Максимальное количество баллов обществознание первая часть. Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи

Перед каждым выпускником, желающим в 2018 году стать студентом одного из ВУЗов РФ, стоит нелегкая задача – успешно сдать ЕГЭ, а также правильно выбрать учебное заведение и факультет для подачи документов. Большинство 11-тиклассников и их родителей впервые сталкиваются с системой оценивания итоговых экзаменов и часто затрудняются найти ответы на возникающие вопросы. Поэтому мы решили пролить свет на важные моменты.

В 2017-2018 году основные правила сдачи ЕГЭ не будут существенно изменены. Это значит, что для выпускников все также будет актуальна 100-бальная система оценивания итоговых испытаний.

Как все происходит?

В ходе проверки экзаменационных работ за каждое правильно выполненное задание выпускнику засчитываются так называемые «первичные баллы», которые по завершению проверки работы суммируются и переводятся в «тестовый балл», который и указывается в сертификате ЕГЭ.

Важно! С 2009 года официально не используется шкала перевода первичных и тестовых баллов ЕГЭ в традиционные для школы пятибалльные оценки, ведь и в 2017 и в 2018 годах итоговые экзамены не выносятся в аттестат.

Проверка работ выполняется двумя способами:

  • автоматически (с помощью специальных программ и технических средств);
  • вручную (правильность развернутых ответов проверяют два независимых эксперта).

Оспорить результат автоматической проверки достаточно сложно. Если при заполнении таблицы ответов не были соблюдены основные правила, компьютер может не защитить результат, и виноват в этом будет только сам выпускник, не выполнивший ряд обязательных правил.

Если спорные моменты возникают в ходе экспертной проверки, привлекается третий специалист, мнение которого будет решающим.

Когда ожидать результаты?

По закону действуют такие временные рамки:

  • обработка данных (по обязательным предметам) в РЦОИ не должна длиться дольше 6 календарных дней;
  • на обработку данных (предметы по выбору) РЦОИ дают 4 дня;
  • проверка в Федеральном центре тестирования должна занять не более 5 рабочих дней;
  • утверждение результатов Государственной экзаменационной комиссией – еще 1 день;
  • до 3-х дней на рассылку результатов участникам ЕГЭ.

На практике от момента сдачи экзамена до получения на руки официального результата может пройти от 8 до 14 дней.

Перевод баллов ЕГЭ в оценку

Несмотря на то, что официально в 2018 году шкала перевода баллов по предметам ЕГЭ в пятибалльную оценку не используется, многие все же хотят интерпретировать свой результат в более привычной «школьной» системе. Для этого можно воспользоваться специальными таблицами или online-калькуляторами.

Таблица перевода тестовых баллов ОГЭ в оценки

Русский язык

Математика

Информатика

Обществознание

Иностранные языки

Биология

География

Литература

Второй способ немного проще и удобнее, чем поиск нужных значений в ячейках огромной таблицы. Достаточно просто выбрать предмет (математика, русский язык, химия, физика, история, английский язык, обществознание… и другие предметы), ввести данные и получить в считанные секунды подучить искомый результат.

Предлагаем попробовать, насколько просто и удобно использовать на практике онлайн-калькуляторы балла ЕГЭ и его перевода в 5-тибальную оценку.

Перевод баллов из первичного в тестовый

Перевод баллов ЕГЭ в оценки

Интернет-системы для абитуриентов

Учебный 2017-2018 год завершен, экзамен сдан, результаты известны и даже интерактивная шкала перевода первичных баллов показала, что результат ЕГЭ расположился в достаточно хорошем диапазоне… Но, достаточно ли этого для вступления в желаемый ВУЗ?

Оценить реальные шансы на вступление, опираясь на тестовые баллы и минимальный проходной порог, выставленный университетом.

Важно! Минимальный проходной балл формирует сам ВУЗ. Он будет напрямую зависеть от баллов абитуриентов, которые подадут документы в 2018 году. Чем популярнее специальность – тем выше будет проходной балл.

Часто на ТОПовых факультетах для поступления на бюджет не достаточно даже 100-бальных результатов. Шансы увидеть свою фамилию в списках поступивших на такие направления есть лишь у призеров олимпиад, дающих весомые дополнительные баллы.

В 2018 году самыми популярными сервисами для подбора университета и мониторинга порога вступительных баллов на разные специальности будут:

  1. Учёба.ру
  2. Поступи онлайн
  3. Калькулятор Высшей школы экономики
  4. Postyplenie.ru
  5. Типичный абитуриент

Найти эти сервисы очень легко. Достаточно ввести их название в любую поисковую систему.

Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

Кому обязательно сдавать обществознание?

Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?

  1. Кажущаяся простота и доступность теории.
  2. Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
  3. Востребованность сертификата.

Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:

  • психология и педагогика;
  • социология и политология;
  • экономика и менеджмент;
  • управление персоналом;
  • сфера услуг;
  • товароведение;
  • бизнес-информатика и др.

Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2019 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.

Даты проведения

В ноябре 2018 года должен быть утвержден проект расписания ЕГЭ на 2019 года. Как только документ будет доступен, мы первыми сообщим на страницах нашего сайта о датах проведения экзамена.

В прошлом году обществознание сдавали в такие дни:

Основная дата

Резервный день

Досрочный

Основной

28.06.18 и 02.07.18

В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2019 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).

В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.

Нововведения 2019 года

В в билетах ЕГЭ по обществознанию произойдут несущественные изменения, которые коснуться формулировки и критериев оценивания заданий № 25, 28 и 29 с развернутым ответом.

Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2019 году он составит 65 баллов.

Важные документы

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:

№ п/п Название документа
1 Спецификатор
2 Кодификатор
3 Демонстративный вариант

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Что можно узнать из Спецификации?

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них - в 1 части, 9 - во второй.

В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.

Кодификатор

В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс (отдельные главы).
  3. Семейный кодекс (отдельные главы).
  4. Трудовой кодекс (отдельные главы).
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Федеральный закон о гражданстве.
  7. Закон о воинской службе и другие.

Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демонстративный вариант

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

  • Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
  • Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
  • Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Оценивание работы

За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.

Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.

Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.

Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:

Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.

Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.

Секреты подготовки

Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.

Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:

  • своевременность начала подготовки;
  • выбор правильной литературы;
  • эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
  • регулярность занятий;
  • практика и еще раз практика.

На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» - в книгах Липсица или Киреева.

Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:

  1. собственно, цитата;
  2. проблема, которую поднимает автор цитаты;
  3. раскрытие смысла данного высказывания;
  4. ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
  5. аргументация;
  6. примеры из истории, социальной практики либо литературы;
  7. выводы.

Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:

Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:


Сотни тысячи выпускников будут сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017 года . Как видим на подготовку остается не так уж много времени, и хотя этот предмет считается относительно легким, желательно начать прорабатывать задания уже сейчас. Отметим, что обществознание является наиболее популярным факультативным предметом, который чрезвычайно любят ученики. Кроме того, многие гуманитарные ВУЗы требуют наличие оценки за данную дисциплину в аттестате выпускника.

Чтобы ученики не расслаблялись в недрах Министерстве образования и науки, а также в Государственной Думе уже сейчас начали разрабатывать ряд нововведений, которые могут порядком изменить систему тестирования по обществознанию.

Изменения

Ниже перечисленные новшества пока можно расценивать как слухи и домыслы, но ведь так может случиться и уже в 2017 году они все будут задействованы в процедуре прохождения ЕГЭ по обществознанию.

  1. Обществознание — обязательный предмет. Данное предложение уже давно на устах у специалистов, приближенным к системе образования в России. Кроме этого предмета, обязательными могут стать история, физика и иностранный язык. Конечно, больше шансов у истории, ведь чиновники уже сейчас чрезвычайно обеспокоены тем, что не все ученики свободно владеют историей развития и становления их государства.
  2. Введение обширной устной части. Данное новшество пока лишь на стадии обсуждения. Парламентарии намерены сократить тестовую часть, а на ее место поставить устные блоки, которые ученик должен будет сдавать лично экзаменатору. Скажем больше, некоторые специалисты предлагают сделать этот экзамен устным.
  3. Предмет снимут с ЕГЭ. Да, такое предложение уже поступало на рассмотрение в Госдуму. Это спровоцировано тем, что с каждым годом становится меньше технических работников. Для того чтобы больше выпускников поступали в профильные ВУЗы на некоторое время, обществознание, возможно, исчезнет из списка предметов, вынесенных на ЕГЭ. Будем надеяться, что данное нововведение останется лишь на стадии разговоров.

Критерии оценивания

В 2017 году система оценки знаний выпускников не претерпит никаких изменений. За каждое выполненное задание, ученик получает определенное количество баллов, которые объединяются в единую сумму. Благодаря специально разработанной шкале, первичные , полученные учеником, трансформируются в тестовые. Именно по последним комиссия и решает, сдал выпускник экзамен или нет.

