Причины головной боли у детей младшего возраста. Головные боли напряжения у детей

Любая боль для ребенка опасна, но особой бывает ситуация с возникновением , которые могут быть признаком проблем как с головным мозгом, так и многими другими системами и тканями. Особой сложностью является проблема с ее распознаванием, особенно у детей раннего возраста, которые не могут подробно и точно описать свои жалобы.

Обратите внимание

Важно понимать, что головные боли врачи всегда относят к опасным признакам, у здоровых детей подобный симптом никогда не развивается.

Чем младше ребенок, тем серьезнее обычно причины для формирования головных болей, особенно возникших на фоне полного здоровья. Их нужно немедленно выяснять и устранять.

Головная боль у ребенка: всегда ли она свидетельствует о патологии?

Для появления головных болей с раннего детства выделено много органических и функциональных причин, и подобная жалоба относится к десяти самым распространенным жалобам среди дошкольников и школьников. Конечно, головные боли возможны и у детей раннего возраста, но описать их точно они не могут, а иногда распознавать подобные симптомы врачам и родителям приходится на основании косвенных признаков.

Если же говорить о ребенке дошкольного, и особенно школьного возраста, то он вполне отчетливо и ясно может описать свои жалобы в отношении головной боли. Можно выяснить как характер болевых ощущений, так и локализацию, особенности симптома. После недолгого расспроса можно выяснить, в какой ситуации и после каких событий боли возникли, а если они повторяющиеся, чем они обычно провоцируются. Также можно уточнить у детей, за счет чего у них облегчается боль или полностью проходит.

Внимание! Особая ситуация – головные боли у подростков. Они могут возникать по причинам временного диссонанса растущего и развивающегося организма в периоде полового созревания. Но важно также учитывать и тот факт, что подобные боли могут быть попытками симуляции потому, как это субъективный симптом, который крайне сложно оценить родителям и врачу.

Для лучшего понимания всех процессов, которые могут происходить в голове ребенка, а также облегчения понимания причин развития боли и ее происхождения, важно хотя бы коротко разобрать определенные анатомические и физиологические основы строения и функционирования головы. Так, сам мозг болевыми рецепторами не обладает, но их очень много во всех окружающих его образованиях. Все анатомические зоны головы обладают болевыми рецепторами, которые могут формировать патологическую импульсацию. Богаты рецепторами боли области венозных синусов, черепно-мозговые нервы и зона оболочек мозга, кроме того - крупные сосуды головы, надкостница либо мягкие ткани в области черепа. Помимо этого, болевыми рецепторами снабжены все крупные сосуды шеи и тканей лица, которые также могут формировать болевые импульсы с отраженными сигналами.

Восприятие боли формируется в силу раздражения рецепторов всевозможными химическими или физическими импульсами, образуется возбуждение и поток импульсов передается по чувствительным волокнам в центры боли мозга.

Если возбуждаются только отдельные участки или зоны, тогда боль ощущается в виде локальной, если же формируется раздражение с обширных участков на черепе или внутренних структур, окружающих мозг, может возникать ощущение головной боли разлитого, общего характера.

Головная боль: определение понятия

С медицинской точки зрения головная боль это одно из самых пространных и обширных понятий. Ее называют научным термином «цефалгия», но под это определение может подпадать по своей сути любое неприятное, субъективно дискомфортное ощущение в области головы. В силу этого, под понятие цефалгии подпадает как ощущение тяжести и нерезкие боли, так и резчайшие, острые и мучительные болевые ощущения.

По своей локализации к цефалгическим болям принято причислять ощущения, которые возникают по всей площади, начиная от надбровных дуг и до границы, где затылок переходит в шею (место крепления черепа к позвоночнику).

У деток головные боли образуются в силу различных причин, связанных как с самими костными образованиями черепа, так и с его сосудами либо нервными окончаниями и стволами, всеми мозговыми оболочками, его дополнительными структурами. Могут также формироваться головные боли в силу различных нарушений в области шейного отдела позвоночника, а также нарушения в работе плечевого пояса, патологии внутренних органов, тканей или же всего организма.

Обратите внимание

Важно подчеркнуть, что головные боли - это не болезни, это всего лишь симптом патологий и проблем, которые имеют различные причины и механизмы возникновения, но раздражают рецепторы в зоне головы (нередко еще и шеи) и дают болезненность, трактующуюся как головные боли.

Варианты головных болей в детском возрасте

Далеко не все головные боли одинаковы в своем происхождении и проявлениях. Поэтому специалистами принято выделять две группы головных болей:

  • Если головные боли относят к одним из ведущих в клинической картине симптомов, а то и единственным жалобам, и именно за счет них ребенок крайне плохо себя чувствует, у него выражены недомогания, тогда речь идет о боли . Подобная боль может быть типична для различных процессов – микробных, вирусных инфекций. Помимо этого, подобные типы боли – первичной, типичны для , пучковых или кластерных болей, либо головной боли напряжения.
  • если головные боли являются одним из многочисленных других крайне неприятных симптомов, они относятся ко . Тогда эти жалобы не относят к ведущим в клинике, они расцениваются как комплекс со всеми другими проявлениями, и типичны они для множества патологических состояний и соматических болезней. Головные боли вторичного плана могут быть проявлениями различных видов инфекций, лихорадочных реакций, которые будут постепенно проходить по мере нормализации состояния или же устранения лихорадки.

Если говорить именно о вторичных головных болях, причин для их формирования известно около двух сотен. Первичных же болей гораздо меньше, и они обычно более сильные и выраженные.

Причины детских цефалгий

Конечно, перечислять все возможные ситуации, при которых возможны головные боли у детей, практически нереально, так как это проявление может сопутствовать практически любым соматическим и инфекционным заболеваниям, а также является проявлением многих травматических, гипоксических и токсических процессов. Помимо этого важно понимать, что провоцировать развитие боли могут сразу несколько процессов, сочетание негативных факторов и проблем со стороны организма, воздействие внешних влияний и внутренних. Но среди всего разнообразия процессов, приводящих к цефалгии в детском возрасте, можно выделить наиболее часто возникающие и сильно влияющие причины.

