Норма на холодную воду: норма потребления, температуры и отключения. Плохое качество водопроводной воды

Россияне не пьют воду из крана, недаром стабильным спросом пользуются всевозможные фильтры, бутилированная вода и даже доставка чистой воды на дом. Чтобы понять, что вода в кране непригодна для питья, необязательно проводить экспертизу. Вкус, запах и цвет выдают недостаточную степень очистки. Но если для питья воду можно предварительно отфильтровать, то для приготовления пищи и мытья приходится использовать то, что течет из крана.

Качество водопроводной воды влияет на ваше здоровье. От него зависит состояние зубов, ведь вы ежедневно чистите зубы и полощете рот, а минеральные примеси могут испортить эмаль. Оно влияет на состояние волос и кожи: мытье плохо очищенной водопроводной водой вызывает сухость, шелушение и высыпания. Вода может влиять и на здоровье других органов, поэтому требование чистой воды - не прихоть, а ваше законное право. Коммунальные службы обязаны предоставить услугу надлежащего качества, и если они нарушают свои обязательства, вы имеете право требовать компенсацию.

Что влияет на качество воды

Городские службы забирают воду для бытовых нужд из ближайшего источника: это может быть река или озеро, а если ничего подобного поблизости нет, то из подземных водоемов. Качество воды напрямую зависит от источника, а также технологии очистки и состояния водопроводных сетей.

В некоторых поселках из крана льется минеральная вода: ее забирают из подземных источников, похожих на те, из которых добывают минеральную воду в лечебных целях. Поэтому жидкость не только чистая, но и обогащенная полезными минералами. Если водопроводная сеть находится в приемлемом состоянии, изначальное качество воды не снижается, и в итоге из крана течет чистая и вкусная минералка. Но таких счастливчиков немного, и это, как правило, жители небольших деревень и поселков. Горожанам приходится довольствоваться водой из ближайшей реки, а она редко кристально чистая.

Но качество воды в ее источнике - только первый фактор. Не меньшее значение имеет предварительная очистка: прежде чем попасть в водопроводную систему, вода проходит анализы, очистки и подготовку. Сначала проверяют состав природных вод, стараясь выявить примеси, влияющие на человека. На основе анализов выбирают метод очистки, и наступает черед подготовительных мероприятий:

  • механической фильтрации: удаления частиц большого размера;
  • отстаивание: воду оставляют в резервуаре, чтобы избавиться от осадка;
  • фильтрации с применением мелкозернистых фильтров: удаления мелких примесей;
  • дезинфекции: это может быть хлорирование, ультрафиолетовое облучение или очистка серебром.

Все перечисленные этапы обязательные, но как получается, что вода из крана пахнет илом? Она может загрязняться во время движения по трубопроводу: между местом очистки воды и вашим домом могут пролегать километры труб. Если трубы старые, засоренные, на их стенках осел ил, и вода загрязняется.

Как проверяют качество воды

Чтобы выяснить причину загрязнения, проводят анализ: проверяют концентрацию разных компонентов, сверяя с предельно допустимыми показателями, которые указаны в ГОСТ 2874-82 и СанПин 2.1.4.1074-01. Теоретически качество питьевой воды в центральном трубопроводе контролируют государственные органы, которые проводят плановые и внеплановые проверки - последние устраивают по требованию потребителей.

Контролирующие органы проводят плановые проверки, но вы можете потребовать и внеплановый анализ состава воды, если заметили изменение ее цвета, запаха или вкуса. Одна из самых распространенных причин проведения внеплановых проверок - фекальное загрязнение. Оно происходит, когда канализационные и водопроводные трубы, расположенные вблизи друг друга, повреждаются. Кроме того, что такое загрязнение неприятно и негигиенично, оно опасно, ведь с фекалиями в воду попадает множество возбудителей опасных болезней.

Чтобы провести внеплановую проверку, нужно обратиться в аккредитованную лабораторию. Однако базовые показатели вы можете проверить самостоятельно: использовать результаты проверки в качестве судебного доказательства не получится, но вы будете точно знать, что вода не соответствует санитарным требованиям, а ваше обращение в лабораторию не напрасно.

