Православные посты и сплошные седмицы.

В церковнославянском языке слово «седмица» полностью соответствует привычному нам варианту «неделя». Но есть один нюанс: наши предки словом «неделя» называли не все семь дней, а только один из них? тот, который мы сейчас именуем воскресеньем. С него начинался семидневный отсчёт, и в этот день подобало отдыхать. Слово «неделя» и произошло от «не делать», то есть отдыхать. Седмицей же звали весь цикл из семи дней. Кроме обычных седмиц в православном календаре есть и особенные. Поговорим о них.

Прежде всего, узнаем, о том, что представляет собой сплошная седмица. Что такое седмица, мы выяснили, а вот каково значение слова «сплошная»? Чтобы в этом разобраться, сделаем небольшое отступление, обратившись к церковному уставу. Дело в том, что в течение недели (седмицы) он предписывает соблюдение двух однодневных постов.

Первый из них? в среду. Это день, когда Иуда Искариот явился к первосвященникам и предложил им за вознаграждение предать Иисуса Христа. В память о печальном дне каждую среду православные люди соблюдают пост.

Второй однодневный пост предписан в пятницу. Он установлен в память о величайшем событии? в это день был распят Иисус Христос. Вот так в течение года все православные люди два дня в неделю соблюдают пост. Седмица в этом случае является обычной.

Пять сплошных седмиц

Есть седмицы, в которые разрешается вкушать скоромное все семь дней подряд. Именно это и называется «сплошная седмица». Что такое святки, наверное, знают все. Это время от Рождества Христова до Крещения Господня. Вот в этот период и включена первая в году сплошная седмица. Всего их пять. За две недели до начала Великого поста установлена сплошная седмица, которая называется седмицей мытаря и фарисея. Перед самым началом Великого поста? сырные семь дней. Их в народе называют Масленицей. Это тоже сплошная седмица, но в указанные дни из рациона исключается мясо.

После радостного весеннего праздника Пасхи наступает ещё одна? Пасхальная, или светлая седмица. Завершив долгие недели поста, церковь даёт нам возможность пополнить силы. И, наконец, последняя в году сплошная седмица? Троицкая. Она следует сразу после праздника Троицы. И это не случайно. Именно для того, чтобы выделить день, в который Бог впервые явил при крещении Иисуса Христа в Иордане своё триединство, и установлена сплошная седмица.

Что такое Страстная седмица?

Заканчиваются сорок дней Великого поста, установленного в память о времени, проведённом Господом нашим в пустыне. До светлого Христова Воскресенья остаётся неделя. Это последние 7 дней земной жизни Спасителя. События, наполнившие её, столь важны и драматичны, что вся неделя так и называется? Великая седмица. Ещё её называют Страстной, то есть наполненной страданиями. Имеются в виду искупительные муки, перенесённые Спасителем в течение этих дней.

Дни Великой седмицы

Название шести дней этой недели начинаются со слова «великий». В Великий понедельник церковь вспоминает чудо иссушения бесплодной смоковницы. Этим она даёт пример веры и силы молитвы, а также обречённости всего и всех, кто не несёт в себе плоды Христова учения. В Великий вторник Христос, придя в храм, многому учит, наставляет собравшихся. Первосвященники и старейшины хотят схватить Его, но не решаются. В Великую среду вспоминается возлияние некоей женщиной на главу Христа драгоценного мира, а также сговор Иуды с первосвященниками.

Великий четверг насыщен событиями, достойными воспоминаний. Это и Тайная вечеря, и омовение Христом ног учеников его, и драматические события в Гефсиманском саду, и всё то, что за ними последовало. Великая пятница? день распятия Иисуса Христа, Его великой искупительной жертвы. Следующая за ним Великая суббота? день, когда Спаситель вывел из глубин ада всех ветхозаветных праведников, разрушив его и открыв всем людям путь в вечную жизнь.

В этой статье мы рассмотрели, что такое сплошная седмица, что такое Страстная седмица, какой смысл в них вкладывает церковь. Это очень важные понятия, без которых невозможно произвести полноценное выполнение годового круга богослужений.

