Морфология как раздел грамматики. грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы

Морфология и синтаксис тесно связаны друг с другом, хотя и представляют собой разные уровни языковой системы. Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В. Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса - внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.


Вопрос №1. Объект и предмет морфологии. Грамматические признаки слова как предмет изучения морфологии. Связь морфологии с другими разделами науки о языке (фонология, морфемика, словообразование, синтаксис).

Грамматика – 1) (по ЛЭС, Лопатин) Формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий (например, категория предикативности, которая свойственна предложению) и конструкций (предложения простые, сложные, осложнённые), а также способов словопроизводства

2) Раздел языкознания, изучающий такой строй, его многоуровневую организацию и категорий в отношении друг к другу

Морфология и синтаксис как разделы грамматики

Морфология изучает словообразование и словоизменение (это предмет науки), объект морфологии как науки о словообразовании – морфологическая структура слова и способы словообразования.

Объект морфологии как науки о словоизменении – парадигматика слова. Парадигматика связана с термином парадигма (система всех форм слова).

Синтаксис изучает теорию ССЧ (объект), предмет - типы синтаксических связей, типы ССЧ (простое, сложное, комбинированное - покосившаяся набок парта). Изучает теорию предложения (предложение - объект), предмет - структурные коммуникативные типы (побудительные, вопросительные, восклицательные).

Грамматика текста занимается изучением связи между предложениями в рамках сложного синтаксического целого (например, текста).

Слова делятся на значимые части. Морфема – двусторонняя единица, имеет ПВ и ПС.

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Раздел грамматики, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов – морфемика. Это собственно система морфем языка.

Задача морфемики – изучение семантических свойств морфем и их функций, рассмотрение возможностей и условий их варьирования, изучение закономерности сочетаемости морфем друг с другом.

Морфемика как раздел грамматики связана со словообразованием и с морфологией.

Термин «морфема» был введен русским лингвистом французского происхождения БДК.

Словообразование (дериватология) – раздел науки о языке, изучающий родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также деривацию (словопроизводство).

Главный объект словообразования как науки – производные слова

Предмет словообразования – смысловые и формальные отношения производящих и производных слов/основ.

При изучении формальных отношений рассматриваются и морфонологические явления, происходящие на морфемном шве

Задачи словообразования – характеристика словообразовательных гнезд как единиц этого уровня, описание смысловых и формальных отношений однокоренных слов в гнезде, изучение структуры словообразовательных гнезд.

Словообразование изучает также особенности словопроизводства частей речи, их словообразовательные связи и словообразовательные потенциалы.

Основной объект изучения - производное слово (дериват).

Производные слова – слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов.

Фонология – раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка. Объект фонологии – фонема.

▪ В языке представлена рядом позиционно чередующихся звуков и служит для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем).

▪ В отличие от звука (который является единицей речи), фонема - единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности.

Характеристики фонем:

они не обладают значениями, то не имеют плана содержания

в сочетании друг с другом и по отдельности образуют элементы слов и морфем

обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц (морфем и слов, ср. бить, нить, вить, лить..).

Язык – многоуровневая иерархическая система.

Интегральные (общие) и дифференциальные (частные) признаки языковых единиц

Признаки Фонема Морфема Лексема Словоформа Предложение
1.Воспроизводимость («говорящий создаёт или воспроизводит») + + + (–, т.к. есть окказионализмы (творимые единицы)) + + (–, т.к. конструкции одни и те же)
2.Цельнооформленность (языковая единица обладает грамматической цельностью) + +
3.Номинативность (способность языковой единицы к обозначению фактов реальной действительности) + (–, когда она – самостоятельное слово: корневая морфема) + + + (–)
4.Двусторонность (наличие ПВ и ПС) + + + +
5.Проницаемость +
6.Самостоятельность (способность употребляться в речи независимо от других единиц) + (–) + +
7.Предикативность (способность языковой единицы выражать отношение говорящего к реальности/нереальности, времени совершаемого действия, факта, называемого в речи) +

