В какие дни можно венчаться? Можно ли венчаться в церкви в субботу, пятницу, среду, понедельник, выходные дни, при месячных, в свадебном платье, католику и православной, на Красную горку, Троицу, не крещенным, троюродным, после или в день свадьбы, без исп.

Итак, вы решили соединить свою судьбу с любимым человеком, не просто получив благословение ЗАГСа, но и повенчавшись в православной церкви. Важно, чтобы это событие оказалось не просто данью моде, а стало серьезным обдуманным шагом, и для этого важно узнать его особенности. Кому и когда можно венчаться, при каких условиях совершается священное таинство и что для этого нужно подготовить?

Редакция сайта узнала все подробности проведения этого удивительного и сильного обряда.

Кому можно и нельзя венчаться

Первое требование к венчающимся - быть крещенными в православной церкви. Если жених или невеста не воцерковлены в православной церкви или ситуация с крещением не ясна, важно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы прийти в церковь и обсудить нюансы со священником. Иногда разрешается обвенчать молодых, даже если кто-то в паре не православный, но! - при условии, что дети, рождённые в этом браке, будут крещены в православии.

Второе требование - брачный возраст молодых: невесте должно исполниться 16 лет, жениху -18. Правда, священник наверняка сделает исключение и более юной невесте, если она ждет ребенка (или, как говорят у нас в Украине будет «при надії»). Церковь заинтересована в том, чтобы дети рождались в венчанном браке.

Любопытно, что пару обвенчают, даже если будущие супруги не получили благословения своих родителей. В таком случае все решает благословение духовного лица.

ВАЖНО. Нельзя венчаться атеистам и некрещенным, кровным и духовным родственникам (например, крестному и крестнице), а также вступающим в брак четвертый раз. Обряд венчания может проводиться только трижды. И то при условии, что человек овдовел или предыдущий венчанный брак расторгнут по церковным правилам.

Когда можно и нельзя венчаться

Важно, что венчаться можно и в день заключения брака в ЗАГСе (но это очень сложно вынести физически), и даже если вашему законному браку уже много лет.

К слову, если у кого-то из пары возникли недоразумения с документами и иные проблемы, не стоит бояться обратиться к священнику - вам обязательно пойдут в храме навстречу.

Не венчают:

Во время постов:
Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
Великий — семь недель до православной Пасхи;
Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
Успенский — длится 14 - 27 августа.
Учитывайте этот нюанс, планируя свадьбу (пост предполагает воздержание как в пище, употреблении алкоголя, громких гуляниях, так и в плотской близости);

. откажут в венчании в знаковые дни:
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
с 7 по 19 января — Святки;
на Масленицу;
на Светлую неделю (неделя после Пасхи);

Если кто-то из пары, планирующей обвенчаться, состоит в браке с другим человеком, который не был расторгнут в установленном церковью порядке;

Венчают в церкви не каждый день, а 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. В дни четырех постов, во время них церковные браки не заключаются;

Если не дано благословение духовного лица на брак и венчание.

ВАЖНО. Есть и один пикантный момент: по церковным законам, нельзя появляться в храме в «критические дни». Что ж, есть смысл подсчитать и выбрать для обряда правильное время.

Как подготовиться к венчанию

Важно выбрать церковь и священника, который будет проводить обряд. Желательно отдать предпочтению храму, в который вы ходите с детства, или тот, в котором вам уютно, спокойно.

Договориться о дате проведения венчания нужно загодя - за несколько недель. Также важно вовремя обсудить: сколько будет длиться обряд, что принести с собой в храм, можно ли снимать обряд в храме на камеру или делать фотосессию, сколько будет стоить обряд (он платный).

ВАЖНО. Священник может предложить вам дополнительные церковные услуги: например, колокольный звон, пение церковного хора.