Структура ЕГЭ по обществознанию

Всего в экзамене по данному предмету предусмотрено 29 заданий, разделенных на два блока.

Задания 1-20 (блок 1) — вопросы или задачи, на которые необходимо дать короткие ответы одним словом или одной цифрой.

Задания 21-29 (блок 2) — каждый вопрос предполагает развернутый обоснованный ответ. Приветствуются примеры, аргументы и другие доказательства, способные сделать ответ широким и правильным.

Как правило, этот государственный экзамен проверяет знания по таким разделам:

  1. Человек и общество
  2. Право
  3. Экономика
  4. Политики
  5. Социальные отношения

Литература для подготовки

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на “отлично” необходимо много времени проводить за книгами. Учитывая тот факт, что на экзамен выносится не один предмет, следует подбирать правильную литературу, дабы не тратить время на неподходящие пособия. Ниже представлен перечень учебников, которые непременно пригодятся во время подготовки к ЕГЭ.

Данная литература разработана специально для тех, кто хочет заранее подготовиться к экзамену. Некоторые пособия направлены на формирование правильные теоретических знаний. В них есть все разделы, которые выносятся на ЕГЭ. Примечательно, что вся информация представлена в кратком виде, акцентируя внимание на главные тезисы.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию

Если вы хотите на время почувствовать, как это сдавать ЕГЭ по обществознанию, специалистами ФИПИ ежегодно обновляется демоверсия экзамена. Каждый одиннадцатиклассник может наглядно оценить сложность испытания, а также ознакомиться с приблизительными заданиями. Кроме того, ученики смогут получить баллы за прохождения демоверсии.

Такой подход позволяет подготовить выпускников к будущему и настроить его на положительный результат проверки знаний.

Стоит отметить, что демоверсия всего лишь приблизительная картина того, чего ожидать на реальном экзамене по обществознанию. Демонстрационная версия, как правило, включает в себя следующие пункты:

  • Инструкция с правилами заполнения бланков
  • Информация о блоках, которые входят в экзамен по обществознанию
  • Критерии оценивания знаний
  • Количество времени, отведенное для ученика на решение всех задач
  • Список литературы, которой можно пользоваться во время подготовки к испытанию
  • Правила поведения учеников во время сдачи ЕГЭ
  • Общее количество задач, во всех блоках ЕГЭ по обществознанию.

Выводы

Чтобы каждый ученик общеобразовательной школы смог чувствовать себя уверенно на экзамене по данному предмету необходимо начинать готовиться к нему уже сейчас. Способ подготовки зависит от возможностей и желания одиннадцатиклассника.

Кто-то обращается за помощью к репетиторам, кто-то решает прочесть профильную литературу и подготовиться к испытанию самостоятельно, кто-то, объединившись в группы, шаг за шагом повторяют и закрепляют пройденный материал. Не важно, какой из способов выберете вы, главное, чтобы он принес желаемый результат.

Видео новость

Наверное, каждый что-то помнит с уроков обществознания. Про демократию, нигилизм, мораль и нравственность. И это одна из причин, почему выпускники часто выбирают обществознание на ЕГЭ, - потому что просто. Но на деле всё немного сложнее. Рассказываем, как спланировать подготовку к самому популярному ЕГЭ по выбору.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В 2018 году ЕГЭ по обществознанию (его будут сдавать 14 июня) изменится совсем немного. Например, поменялись критерии оценивания в заданиях № 28 и 29 (а в последнем ещё и детализирована формулировка задания). Из-за этого максимальный первичный балл увеличится с 62 до 64 .

Первая часть экзамена по обществознанию состоит из заданий двух уровней сложности - 8 заданий базового и 12 заданий повышенного уровня (это всё тестовая часть). Во второй части 2 задания базового (21 и 22) и 7 заданий высокого уровня сложности (23–29). На выполнение экзаменационной работы даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

На самом деле обществознание - самый объёмный по знаниям экзамен. Он объединяет пять разных наук: право, философию, социологию, экономику и политологию. То есть нужно разбираться и хорошо помнить формулировки терминов каждой. И в этом сложность, в отличие от того же ЕГЭ по математике с чёткой структурой: попробуй быстро переключиться с политеистических религий на историю массовой культуры или экономику.