(ну и плюс привет из лекций Белицы:3)

Дифференциальные признаки ЛЕ:

1. Любое слово имеет фонетическую и графическую оформленность. Состоит из фонем

2. Слову присуще определенное значение и звуковая оформленность, т.е. внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова (фонографическая оболочка)

3. Форма и содержание слова неразрывно связаны между собой. Слово не будет понято, если его не напишут или не скажут, сами по себе произносимые звуки не имеют значения

4. Непроницаемость (фонетическая оформленность) состоит в том, что слово (в отличие от словосочетания) - звуковой комплекс, внутри которого не может быть вставлено других слов, морфем, слогов. Слоги и морфемы не могут поменять местами

5. Слова имеют лишь одно основное ударение, а некоторые мб безударными (предлоги, союзы, частицы) Недвуударность отличает его от ФЕ, обладает целостным значением

6. Лексико-грамматическая отнесенность: все слова имеют определенную грамматическую оформленность и принадлежность к части речи (имеют ГК) Слова выполняют различительно-синтаксические функции в предложении, что создает их синтаксическую самостоятельность

7. Целостность и единооформленность от словосочетаний (отличает) У сложных слов грамматические признаки выражает одно СЛОВО(????) Слова-исключения: белый-белый, пятьсот

Смирницкий: а) выделяемость б) цельнооформленность | отделение от предложения и морфемы

8. Воспроизводимость (не строим предложение в момент высказывания, а вытаскиваем из памяти готовые слова)

9. Преимущественно употребление в соединении с другими словами (в процессе из них -> словосочетаний -> предложений)

10. Изолируемость (смогут восприниматься вне речевого потока, сохраняя значение)

11. Номинативность (средство номинации, наименование явлений деятельности, в т ч в них содержатся обобщенные образы данных явлений, информация о них)

исключения: междометия, служебные, модальные слова, местоимения

12. Фразеологичность (идиоматичность) - (несвободная связь между морфемами, составом слова (словообразовательные модели допускают употребление лишь определенных морфем, исключая замену их другими) Значение слова не равно сумме значений его частей (морфем); -> немотивированность


Язык - это система систем. Синтаксис представляет собой одну из центральных подсистем языка, так как позволяет показать связи между всеми подсистемами языка. Синтаксис пронизан лексикой. В образовании словосочетаний и предложений грамматические правила не отделимы от особенностей лексико-семантической организации соответствующих конструкций.
Абстрактные синтаксические образцы, или синтаксические схемы, модели, лексически не свободны.
Связь синтаксиса с лексикой прослеживается в целом в следующем:
  1. Лексика влияет на грамматическое значение синтаксических единиц. Так, в повествовательных предложениях употребляются глаголы, объединенные общей семой «сообщить», в вопросительных используются глаголы, содержащие сему «спрашивать», а в побудительных предложениях присутствуют глаголы, которые объединяет сема «приказать».
  2. В зависимости от лексического наполнения одна и та же структурная схема предложения может получить разную структурно-семантическую характеристику.
Ср.: Vfsin.3 Кр ича т (односоставное о пред ел енил-
личное предложение).
Светает (односоставное безличное предложение).
  1. От лексического значения слова зависит его синтаксическая функция.
Ср.: Смотреть с другом
Смотреть с_удовольстamp;іем.
Единицами морфологии являются словоформы, которые функционируют в составе синтаксических единиц. Морфология располагает тем арсеналом средств, без которых синтаксис практически существовать не может.
Связь синтаксиса с морфологией в общих чертах прослеживается в следующем:
  1. В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.
  2. Синтаксис определяет основные и служебные функции частей речи.
  3. Союзы помогают различать типы союзных сложных предложений.
  4. Местоимения, служебные слова выступают в роли средств связи синтаксических единиц и выражения их грамматического значения.
  5. Грамматические категории частей речи участвуют в формировании грамматических категорий предложения (например, морфологические категории глагола как наклонение, лицо, время являются основными средствами выражения синтаксических категорий модальности, синтаксического времени и синтаксического лица).
  6. Грамматические формы слов предопределяют их синтаксическую функцию в предложении (например, личные формы глагола, как правило, выполняют в предложении функцию сказуемого).
  7. Явление омонимии частей речи, переходные явления в системе частей речи можно изучать только на синтаксическом материале.
  8. Словоизменение знаменательных частей речи помогает при определении грамматического значения, грамматической формы, вида подчинительной связи в словосочетаниях; в разграничении членов предложения и др.