Как выбрать поручителей

Поручители - это свидетели на свадьбе, которые держат венцы во время обряда. Их принято выбирать из близких (друзей), крещенных, неженатых или живущих в законном браке людей (разведенных или пребывающих в гражданском браке выбирать не позволяется церковью). Поручители выполняют такие же обязанности, как и крестные: они помогают молодым в жизни советами, духовно руководят семьей.

ВАЖНО. В случае, когда не удалось договориться со свидетелями, венчание могут провести и без них.

Какой выбрать наряд для венчания

Важное правило: на молодых должны быть крестильные крестики. Невесте полагается надеть не короткое платье (ниже колен), без глубокого декольте и слишком открытых плеч (на плечи можно накинуть палантин). Фата допускается, а вот массивные головные уборы или шляпы нет, поскольку невесте будут надевать на голову церковный венец.

Жениху полагается быть в костюме, но… не в спортивном или слишком ярком, экстравагантном, а женщинам - гостям обряда желательно быть в платье или в юбке ниже колена, замужним - с покрытой головой.

ВАЖНО. Невесте не стоит являться в церковь с очень ярким макияжем, к тому же - накрашенными губами нельзя целовать крест и икону. Кстати, в народе считают, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать: его хранят, как крестильную рубашку, крыжму и свечи.

Что нужно подготовить для венчания


Два платка (ими оборачивают венчальные свечи).

ВАЖНО. Венчальный рушник хранится, как и венчальные свечи, которые можно зажигать, чтобы очистить дом в трудные дни или когда кто-то в семье болеет.

Как вести себя во время церемонии венчания

Священник расскажет, как будет проходить обряд. Венчание проходит у входа в церковь, невеста стоит слева от жениха, оба стоят на рушнике и до конца таинства держат зажженными свечи. Во время церемонии молодые благословляются священником - после особенной молитвы он три раза должен поменять обручальные кольца с руки молодого на руку невесты.

Далее духовник задает вопрос: «По доброй воле совершается венчание? Нет ли препятствий?». После ответа молодых и молитвы, молодые становятся перед Богом супругами. Они целуют церковные венцы и в три глотка выпивают церковное вино.

В финале обряда священник проводит супругов вокруг аналоя, затем - к Царским вратам, молодой целует икону Христа, молодая — икону Божьей Матери. После - гости могут поздравить молодых!

Ещё, когда появилась «Русь Изначальная», стали появляться традиции, праздники и особые свадебные обряды. Тогда и начинались свадебные суеверия. Если заглянуть назад в прошлое, то многие знают да и читали об этом не раз, что почему нельзя венчаться в субботу?

В старину, люди строго придерживались святого правила православной церкви. Которое гласило: венчаться в выходной день это великий грех. Церковь такие пары не венчала, но были венчания у продажных попов. По большому счёту это практиковалось часто. Такие пары считались грешными людьми. Их проклинали и старались сторониться, обходить десятой дорогой при встрече, чтобы не кликать на себя беду.

Греховодников презирали и всячески старались изгнать из места поселения. Им приписывали многие жуткие вещи, например: не урожайность полей, засуху. Церковь старалась списать вот на таких изгоев всё что не получалось в природе. В итоге супруги жили плохо и в последствии расходились. Этим изгоям действительно по жизни просто не везло ни в чём и это доказанный момент зафиксирован у старых, пожилых людей.

Передаётся из поколения в поколение. Тогда и сейчас венчаться стало модным атрибутом. А если призадуматься? Ведь не зря церковь запрещала венчания в субботу. В любой день недели, кроме религиозных было можно жениться и выходить замуж. А что же происходит в мире сейчас?

Давайте разберёмся почему нельзя венчаться в субботу?

В старинных русских книгах, написанных на языке латыни сказано:»По вашей вере да будет вам». Задумайтесь над этими чудесными словами. В них есть смысл того о чём мы с вами сейчас говорим, делаем. И очень важно понять их всем своим сердцем. А лучше, вспомнить какие-то важные моменты из своей собственной жизни и задать самим себе этот вопрос, ответ которого всё равно вернётся к выше сказанному. Как ни крути.

