Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений. Зюзино

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 104-107

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзине

Перекопская ул., 7, близ Севастопольского бульвара, 65

"Владельцы села: А. Ю. Сицкий с 1618 г; Морозовы - 1646-1656; дворцовое - 1666-1686; Прозоровские - 1686-1780; И. А. Князева - 1780; Бекетовы - 1785-1852; А. И. Васильков - 1890 г.".

"Храм начат постройкою в 1688 г. боярином Б. Прозоровским, сподвижником молодого Петра. Общая композиция церкви напоминает храм в Троицком-Лыкове. Это дает возможность предполагать, что его зодчим мог быть тот же мастер - Яков Бухвостов, работавший обычно "со товарищи". Любопытно, что окна храма лишены наличников, которые станут столь обязательными несколько лет спустя".

"Сразу же по получении Зюзина Б. И. Прозоровский, кроме постройки церкви, перестроил "на западный манер" и старые хоромы Морозовых".

"Нижняя теплая церковь во имя св. князя Владимира освящена 1 сентября 1688 г. Верхний храм во имя свв. Бориса и Глеба - в 1704 г. Колокольня пристроена к церкви в 1879 г. и в это же время, вероятно, выстроен также кирпичный дом причта на юго-западном углу участка". (Акт обследования храма, подписанный архитектором Н. Тихомировым. Без года, из архива реставрации.)

"В храме находился замечательный резной иконостас эпохи нарышкинского барокко и таковая же господская ложа".

"Церковь закрыта в 1938 г. В 1940-1941 гг. она оставалась без замков и охраны, чем и воспользовались местные жители, выломав в ней решительно все деревянные части на отопление - начиная с великолепного, одновременного храму иконостаса, и кончая оконными и дверными рамами и переплетами" (Акт Н. Тихомирова).

Первая реставрация проводилась с конца 1950-х гг. до середины 1960-х.

В 1966 г. в здании находилась мастерская по изготовлению алмазов. Как записал М. Л. Богоявленский, к стенам были приделаны трубы, моторы. Колокольня конца XIX в. - небольшая открытая звонница на 4 столбах, на которой, по словам старожилов, прежде висели большие колокола, - до 1966 г. еще сохраняла шпиль и обрешетку крыши. К 1978 г. все это уже обвалилось - остались одни кирпичные столпы. Впоследствии их также снесли.

В 1979 г. начата новая реставрация храма, руководила которой реставратор К. Г. Полунина. К сожалению, реставраторы сочли колокольню 1879 г. "поздней" - хотя она была редкой формы, и не препятствовали ее полному разрушению.

Храм стоит на государственной охране под № 398. В 1980 г. он был еще занят архивом без вывески, входа посетителям для осмотра не было.

Под тем же охранным номером с прибавкою "а" числится оставшаяся от "усадьбы Зюзино XVII-XIX вв. единственная постройка усадьбы Луниных - флигель XVIII, XIX вв.".

Еще в 1955 г. остатков усадьбы было больше: "От господского дома дворян Бекетовых в Зюзине уцелели боковые корпуса 1820-х гг.; в запущенном парке два копаных пруда и следы беседок или гротов" - сообщает. Теперь здесь стоят лишь храм и один флигель.

В 1988 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим, вызвавший ожесточенное сопротивление властей, решивших отдать его лучше "Центру восточной медицины".

"От общины православных христиан, проживающих в Севастопольском районе г. Москвы.

Пока еще можно спасти уникальное творение русского зодчества - церковь XVII в., освященную 300 лет назад во имя крестителя Руси князя Владимира и первых русских мучеников Бориса и Глеба. Закрыта и разграблена она была в 1938 г.

За время после закрытия храма и его использования различными организациями-арендаторами был утрачен богатейший иконостас, интерьер значительно искажен устройством перекрытий и перегородок, разрушены завершения колокольни - несмотря на то, что храм Бориса и Глеба состоит под охраной государства в качестве памятника архитектуры XVII в.

До последнего времени здание-памятник использовалось Министерством инструментальной и станкостроительной промышленности СССР под архив, при этом эксплуатация здания осуществлялась с грубыми нарушениями элементарных требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Об этом варварском отношении к жемчужине отечественного зодчества неоднократно поднимался вопрос в МГО и районном отделении ВООПИК. За последнее время, как отмечает группа специалистов ВООПИК, состояние храма значительно ухудшилось - в стене здания появилась серьезная трещина, которая может привести к окончательному разрушению памятника. Специалисты - архитекторы и реставраторы - утверждают, что для долголетия храма необходим истинный хозяин. Как показывает практика, памятники архитектуры культового характера максимально сохраняются, если они используются соответственно своему предназначению.

