Грехопадение. Грустная история про змея-искусителя, адама и еву Змей-искуситель: животное или ангел

И создал Бог Адама и Еву. И поселил их в Райском Саду. И было у них всё чудно и замечательно. Они-то в раю, что им ещё надо. Но забыл он упомянуть, что в саду, уже задолго до них, жил коварный Змей-искуситель.
Стало Еве скучно жить. Пошла она к Богу
- Господи, вот ты меня из ребра Адама слепил, а теперь давай-ка из моего «чего-нибудь» слепи и мне подобие человеческое. Адам, конечно, хорош, но чего-то в нём не хватает. Может, ребра того самого?
Бог оказался тем ещё подстрекателем. Не успела Ева опомниться, как повстречала на своём пути Змея-искусителя. И Змею хорошо, и Еве веселее. Пошли они к Адаму знакомиться.
Как и полагается в раю, пили они вино, пьянели и долго болтали. Только у Змея при опьянении всегда наступал приступ честности. Взял он Адама под руку, повёл по саду и говорит
- Знаешь, Адам. Втроём, как ни крути, веселей. Да только есть у меня грешок один за душой. Вот как повстречал твою женщину, так и влюбился. И теперь – всё о ней, всё для неё. А коль уж я искуситель, то и участь моя такова – соблазнами проверять на прочность. Гони-ка ты меня в шею, оберегай свою ненаглядную. Нехорошее я существо. Не достойное. А оно ведь знаешь, как бывает.
- Знаю. Да только у нас так не будет. Еве я доверяю. Тебе, вродь как, тоже. Уж если и наворотим дел, так будем все втроём виноваты.
- Есть у меня опыт в таких делах. Бывали на моём пути и такие, кто верил, а потом всё равно обжигался. Больно будет. Давай я просто исчезну, как будто и не было меня. А вы уж как-нибудь вдвоём, без меня.
Толи честностью своей подкупил Адама Змей. Толи глупостью. Но стали они жить лучше прежнего. Адам, конечно, бдил верность возлюбленной, не оставляя Еву со Змеем, однако и не прогонял прочь. Иными словами, пригрел таки змею на груди.
- Отправляюсь я в дальнее странствие. Вас с собой приглашаю – сказал как-то Змей обращаясь, скорей к Адаму.
- Ты пока собирайся, а мы планы обсудим. Глядишь, чего и придумаем хорошего…
Долго думали. Да только в последний момент отказался Адам от странствий. Отпустил Еву со Змеем в дорогу дальнюю.
Ой, беда будет - сказал про себя Змей, прикрывая лицо руками. Пошел к Еве
– Люблю я тебя, Ева. Сил нет! Вот тебе яблочко за это. Хочешь?
- Неа. Не то время, не то место.
- Окей, буду ждать, пока место и время наступят…
Поехали они вдвоём путешествовать. Нежданно-негаданно, подошла Ева к Змею и откусила яблоко. Змей, бедняга, растерялся, но отступать не стал. Помолчали они и легли спать. Прошло ещё несколько дней, прежде, чем паршивец снова пришел к Еве и предложил ещё откусить. Ева молча опустила глаза. Не отказывалась, но и сама брать не хотела.
Что ж, подумал змей, так тому и быть. Завтра вернёмся в свой Райский сад, к Адаму, и забудем о том, чего не было.
Только отпустил мысль на волю, как подошла Ева, отняла у Змея яблоко и съела его. Может, так оно интересней: предлагают - откажись, а сама захочешь – бери не стесняйся.
Задержался в пути Змей. Проводил Еву в объятия Адама, а сам путь продолжил.
А по возвращению в Сад, получил по морде своей змеиной от Адама. Довыебывался. Знал, что заслужено. Сплюнул кровь, собрал все свои шкуры змеиные и переехал в соседний сад. Вы, мол, тут сами, без меня, такой ад устроите, что вам и искусителя никакого не надо.
Долго сидел Змей на берегу безымянной реки, залечивая перебитую Адамом челюсть. Думы думал. Что ж ты за ангельское создание, Ева, если при первой возможности, скрывшись от глаз Адама, яблоко то съесть не постеснялась? Что ж ты за мудрец такой, Адам, если был предупреждён мною, о том, что произойдёт, и всё равно допустил сие? Что ж я за зло вселенское, если яблоки мои всё едят-едят, а в любовь – настоящую, откровенную, не верят? Что ж это за сад такой, где яблоко, рано или поздно, пробует каждая, кому оно предложено? Что ж это за яблоки такие, если единственный ангел, в непорочность которого я поверил, съев яблоко тут же меня покинул? Что же это за человечность такая, где безоговорочно верят в подлость, не задумываясь о раскаянии. Что ж за рай такой, если в нём, все ангелы порочны, все люди слепы, все яблоки надкушены и гнилы?
Затосковал Змей, по Еве да по Адаму. Вот бы хоть глазком одним подглянуть, что там да как. Но по образу не положено. Я же дьявольское отродье, мне бы ехидно хихикать, а не слёзы в облако пускать. Так и остался в своём новом раю улыбаться да над жизнью подшучивать. Иногда лишь возвращался к мысли, что однажды Бог сжалится над миром, усовершенствует своё создание. И сбудется тогда мечта Змея, о которой не раз говаривал он за бокалом вина. Что будет у Змея дочь. И назовёт он её именем Ева. Да только воспитает её вовсе не ангелом, и даже не искусителем. Простым человеком, с простыми человеческими чувствами, по земле ходящую. Такую, какой видел когда-то ту, откусившую яблоко…

