Грехи которые надо исповедовать на исповеди. Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех

Самое трудное дело в жизни - Исповедь. Читайте, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, что говорить батюшке и как называть грехи на исповеди?

Исповедь: читать грехи, готовиться перед исповедью

Самое трудное дело в жизни - Исповедь. Ведь почти никто никогда не рассказывал о себе постороннему человеку плохого. Мы так часто стремимся казаться себе и другим лучше, чем есть на самом деле… Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, что говорить батюшке и как называть грехи на исповеди.



Таинство Исповеди и Причастия

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Таинство Причастия следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами - на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.



Таинство Исповеди - очищение от всех ошибок и грехов

Исповедь, как мы рассказали, предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.


Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник - лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них - священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на Исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.



Как готовить грехи на исповеди

На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:


    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов - голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде - это воровство, злоба и гнев, предательство.


    Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.


    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной - прелюбодеяние, секс вне брака - блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь - обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.


    Хорошая привычка - анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи - благодарите Бога и Его помощь за них.


    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги - «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей. В книге о.Иоанна Исповедь строится по Заповедям Блаженства (Евангельским) и по Десяти Заповедям. Предлагаем самостоятельно составить список грехов для Исповеди.



Список грехов для Исповеди

Это список семи смертных грехов - пороков, которые дают начало другим грехам. Название «смертный» означает, что совершение этого греха, а особенно привычка к нему - страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои грехи в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание постигнет человека, сколько сам он вынужден будет отправить в ад - туда, куда ведут его грехи.


    Гордыня - и тщеславие. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех - и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» - важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном - тот самый случай тщеславия).


    Завистливость - и ревность. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все. Ревность не по разуму также грех, ведь мы часто завидуем обычной жизни без нас наших супругов или любимых, не даем им свободы, считая своей собственностью - хотя их жизнь принадлежит и им, и Богу, а не нам.


    Гнев - а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди - убийство. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство.


    Лень - а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно.


    Алчность - а также жадность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.


    Чревоугодие - постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно).


    Блуд и прелюбодеяние - это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние - состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать - вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.



Грехи в Православии

Зачастую можно услышать, что самый страшный грех - гордыня. Так говорят потому, что сильная гордость застилает глаза, нам кажется, что никаких грехов у нас нет, а если мы что-то и сделали - то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем быть повинны в очень многих грехах даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя изгнать грехи из души исповедью.


Однако, пожалуй, самым страшным из грехов является самоубийство - ведь его уже нельзя исправить. Самоубийство ужасно, ведь мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими - жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.


Страсти, пороки, смертные грехи очень трудно изгнать из себя. В Православии нет понятия искупления страсти - ведь все наши грехи уже искуплены Самим Господом. Главное, мы должны исповедоваться и причаститься в храме с верой в Бога, подготовившись постом и молитвой. Затем, с помощью Божией, перестать совершать греховное действие и бороться с греховными мыслями.


Не стоит искать особо сильных эмоций перед Исповедью и во время нее. Покаяние - это понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств - неправедны и являются грехами; твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании; вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь.



Как правильно прийти на исповедь, исповедоваться

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) - кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.


    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


    Священник выйдет к месту исповеди - обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря - и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов - на случай, если вы забыли некоторые грехи - священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.


    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом - задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», - или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, - назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.


    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).


    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника - подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.



Причастие после Исповеди

Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Каждому человеку нужно иногда причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


К Таинству Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:


    Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале - от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.


    Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.


    Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.


    За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).


    Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.


    Лучше посетить вечернее богослужение - Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.


    Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.


    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди - ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок - большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.


    Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


Да хранит и просвещает вас Господь наш Иисус Христос!


Церковная жизнь состоит не только из посещения богослужений. Это лишь малая ее часть. Настоящий христианин должен заниматься духовной работой, для чего Господь установил таинство исповеди. Но многим мешает обычное смущение, люди теряются перед незнакомым батюшкой. Они не знают, как себя вести, что говорить, как правильно называть грехи на . Разберемся, как следует готовиться к этому важному событию, есть ли сугубо «мужские» и «женские» провинности, как правильно каяться.