Самые распространенные и часто регистрируемые причины для формирования болевых ощущений в детском возрасте:

  • Последствия , возникших после или ушибов, падений или ударов
  • Реактивные реакции, которые возникают в ответ на резкие изменения внешнесредовых факторов – колебаний температур, выпадения осадков или же изменений геомагнитной обстановки
  • Вторичные боли реактивного характера, формирующиеся как результат изменений в теле детей на фоне развития аллергии, длительного сна или постоянного недосыпания, как реакция на некоторые медицинские манипуляции
  • Реакции на инфекционные агенты, прием некоторых медикаментозных препаратов или пищевых добавок, отдельных видов продуктов, как последствие обезвоживания или же ответ на проблемную работу определенных внутренних органов (почки, печень, сердце).
  • Болевые ощущения, которые формируют процессы воспаления, локализующиеся в области придаточных носовых пазух ( , этмоидит или , пансинусит)
  • Боли, возникающие при передозировке , которые применялись без наличия к ним показаний
  • Головные боли, связанные с напряжением, если дети сильно на фоне продолжительных умственных нагрузок, длительного сидения за монитором
  • , которые существенно различаются по тяжести и длительности, а также виду болевых ощущений, либо редко возникающие у подростков кластерные головные боли, имеющие на сегодняшний день еще точно не выясненное происхождение.

Возникновение любых жалоб ребенка на головные боли, даже минимальные и не острые, локализующиеся в области висков, лобной зоны или затылка, должны стать поводом для консультации с врачом, особенно если нет признаков простуды, соматических инфекций, а головные боли повторяются неоднократно.

Особенности цефалгий в зависимости от возраста

Головные боли возможны в любой возрастной группе детей, в том числе и среди новорожденных, но именно у последних наиболее сложно диагностировать подобные симптомы. Это связано с комплексом неспецифических поведенческих реакций в ответ на болевые импульсы и невозможностью словесно выразить свои ощущения. Врачу и родителям нередко очень сложно определить точную локализацию болевых ощущений и их силу. Есть определенные возрастные особенности в развитии цефалгий, и связанные с этим наиболее типичные причины ощущений:

Помимо возраста и причин развития патологии, необходимо также учитывать локализацию болезненных ощущений – лобная область, височная или затылочная, а также время возникновения, длительность ощущений и сопутствующие им проявления.

Могут играть роль в развитии головных болей в детском возрасте разнообразные факторы, к которым можно отнести, помимо всех перечисленных ранее:

Различные формы головных болей имеют свою специфику в клинической картине и сопутствующих проявлениях, а также особенности течения в зависимости от возрастных границ, в силу чего стоит разобрать наиболее частые виды более подробно.

Головные боли напряжения: чем особенны у детей

Этот вид головных болей относится к функциональным, и одним из самых частых в детском возрасте. Подобный тип болевых ощущений и дискомфорта возникает в результате негативных влияний на детей как острых стрессовых факторов, так и хронических, постоянно воздействующих изо дня в день. В зависимости от возраста, к факторам стресса можно отнести различные влияния – слишком сильная физическая нагрузка, несоразмерная возрасту, переутомление от шумных игр и обилия гостей, если это ребенок раннего возраста, бурные эмоции и переживания (причем, как отрицательные, так и положительные).

Механизм подобных болей, особенно связанных со стрессами, относительно прост. Формируется процесс активного и выраженного сокращения мышечных элементов в области головы. Это особенно отражается на сосудах, которые также сокращаются. Расположенные в области головы и шейной зоны сосуды, которые из-за сокращения мышц приходят в состояние спазма, формируют раздражение болевых рецепторов, в результате дают ощущение головной боли.

В среднем, по продолжительности такие боли могут составлять период от пары часов до нескольких суток и даже недели, все зависит от того, какие из факторов воздействуют на рецепторы. Эти боли описываются как ощущение сжатия или стягивания головы обручем, ощущение резкого давления в зоне шеи, висков или затылка. Внутри головы при этом могут формироваться ощущения, которые похожие на состояние «надетого шлема либо каски». Интенсивность болей не сильно высока, в виду чего ребенок сохраняет работоспособность и может выполнять повседневные действия, не страдает работоспособность и психика, но могут страдать процесс учебы и концентрация внимания, поведение.

Чем особенны данные головные боли?

При них болезненные ощущения могут усилиться при физической нагрузке или эмоциональных переживаниях, а на пике приступа возникает подташнивание с отказом от еды, непереносимость света и звуков, усиление болевых ощущений от сильных раздражителей органов чувств.

В некоторых случаях подобная головная боль может быть спровоцирована нахождением ребенка в статичной позе на протяжении длительного времени, особенно во время школьных занятий. Это может быть связано с неправильным подбором мебели для занятий в школе и для домашних заданий. Могут возникать такого же рода боли при проблемах зрения, в силу напряжения зрительного анализатора.

Сосудистые боли: особенности у детей

Чтобы мозг ребенка, который потребляет наибольшее количество кислорода из всех тканей организма, работал активно и полноценно, ему необходима бесперебойная поставка кислорода и питательных компонентов по мозговым сосудам. В силу различных патологий, нарушения регуляции сосудистого тонуса, длительного стресса или иных факторов, сосуды головного мозга спазмируются, либо чрезмерно растягиваются. Как результат кровь или плохо притекает к мозгу, либо с трудом оттекает от него, что приводит к нарушению поставки кислорода. Мозг достаточно остро и резко реагирует на подобные изменения, что формирует головные боли. Типичны подобные проблемы для школьников и подростков, что в дальнейшем может вылиться в проявления (ВСД).

Изменения внутричерепного давления: особенности детей

Изменение давления ликвора (это спинномозговая жидкость, циркулирующая вокруг мозга) возможно и в нормальных условиях на фоне физической активности и нагрузок, при сильном кашле и натуживании, при поднятии тяжелых предметов. Подобные временные эпизоды никак себя не проявляют, и давление достаточно быстро приходит к нормальным значениям. Но при превышении определенных физиологических значений, если возникают симптомы недомогания, необходимо обратиться к врачу для того, чтобы исключить серьезные патологии и проблемы со здоровьем.

