Стратегические бомбардировщики. Самые грозные бомбардировщики россии

Стратегические бомбардировщики В-52 и Ту-160, разработанные в середине XX века, по-прежнему стоят на вооружении. Они неподвластны времени. Оба самолета неоднократно участвовали в боевых действиях.

В эпоху холодной войны США и Советский Союз в течение нескольких десятилетий устрашали друг для друга угрозой уничтожения противника с помощью ядерного оружия. Усилия миллионов человек и несметные средства тратились на разработку и размещение систем вооружения, оснащенных самыми современными технологиями, чтобы гарантировать полное уничтожение вражеского государства в случае, если холодная война перейдет в горячую стадию.

В процессе этой гонки вооружений обе стороны создали бомбардировщики, способные пересекать океаны и континенты, чтобы сбрасывать ядерные бомбы непосредственно на территорию врага. Впоследствии, когда это стало невозможным из-за усовершенствования систем ПВО, на этих самолетах стали размещать ракеты для запуска в максимальной близости от цели. Кажется невероятным, что некоторые из этих чудес инженерной мысли 1950-х — 1970-х годов продолжают летать и сегодня, через 26 лет после развала Советского Союза и окончания холодной войны, для участия в которой они были разработаны.

За штурвалами некоторых самолетов сидят внуки их первых пилотов, и эти аппараты не теряют своей эффективности. Их модернизируют, чтобы не снимать с вооружения, например, американские B-52 или российские Ту-95 (Bear — «Медведь» по классификации НАТО), или возобновляют их производство для выпуска новых моделей, в частности, российского Ту-160. Гиганты времен холодной войны останутся с нами на долгие годы, некоторые из них прослужат более ста лет, а это целая вечность для самолета.

Boeing B-52 Stratofortress

Контракт на разработку стратегического бомбардировщика B-52 был заключен в 1946 году, первый полет этого аппарата состоялся 15 апреля 1952 года, в 1955 году он был поставлен на вооружение ВВС США. По прошествии 62 лет этот модернизированный и модифицированный самолет продолжает летать и участвовать в боевых действиях. B-52 Stratofortress (летающая крепость) разрабатывался как межконтинентальный реактивный бомбардировщик-носитель неуправляемых ядерных бомб для нанесения ударов по городам и стратегически важным объектам инфраструктуры СССР.

© РИА Новости, Скрынников

Ядерные бомбы ни разу не сбрасывались с этих самолетов, которые использовались в оперативно-тактических целях во всех вооруженных конфликтах с участием США, начиная с 1965 года — войны во Вьетнаме. Зато с них сбрасывались тысячи тонн неуправляемых и управляемых бомб с обычным зарядом, и сейчас они продолжают бороздить небо, иногда пилотируемые внуками своих первых командиров. Между собой летчики называют этот бомбардировщик Бафф (Buff). Это акроним, образованный из слов Big Ugly Fat Fucker (большой, уродливый, толстый тип).

Длина самолета — 48,5 метра, размах крыльев — 56,4 метра, площадь крыла — 370 квадратных метров. Высота вертикального стабилизатора — 12,4 метра, масса пустого самолета — 83,25 тонны, максимальная взлетная масса — 220 тонн, что позволяет ему нести 31,5 тысячи килограмм вооружения и 181 тысячу литров топлива.

Контекст

The National Interest 30.03.2016

Война делает Су-35 еще более грозным

The National Interest 08.06.2017

Российские «Аллигаторы» совершенствуются в Сирии

Al Madena news 05.06.2017
Бомбардировщик имеет стреловидные крылья (угол стреловидности 35 градусов), с них свисают четыре спаренных отсека с турбореактивными двигателями TF-33 производства Pratt & Whitney. Аппарат может развивать максимальную скорость до 1046 км/ч (650 миль в час или 0,86 махов). Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 14 тысяч километров (перегоночная дальность — более 16 тысяч километров), но при дозаправке в воздухе максимальная дальность полета зависит от выносливости экипажа. Самолет может летать на высоте до 15,24 тысячи метров. Экипаж состоит из пяти человек (командира, второго пилота, штурмана, радиста-стрелка и инженера-электронщика), хотя иногда в нем размещались и артиллеристы для ведения огня из зенитных орудий, снятых с аппарата в его последних модификациях.