Критерии оценки

Задания 1–3, 10 и 12 оцениваются в 1 балл. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции к заданию. Задания 4–9, 11, 13–20 оценивается в 2 балла. Если задание выполнено с одной ошибкой или не полностью - ставится 1 балл.

Полное правильное выполнение заданий второй части оценивается по шкале от 2 до 5 баллов. За задания № 21-22 дают по 2 балла, за задания № 23–28 - 3 балла, за задание № 29 - 5 баллов.

Почему задание 29 стоит так дорого? По сути, это мини-сочинение. Оно состоит из трёх частей: раскрытие смысла высказывания (1 балл), отношение к высказыванию и собственная позиция, которые не оцениваются, и третья часть - рассуждения и выводы, где можно получить по 2 балла за каждый критерий. Обобщающий вывод для всех частей эссе, который проверяет корректность использования терминов и теории, оценивают ещё в 1 балл.

Что может помочь. Выбор высказывания нужно сделать на основе понимания его смысла. Иначе говоря, ученик должен понимать, что этой фразой хотел сказать автор. Для второй части теста можно использовать подсказки в тексте их задания № 20 первого теста. В третьей части нужно обратить внимание на раздел обществознания, к которому относится высказывание.

Когда и как готовиться

Перед подготовкой важно оценить свои навыки. В ЕГЭ по обществознанию - пять разделов. Они неодинаковые по объёму, поэтому важно понять, сколько материала вы уже прошли и с какими разделами у вас нет проблем.

Идеально закончить подготовку за два месяца до экзамена - в середине апреля. К этому времени нужно знать всю теорию. И не льстите себе: вы вряд ли освоите такой объём материала, например, за майские праздники. Честно скажите себе: я в это время отдыхаю. И отдыхайте. Не делайте ничего. По факту все начинают усиленно готовиться в феврале. Хотя нужно, конечно, сильно раньше.

Важно спланировать подготовку по месяцам/неделям и распланировать объём материала. В самом начале обязательно зайдите на сайт ФИПИ и посмотрите, какие нормативно-правовые акты вы должны знать, чтобы сдать экзамен. Никаких нормативно-правовых актов в учебниках просто нет, поэтому ФИПИ - единственный источник.

Каждую неделю надо решать задания второй части по теме, которую изучаете. Выделите на это примерно пять часов в неделю. Обязательно пишите эссе. До экзамена вы должны написать их как минимум 20 штук. Так сможете отработать и закрепить материал.

С каких тем лучше начать (а какими закончить)

Всего в ЕГЭ по обществознанию пять блоков: экономика, политика, социальные отношения, право, человек и общество.

Начинайте с человека и общества или социальных отношений - это простые и приятные разделы. Подготовку к ним можно оставить на конец года. Экономика - небольшая по объёму. И с неё можно начать. Времени займёт немного, но разбираться в чём-то точно придётся. Пока у вас ещё есть силы. Главное, ни в коем случае не оставляйте право на весну. Раздел объёмный, скучный и нудный. Все срезаются именно на праве. Поэтому, когда разгонитесь на экономике, идите к праву. Вы должны знать нормативно-правовые акты. Списка актов нет в учебниках, зато они есть в классификации (тот же ФИПИ). Все акты и формулировки из них надо знать наизусть. Без этого, к сожалению, никак.

Двадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – последнее из тестовой части экзамена. В нем приводится текст с пропущенными понятиями; задача экзаменующегося – найти в списке верное понятие для каждого пропуска.

Основная сложность заключается в том, что пропусков в тексте обычно 6, а вариантов для выбора приводится 9 – поэтому действовать методом исключения здесь не получится. К тому же варианты часто довольно близки между собой. Задание может относиться абсолютно к любой теме из курса обществознания, поэтому хорошо выполнить его можно лишь в том случае, если есть уверенные знания теории. Однако в качестве подсказок могут выступить относящиеся к пропущенным слова в предложении – нередко с учетом их рода, числа можно хотя бы примерно определить, какое слово должно быть на месте пропуска: существительное или прилагательное, женского рода или мужского.

Уровень сложности 20 задания ЕГЭ по обществознанию оценивается как повышенный, максимально возможный балл – 2; он ставится при полном отсутствии ошибок. Если есть одна ошибка, ставится 1 балл, если допущено две ошибки и больше – 0 баллов.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем текст и изучаем список приведенных вариантов;
  2. Расставляем пропущенные слова – или по очереди, или, в случае затруднений, начинаем с того, в чем точно уверены, а потом думаем над остальным;
  3. Читаем текст со вставленными словами и проверяем, насколько они подходят по смыслу;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №20 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Варианты ответов:

  1. Природа
  2. Потребность
  3. Деятельность
  4. Естественный
  5. Индивид
  6. Индивидуальность
  7. Духовный
  8. Глобальный
  9. Социальный

Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.