Наш мир сегодня

  • Многие женятся, а вот венчаются единицы. Только те люди, которые крещёные идут под венец венчаться. Процесс самого венчания это тайна двоих людей. Потому что не крещенным людям нельзя даже переступать порог церкви. Обязательно становиться плохо и наступает обморочное состояние. По всему телу наступает дискомфорт. Такое состояние испытывали миллионы людей. Поэтому если решили дать обед венчания, то советуем для начала креститься. Но запомните, после расходиться нельзя. Разрешение можно получить только у епископа. Это очень долгая процедура и серьёзному шагу.
  • Но бывают исключения: если один супруг умер. Ведь не зря говориться: «И только смерть разлучит нас». Хорошо подумайте много раз, прежде чем сделать такой ответственный шаг в жизни. Но нынче батюшки венчают в субботу и в другой день недели. Только истинные уверенные в своей правоте батюшки этого не допустят. Сейчас всё покупается и продаётся. В основном у людей мало, что осталось святого. Не придерживаются старинных правил, а потом мучаются в браке всю свою оставшуюся жизнь. Оно того не стоит. Посмотрите, даже президенты и их подопечные все венчаются, но не в субботу. Это наглядный фактор примера современности.
  • Не венчайтесь в субботу, ни к чему хорошему это не приведёт. Подумайте о будущих, настоящих своих детях. Ведь за наши грехи, грехи наших родителей отвечают в первую очередь дети. Зачем им портить жизнь неудачами стать счастливыми. Ведь когда у детей всё хорошо идёт по жизни, то и нам родителям на душе спокойно.

Хотелось бы добавить ко всему сказанному. Никто ничего вам не навязывает. Решаете только вы сами когда венчаться и где. Будет жаль, если вы пренебрежёте святыми правилами и ослушаетесь. Без бога не до порога. Будьте счастливы!

Правила венчания. Когда можно и нельзя венчаться

Многие пары сейчас, помимо официальной регистрации брака, решают закрепить свои отношения перед лицом Бога венчанием в церкви. Для кого-то этот ритуал более важен, чем запись в книге актов гражданского состояния, а кто-то просто хочет торжественной и запоминающейся церемонии. В любом случае, принимая решение о вступлении в церковный брак, а именно это и подразумевает венчание, следует учесть несколько важных моментов. Даже если регулярное посещение храма для будущих супругов редкость, необходимо с уважением отнестись к правилам и традициям, установленным православной церковью.

Когда нельзя венчаться в православной церкви. Существует ряд причин по которым Церковь вправе отказать паре в венчании:

  • убеждения и вероисповедание

Если будущие супруги исповедуют не христианскую религию (ислам, буддизм, иудаизм), либо являются атеистами. Нельзя венчаться, не будучи крещенным в Православии, также могут отказать в венчании, если крещенный человек заявляет о своих атеистических убеждениях. Брак, заключенный по католическому либо протестантскому обряду, православной церковью признается.

  • неоднократные вступления в брак

Церковь отказывает в венчании, если в данное время кто-то из пары состоит в брачных отношениях с другим лицом. Если брак оформлен в ЗАГСе, его нужно аннулировать, если в церкви - то нужно получить разрешение архиерея на его расторжение и, одновременно, благословение на новое бракосочетание. Также не венчают более трех раз.

  • брак между родственниками

Церковь не поощряет вступление в брак близких родственников, вплоть до троюродных братьев, сестер и прочих (четвертая степень родства).

  • брак между духовными родственниками

Нельзя венчаться кумовьям, крестившим одного ребенка, а также крестным родителям с крестниками.