B-52, разработанный для транспортировки большой массы бомбовой нагрузки, оснащен большим внутренним грузовым отсеком и четырьмя подкрыльными системами подвески вооружения, благодаря чему аппарат может нести разнообразные виды неуправляемых и управляемых бомб (ядерных, кассетных и обычных), а также ракеты воздух-поверхность, предназначенные для удара как по наземным, так и по надводным целям, мины, системы радиоэлектронного подавления общей массой до 31,5 тонны. Всего было построено 744 аппарата в восьми модификациях (от A до H), последний самолет покинул заводской цех 26 октября 1962 года.

По мере разработки новых моделей бомбардировщика совершенствовалась его конструкция и устанавливаемое на борту электронное оборудование, изменялось строение хвостовой части, включая место расположения хвостовых пулеметов (которые впоследствии были сняты с аппарата). Также самолеты оснащались новыми целеуказателями, системами ведения радиоэлектронной борьбы, модифицированными моделями двигателей большей мощности и с меньшим потреблением топлива. В настоящее время ВВС США имеют на вооружении около 70-ти бомбардировщиков В-52 в полной боевой готовности, и еще 20 находятся в резерве. Все аппараты относятся к модификации H, прошли модернизацию с продлением срока службы.

Первыми боевыми задачами этих самолетов, разработанных изначально для участия в ядерной войне, стали так называемые ковровые бомбардировки с использованием неуправляемых бомб с обычным зарядом (во время войны во Вьетнаме) наподобие тех, что применялись во время Второй мировой войны. На протяжении американской военной кампании в Персидском заливе В-52 осуществляли бомбардировки с большой высоты, а также наносили удары по целям с малой высоты, включая ракетные удары.

Сегодня американские стратегические бомбардировщики используются в Сирии, Афганистане и Ираке в качестве самолетов поддержки на большой высоте с использованием управляемых боеприпасов. Благодаря своему боевому радиусу и высокой живучести, эти аппараты являются идеальными «летающими арсеналами» для сбрасывания управляемых бомб (с лазерным наведением или по GPS) по команде с земли. Оснащение самолетов модулем Litening c 2007 года позволило применять их для выполнения вышеупомянутых задач. Помимо этого, B-52 может использоваться для патрулирования морских акваторий и принимать на борт мины или ракеты Harpoon. Скорость и дальность полета бомбардировщика позволяет ему облетать обширные территории в ходе поисковых операций.

За долгие годы службы B-52, по меньшей мере, 11 аппаратов было потеряно в результате авиакатастроф, включая B-52G, который 17 января 1966 года столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135 Stratotanker в небе над испанской деревушкой Паломарес (провинция Альмерия). На землю упали четыре термоядерных бомбы, находившихся на борту бомбардировщика, вызвав радиационное заражение местности. Еще 30 самолетов было потеряно во время войны во Вьетнаме: из них не менее десяти было сбито противником, и пять получили такие серьезные повреждения, что с трудом смогли долететь до аэродромов союзников. В свою очередь, стрелки двух самолетов B-52D сбили из хвостовых пулеметов два истребителя МиГ-21. В настоящее время B-52 продолжают выполнять боевые задачи в Сирии и Ираке, нанося удары по позициям террористических группировок, включая «Исламское государство» (организация запрещена в РФ — прим. пер.), и выполняют полеты для «демонстрации силы» в зонах повышенной международной напряженности: Прибалтике, Восточной Европе или Южно-Китайском море.

Последний выпущенный самолет B-52 находится в эксплуатации 55 лет и имеет десятки тысяч часов налета, но конструкция этих аппаратов в стиле 50-х годов и неоднократные модернизации и модификации позволяют эксплуатировать их еще долгие годы. Именно на это направлено новое предложение о замене двигателей американских бомбардировщиков — их самого слабого звена. ВВС США запросили около десяти миллионов долларов на проведение работ по изучению вариантов замены последней версии двигателей TF-33 Pratt & Whitney на самые современные силовые установки, что должно снизить расходы на эксплуатацию самолетов (стоимость летного часа, расход топлива) и увеличить дальность полета.

