План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!»

Хисматуллина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Саша и снеговик"
Дата публикации: 21.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию речи

/для детей средней группы/

Воспитатель: Хисматуллина Т.А.

МАДОУ "Мальвина"

ЯНАО, г.Ноябрьск

Тема: «Саша и снеговик»

Цель . Составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи.

Образовательные.

понимать

изображенное

отвечать

воспитателя.

Закрепить

правильное

произношение

«одежда».

Формировать

интонационную выразительность, поощрять попытки детей самостоятельно составлять

рассказ по картине, используя образец воспитателя.

Развивающие.

Развивать

мышление

со ставлении

картинок,

о б р а зуя

последовательность сюжета.

Воспитательные.

Воспитывать

отвечать

грамотно

поставленный

Словарь:

у чить

правильно

называть

предметы

использовать

средства

выразительности.

Материал. Д емонстрационный материал: картинка «Саша и снеговик», дидактическая

игра «Речевое лото», дидактическая игра «Развиваем речь» - сюжетные картинки на тему

«Зима», снежинки для проведения физминутки, грамзапись, волшебная палочка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске висит картина, закрытая снежными пятнами.

Ребята, у меня в руках волшебная палочка!

Давайте с помощью волшебной палочки попробуем оживить эту картинку?

Воспитатель

волшебной

палочкой

открывается

постепенно рисунок.

Какое время года изображено на картине? (зима).

Этого мальчика зовут Саша.

Саша пошел на улицу погулять. Что надел Саша? Что Саша взял с собой?

(воспитатель составляет рассказ последовательно).

Саша вышел на улицу погулять, огляделся кругом и увидел… Снеговика!

Кто мог слепить снеговика?

Посмотрите внимательно, какой получился снеговик?

(веселый, грустный, задумчивый…).

Как вы думаете, что собирается делать Саша?

(строить горку, лепить снежную бабу…).

2. Основная часть

Послушайте какой рассказ я составила

(рассказ воспитателя)

Саша собрался на прогулку. Надел зимнюю куртку зеленого цвета с мехом. Как

следует завязал шапку, чтобы не простудить уши. Надел валенки и рукавицы, чтобы рукам

и ногам было тепло. Саша взял с собой на прогулку санки. Вышел Саша на улицу,

огляделся

Кругом белый снег, снежинки падают, стоит уже снеговик, и решил он

построить горку.

А сейчас Саша хочет услышать ваши рассказы о картине.

(воспитатель помогает детям, поощряет их).

3. Физминутка «Бабу снежную лепили»

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

(физ.минутка с элементами пальчиковой гимнастики).

А сейчас поиграем в игру: «Речевое лото».

Послушайте стишки:

Хороши штанишки у нашего малышки.

Вяжет Мише бабушка теплые варежки.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

У шапки-ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Какой звук часто вы слышали? (звук «Ш»).

А сейчас ещё раз слушаем (воспитатель читает ещё раз).

Давайте произнесём эти стишки все вместе, звук «Ш» стараемся произнести четко.

После каждого прочтения стишка, будем класть маленькую карточку с картинкой на

большое лото, о чём был стишок.

(Воспитатель поочередно вызывает детей, спрашивает, что положили).

Одним словом, что это у нас? (одежда).

Итог.

Молодцы! О ком мы составляли рассказ на картинке? Какой звук закрепили?

А сейчас мы с вами для Саши составим последовательно картинки и подарим ему, а

Саша на следующем занятии расскажет рассказ, а мы послушаем.

(Дети последовательно составляют картинки в один сюжет).

Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.


Приложенные файлы

Итог занятия

33 Тема «Звук и буква з»

В ГОСТЯХ У ЗОИ

Материал. Куклы Аза, Лиза, Зоя; предметы или их изобра­жения (ваза, зонт, телевизор, звоночек, мозаика); игрушки (зай­ка, козочка, Незнайка); рисунки цветов (розы, мимозы, незабуд­ки); пеналы с набором для звукового анализа слов и словесного анализа предложений.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Игра: «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит: з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние: «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», «не боимся комара».

2. Изолированное произнесение звука з. Выделение пер-ного звука из слова Зоя. Характеристика звука

Утром прилетел комарик, будит Зою: з-з-з-з. Как звенел кома­рик? (З-з-з-з.) Какой первый звук в имени девочки? (Звук з.)

3. Произношение звука з в слогах. Анализ и синтез (логов за, зо, зу

«Поймайте» звуки з, а. Какой слог вернете? (Слог за.) «Ло-вите» звуки з, о. Какой слог получился? (Зо.) «Дайте» мне первый звук из слога зу ... (з), второй... (у).

