Плоские и круглые кисти. Обзор кисточек для малярных работ

Малярная кисть – инструмент, который наиболее широко используется во всевозможных лакокрасочных работах. Её производство не требует больших временных и материальных затрат. Перед началом работ, ещё ни разу не используемые кисти, следует намылить и замочить, чтоб размягчить ворсины. Срок эксплуатации инструмента возрастет, если щетину смочить льняным маслом.

Виды кистей

Рассмотрим наиболее популярные виды кистей.

Кисти – ручники (КР) имеют большие размеры, щетина у такого инструмента закреплена на короткой ручке при помощи металлического ободка. В том случаи, если слишком длинные ворсинки не дают возможности нормально работать с клеем или масляной краской, то их завязывают бечевкой.

Щётки торцовки

Щетки – торцовки (ШТ) используют тогда, когда нужно придать шероховато — матовый вид свежеокрашенным поверхностям. До, после и при выполнении работ, кисть должна быть максимальной чистой, поэтому её нужно периодически смачивать и вытирать. Применяя данный инструмент, рекомендуется наносить единичные точные удары по обрабатываемой поверхности.

Кисти макловицы (КМА) бывают либо круглыми (диаметр до 170 миллиметров), либо прямоугольными (ширина достигает 200 миллиметров). Они обладают большой производительностью и способны выполнять покрасочные работы с высоким уровнем качества. Кисти-макловицы применяются для водных растворов.

Маховые кисти (КМ) имеют круглую форму. Применяются для грунтования, побелки, промывания и покраски различных поверхностей, в частности тех которые имеют большую площадь. Чтобы производить окраску труднодосягаемых территорий зачастую рабочие самостоятельно прикрепляют к таким щёткам длинные палки.

Филеночные (КФ), имеют вид круглых плоских кисточек, диаметр которых не превышает восемнадцать миллиметров. Нужны чтобы чертить прямые полосы и прорисовывать узкие линии при отделке.

Радиаторные кисти имеют конструкцию способствующую проникновению в труднодоступные места, они часто применяются для покраски батарей и других подобных поверхностей.

Правильный уход

Уход за любой из разновидностей вышеперечисленных малярных кистей не требует особых знаний. Достаточно только при перерывах в работе погружать их в ёмкости с водой, а после применения — промывать в специальных растворах, высушивать и хранить, завернув в бумагу.

Кто из нас не держал в руках обычную малярную кисточку? Казалось бы, этот бесхитростный инструмент, не таит в себе тайн. Тем не менее, при работе с ним, есть ряд моментов, о которых следует поговорить отдельно

Малярные кисти бывают из натуральной свиной щетины и из различного синтетического волокна. Чаще всего это нити из нейлона или полиэфира. Натуральные кисти, лучше подойдут для работы с алкидными и масляными красками, тогда как синтетика хороша при покраске акрилом. Перед началом работы, новую кисть следует вымыть теплой мыльной водой и просушить. Это процедура удалит пыль и сломанные ворсинки, которые могут ухудшить качество покраски.

Макать кисть на всю глубину в банку с краской не стоит. Лучше ограничиться приблизительно половиной длины ворса, а затем, аккуратным постукиванием по внутренней стороне банки, избавиться от излишков краски на кисти. Ни в коем случае не смазывайте лишнюю краску с кисточки о банку! Это нарушит равномерный слой краски на ворсе и процесс окрашивания усложнится. Так же, свои правила покраски существуют для различных материалов, например, потолок следует красить с затемненной стороны, по направлению к окну, а при покраске дерева, движения кисти должны следовать вдоль волокон.

По завершению работ, обязательно удалите оставшуюся на кисточке краску, промойте инструмент в растворителе и просушите. Если следовать этим несложным советам, малярная кисточка прослужит вам долго!

Видео: как работать кистью

Размер кисти

Многие из нас не задумываются над такой, казалось бы мелочью, как размер малярной кисти при проведении малярных и покрасочных работ.

Естественно, это утверждение не относиться к профессиональным строителям — малярам, а актуально для среднего рядового обывателя, к категории, которых мы с Вами и относимся.

Как правило, если мы задумываем что-то покрасить и обновить у нас:

  • В квартире,
  • Доме,
  • Приусадебном участке,
  • Гараже

Мы принимаем во внимание, в первую очередь само покрытие, которое мы будем использовать (краска, лак, эмульсия) и в большей мере заостряем своё внимание на самом типе покрытия и / или его цвете, нежели о том, каким инструментом мы будем выполнять задуманную работу.

