Люстры. Пресса о компании рестамп

Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами "Свет Христов просвещает всех." Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемые в положенных случаях, - паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила - более двенадцати. Прежде чем рассматривать символические значения отдельных светильников, обратимся к основным духовным значениям света в храме.

Свет в православном храме является прежде всего образом небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру (Ин. 8:12), Свет от Света (Символ веры), Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). Это особый, невещественный, несозданный Троический свет, отличный по существу этого Божественного света от внешнего, природного, вещественного.

Внешний свет допускался внутрь храма как образ света невещественного. Это помогает понять отношение Церкви к внешнему, природному свету. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для иллюминации помещения храма и обыденном смысле, то есть для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. При праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние - паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном И содержится уже в духовном значении празднуемого события.

Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв.

С глубочайшей древности в священной истории елей и маслина, от плодов которой он получается, оказываются знамениями духовных истин. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему свежий масличный лист (Быт. 8:11), как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, что гнев Божий престал и сменился милостью. С тех пор оливковая ветвь является символом мира между Богом и людьми, символом вообще мира и примирения.

В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10:34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божий по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей. В притче о десяти девах Спаситель говорит о достатке елея в светильниках у мудрых дев и нехватке его у неразумных. Елеем здесь, по толкованию преподобного Серафима Саровского, обозначена накопленная в течение жизни посредством верного служения Богу из чистой любви к Нему благодать Духа Святого Божия. Наконец, гора, на которой проповедовал Спаситель и часто бывал со Своими учениками и с которой Он вознесся на Небо, носит название Елеон: исторически оттого, что ее склоны были засажены садами оливковых деревьев (маслин), а духовно оттого, что название этой горы означает вершину милости к людям Бога, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни.

В Православной Церкви одним из семи таинств является таинство Елеосвящения, то есть особого освящения елея, которым помазуются люди для исцеления от болезней. По смыслу таинства, елей содержит в себе в этом случае милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего, человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу. Свеча также выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил и поликандил.

Все посетители храмов восхищаются величественной красотой, которую излучает паникадило. Только со значением данного атрибута знаком не каждый. Центр каждого православного храма украшает особенный подсвечник, именуемый паникадило, которое может быть бронзовым либо латунным. Название «паникадило» огромная люстра приобрела от греческого слова, в переводе обозначающего «многосвечие».

Существование этой традиции не прервалось и в современном мире. Число свечей, на которое рассчитано паникадило, зависит от размеров собора: чем он больше, тем больше нужно свечей. Вот в Задонском Троицком соборе находилось три паникадила, одно из которых было спроектировано на тридцать свечей, а двое других на двенадцать. Тем не менее, паникадила могут вмещать и меньше, и больше свечей.

На сегодняшний день паникадило для храма – это опора для множества свечек и лампадок. Основное символическое значение, которое несет в себе паникадило, − это Небесная Церковь. Так творится подобие Духовного свечения, которое ждет верующих на пути в Царство Господнее. Кругом паникадила собираются все, на кого снизошла благодать Духа Святого.

В давних храмах площадка под куполом имела круглую форму, вокруг которой расставлялись церковные свечи. В данной композиции свечи обозначали звезды, а площадка под куполом считалась крепостью и называлась «хорос». Чаще всего хорос был изготовлен из бронзы или меди.

Примечательно, но в середине хороса обычно находился архитектонический крест, который отождествляли с Новым Иерусалимом.

К использованию паникадила перешли постепенно. Главным образом этому способствовало развитие христианства и зодчества. Изначально паникадило имело двенадцать светильников, что соответствовало числу апостолов. Стоит отметить, что в центр хороса часто устанавливали архитектонический крест, отождествляющий Новый Иерусалим.

В современном мире к производству церковной утвари относится и изготовление паникадил, которые предназначаются для разного количества светильников. Зачастую в массивных паникадилах нуждаются большие храмы или церемонии торжественных богослужений, во время которых многосвечия образуют праздничное сияние. Например, во время богослужений на Афоне время от времени паникадила раскачивают, что обеспечивает большую торжественность. Интересно, что при проведении богослужений, в определенные моменты батюшка в храме раскачивает этот атрибут, усиливая, таким образом, торжественность момента.

Такие паникадила имеют уникальный дизайн и смогут украсить и придать торжественную атмосферу любому храму. Вы можете выбрать оригинальное паникадило для храма на сайте: http://www.lampada-m.ru/panikadilo-dlya-xrama/.