4. Произношение звука з в словах. Определение пози­ции звука. Развитие фонематических представлений

Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску), постель... (заправила), сделала... (зарядку), ко-Сички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А поро­шок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).

К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.

Выставляются предметы, игрушки.

В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаи­ка.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игру­шечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабуд­ки, мимозы).

Развитие слухового внимания и памяти

Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: не­забудки, розы, мимозы.

Дети повторяют слова в заданной последовательности.

Звуко-слоговый анализ и синтез

Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите голом ки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы подни­мите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.

Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет пер вый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекозащ за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).



Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове тазы. А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков? На каком месте согласный звук з?

Физминутка

Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

В. Волина

8. Произношение звука з в предложениях. Составление предложений по опорным словам. Практическое усвоение форм глагола звонить

Расскажите, как дети играли с игрушками.

Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.

Логопед предлагает схемы предложений.

Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позво­нить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.

Телефон подносится к ребенку.

Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.) 9. Произношение звука з в связной речи Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистоговорки со словом коза.

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

За-за-за, уходи домой, коза.

А вот и Зоины чистоговорки. Повторим их вместе с ней.

У Зайки Бубы заболели зубы.

Зоя - зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Моем Лизу мы в тазу.

Знакомство с буквой з

Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взя-ла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (//с цифру три.)



3 - не просто завитушка,

3 - пружинка, крендель, стружка.

B. Степанов

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.

C. Маршак

11. Чтение слогов за, зо, зу, зы. Составление слов из раз­розненных слогов

Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это тук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)

34 Тема «Звуки з, з" и буква з»

ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ

Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Зам­ка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.

Ход занятия

Оргмомент.

На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земля не, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Он» посылают нам свои любимые звуки з, з".

Сообщение темы занятия

Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з",

3. Характеристика звуков з, з" по артикуляционным и аку­стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по сюжетной картинке «Снеговик».

Программное содержание:

Цель занятия:

  • составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей.

Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его;
  • работать над установлением взаимосвязей между объектами на картине, моделировать их;
  • продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее;
  • продолжить работу по обучению создания образных характеристик объектов путем составления метафор;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных, согласовании их с существительными.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Словарная работа:

  • существительные: зима, снег, снежинки, снеговик, комок, сугроб;
  • прилагательные: снежный, снеговой, пушистый, теплый, холодный, пышный, липкий, мокрый, сладкий;
  • глаголы: покрывать, застилать, надевать, укутывать, лепить, падать, ставить, втыкать.

Оборудование: сюжетная картина «Снеговик», фломастер, бумага, таблица с изображениями объектов картины, изображения волшебников, ватный снежок, таблички с картинками, изображающими похожие объекты, карточки с изображениями героев картины, медали с изображениями волшебников, уменьшенные копии картины «Снеговик» по числу детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Недалеко от присутствующих.

Логопед: Дети, смотрите, какие у нас красивые, улыбающиеся, добрые гости. Надо с ними поздороваться и познакомиться. На кого я посмотрю и подмигну, тот поздоровается и познакомится с кем-нибудь из гостей.

Дети здороваются:

Доброе утро! Я Никита!
- Здравствуйте. Я Надя!
- Рад вас видеть. Я Саша!
- Приветствую Вас! Я Арсений!
- Доброго Вам дня! Я Полина!

Логопед: – Ребята, скоро будут зимние каникулы. Какие мы праздники будем отмечать?

Дети: – Рождество, Новый гоДети:

Логопед: – Чем вы будете заниматься на каникулах?

Дети: — Кататься на санках, лыжах, коньках.

II Отгадывание загадок.

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки.

Две в руках, две на ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда,
Только лягут два следа.
(Лыжи)

Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры – помчались с горы.
(Санки)

Зимние каникулы, веселые деньки!
Нужны ребятам лыжи, и санки, и …
(Коньки)

А кого можно лепить зимой?

Дети: – Зимой можно лепить снеговика.

III. Определение состава картины.

Логопед: – Пойдемте посмотрим, у нас на картине про это нарисовано.

Дети садятся за столы. На доске висит сюжетная картина «Снеговик».

Логопед: – К нам пришел волшебник. Как его зовут?

Дети: – Дели!

Логопед: – Он поможет выделить как можно больше предметов на картине.

Дети называют объекты, изображенные на картине, а логопед каждое слово отмечает на листе бумаги чертой маркера.