Оставляя этот вопрос без должного внимания, и помня о том, что где то в кладовке с баночкой с водой или в лучшем случае с растворителем у нас имеются какие-то кисточки, которые остались с прошлого, а то и с позапрошлого ремонта. Тем самым, совершая серьёзную ошибку, которая в последствие проявляется при высыхании окрашенной поверхности в виде оставшихся на свежей краске волосинок от кисти и, что самое главное, видны следы кисти, которые «вылезают» за пределы того, что мы хотели красить.

Всему виной неправильно подобранный тип и размер используемой малярной кисти.

Итак, чтобы избежать подобных казусов и не расстроиться при виде результата проделанной нами работы, следует знать для каких окрашиваемой поверхностей, применяется тот или иной размер малярной кисти.

В настоящее время в строительных магазинах всегда в продаже можно встретить и приобрести кисти следующих размеров:

  • Кисть малярная размером 25 мм.
  • Кисть малярная размером 38 мм.
  • Кисть малярная размером 50 мм.
  • Кисть малярная размером 63 мм.
  • Кисть малярная размером 75 мм.
  • Кисть малярная размером 100 мм.

Для всех кистей числовой размер (в миллиметрах) относиться, и обозначает ширину рабочей части кисти, то есть, по факту, ширину одного мазка, который получается при нанесении лакокрасочного состава.

Помимо размера малярные кисти разделяются на те, рабочая часть которых создана с использованием искусственной либо натуральной щетины, а также имеется различие в исполнении материалов ручки кистей, которая может быть из пластмассы или дерева.

Особняком в перечне малярные кистей стоят радиаторные и кисти типа «макловица», которые в большей мере подходят для нанесения водоэмульсионных составов.

Рассмотрим первый тип, кисть малярная размером 25 миллиметров.

Данная кисть применяется при окрашивании или покрытии лаком тонких поверхностей, шириной не более спичечного коробка. К таким поверхностям относятся разные штапики, металлические или деревянные прутья диаметром не более 15 миллиметров, а также другие достаточно деликатные детали и поверхности.

Кисть размером 38 миллиметров подходит для окрашивания круглых поверхностей диаметром не более 32 мм, потолочных карнизов и плинтуса шириной не более 5 сантиметров, а также внутренних поверхностей кромок оконных рам.

Малярная кисть рабочим размером 50 миллиметров, пригодна для нанесения лакокрасочных материалов на плинтуса стандартного исполнения, оконные рамы. Также это идеальный размер кисти для окрашивания лестничных перил.

Кисти размером 63 и 75 миллиметров могут с успехом быть взаимозаменяемы и отлично подойдут для покраски:

  • Различных широких металлических и деревянных деталей и конструкций,
  • Оштукатуренных поверхностей (стен),
  • Листов гипсокартона
  • OSB панелей.

Также, данный размер кисти является хорошим вариантом для покраски заборов, а также скамеек, парников и других хозяйственных построек.

Самый большой из представленных размеров в 100 миллиметров послужит хорошим инструментом для:

  • Покраски дверей,
  • (доска, брус),
  • (шифер, жесть).

Видео: обзор малярных кистей

Правильно подобранный размер инструмента позволит получить более качественные результаты работы и оставит довольным своей работой вас и членов вашей семьи.

Приятного Вам ремонта!

Одним из главных инструментов для ремонта, до сих пор является кисточка. Малярная кисть — незаменимый инструмент в ремонте современного времени, даже если учитывать большой выбор инструментов, которые более удобны и технологичны.

Чаще всего кисти используются в бытовых работах, а именно красят стены или другие поверхности, наносят обойный клей, а так же используют в реставрации мебели.

Для получения желаемого результата работы нужно выбирать кисти высокого качества. Именно качество кистей непосредственно определит ход работы и ее результат.


Разновидности малярных кистей

Форма пучка

Существуют кисти с плоской и круглой формой пучка.

Профессиональные маляры чаще всего выбирают плоские малярные кисти. Благодаря эластичности рабочей части, такая кисть позволяет легко работать с составами жидкой и густой консистенции. Разнообразие ширины щетины плоских кисточек позволяет красить поверхности любой площади.

