Кто такие херувимы в православии. Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы

Престолы, Серафимы и Херувимы - главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

В статье:

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Херувимы - второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы . Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.


В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет - «восседающий на херувимах».
По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе - львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он - ангелу, ангел - архангелу, архангел - Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов - Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз - все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы - второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными .

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

Когда человек общается с Богом, посещает службы, слушает песнопения, часто слышит такие определения, как "херувимы" и "серафимы". Что это такое или кто это такие? Ответить на этот вопрос одним словом нельзя. Нужно разобраться, в чем их отличие и кто же они на самом деле.

Небесная иерархия

Одними из главных ангельских чинов являются серафимы и херувимы. Каждый из них выполняет определенную функцию. Небесную иерархию можно представить в виде лестницы. На самой верхушке находится Всевышний, далее идут ступеньки, на которых расположены :

  • 1 ступень, самая близкая к Богу. На ней стоят серафимы;
  • 2 ступень - херувимы.
  • 3 ступень - престолы.

Но все эти три ангела принадлежат к самой высшей касте.

Серафимы

Серафимы впервые были упомянуты в книге пророка Исайи. Это существо, которое имеет 6 крыльев. Первые два крыла нужны, чтобы прикрыть свое лицо, еще два покрывают тело, а пара третьих нужны для полета. Считается, что от этих ангелов идет очень лучистый свет, поэтому они закрываются, чтобы не ослепить людей.

На полотнах их изображают с человеческими лицами. Они держат престол, на котором находится Господь Бог. Как правило, иконы расписаны в красных или багряных тонах, так как серафимы связаны с огнем и любовью. Они призваны обдавать жаром сердца людей и подчинять их своей воле.

Серафимы доносят до людей всю правду о Боге и призывают их соблюдать христианские законы. Но главное, что делают эти ангелы, - передают другим чинам волю Бога.

Еще одна из основных функций этих существ - очищать души людей от грехов. Они легко сжигают души, тем самым уничтожая все прегрешения. Это, в самом деле, самые могущественные и таинственные создания.

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом - доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил.

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Херувимы и серафимы - что это такое, мы разобрались. Осталось определить, кто же такие престолы. Само определение говорит о том, что Бог восседает на них, как на троне, и вершит суд.

Чаще всего они описываются как колесницы с огненными колесами. У каждого из них имеется 4 крыла. С течением времени в церковной литературе их образ все больше походил на облик, который имеют серафимы.

Теперь вы знаете, кто же такие серафимы и херувимы. Это самые близкие ангелы. Именно они являются главными созданиями, которые несут нам всю святость и мудрость Божью. Поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах и песнопениях. Но детальной информации о них в писаниях встречается немного. Есть только несколько выдержек из священной литературы, по которым мы имеет представление об этих ангельских чинах.

Эти образы очень интересны и загадочны, поэтому в литературных произведениях их наделяют самыми различными внешними и внутренними чертами.

Херувим – это крылатое создание, живущее на небе. В Священном Писании можно встретить упоминания об этих существах. Херувимы наряду с серафимами занимают самое почетное место в иерархии ангелов – они наиболее приближены к Богу.

Упоминания в Ветхом Завете

Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах. Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его. Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Первый чин ангельский - Серафимы

Серафи мы - в христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

СЕРАФИМЫ (евр. серафим, «пылающие», «огненные») упоминаются в Библии только однажды, Ис 6:1-6. Назначение серафимов в иерархии небесных ангелов состоит в том, чтобы возносить хвалу святости Бога и осуществлять святые цели Бога на земле.Они - первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом велелепной Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим - и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а иначе всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в…

НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Арха1нгели, Ангели, Нача1ла, Прест0ли, Госп0дствиz, и Серафи1ми шестокрила1тии, и многоочи1тии Херуви1ми Боже1ственнии, му1дрости oрга1ни, Си1лы и Вла1сти Боже1ственнейши, ХристY моли1тесz дарова1ти душа1м на1шим мир и ве1лию ми1лость.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1) . Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

Ангелы - суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних…

Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии,» носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней, иерархии: власти, господства, силы. В третьей, более близкой к нам: ангелы, архангелы, начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских,» у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об ангелах, архангелах, силах, властях, началах, господствах, престолах, херувимах и серафимах. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти…

Ангелы, серафимы, херувимы

Ангелы

Изображение Св. Иоанна в виде ангела

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал’ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы…

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков).

Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.

В первую сферу входят:

Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других.

Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице…

Angelologia. Православное учение об Ангелах

___________________

Как изобразить непостижимое?

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, — говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. — Язык христианской культуры — это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних — как прекрасных юношей, других — как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

Небесная иерархия

«В начале сотворил Бог небо и землю» — этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, — поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. — Это невидимое Небо представляет…

~ АкваМаринка ~ Высший разум (118436) 8 лет назад В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в…

Чем отличается херувим от серафима?

Серафим (от древнееврейского – огненный) – это ангел, стоящий на самой высокой иерархической ступени. Эти существа ближе всех находятся к Богу и имеют три пары крыльев. В христианской традиции серафимы изображаются алым цветом, т.к. они являются огненными духами.