Мультимедиа

Истребители, бомбардировщики и ударные вертолеты российских ВВС

ИноСМИ 13.08.2010

«Булава» поразила цель

World of Weapon 28.06.2017
Стоимость усовершенствования парка бомбардировщиков B-52, включая перестройку грузового отсека для обеспечения возможности его загрузки управляемыми боеприпасами, составляет 227 миллионов долларов. В период с 2018 по 2020 годы предполагается потратить 1,34 миллиарда долларов на модернизацию радиолокационных установок и оснащение аппаратов новыми системами. ВВС США намерено продолжать эксплуатацию «Баффов» до 2040 года, когда этому самолету исполнится 100 лет. И он продолжит наносить бомбовые удары.

Ту-160 «Белый лебедь»

Советским аналогом американского B-52, по сути, был турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 со стреловидным крылом, разработанный для выполнений тех же боевых задач в ту же эпоху, который также продолжает эксплуатироваться в настоящее время. Но более интересным примером в том, что касается модернизации, является, без сомнения, последователь этого самолета — Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack — «Блэкджек» по классификации НАТО). Этот аппарат относится к следующему поколению бомбардировщиков, и он поистине достоин уважения.

Ту-160, разработка которого началась на конкурсной основе в 1972 году, должен был стать конкурентом американских моделей XB-70 Valkyrie или B-1A, которые так и не были поставлены на вооружение. В рамках реализации этой задачи ОКБ Туполева создал монстра: самый большой и самый тяжелый в мире боевой самолет с изменяемой геометрией крыла, способный развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука, и самый быстрый в мире бомбардировщик, стоящий на вооружении в настоящее время. Все это стоило так дорого, что сегодня осталось лишь 16 таких аппаратов, которые могут эксплуатироваться. Но они обладают таким потенциалом, что российское Министерство обороны планирует возобновить производство этого самолета.

По внешнему виду Ту-160 напоминает американский самолет Rockwell B-1 Lancer в увеличенном виде. Российский бомбардировщик имеет большие размеры, чем его американский аналог (длина — 54,1 метра по сравнению с 44,5 метра; максимальный размах крыла — 55,7 метра по сравнению с 41,8 метра), он более тяжелый (максимальная взлетная масса — 275 тонн по сравнению с 216 тоннами), более быстрый (максимальная скорость — 2 маха по сравнению с 1,25 маха), может нести в грузовом отсеке больше вооружения (40 тонн по сравнению с 34 тоннами). Он разрабатывался как ракетоносец, грузовые отсеки оборудованы двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых может нести по шесть крылатых ракет Х-55 (с обычным и ядерным зарядом и радиусом действия до 2,5 тысячи километров) или по 12 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 (ядерных или противокорабельных) малой дальности (до 300 километров).

Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки в воздухе — 12,3 тысячи километров, боевой радиус — около 7 тысяч километров, он оборудован штангой топливоприёмника воздушной дозаправки, которая используется в редких случаях. Максимальная высота полета — 15 тысяч метров. Хотя самолет строился без применения технологии Stealth, ряд конструктивных особенностей снижают его радиолокационную заметность, например, по сравнению с B-52.

В апреле 1987 года 184-й гвардейский Полтавско-берлинский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк в Прилуках (на территории Украинской ССР) был оснащен бомбардировщиками Ту-160, но после выпуска 36 аппаратов произошел развал Советского Союза, что повлияло на дальнейшую судьбу Ту-160.

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Украина национализировала все Вооруженные силы, находящиеся на ее территории. На аэродроме в Прилуках находилось 19 «Белых лебедей», которые присвоила себе Украина, хотя большинство пилотов и авиатехников предпочли уехать в Россию.