К основным симптомам можно отнести сильные головные боли с самого утра с формированием тошноты и рвоты, это ведущие жалобы детей . На фоне состояние плохое всегда, но ухудшение наступает ближе к вечеру или ночью. Типичными для внутричерепной гипертензии являются тошнота, приводящая к , которая при этом не облегчает состояния, и не снижает боли.

Головные боли при ВЧД локализуются в области затылка, формируются неприятные ощущения в зоне глазниц, что формируется в силу избыточного давления на область орбит. На фоне такой боли типичными будут еще тревожность и постоянные плачи, а также расстройства сна и аппетита.

Могут быть головные боли в силу пониженного внутричерепного давления – это формируется при на фоне кишечных инфекций или при травмах , но до пяти лет подобные симптомы головных болей определить сложно, малыши не могут точно описать свои ощущения. Можно косвенно догадаться о подобном симптоме по наличию апатии и сонливости, вялости и слабости, а также приступам головокружений или даже потерям сознания. Характер головных болей – тупые и давящие, обычно они локализованы в области затылка.

Головная боль при инфекционных патологиях

Одним из типичных проявлений множества инфекций является головная боль и недомогание, которые возникают на фоне вирусных, микробных или иных видов инфекций. Нередко эти симптомы формируются в комбинации с другими проявлениями болезней – лихорадкой разной выраженности, болями в глотке, или , ознобами, приступами тошноты или рвоты . По данным всех этих симптомов, в комбинации с указанием на контакт с простуженными людьми, поставить диагноз детям легче, равно как и выявить причину боли в голове.

Особым вариантом является головная боль на фоне менингококкового поражения с подозрениями на . Она типична для детишек в раннем возрасте, на первом году жизни, а также у дошкольников и школьников. Типична лихорадка и формирование сильнейшей головной боли, к которым затем постепенно присоединяется рвота, которая никак не связана с питанием, и не принесет облегчения детям. Общее состояние детей быстро и прогрессивно нарушается, в силу изменений внутричерепного давления и воспаления тканей дети принимают вынужденные позы с приведением ног к груди и запрокидыванием головы назад. Особенно опасно подобное состояние, если на коже тела появляются точки, похожие на уколы иглы или кровоподтеки, звездочки.

Патологии нервной системы в детском возрасте

Частые резкие и острые головные боли, которые не имеют иных проявлений, плохо купируются анальгетиками и их симптомы нетипичны для иных проблем, могут быть признаком объемных образований в полости черепа или отдельных нарушений здоровья . Для исключения подобных процессов необходимо проведение компьютерной или чтобы оценить визуально анатомические образования в области головного мозга. Могут давать сильную и мучительную головную боль кровоизлияния с образованием гематом, кистозные полости, . Они формируют изменение анатомии внутри черепа, что грозит изменением внутричерепного давления. Типичными проявлениями при подобных проблемах становится сильная и мучительная головная боль с тошнотой и рвотой, а также проблемы с чувствительностью отдельных частей тела, расстройства зрения и эпилептические приступы.

Боли у детей в младшем возрасте

Точно определить наличие у крохи раннего возраста головных болей невозможно, это связано с тем, что ребенок не может говорить и подробно писать свои жалобы. Могут косвенно указать на проблемы со здоровьем и головные боли такие симптомы как беспокойство и плачи, нарушения сна при условии того, что ребенка покормили, он сухой и нет видимых причин для раздражения. Если все причины для дискомфорта ребенка устранены, но при этом он постоянно плачет, кричит – необходима консультация невролога. Есть определенные косвенные признаки, по которым можно заподозрить головные боли младенцев:

  • Крики и беспокойство, длительные плачи усиливаются к вечеру, усиление криков при перемене положения тела, переходе крохи из вертикального в горизонтальное положение и наоборот.
  • Сильно набухают вены на головке, выпирает и очень напряжен
  • Страдает процесс сна, ребенок засыпает с криками или очень плохо спит как днем, так и по ночам.
  • Могут быть резкие вскрики, вздрагивания, кряхтение.
  • Он может тянуть ручки к головке, дергать себе за волосики
  • Могут быть частые срыгивания большими объемами питания, рвоты
  • Нарушение аппетита вплоть до полного отказа от еды
  • Нередко имеется повышение температуры, потливость
  • Ребенок бледный, сонливый, апатичный.
  • Могут быть нарушения тонуса мышц, скованность движений конечностей и тела с запрокидыванием головки

Причинами головных болей в этом возрасте могут быть – развитие гидроцефалии, врожденные дефекты мозга и его сосудов, ликворных пространств, синдром интоксикации и инфекции.

Головные боли у малышей от 2-3 до 5-6 лет

Дети в этом возрасте также могут страдать головными болями, но зачастую они уже частично могут объясниться и показать место, где у них болит. Но при этом все симптомы будут общими и относительно смазанными, особенно в младшей возрастной группе. Типичными будут:

  • Раздраженность и капризы ребенка, постоянные плачи по любому поводу
  • Попытки приложить головку на руки или колени взрослых, потирание головки, дерганье волос
  • Бледность и вялость малыша, отказ от шумных игр и любимых занятий, желание прилечь
  • Расстройства сна и аппетита
  • Приступы тошноты с рвотой, потливостью и головокружениями
  • Ребенок показывает на головку и жалуется на боль, но точно указать локализацию или характер не может.

Причинами болей в данном возрасте обычно являются инфекции, соматические патологии, токсикозы, последствия травм головы и падений, боли напряжения, связанные с чрезмерными эмоциональными или физическими нагрузками, а также патологии нервной системы.

Головные боли у детей старше 6 лет

У детей после 6 лет головные боли по своим характеристикам примерно сопоставимы со взрослыми, ребенок уже может достаточно точно и адекватно оценить локализацию, силу и характер болей. В этом возрасте головная боль может иметь характер острой или же хронической, приступной или постоянной. Она может быть признаком различного рода патологий. Наиболее часто это могут быть инфекции и соматические патологии, сосудистые боли как проявление вегето-сосудистой дистонии (ВСД), а также мигрени или боли в результате напряжения.