В какие дни нельзя венчаться. Следующим моментом является расписание венчальных дней, т.е. тех дат, по которым не совершается таинство венчания:

  • во время всех четырех постов,
  • в Сырную (Масленичную) и Пасхальную (Светлую) седмицу,
  • начиная с Рождества Христова до Богоявления (7-19 января по новому стилю),
  • накануне храмовых, двунадесятых и великих праздников (чтобы предпраздничный вечер не ознаменовался шумным гулянием по поводу венчания),
  • по субботам, а также вторникам и четвергам (накануне постных дней) в течение года,
  • накануне и в дни Воздвижения Креста Господня и Усекновения Главы Иоанна Предтечи (строгие посты).

Исключения могут быть сделаны по благословению архиерея при наличии уважительных причин.

Венчание и официальный брак в ЗАГСе. В настоящее время для проведения обряда браковенчания Русская Православная Церковь требует предъявление свидетельства о регистрации брака органами, представляющими государство.

Беременность и венчание. Церковь разрешает венчание во время беременности, как поощряет и посещение церкви женщинами, находящимися в интересном положении. Ребенок - это Божий дар, и грамотный священник никогда не откажет христианам, вступившим в законный брак, в проведении церемонии венчания по причине того, что невеста беременна.

Как выбрать обручаные кольца для венчания. Для обряда венчания паре нужно будет приобрести два обручальных кольца. Ранее, по традиции, одному из них полагалось быть золотым (для мужа), а другому серебряным (для жены). Сейчас допускаются кольца из одного и того же драгметалла (золотые) и даже перстни, украшенные камнями. Кольца очень важны для церемонии, ведь они являются символами неразрывного единения душ мужчины и женщины.

Наряды невесты и жениха для венчания. Жениху полагается быть одетым опрятно и строго. Невесте рекомендуется не слишком откровенный наряд. Если платье открывает плечи, спину и имеет глубокое декольте, то лучше заранее подумать о возможности набросить накидку или палантин во время проведения церемонии. Невеста должна быть с покрытой головой. Кружевной платок, или фата, закрепленная так, чтобы лицо оставалось открытым, - выбор остается за невестой. Относительно деталей наряда можно попросить рекомендаций у батюшки, который будет совершать обряд. Если юбка длинная и пышная, то ее заранее лучше подколоть или подобрать, так как во время церемонии нужно будет быстрым шагом обойти аналой несколько раз, а фасон юбки может это несколько затруднить. Невесте также предпочтительнее подобрать удобную обувь, ведь обряд венчания может длиться от 40 минут до 2 часов. В случае венчания пары, ждущей ребенка, можно согласовать с отцом-настоятелем наличие стульчика, если женщина вдруг почувствует сильную усталость во время церемонии.

Планируя венчание, нужно заранее обсудить всевозможные моменты со священником, который будет проводить обряд, а особенно серьезно следует задуматься над самой необходимостью оформления церковного брака. Ведь, по большому счету, осеняемый благодатью Божьей брак заключается один раз и на всю жизнь.

Советы для тех, кто собрался венчаться.

В первую очередь, необходимо согласовать место и время совершения таинства венчания. Сейчас во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания.

Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб. В тех же церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания. При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства. При положительном решении, поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому… Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне - с двенадцати часов ночи. И если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений.

В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого, обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Есть и другие моменты, на которые лучше обратить внимание: лучше всего, если невеста наденет удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд; присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания; делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства; обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол; возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять; у невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве; обязательны нательные крестики для обоих супругов; по русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир.

Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными. Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но, как показывает практика - бывает и такое. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Дни, когда не совершается венчание

1. Вторник
2. Четверг
3. Суббота
4. Великий пост (семь недель до Пасхи)
5. Петров пост (второй понедельник после Троицы)
6. Успенский пост (14-27 августа)
7. Рождественский пост (28 ноября - 7 января)
8. Святки (7-20 января)
9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
10. Пасхальная неделя (светлая седмица)
11. 14 февраля (канун Сретения Господня)
12. 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
13. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи)
14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)
15. День Святой Троицы
16. 10,11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)
18. 26,27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
19. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

Даты даны по новому стилю.

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа . Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8) . Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21) .

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям » не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28) , безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.