Что такое исповедь

Традиционное исповедание грехов существует в исторических церквях, католической и православной. Часть протестантских конфессий тоже практикует исповедь, но не делает ее обязательной для всех, кто желает . У большинства же других христианских деноминаций исповедь как таинство вовсе отсутствует. Но эту традицию свято чтут православные.

Случается, человеку просто требуется излить душу. Не всегда он хочет открываться близким людям - ведь они могут узнать что-то неприятное для себя, неправильно понять. Не принято доверительное общение и с незнакомцами. Как же быть в таком случае? Верующие могут прийти в храм, чтобы совершить покаяние (это и есть исповедь).


Как проходит исповедь

Для того, чтобы примириться с Господом, вернуть душе состояние покоя, необходимо прийти в храм и узнать, в какое время проводится таинство. Время в разных храмах устанавливается по-своему.

  • Не следует путать очищение совести с задушевной беседой. Для нее лучше назначить отдельное время.
  • Называть грехи на исповеди надо честно, ничего не утаивая, но избегая излишних подробностей, особенно если речь о плотских прегрешениях.
  • Отвечайте на вопросы священника кратко и не оправдываясь.
  • По окончании духовное лицо прочитает разрешительную молитву. После нее совесть христианина считается такой же чистой, как и сразу после крещения.

Как правило, большинство прихожан на другой день допускаются к , так что совмещают покаяние и телесный пост. Это приносит большие духовные плоды.


Как приготовиться к исповеди

Многие не знают, что говорить на исповеди. Но если должным образом приготовиться, вопрос окажется не таким сложным. Каждый понимает, что такое грех - поступок, совершенный против Божьей воли, нарушение Его заповедей. Христиане также не должны вредить своим ближним - не только физически, но и морально. Даже худое слово, слетевшее с уст в момент гнева, противно . Есть люди, которые считают, что если они никого не ограбили, то и грехов особых у них нет. Это глубокое заблуждение.

Чтобы ничего не забыть, многие прихожане составляют список грехов. Это не запрещено, но он не должен быть копией с чужого.

Какие бывают прегрешения

С первых веков христианства люди пытались понять, что является грехом, а что нет. Духовные отцы исследовали человеческую душу, поясняли, как происходит духовная деградация. Ведь восстание против воли Божьей происходит не за один день. Сначала человек видит что-то неподходящее, затем возникают помыслы («а что в этом плохого»), затем появляются желания и только потом христианин решается на первый шаг. Вот почему следует очень внимательно относиться ко всему в свой жизни.

В творениях святых отцов можно найти множество грехов, но в целом они делятся на две большие категории:

  • против Господа;
  • против окружающих.

Подобная классификация установлена Самим , о чем повествует Евангелие от Матфея (22 глава, стихи 37-40). Если верующий проанализирует свои поступки с точки зрения отношения к Господу и ближним, у него не возникнет вопроса, как надо каяться. Подобные затруднения возникают только от невнимательности к своей душе. Такие прихожане стремятся говорить только о маловажных вещах, избегая серьезных проблем, которые есть у них в жизни.

Чтобы по-настоящему покаяться, требуется определенное мужество. Ведь если вы признали сложности, надо будет что-то сделать для их разрешения, начать борьбу со своими страстями, слабостями, пороками.

Перечень грехов на исповеди для женщин

Хотя люди равны перед Богом, Он создал их с разными целями. Мужчина призван быть наставником, защитником, руководителем. Женщина отвечает за рождение и воспитание детей. Поэтому ее прегрешения могут быть особенными. Наиболее тяжкое - прерывание беременности, неважно на каком сроке. Это считается в православии убийством собственного ребенка, даже если существуют медицинские показания. Вот некоторые другие прегрешения.

  • Недовольство собственной жизнью, стремление приобретать новую одежду и предметы обихода (не по необходимости, а чтобы похвастаться перед подругами);
  • Пристрастие к сладостям, особенным продуктам;
  • Тщеславие (стремление получать похвалу от окружающих, услаждение собственной красотой, выставление на показ своих фотографий);
  • Особенно падки женщины бывают на сплетни, осуждение других, выискивают у ближних грехи, порицают их слабости;
  • Сегодня, к сожалению, многие девушки пьют и курят наравне с мужчинами, не берегут свое здоровье. Разрушение собственного тела также является грехом, ведь оно дано Богом для того, чтобы служить обителью Духа Святого.