Чтобы оценить концентрацию хлора и солей, нанесите каплю воды на стекло или зеркало. Когда она полностью высохнет, взгляните на оставшийся след: если на стекле остались белые круги и полосы, в воде превышено содержание солей, а если остался белесый налет - превышено допустимое содержание хлора. Чистая вода не должна оставить на стеклянной поверхности никаких следов.

Другой способ оценки качества воды в домашних условиях - кипячение. Найдите кастрюлю с темным дном и стенками, кипятите воду 20 минут. Если на стенках появился светлый налет, состав воды далек от соответствия санитарным нормам, и можно требовать проведения внеплановых анализов.

Также можно набрать воду в 3-литровую банку и поставить на 3 дня в темное место. Чистая вода за 3 дня останется прозрачной, у нее не появится ни запаха, ни тем более осадка. Появление осадка говорит о высокой концентрации солей и химических примесей, а болотный, илистый запах и мутность - о наличии бактерий. Один из худших вариантов - образование на поверхности масляной пленки, которое указывает на высокое содержание опасных химических компонентов.

Вы, конечно, можете обратиться в независимую лабораторию и заказать анализ состава воды, но прок от этого будет только в случае, если вы готовите судебный иск. Если же задача - повлиять на коммунальные службы, нужно вмешательство Роспотребнадзора.

Куда обращаться с жалобами

Лабораторные анализы проводят работники Роспотребнадзора - туда и обращайтесь с письменным требованием. Жалобу и требование необязательно подавать в бумажном виде, можно оставить электронное сообщение на официальном сайте организации или портале регионального отделения. Самостоятельно набирать воду и нести ее на анализ не нужно.

В заявлении опишите проблему: вода плохо пахнет, мутная, у нее появился привкус. Специалисты должны отреагировать приблизительно через 5-7 рабочих дней. Представители Роспотребнадзора придут к вам, проведут забор воды на анализы. Это отдельная процедура, для которой используют специальную стерильную посуду. При необходимости пробы берут не только в квартире, но также у источника или на водонапорной станции. Это необходимо, чтобы понять, в чем проблема: в водопроводе, фильтрах или источнике.

Результаты анализов будут через 2 недели, после чего контролирующие органы выдадут предписание управляющей компании или городским службам в зависимости от того, кто нарушает санитарные требования. Позже Роспотребнадзор обязан провести еще одну проверку, о результатах которой сообщает потребителям.

Судебное разбирательство

Если качество воды вас не устраивает, выясните, какая организация отвечает за холодное и горячее водоснабжение в вашем городе, и для начала подайте письменную жалобу в управляющую компанию. Диспетчер должен при этом назвать не только свои данные, но также номер вашего обращения. Если вы не получите объяснения сразу, настаивайте на приходе мастера для проверки или обращайтесь в Роспотребнадзор. Проверка государственными органами бесплатная. Если она подтвердила низкое качество воды, расходы на устранение проблемы ложатся на ответственную организацию.

К сожалению, проверка занимает 2 недели, а вместе с ожиданием забора воды - 3-4 недели. Так долго мириться с неприятным запахом и вкусом воды невозможно, поэтому, пока идет проверка, жалуйтесь в водоканал. Его адрес и телефон можно найти в сети или платежных документах, обычно это помогает ускорить решение проблемы. Если даже вмешательство Роспотребнадзора не решило проблему, обращайтесь в суд, в комиссию для контроля водопровода.

Прежде чем вы сможете обратиться в суд, нужно получить результаты анализов и экспертиз, в том числе привлечь независимые организации. Ваша задача - доказать низкое качество воды, после чего вы можете требовать компенсацию. Также суду нужно предъявить договор на услуги водоснабжения, нотариально заверенные копии актов об обращении в соответствующие инстанции, экспертные заключения. Вы можете требовать не только моральной компенсации, но и возмещения расходов на бытовые фильтры, покупку бутилированной воды. Не рассчитывайте на собственные силы, привлекайте адвокатов: если выиграете дело, ответчик оплатит все судебные издержки.