Известные русские художники, такие как Михаил Врубель и Виктор Васнецов, в свое время представили на наш суд свое видение этих пламенных существ. (На картинке ниже работа В.Васнецова)

Херувим также является ангелом, но на ступень ниже, это второй по значимости ангельский чин. Херувимы также близки к Богу, их называют «песнословящими духами», крыльев у них четыре, а на иконах они обычно изображаются голубым, лазоревым цветом. Иногда могут изображаться с двумя головами – львиной и человеческой. Известно, что на крышке Ковчега Завета были расположены два херувима с распростертыми крыльями. Описания херувимов в христианской и еврейской традициях довольно точное,…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы….

Херуви мы (собственно, ивр….

Греческое слово «ангелос», вошедшее в европейские языки, является переводом древнееврейского «мал’ах» — посланец, вестник. Ангелы служат единому Богу, воздают ему хвалу, несут его волю стихиям и людям. В древнейших книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисеевом, книгах Царств, Хрониках) довольно много историй, в которых участвуют ангелы.

Но если мы внимательно перечитаем их, то с удивлением убедимся, что эти сказания не дают повода считать, будто ангелы всегда добры и прекрасны. В зависимости от воли пославшего его Бога, ангел может быть равно благостным или гневным, и порой в его руке не цветок, а карающий меч.

Внешность ангелов в этих преданиях вообще не описывается, поэтому вовсе не ясно, как они выглядят. Ангел может принять облик человека – странника, спутника, но каков его истинный вид? Это далеко не единственный вопрос, который остается без ответа.

В книге «Бытие» упоминаются ангелы и херувимы, но каковы различия между ними? Ангелы были созданы Богом или…

Спрашивает Алексей
Отвечает Александр Дулгер, 04.11.2009


Мир Вам, Алексей!

«ХЕРУВИМ. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея () и при создании храма Соломонова ( , 8:6-7, ). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения ( , ). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у и у других свящ. писателей ( , 22:11, ) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов ( , 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, ).»
(с) Библейская энциклопедия архимандрита Никифора

Люцифер, в последствие ставший диаволом (сатаной) был херувим:

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.»
()

Более того, Бог называет его «херувим осеняющий», что позволяет считать, что он был одним из двух херувимов, которые охраняли Закон Божий в ковчеге в Небесном святилище:

«За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (т. е. ковчег завета), о чем не нужно теперь говорить подробно.»
(К )

К сожалению для нас всех он потом против этого Закона и восстал. С тех пор он всем шепчет на ухо: «нет не умрете» (), если нарушите всего одну из заповедей», «мы ведь святые и разумные существа, исполненные Святого Духа, мы сами можем решать, что соблюдать, а что нет, что зло, а что добро».

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Небо, ангелы и небожители":

02 мар И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, Подскажите пожалуйста почему текст написан во множественном чилсе? Сотворим и по образу нашему. Кого имел в виду Бог? (Сергей)

Хоть и бесплотны, но имеют свою строгую и сложную систему подчинения. На рубеже V и VI веков было создан трактат «О », авторство которого до настоящего времени не установлено. В этом тексте, который чаще всего приписывают богослову Дионисию Ареопагиту, устройство системы небесных сил представлено достаточно полно.

Небесная включает в себя девять ангельских чинов, которые подразделяются на три ступени, степени, «сферы». К слову, на старинных иконах небесных жителей и в самом деле изображают в виде сфер. К первой степени относятся огненные и пламенеющие серафимы. Это шестикрылые создания, наиболее приближенные к божественному престолу.

Серафимы прославляют Бога, пламенеют любовью к Творцу и пробуждают такие же чувства в других.

Второй в иерархии – это херувимы. Неизвестный автор сочинения представляет их в качестве созданий, имеющих четыре лика и четыре руки. Это – заступники, распространяющие знание о Боге. Миссия херувимов состоит в беспрестанном созерцании Творца. Они также передают миру глубокую божественную мудрость, полученную из высшего источника.

Из представителей других небесных сфер наиболее примечательны архангелы и ангелы. Первые – небесные учителя и начальники для представителей низших ступеней. А вот ангелы, согласно христианской традиции, находятся в небесной иерархии ближе всех к земному миру. Их задача – сообщать людям о намерениях Творца, а также наставлять каждого на путь святой жизни, полной добродетели.

Что сказано о херувимах в Библии

Ветхий Завет содержит упоминание о херувиме, который вооружен мечом и охраняет вход в Эдем. Встречается также описание этих существ как средства передвижения самого Бога. «Сидящий на херувимах» – так иногда именуют Бога в Ветхом Завете.

В речи пророка Иезекииля херувим предстает перед слушателями и читателями в сверкающих одеждах, украшенных камнями.

Точное описание внешности херувимов отсутствует в библейских текстах. Там говорится только, что эти существа обладают лицами и крыльями. Они символизируют престол могущественного Бога и служат его защитой. Херувимы упоминаются также в том месте Завета, где Бог сообщает Моисею о заповедях, которые откроются ему, а затем будут переданы народу Израиля.

Нередко такие сказочные создания предстают перед читателями Библии в человеческом облике, дополненном крыльями. Эти таинственные существа, близкие к Творцу, верно служат ему и в любой момент готовы исполнить божественную волю. Херувимы – одни из тех небесных сил, для которых приоткрыта тайна пути, ведущего к спасению человечества.