С мая 1988 г. жители Севастопольского района г. Москвы безуспешно пытаются убедить официальные инстанции в важности и нравственном значении передачи храма верующим. Заместитель председателя райисполкома В. Л. Воробьев заявил, что "если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит". А между тем в Севастопольском и в прилегающих к нему двух районах - Советском и Черемушкинском с населением в более чем полтора млн. жителей нет ни одного действующего храма. На заявление верующих в райисполком "отцы района" ответили, что зарегистрировать религиозную общину невозможно, так как нет специального помещения для отправления религиозных потребностей. А как же храм Бориса и Глеба? Его отдают "на службу" Молодежно-медицинскому центру, который и без того получил ряд больших помещений в районе. По плану руководителей ММЦ храм явится местом "медицинских исповедей", а также клубом с различными увеселительными мероприятиями. В храме предполагается установка органа, что повлечет за собой новое нарушение требований использования памятника, а значит, приблизит гибель храма. Совершенно необязательно использовать динамит, чтобы взрывать святыню, можно разрушить ее с помощью преднамеренного варварства, незаметного и беспроигрышного.

Верующих в нашем районе немало, на это нельзя закрывать глаза, много среди них пожилых и больных людей. Они ездят в переполненном транспорте в далеко расположенные и без того перегруженные храмы. Почему же так селекционируются духовные потребности пожилых и больных людей?! Для наркоманов и алкоголиков - пожалуйста, православный храм, а для верующих - нет помещения?! Для верующих церковь - Дом Божий, святыня, и поэтому любое использование храма не по назначению антигуманно и безнравственно. Храм был построен на средства верующих и должен принадлежать верующим. Не может принести достойные плоды такое воспитание молодежи, когда на ее глазах происходит глумление над святыней и памятью предков. Неужели не понимают этого наши районные и городские руководители?

Мы, религиозная православная община, обращаемся в редакцию газеты, надеясь получить помощь в нашем стремлении восстановить справедливость. Хочется верить, что наше государство не выбросило "за борт" нас, верующих, что действительно отношения между государством и церковью развиваются в русле демократических процессов обновления.

"В день памяти святого равноапостольного князя Владимира состоялось малое освящение храма в одном из районов Москвы - Зюзине. Церковь построена в XVII в., двухэтажная. Верхний храм - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, а нижний, который и был освящен, - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.

Это событие знаменательное, - отмечает настоятель отец Владимир Новиков. - Храм закрыли в 1938 г.: сначала в нем располагались мастерские, штамповавшие вилки и ложки, потом - архив Минстанкопрома СССР. Несмотря на то, что здание зарегистрировано как памятник истории и культуры, храм перестраивался под склады. Сейчас предстоит огромная работа по его реставрации.

На субботниках перед освящением работали многие москвичи".

Главный престол вверху освящен на Пасху 1990 г. "Затем был освящен приставной престол свт. Николая".

"Двухэтажный флигель по адресу ул. Перекопская, 9, отданный Молодежно-медицинскому центру при наркологической больнице № 17, община требует вернуть храму для воскресной школы. Райсовет поддержал ее, а Мосгорисполком пока молчит".

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 192-195.

Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 31.

Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. М., 1910. С. 225-229 (есть фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 100.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 69. № 287.

Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959. С. 143-144 (два фото храма до 1917 г.; на с. 148 фото иконостаса).

Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 82-99.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 97.

Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и coopужён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями.

В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=197



Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм - в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г.

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

В тяжкие для веры времена совершили подвиг исповедничества два последних священника храма: отец и сын Харьюзовы. 14 сентября 1937 года был арестован о. Александр Харьюзов (расстрелян 9.01.1938 г.). Несмотря на угрозы расправы на его место пришел его сын иерей Николай Харьюзов. В ноябре власти арестовали его и приговорили к 10 годам ИТЛ. О. Николай пережил репрессии и скончался в 1963 году, будучи клириком Владимирской епархии. Кажется знаменательным, что именно в эти страшные времена совершил свой подвиг священномученика иерей Алексий Сперанский (канонизирован Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.), служивший в храме свв. Бориса и Глеба псаломщиком в 1902-1909 годах.