Еще по теме Связь синтаксиса с лексикой и морфологией:

  1. Предмет и задачи морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикой, словообразованием, синтаксисом.
  2. § 2. Связь морфологии с лексикой, словообразованием и синтаксисом
  3. 4. Взаимодействие морфологии со словообразованием, лексикой и синтаксисом
  4. 14. Категория лица в лексике, морфологии, синтаксисе. Местоимение, собственно личные и предметно-личные местоимения.
  5. 5. В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные) значения. Так же и в синтаксисе.
  6. Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев. Русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев; Под ред. Л. Ю. Максимова.- М.: Просвещение,1989.- 288 с., 1989
  7. Функционально-стилевое расслоение лексики. Лексика разговорная и книжная (разновидности). Экспрессивно-окрашенная лексика. Использование функционально-закреплённой и эксперсс-окрашенной лексики в различных стилях речи. Канцеляризмы и штампы.

Чем система языка богаче, чем большего числа оттенков значений она предусматривает возможность выражения, тем беднее, но легче и изящнее может быть система речи. И наоборот, при ограниченных выразительных возможностях языка, всю тяжесть обозначения оттенков мысли берет на себя речь, что обогащает, но в то же время и утяжеляет ее. Например, система склонения, выраженная в языке морфологически в формах падежей, не требует от речи никаких дополнительных конструкций для выражения отношений между объектами речи. В отсутствие же падежного склонения в языке, выражение отношений между объектами речи берет на себя синтаксис, то есть, способ построения предложения, который использует для этого предложные структуры.

Каждый язык по своему распределяет нагрузку передачи содержания высказываемого между собственно языковыми [морфологическими] и речевыми [синтаксическими] средствами. Отсюда различие в языковых системах, определяемое историей каждого языка, внешними условиями его существования, от которых зависят изменения, происходящие в его ментальной и семиологической структурах. Система языка изменчива, как и все в мире, сохраняя, однако, определенное равновесие в отношениях языка и речи. Так, постепенная утрата склонения во французском языке привела к умножению числа предлогов и усложнению их употребления в речи для обозначения тех же отношений, что и выражаемые падежными формами. Падежная форма определяет отношение, обозначенное в ней в виде части самого слова - это виртуальная языковая возможность слова. В отсутствие падежных окончаний слово такой возможности лишено и передает эту функцию синтаксису, то-есть, речевой конструкции, выполняющей ее с помощью предлогов.

Постепенное затухание роли падежных окончаний, засвидетельствованное еще в древнейших индоевропейских языках, дошло и до нашей эры. Передача выражения отношения от языка к речи не нарушала тесной связи между ними: речь обратилась к языку, который снабдил ее предлогами, и они смогли заменить падежные окончания.

Примером соотношения способов обозначения средствами языка и средствами речи может также служить артикль. Во французском языке объем понятия выражается артиклем [для всех типов существительных] и числительными [для имен счисляемых]. Артикли выступают в виде отдельных слов, не обозначающих самостоятельно каких либо понятий. Следовательно, в языке они не имеют своего особого места, но относятся исключительно к системе речи, ибо языковая система - это некий специфический комплекс обозначения понятий в сознании человека, как в общем, так и частном их представлении. Само понятие «объем» называется во французском языке словом «volume», а артикль в приложении к имени и сопровождая его в речи, не называет понятия «объем», а лишь говорит об объеме объекта, обозначенного существительным.

Проявляющийся в речевой деятельности удельный вес морфологии - структуры языковой - или так называемых аналитических конструкций, которые относятся к структуре речевой, определяет принадлежность языка к тому или иному языковому типу и является критерием типологическим.