Но не всегда плоская кисть способна справиться со своей задачей. В таких случаях используют круглые кисти для покраски. Кисть с круглой щетиной поможет легко окрасить оконные переплеты.

Размер щетины

Следующий параметр классификации — размер щетины. Бывают различные размеры кистей для покраски — узкие, средние, широкие.

  • Узкими называют кисти, у которых ширина пучка 1-3 см. Такими кисточками удобно красить тонкие элементы и труднодоступные места, рисовать и наносить декоративные элементы.
  • Средние — кисти, щетина которых составляет 3,5 — 6 см. Кисти средних размеров применяют в покраске дверей, мебели, оконных рам.
  • Широкие кисти обычно имеют ширину от 10 см, поэтому из используют в обработке больших поверхностей.


Материал ворса

Материал ворса кисти может быть натуральным, синтетическим и комбинированным.

В состав натуральных кистей входят животный волос, обычно щетина свиньи, коровий, барсучий волос. Благодаря своей расщепленной структуре натуральный волос способен легко впитывать краску, а за счет своей мягкости и податливости натуральные кисти делают покраску простой и быстрой. Такие кисточки отлично подходят для работ с масляной краской или олифой.

Кисти из синтетических материалов тоже обладают хорошей способностью впитывать краску. Но если сравнивать натуральные и синтетические кисти, то можно отметить, что вторые прослужат намного дольше. Такие кисточки идеально подойдут для работы с водными красками.

Пучок комбинированных кистей сочетает в себе натуральный и синтетический ворс. Благодаря такому составу износостойкость ворса увеличивается, а жесткий ворс кисти способен легко удерживать краску.

Область применения кистей

Так же малярные кисти принято разделять по области применения. К каждому виду прилагается фото кисточек для покраски.

Ручные кисти (РК) — самый популярный вид кисточек. Такие кисти бывают и с плоской и с круглой формой ворса. С помощью них наносят клей, грунтовку и краску на поверхностях средних размеров.

Плоские кисти (КП) относятся к универсальным инструментам. Ими окрашивают различные по размеру поверхности, наносят клей, а так же используют в декораторских целях.

Кисти-флейцы (КФ) — плоская кисть с натуральной щетиной. Благодаря своей мягкости и эластичности, щетина флейцевых кистей для покраски поможет устранить потеки, возникшие от более грубых кистей.

Маховые кисточки (КМ) — большие пушистые кисти, с широким пучком. Такими малярными кистями хорошо работать с большими поверхностями — наносить побелку, промывать потолок и стены. Маховые кисти обычно имеют рукоятку размером до 20 см, а так же их можно насадить на длинную палку, что позволит быстрее нанести материал на больших поверхностях.

Макловицы (КМА) — большие кисти плоской или круглой формы. В их состав обычно входит натуральный конский волос и искусственная щетина. Макловицы, благодаря своей густой щетине, обеспечивают большой забор материала и равномерно распределять его по большим поверхностям.

Филеночные кисти (КФК) имеют небольшой размер пучка, обычно до 2 см. Предназначены для работы на малых поверхностях, окраски трудно досягаемых мест, а так же для вытягивания узких полосок (филенок).

Щетка-торцовка (ЩТ) — твердая и жесткая кисть. Благодаря своим свойствам торцовка способна придать текстуру окрашенной поверхности. Так же эта кисть хорошо справляется с устранением неровностей после других приспособлений.


Уход за кистями

Для того, чтобы новая кисточка прослужила долгое время, необходимо следовать определенным правилам использования и хранения инструмента.

Новые кисти перед работой стоит промыть горячей водой с мылом, что очистит рабочую часть от пыли и ломаных щетинок. Так же следует поступить и с ранее используемыми кистями.

Для обретения правильной формы щетины, перед началом малярных работ, кисточку следует разработать. Для этого небольшое количество смеси кистью наносят на шероховатую поверхность, например, кирпич или штукатурку.

Если планируется сделать перерыв, то кисть оставляют в краске или в специальном растворе. При этом инструмент погружается не полностью, а лишь до глубины, чтобы волоски не поломались. При работе с клеевыми, известковыми, масляными и казеиновыми растворами, инструмент замачивается в воде.

Работая с керосиновыми, скипидарными или олифовыми составами следует использовать специальные растворители. Стоит помнить, что деревянные кисти не желательно оставлять в водных растворах, иначе волоски щетины могут выпасть.