А Б В Г Д Е
3 2 5 4 9 7

Второй вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов в обеих палатах проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Президент также не имеет права роспуска парламента.»

Варианты ответов:

  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.

А Б В Г Д Е
3 4 1 8 5 2

Третий вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».

Варианты ответов:

  1. Безработица
  2. Наемные работники
  3. Безопасность труда
  4. Рыночная цена
  5. Прожиточный минимум
  6. Специальность
  7. Трудовой кодекс
  8. Экономические границы
  9. Законодательные органы

Под буквой А – «рыночная цена»; возможно, это сочетание звучит несколько непривычно, но другие слова тут не походят. Следующее слово – «наемные работники»; ведь именно они входят в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Под буквой В вставляем сочетание «безопасность труда» — больше ничего из оставшихся слов по смыслу не подходит. Далее речь идет об экономических границах занятости. Следующее – «прожиточный минимум»; именно он служит основой для расчета МРОТ. Установкой МРОТ и прожиточного минимума занимаются законодательные органы власти – это сочетание и должно стоять на месте буквы Е.

А Б В Г Д Е
4 2 3 8 5 9

Четвертый вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».

Варианты ответов:

  1. Достигший совершеннолетия
  2. Вина
  3. Попечительство
  4. Правоспособность
  5. Деликтоспособность
  6. Малолетний
  7. Возможность заключения трудового договора
  8. Дееспособность

Вначале речь идет о правоспособности – любой человек с момента рождения становится гражданином и обладает определенным набором прав. А вот на месте буквы Б ставим «дееспособность» — полностью дееспособным человек становится с наступлением совершеннолетия. Следующее слово «вина» — другие сюда просто не подходят. В пропуск под буквой Г исходя из смысла предложений нужно вставить слово «малолетний», а под буквой Д – «суд». Последний пропуск заполняем слово «попечительство» — оно устанавливается в случае ограничения дееспособности.

А Б В Г Д Е
5 9 3 7 1 4

Пятый вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Варианты ответов:

  1. Доход
  2. Расслоение
  3. Престиж
  4. Уровень образования
  5. Страта
  6. Мобильность
  7. Влияние
  8. Обязанности
  9. Стратификация

Первое пропущенное слово – «стратификация»; именно она отражает социальное разделение, неравенство, различие. Почти полное отсутствие стратификации означает незначительное расслоение – на месте буквы Б вставляем «расслоение». Далее идет перечисление критериев стратификации, и один из них – величина дохода; под буквой В ставим «доход». Еще один критерий – престиж профессии; следовательно, буква Г – «престиж». Конкретный социальный слой, в котором находится индивид, называется «страта» — это слово заполняет пропуск под буквой Д. Переход из одной страты в другую – социальная мобильность, о свободе которой говорится в последнем предложении, поэтому это слово должно быть под буквой Е.

А Б В Г Д Е
9 2 1 3 5 6

Шестой вариант задания

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного общества. Первая группа проблем связана с отношениями между странами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира - это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе. Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Мирового океана. В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни опосредованных___________(Д). Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».

Варианты ответов:

  1. Народонаселение
  2. Взаимопомощь
  3. Гонка вооружений
  4. Социум
  5. Взаимодействие
  6. Общественное развитие
  7. Неравномерность
  8. Социальные условия
  9. Природные ресурсы

Этот текст будет достаточно легко проработать, если вы знакомы с тематикой глобальных проблем. В первом случае пропущено слово «неравномерность» — именно ее необходимо устранять. Под буквой Б должна быть «гонка вооружений» — больше ничего сюда не подходит, а гонка вооружений действительно вела за собой загрязнение природной среды в больших масштабах. Дальше речь идет о взаимодействии природы и общества – слово «взаимопомощь» в данном контексте не подходит. Буква Г – «природные ресурсы»; их истощение является одной из наиболее актуальных проблем. Под буквой Д нужно поставить сочетание «социальные условия» — возможно, это звучит не очень привычно, но больше по смыслу ничего не подходит. В последнем пропуске должно быть «народонаселение» — если учесть, что одной из глобальных проблем называют перенаселение планеты.

А Б В Г Д Е
7 3 5 9 8 1