В 90-е годы эти самолеты постепенно выходили из строя из-за отсутствия необходимого ремонтно-восстановительного обслуживания. Россия и Украина вели переговоры о возможной продаже этих самолетов. Украине они были не нужны, но запрошенная цена (около 3 миллиардов долларов) была слишком высока для Москвы. После долгих пререканий и утилизации одного аппарата по договору о ядерном разоружении Украины стороны пришли к соглашению: с учетом списания части долга по закупкам газа, Россия должна была заплатить Украине 285 миллионов долларов за восемь Ту-160, находящихся в лучшем состоянии, три Ту-95МС и 575 ракет Х-55М. После необходимой подготовки, в период с ноября 1999 года до февраля 2001 года, Ту-160 были перебазированы на российскую авиабазу вблизи города Энгельс Саратовской области.

Статьи по теме

Ту-160 против В-1. Кто победит?

The National Interest 30.03.2016

Как Россия намерена противостоять США

The National Interest 13.05.2017

Глава СТРАТКОМ о перевооружении ядерных сил США

ИноСМИ 26.06.2017

В небе над Балтикой - редкий гость

Ilta-Sanomat 17.06.2017
В составе 121-го гвардейского Севастопольского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, базирующегося на аэродроме под Энгельсом, уже было шесть аппаратов Ту-160, к ним добавилось еще восемь бомбардировщиков, переданных Украиной, и несколько самолетов, которые достраивались российским Министерством обороны уже после развала СССР. После ряда авиакатастроф и ввода в строй новых ракетоносцев сейчас на вооружении ВВС РФ находится 16 Ту-160 (в модификации Ту-160M), хотя считается, что только 11 из них находятся в состоянии полной боевой готовности. Эти аппараты осуществляли демонстрационные полеты в Южной Америке (в 2008 году в Венесуле и в 2013 году в Колумбии). В ноябре 2015 года бомбардировщики Ту-160 впервые приняли участие в боевых действиях, нанося удары крылатыми ракетами по целям в Сирии.

С учетом мощности и потенциала этих аппаратов, нет ничего удивительного в том, что российское Министерство обороны захотело увеличить парк Ту-160. Появилась идея возобновить производство этих самолетов (один аппарат в два-три года) и довести их количество до 30 к 2030-2040 годам. Ракетоносцы будут выпускаться в модификации Ту-160М2 и, по официальным данным, будут оснащены новыми комплектующими на 60%, включая новые силовые установки, которые должны увеличить дальность полета Ту-160 приблизительно на тысячу километров и высоту полета до 18 тысяч метров.

В бортовую систему самолета планируется встроить новейшие высокоточные приборы, которые позволят стрелкам использовать «интеллектуальные» боеприпасы, а также радиолокационные системы и средства связи последнего поколения. Еще одним важным изменением будет замена всего оборудования украинского производства, так как сейчас, когда отношения между Россией и Украиной накалились, его ввоз является невозможным. Возобновление производства Ту-160 затормозит реализацию программы разработки перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), но продлит срок службы аппарата, который в этом случае может оставаться в строю более 50 лет. И тогда никто не сможет сказать, что «старики» ни на что не годятся.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Стратегический бомбардировщик представляет собой боевой самолет, который может нести авиационное, в том числе ядерное, вооружение (баллистические и крылатые ракеты, авиабомбы). Его предназначение заключается в нанесении ракетных и бомбовых ударов по объектам стратегической значимости, расположенных на вражеской территории, обычно вне зоны основных военных действий, с целью подрыва промышленного и военного положения противника.

По сравнению с тактическими бомбардировщиками, которые предназначены для поражения целей непосредственно во фронтовой зоне (личного состава, тактических баз, стационарной и мобильной техники), стратегические бомбардировщики обладают:

    большой дальностью полета, увеличенным по массе боевым вооружением, которое производит наиболее разрушительные поражающие воздействия;

    более комфортабельными условиями для размещения членов экипажа, что вызвано требованием к сохранению их работоспособности в режиме боевого дежурства (при выполнении длительного полета).

Наличие у государств стратегических бомбардировщиков, которые несут ракето-ядерные средства поражения, особенно страшно для их потенциальных противников и сдерживает агрессию со стороны «разжигателей войны».