Любите ли вы яблоки, так как люблю их я? Угощайтесь. Забирайте все. А я пойду конфетки пожую. Они как-то слаще…

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

С другой стороны, в нескольких местах Нового Завета ясно указывается на реальность этих двух первочеловеков. Так, в двух книгах Нового Завета, в Послании к римлянам и в Первом послании к коринфянам, где св. апостол Павел говорит о связи человеческой греховности с Адамом, довольно сложно под словом «Адам» понимать лишь обобщающий термин (Рим. 5: 12–14; 1 Кор. 15: 47). Более того, в Послании к римлянам св. Павел несколько раз еще более конкретно говорит о грехе «одного человека».

Загадочный змей-искуситель

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).

Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Но, возлагая ответственность за столь грандиозное событие на Змея, Библия тем не менее уделяет этому существу относительно очень мало внимания. Поэтому природа Змея остается довольно загадочной. Хотя кое-какие особенности этого создания можно все же установить путем логических размышлений, а также исходя из толкований святых Отцов.

Так, по ряду внешних признаков, например, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, безусловно, изображается в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Однако многие другие его особенности, к примеру, такие, как способность разговаривать, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, говорят о том, что Змей – существо разумное. Более того, он, скорее всего, существо высшего порядка.

Очень важны для понимания сущности Змея слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9). Скорее всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем оказаться на земле, Змей жил на небесах, он – существо духовное.

Грехопадение. Капитель каталонского монастыря. Конец XII в.

Поэтому, наверное, Змея следует представлять как существо, в котором соединены в единое целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве говорит следующее: «Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И. Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).

При внимательном чтении третьей главы Бытия можно заметить, что если строго следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до искушения Евы не имеет четких признаков пресмыкающегося и отнесен к этому классу животных исключительно в соответствии со своим названием. Более того, по «классификации» Бытия, Змей-искуситель относится к «полевым зверям»: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).

Действительно, если Змей – пресмыкающееся, то на каком основании он дважды упоминается именно со скотами и зверями, да к тому же перед ними он и проклят?

Продолжая изучать текст Шестоднева, мы снова убеждаемся, что первоначально Змей имел иное, не свойственное змеям, строение, и только по повелению Бога обрел характерные для пресмыкающихся внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).

Таким образом, все приведенные выше цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно говорят, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Довольно сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст также говорит, что Змей первоначально был «зверем», и лишь после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.

Но какой именно это был зверь? – узнать невозможно. Это является еще одной тайной Шестоднева.

Не менее любопытен вопрос: почему Змей обманул человека? Какие мотивы побудили его лишить человека тех благ, которые предоставил ему Бог в эдемском саду? В Библии об этом ничего не сказано. Хотя причины, скорее всего, у Змея были.

Каковы они? – сказать трудно. Ведь на первый взгляд от своего обмана никакой выгоды он не получал. Наоборот, этот коварный поступок стоил Змею многих потерь. И, прежде всего, он был проклят Богом.

Исходя из вышесказанного, трудно поверить, что самое хитрое существо на земле изменило всю будущую жизнь рода человеческого без всякой для себя пользы. Вероятнее всего, спровоцировав изгнание Богом Адама и Евы из Рая, Змей впоследствии воспользовался теми самыми благами, которые потерял человек по его наущению. Почему, например, не предположить, что, уговорив первых людей попробовать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни и, таким образом, обрел бессмертие. Некоторые толкователи Библии предполагают, что не сам Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а послал с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Всевышнего, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и поступила: причем не только сама отведала роковые плоды, но и уговорила сделать это своего мужа…

Но, помимо мотивов, толкнувших Змея на обман, существуют и другие вопросы, касающиеся этого коварного существа. Например, как он оказался в Раю? Или – почему Бог позволил Змею соблазнить Еву?