Реже боли возникают в результате воспалительных, опухолевых или травматических поражений самой нервной системы, что требует неотложной консультации у невролога. Могут быть варианты и психогенных головных болей в подростковом возрасте, которые могут иметь длительный и упорный характер. Их провоцируют проблемы в семье, стрессы, конфликты со сверстниками.

Что делать при головной боли у ребенка?

Естественно, что устранение причины боли и лечение основного заболевания в большей части случаев приводит к устранению неприятного симптома. Но пока причины выясняются или при наличии крайне неприятных симптомов боли можно помочь в облегчении состояния малыша. Для уменьшения интенсивности или полного устранения приступа применимы:

Обычно таких методов вполне хватает для того, чтобы устранить головные боли, они проходят на протяжении пары часов. Если же боль не утихает, а только усиливается, стоит обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Поводом для неотложки будут сильные мучительные и нестерпимые боли, рвота и головокружения, неадекватное поведение ребенка.

Важно обязательное обследование малыша в любом возрасте при наличии:

  • Постоянных болей и сильных, интенсивность которых высока и не снижается при приеме привычных обезболивающих средств.
  • эпизоды боли формируются чаще одного раза в месяц.
  • имеются такие симптомы как тошнота или рвота, проблемы с психикой, расстройства зрения, проблемы с координацией или чувствительностью.
  • появилась сыпь на коже, высокая лихорадка, судороги, различные неврологические симптомы и запрокидывание головы, судороги. Нужно немедленно вызвать скорую помощь.

Диагностика и лечение цефалгий у детей

В каждом конкретном случае тактика в отношении диагностики и лечебные мероприятия будут зависеть от причин, которые провоцируют боли. Для этого нужно обращение к педиатру или неврологу, которые будут осматривать малыша, изучать все жалобы его самого и родителей , а также данные из жизни и истории болезни, которые могут помочь в распознавании причин патологии.

Могут быть назначены для выяснения истинных причин целый рад лабораторных анализов, а также рентгенография и контрастные исследования сосудов, КТ или МРТ головы и шеи. Также могут применяться и сосудов, или УЗИ мозга (если это дети раннего возраста), а также всевозможные дополнительные исследования, которые будут необходимы врачу для установления точного диагноза.

Лечение назначается исходя из причины, которая вызвала приступы цефалгии . Если же это эпизодические боли напряжения, или вызванные перегрузками, некоторыми влияниями приступы, можно обойтись без медикаментов – нужно изменение режима дня, снижение нагрузок и полноценный отдых, сон ребенка, длительное его пребывание на свежем воздухе. Могут помочь седативные и успокоительные чаи и отвары, настои, рационализация режима труда и отдыха, отказ от длительных статичных нагрузок, телевизора и компьютера.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.

Причины головной боли у детей

Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3-8% детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50-80% . У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.

Все структуры головы - венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также крупные сосуды лица и шеи имеют болевые рецепторы. Рецепторы – это клетки, которые путём взаимодействия с определёнными веществами в организме человека, отвечают за возникновение боли.

Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.

Существует несколько видов головной боли:

В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.

Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких – либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль существует более трёхсот.

Наиболее распространёнными из них являются:

Боли после травмы головы (посттравматические)
боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое)
боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах)
боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.

Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.

Мигрень у детей

Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2-3х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Обусловлено оно резким сужением и расширением сосудов головного мозга. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето - или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4-72 часа и проходит после короткого сна.

Возникновение мигренозных приступов провоцируют такие факторы:
- эмоциональный стресс
- физические нагрузки,
- голодание
- употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т.д.
- холодная вода, мороженое
- прием алкоголя, курение у подростков,
- для девушек имеет значение фаза менструального цикла
- изменение режима сна
- длительная езда в транспорте
- резкий свет
- неприятные запахи
- длительный просмотр телепередач
- изменения погоды
- общие заболевания и др.

Головная боль напряжения у детей

Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом - от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко – или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении (школьные головные боли).

В последнее время стали появляться статьи о том, что головные боли напряжения у детей есть не что иное, как хроническое воспалении мозговых оболочек, вызванное бактерией под названием стрептококк.

Пучковые (кластерные) боли у ребенка

Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется “тройничным”. Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3х часов по нескольку раз в течение дня, причём в основном ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.

Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно - это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.

Причины острой головной боли:

Внечерепные инфекции

детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха)
другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия)
воспаление уха
кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера)
глисты (трихинеллез)
воспаления зубов
воспаление околоносовых пазух

Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит)

Травмы: сотрясение, ушиб мозга

Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие

Психические заболевания: невроз страха, депрессия

Сосудистые заболевания:

внечерепные
*повышенное артериальное давление
*опухоль надпочечников
*сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма)
*почечные заболевания
внутричерепные
*мигрень, впервые возникшая
*неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии)
*неправильное строение артерий (аневризма - патологическое расширение участка сосуда)
*плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга

Внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг

Повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга

Приём и отмена лекарственных средств:
*приём препаратов, расширяющих сосуды
*приём препаратов, содержащих амфетамин
*отмена препаратов, содержащих кофеин

Контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос

Другие причины:

*головные боли после спинномозговой пункции
*доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке
*воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
*повышение внутриглазного давления (глаукома)
*воспаление черепных нервов (невриты и невралгии)

Хроническая головная боль у детей

Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.

Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).

Обследование ребенка с головной болью

При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.

Вы должны знать:
Как давно появилась головная боль?
Были ли травмы?
Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
Какая она: постоянная или периодическая?
Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
Двухсторонняя или односторонняя?
Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
Сколько длится приступ головной боли по времени?
Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
В какое время года, суток возникает боль?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Чем провоцируется головная боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?

Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:
Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)? Есть ли у ребёнка дефицит сна? Эмоционален ли он? Часто ли устаёт физически? Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)? Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы? Как часто болит голова во время школьных каникул? Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит? Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером? Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе? Занимается ли он дополнительно после школы?

Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.

Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).

Симптомами опасности являются:

Сильная головная боль, начавшаяся внезапно
- Необычный характер головной боли
- Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы
- Наличие утренней головной боли
- Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее
- Головная боль сопровождается нарушением сознания
- Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы

Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.

Дети 1,5-2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.

Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.

Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.

Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).