По замыслу , мужчина призван оберегать свою мать, жену, сестру. Но и они должны относиться к нему с уважением, быть послушными. Современное общество навязывает стереотип развязной, откровенно одетой и бесстыдной женщины, «охотницы» за мужчинами. Следование этому примеру также является грехом.

Перечень грехов на исповеди для мужчин

Как советует известный православный протоиерей А. Ткачев, не стоит выискивать свои прегрешения, используя длинные списки, состоящие из сотен грехов. Современная жизнь дает каждому из нас все новые возможности согрешать, сегодня они связаны с информационным пространством, социальными сетями. Если погружаться в поиски, то человек может «накопать» множество прегрешений. На этом духовная жизнь мужчины может закончиться, потому что душа его впадет в состояние ступора.

Невозможно человеку на грешной земле достичь абсолютной святости. Грехи можно осознать, только находясь на свету. Справочники в этом не помогают, нужно молиться о том, чтобы послал благодать, дал уразуметь свою нечистоту. Нельзя также полностью считать себя погибшим, ведь Бог готов протянуть грешнику руку помощи. Поэтому прежде всего следует искать не искать прегрешения, а благость и милость Творца.

Чтобы лучше разобраться в себе, можно использовать такой список для мужчин:

  • Имел сомнение в существовании , проявлял маловерие.
  • Ухаживал за замужними женщинами, соблазнял их.
  • Сквернословил, оскорблял окружающих словесно.
  • Пьянствовал, пропивал семейные деньги, употреблял наркотические вещества, курил.
  • Вступал в драки, вел себя вызывающе.
  • Вел себя неподобающе в храме, опаздывал на службу, уходил преждевременно.

Перед христианином не стоит цель перечислить абсолютно все существующие грехи. Корень у большинства из них одинаков - либо маловерие, либо гордыня или приверженность другим страстям. Многие из них сегодня не только не считаются чем-то постыдным, но люди соревнуются в том, чтобы нагрешить побольше (например, кто больше выпьет или соблазнит больше девушек).

Задача мужчины быть опорой для жены и примером для детей. Многие же современные отцы семейства стремятся избегать своих обязанностей, колотят жен, пьянствуют, пренебрегают воспитанием собственных детей. Да и в храме бывают лишь дважды в году, на больших праздниках либо крестинах кого-то из родственников. Веру в Господа они считают чуть ли не слабостью, не хотят соблюдать заповедей. Таким людям следует тщательно пересмотреть свою жизнь.

Даже если после исповеди у вас не наступило облегчение, сдаваться нельзя. Иногда

Протоиерей Игорь Прекуп

«Ох, – сетовал на социальную категорию „бабки“ в конце 80-х один знакомый священник, вспоминая начало своего пастырского служения, – они-то ведь даже не умеют…» Я, в ту пору начинающий церковно- (пока еще не священно-) служитель, как раз намеревавшийся подавать документы в ЛДС, слушал его не то чтобы недоверчиво, а с некоторым недоумением: как это человек, будучи уже в возрасте, и долгие годы систематически ходя в храм (речь ведь шла не о «пасхальноверующих»), может не уметь исповедоваться? Что там, вообще, уметь? Подойди и скажи, чем согрешил со времени последней исповеди, ну или вспомни то, что раньше не сообразил сказать или, может, не осознавал, а то даже просто забыл – что сложного? Бывает, конечно, стыдно, так ведь Бог все видит, и носить в себе это еще более стыдно!

Все-таки, как отличается видение мирянина от священнического, когда речь о вопросах специфически церковных… Я-то судил по себе. Мне в голову не приходило, что большинство прихожанок того периода (мужчин, даже пожилых, в храмах почти не было) Евангелия, тем более, полной Библии, в руках не держали, не говоря уже о том, чтобы читать, да и как-то не страдали по этому поводу. Это я, спасибо моему сокурснику по институту Паше, нынче о. Павлу Попову, был избалован и Новым Заветом, который «приплыл» мне через него, после некоторых поисков, и святыми Отцами, творения которых он ксерокопировал (кто жил в ту пору, понимает, с чем было связано использование множительной техники, когда даже пишущие машинки все состояли на учете). А они имен этих Отцов, в большинстве и слыхом-то не слыхивали.