Еще одно отличие стратегических бомбардировщиков от тактических заключается в том, что первые являются более дорогостоящими и универсальными, способны уничтожать электростанции, заводы, плотины, мосты, магистральные дороги, важные объекты и даже целые населенные пункты как на поле боя, так и за его пределами. На сегодняшний день стратегическими бомбардировщиками располагают только 2 государства – США и Россия.

Ограничение термина

Стратегическим бомбардировщиком называется тип самолета, который обладает межконтинентальной дальностью полета (более 5000 км) и может использовать ядерное оружие. Самолеты типа B-47, Ту-16 и Ту-22М, например, хоть и могут вооружаться ядерными ракетами и бомбами, не способны преодолеть межконтинентальную дальность полета, поэтому их относят к категории дальних бомбардировщиков. Использование термина «дальние бомбардировщики» не совсем корректно, потому что такие самолеты, кроме того, что не имеют межконтинентальной дальности полета, по остальным техническим характеристикам полностью соответствуют требованиям стратегических бомбардировщиков. То есть дальние и межконтинентальные бомбардировщики правильно указывать как два подкласса стратегических бомбардировщиков.

Неопределенность критериев с одной стороны и политическая конъюнктура с другой привели к тому, что отдельные государства называют стратегическими не только тактические, но и оперативно-тактические бомбардировщики – FB-111 (США), Mirage 2000N (Франция), Vickers 667 Valiant (Великобритания), Xian H-6A (Китай).

В частности, это вызвано использованием (в том числе планируемым) в техническом аспекте оперативно-тактических и тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. В некоторых случаях оно будет целесообразно, если находящиеся на территории противника стратегические объекты находятся в зоне досягаемости оперативно-тактической и тактической ударной авиации.

История

Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:

    бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.

    B-29, B-24 и B-17 ВВС США.

    Советские Пе-8 и Ил-4.

Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.

Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.

Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В первой половине 1950-х еще не было зенитных комплексов, способных поражать высотные высокоскоростные цели.

Единственными вариантами, которые можно было использовать против таких целей, были истребители-перехватчики (напр. Convair F-102 Delta Dagger). Поэтому решить проблему неуязвимости стратегического бомбардировщика можно было за счет создания самолета этого класса с увеличенными параметрами максимальной скорости и практического потолка.

По этой доктрине в США разработали бомбардировщики A-5 и B-58. Особенностью этих самолетов является в первую очередь то, что они не могли использовать никакое иное вооружение кроме ядерных авиабомб.

Примерным аналогом со стороны СССР можно считать М-50 и Ту-22.

Самым совершенным аппаратом, созданным по этой доктрине, стал американский бомбардировщик «Валькирия» и советский Т-4.

После появления в составе ПВО зенитно-ракетных комплексов, способных поражать любые высотные цели, производство самолетов B-58 свернули, а первый стратегический бомбардировщик палубного размещения A-5 переделали в разведывательную версию.

На данном этапе гонки вооружений к стратегическому бомбардировщику предъявлялись по-прежнему серьезные требования в скорости, но не для прорыва средств ПВО противника, а лишь сокращения времени подлета к месту нанесения авиаудара. Для прохождения ПВО врага планировалось использовать полет на очень малой высоте.

По такому принципу были созданы такие самолеты, как Ту-22М (СССР), FB-111 (США) и TSR.2 (Великобритания). Последний бомбардировщик не попал в серийное изготовление из-за переориентации государства на применение ПЛАРБ, несущих ракеты «Поларис». Такие самолеты в англоязычных текстах получили название «интердиктор».

В эпоху развития новых технологий самолеты стратегической авиации получали способность летать на разных высотах (в том числе предельно малых – Ту-160, B-1), а некоторые из них обладали пониженной радиолокационной заметностью (B-2). Все эти характеристики в комплексе способствовали успешному проникновению в чужое воздушное пространство.