Для чистки малярных кистей используется керосин. Затем инструменты нужно промыть в воде с мылом, пока вода не станет прозрачной. В завершении кисти сушат в подвешенном состоянии и так же хранят.

Как выбрать кисть

Задаваясь вопросом «какую кисть для покраски лучше выбрать?», нужно определиться с видом работы, в которой она будет использована. В работе с большими поверхностями подойдет маховая кисточка, а для окраски труднодоступных мест – филеночная кисть.

Рукоятка кисти так же играет немаловажную роль. Если требуется легкий и дешевый инструмент, то стоит остановиться на кистях с деревянной ручкой.

Но большим сроком службы и износостойкостью обладает пластиковая рукоятка. Так же если планируется многократное использование кисти, то стоит выбрать инструмент, пучок которого фиксируется латунным элементом, которому коррозия не страшна.

Фото кистей для покраски

Какой кистью лучше всего покрасить стену? Натуральной, синтетической или смешанной щетиной? Круглой, плоской, с длинной ручкой? Правильная кисть существенно облегчит Ваши малярные работы.

Совет: Если Вы на следующий день планируете продолжить покраску, то кисточку или малярный валик на ночь можно завернуть в пищевую полиэтиленовую пленку.


Валики для покраски, как правило, делаются из поролона, велюра или овчины и могут использоваться для окрашивания стен и других больших поверхностей. Кроме того, существуют валики с телескопической рукояткой, что удобно при покраске потолков.

Область применения: Для покраски больших площадей, таких, как стены и потолки.


Если обычной шлифовки или обычного обтесывания перед покраской стены или другой поверхности не достаточно, то старую краску нужно протравить. У подходящей для этого кисти должна быть пластиковая рукоятка и толстый нейлоновый ворс. Такая кисточка выдержит воздействие даже самых сильных протравочных средств.

Область применения: Используется для протравки.


У такой кисточки круглая, заканчивающаяся конусом рукоятка. Качество кисти зависит от вида ворса и его длины. Пробковый диск в краскоприемнике и нейлоновая обмотка – признаки высокого качества и гарантия хорошего впитывания краски. Слой краски ровно ложится при нанесении на стену или другую поверхность, если кисти придавать легкое вращательное движение.

Область применения: Для окрашевания труб, окон и углов.


Плоская или лакировочная кисть имеет широкую плоскую рукоятку или рукоятку в форме «хвоста бобра». Ворс такой кисти зажат в широкой жестяной рамке, используется она в основном для лакировочных работ. Есть плоские кисти разных размеров. Чем толще, тем выше качество. Качественная кисть должна хорошо впитывать и отдавать краску.

Область применения: Для больших плоских поверхностей, например, плоской поверхности межкомнатных дверей, стен.


Кисть для окон имеет косой срез, обеспечивающий точность линий на оконных рамах и дверях.

Область применения: Для покраски дверей и окон.


Строительные технологии развиваются, но в области малярных работ основными инструментами по-прежнему остаются валики и кисти. Валикам мы посвятили , а теперь поговорим о кистях, их разнообразии и о том, как их применять для различных работ.

Самым распространённым и популярным вариантом являются флейцевые малярные кисти (КФ). Они хорошо знакомы всем, кто так или иначе сталкивался с покраской стен, откосов, окон и других поверхностей.

Флейцы плоские, лопаточкой, щетина надёжно закреплена металлической обтяжкой. Обычно длина щетины — 60 миллиметров. Плоские кисточки удобнее в работе, могут быть различного размера, так что можно купить сразу несколько, чтобы широкой кистью прокрашивать свободное пространство, а более тонкими — оконные перекладины или потолочные плинтусы, например.

Рукоятки у флейцевых кистей могут быть пластиковыми или деревянными, они тоже плоские, эргономичные и хорошо лежат в руке. Специалисты по малярным работам отмечают, что плоская кисть-флейц может впитывать достаточно большое количество краски, это позволяет не делать мазки слишком часто, исключает появление подтёков. Флейц позволяет наносить краску в любых направлениях, при правильной технике брызг не будет. Такие кисти используются со всеми видами краски, лака, олифой, эмалями.