Дополнительная информация

Санитарные правила по воде регулируются следующими СанПиНами

Питьевая (холодная вода)

Телефоны «Горячих линий» РОСПОТРЕБНАДЗОРА , для получения консультаций, касающихся нарушений прав потребителя, в том числе и в случае нарушения норм водоснабжения, Вы найдёте на этой странице:

Интернет-сервисы, через которые можно подать жалобу в соответствующие органы, если в Вашей квартире (доме) некачественная вода, низкая температура горячей воды, слабый напор и другие проблемы с водоснабжением

Одним из ключевых факторов среды обитания человека является вода, от ее безопасности и качества во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Безусловную важность нормального водоснабжения подчеркивает тот факт, что вопросам обеспечения качества питьевой и горячей воды отведена гл. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), в развитие положений которой Постановлением Правительства России от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — Правила). Документ вступит в силу 1 июля 2015 г.

Глава 4 Федерального закона № 416-ФЗ регламентирует организационно-правовые основы обеспечения качества питьевой и горячей воды , в частности:

Порядок обеспечения качества питьевой воды (ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ);

Порядок обеспечения качества горячей воды (ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ);

Особенности производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — производственный контроль) (ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Общие положения, регулирующие осуществление производственного контроля, приведены в ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, состоящей из восьми частей. В Правилах данные положения конкретизированы. Мы обратим внимание на ключевые моменты проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение , рассмотрим, каким образом они отражены в Правилах.

Цель и содержание производственного контроля

В соответствии с п. 3 Правил производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в т. ч. ее температуры, при централизованном водоснабжении.

Перечень мероприятий, проводимых в рамках производственного контроля, обозначен в ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 3 Правил. Он включает:

Отбор проб воды;

Проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды согласно п. 4 Правил устанавливаются Роспотребнадзором с учетом действующих санитарных норм.

Что касается контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, то в этой связи обратим внимание на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» , которые, в частности, определяют:

Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль за соблюдением санитарных правил), целью которого является обеспечение безопасности (безвредности) для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;

Требования к программе (плану) производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Особенности производственного контроля за соблюдением санитарных правил при осуществлении отдельных видов деятельности;

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Согласно п. 1.3 СП 1.1.1058-01 указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из вышесказанного следует, что при проведении контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения необходимо руководствоваться СП 1.1.1058-01.

Права и обязанности организаций, осуществляющих водоснабжение

Обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям за указанными организациями закреплена в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Организациям, обеспечивающим водоснабжение, при нарушении Правил будет вменяться также несоблюдение требований абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, который обязывает их осуществлять производственный контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующие организации наделены правом осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Условия разработки и согласования программы производственного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение, с территориальным органом Роспотребнадзора

Данная сторона вопроса отражена в п. 5, 12 и 13 Правил. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и утверждается на срок не более 5 лет . Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по месту ее нахождения любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления.

Территориальный орган Роспотребнадзора рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение, любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Согласно п. 13 Правил решение об отказе в согласовании программы производственного контроля может быть принято, если:

1) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в п. 6 Правил;

2) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места и частота отбора проб воды не отвечают требованиям Федерального закона № 52-ФЗ.

Действия организации, осуществляющей водоснабжение, в случае отказа в согласовании программы производственного контроля, порядок рассмотрения и согласования доработанной программы установлены в п. 14, 15 Правил. Согласованная территориальным органом Роспотребнадзора программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании, как того требует п. 16 Правил.

Содержание программы производственного контроля

Требования к нему обозначены в ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 6 Правил. Так, программа производственного контроля должна включать:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в т. ч. на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

Отсутствие в программе производственного контроля одного из указанных пунктов квалифицируется как несоблюдение Правил и является причиной для отказа территориального органа Роспотребнадзора в согласовании.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 8 Правил программа производственного контроля должна предусматривать:

.проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц ;

.информирование территориального органа Роспотребнадзора о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям;

.методику определения значения показателя и допустимую ошибку метода определения в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль.

Поскольку в рамках производственного контроля требуется проведение контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, нелишним будет обратить внимание на положения СП 1.1.1058-01, регулирующие порядок разработки и согласования, содержание программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Отбор и лабораторные исследования, испытания проб воды

В соответствии с п. 18 Правил отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

Из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

После водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

В распределительной сети.

Отбор может производиться организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании соответствующего договора. Пробы воды направляются на лабораторные исследования и испытания, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 23.06.2014). Они должны обладать аттестатом аккредитации в сфере контроля качества питьевой воды, горячей воды, выданным Росаккредитацией. С реестром аккредитованных лиц можно ознакомиться на сайте www .fsa.gov.ru в разделе «Реестры».

