Конспект индивидуального логопедического занятия

На тему: «Осень».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

Активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

- развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

упражнений;

Развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

Развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали: тучки,

деревья, желтые листья, грибы.

Ход занятия :

    ОРГ момент . Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень».

После того как картинка собрана, задает вопросы:

Что ты видишь на картинке?

Как одеты дети?

Какие деревья?

Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II . Основная часть .

1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка .

Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

рот и закрыть).

Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Педагог называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик

Лист-листик

Капля-капелька

Огурец-огурчик

Ветер-ветерок и т.д.

Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листок?».

Педагог разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять

листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с березы-березовый

Лист с дуба-дубовый

Лист с осины-осиновый

Лист с клена-кленовый

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

4. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6. Психогимнастика .

Логопед предлагает ребенку показать, как животные готовятся к зиме: белка

запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7. Развитее связной речи.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между

ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

Какой лес был летом?

Какого цвета стали березки и клены?

Какого цвета стали осины осенью?

Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Осень идет.

Желтые песни,

Ей ветер поет.

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

9. Картина «Осень».

Педагог предлагает ребенку собрать панно из заранее подготовленных деталей

(тучки, деревья, желтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

III . Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?

Людмила Козинова
Конспект логопедического занятия на тему: «Золотая осень»

Конспект логопедического занятия на тему : «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ »

(подготовительная группа)

Из опыта работы. Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями. На занятиях используются такие игровые упражнения как : «Что изменилось?» , «Что лишнее?» , «1, 2, 5.» , «Большой - маленький» , «Наоборот» , «Что пропало?» , «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать различные явления природы. В качестве примера предлагается конспект занятия на тему : «Золотая осень » , составленный учителем-логопедом Козиновой Л . В. г. Санкт-Петербург.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные :

Образовывать множественное число имен существительных.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Подбирать прилагательные к существительному;

Учить подбирать слова-антонимы;

Согласовывать существительные с числительными.

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники» ,

«Осенние листья » , «ягоды» , «грибы» .

Уточнять знания детей признаков осени .

Расширение и активизация словаря.

Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие :

Развивать чувство языка у детей.

Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение выражать своё мнение.

Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : кукла «Королева Осень » , аудиозапись с голосом королевы «Осени » , волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень . Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба) . Картинки с изображением осени , листьев, грибов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия .

Вносится кукла «Королева осень » и рассказывает детям историю :- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень ) .

Это осень .

А как вы догадались, что это осень ?

Она одета золотое платье , на ней есть желтые листочки и т. д.

Какая это осень , если платье у осени золотое ?

Золотая осень .

Это «Королева Осень » . Она приглашает нас в путешествие.

Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев) .

Листья золотые падают , летят,

Листья золотые устилают сад .

Много на дорожках листьев золотых ,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Вот мы и очутились в гостях у осени , в сказочной стране «Осенина »

Где мы сейчас очутились? (Картина «Осенний лес » ).

В осеннем лесу .

Что мы с вами видим в лесу?

Много деревьев.

Королева – «Осень » загадывает вам загадки.

Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях) .

Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб) .

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) .

И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина) .

А какие еще вы знаете деревья?

Березы, липы, сосны, клены и т. д.

Королева – «Осень » вас спрашивает, а чем отличается

осеннее дерево от летнего дерева?

Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.

Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки , что сделали? (полетели) .

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками) .

Ветер листики считал :

Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца) .

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой ,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева.

Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре .

Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.

(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу) .

Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый , летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их стало очень мало

Н. В. Нищева.

Королева – «Осень » предлагает вам поиграть в игру : голос королевы.

Давайте поиграем в игру.

Игра : «1, 2, 5,» (с опорой на картинки) .

один дуб, два дуба, пять дубов.

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип.

(сосна, калина, осина) .

Физминутка : вот налетел ветер и листочки полетели.

«Мы листочки, мы листочки

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели».

А что это спрятала королева – «Осень » в траве под деревьями?

Чтение стихотворения «Грибок» . (Голос королевы.)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Это грибы.

Какие грибы выросли в этом лесу?

Подберезовики, подосиновики и т. д.