Паникадило – это большая люстра со свечами или лампадами. Своё начало церковные светильники берут с глубокой древности, во времена возникновения христианства. Тогда храмы освещались при помощи тусклого света лампад или примитивных . Со временем их форма становилась все сложнее, одновременно приобретался особый символический смысл. Таким образом, появилось паникадило, которое является ключевым церковным светильником, что служит символом Божественного света.

Естественный свет в современных храмах почти отсутствует. Фактически церковь находится в полумраке, который можно разогнать исключительно при помощи , что разжигаются в период проведения богослужений. Как сказано в Священном Писании: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Здесь заключен смысл о том, что в жизни свет дарит только вера в Господа. Как правило, по воскресеньям в церкви зажигают все светильники, а также , что служит символом света Божьего, сияющего для праведников. Паникадило символически отождествляют с Небесной церковью, тогда как, большое количество свечей означает верующих людей, которых осенила благость Святого Духа.

Материал и декорирование

В ранние времена люстры делали из меди, железа, серебра, олова. При этом металлический обруч изделия служил опорой для восковых свечей. Люстра в церкви была одноярусной (многоярусной). Современное паникадило выступает в качестве роскошного многоярусного светильника. Строгих ограничений в отношении количества ярусов нет, потому как, нет определенного количества чинов небесных существ, чью иерархию отображают ярусные кольца. Стандартное количество ярусов – 1, 3, 7, 9, 12.

Любая церковная люстра фактически является произведением искусства. Ярусы паникадила украшают листьями, цветами, нередко фигурами апостолов. Работа по их изготовлению производится в соответствии с церковными канонами, потому как, элементы украшения содержат в себе сакральное значение. Сегодня одним из часто используемых материалов для производства паникадила является бронза и иные медные сплавы, но также можно заказывать люстры из латуни. В орнаменте применяют хрусталь, природные камни.

Цена паникадила зависит от многих факторов, включая размер и материал, поэтому ее можно узнать после проведения соответственных расчетов на основании заявки заказчика. Кроме того, стоимость на стандартные изделия, можно посмотреть в на сайте нашего интернет-магазина. При этом не следует забывать, что изготовление церковной люстры – это весьма сложная и долговременная работа, которая требует точного знания и понимания церковной символики.

Церковная люстра (с французского lustre — блеск), по сути, мирское название, объединяющее в себе ряд церковных светильников разного назначения, способа крепления, символики, конструкции. Такое название вместо чисто церковной терминологии появилось с «легкой руки» французских мастеров, оснастивших церковный центральный светильник - паникадило - хрустальными украшениями, усиливающими свет свечей.

Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни.

Конструктивное исполнение каждого светильника чрезвычайно сильно связано с церковной символикой и обрядами. Так, «семь церквей, семь духов Божиих» и описание в Ветхом Завете определили количество свечей и стилистическую форму семисвечника. А сложные витые формы других светильников символизируют «ангельское воинство» и подчинены «высшей иерархии».

Для рядового мирянина церковная люстра это паникадило, или его более древняя форма - хорос. До XVII века в России центральной люстрой в церквях и храмах был хорос, выполняемый из дерева или металла в виде горизонтально ориентированного колеса с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к боковым стенам.

Более совершенным в контексте конструкции и символики стало прочно вошедшее в российские церкви и храмы с XVII века паникадило. Церковные паникадила выполняют одно- или многоярусными, придерживаясь при устройстве ярусных систем значимости отдельных чисел - один, три, семь, девять, двенадцать, хотя определенного значения количества требуемых в церковной люстре ярусов нет, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизирует ярусное размещение.

Паникадило устанавливается (подвешивается) под центральным куполом церкви и обычно имеет более двенадцати светильников, хотя есть его разновидности, называемые «поликандило», размещаемые в боковых приделах или небольших приходах, церквях и оборудуемые семью-двенадцатью светильниками. По форме паникадило напоминает дерево, от центрального ствола-стержня которого расходятся «растительного» вида кронштейны со светильниками, формирующие ярусную структуру. Снизу венчает паникадило сфера - золотое «яблоко», которое, как бы растет под ветвями паникадила и символизирует плод небесной благодати и мудрости.

Таким образом, в конструкции паникадила стараются объединить достоинства высших чинов ангельского воинства - Серафимов «пламенеющих, или горящих», Херувимов с их качественной чертой «обилия познания, или излияния мудрости», Престолов, возвышающихся «над всем дольним» и стремящимся «в горение».