В конце 1930-х годов храм был закрыт и заброшен. В 1940-1941 гг. здание оставалось без замков и охраны. Вследствие этого в храме были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами. Была разрушена колокольня. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское». В дальнейшем храм использовался в качестве овощного хранилища, филиала завода драгметаллов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, архива Минстанкопрома. Последний владелец перегородил купол храма двумя этажами перекрытий с маршевыми лестницами.

В 1960-е гг. проведена косметическая окраска фасада. В мае 1989 г. храм был возвращен верующим, а 28 июля 1989 г. совершилась первая Божественная литургия. В 1990 году было начато восстановление здания. Престолы: верхнего храма - свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба, свт. Николая (приставной); нижнего храма - св. равноап. кн. Владимира



Село Зюзино, по писцовым книгам 1627 - 28 гг. «сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд, Московского уезда, Чермнева стана, поместье за боярином князем Алексеем Юрьевичем Сицким, что было преж того поместье за головою стрелецким Федором Челюскиным, в сельце двор помещиков боярский, в нем живут деловые люди, двор приказчиков и 6 дворов деловых людей, а писано за князем Сицким то поместье по ввозной грамоте 1618 г.».

В 1646 г. «поместье за боярином Глебом Ивановичем Морозовым сельцо Скрябино, Зюзино тож, а в сельце двор боярский, двор приказчищий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских». В этом сельце при боярине Г. И. Морозове была построена деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, а в каком году - неизвестно, и сельцо стало называться селом по церкви Борисовским, Зюзино тож.

По смерти боярина Морозова имение перешло к его жене вдове боярыне Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем и за нею оно утверждено отказною книгою в 1664 г., в которой говорится: «село Борисовское, Зюзино тож, а в селе церковь во имя Бориса и Глеба древянна, клетцки, у той церкви служат попы погодно, во дворе дьячок Федка Михайлов».

В 1666 г. вотчина Ивана Глебовича Морозова, после его смерти, по указу великого государя, отписана к дворцовому ведомству. В описных книгах того же года упоминается: «село Зюзино, на враге, а во враге 4 пруда, а в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение и на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова, у церкви во дворе поп Илья Денисов, да у него живет племянник его пономарь Олешка Микифоров, да у него ж живет просвирница Марьица, во дворе Федка Михайлов, да в селе двор вотчинников».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «в 1677 г., по отписке Чудова монастыря уставщика иеродиакона Моисея, прибыла вновь церковь страстотерпцев Бориса и Глеба великого государя во дворцовом селе Зюзине и той церкви по сказке попа Дмитрия положено дани с попова двора, с приходских крестьянских лучших 12 дворов, с сенных покосов с 45 копен сена, по указной статье, всего 23 алтына 4 деньги, заезда гривна; те деньги взято, платил он же, поп Дмитрий, принял Никитко Обольянинов».

В 1687 г. село Борисовское, Зюзино тож, пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, очевидно, при нем была построена в этом селе каменная церковь. В 1704 г. в этом селе были дворы: вотчинников, приказчика, конюшенный и садовника, 12 дворов крестьянских. В 1721 г. по именному указу это село отдано во владение князю Александру Никитичу Прозоровскому и того же года за ним оно утверждено отказною книгою, в которой упоминается: « в селе церковь каменная о двух службах: нижняя - во имя св. князя Владимира, верхняя - во имя Бориса и Глеба; на той церкви наверху колокольня каменная ж; да в том же селе церковь деревянная, клетцки, во имя князя Владимира и Бориса и Глеба ветха и стоит без службы». После князя А. Н. Прозоровского селом владел в 1740 г. его сын Александр, в 1778 г. - родной внук князь Дмитрий Александрович, у которого оно было куплено в 1780 г. князем Владимиром Петровичем Прозоровским и от последнего продано в том же году жене Анисима Титова Князева - Ирине Афанасьевне.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Бориса и Глеба в Зюзино.

Село Зюзино находится на месте поселения древнерусского племени вятичей и известно с 12 века. Его название происходит от имени владельца села — опричника («государева человека») Василия Зюзина, владевшего им во времена Ивана Грозного. В 1644 году Зюзино перешло в собственность известного и богатейшего боярского рода Морозовых. Последние представители этого рода братья Борис и Глеб Морозовы, предположительно и послужили тому, что первая деревянная в Зюзине была освящена именами их святых покровителей Бориса и Глеба.