Первая помощь ребенку при головной боли

Если вашего ребёнка беспокоит небольшая головная боль, и она возникает не часто, то ему можно помочь, проделав простые действия. Нужно по возможности уложить ребёнка в постель, создать тихую обстановку, положить на голову прохладную влажную салфетку и постараться, чтобы ребёнок уснул. Если он перенервничал, поможет элеутерококк, лимонник. Чай с лимоном – хорошее средство поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна также и аскорбиновая кислота, успокаивающие травы (валериана, пустырник). При мигрени нужно стараться избегать определённых продуктов (шоколад, орехи, сыр), способных вызывать приступы головной боли.

Если эти методы не помогают, то можно прибегнуть к медикаментам. Но большинство препаратов, которые принимают взрослые, не применяются у детей. Детям самостоятельно, без назначения врача, можно давать только единственный разрешённый болеутоляющий препарат - Ибупрофен. Для больших детей это таблетки, для маленьких суспензия или свечи Нурофен. Доза препарата зависит от веса. На 1 кг веса нужно дать 5-7-10 миллиграмм препарата.

На 10кг это от 50 до 100 миллиграмм
На 12кг это от 60 до 120 миллиграмм
На 15кг это от 75 до 150 миллиграмм
На 20кг это от 100 до 200 миллиграмм и т.д.

Однако лекарственными препаратами можно пользоваться только в крайнем случае.
Прежде, чем назначить вашему ребёнку лечение, доктор осмотрит ребёнка и расскажет, какое обследование нужно пройти. Обычно требуется сдать анализы крови, мочи и кала. Затем посетить лор – врача, окулиста, невропатолога, инфекциониста, эндокринолога, психиатра, психолога, девочкам - гинеколога и других специалистов. Возможно, потребуется рентгенологическое обследование, компьютерная томография. В особо сложных случаях, по решению врача, может понадобиться стационарное лечение, где проведут спинномозговую пункцию (взятие на анализ мозговую жидкость).

Чтобы головная боль беспокоила вашего ребёнка как можно реже, нужно постараться создать ему для жизни максимально комфортные условия.

Профилактика головной боли у детей

Соблюдать режим дня
Регулярно питаться
Достаточно пребывать на свежем воздухе
Родителям не курить в помещении
Часто проветривать комнату
Не нагружать чрезмерными умственными нагрузками
Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье
Чаще общаться с ребёнком
Заниматься с ним плаванием, ходить на массаж
Заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку

Врач педиатр Сытник С.В.

Петрухин А.С.

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

(0)

Головная боль у ребенка является распространенным симптомом. Ее возникновение возможно в любом возрасте. Для предупреждения опасных осложнений необходимо обратиться за медицинской помощью при регулярных или неоднократных жалобах.

Почему у ребенка болит голова?

Выделяют различные состояния, которые вызывают головную боль у ребенка. Родители, столкнувшиеся с появлением данного симптома, должны знать о возможных заболеваниях, а также способах оказания медицинской помощи.

Причины «неопасной» головной боли

К основным причинам цефалгии относят:

  • Мигрень. Точной причины развития заболевания не выявлено. Предполагают, что ее появление вызвано нарушением тонуса сосудистой стенки, развивающееся при воздействии внешних факторов.В качестве провоцирующих факторов выступает голодание, недосып, физическая нагрузка, чрезмерное употребление шоколада, орехов или цитрусовых продуктов. Проявления преимущественно локализуются в одной из половин головы с переходом на височную область или лоб. Дети жалуются на повышенную чувствительность к внешним раздражителям, появление мурашек или слабости. Часто признаки развиваются во вторую половину суток.
  • Цефалгию перенапряжения. Ее развитие сопровождается давящим и сжимающим характером цефалгии, которая носит двусторонний характер. Появляется ощущение, что на голове одета шапка или шлем. Ее появление связано с чрезмерной нагрузкой, долгим пребыванием в шумном помещении, эмоциональным стрессом, длительным нахождением в неудобной позе, а также сидением за компьютером или телефоном. Она не формируется от физических нагрузок.
  • Кластерную цефалгию. В данном случае у ребёнка сильно болит голова без воздействия предрасполагающих факторов. Симптомы носят односторонний характер с периодами затишья и обострения. Пациент становится легко возбудимым, агрессивным. Он ощущает заложенность носа и чрезмерное потоотделение с покраснением глаз.

Основные причины

К основным причинам на фоне которых развивается головная боль у ребенка относят:

  • Нарушение сосудистого тонуса.
  • Инфекционные процессы в головном мозге, сопровождающиеся раздражением мозговых оболочек и отеком тканей. Их появление связано с перенесённым гриппом, энцефалитом, менингитом или осложнённым отитом. Пик заболеваемости приходится на весенний период.
  • Нарушение зрения, сопровождающееся длительным напряжением глазных мышц. В детском возрасте часто болит голова при сниженном зрении на фоне неправильно подобранных линз.
  • Травматическое воздействие. Данные состояния развиваются в раннем возрасте, когда пациент учится ходить или неустойчиво стоит, а также при несоблюдении техники безопасности в более старшем периоде. Непосредственной причиной может стать ушиб или сотрясение мозга, а также перелом костных структур.
  • Воспалительные процессы в ЛОР-органах. Синусит или ангина приводят к постоянному дискомфорту и тяжести в голове, при отсутствии лечения воспаление может легко переходить на соседние участки.
  • Новообразования различного характера. Причиной патологических симптомов может стать опухоль доброкачественной или злокачественной природы, киста или абсцесс с локализацией преимущественно в лобных, затылочных или височных долях.


Заболевания, при которых болит голова

К распространённым заболеваниям, на фоне которых у ребёнка болит голова, относят:

Симптомы головной боли у детей до года

Выявление симптомов головной боли у ребенка в возрасте до одного года может представлять большую трудность, что связано с невозможностью пациента самостоятельно выразить жалобы.

Важная информация

Родителям необходимо внимательно следить за состоянием грудничка, так как при первых признаках необходимо обратиться за помощью к врачу.