Можно сказать, что синтаксическое строение предложения зависит от того, в какой степени развита морфология данного языка. Наличие богатой морфологии приводит к отсутствию необходимости выражения соотношения членов предложения синтаксическими средствами, в числе которых первое место занимает порядок слов, при котором слова, связанные по смыслу располагались бы рядом. Примером этого может служить латинский литературный язык, в котором логическая связь слов в предложении осуществляется не столько их расположением, сколько их мофологической структурой, падежными окончаниями.

Акт речевой деятельности есть ни что иное, как отрезок мыслительной деятельности, представленный в виде линии, отвечающей движению, заканчивающемуся созданием предложения, этой единицей высказывания. Исходной точкой движения служат - «нижний» срез, мысленно осуществленный в самом начале речевого акта, последним, завершающим «верхним» срезом которого является предложение*.

Принципиальное различие построения языка - явления понятийной сферы - и построения речи - явления физического порядка - лежит, говорил Г.Гийом, в основе разделения грамматики на морфологию и синтаксис: «... морфология - это то, что относится к операциям построения языка, синтаксис - то, что относится к операциям построения речи»84. В речевой же деятельности говорящий пользуется как формами слов, относящимися к морфологии, то есть к сфере языка, так и речевыми структурами, относящимися к синтаксису, и разные языки делают это в разной степени.

В речевой деятельности к морфологии следует отнести все то, что предшествует построению высказывания, то, что является предварительными языковыми структурами. Синтаксис же - это та часть речевой деятельности, которая служит непосредственно речевому построению высказывания, которая оперирует грамматически оформленными или не-оформленными словами85. Морфология относится к прошлому, синтаксис к настоящему-будущему высказывания. В речевом настоящем, во время речи, [категории одномоментной] происходит соединение слов в сообщение, которое относится к настоящему речи. В языке [категории постоянной] соединения слов в предложения, в словосочетания не происходит. Часто можно встретить недостаточно четкое разделение на морфологию и синтаксис, потому что одна и та же психическая ситуация может быть выражена в языке [морфологически] и в речи [синтаксически].

Система падежного склонения латинского языка, например, включается в систему языка, так как различные падежные окончания дают представление о выражаемых существительным грамматических отношениях еще до употребления слова в речи.

Эти формы существуют до речи, а лишь вносятся в нее из своего предварительного существования в языке. Любая структура, употребленная в речи, но не имеющая зафиксированного предварительно внеречевого существования, относится к единицам речи, а, следовательно, к синтаксису. Такова природа сочетаний существительных с предлогами в романских языках. Другой пример: в румынском языке слитное употребление артикля с существительным относится к области морфологии, тогда как в итальянском, испанском и французском, где артикль стоит отдельно от существительного, хотя и является его грамматическим показателем, артиклевое употребление существительных входит в синтаксис, проявляясь только в речи. [Вспомним: в словарях существительные не имеют артиклей, ибо артикли служат для определения объема понятия, названного существительным, в условиях речи.]

Повторяя, что «... является морфологией все то, что в результате опережения предупреждает настоящий момент речи, и напротив, относится к синтаксису все то, что в отсутствие такого опережения, возникает в речи»86, Гийом замечал, что следует различать «настоящее речи» и «настоящее, представленное в речи».

О «настоящем представленном» говорится в речи, относящейся к другому, более позднему моменту времени. «Настоящее речи» - это настоящее, относящееся к моменту речи, к самой этой речи. Речь осуществляется в настоящем и употребляет формы «настоящего речи». Поэтому, видимо, - считал Гийом - Ф.де Соссюр довольствовался одним термином parole («слово»), под которым он понимал и собственно слова (paroles) и речь (discours), не разделяя их.

Как правило, говорил Гийом, в грамматиках имеется в виду «настоящее представленное», - настоящее, предшествовавшее речи о нем, а не настоящее самой этой речи. Всякий факт синтаксиса принадлежит настоящему речи, причем не существенно, выступает ли это настоящее речи в собственном смысле или подменяет собой настоящее представленное, не имеющее своей особой формы выражения.