Не то чтобы я совсем не понимал, как это бабушки не умеют исповедоваться (все-таки я догадывался, что их интеллектуальные способности не располагают к особо углубленному самоанализу), но все же думал, что мой собеседник несколько сгущает краски, как бы желая сказать, что, при их возрасте да опыте, они могли бы…

Спустя четыре года, став настоятелем самого удаленного прихода в южной Эстонии (от храма было около 5 км до границы с Россией и 15 км до Псково-Печерского монастыря), я получил сомнительное удовольствие убедиться в справедливости сказанного моим собратом и сослужителем. Оказалось, что его надлежало понимать буквально. Причем, как я потом узнал от благочинного, у меня ситуация была еще более-менее (сказывалась близость монастыря), особенно среди прихожан с российской стороны.

Надо сказать, что приход мой был по-своему межъепархиальный и межгосударственный, потому что, когда Печерский край передали Псковской области, граница прошла как раз по территории прихода в честь вмц. Параскевы Пятницы таким образом, что две его трети оказались в РСФСР и, соответственно, в Псковской епархии. Пока Союз не распался, это никак не ощущалось, а к тому времени, когда я был туда назначен (в 1992 г.), колючая проволока хотя уже мало-помалу натягивалась, но далеко еще не повсюду, поэтому местные жители как ходили раньше из соседних деревень в церковь лесными тропами, так и продолжали ходить.

Так вот, оказавшись на этом приходе, я прочувствовал до глубины всю порочность практики общей исповеди, которая, в основном, распространилась и укоренилась в советское время, потому что в СССР, после нескольких волн гонений, действующих храмов оставалось очень мало, из-за чего прихожан, при всем их оскудении в целом, на каждый отдельно взятый храм приходилось все-таки больше, чем до октябрьского переворота. Священники физически не могли подробно исповедовать такое количество.

К тому же очень удобно было ссылаться на пример св. прав. Иоанна Кронштадтского. При этом популяризаторов общей исповеди почему-то не смущала такая деталь, как отсутствие у них дара прозорливости, которым обладал св. Иоанн (стоит отметить, что св. прав. Алексий Мечев считал общую исповедь «недоразумением», отвечая тем, кто оправдывал ее ссылкой на авторитет св. Иоанна Кронштадтского: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем»).

Разумеется, дело было не только в том, что на одну точку на карте Православия в СССР приходилось слишком много страждущих и жаждущих. Не всюду же и не на каждой службе так было. Да и распространяться общая исповедь начала еще до советской власти. Просто хлопотное это дело – исповедовать подробно, да и к тому же распространенность – очень удобный предлог для принятия чего-либо за правило. Кто там будет углубляться и разбираться, где Священное Предание, а где – распространенная, да, многолетняя, да, но все равно порочная практика ?

На том приходе общая исповедь укоренилась задолго до моего непосредственного предшественника. Этой практики – не по лени, а в силу распространенности и общепринятости – придерживался и многие годы служивший до него настоятель, о котором никак нельзя было бы сказать, что он манкирует своими обязанностями. Правда, к чести того давным-давно служившего батюшки, оставившего о себе добрую память, надо отметить, что он предварял общую исповедь очень проникновенной, располагавшей к покаянию, проповедью. Но, так или иначе, исповедоваться прихожане разучились там давно. Даже многие пожилые люди индивидуальной исповеди знать не знали, ведать не ведали, искренне не понимая, чего я от них хочу, зачем (и вообще о чем) спрашиваю.

Впрочем, надо сказать, что мне еще повезло: мои-то хоть, подходя под разрешительную молитву, исповедовали себя грешными (в пределах «грешна, батюшка»), а прихожане моего благочинного в с. Вярска (всего-то 15 км вглубь территории) стояли насмерть, как если бы им перед исповедью не молитвы покаянные прочитали с напоминанием «аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», а «зачитали права», предупредив, что все сказанное ими на исповеди будет использовано против них на Страшном суде.