К основным признакам относят:

  • Слабость, вялость и капризность, которая может усиливаться при воздействии внешних факторов, например, посторонних звуков, света, поглаживания.
  • Нарушение сна с трудностью засыпания, частыми пробуждениями и плачем во время укладывания.
  • Изменение положения тела с запрокидыванием головы и выгибанием тела. В данном положении наступает снижение выраженности боли.
  • Отрыжку, рвоту и частое срыгивание. Данные симптомы свидетельствуют о повышенном внутричерепном давлении.
  • Боли в животе, связанные с появлением мигрени.
  • Судорожный синдром, который связан с воспалительным процессом в мозге, а также раздражением мозговых оболочек неинфекционной природы.
  • Появление плача, возникающего при повороте туловища.
  • Желание ребёнка тянуть руки к голове, что может быть проявлением облегчения самочувствия.

Первая помощь при головной боли

Первичное появление цефалгии, которая не сопровождается патологическими сопутствующими симптомами, не требует срочного обращения за медицинской помощью. В тех случаях, когда родители знают причину боли, вызванную переутомлением, длительным перевозбуждением или простудными заболеваниями, необходимо:

  • Поместить ребёнка в темную комнату без доступа солнечного света, а также ярких осветительных приборов.
  • Исключить воздействие громких звуков и других внешних раздражителей, например разговора, шума телевизора или музыки.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха. Поскольку одной из причин, выступает гипоксия, достаточно проветрить помещение и сохранить постоянное поступление свежего воздуха в помещение.
  • Освободить его от неудобной стесняющей или тёплой одежды. Достаточно уложить ребёнка в кровать, предварительно раздев его, и уложить спать.
  • Предложить сладкий чай или легкую пищу, так как в качестве провоцирующего фактора болей, часто выступает недостаточное содержание глюкозы в крови.
  • Подобрать дозировку ибупрофена или парацетамола в соответствии с возрастом и массой тела. Предпочтение следует отдавать сиропу или ректальным свечам, так как данные лекарственные формы приводят к быстрому развитию терапевтического эффекта.

Важная информация

При отсутствии эффекта от проводимых мероприятий в течение двух-трёх часов рекомендуется обратиться за помощью к специалистам. Это связано с возможным появлением опасных осложнений, требующих срочного оказания лечебных мероприятий.

Когда нужно срочно обращаться к врачу

Срочное обращение за медицинской помощью необходимо при нарастающем или резком ухудшении пациента, а также отсутствии эффекта от проводимой терапии. Если у пациента выявляются нижеперечисленные симптомы требуется экстренно вызвать скорую помощь. К ним относят:

  • Быстрое изменение самочувствия со слабостью или чрезмерной возбудимостью.
  • Неудачные попытки разбудить ребёнка.
  • Усиление жалоб после использования средств с обезболивающим эффектом.
  • Тошноту или судорожный синдром.
  • Онемение верхних или нижних конечностей со слабостью мышц.
  • Изменение размеров зрачков.

Диагностика

Для постановки диагноза и выяснения причины необходимо обратиться к врачу в ранние сроки. Врач выясняет у родителей основные симптомы, которые беспокоят ребёнка. В более старшем возрасте беседуют с детьми, уточняя основные жалобы, условия их появления, а также длительность их сохранения. Специалисту необходимо узнать эффект от проводимых мероприятий, например, после укачиваний, попыток использования лекарственных или народных средств. Во время осмотра проводится пальпация и проверка основных рефлексов. Также большое значение в постановке диагноза играют данные анамнеза с перенесенными или врожденными патологиями. На основании полученной информации подбирают план дополнительных исследований, который может включать:

Профилактика головной боли у ребёнка

Для того, чтобы предотвратить головные боли у ребёнка, необходимо придерживаться основных профилактических рекомендаций. Они предотвращают прогрессирование уже имеющихся заболеваний и снижают риск возникновения новых. К ним относят:


Своевременное обращение к врачу поможет исключить опасные осложнения. Важно провести тщательную диагностику организма и выявить причину, для того, чтобы подобрать эффективное лечение.

Полезное видео: Почему у ребенка часто болит голова?

Ребенок дошкольного возраста слабо дифференцирует источник болей и может жаловаться на головную боль при заболеваниях ушей, глаз, при болях в области шеи и т. д. Ребенок младшего возраста может и вовсе не жаловаться на боль в голове, но о наличии боли можно догадаться по страдальческому выражению лица, по мотанию головой либо, напротив, по ее напряженной фиксации. Иногда головная боль выражается плачем, повышенной раздражительностью ребенка. Нередко дети при головной боли пытаются сжимать голову руками, дергают себя за волосы. И лишь в школьном возрасте жалобу на головную боль можно считать достоверной.

Для выяснения причин головной боли очень большое значение имеет наблюдение близких за особенностями поведения ребенка. Нужно постараться уточнить локализацию головной боли: в лобном, височном, теменном, затылочном отделах, в области глаз, ушей, носа. Важно выяснить распространенность боли: односторонняя или диффузная. Важной является и характеристика головной боли: внезапная или постепенно нарастающая, острая или тупая, проходящая самостоятельно или после приема обезболивающих либо успокаивающих средств. Родители могут заметить сопутствующие головной боли проявления: побледнение или покраснение лица, слабость, вялость или возбуждение, тошноту, рвоту, головокружение. Ну и конечно, очень важно постараться уловить связь появления головной боли с какими-то обстоятельствами: стрессовой ситуацией, физической нагрузкой, утомлением, поездкой в транспорте, приемом каких-то препаратов.

Огромное число заболеваний, сопровождающихся головной болью, можно объединить в 3 большие группы: общие заболевания ребенка, заболевания головного мозга и заболевания немозговых отделов головы.

Головная боль у ребенка может быть при различных заболеваниях: при аденоидных разращениях, менингите, энцефалите, арахноидите, при воспалении придаточных пазух носа, при отравлениях, обмороках, при простуде и т.д. Часто головная боль возникает у ребенка при лихорадочном состоянии, при чрезмерно долгом пребывании на солнце. Нередко головные боли у ребенка возникают вследствие физического или умственного переутомления (к примеру, ребенок очень долго играл с другими детьми в какие-то подвижные игры, долго был в состоянии психического напряжения, выполняя домашнее задание, и т. п.). Поскольку головная боль в большинстве случаев - всего лишь один из симптомов основного заболевания, излечение ребенка от этого заболевания тут же приводит к тому, что головная боль исчезает. Устранение других причин головной боли также быстро приводит к улучшению самочувствия ребенка. .