А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки - грибы) .

Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.

Что-то погода испортилась. Что случилось?

Пошел дождик. Упражнение «Дождик» . Под аудиозапись.

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень .

В. Семернин.

Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени ?

Игра «Большой - маленький» (картинки)

Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково

Лист – листочек, солнце- солнышко,

Дерево- деревце, куст-кустик,

Лес – лесочек, трава-травка,

Ветка-веточка, дождь-дождик,

Ветер-ветерок, туча-тучка.

Игра «один- много» .

Дерево -деревья, куст - кусты,

Лист - листья, лужа - лужи,

Дождь - дожди, ветка - ветки,

Сук- сучья, туча - тучи.

Игра «Наоборот» . (картинки) .

Дерево высокое – низкое,

Лист – широкий – узкий,

Ствол толстый – тонкий,

Деревья мокрые – сухие,

Дорожка грязная – чистая,

Осенью день короткий – летом длинный,

Игра : «Подбери признак» .

Осень какая ? – ранняя, поздняя, золотая , дождливая,

солнечная, урожайная, холодная …

Игра : «Четвертый Лишний» .

Береза, осина, сирень, дуб.

Шиповник, орешник, сирень, липа

Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.

Ягоды, грибы, овощи и фрукты.

Ходит осень в нашем парке ,

Дарит осень нам подарки :

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам .

И. Винокуров.

Погостили у осени , а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия .

Вот мы и оказались в детском саду.

3. Итог занятия .

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?

Дети : мы побывали в гостях у королевы – «осени » .

Я думаю, что вы запомнили приметы осени . Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено , всем спасибо!

Цель:

1. Уточнить звукопроизношение звука [О].

2. Учить выделять звук[О] из состава слова в ударной позиции.

3. Обучать звуковому анализу ряда гласных звуков.

4. Развивать интонационную выразительность речи

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование. Картина с изображением Осени, символ звука [О], зеркала, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, «листья», предметные картинки.

Конспект занятия

1. Организационный момент.

  • Дети входят в зал.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

В зал входит почтальон Печкин.

  • Что же ты нам принес, Печкин?
  • Я принес вам посылку!
  • Спасибо, Печкина! (дети прощаются с почтальоном). Посылка, но не простая, а золотая, волшебная. Откроем посылку и посмотрим, что же в ней лежит?! Ребята, а посылка с сюрпризом! Послушайте внимательно загадку и вы узнаете кто нам прислал посылку.

Листья желтеют, с деревьев слетают,

Прячутся звери в лесу.

Ветер холодный всех продувает,

Тучи нам дождик несут.

Солнце хоть светит,

Но все же не греет.

Не зеленеет трава.

Птицы все в стаи собрались скорее.

Что за пора к нам пришла?

Подумайте! О каком времени года говориться в загадке. Правильно в этом стихотворении говориться об Осени. Произнесем вместе слово Осень. Какой первый звук в слове осень? Правильно звук [О]. Сегодня мы с вами отправляемся в осеннее путешествие вместе со звук [О].

2. Основная часть.

Ребята! Присядьте на стульчики.

Сегодня на занятии мы познакомимся с звуком О.

Возьмите в руки зеркала.

А) Артикуляционная гимнастика в сопровождении картинок (бегемот, слон, лягушка, рыбка).

Осень подарила нам картинки, посмотрите, кто изображен на картинках

А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить, слушайте внимательно мои слова:

  • Открывает бегемот широко огромный рот (картинка бегемота);
  • Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца (картинка лягушки);
  • Подражаю я слону губы хоботом тяну (картинка слона);
  • Открывает рыба рот и не слышу, что поет (картинка рыбки).

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть.

Ребята посмотрите, кто-то с нами играет в прятки, посмотрим? Перед детьми на доске Звуковичок звук [О].

Поиграем с звуком "О",

Пропоем его легко!

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем,

Не мешает ничего

Ветерку со звуком "О" -

Мимо язычка, зубов,

Без усилия, трудов

Восторгается, поет,

Полетать с собой зовет

Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук [О]. Посмотрите на картинку (схема произнесения звука О).

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произнося звук [О], при произношении звука ладонь лежит на горле.

Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [О](рот открыт, губки круглые, дыхание свободное). Делают вывод: Звук [О] гласный. Осень подарила нам стишок, послушайте ребята:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать

Звук мы говорим, а букву пишем. Перед детьми выставляется звук [О], изображаем руками звук.

Ребята, скажите какое настроение бывает у осени:

Дождливое, пасмурное - солнечное, холодное - теплое, грустное - веселое, ветреное, разноцветное. Осень так же может менять свое настроение как и человек.

Б) Психогимнастика (картинки Эмоции).

В нашей замечательной посылке есть еще один сюрприз. Рассмотрите картинки и расскажите, какое настроение изображено:

Страх, потому что на прогулке детей застал дождь, гроза и гром;

Удивление, мальчик нашел грибы, очень обрадовался находке;

Радость, девочка весело бежит по дорожке, погода теплая, солнечная, улыбчивая……….

В) Дыхательная гимнастика:

Ребята подул ветер, листики опадают с деревьев, на небе появились тучи. Какой ветер бывает сильный - тихий, холодный - теплый. Покажите мне свои ладони и представьте, что подул ветер- с начало тихий, а потом сильнее и сильнее. Попробуем подуть, как ветер. Изображаем ветер, сдувание с ладошек, надувание щек.

3. Физминутка «Листопад».

Осень часто дует ветер, листья опадают с деревьев. Ребята как это называется опадение листьев с деревьев– Листопад (хором).

Все лето листики грелись на солнышке, загорали, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем». А теперь представьте, что мы с вами листики и мы сыграем в игру под названием Листопад.

(Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.)

Мы – листики осенние.

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились полетели

И на землю снова сели. (Под музыкальное сопровождение.)

4. Игра «Веселая дорожка»:

Ветер затих, тучки исчезли, погода стала без ветреная, тихая, спокойная, солнечная. Но что же осталось после дождя?

Много луж

Что нужно делать, чтобы не намочить ноги?

Аккуратно обходить лужи

Переступать, перепрыгивать

Посмотрите на нашем пути появились волшебные дорожки, но чтобы по ним пройти и не промочить ноги, вы внимательно должны меня слушать. Идете только тогда, когда услышите звук [О], если звук [О] я не произношу стойте на месте.

Выделение звука [О] из ряда гласных: о, а, у, о…

Выделение звука [О] из ряда слогов: ох, ам, на, фо,..

Выделение звука [О] из состава слова: осень, листья, тучи, зонт.

Молодцы ребята! Внимательно слушали, каждый из вас услышал звук [О].

5. Выделение звука [о] из состава слова.

Наше осеннее путешествие продолжается. Посмотрите куда же нас привели волшебные дорожки (картинка огород, картинка ослика):

Мы пришли в гости к ослику;

У ослика есть огород;

На огороде у ослика растет лук, помидоры, тыква;

Одним словом все называем овощи;

Чтобы вырастить овощи ослик поливает, полит, овощи;

Из овощей можно приготовить салат, борщ, картошку жарят, варят, капусту тушат…………………

Ослику нужна помощь, послушайте какая:

Ослик вышел в огород за овощами.

Ослик очень огорчен.

Со звуком [О] он не знаком.

Кто же ослику поможет –

Овощи в ведро положит

Помнить надо вам одно –

Овощи со звуком [О].

Давайте поможем ослику собрать овощи, в названии которых есть звук [О].

(Дети называют овощ - называют какой это овощ, цвет, форму.)

Молодцы! Мы помогли собрать урожай! Ослик благодарит вас за помощь, попрощаемся с осликом.

6. Звуковой анализ.

Ребята, теперь садитесь на стульчики, закройте глаза и послушайте музыку. Теперь откройте глаза, какие звуки вы услышали:

Пение птиц;

Шум ветра;

Шум дождя;

Шорох падающих листвы.

Осень нам подарила картины. Скажите, какие любимые цвета у Осени:

Желтый, красный, коричневый, оранжевый, багровый, бордовый;

Как люди одеваются осенью:

Одевают сапоги, туфли, ботинки;

Одевают куртки, пальто, шарфы;

Одевают шапки, платки……..