Что касается первого вопроса, то ответить на него не составит большого труда, если вспомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены лишь звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин пишет: «Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию». Возможно, ему, как самому «умному» из всех тварей, обитавших в Эдеме, и первому было дано имя?

На второй вопрос ответить тоже не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, дал ему право выбора того или иного пути. Посему он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись уговорам Змея-искусителя, нарушила запрет Творца.

Тайна грехопадения

История грехопадения Адама и Евы, рассказанная в 3 главе книги Бытия, на первый взгляд довольно проста.

Сотворив человека и поселив его в Раю, «…заповедовал Господь Бог человеку, говоря, от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Но Змей уговорил Еву нарушить запрет Божий. И она «…взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковые листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 6–7).

«Внешнее око, – по глубокомысленному замечанию греческого теолога Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное».

Змей (Змий, Змей-искуситель , ивр .Нахаш ) - как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом - запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех» . В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора - способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада - Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17 ). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор - выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра . Другой перевод «Эц а-Даат» - «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» - например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) - в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» - форма прошедшего времени корня «даат» ). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально - как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал - йецер а-тов и йецер а-ра - тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу» , до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, - сказал Б-г, - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз . Как сказал ей: “… откроются ваши глаза” ., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен» .

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить ).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны .

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных .

4. И более всех зверей .

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей ).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу .

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов .

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах .

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти .

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову .

10. И, наконец, ты умрешь .

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем - наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение - он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь - переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба, 24:5 ).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят - Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу - поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») - в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» - «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама - во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44 . Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

В последнее время многим моим френдам то ли снесло крышу новыми фильмами, вроде "Ной", "Малефисента" и т.д., то ли просто звёзды раком встали, но в блогах только о сотворении мира и читаешь. Как будто они при этом присутствовали. Особенно порадовало описание сотворение Богом протонов и электронов (после света, конечно). Он бы до сих пор этим занимался, если бы не было циклических функций;)
Вообще, "Ной" меня поразил до того, что я оставил его в своей коллекции. Ляпов там куча (взять хотя бы наматывание шкуры змея на руку... ГЫЫЫ), но я не собираюсь писать рецензии к фильмам. Меня заинтересовал сам процесс сотворения мира и падения человека. Пришлось поднимать различные источники с описанием давних событий и теперь я с уверенность могу сказать только то, что если свинью долго кормить апельсинами она таки начнёт в них разбираться.
Не знаю, что там было с сотворением света, мира и всего сущего - слишком мало информации - но в спорах о грехе Адама и Евы точно можно поставить жирную точку. Напомню. Адама и Еву совратил змей-искуситель, они отведали запретный плод, за что и были изгнаны из рая. Первым сыном Евы был Каин, а вот об отцовстве до сих пор идут споры. Одни говорят, что это грех Адама, другие утверждают, что Ева согрешила с самим змеем (тогда вообще причём тут Адам?), который на самом деле был первым ангелом - Люцифером-СветНесущим. Мои выводы говорят о том, что правы обе стороны.
Я не утверждаю, что в те времена законы физики были такие же:) но Бог не фраер, он создал людей по образу и подобию своему, а маразм - это наживное. Поэтому если подойти к вопросу с практической стороны, то решение само бросается в глаза: люди были голые в саду, змея-искусителя Адам всегда носил с собой и искушал он не только его, но и единственную женщину на всём свете. Думаю, что все уже догадались, что за сочный плод вкусили первые люди своим змеем (а кто бы устоял? ;)
Бог выгнал их из рая не за жор яблок на ночь, а за дерзость творения. Каин стал творением людей, а не его воли и тогда он дал человеку возможность доказать, что тот тоже может творить не хуже. Это обычный спор, вызов людям от Бога. Это не проклятье! Пока у нас это не очень хорошо получается, но ведь потоп мы как-то пережили и возможно когда-нибудь ещё потаскаем Его за бороду.
Это версия не противоречит общепринятой, но ведь может быть и другая. Бог что был таким лохом, что забыл сделать Еву стерильной? Вы в это можете поверить? Я нет. Вот тогда и выплывает на свет Замысел Божий - продолжение собственного рода. Вырастил в саду детей, пока те не созрели до самостоятельного размножения и выпустил заселять отдалённую планету. Видно Ему что-то угрожало, да и нам тоже. Вот только что если мы выжили, а он нет? Может тот потоп учинил не Он а Его враги?
Тут сочинять можно долго, только часто бывает, что всё не так, как кажется.