Каждое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены, как орнаментом из листьев, побегов и цветов, так и фигурами святых и ангелов, причем буквально каждый элемент конструкции имеет сакральное значение и поэтому выполняется со всей тщательностью согласно существующему церковному представлению об оригинале. Основным материалом для изготовления церковной люстры сегодня продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), хрусталь, слоновья кость или натуральный камень, заменившая воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.

Чаще всего на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются изготовленные методом литья или ковки ярусы паникадила, а внизу традиционно располагают «золотое яблоко» из меди, которой придают эффектные цвета методами гальванического золочения или патинирования. Однако, хотя конструктивно паникадило может быть и несколько другим, что зависит от творческого потенциала разработчиков проекта, структурно оно выполняется в соответствии с установленными церковными канонами.

Работа по изготовлению церковных люстр чрезвычайно сложная, кропотливая, долговременная и требует не только практически идеального понимания церковной символики, но и четкого согласования действий разноплановых специалистов высшего уровня квалификации в своем профиле деятельности. Чаще всего священнослужители обращаются за помощью в создании уникального паникадила к специалистам ООО «Рестамп», на сегодняшний день лидирующего на потребительском рынке представителя петербургской школы декоративно-прикладного искусства и изделий из бронзы.

Паникадило - это центральный многоярусный светильник в любом православном храме, размещаемый под главным куполом собора. Также его называют всесвещником.

Происхождение названия

Происхождение и значение слова "паникадило" восходит к греческому "поликандилон", что означает "многосвечие". Современное русское звучание названия, по мнению известного лингвиста Максимилиана Фасмера, возникло от искаженного произношения греческого первоисточника, где первая часть подверглась влиянию слова "панихида", а вторая сблизилась со словом "кадило".

Устройство и значение паникадила

По своей форме светильник напоминает конус, обращенный вершиной к потолку. Каждый ярус люстры имеет форму круга, на котором находятся лампы или свечи. Количество ярусов может быть разным, в зависимости от высоты и размеров храма. Поскольку освещение имеет для церкви особое значение, то изготовленные из бронзы или латуни паникадила богато украшают ликами святых, позолотой, орнаментами и хрусталем, преломляющим и усиливающим свет ламп.

В центр паникадила помещается шарообразный элемент, именуемый "яблоком", означающий благодать и плод небесной мудрости. Само паникадило - это символ Небесной Церкви, источающий подобие Духовного свечения, ожидающего верующих на пути в Царствие Небесное.

Многоярусные паникадила в храме олицетворяют собой указание на небесный порядок и иерархию. Если соотносить круги светильника с небесной твердью, то каждый вертикальный ряд будет соответствовать уровню небес и чину существ, его населяющих. Если же соотнести уровни с собирающимися в храме людьми, то они будут отражать степени духовного совершенства прихожан. Так как неизвестно точное количество небесных чинов, то и нет обязательного указания на число ярусов паникадила - их может быть от 3 до 12.

Потому как паникадило - это главный светильник храма, согласно церковным канонам, его зажигают только во время праздничных и особо значимых богослужений. Во время особых моментов церемонии, для придания большей торжественности моменту, паникадило раскачивают, чтобы свет пролился на все скопление людей.

Хорос - древний вид паникадила

Архитектура первых христиан не предполагала наличия массивных светильников. Под куполом здания располагался хорос - круглая площадка со вписанным которой расставлялись 12 свечей, соответственно количеству апостолов. Распространение христианства и развитие зодчества меняло внешний облик хороса, который постепенно приобретал современный вид.

Хорос - самая древняя форма паникадила. Старинные хоросы делались из металла или дерева, представляя собой колесо, которое горизонтально подвешивали к потолку на цепях. По окружности колеса устанавливались светильники. В некоторых случаях хорос имел вид полукруглой чаши, где в углубление ставились лампады. Постепенно форма хороса усложнялась, их стали украшать орнаментами, образами, библейскими персонажами и сценами.

Сегодня хорос - это паникадило особого вида, каждый ярус которого напоминает обод колеса. Количество колес ограничено лишь размерами храма и фантазией мастера. Светильник символизирует небесную твердь и звезды на ней. Также хорос может иметь структуру дерева. В этом случае в центр помещается стержень, к которому крепятся колеса с лампочками. Подобное строение светильника символически означает древо жизни.

Современные формы хоросов и их необыкновенная красота производят впечатление и поражают взгляд. Слияние древних традиций и новые технологии позволяют создавать истинные шедевры, сочетающие тонкую ювелирную работу и глубокий философский смысл.