Какие изменения происходят:

Идет дождь;

Дует холодный ветер;

Опадают листья;

Падает снег;

Замерзают лужи;

Стало холодно;

Дни короче, а ночи длиннее.

Посмотрите, какие разноцветные, волшебные листья принес осенний ветер, он сорвал их с деревьев. А мы соберем из них букеты. Но эти букеты не простые, а с загадкой. В первый букет соберем листья со звуком [О] в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета. Что происходит с листьями осенью они опадают, как это называется –Листопад.

(На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка – картинка. На красных листьях – звук [О] в начале слова, на желтых – в середине слова, на зеленых – в конце.)

7. Музыкальный хоровод «Овощи» (под руководством музыкального руководителя)

Есть у нас огород, там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой высоты

Ты морковь поспеши и немного попляши

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Ты лучок поспеши и немного попляши

А потом не зевай и в корзину полезай

Есть у нас огород, там капуста растет

Ты капуста к нам спеши и немного поспеши

А потом не зевай и в корзину полезай

8. Итог.

Ребята с каким звуком мы с вами познакомились:

Мы познакомились со звуком [О].

А теперь вместе с нашими гостями сыграем в игру

Есть у нас капуста, большая капуста.

Мы капусту режим режим, мы капусту трем трем

Мы капусту солим солим

Мы капусту мнем мнем.

Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»

Осень на прощание вам ребята приготовила подарок.

Поблагодарим наших гостей за внимание и скажем до свидания!

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

Оборудование:

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация (Приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1 .)

(Под мелодию дети входят в класс.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

  • Дождь – … (дождик) .
  • Лужа – … (лужица) .
  • Ветер – … (ветерок) .
  • Туча – … (тучка) .
  • Солнце – … (солнышко) .
  • Лист – … (листик) .
  • Сад – … (садик) .
  • Дерево – … (деревце) .
  • Лес – … (лесок) .
  • Цветок – … (цветочек) .
  • Трава – … (травка) .
  • Снег – … (снежок) .
  • Зонт – … (зонтик) .
  • Птица – … (птичка) .

Молодцы.

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Дидактическая игра «Один-много». (Приложение. Слайд 1-8)

  • Лужа – ... (лужи).
  • Лист – ... (листья).
  • Дерево – ... (деревья).
  • Ветка – ... (ветки).
  • Туча – ... (тучи).
  • Птица – ... (птицы).
  • Цветок – ... (цветы).
  • Дождь – ... (дожди).

Молодцы.

2. Основная часть (25 минут).

Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

Все верно назвали. Молодцы.

Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали... (осень) .
  • Долго не было... (осени) .
  • Мы рады... (осени) .
  • Мы одеваемся тепло... (осенью) .
  • Мы поем песни об... (осени) .
  • Мы любим... (осень) .

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – ... (осеннее) .
  • Ветер (какой?) – ... (осенний) .
  • Аллея (какая?) – ... (осенняя) .
  • Погода (какая?) – ... (осенняя) .
  • Лес (какой?) – ... (осенний) .
  • Дождь (какой?) – ... (осенний) .
  • Солнце (какое?) – ... (осеннее) .
  • День (какой?) – ... (осенний) .

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью...
  • Летом небо светлое, а...
  • Летом день длинный, а...
  • Летом тучки ходят высоко, а...
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а...
  • Летом люди одеваются легко, а...
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
  • Летом люди растят урожай, а...

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

Дома вам необходимо собрать осенние листья.

Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью. Коррекционно-развивающая задача: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия

1 Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.

Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой

Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей

Здравствуй, небо, голубое! Показать небо

Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)

Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.

Здравствуй, Утро! Жест вправо

Здравствуй, День! Жест влево

Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся? Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень) Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень. Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка». Логопед: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). - Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах). Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл? Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился? Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи? Логопед: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие». Логопед: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. Логопед: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью - Урожай осенью убирают. Птицы осенью - Птицы осенью улетают. Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья. Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика Логопед: - Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение. Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”. Логопед: - Ребята, давайте соберём осенний букет. Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам. Логопед: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг. Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка. Логопед: - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. «Осенью» (А. Плещеева) Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края. Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия. Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?