Логопед: – Все назвали? Вот сколько много слов у нас получилось. А это вам подарочек от волшебника Дели. На этой таблице он обозначил слова с картины.

Логопед выставляет на доску таблицу с изображениями героев и предметов картины.

IV. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Приходит волшебник Давай (логопед выставляет его изображение на доску).

Логопед: – Какой волшебник появился?

Дети: – Волшебник Давай!

Логопед: – Что будем с ним делать?

Дети: – Объединять слова!

Дети составляют предложения, объединяя по два объекта, логопед объединяет их на таблице линиями.

Снежинки падают на землю.
- Снег лежит на земле.
- Ком снега лежит на санках.
- Санки стоят на снегу.
- Куст стоит в снегу.
- Дерево стоит слева от грибка.
- Дерево стоит за грибком.
- Дерево стоит справа от грибка.
- Дерево стоит за снеговиком.
- Лесенка стоит за грибком.
- Дерево стоит слева от забора.
- Маша надевает ведро на снеговика.
- У снеговика морковка вместо носа.
- Вика и Аня дружат.
- Вика и Аня катают ком снега.
- Маша слепила снеговика.
- Ворона летит в небе. Ворона идет по снегу.

V. Преобразование объектов во времени.

Логопед: – Встречайте еще одного гостя! Это…

Дети: – Волшебник Отставай! С ним мы узнаем, что было раньше.

Логопед: – Что делали раньше вороны?

Дети: – Сидели на дереве, скучали, искали, что бы поесть.

Логопед: – Что делала Маша?

Дети: – Проснулась, умылась, оделась, позавтракала, вышла на улицу. Она увидела, что снег липкий и стала лепить снеговика.

Логопед: – Что делали Вика и Аня?

Дети: – Они проснулись, умылись, оделись, позавтракали, посмотрели мультфильмы. Потом Вика взяла санки, Аня взяла лопату, и они пошли гулять во двор. Там они увидели, как Маша лепит снеговика и тоже захотели слепить его.

Логопед: – Что было со снеговиком?

Дети: – Его не было. Он был снегом в снеговой туче. Подул ветер, снег посыпался из тучи и лег на землю. Пришла Маша и слепила из снега снеговика.

Логопед: – А сейчас встречайте нового волшебника! Кто это?

Дети: – Забегай!

Логопед: – Что будет делать Маша, когда наденет ведро на снеговика?Дети: – Маша пойдет домой обедать. Дома она расскажет маме про снеговика. Они вместе с мамой пойдут во двор на него посмотреть и сфотографируют на память.

Логопед: – Что будут делать Вика и Аня?

Дети: – Они будут делать своего снеговика: положат на самый большой ком снега ком поменьше, затем самый маленький. Глаза сделают из двух угольков, нос из морковки, нарисуют брови и рот угольком, воткнут волосы из веточек. На голову наденут ведро, в руку – метлу. Очень хорошо получится. Вика и Аня побегут домой, позовут смотреть на снеговика маму и папу. Родители очень удивятся, что у их маленький дочек получился замечательный снеговик.

Логопед: – Что будут делать вороны, когда дети уйдут домой?

Дети: – Любопытные вороны подойдут к снеговику, поймут, что он не живой, хотя похож на человека, осмелеют, станут его клевать, пробовать на вкус, взлетят на голову. Они почувствуют сладкий запах морковки, начнут ее клевать, наедятся и станут довольные и сытые.

VI. Динамическая пауза.

Логопед: – А сейчас этот ряд детей будет катить снежные комки, а этот – везти комки на санках. Пойдемте лепить снеговика!

Дети, имитируя движения, выходят на середину комнаты, начинается динамическая пауза «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,… шляпа,… нос,… метла…
Но солнце припечет слегка – увы! – и нет снеговика.

VII. Подбор объектов по определенному признаку.

Логопед: – А сейчас играем в снежки. Назовите, что еще может быть таким же.

Дети встают в кружок. Логопед бросает ватный снежок каждому ребенку и называет предмет с картины. Дети подбирают слова, обозначающие предметы, обладающие такими же качествами.

Вороны любопытные, как… Буратино.
- Снег холодный, как… мороженое.
- Снег пушистый, как… меховая шапка.
- Воздух свежий, как… вода из-под крана.
- Ведро холодное, как… леДети:
- Грибок круглый, как… колесо.
- Забор деревянный, как… карандаш.
- Ком снега круглый, как… солнце.
- Морковь острая, как… нож.
- Облака легкие, как… пух.
- Сугробы пышные, как… перина.
- Деревья шершавые, как… терка.