При анализе речевых построений следует подходить индивидуально к каждому языку87, ибо, если содержание, для выражения которого служит язык, может быть идентичным или более или менее близким в зависимости от восприятия носителями языка явлений окружающего мира, способы речевого оформления результатов этого восприятия могут быть весьма и весьма различными. Различие морфологических и синтаксических систем разных языков, различие лексических систем именований наблюдаемых объектов отражают различие психической картины мира и различие в системах языка, отражающих этот мир. Изучение построения системы языка относится к разделу языкознания, который Гийом называл Психосистематикой. Психомеханика занимается изучением способов речевого выражения человеческой мысли средствами языка, то есть процессом речевой деятельности. Г.Гийом настаивал на необходимости различать «находящееся в представлении», «потенциальное» от «осуществленного», «выраженного» в момент осуществления речевой деятельности. Построение теории синтаксиса неизбежно опирается на морфологию, так как именно синтаксические законы управляют поведением морфологических единиц при построении речи, но и сами они находятся в зависимости от морфологии. Всякому речевому акту непременно предшествует акт мыслительного представления, который отвечает за надлежащий выбор необходимых речевых обозначений. Правильно назвать в речи объект мысли можно лишь при условии, если правильно представить его себе в сознании. Способы знакового обозначения любых представлений, хранящихся в сознании человека, попадают в распоряжение говорящего в тот момент, когда появляется желание экстериоризировать мысль, сообщив ее слушателю. Осуществляется процесс выбора слов, необходимых для речевого оформления мысли. То, что находилось в сознании человека в виде представлений, обращается к средствам языка. Мгновенный процесс превращения мыслительного представления в речевой акт является собственно конструктивным моментом речевой деятельности, приводящим к созданию речевого сообщения. В процессе речи говорящий описывает, пользуясь словами и грамматическими формами, картину, возникшую и продолжающую возникать у него в сознании. Ментальная картина факта превращается в языковую картину. Г.Гийом замечал: «Без предварительного представления в сознании невозможно последующее выражение в речи»88.


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Амурский Государственный Университет

Энергетический факультет
Специальность электроэнергетика

Кафедра русского языка

РЕФЕРАТ

Грамматическая форма. Морфология. Синтаксис.

      Выполнил: студент группы № 0404
Хорошин В.В.
            Проверил: преподаватель
Благовещенск 2011г.
Содержание

1. Грамматическая форма 2

1.1 Асимметрия в грамматических формах 2

2. Морфология 4

2.1 Основные понятия морфологии. 5

2.2 Морфологический строй языка. Категория рода. 6

2.3 Языки со «слабой» морфологией 9

2.4 Традиции описания морфологии 12
3. Синтаксис 14
Библиографический список 21

1. Грамматическая форма
Граммати?ческая фо?рма - языковой знак , в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение . В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы , непозиционные чередования фонем (внутренние флексии ), характер ударения , редупликация , служебные слова , порядок слов , интонация . В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость .
В работах Ф. Ф. Фортунатова можно обнаружить деление грамматических форм на формы словоизменения и словообразования . Иногда выделяют также сферу «формообразования» , однако её границы неясны и понимаются различным образом. Чаще всего формообразование трактуется как образование всех форм, выражающих как словоизменительные, так и несловоизменительные морфологические значения. Подчас к формообразованию относят образование форм, различающихся не номинативными (непосредственно отражающими внеязыковую действительность ), а лишь синтаксическими грамматическими значениями.
А. И. Смирницкий и вслед за ним А. А. Зализняк придают термину «грамматическая форма» другое значение, понимая под ним словоизменительное грамматическое значение словоформы .