При каких общих заболеваниях у ребенка бывает головная боль?

Головными болями сопровождаются многие острые инфекционно-воспалительные заболевания: грипп, ангина, пиело- и гломерулонефрит, рожистое воспаление, воспаление легких и др. Головная боль в этих случаях возникает на фоне интоксикации в период высокой температуры тела, характеризуется разлитым характером, уменьшается на фоне приема жаропонижающих средств, обладающих и обезболивающим действием (калпол, парацетамол, панадол, эффералган и др.), продолжается несколько дней и проходит по мере улучшения самочувствия ребенка.
У некоторых детей школьного возраста бывают приступы очень интенсивных головных болей, локализованных в одной половине головы, сопровождающиеся светобоязнью, тошнотой и рвотой, - мигрень . После рвоты головная боль обычно проходит. Иногда такие приступы головной боли у детей сочетаются с расстройством зрения, болями в животе. Приступ продолжается несколько часов и заканчивается сном. В период головной боли ребенку необходим максимальный покой (затемненное помещение, тишина), обильное дробное щелочное питье, средства, улучшающие мозговое кровообращение (вазобрал, ницерголин), обезболивающие средства (баралгин, пещалгин и др). Для детей с мигренями предпочтительны молочно-растительная диета, ограничение в рационе животных жиров, исключение субпродуктов (печени, почек, мозгов), какао, кофе, шоколада, шпината, зеленого горошка. Таких детей оберегают от избыточных психоэмоциональных нагрузок, стрессов. С целью предупреждения приступов мигрени применяют пизотифен, лизурид, метисергид.

Что такое обморок?

Одним из возможных проявлений НЦД являются обмороки - кратковременные потери сознания, обусловленные внезапным ухудшением кровоснабжения головного мозга. Обмороки могут возникать у детей с лабильной нервной системой при сильных эмоциях, испуге, при голодании, в душном помещении, при резком переходе тела из горизонтального положения в вертикальное, при быстром повороте головы. Часто потере сознания предшествуют слабость, головная боль, головокружение, потемнение в глазах, шум в ушах, головокружение, тошнота, онемение рук и ног. Лицо ребенка обычно бледнеет, покрывается холодным потом, мышцы слабеют (снижается тонус), зрачки расширяются, дыхание и пульс учащаются, снижается артериальное давление, затуманивается сознание. Кроме НЦД причиной обмороков может быть серьезное заболевание мозга, сердечно-сосудистой системы. Поэтому в случае повторных обмороков ребенка необходимо обследовать у невропатолога, кардиолога, окулиста.

При обмороке, вызвав врача, уложите ребенка без подушки с приподнятыми ногами; освободите грудь от стесняющей дыхание одежды; проветрите помещение; обрызгайте лицо ребенка холодной водой; ватку, смоченную в нашатырном спирте, поднесите к носу и разотрите ею виски ребенка. Когда ребенок придет в себя, напоите его крепким сладким чаем.

Какие заболевания головного мозга нужно исключить, если у ребенка часто болит голова?

Если сильная головная боль появилась внезапно, локализуется в височной, лобной областях или охватывают всю голову, если одновременно началась многократная рвота, появился озноб и поднялась очень высокая температура, не исключено, что у ребенка воспалительное заболевание головного мозга (энцефалит ) или его оболочек (менингит ). Если у ребенка при этом нарушено сознание и возникают судороги, этот диагноз очень вероятен. Дети жалуются на сильную боль в задних отделах шеи. Попытка пригнуть голову ребенка к груди сопровождается сильной болью и напряжением мышц-разгибателей шеи. Нередко дети лежат, запрокинув голову назад.

Менингит и энцефалит - очень серьезные заболевания, способные закончиться самым печальным образом. Срочно вызовите врача, и, если подозрения подтвердятся, ребенка придется срочно поместить в инфекционную больницу для интенсивного лечения.

Головная боль, появившаяся после травмы головы, сопровождающаяся тошнотой, а может быть, и рвотой, позволяет заподозрить у ребенка сотрясение или ушиб головного мозга . Могут быть и другие симптомы: головокружение, нарушения зрения. Появление этих симптомов обусловлено отеком мозга, а может быть - кровоизлиянием в мозг. Ребенка нужно уложить в горизонтальное положение, приложить холод к области головы и вызвать врача. Возможно, ребенка придется поместить в больницу минимум на 10 дней, в течение которых он будет на постельном режиме, будет получать мочегонные (диакарб с аспаркамом), успокаивающие средства (настойку пустырника, валерианы, микстуру с бромом). После выписки из больницы в течение 1-2 месяцев ребенок должен будет принимать препараты, улучшающие питание мозговых клеток (пиридоксин, глютаминовая кислота и пр.) и кровоснабжение мозга (кавинтон, винпоцетин). При отсутствии своевременного лечения может сформироваться посттравматическая энцефалопатия, при которой головные боли могут продолжаться месяцами.

Головная боль - постоянный спутник повышенного внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии ), которое может быть обусловлено повышенной продукцией спинно-мозговой жидкости, сниженным ее рассасыванием либо нарушением ее циркуляции. Эти наращения у детей старше 3 лет, как правило, имеют приобретенный характер и развиваются после повреждения мозга в родах, после сотрясения мозга или после инфекций мозга. Диагноз может быть подтвержден рентгенологическим исследованием черепа, нейросонографией, компьютерной томографией мозга. Лечение будет назначено невропатологом в зависимости от механизма повышения внутричерепного давления.

При каких еще заболеваниях у ребенка бывает головная боль?

Частой причиной головной боли у ребенка является воспаление околоносовых пазух черепа (лобной, гайморовой). Чаще при этом головная боль появляется по утрам из-за заполнения пазух гноем и повышения в них давления. Характерно усиление головной боли при опущенной вниз голове. Иногда головная боль носит односторонний характер - на стороне поражения. Типична заложенность носа и слизисто-гнойные выделения из носа, преимущественно с той же стороны. Возможно повышение температуры тела. Ребенка следует показать оториноларингологу. Диагноз может подтвердить рентгенологическое исследование пазух носа. Лечение направлено на улучшение оттока из пазух носа (називин, галазолин, виброцил), разжижение носовой слизи (рино-флуимуцил), при гнойном процессе потребуется назначение антибиотика и, возможно, промывание пазух носа.