  • СЕДМИЦА
  • СЕДМИЦА
    древнерусское название недели (седмь - …
  • СЕДМИЦА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Седмица - древнерусское название недели (седмь - семь). ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте …
  • СЕДМИЦА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    седми"ца, седми"цы, седми"цы, седми"ц, седми"це, седми"цам, седми"цу, седми"цы, седми"цей, седми"цею, седми"цами, седми"це, …
  • СЕДМИЦА в словаре Синонимов русского языка:
    неделя, …
  • СЕДМИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. То же, что: …
  • СЕДМИЦА в Словаре русского языка Лопатина:
    седм`ица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    седмица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Орфографическом словаре:
    седм`ица, -ы, тв. …
  • СЕДМИЦА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    седмицы, ж. (церк.-книжн. устар.). Неделя. И на первую седмицу братья едут в град столицу. …
  • СЕДМИЦА в Толковом словаре Ефремовой:
    седмица ж. устар. То же, что: …
  • СЕДМИЦА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. устар. то же, что …
  • СЕДМИЦА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. устар. то же, что …
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Словаре церковных терминов:
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Православных церковных терминах:
    неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - …
  • СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сплошная седмица - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста. Таковыми являются: седмица …
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ в Словаре церковных терминов:
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ в Православных церковных терминах:
    важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Переходящие празднования Православной Церкви …
  • ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Борисов) (1800 - 1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и …
  • ЕВЛАМПИЙ (ПЯТНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евлампий (Пятницкий) (1794 - 1862), архиепископ б. Тобольский и Сибирский. В миру Пятницкий …
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Вербное воскресенье - переходящий двунадесятый праздник - совершается в воскресенье, …
  • ЛАВРЕНТИЙ (В МИРУ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ НЕКРАСОВ)
    Лаврентий (в миру Михаил Иванович Некрасов) - духовный писатель и проповедник (1836 - 1908), магистр киевской духовной академии. Был ректором …
  • ЕВЛАМПИЙ (ПЕТР ПЯТНИЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Евлампий (в миру Петр Пятницкий, 1794 - 1862) - духовный писатель, магистр Московской духовной академии; был епископом екатеринбургским, орловским, вологодским, …
  • СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    недели, в которые православные во все дни сплошь освобождаются от поста (в древности они у нас назывались всеедными). Таковы: 1) …

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34688) раз

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.


Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.


Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.


Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.


Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

Для людей верующих во Христа по внутреннему призванию, но еще не воцерковленных, а только начинающих свое приобщение к православию перво-наперво, предстоит познакомиться с тем, как в принципе построен церковный календарь. Почему смещаются даты христианских праздников, и когда собственно следует отмечать праздники.

Особенности церковного календаря

Церковный календарь значительно отличается от светского, различия имеются даже в названии – у верующих 365 дней называются годовым кругом. Началом года церковь признает 14 сентября, а летоисчисление ведется от сотворения мира. В православном христианстве параллельно с отсчетом мироздания ведется отсчет лет от Рождества Христова.

Почему православные праздники меняют свои даты

Люди светского склада ума зачастую не понимают, почему Рождество Христово в России всегда отмечают 7 января, а праздник Светлого Христова Воскресения меняется каждый год.

Все дело в том, что церковь ведет отсчет библейских событий по солнечному и лунному календарям. Центральным праздником православия является Пасха. Именно от этого дня зависит то, на какой день выпадут последующие подвижные праздники (Вознесение Господне, день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим).

Что такое седмица?

Путаница возникает и с определением церковных недель. На самом деле все достаточно просто. Церковная неделя состоит из семи дней, отсюда название – седмица (от старославянского «седмь» – семь). В силу языковых переплетений семь дней это и есть церковная седмица.

По преданию Господь создал мир за шесть дней, а в седьмой день – почивал от трудов. Создав Землю и все вокруг, в седьмой день Бог ничего не делал, что и завещал своим созданиям. Так день седьмой превратился в день ничего «не делания» и в славянских наречиях звучит как «неделя». В светском календаре выходным днем считается воскресенье, в церковном календаре этот же день называется Неделя.

Именно с Недели начинается всякая христианская седмица. Те, кто знаком с английским языком, помнят, что неделя у англичан тоже начинается с воскресенья (сандей), затем идут понедельник, вторник и т.д. В католических странах светский и церковный календарь взаимосвязаны.

В России рабочая неделя начинается с понедельника — второго дня седмицы. В церковном календаре воскресенье является седьмым праздничным днем, так как отсчет идет от значимых событий. Неделя также начинается накануне понедельника. Как только на небе появляются звезды – начинается новый православный день.

Запомнить и понять взаимосвязь позволяют православные праздники. Так День Светлой Пасхи всегда будет выпадать на воскресный день с названием Христово Воскресение. За 7 дней до праздника выпадает «Неделя Входа Господа в Иерусалим», через 6 дней после – Неделя вознесения Господнего. То есть все светские воскресные дни должно называть неделями, и только праздник Светлой Пасхи – Воскресением Спасителя.

Какие бывают седмицы?

Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения. В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно. Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.