Оформление результатов лабораторных исследований, испытаний проб воды, порядок действий при получении неудовлетворительных результатов регламентированы в п. 20-22 Правил. Добавим, что в целях обеспечения открытости сведений о результатах производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение , согласно п. 23 Правил, обеспечивает :

Для территориального органа Роспотребнадзора — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

Для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

Для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Что следует за получением неудовлетворительных результатов производственного контроля?

Обратим внимание на требования ч. 5, 11 ст. 23, ч. 6, 12 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которым:
.в случае обнаружения по результатам производственного контроля несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки и проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой, горячей воды соответственно Роспотребнадзор обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное, горячее водоснабжение;
.в случае существенного ухудшения качества питьевой, горячей воды, выявленного по результатам производственного контроля, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в т. ч. разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае его отсутствия — на сайте субъекта РФ в сети «Интернет»).

Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоты отбора проб воды

Так, при наличии следующих обстоятельств согласно п. 9 Правил перечень показателей может быть расширен, а частота отбора проб воды увеличена:

Несоответствие качества воды требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, выявленное по результатам расширенных исследований в процессе федерального госсанэпиднадзора либо производственного контроля;

Изменение состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленное спецификой отводимых сточных вод, а также другие региональные особенности;

Повышение в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

Изменение технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

При наличии хотя бы одного из условий территориальный орган Роспотребнадзора вправе корректировать перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоту отбора проб воды.

Нормативная база

Основные документы Роспотребнадзора, регламентирующие требования к качеству питьевой и горячей воды:
.Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 26.03.1979 № 1974-79;
.ГН 2.1.5.1373-03 «Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.06.2003 № 123 (в ред. от 12.12.2005, с изм. от 21.07.2011);
.ГН 2.1.5.2738-10 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) О-изопропилметилфторфосфоната (зарина) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 119;
.ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 90(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.2122-06 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.08.2006 № 22;
.МУК 4.2.2029-05 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно-вирусологический контроль водных объектов», утв. Роспотребнадзором 18.11.2005;
.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (с изм. от 25.09.2014);
.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 25 (в ред. от 28.06.2010);
.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40; и др.

Коржов В. Ю., юрист


Многим жителям многоквартирных домов знакома ситуация, когда из крана течет такая вода, что ее не то, что использовать, на нее смотреть противно: темного цвета с примесью песка или молочного цвета с пенкой - что вызывает не меньшее недоумение.
Холодная вода летом иногда бывает и не холодная вовсе, а как не совсем остывшее парное молоко. Может быть, это и не совсем страшный недостаток, но в ситуации, когда нужна действительно холодная вода, ее приходится сливать. Для квартиры, где стоит счетчик на холодное водоснабжение постоянные траты воды оборачиваются вполне ощутимой копеечкой в квитанциях к оплате.
То же относится и к горячему водоснабжению, когда из-за плохой циркуляции приходится сливать чуть теплую воду в ожидании горячей.
Верхние этажи многоэтажек часто сталкиваются с проблемой маленького напора в трубах. Это мешает работе некоторой техники, например, автоматической стиральной машины. Воде не хватает мощности, чтобы обеспечить нормальную ее работу. Принимать душ в такой ситуации тоже невозможно. Люди вынуждены ждать ночи, когда большинство живущих этажами ниже перестает пользоваться водой, чтобы элементарно помыться.
Проблем, нарушающих нормальную жизнедеятельность предостаточно, чтобы начать возмущаться и добиваться либо устранения неполадок, либо требовать перерасчета текущих платежей. О перерасчете за некачественные услуги можно посмотреть здесь: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=69851;p=1