1.1 Асимметрия в грамматических формах

В грамматических формах нередко встречается асимметрия структуры (нарушение взаимооднозначного соответствия означаемого и означающего ). Её проявлениями могут быть как широко распространенный в флективных языках синкретический способ выражения морфологических значений (так, в прилагательных русского языка значения рода , числа и падежа выражаются одной флексией ), так и «избыточность» выражения значения лица глагола (флексией и личным местоимением: рус. я иду), числа и падежа имени существительного (формами самого существительного и согласуемого или координируемого слова), вопросительного значения (особой интонацией предложения, порядком слов и частицами - разрядом служебных слов).
Кроме того, возможно существование в пределах одного языка нескольких грамматических форм с одинаковым значением, ср. рус. милый-милый с редупликацией и премилый с приставкой пре-.

Морфологическая форма

В морфологии языков, в которых присутствует словоизменение (в том числе и в русском ), под морфологическими формами понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи , несущие комплекс морфологических значений (или одно такое значение), например форма именительного падежа множественного числа существительного, форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола, форма сравнительной степени наречия в русском языке . Среди морфологических форм выделяются:
    синтетические, или простые;
    аналитические, или сложные - представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов (рус. буду говорить, говорил бы), функционирующее как одно слово.
Конкретное слово в данной морфологической форме называется словоформой . Все формы изменяемого слова составляют его парадигму .

2. Морфология
Морфоло?гия (от др.-греч. ????? - «форма» и????? - «учение») - раздел лингвистики , основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы ). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: морфемику и грамматическую семантику.
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) - а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику ; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии (« грамматическое значение », « грамматическая категория »).
Морфология включает в себя:

    учение о словоизменении в языке, парадигмах , словоизменительных типах. учение о структуре слова (морфемику , или морфологию в узком смысле).
    грамматическую семантику , то есть учение о грамматических значениях .
    учение о частях речи , при выделении которых задействованы не только морфологические (в узком смысле), но и синтаксические и семантические критерии.
    учение о словообразовании , стоящее на границе морфологии и лексикологии .
    общие понятия о морфологии
    морфологическую типологию .

2.1 Основные понятия морфологии.

Морфология изучает структуру значимых единиц языка. главное основание - членимость словоформы на меньшие знаковые единицы.
Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.
Расширенное понятие: МФГ - наука о формах.
Грамматическое значение - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций , находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов. Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами , значащими чередованиями и другими средствами. Каждое грамматическое значение получает в языке специальное средство выражения - грамматический показатель (формальный показатель). Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, способами выражения грамматического значения.

2.2 Морфологический строй языка. Категория рода.

Категория рода существительного - это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом - координируемой) с ним словоформы.
Деление всех существительных на слова муж., жен. и сред. р. не имеет последовательного содержательного объяснения. Род существительного имеет реальную семантику в тех случаях, когда им характеризуются названия лиц или животных: названия лиц и животных мужского пола являются существительными муж. р., названия особей женского пола - существительными жен. р.
Отнесённость неодушевлённых существительных к муж., жен. или сред. р. семантически необъяснима и условна. Деление неодушевлённых существительных на существительные муж., жен. и сред. р. определяется только системой падежных флексий и синтаксическими факторами.
Средний род.
Средний род в большинстве случаев связан с названиями неодушевлённых предметов. Из одушевлённых существительных значение сред. р. имеет небольшая группа слов: дитя, лицо (личность), существо (живое существо), животное, божество, ничтожество (о человеке) и слова - названия зоологических видов, подвидов и родов, например: пресмыкающееся, беспозвоночное, кишечно-полостное (спец.), млекопитающее, земноводное. Существительные сред. р. чудовище, чудище, страшилище по отношению к лицам применяются только метафорически. Несклоняемые существительные (в подавляющем большинстве - иноязычные по происхождению слова), называющие неодушевлённые предметы, относятся к сред. р.: (полное) алиби, (комическое) амплуа.
Во мн. ч. грамматическое значение рода существительных не имеет выражения: оно не обозначается системами падежных флексий ни самих существительных, ни согласуемых с ними слов;
Общий род.
Сюда относятся слова (обычно разг. или прост.) с флексией -а в им. п. ед. ч., называющие лиц по характерному действию или свойству и имеющие ту же систему падежных флексий, что и существительные жен. и муж. р. с флексией -а в форме им. п. ед. ч.: гуляка, зевака, недоучка, зубрила, привереда, плакса, грязнуха, злюка, гулёна, сластёна, неженка. Особенностью существительных общего рода является зависимость их синтаксической сочетаемости от пола называемого лица: если это лицо женского пола, то существительное общего рода синтаксически ведёт себя как слово женского р., если же это лицо мужского пола, то такое существительное синтаксически ведёт себя как слово мужского рода.