Я, конечно, старался не перегибать палку, но с «партизанщиной» развернул последовательную борьбу. Не скажу, что мне было в удовольствие чувствовать себя этаким гестаповцем, клещами достающим признание, но приходилось с каждой душой индивидуально работать (особенно, если мы встречались впервые), последовательно задавая вопросы хотя бы по Десятословию. Меня поначалу потрясало, что неисповеданными у них были даже аборты, тогда как практика общей исповеди предусматривает, что особо тяжкие грехи надлежит исповедовать индивидуально. Вот, тем и опасна общая исповедь, что говори-не говори о необходимости тяжкие грехи исповедовать отдельно…

Общая, так общая. И всё в одну кучу. А кто там и о чем мечтает, пока священник зачитывает перечень грехов из Требника?..

Вы думаете, все прям-таки вслушиваются в каждое слово, пристально рассматривая себя в его свете? И даже слыша его, всегда понимают значение?

Наивно рассчитывать на это, если человек не привык надолго концентрировать внимание и не умеет думать ни на конкретные, ни на отвлеченные темы, да еще и возраст почтенный, не говоря уже о непонятности некоторых терминов, помноженной на «лень и нелюбопытность», как бы кающихся грешников.

В общем, слава Богу, повытряхивал я тогда из бабушек много чего. Надеюсь, что вскоре, проходя мытарства, они помянули меня добрым словом.

Я был не одинок в своем неприятии общей исповеди, в осознании необходимости учить людей исповедоваться внимательно и просто, без лукавых обобщений, но и без ложной скрупулезности. К сожалению, реакция на злоупотребления общей исповедью не оказалась свободной от крайностей. Уже начали появляться брошюрки сомнительного происхождения с перечнями грехов, удивлявшими не только размахом, но и болезненностью воображения составителей.

А вскоре в словоупотребление вошел термин «младостарчество», именующий явление, которое характеризуется не столько нежным возрастом «старчествующих», сколько самой спецификой претензии на возрождение прерванной традиции, этакое новое поколение старцев (по аналогии с политическими и философскими движениями, чьи составные названия тоже начинались с «младо-» и означали новую ступень, новый виток развития прежнего явления: младогегельянцы, младотурки и пр.).

Разумеется, явление это не было новым по своей сущности. Ходячие претензии на духоносность встречались и раньше. Новизна явления заключалась в его масштабности.

Слишком уж многие пастыри тогда стали о себе воображать много.

Оно и неудивительно. В советское время религия (православное христианство в особенности) была загнана в гетто. Со стороны священника проявлять интерес к духовному окормлению паствы, или вообще к чему бы то ни было, выходящему за рамки храмового богослужения и требоисполнения, означало вызов «недремлющему оку». Даже проповедь местами запрещалась. Пастыри, пафосно обличающие невежд в уставе, метая громы и молнии в людей не так одетых или неправильно названных при рождении (каким-нибудь неправославным именем), умеющие нагнать страху и «смирить», а потому собирающие вокруг себя «хранительниц благочестия», садо-мазохистски фанатеющих от батюшкиной харизмы и клацающих вставными челюстями на всех «социально чуждых» – такие имитаторы исповедничества, вписывающиеся в стандартный образ «мракобеса», не вызывали у советской власти беспокойства. Тем более, что именно такие типажи нередко оказывались «благонадежными».

Впрочем, подобные «столпы благочестия» встречались не особо часто, что, опять же, еще больше к ним привлекало жаждущих «ревностного пастырского окормления». Предпочтение отдавалось властями культивированию требоисполнительского типажа, который односторонне удовлетворял религиозные потребности граждан, добросовестно отрабатывая свой хлеб, без претензии на целостное пастырское служение.

Священников, искренне заинтересованных и способных привлечь в церковную ограду думающих и социально-активных людей, встретить было очень сложно. Власть об этом предусмотрительно заботилась, по возможности, ставя людям с высшим образованием заслоны для поступления в духовные школы, а семинарские программы даже в начале 90-х, когда уже давно очевидно было, что Бог послал «на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8 ; 11), все еще продолжали оставаться «заточенными» под производство требоисполнителей.