Примечательно, что первая в Зюзино была старообрядческой, поскольку после смерти Глеба Морозова, его жена — знаменитая боярыня Феодосия Морозова (изображена на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова») — превратила свое имение в центр старообрядчества. За что в 1671 году она вместе со своей сестрой была сослана в Чудов , где была заморена голодом. А все имущество Морозовых, в том числе и село Зюзино, в 1671 году было отобрано в казну.

В 1687 году Петр I пожаловал имение князю Б. И. Прозорову, который распорядился в 1688 году заменить деревянную каменным храмом.

Уже в 1688 году был построен и освящен нижний ярус храма во имя равноапостольного святого князя Владимира. Верхний ярус закончен в 1704 году и освящен во имя страстотерпцев святых князей Бориса и Глеба (дети князя Владимира). Народ стал почитать как святых Бориса и Глеба сразу после их мученической кончины в 1015 году. Святые мученики ответили беззлобием на злобу людскую, они совершили подвиг прощения и любви, положив, тем самым, конец кровной мести на Руси.

Бориса и Глеба в Зюзино трехпрестольный. В верхнем ярусе храма расположен престол Бориса и Глеба, в нижнем — престол святого князя Владимира и приставной престол святителя Николая Чудотворца. Ориентирован на север, такое расположение алтаря в православных храмах встречается не часто. Три главы храма также располагаются необычно — на одной линии от притвора к алтарю.

Храм Бориса и Глеба построен в распространенном в то время стиле Нарышкинского барокко, архитектором, предположительно, был Яков Бухвостов. Храм состоит из двух ярусов, прямо над восьмериком второго яруса находится помещение для звона со шпилем, но эта звонница не подходила для больших колоколов, поэтому в 1879 году была достроена колокольня.

Архитектура храма по характеру русская, заимствованы из западноевропейской архитектуры в основном детали декоративного плана. Для нижнего яруса характерна основательность, некоторая тяжеловесность деталей: окна широкие, утоплены в глубокие ниши. На второй ярус храма ведет нарядная узорчатая лестница. Декорирование верхнего яруса сдержанное: арочные ниши, резные гребни, небольшие фронтоны. На окнах нет наличников, пространство между окошками украшено изящными колонками.

1938 год стал испытанием для храма: были прекращены богослужения, церковное имущество разграблено, разломан и разрублен на дрова старинный иконостас, навсегда разрушена колокольня. Храм пришел в упадок. В 50-х годах 20-го века храм приспособили под мастерскую по обработке алмазов, что привело к еще большему обветшанию здания.

Лишь в 1989 году храм был предан православной общине. В том же году, после первичного восстановления храма руками прихожан, была совершена первая божественная литургия. В 2005 году в уже отреставрированном храме была открыта воскресная школа.

Первыми русскими святыми, заслужившими народную любовь и почитание, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В их честь построены храмы, одним из них является выдающийся памятник архитектуры - церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Страстотерпцы Борис и Глеб

Родные братья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира . Пример отца, который из необузданного язычника превратился в кроткого раба Христова, отобразился в характере братьев. Они росли богобоязненными и послушными. Повзрослев, Борис и Глеб были отправлены князем Владимиром на княжение в Ростов и Муром.

Читайте о святом князе Владимире:

Будучи в преклонном возрасте, князю пришло известие, что на Русь надвигаются печенеги. Дать отпор врагу Владимир поручил сыну Борису. Во время пребывания святого Бориса в походе, его отец отошел ко Господу. Престол в Киеве занял старший брат Святополк занял и задумал погубить своих братьев. Убийство произошло в 1015 году.

Благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми . Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками русской земли и небесными помощниками русских князей.

История и архитектура храма

В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.

Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.

Он имеет одну особенность устройства - алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост - так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба - это летний храм; нижний храм - зимний, в честь великого князя Владимира.

В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля - Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат - отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.

В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».

Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.

После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.

Иконостас нижнего храма

А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.

Всё, что сейчас находится в храме - это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.

Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного - русской зимы, погодных условий.

При росписи храма встал вопрос - храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.

Святыни храма

Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.

Был подарен Голгофский крест - великолепный и неповторимый.

Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:

  • Святого Николая Чудотворца с мощевиком;
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» ;

Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение» , которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.

November 5th, 2014

На дворе "сладкий" ноябрь. На сердце - беспросветная мгла. Жизнь моя - бесконечная череда рождений и смертей. Каждое очередное рождение - пробуждение серым утром на матрасе на полу квартиры на шестом этаже в доме на юге Москвы. Смерть - засыпание на том же самом матрасе двенадцать (тринадцать) часов спустя. В промежутке между рождением и смертью - моя жизнь. Туалет. Кухня. Улица. Метро. Музей. Интернет. Доллар растёт. Рубль падает. За окном темнеет. Идёт дождь...