Однако высокая стоимость постройки и содержания этого типа самолетов и их сомнительная эффективность в возможных локальных военных конфликтах (например, в российских ВВС имеются для этих целей Ту-22М и Су-34) не дают возможности произвести замену военного авиапарка государств, некоторые типы самолетов не снимаются с военного учета (яркие примеры: Ту-95 и B-52). Вместе с этим техническое и моральное старение аппаратов представленного типа порождает необходимость проведения их замены. С этой целью в США учреждена программа разработки нового бомбардировщика, который сменит B-52 (самолеты этого типа планируется полностью снять с боевого дежурства до 2030 года). На замену Ту-95 в России поступят ПАК ДА и модернизированные Ту-160 (первые поставки Ту-160 в ряды российских ВВС датируются 2015 г.).

Основные требования, которые ставились перед конструкторами-создателями самолетов стратегической бомбардировочной авиации, – это возможность выполнять доставку ядерного оружия. Однако известны случаи их использования в локальных военных конфликтах. В частности, Ту-22М, Ту-22 и Ту-16 были задействованы в Афганской войне, B-52 – в Ираке и Вьетнаме, B-2 – в Ираке (2003) и Югославии.

Основные модели стратегических бомбардировщиков

Холодная война:

    Handley Page Victor.

    Vickers Valiant.

  • B-52 Stratofortress.

Нереализованные и опытные проекты:

Современные:

    B-52H Stratofortress.

Будущие:

    Next-Generation Bomber (NGB).

    модернизированные Ту-160.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л

МОСКВА. 22 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Размашистая надпись "За наших!" на чугунном боку бомбы, заготовленной для сирийских боевиков, короткий взмах сигнальщика — и 130-тонная "тушка" под свист турбин мягко выруливает на взлет. Что-то похожее уже было. Полевой аэродром 1945-го, фронтовые бомбардировщики Ту-2 и надписи "По Берлину!" на подвешенных под крылья "фугасках". Старейшему в России ОКБ имени Андрея Туполева в воскресенье исполняется 95 лет. В его стенах разработаны десятки типов военных и гражданских летательных аппаратов, многие из которых стали мировыми легендами. РИА Новости публикует подборку самых лучших ударных самолетов выдающегося авиаконструктора.

Пикирующий фаворит

Фронтовой бомбардировщик Ту-2 Андрей Туполев проектировал в знаменитых "шарашках" НКВД, первый полет он совершил в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. И хотя внешне двухмоторная машина здорово смахивала на Пе-2, стоявший тогда на вооружении, она превосходила его по мощности, скорости и другим параметрам. По дальности действия Пе-2 уступал "тушке" почти в два раза, по бомбовой нагрузке — в три.

Летчикам туполевский самолет понравился гораздо больше, чем Пе-2. Они отмечали, что "тушка" легче пилотируется и может вернуться на базу при отказе одного из двигателей. Благодаря мощному оборонительному вооружению, хорошей бронезащите и надежной конструкции экипажи чувствовали себя уверенней. И хотя немецкие "мессершмиты" и "фокке-вульфы" открыли на Ту-2 настоящую охоту, бомбардировщики часто летали без истребительного прикрытия, оставаясь для врага трудной добычей.

Из-за сложностей военного времени массово машину начали поставлять в войска только с начала 1944-го, она производилась до 1952-го и после войны почти полностью заменила списанные Пе-2. "Туполевы" участвовали в битве на Курской дуге, бомбили Кенигсберг и Берлин, перебрасывались на Дальний Восток и применялись в войне с японцами, поставлялись на экспорт в Китай и Европу. Интересно, что китайские ВВС эксплуатировали этот самолет вплоть до начала 1980-х годов.

Всего было изготовлено около трех тысяч бомбардировщиков. На редкость удачная поршневая машина дослужилась до появления первого поколения своих реактивных потомков, пришедших ей на смену. По оценкам специалистов, уникальные летно-технические характеристики, простота производства и высокая боевая живучесть позволяют считать Ту-2 лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За разработку этого самолета Андрею Туполеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Первый реактивный дальний

Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену "срисованному" с американских "суперкрепостей" поршневому Ту-4 и открыл в СССР эру дальних боевых турбореактивных машин. В части ВВС самолеты начали поступать 1954-м году. Ту-16 получился настолько удачным, что как минимум пару десятков лет определял облик новых машин ОКБ Туполева.