Голод есть, а тех, кто мог бы его утолить, грамотно формируя рацион питания в конкретных общих для всех исторических, политических и экономических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого алчущего и жаждущего, почти не было. И добро бы еще те, кто не был к этой ситуации готов, продолжали скромно заниматься тем, что умели, не претендуя на большее. Однако многие в то время вообразили о себе, что дары Духа Святого, полученные при рукоположении, сами по себе дают какие-то особые права и власть, без того, чтобы долго и усердно с помощью Божией трудиться над собой, а мудрость им положена по статусу, без необходимости в получении систематического богословского образования и трудолюбивого самообразования до конца дней своих.

Этому способствовало, в основном, три фактора: 1) бессистемное появление на прилавках (не только церковных) большого количества православной, около- и псевдоправославной литературы весьма разнообразного качества: от неочерносотенных брошюрок до ротапринтных переизданий святых Отцов; 2) приток в храмы большого количества неофитов, заинтересованных в духовном окормлении по схемам, которые им рисовало воображение в процессе жадного поглощения святоотеческой литературы (в лучшем случае) и страстное желание предаться аскетическим подвигам, от них же первый есть полное послушание; 3) стремительное умножение православного духовенства (это было обусловлено необходимостью застолбить возвращаемые нам «охраняемые государством» развалины храмов, чтобы восстанавливать их, строить новые церкви, обустраивая приходскую жизнь) за счет рукоположения людей, зачастую не имевших ни образования, ни призвания, которые хорошо, если задним числом старались добрать элементарные знания и получить духовное образование.

Таковы объективные причины распространения в православно-церковной среде младостарчества и всевозможного кликушества, сгущающегося местами в некие подобия сект со своими «гуру», «святыми» и мифологией (другой проблемы – язычества в православных ризах – мы здесь не касаемся). В общем, все по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции, потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся.

Качество этих «исповедей для „чайников“», как правило, было весьма низким, этакой попыткой переложить соответствующую часть чина исповеди из Требника на общедоступный язык.

Правда, некоторые брошюрки, надо отдать им должное, восхищали своей глупостью и невежеством, сочетающимися с буйной фантазией и болезненной мелочностью.

Слава Богу, в помощь исповедующимся были изданы и очень хорошие пособия. Это, в первую очередь, «Опыт построения исповеди» Псково-Печерского старца архим. Иоанна (Крестьянкина), «Об исповеди» митр. Антония Сурожского, «Как приготовиться к исповеди и причастию» прот. Михаила Шполянского, его же «Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью». Но это не перечни грехов, а именно беседы, помогающие думать и обличать (выявлять, делать видимым) в себе грехи, чтобы каяться в них пред Богом и с Его же помощью исцеляться.

Что же касается использования при подготовке к исповеди перечней грехов, тут не так все просто. С одной стороны, даже к перечню, содержащемуся в Требнике, относиться надо с осторожностью. Диакон Владимир Сысоев в своих воспоминаниях о св. Алексии Мечеве пишет: «Батюшка всегда был противником книжного формализма в исповеди. Он часто говорил мне: „Знаешь ли, в монастырях очень принято исповедывать по требнику. А я всегда стоял против этой практики. В требнике есть многие вопросы, многие грехи, о которых исповедник, может быть, и не догадывался. Подойдет к исповеди какая-нибудь чистая неиспорченная девушка, а ее спрашивают о таких пороках, о которых она и представления не имеет. И вместо очищения выйдет грех и соблазн. Всегда нужно не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку. Сообразно с тем, кто подходит к твоему аналою, - мужчина ли, женщина ли, подросток ли, ребенок ли, - и нужно вести исповедь. При этом не следует вдаваться в подобные вопросы, особенно об интимных грехах. Эти расспросы могут только потревожить душу исповедника, а никак не успокоить. Лучше всего дать человеку самому рассказать все, что он имеет на душе, а потом уже задавать вопросы, по мере надобности“».

С другой… ну вот, что делать человеку, если он хочет подготовиться к исповеди, а сформулировать то, что понимает внутренне, как-то не получается? Вертится-вертится уже на языке, а никак… Или просто трудно бывает вспомнить. Чувствуешь, что забыл что-то, причем такое – на поверхности, а не вспомнить никак. Тут перечень грехов может оказаться очень неплохим подспорьем. Особенно в начале пути, когда еще толком ничего не знаешь, да и формулировать не умеешь, или, наоборот, в старости, когда в силу возрастных причин мысли путаются, и забываются самые простые и привычные слова.