Когда жизнь становится уж чересчур однообразной, и нет сил её немедленно изменить, я запираю свой дом на ключ и иду фотографировать храмы.


Двухэтажный храм в стиле "московского барокко", "под звоном", в селе Зюзино был построен боярином Борисом Ивановичем Прозоровским по проекту, предположительно, Якова Григорьевича Бухвостова, автора аналогичной по архитектуре Троицкой церкви в Троице-Лыково. Нижний, зимний храм, освящённый во имя святого равноапостольного князя Владимира, начал действовать в 1688-ом году; верхний, летний, во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба - в 1704-ом (замысел подобного освящения понятен - подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба был взращён отцом их, Владимиром).

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное, на арочном подклете. Украшено скромнее многих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса. Окна нижнего яруса утоплены в широкие ниши. С юга и запада на второй этаж ведут высокие лестницы на арочных сводах. В 1879-ом году к храму была пристроена небольшая колокольня оригинальной формы.

В XIX веке Борисоглебская церковь была причислена к памятникам архитектуры и упомянута как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Её макет выставлен в Центральном археологическом кабинете при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре.

Два последних священника, служившие здесь перед закрытием - братья Александр и Леонид Харьюзовы (по другим данным - отец и сын, Александр и Николай). Александр был арестован в 1937-ом, Леонид - в 1938-ом. В том же году закрыли и храм. Местные жители, вскрыв замки, унесли на дрова ценнейший резной иконостас - ровесник храма - и всё, что можно было сжечь. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн (сегодня они хранятся в музее "Коломенское").

В конце 1950-х годов храм отреставрировали и устроили в нём мастерскую по обработке алмазов с гальванической ванной, расположенной в нижнем алтаре. В 1979-ом году, после очередной "реставрации" (в ходе которой была снесена колокольня), место алмазной мастерской занял архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР. Купол храма был превращён в двухэтажное помещение с лестничными маршами.

В 1988-ом году встал вопрос о возвращении храма верующим. Альтернативой для местных властей было открыть в нём "Центр восточной медицины". В администрации района говорили так: "Если бы храм был совсем разрушен, его можно было бы отдать верующим, а так он нам ещё послужит". Тем не менее, в 1989-ом году церковь заново освятили и передали православной общине. В 1990-ом году началось её восстановление.

Мозаичная икона с Борисом и Глебом над западным крыльцом храма.

Кто такие святые Борис и Глеб? Сколько раз слышал про них, но ни разу - в деталях.

Борис и Глеб (в крещении - Роман и Давид) - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены, византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии, убитые в 1015-ом году, в ходе борьбы за царский престол, кем-то из старших братьев - то ли Святополком Окаянным, то ли Ярославом Мудрым. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Согласно общепринятой, канонической версии, Борис и Глеб были убиты по приказу Святополка, видевшего в младших братьях нежелательных претендентов на царский престол. Вначале Святополк разделался с Борисом (на реке Альте, неподалеку от Киева), затем с Глебом (где-то под Смоленском), а потом ещё и с третьим братом, Святославом (в районе современного города Сколе Львовской области). После этого "окаянный братоубийца" воцарился в Киеве, но уже в 1019-ом году был изгнан оттуда четвёртым братом, Ярославом - бежал к печенегам и, по данным "Повести временных лет", сошёл с ума и умер неизвестно где ("между ляхы и чахы").

Правителем Киевской Руси стал Ярослав, что и дало основание для появления второй, альтернативной версии этой истории, согласно которой за убийством Бориса и Глеба стоял именно он, - Ярослав подрядил варяга Эймунда с дружиной убить младших братьев (об этом читаем в исландской "Саге об Эймунде"), а потом свалил вину на Святополка, которого также вскоре убил. Многие исследователи биографии будущих святых поддерживают эту версию, ссылаясь на летописи, хранящие память о том, что Ярослав и другие родственники князя Владимира отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались чтить его, как отца. Убивать своих союзников при таком количестве врагов Святополку не было никакого смысла.

Так это или не так, никому скорее всего узнать уже не удастся. Одно можно сказать с изрядной долей уверенности - каждый из братьев в этой истории получил своё: Ярослав - государство, как самый умный, расчётливый и беспринципный; Святополк - второе гражданство и смерть на чужбине, как ярый, но недальновидный оппозиционер; а Борис с Глебом были причислены к лику святых - как без вины виноватые, пострадавшие больше всех. У нас в России много таких.