Противоположностью флецам выглядят филеночные кисти (КФК). Они круглые и небольшого диаметра. Для окраски стен и других больших поверхностей они не подходят, обычно филеночные кисточки применяются там, где нужна деликатная работа, например, для нанесения трафаретных рисунков на уже окрашенные поверхности. Кроме того, филеночные кисти можно использовать для вытягивания филенок и нанесения краски в труднодоступные места, куда более толстая кисть просто не достанет.

Ручники (КР). Круглые кисти, которые могут иметь различный диаметр, обычно от 30 до 50 миллиметров. Гладко окрашивают поверхности, могут использоваться для грунтования, окраски узких мест и на небольших площадях.

Мочальная кисть. Традиционно используется для побелки, промывки стен, размывки белил. Сейчас такие кисти изготавливают обычно из коры липы, очищенной от сучков и вымоченной в ёмкости, куда не приникал воздух. Волокна разделяются на тонки полоски и сматываются в кисточку. Воду или раствор мочальные кисти держат хорошо, но при работе с ними будет очень сложно избежать разбрызгивания.

Овальная кисть. Считается профессиональной и начинающими малярами используется нечасто. Овальная форма позволяет наносить мазки и по узким поверхностям, и по широким. Обычно соотношение кисточки — 1:2, то есть просто повернув её нужно стороной, можно получить в два раза более широкую или узкую щетину.

Что касается самой щетины малярных кистей, то она может быть натуральной и искусственной. Например, для тонких филеночных кистей обычно используется мягкая щетина, которая изготавливается из волоса колонка или белки. Лучшими жёсткими кистями считаются созданные из полухребтовой или хребтовой щетины. Они меньше разбрызгивают красу и набирают больше красящего состава. Но стоят такие кисти из натуральной хребтовой щетины обычно дороже.

Дешевле кисти, созданные из конского волоса, но их ворс быстро теряет гибкость и сваливается, служат они недолго. Синтетическое волокно — неплохой вариант, при правильном использовании такой кисти она прослужит долго. Но искусственные кисти удерживают меньше краски, она может капать на пол, расход с ними несколько выше.

Чтобы проверить качество щетины, следует согнуть её — она должна быстро восстановить свою первоначальную форму. Волоски не должны топорщиться, располагаются они равномерно и ровно. Недопустимы расщеплённые концы щетины и выпадение волосков сразу после первого сгибания.

В наш век высоких технологий производство такой простой вещи, как кисть, кажется делом нехитрым. Однако, создание качественной художественной кисти - достаточно серьезная работа. Еще три столетия назад художникам приходилось самостоятельно изготавливать для себя кисти, и только затем появились ремесленники, которые стали производить эти инструменты для художников.

Сегодня процесс производства кистей объединяет как традиционные методы, так и передовые современные технологии, предлагая всем профессионалам и любителям художественного творчества замечательные инструменты для живописи.

Художественные кисти производятся в широком диапазоне размеров, типов и материалов. Как разобраться в этом многообразии?

Рассмотрим сначала, из каких основных частей состоит художественная кисть:

  • волосяной пучок/head (рабочая часть кисти) состоит из натуральных или синтетических волос, собранных в пучок определенной формы и размера,
  • металлическая обойма/ferrule (капсюль, гильза) обеспечивает конструктивную опору для волосяного пучка, служит для придания формы и соединения его с ручкой. Обойма, как правило, изготовлена из устойчивого к коррозии металла: латуни, меди, алюминия. Качественная обойма должна быть цельнометаллической (бесшовной).
  • ручка/handle (древко) производится преимущественно из древесины твердых пород деревьев (берёзы, осины, бука, ольхи). Есть и исключения, например, акварельные кисти с акриловыми ручками. Деревянные ручки обычно покрыты лаком для защиты от воздействия красок и жидкостей.

Остановимся теперь на основных формах художественных кистей.

Из всего многообразия форм и размеров выделим 2 основных вида кистей - круглые и плоские . Круглые кисти имеют цилиндрическую форму обоймы, а плоские - сплющенную (плоскую). И круглые и плоские кисти также делятся на подвиды в зависимости от длины и формы пучка.

Пожалуй, самые универсальные. Волосяной пучок обжат в обойму цилиндрической формы и образует во влажном состоянии закругленный кончик.

Качественная круглая кисть позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишки краски и легко ополаскивается. Необычайная эластичность такой кисти позволяет отобразить каждый жест художника, желающего добиться особой выразительности мазка. Хорошая круглая кисть имеет острый кончик, который позволяет выполнять тончайшие детализированные работы.