Однако тут есть одно важное «но»: если руководствоваться советом св. Алексия, «не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку», и даже священнику зачитывать кающемуся все подряд из Требника не стоит, логично задаться вопросом: уместно ли тогда этот перечень давать в руки любому мирянину? Нет, разумеется, никакой эзотерики, никаких секретов от народа, только зачем? К чему давать повод к соблазну? В наше время вряд ли кого можно удивить каким-либо грехом из стандартного перечня в Требнике, но само скопище пороков, архаичная терминология, зачастую требующая пояснений, законнический подход – все это вполне может вызвать (в душе новоначального, например) естественную реакцию отторжения.

Совсем другое дело, когда мы готовимся к исповеди по заповедям Десятословия и Блаженств, потому что в процессе приготовления важно не просто перебирать больший или меньший перечень грехов, выбирая приглянувшееся, но ясно отдавать себе отчет, против чего грешим. И тут, например, труд о. Иоанна (Крестьянкина) окажется прекрасным подспорьем, поскольку в рамках каждой заповеди рассматриваются соответствующие грехи. Их перечень при такой подготовке окажется не меньшим, чем в Требнике, а подход принципиально иной, потому и понимание каждого исповедуемого греха несравнимо глубже.

Впрочем, что нам Требник! Его перечень грехов ни в какое сравнение не идет с апокрифами, издававшимися одно время в изобилии под грифом благословения того или иного монастыря или епархии. Взять хотя бы, к примеру, один такой шедевр (почему-то составленный исключительно от женского лица) объемом в 473 пункта (!), среди которых есть и такие: «444. Мочилась на людях и даже шутила по этому поводу», или вот: «81. Пила и ела наговоренное, “заряжённую” Чумаком воду» (явно составлялось в конце 80-х, начале 90-х).

А вот чудесное в плане логической последовательности: «148. Дразнила глухонемых, слабоумных, малолетних, злила животных, платила злом на зло». Или вот мистично-самокритичное: «165. Сама была орудием дьявола». Только откуда такая уверенность, что «была», а не есть? И нет ли в этом признании скрытой гордыни?..

Из серии «только для взрослых» (брошюрки-то могут и детям попасть в руки, объясняй потом, что есть что): «203. Грешила и грешу блудом: была с мужем не для зачатия детей, а из похоти. В отсутствие мужа оскверняла себя онанизмом». Или, например: «473. Имела содомский грех (совокупление с животными, с нечестивым, вступала в кровосмесительную связь)». О главном-то, собственно, содомском и забыла… Вообще, чего там все на жителей Содома бочку катят? Теперь и зоофилию им приписали до кучи! Это уж помпейский грех тогда, если судить по некоторым артефактам. Впрочем, самое интересное другое: о каком «нечестии» речь, из-за которого человек становится чем-то средним между животным и родственником (связь с «нечестивым» помещена между зоофилией и инцестом)?

И все это вперемешку с «422. Молилась в шапке, с непокрытой головой», «216. Имела пристрастие к одежде: заботу как бы не запачкать, не запылить, не замочить», и т.п.

Если в начале прошлого века св. Алексий Мечев смущался в отношении исповеди по Требнику, опасаясь, как бы кто не услышал чего неведомого и не заинтересовался себе на погибель, то сегодня, при общедоступности любой информации, опасность исходит от подобных перечней, но не потому, что в них содержится какой-то грех, о котором нынешнее подрастающее поколение не в курсе, а потому, что эти сборники отвращают от Православия той несусветной глупостью, которой они пронизаны и пропитаны, глупостью, дискредитирующей то немногое верное и ценное, что в них содержится.

Что важно понять, для того, чтобы не забивать себе голову всякой чушью и не зацикливаться на этих памятниках религиозной психопатологии?

Не вдаваясь в такие тонкости, как разница между исповедью сакраментальной и несакраментальной, отметим только, что исповедовать перед причащением необходимо (вне зависимости, кто на исповеди – свой духовник или чужой священник) те грехи, за которые по канонам положено временное отлучение, а также упомянутое в 1 Кор. 6 ; 9–10. Причащаться, имея на совести такой грех, нельзя.