Зюзино (Скрябино, Скорятино) - старинное подмосковное село, на протяжении веков переходившее от одного знатного боярского рода другому. Предположительно, его первыми владельцами были Скрябины - "московский сын боярский Скрябин из рода Травиных", казнённый при Иване III, в результате дворцовой интриги.

В конце XV века (то есть как раз при Иване III) селом владеет Андрей Зюзя-Шетнев из знатного рода тверичей, в середине XVI века - Василий Григорьевич Зюзин, опричник Ивана Грозного, после него - стрелецкий голова Фёдор Челюскин, затем (с 1627-го года) - князь Алексей Юрьевич Сицкий, умудрившийся послужить при дворах Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и Лжедмитрия II.

В 1644-ом году усадьба перешла в собственность боярина Глеба Морозова, который построил здесь первую, деревянную церковь Бориса и Глеба. Его жена - боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова (именно она изображена на знаменитой картине Василия Сурикова) - сочувствовала раскольникам и нередко (особенно после смерти мужа) принимала в своём имении в Зюзино протопопа Аввакума.

В 1666-ом году владения Морозовой были конфискованы, село стало дворцовым. В 1684-ом году оно было пожаловано князю Василию Фёдоровичу Одо́евскому, в 1687-ом - боярину Борису Ивановичу Прозоровскому, соратнику Петра I. Именно при нём была построена ныне существующая Борисоглебская церковь.

С 1785-го года Зюзиным владеют Бекетовы. Деревянный дом Прозоровских они перестраивают в каменный, двухэтажный, с центральным двухсветным залом. Симметрично по сторонам дома возводят два флигеля. Последний владелец из рода Бекетовых, Пётр Петрович, не оставил прямых наследников, и имение после его смерти снова начинает "ходить по рукам". В середине XIX века, при Балашовых, Московский университет использует жилые постройки усадьбы в качестве летних дач для своих сотрудников. Некоторое время спустя построенный Бекетовыми господский дом разбирают на части и используют как материал для дачного строительства.

В 1861-ом - 1918-ом годах село Зюзино было административным центром Зюзинской волости Московского уезда, образованной в ходе Крестьянской реформы. На севере волость граничила с Москвой, на северо-востоке и востоке - с Нагатинской и Царицынской волостями, на юге - с Подольским уездом, на западе - с Троицко-Голенищевской волостью.

В справочной книжке 1890-го года отмечалось: "Зюзинская волость почти полностью состоит из садоводов, воспитывающих вишни, сливы, яблоки; деревья для устройства английских садов. Жители имеют свои питомники, вывозят на Цветной бульвар поздней осенью и раннею весною молодые деревья для торговли; они разводят всех сортов клубнику, малину, кружовник; занимаются обширною посадкою картофеля и отчасти посевом зернового хлеба: ржи и овса".

В 1873-ем году в Зюзино проживало четыреста сорок три (443) жителя. В 1885-ом году здесь был открыт кирпичный завод.

В 1960-ом году бывшее село вошло в черту Москвы и быстро исчезло под натиском городской застройки.


Храм в начале XX века. Справа от южного крыльца - неказистая колоколенка на четырёх столбах...


Утраченный иконостас.


...а вот, что от неё осталось к началу 1980-х (не так уж и мало). Сооружение действительно стояло на проходе - неудивительно, что его снесли.


Зюзино, конец 1940-х годов. Справа - флигель усадьбы Бекетовых и верхняя часть храма Бориса и Глеба.


Флигель усадьбы Бекетовых, конец 1980-х годов.

Зюзино славилось своими садами - в его оранжереях вызревали даже цитрусовые! Ещё одной достопримечательностью усадьбы считались солнечные часы, устроенные, вероятно, при Бекетовых. Часы были уничтожены в XIX веке, вместе с господским домом.

На заднем плане - флигель усадьбы Бекетовых, единственная, кроме церкви, сохранившаяся до наших дней постройка бывшей усадьбы. Февраль 2015-го года.

Перекопская улица (на фото), на которой стоит храм, была образована в 1965-ом году из 1-го Зюзинского проезда и прилегающих улиц. Название своё получила по Перекопскому перешейку в Крыму - месту исторических сражений в годы ВОВ. В этом районе Москвы много улиц, названных в честь украинских городов и местечек.