Дети младшего дошкольного возраста нередко жалуются на головную боль при воспалении среднего уха (остром отите ). Обычно отит у детей является осложнением насморка, сопровождается повышением температуры тела. Боль локализована на стороне воспаленного уха. Ребенок вертит головой, подергивает больное ухо рукой. Диагноз поможет установить оториноларинголог, объем лечения будет зависеть от формы отита (катаральный, гнойный, геморрагический).

До осмотра врача вы можете закапать в нос ребенка капли, уменьшающие отек слизистых оболочек (галазолин, називин, тизин и др.) и, если нет выделений из уха, можно закапать в слуховой проход обезболивающие капли (отинум, отипакс). При сильной боли ребенку следует дать обезболивающие средства (парацетамол, анальгин) и «поставить» на ухо полуспиртовой компресс. Для этого марлевую салфетку смачивают водкой или полуразведенным спиртом и через предварительно сделанную прорезь надевают на ушную раковину. Сверху салфетку закрывают компрессорной бумагой или целлофаном (также с прорезью), затем накладывают слой ваты и завязывают платком. Компресс ставят на 4 часа.

Не частой, но очень неприятной причиной головной боли может быть невралгия верхней ветви тройничного нерва . Боль при этом очень интенсивная, односторонняя, усиливается при малейшем прикосновении к коже и даже к волосам. Характерно усиление боли при надавливании в височной области (место выхода этой ветви тройничного нерва из черепа). Ребенку следует дать обезболивающее средство, сделать сухой теплый компресс на височную область и необходимо обратиться к невропатологу.

Ребенок может жаловаться на головную-боль при герпетических высыпаниях на волосистой части головы. Боль может быть столь интенсивной, что ребенок не позволяет прикоснуться к волосам. При осмотре кожи головы под волосами можно обнаружить элементы сыпи. Элементы обрабатывают кремом зовиракс, следует обратиться к дерматологу.

Изредка у детей причиной головной боли бывает рожистое воспаление кожи волосистой части головы. При этом под волосами можно обнаружить покраснение и отек кожи с четко ограниченными контурами. Характерны повышение температуры тела, озноб, интоксикация. Заболевание протекает тяжело, нередко приходится лечить ребенка в инфекционном отделении.

Основу терапии составляют антибактериальные средства.

Головная боль у детей может возникать при нарушении зрения (близорукость, астигматизм). Характерно, что боль появляется после занятий, требующих напряжения зрения. Боли появляются приступами, локализованы в области лба или глазниц и сопровождаются ухудшением зрения. Диагноз может подтвердить окулист. Лечение состоит в коррекции зрения.

Безусловно, мы рассмотрели только наиболее частые причины головных болей у детей. Как вы убедились, головная боль может быть как эпизодическим симптомом, так и проявлением тяжелого заболевания. Не следует также забывать, что у некоторых детей жалобы на головную боль могут являться всего лишь поводом для уклонения от занятий в школе. Но даже в этом случае эту жалобу нельзя оставлять без внимания. Ребенок с головными болями нуждается в обязательном врачебном обследовании.

  • в обязательном порядке снять с ребенка любую физическую или психическую нагрузку, предоставить ему возможность полежать, отдохнуть (но отдыхать следует лежа на высокой подушке, чтобы кровь не приливала к голове). Можно совершить непродолжительную пешую прогулку на свежем воздухе. Если причина головной боли в чрезмерно долгом пребывании на солнце, ребенку рекомендуется отдохнуть в тени, в прохладе;
  • организовать вокруг ребенка спокойную обстановку, дать ему возможность поспать. Наиболее целительно при головной боли действует сон на свежем воздухе - на веранде, в саду. Когда ребенок укладывается спать в помещении, предварительно следует это помещение проветрить. Если позволяют время года и погода, спать ребенок должен при открытой форточке или при открытом окне;
  • разговаривать с ребенком о приятном, помечтать, отвлечь его от мыслей о головной боли. Можно пообещать ребенку новую игрушку; можно дать съесть ему что-нибудь вкусненькое (но немного, поскольку головная боль зачастую сопровождается тошнотой, и прием пищи может вызвать рвоту);
  • прежде чем прибегать к помощи болеутоляющих средств, мама может попробовать применить другие средства, облегчающие головную боль или способные устранить ее полностью. Так, например, очень эффективен может быть массаж. Рекомендуется слегка помассировать ребенку виски, лоб, затылочную область, заднюю поверхность шеи, надплечья;
  • ребенку старше 6 лет, страдающему от головной боли, давать для приема внутрь болеутоляющие средства. К таким средствам относятся анальгин, ацетилсалициловая кислота (аспирин), аскофен, цитрамон, парацетамол и др. Может помочь ребенку избавиться от головной боли и но-шпа;
  • прибегнуть к отвлекающей терапии. В качестве очень эффективных отвлекающих процедур можно рекомендовать теплые общие ванны, горячие ручные ванны, горячие ножные ванны горячий душ на область шеи (на так называемую «воротниковую зону»), теплый общий душ, холод на область лба и т. д. Названные процедуры вызывают перераспределение крови в организме - кровь отливает от головы, и гол9вная боль либо уменьшается, либо исчезает совеем. В качестве отвлекающего средства могут быть использованы горчичники; в случае сильной головной боли их рекомендуется ставить на затылочную область или на заднюю поверхность голеней; можно умыть ребенка очень теплой водой, данная процедура также оказывает отвлекающее действие, причем очень быстрое. Если поставить ребенку на лоб горячий компресс, головная боль также может быстро сойти на нет;
  • зачастую от головных болей помогает быстро избавиться очистительная клизма. Объясняется это следующим: из толстого кишечника удаляются токсические вещества, которые, всасываясь вместе с водой, могли быть причиной головной боли или могли усиливать головную боль;