В машине применили множество революционных на тот момент конструктивных решений: бомбовый отсек разместили у центра масс, для экипажа предусмотрели две гермокабины с катапультными креслами, установили мощнейшее оборонительное стрелково-пушечное вооружение и оригинальное шасси с двумя четырехколесными поворотными тележками. Благодаря такой схеме самолет мог садиться не только на бетонные, но и на грунтовые и снежные аэродромы.

Три завода за десять лет построили более 1500 машин в версиях бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолета радиоэлектронного противодействия. Всего было создано более 50 модификаций. Родившись на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным "испытателем" новейшего оружия. Именно с этого самолета сбрасывали первую советскую термоядерную бомбу РДС-37Д в 1955-м.

Легендарная "тушка" поставлялась не только в советские ВВС и ВМФ, но и за рубеж, в том числе Индонезии, Ираку и Египту. Бомбардировщик — "ветеран" целого ряда вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967-м, Арабо-израильской войны 1973-го, Ирано-иракской войны. В Афганистане "ту шестнадцатые" сбрасывали сверхмощные девятитонные бомбы для уничтожения укрепленных пещер моджахедов. Их чудовищные взрывы сносили скалы и вызывали лавины, хоронившие моджахедов заживо.

Медвежья сила

Легендарный "стратег" Ту-95 (по кодификации НАТО "Медведь") был создан еще в первой половине 1950-х и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет вместе с самолетами Мясищева оставался главным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.

На базе "девяносто пятого" построили множество машин разного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты разведки и целеуказания для ВМФ, стратегические разведчики. Созданный в конце 60-х самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.

Интересно, что именно на основе этого "охотника за подлодками" был разработан стратегический носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет авиационный форпост сил ядерного сдерживания России. Во время операции в Сирии "медведи" наносили удары по позициями боевиков новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.

Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и по малозаметности переигрывает Ту-160: выхлоп двигателей "Медведя", в отличие от реактивных струй, плохо различим со спутников-шпионов.

Наперегонки со звуком

К концу 1950-х заслуженный Ту-16 на посту сменил сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, самим фактом своего появления "разорвавший" шаблоны мирового авиастроения. Необычным в нем было почти все — расположение двигателей, крыло большой стреловидности, "ужатая" компоновка систем и оборудования.

"До ума" самолет доводили долго и трудно, но именно благодаря ему летчики Дальней авиации и ВМФ СССР получили возможность летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы отправились 300 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика-бомбардировщика, самолета РЭП и учебно-тренировочного самолета.

Ту-22 много раз модернизировали, "научили" дозаправляться топливом в полете, оборудовали мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовали авионику. Эти бомбардировщики служили в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и проявили себя как надежные и неприхотливые бойцы. Самолет применялся в Афганистане вместе с бомбардировщиками предыдущего поколения Ту-16 и своим "сменщиком" Ту-22М.

Убийца авианосцев

Разработанный в конце 1960-х дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (по кодификации НАТО "Бэкфайр") унаследовал от своего предшественника Ту-22 цифры в названии и… почти ничего больше. После пяти лет доработок самолет в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение ВВС, а еще через пять лет советские военные аэродромы начали получать модернизированные Ту-22МЗ.

Сверхзвуковой многорежимный ударный комплекс вобрал в себя все научно-технические достижения в самолетостроении и первым из своих собратьев научился "поджимать крылья". Изменяемая стреловидность и мощные экономичные двухконтурные двигатели подарили ракетоносцу фантастические возможности, сделав его грозой корабельных группировок вероятного противника.

Машина при максимальной загрузке несет 24 тонны боеприпасов, разгоняется до 2300 км/ч и может действовать на удалении в тысячи километров от аэродрома. Эти самолеты вооружают управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М различных модификаций, способными поражать морские и наземные цели на дальностях до 480 километров.


Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.


Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.

12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.

Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.

В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.



Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.

От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может.

30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.

Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.

Дальше забираемся в кабину «Медведя». Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.



Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины.

А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.

























Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.