VIII. Игра «Угадай волшебника».

Логопед: Ребята, волшебникам так понравилось, как вы подбирали похожие слова, что они решили все вместе с вами поиграть.

Логопед демонстрирует изображения волшебников по очереди, дети выполняют движения соответственно изображениям.

Последним появляется изображение Феи Наоборот: «А сейчас медленно и очень шумно встаньте из-за столов». Дети должны быстро и тихо сесть за столы.

IX Составление метафор по картинке.

Логопед: – Посмотрите на карточки на столах. Найдите на них изображения похожих предметов.

Как можно назвать снег на заборе, если он пушистый, как меховая шапка?

Дети: – Забор надел пушистые снеговые шапки.

Логопед: – Как можно назвать снег на кусте, если он похож на теплую шубу?

Дети: – Куст укутался в снеговую теплую шубу.

Логопед: – Как можно назвать снеговые облака на небе, если они похожи на мягкие подушки?

Дети: – Небо покрыто мягкими снеговыми подушками.

Логопед: – Как можно сказать о снеговых сугробах, если они пышные, как перина?

Дети: – Земля застелена пышной снеговой периной.

Логопед: – Как можно сказать про снег, если он липкий, как пластилин?

Дети: – Дети лепят из снежного пластилина.

Логопед: – Как можно сказать о снежных комках, если они круглые, как солнышко?

Дети: – Дети катают снежные солнышки.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, если он находится во дворе и в руке у него метла?

Дети: – Снежный дворник.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, которого слепили Вика и Аня, если он очень похож на снеговика Маши, но он маленький.

Дети: – Сыночек снеговика.

X. Составление рассказов по картине об определенном герое.

Логопед: — А сейчас сложите карточки и положите их на край стола. Возьмите пакеты и достаньте из них картинки. Кто на них нарисован?

Дети: — Маша, Аня, Вика, снеговик, вороны.

Логопед: – Сейчас будем составлять рассказы по картинке, которая висит на доске, каждый из вас о том герое, который изображен на ваших картинках. Надо придумать название рассказу, рассказывать по порядку: что было до изображенного на картине, что изображено на ней, что будет после изображенного; и обязательно употребить предложения с похожими словами.

Примерные рассказы:

«Снежный дворник»

Проснулась Маша утром, умылась, оделась, позавтракала, вышла во двор гулять.

На улице зима. Холодно. По небу плывут мягкие снежные подушки облаков. Земля застлана пышной снежной периной. Забор надел пушистые снежные шапки. Кусты укутались в теплые снежные шубы. Потрогала Маша снег, а он липкий, как пластилин. Значит, можно лепить снеговика. Скатала сначала самое большое снежное солнышко, потом второе – поменьше, потом третье – еще меньше. Поставила их друг на друга. Принесла снеговику вместо носа — морковку, вместо глаз – угольки, вместо волос – веточки, вместо шляпы – ведро, вместо пуговиц – угольки. Нарисовала угольками брови и рот. В руку воткнула метлу.

Как живой получился снеговик – на дворника похож.

Захотела Маша маме и папе про снеговика рассказать, побежала быстрей домой. Папа выглянул в окно и сказал, что такого красивого снеговика надо сфотографировать. Взял он фотоаппарат, вышел вместе с Машей во двор и сфотографировал снеговика на память – он ведь может растаять.

«Сыночек снеговика»

Однажды зимним утром проснулись Вика и Аня, умылись, оделись, позавтракали, стали смотреть мультфильмы. Потом решили на улицу выйти. Вика взяла санки, Аня – лопатку, оделись потеплей и пошли во двор.

Вся земля во дворе застлана пышной снежной периной. На заборе надеты пушистые снежные шапки. На кустах – теплые снежные шубы.

Смотрят дети, а большая девочка Маша лепит снеговика из снежного пластилина. Очень у нее хороший снеговик получился: большой, красивый. Захотелось и Вике с Аней слепить снеговика. Стали они катать снежные солнышки – комки: большой, поменьше и самый маленький. Воткнули снеговику вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо волос веточки, вместо шляпы надели ведро, вместо пуговиц вставили угольки. Нарисовали брови и рот угольком. В руку воткнули метлу. Очень хороший снеговик получился, на Машин похож, только поменьше. Решили Аня и Вика, что это будет сынок большого снеговика. Обрадовались маленькие девочки, ведь они первый раз снеговика лепили.

Побежали они домой рассказать маме и папе про снеговика. Родители вышли посмотреть на него и очень удивились, что у их маленьких дочек получился такой чудесный снежный сынок.