Изменение слова по падежам называется склонением.

Склонением называется также класс слов, объединённых общностью словоизменения, и отвлечённый образец, по которому изменяются слова этого класса.
Выделяются три основных типа: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (лат. adjectivum - прилагательное, то есть склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределённо-количественных числительных. Нулевым называется склонение, парадигма которого состоит из омонимичных форм с нулевой флексией.

Имя числительное

Имя числительное - это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). По отношению к категории падежа (склонению) все числительные разделяются на склоняемые и несклоняемые. К несклоняемым относятся слова мало и немало, к склоняемым - все остальные числительные. Категория падежа у числительных - это словоизменительная морфологическая категория, представленная шестью рядами падежных форм, по флексиям совпадающих с падежными формами существительных или прилагательных.

Имя прилагательное

Прилагательным присущи ГК: рода, числа, падежа (за исключением кратких форм), а также степени сравнения и морфолого- синтаксические разновидности (краткая и полная форма).
Прилагательное - часть речи, обозначающая непроцессуальный отличительный признак предмета. Поскольку этот признак принадлежит предмету, прилагательные имеют одинаковые с существительными ГК рода, числа, падежа. Основное отличие указанных ГК прилагательных от существительных в том, что они не являются номинативными, лишены собственной семантической базы и являются согласовательными (синтаксическими). ГК рода, числа и падежа прилагательных указывают не на род, число, падеж самого признака, а на род, число, падеж существительного, обозначающего предмет.
Категория числа прилагательных - это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа. Категориальные морфологические значения ед. и мн. ч. прилагательных повторяют одноимённые морфологические значения определяемого сущ. и выражаются системами падежных флексий.
Категория падежа - это словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным.
Категория степени сравнения у прилагательных - это словоизменительная морфологическая категория, образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной степени. Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Что касается так называемой положительной степени, то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Прилагательные в «положительной степени» не содержат в своём значении сравнения, они характеризуют качество безотносительно. Ср.: умный человек - Этот человек умнее многих;

2.3 Языки со «слабой» морфологией

Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона».

Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее чёткой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) - это явление называется « групповой флексией »; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жёсткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабо- агглютинативных языков (к каковым относятся тюркские , японский , бирманский , дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место « морфосинтаксису ».
С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя как слова, а предложения ведут себя как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счёт слабой скреплённости морфем друг с другом, а за счёт более сильной скреплённости слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются « полисинтетическими »; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения - так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны - эскимосским и чукотско-камчатским , а также многим языкам американских индейцев (распространённым как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах также свойственным многим языкам американских индейцев; являются они и яркой чертой санскрита .
Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это - наиболее яркая черта так называемых изолирующих , или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами : всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать - это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (то есть синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский , тайский и другие языки Юго-Восточной Азии , а также ряд языков Западной Африки : йоруба , эве , акан , манинка и др.
Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам , то есть к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских ), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса , сонгай ); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский , английский , скандинавские , современный персидский ).
Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна - по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько чётко в данном языке выделяются словоформы.

2.4 Традиции описания морфологии

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объём и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией, что подчёркивает её особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию , то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. Такой язык не обязательно относится к изолирующим или аналитическим - подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора.
Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объёме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно ещё античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует все же учесть, что вплоть до начала XX века , а нередко и позже, раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp., временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.
Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

3. Синтаксис
Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.
Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.
Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо.
Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.
и т.д.................