Исповедь перед каждым причастием положена только в РПЦ. Это было введено в период борьбы со старообрядческим расколом. В других Поместных Церквях обычное причащение происходит без исповеди, если ничего тяжкого человек не натворил. Если же натворил, а духовник вне досягаемости, он может обратиться к любому священнику, имеющему право исповеди, хотя в порядке вещей, что каждый исповедуется время от времени только своему духовнику. Там, правда, другая проблема: некоторые откладывают исповедь годами. Поэтому очень даже хорошо, что у нас есть традиция обязательной исповеди перед причащением. Но это уже другая тема.

Итак, исповедоваться надо по сути содеянного, сказанного или переживаемого, помня, что исповедуемся мы Богу, священник же только свидетель покаяния и орудие Божие для совершения Таинства. Поэтому, в зависимости от того, кто находится у аналоя с Крестом и Евангелием (свой духовник или другой священник, чьего духовного руководства мы не жаждем), мы либо называем грех своим именем, а, если не подобрать слова, описываем его в общих чертах (по сути, ясно, без растекания мыслью по древу), и сообщаем необходимые подробности, если духовнику их необходимо знать, чтобы иметь представление о содеянном и о состоянии нашей души, дабы дать полезный совет; либо, если мы исповедуемся священнику, духовного окормления которого не взыскуем, то ограничиваемся покаянным открытием греха, и, называя его, принципиально не вдаемся в не меняющие сути сказанного подробности (если же исповедующий проявит к ним интерес, мы ему ответим, что подробно обсуждаем свои грехи только с духовником).

И снова о подготовке к исповеди.

Читая Новый Завет, мы неизбежно будем вспоминать свои грехи. Чтобы не забыть, лучше куда-то записывать. Если кому дополнительно необходим перечень грехов для подготовки, лучше всего опираться на вышеупомянутый труд старца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

Насчет шпаргалок. Отношение к ним разное. Некоторые батюшки реагируют на них нервно, считая, что они отвлекают кающегося от живого покаянного процесса, поэтому не разрешают ими пользоваться. Другие, наоборот, так торжественно в конце исповеди их разрывают, словно это и есть тайносовершительная формула, а то, что за этим следует (покрытие епитрахилью и чтение разрешительной молитвы) – дополнительное обрядовое оформление. На самом же деле, шпаргалка – она всюду шпаргалка: компактное размещение обобщенной информации на бумажном или ином пригодном для этого носителе, с целью компенсации неустойчивости памяти .

Всем нам известно, как иной раз мы забываем свои грехи на исповеди. Вот только что знали, а теперь вдруг забыли напрочь. Бывает. Особенно, когда в затылок дышат, и понимаешь, что надо, по возможности, не задерживать батюшку и стоящих за тобой братьев и сестер во Христе, которым необходимо успеть исповедоваться до того, как начнется причащение. А иной раз и время есть, и внутренне все спокойно, но вдруг самое важное, ради чего, собственно, и пришел: р-р-раз! – и куда-то подевалось.

Так что тут все очень индивидуально. Важно только, чтобы, в самом деле, подготовка шпаргалок не съедала бы всего покаянного настроения. Иначе, составляя их, мы, возможно, и поскорбим о грехах, а непосредственно на исповеди всего лишь формально их перечислим. Как пишет свящ. Александр Ельчанинов: «Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи». Это не значит, что записывать не надо. Надо, если это помогает не забыть. Но следует понимать, что не это главное.

Лучше уж человек подойдет ко мне с чем-то вроде древнего свитка, но прочитает содержимое осмысленно и собранно, чем будет тужиться, усиливаясь вспомнить, что там застряло у него между извилинами, и тратить наше время, испытывая меня на смирение, кротость и милосердие.

иеромонах Евстафий (Халиманков)

Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.

Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метания – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?

В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» ().

Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.

Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.

Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» , который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит : «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.

Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».

Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям . Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…

Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…

Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.

Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ()!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ().

Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…

Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.

Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительсность…

Оптинский старец преподобный так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (), – молился псалмопевец Давид.

Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.

Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.

И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ().

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.