«День рождения Снеговика»

Наступила зима. По небу поплыли мягкие подушки снежных облаков. Множество снежинок летело в облаке над землей. Подул свежий ветерок, и снежинки посыпались на землю. Укрыли они ее пышной снежной периной, нарядили забор в пушистые снежные шапки. Укутали кусты теплыми снежными шубами. Только скучно было снежинкам лежать на одном месте. Стали они мокрыми, липкими.

Тут пришли во двор дети, стали катать из снежного пластилина комки – снежные солнышки – сначала большой, потом поменьше, еще меньше. Поставили комки один на другой – превратился снег в снеговика. Вместо глаз дети вставили ему угольки, вместо носа – морковку, вместо волос – веточки. Нарисовали угольком брови и рот. Пуговицы сделали из угольков, на голову надели ведро вместо шляпы. В руку воткнули метлу.

Все снеговиком любуются. Вот он какой замечательный!

«Вкусная морковка»

Наступила зима. Холодно воронам. Земля застлана пышной снеговой периной. Корма не найти. Очень голодные вороны. С утра они корм ищут, не могут найти. Грустно им и скучно. Хотели вороны во дворе корм поискать, да дети мешают: шумят, балуются, снежного человека лепят.

Наконец дети ушли, а снежный человек остался. Очень воронам интересно, какой он, а подойти страшно. Стоит снежный человек, не шевелится. Подлетели вороны к нему поближе. Не шевелится. Тогда они осмелели, уселись на голову снеговику. Он не двигается. Значит, не живой, и бояться его нечего.

Данные об авторе

Евтушенко А.А.

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Воспитатель

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме

«Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик»

Образовательные цели.

  • Закрепление представлений о зиме и ее приметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
  • Побуждать детей отгадывать загадки.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
  • Учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по сюжетной картинке.

Развивающие цели.

· Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением.

Воспитательные цели .

· Формирование навыков сотрудничества, инициативности.

Оборудование. Сюжетная картинка по теме «Саша и снеговик », картинки о зиме, снежинки с загадками, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей, кассета с записью пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Предварительная работа . Наблюдения зимних явлений, беседы о зиме, зимних забавах.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона, развитие мышления.

Воспитатель. Ребята, по дороге в детский сад я нашла снежинки. Снежинки эти необычные. На них загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать.

Воспитатель загадывает загадки:

Снег на полях, Вьюга гуляет.

Лед на реках, Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода. Перестал медведь реветь:

Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,

Обернулся зайкой белым. Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме, ее приметах.

2.Д/и «Подбери слово» Активизировать в речи детей прилагательные.

- Зима какая? (Холодная, снежная, морозная…). Снег зимой какой?. (Холодный, белый, пушистый…) Снежинки какие? (Маленькие, холодные, белые…). Небо зимой какое? (Серое, хмурое…).Сугробы какие? (Большие, белые, снежные…). Ветер какой? (Холодный, ледяной…).

Воспитатель. Ребята, хотите устроить снегопад в бутылочках?

3.Упражнение «Вьюга » Формирование направленной воздушной струи.

Воспитатель раздает детям маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

4.Рассматривание картины «Саша и снеговик» Закрепление навыка составление описательного рассказа по сюжетной картинке.

Воспитатель обращает внимание детей на картину. Дети с помощью воспитателя составляют небольшой рассказ по картине.

Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что слепил мальчик? Как зовут мальчика? Мальчика зовут Саша. Из чего слепил Саша снеговик? Рассмотрите снеговик и расскажите, какой снеговик.(Снеговик большой, снежный, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…) Затем воспитатель обобщает: -Зимой выпало много снега. Мальчик Саша слепил из снега снеговик. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки- угольки, вместо носа морковка, ручки-веточки. Воспитатель предлагает детям повторить рассказ(задание выполняют 3-4 ребенка).

5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Звучит музыка из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Выпал беленький снежок (по кругу).

Соберемся все в кружок (останавливаются).

Мы на саночки садимся (приседают).

И с горы на санках мчимся.

Снег, снег, снег, белый снег (встают, взмахивают руками).

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах).

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места)

Воспитатель. Послушайте загадку:

6.Игра «Оживи картинку». Учить детей отвечать на вопросы.

Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру «Оживи картинку»

На столе лежат картинки. Ребенок выходит к доске, берет картинку рассказывает, что он на ней видит.

7.Итог занятия .

Воспитатель оценивает работу детей. Дети, молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине.

Все красиво говорите!

Что ж, подарки получите!

На столе корзина с сюрпризом.