Что в норме?
Какие нормативы следует брать во внимание, чтобы понять, соответствуют ли действительности реальные показатели?
Итак если по правилам http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_85627_DocumIsPrint__Page_1.html температура горячей воды между 60 и 75°С в открытых системах водоснабжения и не менее 50°С в закрытых считается нормой. Не ниже и не выше. Открытая система это когда одна и та же вода используется и для отопления квартиры, и для горячего водоснабжения. Качество этой воды более низкое, чем в закрытой системе. Потому что в ней горячая вода нагревается в специальных бойлерных и течет по разным трубам. Закрытая система подачи воды встречается довольно редко из-за дороговизны использования.
При этом допускается отклонение горячей воды в период 23.00 - 6.00 не больше, чем на 5°С. С 6 до 23 часов вечера - не больше 3°С. При отклонениях от нормальных температур нужно следовать рекомендациям, расписанным ниже.
Время, в течение которого может быть сделан вынужденный перерыв в водоснабжении или вода может быть недостаточной температуры, также регламентируется законом. По правилам, за каждые три градуса ниже нормы допустимых суточных отклонений размер оплаты должен быть снижен на 0,1% ежечасно (высчитывается за месяц - расчетный период). Если вода, поступающая из горячего крана, имеет температуру ниже 40°С, то плата взимается согласно тарифу за холодную воду. Но это еще нужно доказать и не забывать при замерах учитывать разность температур в дневное и ночное время.
Бывает, что с температурными характеристиками все в норме, а вот гигиенический состав и химические свойства воды оставляют осадок не только на душе, но и на посуде. Если из крана течет откровенно грязная вода, то обязательно нужно жаловаться и добиваться решения проблемы. В конце концов - вода, это самый необходимый ресурс для человека, без которого невозможно жить. Чтобы подтвердить отклонение от нормы качественных характеристик воды, нужно проводить соответствующие лабораторные исследования. Химико-бактериологический анализ воды покажет примеси, находящиеся в воде и их количтество. Это очень важные показатели, поскольку имеют прямое воздействие на организм и могут быть причиной многих серьезных заболеваний. О том, как действуют вещества, находящиеся в воде на человека можно прочитать здесь: http://ecofactor.ru/articles/Voda/ - действительно интересно и немного страшно.

Как бороться?
Полный лабораторный анализ не так часто проводится, потому что жители городов уже привыкли, что воду из-под крана ни в коем случае нельзя пить. Исключением бывают только установленные стационарно фильтры и прочие системы очистки воды. Многие пользуются фильтрами кувшинного типа. То есть, мы как-то с пониманием относимся к ненадлежащему качеству питьевой воды и готовы не выяснять отношения с ее поставщиками. Поэтому этот вопрос не будет решаться сейчас.
Другое дело - это отсутствие горячей воды или перекрытие водоснабжения по неизвестным причинам на сроки, превышающие допустимые. Тут нужно отстаивать свои права:
Сначала совершаем звонок в аварийно-диспетчерскую службу, сообщаем о ненадлежащем качестве воды или ее отсутствии. Узнаем, имеются ли какие-либо заявки на отключение. Выясняем, нет ли каких-либо неполадок по данному адресу, а если есть, то спрашиваем, сколько времени может занять их устранение и смотрим на часы.
Важно: диспетчерам можно не только звонить, но и писать заявление (даже лучше). Только обязательно требовать регистрации телефонной или письменной заявки, потому что она является согласием исполнителя с некачественными услугами. Затем нужно дожидаться прихода специалиста, чтобы составить акт о действительно существующем факте предоставления не отвечающих стандартам услуг. Пример вот здесь: http://novoesozvezdie.spb.ru/forum/net-goryachey-vody-t1078.html
Если ситуация не исправилась, то нужно повторно составить акт (в двух экземплярах), только уже привлекая к этому делу официальных представителей Госжилинспекции и Роспотребнадзора. Этот акт станет железным основанием, чтобы провести перерасчет оплаты услуг и даже выплаты неустойки. Что, к сожалению, встречается довольно редко.
А дальше - в высшие инстанции с твердым намерением получить то, что принадлежит вам по праву.

1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Предоставление коммунальных услуг согласно ГК РФ должно осуществляться на основании договора, который может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентных действий). Чаще всего заключение договора таким образом (пользование ресурсом, его ежемесячная оплата) происходит в отношении услуг холодного и горячего водоснабжения, о которых пойдет речь в настоящем материале.

Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)

Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.

Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:


  • по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
  • до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.

В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.

Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.

Нормативы качества горячего водоснабжения

В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.

Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Некачественные услуги водоснабжения

Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:

  • низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
  • несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.

Для горячего водоснабжения - это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.

Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.

Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).

Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.

Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.

ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях - подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.

Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Судебные споры

Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.

Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.

Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.

В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.