Кстати, в старину именно круглые кисти были наиболее распространенными, т.к. консистенция традиционных масляных красок в то время была более «сливочной». удерживали больше краски и давали четкие сочные линии.

Существует широкое многообразие круглых кистей, их толщина и размеры зависят от того, в какой области художественного творчества они применяются: для миниатюрных работ, заливочные, шрифтовые, лайнеры.

Кисти для миниатюрных работ - тонкие и наиболее короткие из круглых кистей, имеющие достаточно короткий или средней длины ворс. Они используются для тонких скрупулезных работ. Такие кисти позволяют поставить тончайшую точку или провести тончайшую линию небольшой длины.

Заливочные кисти - толстые круглые кисти из мягкого ворса. Используются в акварельной живописи для заливки цветом больших площадей, а также для базовых плотных мазков.

Это кисти с плоской обоймой и прямым краем, первоначально ставшие популярными среди художников-импрессионистов конца XIX века. достаточно универсальны, они способны удерживать много краски и хороши как для заливки больших участков, так и для создания четких широких мазков. Почти все мазки, сделанные при помощи плоской кисти, образуют угловой или прямой край, поэтому они часто используются «мокрым по мокрому» (при этом маскируются или смягчаются характерные резкие края). Очень востребованы плоские кисти в архитектурной живописи.

Формы мазка плоской кисти разнообразны и зависят от материала, из которого изготовлен пучок, от его жесткости, а также от техники нанесения мазка.

Контурные кисти - вид плоских кистей, который имеет более короткий пучок. Это придает им большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме того, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Скошенные кисти (ретушные) - плоские кисти, имеющие пучок, скошенный под углом. Используются для создания набросков и эскизов, позволяют проводить очень четкие линии, очерчивая острые углы.

Кошачий язык (овальные , филберт) - любимая многими художниками плоская кисть купольной или овальной формы. Эта кисть универсальна и подходит как для крупных мазков, так и для мелких деталей, совмещая в себе свойства как плоской, так и круглой кисти (если держать ее в перпендикулярном положении к поверхности). При помощи этой кисти можно не отрывая руки легко переходить от толстых линий к тонким, а также создавать переходы одного цвета в другой.

Для большинства работ, как уже упоминалось, требуется две или более основных - круглых и плоских кистей. Кроме того, существует целый ряд специальных кистей , которые нужны не так часто и предназначены для создания каких-либо специфических эффектов.

Ретушные - лучшие кисти для очень точного мазка. Они напоминают срезанную под острым углом плоскую кисть. Кончик такой кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущей краску, поэтому такая кисть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких участках картины, а также для прорисовки контуров.

Трафаретные - объемные плотные кисти круглой формы, имеют тупой плоский кончик волосяного пучка. Кисти служат для нанесения краски через трафарет вертикальными ударами. Кроме того, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Флейц - широкая плоская кисть, предназначенная для нанесения широких слоев краски одним мазком и для свободной живописи заливками. Используется, главным образом, с акварелью, поскольку может удерживать много краски; всего несколькими движениями позволяет создавать большие по площади фактуры.

Веерные - плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Они предназначены для растушевки краски, уже нанесенной на основу. С помощью таких кистей можно сделать утонченную цветовую растяжку. Они подходят также для смешивания, смягчения контрастов и фактуры. Используются для создания спецэффектов в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.

(швабра) - круглая кисть, сделанная из мягкого натурального волоса, способна впитывать большое количество краски. Используется для работы на больших площадях, смачивания поверхности, удаления излишней влаги.

Окончательно решить, какая же кисть необходима для работы с теми или иными красками, помогут знания о природе ворса, из которого изготовлен волосяной пучок кисти.

Шрифтовые кисти (шлепперы) - круглые тонкие кисти с длинным ворсом для работы с жидкими красками. Применяются для нанесения тонких ровных линий, надписей, для создания подсветки. Удлиненный волосяной пучок служит резервуаром для краски, что позволяет провести длинную линию без повторного наполнения кисти.

Специальные кисти с длинным ворсом (от 10 мм до 25 мм), часто используемые в аэрографии для подчеркивания контуров, для проведения очень длинных линий одинаковой толщины. Основание пучка кисти служит резервуаром для краски, «питающим» удлиненную сердцевину, что позволяет долго вести тонкую непрерывную линию без дополнительного добора краски.